Само название – «позитивное родительство» внушает доверие. Это значит, никаких слёз, истерик – идеальные дети в отглаженных рубашечках. Так ли это на самом деле? «Детстрана» решила разобраться в этом вопросе досконально.
Вы замечали, что тенденции современного родительства почему-то предполагают полную жертвенность мам и пап по отношению к детям? Потакать, угождать, не запрещать, не наказывать - и всё это в ущерб интересам взрослых. А что в итоге? Перед нами люди, разочаровавшиеся в статусе «мам» и «пап», и неимоверное количество неуправляемых, эгоистичных и избалованных детей. Некоторые родители следуют принципиально иному методу воспитанию - авторитарность, физические наказания, оправдывая себя тем, что «нас так воспитывали - и ничего, выросли».
А вот позитивное родительство - это нечто совершенно иное, это конструктивное, логичное и спокойное взаимодействие с ребёнком. Итак, главные принципы позитивного родительства.
Он не обязан быть отличником, как соседский Вася, не обязан играть на скрипке, не обязан любить театр и вполне себе может быть противником путешествий. И поддаваться стереотипам, насильно ведя ребёнка на курсы английского (ведь это пригодится, это нужно), не стоит. Уважайте право даже самого маленького человека быть собой.
Признайте за ним и это право тоже - идеальных людей не бывает. Но опять же, что считать ошибкой? Пятилетний ребёнок, разбивший дорогую вазу, не совершил ошибку - он её действительно уронил случайно, не имея злого умысла. Поэтому ругать, кричать и вообще воспринимать этот факт стоит как досадную оплошность. Если же подросток пришел домой с синяком под глазом, вместе охов и воплей «Кто виноват», задайте три вопроса:
Он может заплакать - от обиды, усталости, из-за проблем в школе, может сказать вам, что вы, по его мнению, несправедливы. И это не хамство! Совершенно нормально давать выход эмоциям, а не копить негатив в себе. Во-первых, выход эмоций облегчает состояние, а во-вторых, это доверие - кому, как не родителям, можно продемонстрировать свою слабость?
Ребёнка, который знает, чего хочет, легче побудить к чему-либо, предоставив ему возможности для достижения целей. Если ваш ребёнок с младенчества будет жить по принципу «хотеть не вредно», то в зрелом возрасте он сможет терпеливо ждать исполнения своих желаний. Только полная, безграничная свобода «желать» позволяет ребёнку из огромного списка возможностей найти то самое своё желание, призвание и счастье.
Очень важно понимать разницу между свободой, предоставляемой ребёнку, и вседозволенностью. Суть этого принципа заключается в том, что он позволяет контролировать ребёнка без запугивания, унижений и наказаний. «Я не буду надевать шапку», - заявляет вам дочь, когда на улице метель и минус 20. В своём праве на бунт она понимает, что может и не следовать вашим указаниям, но при этом осознаёт и то, что все последствия неподчинения становятся её ответственностью. Ваша задача - объяснить, чем могут быть чреваты её действия, и спросить, готова ли она к ним. Если бунт продолжается, вы можете сказать примерно следующее: «Я понимаю, что ты готова к последствиям. Но я ответственна за тебя и твоё здоровье, поэтому не могу тебе позволить так поступить».
Принцип первый
«Ты можешь быть другим»
Этот принцип выражает потребность и право детей быть особенными и любимыми, быть личностью. Если мы не понимаем и не признаем, что дети разные, они никогда не смогут получить то, что именно им необходимо, а именно отзывчивость и склонность сотрудничать со взрослыми.
Принцип второй
«Ты можешь ошибаться»
Для того чтобы дети росли уверенными в себе и сохранили здоровую и естественную потребность порадовать своих родителей, им необходимо понимать, что они имеют право на ошибки. И если ошибки не прощаются, дети прекращают прилагать усилия, либо сдаются в процессе попыток, столкнувшись с маленькими неудачами. Ребенок должен знать, что на каждую ошибку и неудачу в своей жизни он может рассчитывать на поддержку взрослых в форме сочувствия и готовности родителя взять на себя ответственность за совершенную ребенком ошибку. Пусть даже на первый взгляд кажется, что родители здесь не причем и все сделано руками ребенка. Но ощущение того, что ребенок не один отвечает за свои ошибки и есть кто-то, кто готов принять ответственность за то, что он сделал, избавляет человека от страха делать в своей жизни что-то новое. Таким образом ребенок учиться брать на себя ответственность, идти на риск и стойко переносить неудачу.
Принцип третий
«Ты можешь переживать негативные эмоции»
Этот принцип позволяет детям смело развиваться, осознавая свои внутренние переживания. Этот фактор – фактор переживания негативных эмоций важен для детей для того, чтобы не потерять тягу к покровительству родителей, их руководству и признанию.
Принцип четвертый
«Ты можешь хотеть больше»
Этот принцип открывает возможность развиться ребенку в яркую личность и осознать свои собственные желания. Детей, которые знают, что они хотят, гораздо легче побудить к чему-либо, предоставив им больше возможности для достижения своих желаний. Дети, которые в детстве имели такую возможность – следовать принципу «хотеть не вредно», став взрослыми, учатся терпеливо ждать исполнения своих желаний, даже если не могут получить желаемое сразу.
Только полная, абсолютная свобода желать позволяет человеку из большого списка возможностей найти то самое желание, тот самый вкус счастья, который соответствует его природе, его опыту и предназначению.
К сожалению, слишком часто дети слышат упреки в том, что они плохие, избалованные, эгоистичные, если они прося большего, не получиют желаемого. И это касается нашего собственного опыта, нашего детства.
До сих пор подавление желаний было важнейшим воспитательным навыком, поскольку родители не знали, как справиться с негативными эмоциями, которые появляются естественно у каждого человека, если его желание неудовлетворенно. Об этом достаточно однозначно четко говорят ведические писания. В Бхагавад Гите говорится, что если человек не удовлетворяет свои желания, возникшие в его уме, в его сердце, или принесенные из прошлых жизней, то он испытывает гнев, и, как следствие, разочарование и обиду. Отсутствие гармонии в желаниях человека с желаниями окружающих его людей, законов природы, законов собственного тела, природы собственного ума, так или иначе приводит к возникновению негативных эмоций. И одним из серьезных навыков, пока человек не пришел на достаточно высокий уровень самоосознания, является то, как правильно проявлять негативные эмоции, чтобы они не ухудшали и не отягощали жизнь окружающих людей и самого человека, не способствовали его деградации.
Принцип пятый
«Ты можешь говорить нет»
Особенностью этого принципа является то, что он напоминает нам о том, что свобода является основой позитивного воспитания детей, позитивного родительства. И этот принцип свободы касается каждого из четырех принципов, описанных выше - «ты можешь быть другим», «ты можешь ошибаться», «ты можешь переживать негативные эмоции», «ты можешь хотеть больше». И очень важно понимать разницу между вседозволенностью и свободой, которая дается ребенку. Не стоит связывать этот принцип со вседозволенностью. Суть этого принципа в том, что он позволяет осуществлять еще больший контроль над детьми без запугивания и пристыжения ребенка. Дело в том, что способность сопротивляться авторитету лежит в основе здорового осознания своего «Я», своей личности. В своем праве на бунт человек понимает, что он может не следовать вышестоящему авторитету, будь то родители или правительство, но при этом он понимает и принимает ответственность за все последствия своего неподчинения.
Руслан Нарушевич, психолог, специалист по аюрведе
Основной идеей методов воспитания в конце XX-начале XXI века является удовлетворение врождённых потребностей в ласке, тепле, пище и безопасности. Естественное воспитание, по мнению его сторонников, основывается на эволюционной теории развития человека как вида в природе, опирается на традиции воспитания в той или иной культуре или на современных научных данных из областей психологии, педагогики, биологии, медицины, антропологии, биохимии, стоматологии. Отличительной чертой всех направлений естественного родительства является апелляция к природным, животным или биологическим истокам человека. В той или иной мере подчеркивается гармония с природой. Чёткого мнения что есть «природное» и «естественное» не существует. Интерпретация естественности может производиться через призму традиционного опыта и знаний, передаваемые в определённой культуре, антропологические исследования о древних людях и сравнения этих данных с наблюдениями за современными народами и племенами, которые живут первобытным строем, или покоиться на знаниях из области биологии человека и млекопитающих.
Сторонники естественного родительства считают, что у родителей есть всё нужное для того, чтобы нормально заботиться о ребенке (в отличие от научного подхода, где считается, что только специально обученные специалисты разбираются в уходе за детьми и воспитании детей) . Родители, которые проводят много времени со своими детьми, естественно, учатся понимать их насущные потребности. Так, например, мама даёт ребёнку грудь, не тогда, когда он заплакал, а когда он начинает выказывать неудобство, его сон становится беспокойным, а если его рука оказывается рядом с лицом, он поворачивается в сторону руки, открывает рот или даже пытается сосать руку или любой предмет рядом со ртом (поисковое поведение). Такой подход полностью совпадает не только с исторически-культурными традициями воспитания детей у многиx народов, но и с рекомендациями ряда специалистов . Такое воспитание воспринимается ими как проверенное временем и наиболее гуманное и приемлемое для развития человека.
Сторонники естественного родительства частично или полностью отказываются от приспособлений, которые с их точки зрения, неестественны, для ребёнка (бутылки , искусственные заменители молока, пустышки, одноразовые подгузники, а также детские кровати, люльки, ходунки, прыгунки, манежи, коляски).
Некоторые из специалистов считают, что некоторые из этих предметов могут представлять опасность для здоровья ребёнка, например, использование искусственных сосков может привести к патологиям развития лице-челюстного аппарата, что впоследствии может вызвать различные заболевания, такие как отиты, апноэ сна, патологии речи . Использование бутылок для кормления детей связано с перекармливанием и нарушением саморегуляции аппетита у ребёнка Перекармливание в младенчестве коррелирует с ожирением во взрослом возрасте .
Неразрывный подход к родительству, «стиль сближения» (англ.
Название «неразрывный подход» создано доктором Уильямом Серзом (англ. William Sears ). Оно означает подход к родительству, основанный на психологической теории привязанности . По этой теории, сильная эмоциональная связь с родителями в раннем детстве является предпосылкой к уверенным и чутким отношениям во взрослом возрасте.
Этот подход приобрел популярность в мире благодаря написанным книгам доктора Уильяма Серза и медсестры Марты Серз. В этом подходе используется только часть принципов естественного родительства: длительное грудное вскармливание, ношение и совместный сон. Сам доктор Серз и его жена Марта Серз говорят, что никаких особых правил такого вида родительства нет.
На основании подхода др. Серза международная организация Аttachment Parenting International (API) пропагандирует восемь принципов естественного родительства на основе теории привязанности, к которым должны стремиться родители. Эти принципы включают:
Преимущества естественного подхода
Естественный подход существует много лет и исследует отличные от него практики (кормление смесью и его опасность, опасность раздельного сна, опасность неродительского ухода). Последователями естественного родительства утверждается:
Некоторые из исследователей совместного сна отмечают следующее:
Катя Хломова, детский и семейный психотерапевт: Идеи «вскружили» мамам голову относительно недавно. Этот стиль воспитания критикует традиционный подход к детству и предлагает в качестве альтернативы домашние роды, грудное вскармливание, ношение в слинге, высаживание, отказ от традиционных лекарств и прививок, прикорм с общего стола вместо детских пюрешек, и домашнее обучение как альтернативу саду и школе.
То есть, схема склоняет к тому, чтобы возвращаться к своим корням и отвергать многие дары цивилизации, как нечто, встающее между мамой и малышом. Новая схема, по большому счету, разделила мам на два лагеря – почитателей и противников натурального родительства.
Когда дочка была совсем маленькой, я, как и многие другие мамы, искала в Интернете ответы на разные вопросы. И я поняла, что ответов нет. Есть два противоборствующих племени , каждое из которых ревностно отстаивает свою правду: традиционные родители и «естественные».
Я больше тяготела к «естественникам». Оглядываясь назад, я думаю, что этот подход много дал мне в плане возможности понять дочку и быть чуткой к ее потребностям. Но теперь мне кажется, что естественное родительство скорее бы подошло маме, у которой есть хотя бы минимальная помощь извне. В противном случае, вся жизнь начинает крутиться вокруг малыша. Я не могла позволить себе утешить дочку соской или посадить в манеж. Потому что … считала это почти преступлением! И это сильно выматывает физически и эмоционально. То есть, своего рода, роскошь быть с ребенком на все 100% каждую секунду.
Естественное родительство – это идея, оставляющая маме очень мало своего личного пространства – своей кровати, своей тарелки, своей минутки. И здесь должны быть очень хорошо продуманы ресурсы. Откуда пополняется энергия?
Еще важным мне кажется то, что у сторонников сознательного родительства больше шансов «скатиться» в чувство вины, столь губительное для ребенка. Потому что в этой концепции мама должна ребенку очень много, если не сказать «все». Есть там, как будто бы, претензия на то, чтобы быть идеальной. Но как детский психолог, я знаю, что для благополучного развития ребенку нужна обыкновенная мама. Желательно, спокойная. Пусть со своими недостатками.
В этом тоже есть загвоздка. Потому что сама теория естествнного родительства, скорее всего, не требует от мамы быть совершенной. Но первоначальная идея «близости» к ребенку стирается за внешними атрибутами: ГВ, слингами и совместным сном. Ведь можно без этого выполнять задачу близости, а можно при всем этом не выполнять.
Первое, что я, неопытная мама, вынесла для себя — это именно действия, которые я должна делать. Так было у меня. И тут я нисколько не претендую на то, что так было у всех.
Для меня в этой концепции оказалось много долженствования и мало выбора . В своем безмерном доверии ко всему прочитанному, я в какой-то момент подменила мысль «Я знаю, как лучше » на «Естественное родительство знает, как лучше ».
Получается, стиль, который изначально предполагает следование своим инстинктам в итоге встал между мной и моими инстинктами. «Какая же я любящая мама, раз я не высаживаю ребенка?» — но так любая философия рано или поздно станет тюрьмой.
пропагандируется то, что «Никто не знает лучше, чем мама». А на деле тексты не о поддержке маминой интуиции , а о том, как следует поступать хорошей маме .
Сейчас я думаю, что суть этого стиля воспитания, на самом деле, была не в презрении к ходункам, а в умении слушать себя и малыша, чувствовать друг друга и делать так, как подсказывает интуиция.
Некоторые мои знакомые, ярые «естественники» только к третьим родам позволили себе дать ребенку соску и одеть ему подгузник. Потому что это экономит силы. Но этот третий ребенок ничуть не менее любимый.
Здесь может быть и другая крайность. Легко перекинуть на «несовершенную теорию» свою собственную ответственность. Поэтому, мне хочется сказать, что, конечно, все было построено мной самой. Теория — лишь инструмент в руках каждого из нас. Так было и в моем случае.
В этом месте нужно подвести какие-то итоги. Но мне не очень хочется. Потому что любой итог чужого опыта – это ловушка для нового человека. Идеальная теория воспитания, пожалуй, заключается в том, чтобы при максимальной информированности оставлять последнее слово за собой. Никто не знает лучше, чем мы сами.
ФОТО — Юлии Зальновой