Что входит в состав трикотажа. Виды трикотажных полотен

Что входит в состав трикотажа. Виды трикотажных полотен

Все потребительские свойства, присущие трикотажным изделиям, можно условно разделить на следующие группы:

♦ свойства, влияющие на срок службы;

♦ гигиенические свойства;

♦ эстетические свойства.

Специфическое проявление потребительских свойств одежды из трикотажа в условиях ее эксплуатации в отличие от изделий из тканей, нетканых и других материалов обусловлено прежде всего особенностями строения трикотажа, отличиями в моделировании, конструировании и изготовлении этой одежды, модой на трикотаж и т.д.

Свойства, влияющие на срок службы трикотажных изделий. К ним относятся прочность, удлинение, растяжимость, упругость и эластичность, формовочные свойства, распускае-мость, износостойкость, формоустойчивость, ремонтопригодность, прорубаемость, закручиваемость краев и др.

Прочность трикотажа зависит от вида сырья, структуры пряжи и нитей, переплетения и плотности вязания, отделки полотна. По сравнению с тканями прочность его несколько ниже за счет изгиба нитей петельной структуры. Прочность трикотажа постепенно уменьшается по мере увеличения угла между направлением петельных столбиков и направлением растяжения, а удлинение увеличивается.

Удлинение трикотажа значительно больше, чем удлинение тканей, что определяется его петельной структурой и обусловливается способностью петель изменять свою форму под действием внешних сил, при этом происходит изменение длины одних участков петли за счет других. Например, при растяжении трикотажа вдоль петельных столбикон увеличиваются палочки петель и сокращаются протяжки, т.е. увеличивается высота петельного ряда за счет уменьшения величины петельного шага. При переходе нити из одних участков петли в другие ей приходится преодолевать сопротивление сил трения, действующих в местах контактов нитей друг с другом, жесткость, в результате чего в нити развиваются напряжения, под действием которых она деформируется. В начальный период растяжения большие удлинения трикотажа (20—100 %) соответствуют небольшим нагрузкам (2—4 % от разрывной), так как в этот период деформация происходит за счет изменения конфигурации петель. В дальнейшем при увеличении нагрузки наблюдается замедленный рост деформации. На удлинение трикотажа оказывают влияние свойства нитей, вид переплетения, плотность и отделка полотен, направление растяжения.

Растяжимость трикотажа характеризует его способность удлиняться при действии нагрузок, меньше разрывных. Она может быть как положительным свойством (для чулочно-но-сочных и других изделий), так и отрицательным (для верхних изделий). В трикотаже контакты между нитями петель слабее,

чем в тканях, что является причиной его большей деформируемости за счет изменения формы петли при приложении даже небольшой нагрузки, что минимизирует усилия человека при выполнении различных движений. При воздействии на трикотаж концентрированной нагрузки петельная структура ослабляет напряжения, которые волнообразно перераспределяются на другие участки. Это существенно и выгодно отличает трикотаж от ткани, где структура элементов (основы и утка) более закреплена, т.е. менее подвижна и обусловливает более высокую износостойкость трикотажных изделий в сравнении с изделиями из тканей. Благодаря этому изделия из трикотажа хорошо сохраняют форму и меньше сминаются. В зависимости от растяжимости устанавливаются соответствующие значения припусков в конструкции трикотажных изделий, определяются режимы настилания полотен при раскрое, оборудование, предотвращающее вытягивание швов и деформацию всего изделия при шитье и влажно-тепловой обработке. Растяжимость полотен зависит от вида переплетения и плотности трикотажа, свойств пряжи. При увеличении длины нити в петле и уменьшении толщины нити растяжимость трикотажа увеличивается.

Все трикотажные полотна по степени растяжимости по ширине при нагрузке 6 Н делят на три группы: с растяжимостью от 0 до 40 % ; от 41 до 100 %; свыше 100 %.

Наиболее растяжимыми полотнами являются гладь и ластик.

По соотношению частей полной деформации — упругой, эластической и пластической — трикотаж также существенно отличается от тканей. Величина полной деформации и ее составных частей зависит от времени действия нагрузки, вида переплетения, вида волокон, плотности полотна, направления растяжения, условий окружающей среды. Для трикотажных полотен характерна очень высокая доля исчезающей части деформации, т.е. упругой и высокоэластической (60—90 % от полной деформации). Величина остаточной (необратимой) деформации в трикотаже составляет от 0 до 8—9 %, при этом, как правило, необратимые деформации по длине значительно меньше, чем по ширине.

По величине условно-остаточных деформаций все трикотажные полотна делят на три группы: группа малых деформаций — 0—2 % ; группа средних деформаций — 2,1—5,0 %; группа больших деформаций — 5,1 % и выше. В некоторых случаях (при действии влаги, чрезмерном растяжении) в деформации может преобладать пластическая доля.

Изделия из трикотажа, изготовленные из нитей и пряжи с упругим удлинением (из нитей эластика, шерстяной пряжи),

удобны в носке и обеспечивают хорошее облегание частей тела, при этом не стесняя движений. Форма трикотажа, изготовленного из нитей и пряжи с неупругим удлинением (хлопчатобумажных, вискозных), легко изменяется во время эксплуатации, изделия быстро теряют внешний вид и изнашиваются. Для устранения этого недостатка применяют малорастягиваю-щиеся переплетения и изменяют сырьевой состав пряжи.

На рис. 3.2 приведен график изменения различных частей деформации зависимости от величины нагрузки на образец при растяжении интерлочного хлопчатобумажного полотна вдоль петельных столбиков. Деформации, расположенные между кривыми 1 и 2, являются упругими, между кривыми 2 и 3 — эластическими и между кривой 3 и осью абсцисс — необратимыми (пластическими).

Рис. График изменения частей деформации трикотажного полотна в зависимости от нагрузки

При действии многоцикловых растягивающих нагрузок в трикотаже происходит перетягивание нитей в петлях, легко изменяется их форма, что приводит к резкому изменению структуры полотна. При разгрузке (в каждом цикле) трикотаж вследствие упругости петель легко восстанавливает свои размеры. Поэтому в трикотаже в отличие от тканей медленнее накапливаются остаточные деформации. Благодаря этому изделия из трикотажа хорошо сохраняют форму и меньше сминаются.

Эластичность — способность полотна принимать первоначальную форму после снятия нагрузки, вызвавшей деформацию, определяется величиной упругой деформации, которая зависит от упругости пряжи и нитей, плотности вязания, структуры переплетения и вида отделки. Большой эластичностью обладают кулирная гладь, двухизнаночное переплетение, интерлок.

Распускаемость в общем является отрицательным свойством трикотажа, влияющим на срок службы изделий. Она характеризуется способностью петель при обрыве или натяжении нити выскальзывать друг из друга. Наибольшим коэффициентом трения нити о нить обладают нити из волокон шерсти, хлопка, текстурированные, фасонной крутки. Следовательно, распускаемость трикотажа из таких нитей меньше, чем поло-тен из гладких нитей. Распускаемость зависит от крутки нитей, их толщины, упругости, угла обхвата нити нитью, длины нити в петле, плотности трикотажа, вида отделки, направления и степени его растяжения в момент обрыва петли. Трикотаж из пряжи повышенной крутки, а также ворсованный, повышенной плотности имеет меньшую распускаемость. Значительно влияет на распускаемость вид переплетения. Поперечно-вязаные переплетения могут распускаться в направлениях как петельных рядов, так и петельных столбиков, а основовязаные — только вдоль петельных столбиков, в направлении, обратном вязанию. Наибольшей распускаемостыо характеризуются главные кулирные переплетения, особенно гладь, которая распускается как в направлении вязания, так и в обратном.

По степени распускаемости трикотаж можно разделить на распускаемый, слабораспускаемый и нераспускаемый.

К распускаемому относится поперечно-вязаный трикотаж почти всех базисных переплетений, так как петельные ряды такого трикотажа состоят из одной непрерывной нити.

К слабораспускаемому можно отнести производные и некоторые рисунчатые переплетения поперечно-вязаного трикотажа, у которых петельные ряды состоят из двух и более нитей, так как при обрыве нити одной петли смежные с ней петли, образованные из другой нити, трение оборванных концов петли о петли другой системы, о дополнительные нити, начес и прочее будут препятствовать быстрому распусканию полотна.

К нераспускаемому относится трикотаж основовязаных переплетений. В трикотаже этих переплетений горизонтальные ряды петель состоят из такого же числа нитей, сколько имеется петель в ряде. Основовязаные переплетения по петельным рядам совсем не распускаются, поскольку все петли в ряду образованы из разных нитей.

Износостойкость трикотажа, обусловленная комплексным воздействием механических, физико-химических, бактериологических факторов, иногда меньше, чем у ткани, так как в трикотаже разрыв нити от истирания может привести к спуску петли. Несмотря на многообразие разрушающих воздействий,

основной причиной износа является истирание. Устойчивость к истиранию зависит от вида волокон, структуры пряжи (нитей), степени закрепления волокон в пряже и полотне, переплетения, плотности, характера поверхности, массы 1 м 2 полотна, вида отделки. Характер и интенсивность износа зависят и от условий эксплуатации изделия, характера трудовой деятельности, индивидуальных особенностей человека, условий внешней среды и др. Гладкие, мягкие и упругоэластичные полотна более устойчивы к истиранию, чем жесткие и шероховатые. Стойкость к истиранию растет с увеличением толщины пряжи, так как увеличиваются число волокон, сопротивляющихся истиранию, и площадь контакта образца с поверхностью абразива. Стойкость к истиранию снижается с уменьшением плотности и увеличением длины нити в петле, так как уменьшается масса истираемого образца и площадь его контакта с абразивом, а также ослабляются внешние и межволоконные связи в пряже вследствие увеличения длины ее закрепляемых участков в петле, и структура полотна становится более рыхлой. При истирании трикотажа не в свободном, а в растянутом состоянии (участки сиденья, колена, локтя) устойчивость к истиранию снижается. При увеличении ширины шва стойкость к истиранию возрастает, и наиболее износостойки плоские швы, не вызывающие концентрации разрушающих воздействий в области шва. При использовании вместо ниток пряжи шов становится мягче и тоньше, что несколько улучшает условия поведения полотна в области шва.

Существенным недостатком трикотажных полотен является пиллинг — образование вследствие рыхлой структуры пряжи и открытых участков петель на поверхности полотен шариков (ииллей) из закатанных кончиков отдельных волокон, ухудшающих вид изделия. Наиболее значительным и устойчивым пил-лингом характеризуются изделия из пряжи прочных синтетических волокон (полиэфирных и полиамидных) и пряжи с их содержанием, меньше пиллинг у изделий из шерстяной пряжи. Легче подвергаются пиллингу: более тонкие и короткие волокна; изделия из аппаратной пряжи (более ворсистой); изделия из пряжи невысокой крутки (с менее закрепленными волокнами); трикотаж с меньшей плотностью и более шероховатой поверхностью (и с менее закрепленными волокнами), Пиллинг может быть значительно уменьшен в результате применения специальных видов отделки трикотажа.

На рис. 3.3 показано изменение некоторых свойств трикотажа в зависимости от волокнистого состава.

Рис. Влияние волокнистого состава смески на основные свойства трикотажа

Усталость трикотажа обусловлена незначительными, многократно прикладываемыми, растягивающими нагрузками в результате движений человека в процессе носки одежды и приводит к расшатыванию структуры трикотажа. При таких растяжениях петли меняют свою форму, нити истираются друг о друга и деформируются. Многократные растяжения и изгибы редко полностью разрушают трикотаж. Признаком усталости служит накопление необратимых деформаций, вызывающее образование неисчезаемых заминов в местах повторяющихся изгибов или выпуклостей на отдельных участках. Время появления признаков усталости трикотажа в первую очередь зависит от вида волокон и структуры переплетения, направления растяжения, величины деформации или нагрузки в каждом цикле, числа циклов и т.д. Благодаря высокой упругости петель и слабости контактов нитей в местах их переплетения трикотаж легко восстанавливает свои размеры, и накопление усталости идет значительно медленнее, чем в тканях.

Устойчивость к физико-химическим и биологическим факторам, как правило, зависит только от вида волокна.

Формоустойчивость — способность трикотажа сохранять в определенных пределах размеры и форму при различных воздействиях — во многом зависит от упругих свойств полотна. Трикотаж обладает высокой растяжимостью при одно- и двухосных нагрузках и способностью восстанавливать первоначальные размеры (формоустойчивость). Наибольшей формоустой-чивостью характеризуются полотна комбинированных переплетений, а также изготовленные из текстурированных нитей.

Возможность придавать многим видам трикотажных изделий законченную форму в процессе вязания не только сокращает расход сырья на каждое изделие, но и способствует уменьшению (или даже исключению) количества швов, складок и вытачек, что в итоге приводит к снижению деформируемости изделий при их эксплуатации. Это в свою очередь уменьшает необходимость в глаженьи таких изделий и, следовательно, облегчает уход за ними. Существенным преимуществом трикотажных изделий над аналогичными по волокнистому составу изделиями из тканей является их более высокая способность восстанавливать свою форму после стирок, химических чисток, глаженья, прессования и других влажно-тепловых обработок. Это обусловлено лучшими упругоэластическими свойствами трикотажа и меньшей его сминаемостью. Следовательно, по удобству поддержания необходимой формы изделия из трикотажа выгодно отличаются от изделий из тканей. Вместе с тем легкая деформируемость многих видов трикотажных полотен в отличие от тканей при приложении небольших по величине растягивающих нагрузок значительно усложняет подготовительно-раскройный и пошивочный процессы изделий, а также затрудняет придание им стабильных форм и размеров.

Усадка трикотажа обусловлена теми же причинами, что и усадка тканей, а именно — релаксационными процессами и набуханием волокон и нитей. Под влиянием влаги перестраивается структура трикотажа: изменяется конфигурация петель, смещаются точки контакта нитей, в петлях меняется соотношение петельного шага и высоты петельного ряда. Большая усадка трикотажа по сравнению с тканями объясняется большей подвижностью его петельной структуры. Большой усадкой характеризуются изделия из натуральных волокон — хлопка, шерсти. Так же как и в тканях, наибольшая усадка в трикотаже наблюдается в направлении петельных столбиков, так как именно в этом направлении полотна испытывают наибольшие растяжения при выработке. Иногда усадка по петельным столбикам сопровождается увеличением размеров трикотажа по петельным рядам (отрицательная усадка — притяжка). Повышенная усадка трикотажа отрицательно сказывается на устойчивости размеров и форм изделий. Поэтому в процессах проектирования и производства одежды необходимо предусматривать возможное изменение линейных размеров изделий с учетом усадки полотен. Для снижения усадки в состав пряжи вводят синтетические волокна, полотна подвергают малоусадочной отделке с использованием синтетических смол.

Изменение линейных размеров после мокрой обработки должно соответствовать требованиям ГОСТа.

Устойчивость к образованию затяжек зависит от вида и структуры нитей, переплетения, обработки изделий аппретирующими веществами и смолами. Склонность к затяжкам характерна прежде всего для чулочно-носочных изделий из синтетических (капроновых) нитей.

Трикотажные изделия, как правило, являются ремонтопригодными (восстанавливаемыми). К положительным свойствам трикотажа можно отнести высокое сопротивление образованию складок; высокое сродство поверхности (из-за развитой сети элементарных ячеек структуры) к склеиванию, оплавлению и дублированию с другими материалами.

Формовочные свойства трикотажа благодаря его большой растяжимости выше, чем у тканей, и позволяют легко обеспечивать создание пространственной формы одежды, покрывать поверхность тела человека без морщин и складок. У трикотажа высокие формообразующие свойства (возможность плоского; двухмерного полотна принимать трехмерную пространственную форму, которую обычно получают за счет раскроя и пошива). Так, вследствие высокой эластичности и упругости трикотажа многие виды изделий (чулочно-носочные, верхние и бель-; евые, спортивные, перчаточные и др.) плотно облегают фигуру человека, не стесняют его движений, более удобны в носке.

Трикотажные изделия в большей мере соответствуют потребу ностям населения (особенно детей) в размерных характеристик ках.

Прорубаемость полотна иглой вызывает спуск петель, снижает качество изделий, сокращает срок службы. Она зависит волокнистого состава, структуры и свойств нитей (удлинения коэффициента трения между нитями), плотности трикотажа отделки, влажности полотна, режима шитья.

Закручиваемостъ краев характерна для трикотажа однарных переплетений и объясняется стремлением петель, pacположенных по краям полотна, выпрямиться. Закручивав мость трикотажа зависит от ряда факторов; свойств волокон (из упругости), толщины, структуры, крутки нитей, вида переплет тения, плотности, отделки полотна. Так, из-за высокой упру- - гости шерстяных волокон полотна из шерстяной пряжи закручиваются больше, чем трикотаж из хлопчатобумажной пряжи» с увеличением плотности вязания закручиваемость возрастает-Двойные кулирные основовязаные полотна не закручиваются, так как стремление нитей к закручиванию на одной и другой

сторонах полотна взаимно нейтрализуется. Закручиваемость трикотажа в общем явление отрицательное, поскольку создает серьезные трудности в процессах раскроя полотен (при настилании, контроле качества раскроя и комплектовании кроя), выполнения швов при изготовлении одежды. Закручиваемость можно несколько снизить каландрированием, в процессе которого нити расплющиваются и вдавливаются друг в друга, при этом закрепляются петли. Закрученные края изделий могут являться и украшением, в таких случаях закручиваемость будет положительным свойством.

Серьезные затруднения при раскрое и изготовлении изделий вызывает перекос петельных столбиков в поперечно-вя-заном трикотаже. Он возникает при применении в трикотажном производстве нитей или пряжи с неуравновешенной круткой, нарушении технологии операции ширения полотна при отделке. Перекос петельных столбиков устраняется при отделке, но после стирки он восстанавливается. В изделиях, изготовленных из такого трикотажа, отмечаются искажение объемной формы в процессе носки, ухудшение их внешнего вида. Предотвратить перекос петельных столбиков можно при вязании полотен из крученых или трощеных нитей, используя при этом нити противоположной крутки. Перекосы петельных рядов наблюдаются у полотен, выработанных на круглых поперечно-вязальных многосистемных машинах.

Гигиенические свойства трикотажных изделий. К ним относятся: теплозащитные, проницаемости, гигроскопические, электризуемость и др.

Теплозащитные свойства трикотажа зависят не столько от теплопроводности волокон, сколько от его пористости, толщины, структуры пряжи, переплетения, отделки, влажности, воздухопроницаемости. Трикотаж обладает большей пористостью, чем ткани, поэтому и теплозащитные свойства его выше (при отсутствии ветра). Лучшими теплозащитными свойствами обладают полотна двойных переплетений (интерлок, фанг, пла-гированные, плюшевые и др.), так как эта структура полотна обеспечивает наличие закрытых воздушных пор, а также ворсованные (начесные) полотна и полотна, изготовленные из шерстяных и высокообъемных пряжи и нитей.

Ветрозащитные свойства трикотажа низкие, что обусловлено высокой пористостью его петельной структуры.

Воздухопроницаемость — способность материала пропускать воздух — зависит от пористости, количества и величины открытых пор, вида пряжи (нитей), толщины полотен, плот

ности полотна, вида переплетения, наличия аппрета, влажности полотна и др. Этот показатель благодаря петельному строению в изделиях из трикотажа выше, чем в изделиях из тканей. Выгодным преимуществом трикотажа по сравнению с тканями является и то, что он, обладая большой воздухопроницаемостью, имеет высокие теплозащитные свойства. Благодаря наличию пор, обусловленных структурой трикотажа, он хорошо сохраняет тепло, когда человек находится в состоянии покоя, и легко отдает избыточное тепло, когда человек энергично двигается. Отмеченные свойства являются особенно ценными для изделий, непосредственно соприкасающихся с телом человека (белье, чулочно-носочные, спортивные изделия). В то же время для верхних, перчаточных, платочно-шарфовых, чулочно-носочных изделий зимнего ассортимента высокая способность пропускать воздух отрицательно сказывается на их теплоизолирующей способности.

Паропроницаемость — способность материала пропускать пары воды из среды с большей относительной влажностью в среду с меньшей влажностью. Зависит она от тех же факторов, что и воздухопроницаемость. Сравнительно большое количество сквозных пор в трикотаже по сравнению с тканями и более крупные их размеры при прочих равных условиях обеспечивают и более быстрое поглощение трикотажем парообразной и жидкой влаги, что в значительной мере облегчает вентиляцию пододежного пространства при носке белья, чулочно-носочных и других изделий. Шерстяные и вискозные полотна способны проводить в несколько раз больше паров воды, чем синтетические. У синтетических полотен такого же строения пар проходит в основном через поры. Паропроницаемость трикотажных изделий выше, чем изделий из тканей.

Пылепроницаемость трикотажа обусловливается теми же факторами, что и воздухопроницаемость и, кроме того, зависит от размеров частиц и свойств пыли, электризуемости полотен и др. Пылепроницаемость полотен из природных волокон больше, а синтетических полотен, которые лучше задерживают пыль, — меньше. В связи с высокой пористостью пылепроницаемость трикотажа более высокая по сравнению с изделиями из тканей.

Пылеемкость трикотажа зависит от волокнистого состава, строения и свойств волокон, структуры и характера отделки полотна. Полотна с шероховатой поверхностью и сильнопористой структурой имеют большую пылеемкость. Пылеемкость трикотажа, следовательно, выше, чем изделий из тканей.

Проницаемость (прозрачность) для ультрафиолетовых лучей. Вследствие своей петлеобразной структуры тонкие трикотажные полотна обладают высокой пропускаемостью ультрафиолетовых лучей.

Загрязняемость. Более высокая пористость и шероховатая поверхность трикотажа в отличие от многих видов тканей обусловливают и ряд существенных его недостатков — высокую пы-лепроницаемость и пылеемкость, что приводит к повышенной загрязняемости некоторых видов трикотажных изделий. Вместе с тем наличие большого количества крупных сквозных пор в трикотаже в значительной мере облегчает циркуляцию стиральных растворов и соответственно быстрое удаление загрязнений.

К положительным свойствам трикотажа следует отнести легкую отстирываемость.

Гигроскопичность трикотажа характеризуется его способностью поглощать и отдавать водяные пары; она выше, чем в изделиях из ткани. Трикотаж из шерстяных, хлопковых, вискозных волокон имеет более высокую гигроскопичность, чем трикотаж из ацетатных и синтетических волокон. Трикотаж из целлюлозных волокон быстро поглощает и отдает влагу, из шерстяных — медленно. Скорость поглощения и испарения влаги зависит также от структуры трикотажа: чем плотнее полотно, тем медленнее протекает процесс поглощения и испарения влаги. Специальные отделки (обработка синтетическими смолами) снижают гигроскопичность. Гигроскопичность более пористого трикотажа выше, с повышением относительной влажности воздуха гигроскопичность увеличивается, а с повышением температуры — уменьшается.

Водопоглощаемость — способность впитывания материалом капельно-жидкой влаги. У трикотажных изделий она выше, впитывание воды происходит быстрее, чем у изделий из тканей, что особенно актуально для бельевых изделий. Водопоглощаемость трикотажа зависит от волокнистого состава, структуры пряжи (нитей), вида переплетения и характера отделки. Трикотаж рыхлой петельной структуры, из пушистой нити обладает более высокой водопоглощаемостью, чем плотное полотно из гладкой нити.

Капиллярность трикотажа свидетельствует о его способности отводить влагу и зависит от вида волокон, структуры пряжи (нитей), переплетения.

Необходимая одежде гигиеничность обеспечивается рядом свойств, причем недостаток одних в отдельных случаях может

быть компенсирован достоинством других. Например, недостаточная гигроскопичность синтетических волокон может компенсироваться высокой водопоглощаемостью и капиллярностью, если синтетическая нить пушиста, извита, а трикотаж имеет рыхлую петельную структуру.

Электризуемость трикотажных изделий зависит от вида волокон, толщины полотна, линейной плотности нитей. Чем толще полотно, выше линейная плотность нитей, тем выше электризуемость. Из химических волокон наибольшей элек-тризуемостью обладают капроновые и ацетатные волокна. Для уменьшения электризуемости применяют переплетения, в которых электризующиеся волокна располагаются внутри полотна, обрабатывают антистатическими препаратами.

Эстетические свойства трикотажных изделий. Они обусловливаются в основном целостностью композиции, стилевой направленностью, функциональностью модели. Основные эстетические свойства трикотажа — фактура, цветовое оформление, блеск, прозрачность, матовость, жесткость, драпируемость, упругость, сминаемость, стабильность формы при эксплуатации и др.

Основными компонентами (элементами) композиции и средствами ее построения являются линии, пропорции, материал, зрительная масса, отделка, ритм.

Стилевая направленность характеризует соответствие трикотажного изделия и его свойств требованиям моды и стиля.

Функциональность трикотажного изделия характеризует соответствие формы, цвета, рисунка, расцветки, отделок, свойств полотна и фурнитуры назначению изделия в зависимости от пола и возраста потребителя, рода его деятельности, окружающей обстановки, климатических условий, района эксплуатации и т.д.

На внешний вид трикотажа влияют структура пряжи и нити, вид переплетения, рисунок, плотность, длина нити в петле, пористость, фактура поверхности, а также вид отделки.

По сравнению с тканями трикотаж благодаря своей петельной структуре обладает меньшей сминаемостъю.

Эстетические свойства трикотажных изделий зависят от цветовой гаммы, характера и композиции рисунка применяемых полотен, силуэта, формы и композиции элементов самого изделия. Важное значение имеют использование полотен в соответствии с назначением изделия; конструкция, обеспечивающая правильную посадку на фигуре человека, а также точность и тщательность изготовления и качество отделки.

Внешний вид трикотажных изделий и соответствие их современному направлению моды во многом зависят от правильности моделирования.

При моделировании изделий из трикотажа форма отдельных деталей создается как за счет швов, вытачек, складок, так и в процессе вязания трикотажа путем изменения структуры переплетений. Например, чтобы получить прилегающую форму, применяют переплетения, обладающие различной растяжимостью.

Влагопроницаемость — способность трикотажа пропускать водяные пары из среды с повышенной влажностью воздуха в среду с меньшей влажностью. Свойство обеспечивает нормальные условия для жизнедеятельности организма человека путем удаления из пододежного пространства излишней влаги в виде водяных паров.

Воздухопроницаемость — показатель, характеризующийся коэффициентом, который показывает количество воздуха, проходящего через 1 м 2 трикотажа за 1 с, при определенной разности давления по обеим сторонам материала. Зависит от плотности, вида переплетения, толщины, волокнистого состава и структуры нитей, из которых выработан трикотаж.

Гигроскопичность — способность полотна поглощать влагу из окружающей среды.

Закручиваемость — способность края полотна (изделия) закручиваться, определяемая упругостью нитей, изогнутых в петлях, и стремящихся выпрямиться. Двойные переплетения как поперечно-вязаные, так и основовязаные не закручиваются, так как стремление нитей в петлях на одной стороне трикотажа распрямиться нейтрализуется таким же стремлением нитей другой стороны.

Износостойкость трикотажа — способность трикотажного полотна длительное время противостоять действию разрушающих факторов, которым оно подвергается при эксплуатации.

Истирание — механическое разрушение (износ) полотна при трении об окружающие предметы. Зависит от структуры материала и вида истирающих поверхностей.

Капиллярность — показатель, характеризующий скорость влагопоглощения полотном жидкости, выражается в мм.

Пиллингуемость — способность полотен образовывать на поверхности пилли. Зависит от вида волокон, их длины и тонины, механических свойств, а также строения трикотажа.

Прочность на разрыв — характеризуется величиной разрывной нагрузки, т. е. наибольшим усилием, выдерживаемым прямоугольным образцом трикотажа стандартного размера к моменту разрыва.

Пылеемкость — способность трикотажного полотна удерживать на поверхности полотна пыль.

Разрывное удлинение — деформация, возникающая под воздействием растягивающей нагрузки к моменту разрыва трикотажа. Определяют в абсолютных величинах как разность конечной и первоначальной длины или в процентах от первоначальной длины (относительное удлинение).

Распускаемость — способность свободных петель трикотажа при натяжении нити, образующей эти петли, или при обрыве нити в петле выскальзывать друг из друга как по направлению петельного ряда, так и по направлению петельного столбика.

Растяжимость — характеризуется величиной деформации при растяжении, которая в зависимости от вида переплетения и свойств нитей может быть упругой и неупругой. Изделия из трикотажа с упругой деформацией не теряют своей первоначальной формы при снятии растягивающих нагрузок. Неупругая деформация приводит к необратимой деформации в процессе носки изделий. В зависимости от растяжимости полотна разбивают на три группы. К первой относятся полотна с растяжимостью менее 40%, ко второй — от 40 до 100%, к третьей — более 100%.

Усадка — изменение линейных размеров трикотажа под действием внешних факторов. Различают линейную усадку (по одному из измерений), поверхностную и объемную.

Наверное, редко можно встретить человека, в чьем гардеробе не отыщется несколько вещей из трикотажа. Эта эластичная, мягкая ткань находится среди любимчиков многих модельеров и модных домов. Трикотаж универсален, и в зависимости от состава может превратиться и в легкое летнее платье, футболку или юбку, и в достаточно плотную кофточку для осени или зимы.

Его свойство принимать какую угодно форму и плавно подстраиваться под различные изгибы, обусловлено способом соединения нитей. С помощью специальной вязальной машины получают и соединяют петельки, отсюда и пошло название ткани - с французского языка трикотаж можно перевести, как «вязать».

Виды трикотажа

Эта ткань имеет множество вариаций. Классифицировать материал можно по:

  • Составу. Существует трикотаж из натуральных волокон (хлопок, шерсть, шелк), из синтетических и комбинированный вариант. Последний является лучшим. Смешение природного сырья и синтетического делает трикотаж более износостойким и прочны, сохраняя при этом все качества натурального материала.
  • Способу отделки. Трикотаж бывает сначала суровым (без отделки), затем его обрабатывают, убирают примеси и делают цвет однородным - это отбеленный. Далее начинается простор для творчества, если ему придают один цвет - гладкоокрашенный трикотаж, если несколько цветов, то его называют пестровязаным.
  • Структуре и переплетению нитей.

У этого чудесного материала есть множество положительных качеств

Свойства трикотажа

  • Эта материя является практичной.
  • Трикотаж легко принимает форму тела.
  • С любым сочетанием компонентов эта ткань получается мягкой, нежной и приятной на ощупь.
  • Добавление синтетической составляющей сделало это материал прочным и долговечным.
  • Трикотаж практически не требует каких-либо особенных действий по уходу.
  • В наличии множество самых разнообразных расцветок.
  • Трикотаж не накапливает статическое электричество.
  • Обладает высокой гигроскопичностью.
  • Проницаем для воздуха.

Пожалуй, единственным отрицательным свойством трикотажа, может стать то, что он подчеркивает недостатки фигуры.

Элегантность и мягкость трикотажных изделий

Трикотаж – это универсальный материал, подходящий как для пошива легких футболок, пижам и домашних халатов, так и для строгих деловых костюмов. Главное достоинство трикотажных изделий – способность идеально облегать фигуру.

Применительно к трикотажу термин «ткань» не подходит, поскольку производят его не на ткацких станках, а при помощи вязальных машин. Да и само слово «трикотаж» в переводе с французского означает «вязать».
Трикотаж – материал с тысячелетней историей. При раскопках древних городов, существовавших за триста лет до нашей эры, археологи нашли чудом сохранившиеся остатки вязаных изделий.
С появлением в XIX веке вязальных машин производство трикотажа было поставлено на поток. Сейчас даже трудно представить себе колготки или носки не связанные, а сшитые из ткани.

Особенности трикотажного плетения

Поразительное сходство некоторых трикотажных полотен с обычными тканями порой приводит покупателей в замешательство. А ведь определить, трикотаж ли это, довольно просто: достаточно слегка растянуть изделие в руках. Особенностью трикотажного материала является хорошо различимая петельная структура.

В зависимости от плетения трикотажные полотна делятся на две категории: основовязаные и поперечновязаные.

Основовязаный трикотаж

Полотно этого типа образуется целым пучком волокон, так называемой основой. Каждая основа имеет несколько петель, провязываемых отдельно друг от друга.

Этот способ плетения применяется при изготовлении следующих видов трикотажа:

  1. Атлас. Производится из хлопка или вискозы. Из атласа шьют шторы, постельные принадлежности, нижнее белье.
  2. Сукно. Главной особенностью материала является то, что в качестве лицевой стороны выступает изнанка. Этот трикотаж идет на пошив нательного белья.
  3. Цепочка. Специальное плетение позволяет создать бахрому для отделки.

Изделия, созданные на базе основовязаных трикотажных полотен, не распускаются ни по горизонтали, ни по вертикали.

Поперечновязаное плетение

При этом плетении петли одного ряда последовательно соединяют одну или несколько нитей. Все они в этом случае получаются прямыми.

Самые распространенные поперечновязаные полотна:

  1. Гладь(кулир). Тонкое полотно без начеса с четко разделяемыми лицевой и изнаночной сторонами. Из него шьют летнюю женскую и мужскую одежду.
  2. Ластик. Для придания эластичности в полотно добавляется лайкра, благодаря чему изделия прекрасно держат форму. Лучший материал для водолазок и спортивных купальников.
  3. Дайвинг. Его еще называют второй кожей за способность плотно облегать тело, повторяя малейшие изгибы. Именно из дайвинга делают лосины, стрейч-леггинсы, а также цирковые костюмы.
  4. Интерлок. В основе этого трикотажа хлопок, в который добавлен эластан. За характерный рисунок интерлок часто именуют «резинкой». Подходит для изготовления футболок, пижам, нижнего белья.
  5. Джерси. Этот шерстяной трикотаж считается лучшим для деловых костюмов и нарядных платьев.

Поперечновязаные полотна легко распускаются по всем направлениям, а также хорошо выдерживают растяжение по поперечной нити.

Одинарное, двойное и жаккардовое плетение

В зависимости от внешнего вида трикотажные плетения бывают:

  • односторонние, при которых лицевые и изнаночные нити сосредоточены по разные стороны полотна;
  • двусторонние, не имеющие изнанки. Их изготавливают на кругловязальных машинах, используя принцип двуниток.

Помимо этого, для создания ажурных трикотажных полотен существует так называемое жаккардовое плетение. Для него применяют специальные машины с множеством игл, позволяющие создавать зигзагообразный фактурный материал.

Из чего делают трикотаж

Для производства трикотажного полотна используются различные волокна:

  • натуральные – хлопок, лен, шерсть, шелк – они составляют основу материала;
  • искусственные – ацетат, вискоза и ее модификации;
  • синтетические – лайкра, эластан, полиэстер.

Трикотажная одежда из 100%-ного хлопка или льна сильно мнется, быстро изнашивается и теряет внешний вид. Добавление синтетических и искусственных волокон делает изделие более износостойким, придает эластичность.

Особенности производства

Существует три основных способа производства трикотажного полотна:

  1. Раскройный. При помощи вязальных машин изготавливается большое полотно, а затем из него выкраиваются отдельные детали, из которых сшивается одежда. Применяется при пошиве нижнего белья, а также перчаток.

Основной недостаток – большое количество отходов, иногда составляющее треть всего материала.

  1. Регулярный. Этот способ предполагает вывязывание изделия целиком. Мелкие детали – воротники, карманы и т.п. довязываются отдельно и пришиваются незаметными стежками. Процесс полностью безотходный, но затратный. Как правило, для работы используется дорогостоящее сырье.
  2. Полурегулярный. Полотно изготавливается на машине, вяжущей по кругу. Сразу, без дополнительного раскроя, вывязываются отдельные детали и соединяются между собой при помощи специально оставленного петельного ряда. Метод экономичен и по расходу сырья, и по трудовым затратам, поэтому подходит для пошива верхней одежды.

Для каждого способа производства трикотажа используются свои вязальные машины. Для того чтобы сделать полотно «ворсистым», его обрабатывают на специальных игольчатых станках.

Общие свойства трикотажных полотен

Каждое трикотажное полотно обладает как положительными, так и отрицательными характеристиками. Но все же имеется целый ряд свойств, общих для всех трикотажных материалов.

К несомненным достоинствам относятся:

  • приятные тактильные ощущения – мягкий материал обволакивает тело, повторяя все его очертания;
  • воздухопроницаемость – тело в трикотажных изделиях «дышит»;
  • гигроскопичность – материал прекрасно впитывает влагу;
  • высокая прочность – изделия долговечны и износостойки;
  • разнообразие расцветок – трикотаж отлично поддается воздействию различных красителей;
  • относительно невысокая себестоимость.

Существенных недостатков трикотаж не имеет. Наибольший минус вытекает из основного достоинства: плотно облегая фигуру, трикотажные изделия подчеркивают не только ее достоинства, но и изъяны, что не всегда нравится людям с лишними килограммами.

Особенности некоторых трикотажных полотен

Существует множество разновидностей трикотажа. Остановимся коротко на самых распространенных из них.

Кулирная гладь

Самое тонкое полотно. Одежда из кулирки, как ее именуют, легкая и воздушная. Летние платья и сарафаны, шорты и футболки приятны в носке, гигроскопичны и отлично пропускают воздух.

Кулирная гладь, на 100 % состоящая из хлопка, – самый лучший материал для распашонок, ползунков и других принадлежностей для младенцев.

Добавление в полотно вискозной нити или эластана делает его более прочным и эластичным.

Еще одно полотно на основе хлопка. В отличие от кулира имеет на изнаночной стороне начес. Благодаря ему вещи становятся теплыми, мягкими, согревающими.

Футер бывает двуниточный и трехниточный, что сказывается на плотности материала. Он гипоаллергенный и безопасный, поэтому подходит для пошива теплых кофточек, ползунков и штанишек для маленьких детей.

Махра

Трикотажное полотно с характерным петельным ворсом. Бывает как одно-, так и двухсторонним. Характерные особенности – высокая гигроскопичность, согревающая способность. Материал очень приятный на ощупь.

Основное применение махры – банные простыни, халаты, домашние костюмы, одежда для детей.

Кукуруза

Экологически чистый материал, в основе которого лежит целлюлоза, получаемая из кукурузного крахмала.

Лицевая сторона полотна рельефная с рисунком, напоминающим маленькие пчелиные соты. Внутренняя поверхность мягкая, приятно облегающая тело.

Кукуруза – прекрасная альтернатива хлопку и льну, к тому же, в отличие от них, не мнется и обладает хорошей износостойкостью.

Лакоста

Лакоста – трикотажная хлопковая ткань с характерным плетением нитей, так называемое пике-плетение. Именно этот материал использует для пошива своих футболок, маек и рубашек знаменитая французская фирма Лакоста.

Трикотаж лакоста прекрасно тянется. Его можно стирать в машинке, он не мнется и отлично держит форму.
Помимо спортивной одежды под маркой Лакоста выпускаются женские платья и блузоны.

Уход за трикотажными изделиями

Как и любые другие вещи, изделия из трикотажа будут служить долго и выглядеть как новые только при правильном уходе.

Если на прикрепленном к изделию ярлычке нет других описаний, то нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Стирать трикотаж лучше всего вручную, предварительно замочив на 20–30 минут с использованием жидкого средства. Температура воды не должна превышать 30 0 С.
  2. Постиранные вещи можно лишь слегка отжать, завернув в полотенце.
  3. Сушить трикотаж нужно в горизонтальном положении, избегая попадания прямых солнечных лучей.
  4. Хранить трикотажную одежду следует в сложенном состоянии на полках шкафа. Развешивать на плечиках нельзя, так как трикотаж может растянуться.
  5. При появлении на трикотаже катышков их нужно аккуратно удалять при помощи специальной машинки.

Если после стирки трикотажное изделие все же растянулось, его нужно несколько раз прогладить утюгом через смоченную водой ткань. Вернуть свитеру или водолазке первоначальную форму также можно, надев их в слегка влажном состоянии.

Дарящий прохладу в летний зной и согревающий холодными зимними вечерами, уютный и мягкий, строгий и элегантный трикотаж – поистине самый востребованный материал для пошива одежды.

Наверняка, нет такого человека, у которого не нашлось бы в гардеробе трикотажных вещей. Трикотаж на сегодняшний день – один из самых популярных и любимых материалов. В переводе с французского языка это слово означает «вязать». Трикотажное полотно вяжется на трикотажной машине путем переплетения заранее созданных петель.

Преимущества трикотажа

Чем же трикотаж завоевал такую популярность и почему без него практически невозможно обойтись?

  1. Самое главное его достоинство это то, что благодаря свойству растягиваться во все стороны, человеку в трикотажной вещи всегда удобно и комфортно.
  2. Этот материал пластичен, трикотажные вещи приятно одевать и носить, они подходят для любой фигуры. К тому же предметы одежды из трикотажа эстетически привлекательны;
  3. Несомненным преимуществом этого материала является и то, что изделия из трикотажа практически не нуждаются в глажке;
  4. Трикотажное изделие не нуждается в особом уходе по сравнению с другими изделиями;
  5. Изделия из трикотажа актуальны во все времена года, а в холодную погоду просто незаменимы.

Из чего производят трикотаж?

Зачастую трикотажные изделия изготавливаются из натуральных нитей, таких как хлопчатобумажная и шерстяная. Предметы одежды из такого трикотажа очень качественны и прочны. Они отличаются гигроскопичностью, воздухо — и паропроницаемостью, не электризуются.

Синтетические волокна также используются для производства трикотажного полотна, однако, такой трикотаж не пропускает воздух и практически не впитывает влагу. Вещи из синтетического трикотажа сильно накапливают электростатический заряд (электризуются), что вызывает необходимость использования антистатика.

Разновидность трикотажа по назначению. Какой бывает трикотаж?

  • бельевой;
  • верхний;
  • чулочно-носочный;
  • перчаточный;
  • платочно — шарфовый.

Трикотажное белье и верхний трикотаж шьется из трикотажного полотна, остальные виды создаются на вязальной машине. Качественный бельевой трикотаж хорошо впитывает влагу, пропускает воздух, эластичен, приятен к телу, белье облегает тело.

Сырьем для этого материала служит полотно из хлопка и лавсана. Нить, из которой делают белье, гибкая, петля из этой нити сохраняет форму.

Существует также так называемое платированное полотно, лицевая сторона которого связана из шелка, изнаночная из хлопка.

Верхние предметы одежды и чулочные изделия, предназначенные для зимы, изготавливаются с помощью нити рыхлой структуры, в производстве других чулочных изделий используется более плотная крученая нить.

Трикотаж для детей

Следует отметить, что трикотажные изделия – это незаменимые вещи в детском гардеробе. Детей тяжело одевать и раздевать, также им необходима свобода движений и удобство, чтобы ничего не мешало.

Трикотажная одежда подходит как нельзя кстати. Это облегчает мамин труд, когда нужно раздеть или одеть малыша. Ведь не секрет, что дети не любят одеваться, поэтому маме необходимо сделать этот процесс быстрым и легким.

Намного легче натянуть на ребенка удобную трикотажную одежду, которая эластичная и имеет свойство растягиваться, а потом приобретать изначальную форму. Кроме этого он хорошо держит тепло, пропускает воздух, не стесняет движения, ребенку уютно в такой вещи.

Как выбрать трикотаж?

При покупке трикотажной вещи очень важно обратить внимание на его качество. Для этого:

  • Нужно хорошенько осмотреть изделие. Оно должно быть эластично и держать форму.
  • Для лучшего осмотра изделие необходимо положить на хорошо освещенную ровную поверхность и осмотреть края, швы. Края не должны быть растянутыми, а швы ровными, не перекошенными и аккуратно обработанными, аккуратность обработки касается также петель и других деталей.
  • Если изделие находилось на вешалке, необходимо осмотреть места касания вешалки и одежды. Они не должны быть вытянуты и потерты по причине длительного пребывания на плечиках.
  • Наилучший выбор трикотажного изделия это трикотаж с добавлением искусственных ниток. Они делают вещь крепче и в процессе носки она не так растягивается. Идеальным сочетанием считается состав 20-30% искусственного волокна (вискоза, акрил и другие), 80-70 % натурального (хлопок, шерсть). Шерсть согревает в холодную погоду, хлопок идеальный для жаркого времени года.
  • Чем больше синтетики в предмете одежды, тем она дешевле. Однако, качества ее также ухудшаются. Она плохо пропускает воздух и влагу, электризуется, в процессе носки появляются катышки. Для детей такого качества одежда вообще не приемлема.
  • Синтетические волокна в сочетании с натуральными волокнами делают вещь прочнее, приятнее к телу, увеличивают срок службы изделия.
  • В одежде для детей идеально, если трикотаж будет полностью из хлопчатобумажной нити (состав 100% хлопок), швы и ярлычки не должны быть грубыми, при стирке изделие не должно линять, детская одежда должна быть мягкая и эластичная.

Теплый свитер и шарф, легкое платье для лета, белье, одежда для спорта и много других необходимых вещей изготавливается из трикотажа. Материал относится к древним видам, а первые образцы появились еще во II в. до н. э. Раскопки показали, что трикотажные ткани появились в Египте.

На европейской территории мода на эластичную и мягкую материю пришла в XV веке, когда были спроектированы вязальные машины. Старт массового производства ввел трикотаж в обиход не только крестьян и мастеровых, но и аристократов. Итальянские модельеры уже в ХХ веке подняли одежду на вершину популярности, где он уверенно удерживает свои позиции.

Описание

Трикотаж – это вязанное, растягивающееся полотно, обладающее привлекательными эксплуатационными характеристиками. Материал повторяет изгибы тела, облегает и не ограничивает подвижность за счет способности тянуться. У него приятная текстура. Гигиеничность, практичность и долговечность обеспечили ткани популярность. Тем более что трикотажные изделия не нуждаются в специальном уходе.

Применение различных методик плетения позволяет получить ткань для летних и зимних вещей, специальных задач. Трикотажная одежда комфорта при любой погоде, подходит для повседневной носки и праздничного выхода.

По качеству трикотаж разделяют на три вида в зависимости от длины волокон. Ткань может быть одинарной и двойной, гладкой и структурной. Впрочем, существует множество классификаций по разным признакам.

  1. Наилучшее у пенье, длина волокна составляет 35-70мм.
  2. Хорошее у карде или ринг 27-35мм.
  3. Среднее у опенента 20-27мм.

От длины волокна зависит на сколько долго трикотаж не будет терять своей формы, будет ли кошлатиться. Чем оно длиннее, тем дольше прослужит.

Что в составе

По составу трикотаж может содержать волокна одного типа или смесь из разных нитей. Источником сырья служит лен, вискоза, шелк, хлопок и шерсть, а также синтетические волокна. Для получения пряжи используется различная технология скручивания, что отражается на свойствах готовой ткани. Распространенный вариант – это смесовые полотна из натурального и синтетического сырья.

Описание волокон для изготовления трикотажа:

  • Вискоза – искусственная нить из древесной целлюлозы.
  • Хлопок – природного, растительного происхождения. Мягкость и гигроскопичностью.
  • Лайкра – целлюлозное волокно после обработки ангидритом уксуса.
  • Шелк – нить, полученная из белковых коконов тутового шелкопряда. Обладает легкостью, прочностью и глянцевым блеском.
  • Эластан – упругое волокно синтетического происхождения.
  • Крученые нити из шерсти коз, овец и верблюдов.

Натуральная трикотажная ткань состоит из хлопка либо шерсти. Для белья в основном содержит хлопчатобумажные либо вискозные нити. Утепленная одежда изготавливается из рыхлой по структуре шерстяной пряжи.

Чулочная продукция производится из хлопка, полиамида, нейлона, вискозы и шерсти. Для получения изделий с гладкой поверхностью добавляют синтетические нити. Вещи из полиэстера хорошо носятся и стираются, но менее комфортны и склонны к появлению катышков.

Комбинированный трикотаж

Позволяет соединить качества от разных нитей для получения нужных характеристик. Например, хлопок в чистом виде сильно мнется и быстро изнашивается, а синтетическая добавка минимизирует такие свойства.

Разновидности комбинированного полотна:

  • Вигоневое – получается из хлопка и натуральной шерсти.
  • Неоднородное – состоит из природных и синтетических нитей, процентное вхождение которых зависит от фабрики.
  • Смешанное – базируется на преобладании одного волокна с добавками.

Способы изготовления

Трикотажный материал получают несколькими вариантами:

  • Раскройный, когда получается полотно определенной ширины, из которого выкраивают по лекалам элементы деталей будущих изделий. Подходит для пошива одежды, в том числе и верхней, белья, перчаток. Метод предусматривает наличие отходов, которые у верхней одежды занимают четвертую часть. Используется в изготовлении вещей массового потребления.
  • Регулярный – считается трудоемким и дорогостоящим, применяется в мелком производстве. Изделие провязывается сразу, без соединения отдельных частей как в предыдущем варианте. Готовая продукция получается бесшовной. Мелкие стежки заметны у довязанных деталей.
  • Полурегулярный, который нашел применение при создании верхней одежды. Для его реализации используются кругловязальные машины. Кромка формируется рядом петель и не требует последующей обработки. Способ экономичен по затратам времени и материала. Отсутствует раскрой и простои при шитье.

Варианты плетения

Трикотаж получается плетением нитей на специальных вязальных машинах. Основу составляют горизонтальные петли, собранные в многочисленные ряды по вертикали. Их существует несколько типов и в зависимости от этого получается кулирная гладь или футеровое плетение.

  • Кругловязальная машина делает кулирку. Вращающийся цилиндр имеет до 13 тысяч игл.
  • Одинарное круглотрикотажное оборудование выдает полотно с футеровым плетением. Машина способна производить до 1800 рядов за минуту и работать с 8 схемами вязания. Вмещает порядка 1000 игл.

Кулирное полотно подразделяется:

  • Гладь, где лицо и изнанка отличаются. Изнаночная сторона волнистая и шероховатая, а лицевая со столбиками косичек гладкая. Ткань тянется по ширине и только слегка в длину.
  • Ластик представляет собой вязку в резиночку. В него добавляют лайкру и эластан, поэтому он не мнется и держит форму.
  • Двухизнанка одинаково выглядит с двух сторон. Не растягивается, а ее срез не распускается.

Футеровым плетением получается трико, сукон, цепочка и атлас. При изготовлении происходит сдвиг в одну или обе стороны для формирования рисунка.

Варианты отделки трикотажа

Отделочные операции необходимы для придания полотну привлекательного вида, такие как:

  • Отбеленная позволяет осветлить материал до однородного состояния и получения белого либо нежно-кремового тона. Является самостоятельным видом обработки или подготовительным под последующее.
  • Гладкокрашенная применяется для цветного однотонного окрашивания.
  • С нанесением на полотно рисунка, принта или купона.
  • Пестровязанная, когда переплетением уже окрашенных нитей создается многоцветное трикотажное полотноь.
  • Суровая или неотделанная, выходит, на начальной стадии производства без проведения дополнительной отделки.

Готовый трикотаж получается гладким или пушистым. Ворсистость поверхности придают особенные шишечки и игольчатые ленты, расположенные на валах специальных машин. Рельеф и объем в готовом полотне получается из текстурированных нитей.

Какой бывает трикотаж

Различают следующие, по внешнему виду:

  1. Махровый, у которого лицевая сторона похожа на банное полотенце, а на изнанке расположились вертикальные столбики косичек. Бывает с двухсторонним ворсом. Состоит только из х/б нитей или смесовых волокон с добавкой синтетики.
  2. Велюровый с бархатистой внешней поверхностью. Густой и мягкий ворс придает декоративность. Рисунок с изнанки тоже в виде косичек. Поддается драпировке и долго носится. он прочный и формоустойчивый.
  3. Стрейч-вельвет, который выглядит как трикотажный велюр, только в рубчик и с более блестящим ворсом.
  4. с махрой, похожим на стриженную овечью шерсть. Получают его из волокон полиэстера, а используют для пальто, курток, толстовок, термобелья. Он подходит в качестве подкладочной ткани для верхней одежды. Недолго сохраняет форму и быстро растягивается.
  5. Велсофт плотный за счет густого ворса. Производится из нитей полиамида. Держит первоначальную форму и привлекательный вид. Не образовывает катышков. может считаться конкурентом махровым тканям в производстве пледов, полотенец, покрывал и домашней одежды.
  6. Стеганный, на поверхности которого выбит орнамент или рисунок. Техника позволяет придать лицевой стороне объем и привлекательный вид. Используется для пошива юбок, жакетов, платьев.
  7. Сетчатый с отчетливой ячеистой структурой. Применяется для элементов декора, пляжных туник и накидок.
  8. Жаккард со сложным плетением, образующим рисунок. Имеет различные варианты состава и широкое применение.
  9. Трикотаж с начесом имеет ворс только с изнаночной стороны или на обеих, что придает плотность и формоустойчивость. Обладает теплозащитой и эластичностью. Применяется при изготовлении теплых вещей, спортивной одежды и белья.
  10. Вязанный трикотаж имеет четко выраженную структуру и рисунок. Встречается в теплых вещах из шерсти или акрила для детей и взрослых: свитерах, пуловерах, гамашах и костюмах. Полотно из вискозы или хлопка применяется для летних кофточек, платьев и топов.
  11. Свитерный с многообразием фактур: гладкий и с ворсом, плотный и легкий, с рисунком и однородный.
  12. Резинка или лапша, когда выпуклые полосы равномерно заполняют полотно с обеих сторон. Применяется для водолазок, пуловеров, облегающих платьев и отдельных элементов, например, манжет и вортников.

Многообразие трикотажных полотен

Футер

Представляет собой полотно ткань с начесом из натурального хлопка. Используется для деткой одежды, даже для самых маленьких. Теплая и комфортная идет для спортивных костюмов, нательного белья, пижам и халатов. Недостаток – садится после первой стирки.

Кулирка

Кулир или кулирная гладь – легкая и тонкая трикотажная ткань. Тем не менее она хорошо носится и обладает прочностью. Имеет лицевой рисунок в виде косичек. Тянется или нет? Да, но только по ширине. Состоит он из хлопка с включением волокон лайкры. Из этого полотна шьют все виды летней одежды для детей и взрослых: костюмы, кофточки, платья, пижамы и белье. Полотно пропускает воздух и поглощает влагу, что особенно важно в жаркие дни.

Джерси

Является видом одинарного плетения. Хорошо тянется и почти не мнется. в составе может быть как смесовым, имея в составе вискозу, хлопок или шерсть, так и синтетическим.

Пике

Производится из нитей шелка, хлопка или вискозы. Вязка трикотажного полотна напоминает соты. Хлопковая применяется для пошива футболок поло, а шелковое – для женских платьев.

Селаник

Плотный трикотаж из смеси синтетики и хлопка. У него на лицевой стороне ластик, а с изнанки начес. Применяется для новорожденных в качестве пошива детской одежды.

Лакоста

У нее плетение нитей формирует сетчатую структуру. Ткань вентилируется и подходит для летней одежды.

Интерлок

Двустороннее полотно с косичками на обе стороны. Получается плетением в резинку 1х1. Плотный с низкой растяжимостью. Предназначен для спортивных изделий, футболок и одежды для сна.

Диор

Ткань с однотонным рисунком в «крестик» или «елочку».

Бифлекс

Вид трикотажа содержит нити нейлона и добавку лайкры. Он прочный, красочный и прекрасно тянется в любом направлении. предназначен для танцевальных и гимнастических костюмов, купальников и цирковой одежды.

Трикотаж в крупную резинку. В полотна входит хлопок, синтетика, лайкра и спандекс для эластичности. Подходит для обработки края горловин и рукавов, а также для пошива предметов одежды.

Гипель

Оригинальное плетение образует рисунок на полотне. Довольно легкий и эластичный материал состоит из волокон хлопка и лайкры.

Капитоний

Плотный, теплый и объемный трикотаж с заметной стежкой квадратами или ромбами. Его еще называют стеганным. применяется для пошива кардиган, свитеров, плотных зимних юбок и костюмов.

Отто

Рельефная ткань с рубчиком как у вельвета. Производится однотонной расцветки или с принтом. отличается эластичностью, стойкостью к смятию и износу. Состоит их хлопка, полиэстера и вискозы.

Ластик

Эластичный и упругий трикотаж в резиночку 1х1, 1х2 или 2х2. Содержит добавку волокон лайкры. Из него шьют манжеты и горловины для верхней одежды, а также швейные изделия для взрослых и детей.

Французский

Получается вязкой сдвоенной нити, что делает трикотаж плотным. Держит форму и не мнется в носке. предназначен для пошива платьев, юбок, кофт, брюк.

Масло или «холодное» вискозное полотно

Такой трикотаж очень мягкий, нежный и эластичный. Изящно струится в изделии, принимает любую форму и образует красивые сборки. Тонкий состоит из волокон вискозы, лайкры и полиэстера.

Ангора

Мягкая и ворсистая ткань из шерсти, эластана и акрила. В последние время в составе лежит в основе синтетика, но ткань осталась все такой же привлекательной.

Рибана

Полотно с выработкой в мелкую полоску получают из хлопка. Иногда в состав вводят лайкру или полиэстер. применяется для верхнего трикотажа. Она эластична, не теряет форму и долго носится.

Привлекательные качества

Трикотаж пользуется популярностью и имеет широкую сферу применения, что объясняется его положительными характеристиками:

  • Мягкий и эластичный;
  • комфортный и удобный в носке;
  • хорошо растягивается и не сковывает движений;
  • разнообразие расцветок и фактур;
  • приятные тактильные ощущения;
  • облегает тело;
  • прочность плетения;
  • износостойкий и долговечный;
  • невысокие затраты на производство;
  • практичность и простой уход;
  • воздухопроницаемость и гигроскопичность;
  • не накапливает статику и не вызывает раздражений кожи;
  • доступный и универсальный;
  • подходит для любого силуэта и сезона.

Недостатки материала

Все же, у трикотажа есть и негативные свойства.

  • Дешевая ткань из некачественного сырья быстро растягивается.
  • Изделия смотрятся слишком просто.
  • Облегающая трикотажная одежда подчеркивает изъяны фигуры.
  • Сложности при раскрое и пошиве.
  • Необходимость пользоваться специальной швейной иглой, чтобы избежать разрывов на трикотаже и утраты эластичности.

Где применяется

Материал считается универсальным. Он подходит для пошива мужской, женской и детской одежды различного назначения.

  • Водолазки, кофты, свитера и кардиганы;
  • лосины, леггинсы и брюки;
  • платья, топы и юбки;
  • кофточки, штанишки, комбинезоны и платьица для детей;
  • спортивная одежда: майки, футболки, шорты, брюки;
  • нижнее белье;
  • вещи для дома и отдыха: пижамы, костюмы, ночные сорочки, халаты;
  • весь спектр чулочно-носочной продукции;
  • постельные комплекты;
  • толстовки, куртки и верхняя одежда;
  • шарфы и шапки, рукавички и перчатки.

Правила ухода

Соблюдение базовых правил позволит поддерживать привлекательный внешний вид и продлить срок эксплуатации трикотажных изделий.

  • Стирать разрешается вручную и в машинке в режиме «ручная стирка».
  • Температуру выдерживать в пределах +40°.
  • Материал нельзя сильно выкручивать.
  • При ручном способе стирки ткань сжимать, но не тереть.
  • Одежду погружать в мыльный раствор, иначе мелкие фрагменты порошка оставят следы.
  • Тщательно ополоскивать несколько раз.
  • Полоскание проводить с добавлением кондиционера.
  • Запрещено сушить трикотажные вещи в центрифуге.
  • Сушить вещи в расправленном виде на горизонтальной поверхности.
  • Нельзя мокрый одежду подвешивать на плечики – так он вытянется, а так же и на веревке не рекомендуется. От этого он перекашивается и заламывается.
  • Расправлять заломы и помятости с помощью пара.
  • Гладят вещи при крайней необходимости. Это связано с тем, что под утюгом ткань вытягивается, а фактурные вязки теряют объем.
  • Образовавшиеся катышки сразу убирать специальной машинкой либо бритвой.