Интегрированное занятие по развитию творческих способностей с использованием сказки в старшей группе. Упражнения для развития творческого мышления Занятия по развитию творческого потенциала

Интегрированное занятие по развитию творческих способностей с использованием сказки в старшей группе. Упражнения для развития творческого мышления Занятия по развитию творческого потенциала

Наталья Дворниченко

Цель: Развитие у детей творческих способностей, способствование гармонизации психологического состояния детей.

Задачи:

1. Развивать креативность и творческие способности детей.

2. Учить выражать свои чувства в цветовой гамме с помощью гуашевых красок.

3. Формировать навыки эмпатии.

Материал: Кисти, стаканчики-неразливайки, гуашь без ченого цвета и альбомные листы по числу присутствующих детей, картонные кружки черного цвета для упражнения «Черная метка».

Количество детей: 6-8

Время занятия: 30-35 мин

1. Приветствие. Упражнение «Дарю хорошие слова». (3-4 мин)

Цель: способствовать положительному настою группы детей на ход занятия. Развивать навыки коммуникации и эмпатии.

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычная встреча. Нас ждут настоящие чудеса. А приветствовать друг друга сегодня мы будем с помощью упражнения-игры «Дарю хорошие слова». Согласитесь, вам же нравится, когда вам говорят хорошие слова? Сразу повышается настроение, и хочется дарить миру хорошие дела и поступки! Но для начала давайте определим те хорошие слова, которые нам подойдут в этой игре. Они должны быть направлены другу, который стоит слева от вас, и выражать ваше доброе отношение к нему, или комплимент. Договорились?

Я очень люблю дарить всем хорошие слова, поэтому игру сегодня начну я, можно? Артем, мне очень нравится, когда на занятиях ты проявляешь черты взрослого ответственного мальчика! Спасибо тебе за это!

(Психолог начинает игру, давая пример для дальнейшего продолжения упражнения. Если какой-то ребенок испытывает затруднения, психолог ненавязчиво помогает).

2. Сюрпризный момент и проблемная ситуация. (2-3 мин)

Я держу в руках коробку с красками, которую мне прислал Волшебник Изумрудного города. С виду она абсолютно не отличается от обычных красок, которыми мы с вами рисовали, да? Чем же она необычна? Нужно почитать инструкцию.

Инструкция: Это краски, которые могут превращать ваши чувства и эмоции во что-то необычное и сказочное. Но чтобы ими воспользоваться надо дружно произнести волшебные слова, которые произведут превращения в коробке красок и напитают каждый цвет энергией чуда. Этими волшебными красками можно раскрыть дверь в свой внутренний мир. Но только сначала нужно избавиться от черных фишек. Кто справится, тот молодец, он сумеет открыть эту дверь в свой волшебный мир.

Волшебные слова:

Вот мы сказали волшебные слова, можно открыть и посмотреть что же теперь в этой коробке.

Дети, в этих красках пропал черный цвет. Вместо него лежат черные фишки. Что же с ними делать? (Психолог подводит детей к ответу, что эти фишки для знакомого упражнения «Черная метка»)

3. Упражнение «Черная метка» (3-4 мин)

Цель: способствовать гармонизации личности ребенка, помочь выразить словами и освободиться от негативных эмоций, неуверенности.

Сейчас я вам раздам «черные метки», которая помогут выполнить все условия инструкции. Кто напомнит всем, что нужно делать?

(Психолог (или ребенок) напоминает остальным что делать с черной меткой: нужно положить метку на ладонь, накрыть сверху другой ладонью и шепотом передать метке негативные эмоции, которые успели накопиться за день: «Черная метка, я передаю тебе обиду (разочарование, грусть, плохое настроение, расстройство, зависть, неуверенность и т. д., забери ее от меня навсегда и спрячь в себе». После того, как все дети «перенесут «негативные эмоции в черную метку, ее необходимо порвать и выбросить.)

4. Упражнение с элементами арт-терапии «Краски моего мира» (15 -20 мин)

Цель: учить детей осознавать, что каждый человек имеет свой собственный внутренний мир, который несет в себе индивидуальность и неповторимость.

С черными фишками мы справились. Теперь можем приступать к краскам. Только я не совсем поняла, про какую дверь говорилось в инструкции. Сейчас загляну еще раз в коровку с красками, может я не все прочитала. (Психолог достает альбомные листы, согнутые пополам, на внешней стороне приклеена «ручка» двери.) Действительно, не все. Что это? (Дверь)

Я все поняла. Помните, мы с вами говорили о том, что каждый человек (и взрослый, и ребенок) – особенный? Хоть у всех нас есть и глаза, и нос, и руки, и ноги, и другие части тела, - но все равно мы все разные и неповторимые. И это действительно так и есть. Мы не просто разные внешне (даже наши близнецы, мы говорили, тоже разные, мы разные и внутри. «Внутри» - это не в середине нашего тела, а в нашей душе, которая и есть нашим внутренним миром.

Кто-нибудь видел душу? Конечно, нет! Ведь она сама невидимая, но зато, она проявляется через дела людей, которые он делает с удовольствием («с душой»). Иногда посмотришь на человека – красивый и привлекательный, а посмотришь на его дела – становится неприятно, или даже стыдно за него. Это обозначает, что внутренний мир этого человека очень беден. И тогда его внешняя красота теряет свою привлекательность, тускнеет.

А это «двери», которые мы сможем открыть с помощью наших волшебных красок в наш собственный внутренний мир. И черный цвет нам не понадобиться, это точно. Ведь вы все очень яркие, добрые и хорошие. А все отрицательные эмоции, которые рисуются черным цветом, мы передали черной метке.

Сейчас я расскажу как с помощью этой бумажной двери увидеть свой внутренний мир. Но сначала сделаем логоритмическую паузу.

Логоритмическая пауза (2 мин): дети под музыку и рифмованные подсказки выполняют физические упражнения

С помощью кисти наносим наши разноцветные волшебные краски на правой половинке листа ближе к сгибу. Стараемся рисовать так, чтоб краска не смешивалась. В этом рисовании нарисовать «неправильно» нельзя, поэтому берем краски того цвета, которые вам очень нравятся, или которые вы хотите использовать для своей работы. Приступаем. Вы на своих рабочих местах, а я – на листе, прикрепленном к магнитной доске. Следите за тем, чтоб краски на рисунке были влажными. Краски могут ложится непроизвольно: в виде прямых и волнисых линий, пятнышек, точек. Мы просто «набрасываем» каждую краску на поверхность лиса.

Теперь когда мы все сделали, приступаем к волшебству. Закрываем то, что нарисовали левой половинкой листа и легонько разглаживаем ладонью «нашу закрытую дверь». Интересно, что же там происходит за закрытой дверью? Краски обещали сотворить чудо. Давайте попробуем открыть и все увидим сами.

(Дети под руководством психолога открывают свои «двери», выражают эмоции)

5. Упражнение «На что похоже» (2-3 мин)

Цель: способствовать проявлению креативного мышления, фантазии, воображения.

Действительно, мы все убедились, что внутренний мир у каждого разный. Но каждый из ваших миров – замечательный, яркий, красочный, удивительный, неповторимый. Согласны?

И это так здорово! Было бы очень грустно, если бы вы открыли «двери», а за каждой дверью был бы одинаковый рисунок.

На что же похожи наши рисунки? Давайте их внимательно рассмотрим и узнаем.

(Психолог по-очереди предлагает для рассмотрения рисунки детей, стимулируя вариативность ответов. При необходимости предлагает свой вариант.)

6. Итог занятия (1-2 мин)

Мне очень приятно, что ваши работы получились яркими и красочными, это значит, что вы все замечательные детки: и послушные, и внимательные, и добрые, и старательные. Спасибо нашим волшебным краскам за то, что они помогли открыть двери во внутренний мир каждого из нас, и еще раз показали, что одинаковых людей не бывает, но каждый человек – он особенный и очень замечательный.

Давайте наши работы разместим на нашей выставке «Мой красочный мир», чтобы они нам напоминали о том, что в нашей группе нет плохих детей, а есть дружные ребята, которые понимают и ценят друг друга.

Литература:

1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. - М. : АСТ, 2008. - 60 с. - (Родничок) (Программа обучения в детском саду)

2. Присяжная Т. В. ТРИЗ-педагогика: развиваем мышление дошкольников. – Х. : Вид. група «Основа», 2008. – 96 с.

3. Проблемы развития и коррекция эмоциональной сферы старших дошкольников / Сост. О. А. Атемасова. – Х. : Изд-во «Ранок», 2010. – 176

Публикации по теме:

Арт-терапия один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением.

Конспект игры-развлечения с элементами рисования в первой младшей группе «Волшебные краски» Цель игры: С помощью игровой ситуации дать детям представление о красках и их свойствах (оставлять след на листе бумаги). Упражнять в закрашивании.

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Волшебные краски» по сказке В. Г. Сутеева «Петух и краски» Государственное автономное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов «ШИК 16». Дошкольное.

Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей у детей средствами арт-терапии по сказке 12 месяцев «Подснежники».

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Интегрированные занятия по развитию творческих способностей
с использованием сказки «Необычное путешествие зеленой краски-путешественницы».


Болдарева Светлана Александровна, воспитатель-методист, Шахтёрское дошкольное образовательное учреждении комбинированного типа №9 «Восход», Донецкая область.
Описание:
Методическая разработка будет полезна воспитателям, психологам. Занятие содержит разнообразные методы и приемы работы для развития познавательных навыков, психических процессов, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Необычное путешествие зеленой краски-путешественницы».

Цель:
- учить детей правильно называть цвета спектра, образовывать новые оттенки, используя способ смешивания красок на палитре; определять их настроение и характер, доказывать необходимость наличия различных цветов в окружении;
- получать выразительность с помощью цвета;
- закрепить умения передавать особенности сказочных образов цветов, листочков;
- развивать память, речь детей, творческое воображение, фантазию;
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности, самостоятельность и аккуратность в работе, эстетическое мировосприятие.

Материал: гуашь, кисточки, салфетки, большой силуэт печального дерева, стакан с чистой водой, 2 крышки с нанесенной (с внутренней стороны) на них желтой и красной красками, корзину с желтой и синей гуашью, аудиозапись «Звуки природы», изображение радуги и облака, цветное городок, 2 кусочка ткани, цветные карточки, стихи и загадка о весне.

Подготовительная работа:
1.Ознакомление детей с разнообразием цветов в окружающем мире, с основными и сложенными цветами.
2.Закрепление умений чувствовать характер каждого цвета; определять связь между цветом, настроением, звуками; находить предметы определенного цвета в окружающем мире.
3.Закрепление умений рисовать кисточкой, самостоятельно подбирать цвет - оттенки краски в соответствии с заданием.
4.Изучение стихов о весне, экскурсии в парк: рассмотрение листьев, цветов, нахождения различия и сходства растений.

Ход занятия

Психолог. Дети посмотрите, как красиво вокруг. Какое разнообразие цветов, мы как попали в сказку. А сколько гостей много. Давайте с ними поздороваемся и подарим свою улыбку.
(Дети дуют на ладошки, посылают тепло и хорошее настроение всем присутствующим).
Психолог . Сегодня нас пригласила в гости сказочка. Дети, а вы любите слушать сказки? Тогда садитесь и послушайте еще одну. «Давным-давно, когда еще все на свете было бесцветным, то есть немало цвета, высоко-высоко в небе жила-была мама Радуга и имела она семь дочерей красок».


- Вы, наверное, знаете, как их звали? Давайте вспомним. (Красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая). «Жили они тихо, спокойно и дружно. Однажды пошли в гости к соседке тетушки Облако и подарили ей немного своих красок. То подул сильный ветер, пошатнулась тетушка Облако, краски разлетелись во все стороны. Разлились, и пошел цветной дождик. Капельки летели и пели веселую песню».


Психолог . Дети, а давайте, и мы споем песню о дождик.
(Детский мюзикл для дошкольников Дождик. Солнце. Радуга.)
Психолог . Молодцы, ребята, хорошую песню спели, а давайте представим себе капельками дождя.
Психогимнастика «Я - капля дождя»
«Я - капля дождя. Я следую из большой тучи и лечу над землей. (Движения руками, бег по кругу.) Мне приятно кружиться среди других капель. (Покружиться вокруг себя.) Я - капля, я - встречаюсь с землей и кричу ей: «Здравствуй!» (Присесть, помахать рукой.) Меня подхватывает легкий ветерок, и я пою ему: «Здравствуй!» (Встать покружить вокруг себя.) Я умываю весенний зеленый лист, касаюсь его руками, губами, лицом, всем своим телом. (Показать ладони, губы, лицо, свое тело.) Я омываю его и становлюсь совсем маленькой капелькой. (Показать руками круг.) Я мягко опускаюсь в объятия теплой земли, и она с облегчением вздыхает. (Присесть обнять себя руками.) »
Психолог .Дети, а куда падали зеленые капельки? (На елку, огурчики, листья, траву...). А голубые и синие? (На реку, море, сливу, воздушный шарик.) Красные? (На яблоки, помидоры, огонь, цветы...) А оранжевые? (На морковь, лисичку...) Желтые? (На грушу, солнышко, цыплят...)
Итак, земля и все, что на ней было стало красивым, разноцветным. Вот таким.
(Психолог показывает картину «Веселый город».)
Психолог . Дети, вам нравится Веселый городок? Что именно вам нравится? (Он яркий, разноцветный. Цвета веселые, ласковые, добрые, нежные.)
- А какое время года изображено на картине вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,

Движения полна,
зовут меня... (весна)
- Дети, какое это время года? А какие весенние приметы вы знаете?
А знаете ли вы стихи о весне? Давайте немного отдохнем и послушаем стихи.
Весенние часики
Т. Дмитриев
Тюки-тюки, тюки-так –
Звон веселый слышен.
Это часики весна
Завела под крышей.
Тюки-тюки, тюки-так –
Счет ведет капели.
На гнездовья точно в срок
Гуси прилетели.
И шумят мне ручейки
На весенней стежке:
- Выходи, малыш, гулять!
Надевай сапожки!

Весна
И. Муравейко
Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели, -
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке!

Психолог . Молодцы, дети! Какие хорошие стихи вы знаете о весне. Но время уже возвращаться к нашей сказки. «У мамочки Радуги были разные по характеру дети. Одна краска была очень веселой, шумной, всегда говорила: «Я – самая сильная! »
- Как вы думаете, какая это краска? (Красная). А еще она смеется так звонко, что всем становится жарко от его смеха. Давайте и мы с вами попробуем так засмеяться. Молодцы, дети! И от вашего смеха всем присутствующим стало весело. Другая краска была печальной и молчаливой, какая это краска? (Фиолетовая). У каждого краски свой характер и свой характер.
«И вот одной из красок надоело сидеть дома. Решила она покинуть дом Мамочки-Радуги и отправиться в путешествие».
(Звучит веселая мелодия, заходит ребенок - Зеленая краска.)

«Села она на маленькую тучку, спустилась на землю и давай красить все одним цветом. Это была веселая краска, шуточная шалунья. Там, где она шла, все становилось зеленым: и дома, и машины, и люди, и животные. Долой все стало зеленым».
- Вот таким.
Психолог закрывает картину зеленой тканью. Под веселую музыку появляется «Зеленая краска»
Зеленая краска. Добрый день, ребята! Я - Зеленая краска. Крашу все в зеленый цвет. Хотите я вас покрашу? Почему?
Психолог . Зеленая краска, посмотри, что ты наделала, теперь не видно, где кто. В этом городе хозяйки не знают, где соль, а где сахар, где крупа, а где песок.
Зеленая краска. Ой, ой, ой! Что же я наделала? Как теперь все исправить?
Психолог .Ваша мама Радуга быть недовольна твоим поступком, но все-таки попробуем попросить у нее веселых красок, чтобы все исправить. Дети, давайте позовём: «Мама Радуга, дай нам, пожалуйста, веселых красок!»
(С радуги спускается корзину с красками: желтая и синяя.)
Психолог . Спасибо тебе, Радуга! Теперь можно создать новые цвета. Кто хочет попробовать?

Игра «Волшебные превращения».
(Психолог вместе с детьми на палитре смешивают цвета)
Психолог .Дети, куда же делись желтая и синяя краски? (Спрятались в зеленой.)
Зеленая краска :Теперь можно и листочки на деревьях оживить.
Психолог .Вот видишь ты и не знала всех своих возможностей. А хочешь дети тебе фокусы покажут?
Зеленая краска : Хочу!
Психолог .Вот в баночке вода. Дети, а какая вода? Давайте попробуем изменить ее цвет, кто хочет попробовать?
(Дети проводят опыт - вода становится желтой.)
Психолог .Какой стала вода? А теперь посмотрим другой фокус. Кто хочет еще попробовать?
(Дети проводят второй опыт - вода стала оранжевой.)
Психолог . Дети, как это произошло? (Надо смешать желтую и красную краски.)Ну, что теперь, Зеленая краска, ты убедилась, что дети знают секрет волшебных красок и сами стали волшебниками?
Зеленая краска: Не верю! Не верю!
Психолог . Вот они сейчас вернут городу его предыдущие цвета, тогда поверишь! Дети закроет глаза и скажите: «Крутись, вертись - веселая краска появись!»
(Психолог снимает зеленую завесу и снова появляется цветное изображение города.)
- Видишь, у них и это получилось! Молодцы, ребята!
Зеленая краска : А может это у них случайно получилось? Пусть они попытаются развеселить это печальное дерево, тогда я поверю, что они волшебники!
Психолог . Дети, давайте сначала рассмотрим это дерево. Какие у него ветви? (С одной стороны - плавно изогнутые, тянется к солнцу, а с другой - ломаные, корявые). Так это дерево как будто разделено на две части. Когда-то на нем росли волшебные цветы, листочки. Если человек останавливался отдохнуть и садился под первую часть - он добрел душой и сердцем, а если под вторую - становился злым, печальным, жадным.
Психолог . Дети, как можно предупредить всех людей, что это волшебное дерево?
(Дети предлагают: написать объявление, оградить забором, нарисовать цветы, листья). Но какого же цвета будут цветы и листья на первой «доброй» части, а какие на «злой»? Давайте сначала выберем цвета.
(Дети выбирают цвета для двух частей.)
Психолог . Опишите, какие это цветы? Ну, что же попробуем нарисовать? Но только не забывайте, что они имеют различие в цвете.
(Дети рисуют цветы - образующие новые оттенки, листья изготавливают обрыванием бумаги. Психолог вместе с детьми, которые выполнили задание наклеивает цветы и листья на дерево, ребенок рассказывает на какую часть дерева надо приклеить.)
Психолог . Дети, подойдите к волшебному дерева. Посмотрите, какое замечательное дерево мы оживили. Подумайте, а поможет ли это волшебное дерево, если кто-то в ссоре? А что надо сделать? (Постоять под «доброй» частью дерева.)
- Ну что Зеленая краска, теперь ты убедилась, что дети знают секрет волшебных красок?
Зеленая краска :Молодцы, ребята! Теперь я верю, что вы настоящие волшебники. А за это примите от меня подарок - корзину яблок! А мне пора возвращаться к маме Радуги. До свидания.
Психолог . Дети, вот и закончилось наше путешествие в разнообразный мир цвета. Пора возвращаться в наш детский сад, где и попробуем яблочки.

Используемая литература:
1. Н.В.Корчаловська «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников».
2. Людмила Шульга «Развитие творческих способностей у детей».
3. С.И.Макаренко «Современные подходы к организации художественно-творческой деятельности дошкольников».

Комплекс занятий на развитие креативности "Творцы реальности"

Зверуго Полина Николаевна, методист ГУО "Слуцкий Центр детского творчества"
Описание: Данный комплекс состоит из пяти занятий, продолжительностью 1 ч 20 мин, количество участников: 8-10 человек, возраст учащихся: 12-16 лет. Представленные игры и упражнения помогут развить творческое, конструктивное, нестандартное поведение и мышление, способность к импровизации, спонтанность. Занятия могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений.
Цель: развитие креативности, нестандартного мышления, способности к импровизации.
Задачи:
помочь учащимся осознать общие и личностные барьеры креативности и причины их возникновения;
научить техникам стимуляции креативности;
развивать творческий потенциал, способность к импровизации и спонтанность.

Занятие № 1

Цель занятия: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы, развитие внимания, воображения, оригинальности и расширение общего кругозора участников о творческих способностях людей.
Знакомство участников с правилами общения в группе:
1. Общение по принципу «здесь и теперь». Быть внимательным к своим мыслям, чувствам, действиям, которые возникают у вас у данный момент взаимодействия. Это необходимо для себя и других.
2. Принцип «Я-высказывания». Это значит, высказываться от своего имени: «я так думаю», «я так чувствую».
3. Принцип конфиденциальности – не выносить личную информацию участников за пределы группы.
4. Безоценочность высказываний. Означает не переходить на личности, а высказываться только через чувства: «Я испытываю гнев…»
5. Открытость и искренность настолько, насколько каждый считает это возможным. Лучше промолчать, чем сказать неправду.
Упражнение «Аллитерация имени»
Цель: организация знакомства участников группы.
Описание: участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя. Таким образом, каждый последующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
Пример: Сергей строгий. Петр прилежный.
Упражнение «Мое имя»
Цель: формирование сплоченности группы, условий для самораскрытия каждого.
Описание: чтобы лучше запомнить друг друга, участники произносят по очереди свое имя определенным образом: тихо, громко, растянуто, утвердительно, удивленно, восторженно, вызывающе, нежно, злобно, разочарованно, задумчиво.
Упражнение «Что я умею?»
Цель: помочь участникам ближе узнать друг друга.
Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет вязать», и все те, кто умеет вязать, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобиться немного позже».
В ходе упражнения педагог побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.
После того как названо примерно 8-12 умений, ведущий останавливает упражнение и продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет пять минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас».
Рефлексия:
Как вы себя чувствуете?
Как ваше настроение?
Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
Упражнение «Внимание»
Цель: развитие умений использовать нестандартные методы решения в простейших жизненных ситуациях.
Описание: всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Необходимо определить, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры.
Рефлексия:
Насколько легко было выполнять это упражнение?
Какими средствами вам удалось привлечь внимание других участников?
Упражнение «Творческий человек»
Цель: осознание участниками существующих в их сознании стереотипов о том, какие люди являются творческими, а какие нет, и в чем это проявляется внешне.
Описание: участники берут по листу бумаги и выполняют следующее задание: «Положите, пожалуйста, ваш лист бумаги горизонтально и разделите его вертикальной чертой пополам. На левой половине листа нарисуйте творческого человека, а на правой – нетворческого: так, как вы их себе представляете».
На рисование дается 6-8 минут, потом рисунки раскладываются один под другим (таким образом, чтобы получился ряд изображений творческого человека, а параллельно – ряд изображений нетворческого) и участники поочередно комментируют, какие именно качества изображены на этих рисунках. Ведущий фиксирует называемые качества и потом, резюмируя, еще раз проговаривает те из них, которые упоминались чаще всего.
Рефлексия:
Что нового вы узнали по ходу выполнения этого упражнения?
Как, по вашему мнению, можно выразить фразу «нетворческий человек?»
Выработка ритуала прощания.

Занятие № 2

Цель занятия: формирование сплоченности группы, снятие мышечного напряжения и зажимов, создание в группе атмосферы доброжелательности, осознание барьеров креативности, развитие спонтанности, творческих способностей, умения свободно оперировать словесным мышлением.

Игра-приветствие
Цель: создание атмосферы доброжелательности и раскрепощенности, положительного эмоционального состояния.
Описание: каждый участник группы по очереди, не говоря, кому он адресует, произносит какое-либо приветствие. Остальные должны угадать, кому данное приветствие адресовано, и хором назвать его имя. Если звучат разные имена, то автор приветствия сообщает имя адресата.
Упражнение «Воздух, желе, камень»
Цель: формирование сплоченности группы, снятие мышечного напряжения и зажимов.
Описание: группа располагается в форме круга. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде ведущего «ВОЗДУХ!» участники пытаются сделать свое тело максимально «эфирным», лишенным самого малейшего напряжения, почти парящим. По команде «ЖЕЛЕ!» участники представляют себя в виде находящегося на тарелке желе, оно колышется, вибрирует, в нем присутствует структура. И наконец, последняя команда «КАМЕНЬ!» – требует от каждого участника застыть в позе, в которой его застигла эта команда, напрягая до предела все тело. Ведущему важно не только время от времени менять команды, но и тщательно контролировать ход упражнения, проверяя степень расслабления- напряжения мышц, поддерживая в учащихся интерес к изучению своего тела и групп мышц, задействованных в работе.
Упражнение «Креативность?»
Цель: формирование общего представления понятия «креативность» и выделение признаков креативности.
Инструкция: «Сейчас я предлагаю каждому из вас взять лист бумаги и нарисовать креативность, так, как вы ее понимаете. У вас будет достаточно времени на рисование, мы подождем, когда все закончат свои рисунки».
После того, как участники завершат рисунки, каждый рассказывает о своем рисунке, о том, как он(а) понимает, что такое креативность.
По ходу обсуждения педагог предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний. После того, как все выскажутся, ведущий подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития.
Упражнение «Социальные роли»
Цель: самопрезентация через социальную роль, обучение безоценочности суждений, развитие спонтанности и креативности.
Описание: в ценре стоит пустой стул. По мере готовности каждый участник группы садится на него и представляет себя в любой роли. Это могут быть роли собственные или других людей, исторические роли, из настоящего или из будущего. Презентация роли длится 3-5 минут. После презентации участники группы задают вопросы, уточняющие роли.
Ведущий обращает внимание на то, чтобы вопросы были уточняющими, а не оценивающими, поддерживает участника в праве выбора любой роли.
После презентации каждого участника организуется социодрама. Тема задается ведущим с учетом набора сыгранных ролей. Примерные темы: «Жизнь в новом государстве», «Один день с новыми знакомыми», «Кто мы?» и т.д. Время действия 5-10 минут.
Рефлексия:
Как была выбрана роль?
Как чувствовал себя во взаимодействии с другими в этой роли?
Какие аналогии из реальности внесены в роль?
Как отозвались роли других?
Упражнение «Удивительный рассказ»
Цель: развитие письменной речи, творческих способностей и умения свободно оперировать словесным мышлением, осознание барьеров креативности.
Описание: Каждый из участников пишет в верхней части листа бумаги четыре буквы: Н Г О К. По сигналу тренера необходимо составить как можно больше предложений, в которых первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое – на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Время выполнения 3 минуты.
Через три минуты педагог предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.
Ведущий предлагает продолжить составление предложений еще в течение 3 минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.
Затем задание усложняется: каждый пишет рассказ о группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания дается 5 минут. (Можно не задавать тематику написания рассказа).
Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.
Рефлексия:
Опишите свое состояние при выполнении этого упражнения?
Столкнулись ли вы с какими-либо трудностями? Почему?
Ритуал прощания.

Занятие № 3

Цель занятия: развитие артистических способностей участников группы, воображения, речи, формирование навыков и умений управления креативным процессом, развитие гибкости, оригинальности и нестандартности мышления.

Упражнение «Разминка»
Цель: развитие воображения, пластичности, артистичности.
Инструкция: «Походите, как младенец, который только начал ходить, как старый человек, как эстрадный певец, как артист балета, как человек, которому некуда спешить и др.».
Упражнение «Отгадай»
Цель: развитие коммуникативных навыков и способностей эффективного использования невербальных средств общения.
Описание: У педагога в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия, например, сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т.д.
Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Светлане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задача – узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами, сообщить Светлане, что написано на карточке».
Отгадывающим следует обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у них будут возникать в ходе выполнения задания, и как они будут изменяться. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом.
Рефлексия:
Возникли ли у вас трудности в этом упражнении? Какие?
Как вы думаете, что помогало вам дать правильный ответ?
Как изменялось ваше состояние по ходу выполнения упражнения?
Упражнение «Не может быть»
Цель: развитие воображения, речи, способности изменить картину мира таким образом, чтобы увидеть в ней новые признаки и возможности для существования.
Описание: Каждый участник должен назвать что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказать случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!»
Рефлексия:
Трудно ли вам было придумать что-нибудь невероятное? Как вы думаете почему?
Что мешало активному процессу мышления? А что наоборот, подталкивало вас к новым идеям?
Упражнение «По щучьему велению»
Цель: развитие коммуникативных способностей, умения обратиться к другому человеку с просьбой, умения понимать другого.
Описание: Водящий говорит: «По щучьему велению, по моему хотению…» Обращается к кому-то конкретно и о чем-то его просит. Например, просит пройтись по комнате или загадать загадку. Исполнивший просьбу становится водящим.
Упражнение «Мяч желаний»
Цель: формирование навыков и умений управления креативным процессом, развитие гибкости, оригинальности и нестандартности ответов.
Описание: Ведущий бросает участнику мяч и называет при этом любой предмет. Тот, кому достается мяч, называет три нестандартных способа использования этого предмета. Например, при броске произнесли слово «молоток». Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах.
Обязательное условие – не прибегать к универсальным способам использования большинства предметов, так как почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.
Рефлексия:
Трудно ли было выполнять упражнение? Почему?
Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?
Что подталкивало вас на возникновение новых идей?
Ритуал прощания.

Занятие № 4

Цель занятия: развитие креативности и умения логически мыслить и излагать свое мнение, осознание барьеров проявления креативности и выделение этапов креативного процесса, развитие чувства юмора.

Упражнение «Упрямый осел»
Цель: разогрев тела, формирование его готовности к работе, активизация участников занятия.
Инструкция: «Об упрямстве ослов ходят легенды. Если осел остановился на дороге и отказывается идти вперед, то от хозяина требуется недюжинное упорство, терпение, а порой и физическая сила, чтобы сдвинуть с места серого упрямца. Представьте, что в руке у вас повод, к которому привязано животное. Попытайтесь сдвинуть его с места! Ослабляйте время от времени повод и пробуйте вновь! Учтите, что у упрямого ослика достаточно сил и времени. Успеха!».
Упражнение «Апельсин»
Цель: развитие воображения, формирование способности изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования.
Инструкция: «Давайте вообразим, что это (педагог показывает мяч) – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин мы бросаем. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и сделаем так, чтобы мы все принимали участие в работе».
Ведущий начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, «сладкий». В процессе выполнения упражнения педагог побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, «Давайте работать быстрее».
Также ведущий обращает внимание группы на моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как «желтый», «оранжевый», а следующий участник говорит: «кубинский». В этом случае педагог может сказать: «Появилась новая область – страна-производитель».
Упражнение «Куб»
Цель: развитие креативного мышления, осознание барьеров креативности.
Описание: У ведущего в руках лист с изображением куба. Он просит посмотреть на рисунок и сказать, что на нем изображено. Участники высказывают свои версии. Педагог подводит итог, повторяя то, что было сказано. Обычно, это – рисунок, куб, геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка, комната и т. д. Ведущий говорит: «У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время, очевидно, что на нем нет ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Как это объяснить?»
В процессе обсуждения участники группы высказывают идеи относительно влияния предыдущего опыта на восприятие, когда «узнается» ранее выстроенная в сознании конструкция.
В зависимости от уровня группы идея может облекаться в разные формулировки: «мы узнаем вещи, которым сами дали имя (название), при этом другие могут даже не подозревать, что этот объект означает для нас», «нам сказали, что такая форма называется кубом, поэтому мы и видим его» и т. д.
Упражнение «Необычный рисунок»
Цель: развитие креативности, осознание барьеров ее проявления.
Описание: Участники группы сидят по кругу. В кругу лежат цветные карандаши, мелки, фломастеры, листы бумаги.
Каждый из участников берет лист бумаги и все-то, что ему потребуется для рисования на своем листе бумаги. На рисование отводится 15 секунд. Через 15 секунд каждый передает свой лист соседу слева. После того, как участник получает лист, на котором уже что-то нарисовано, он должен дорисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Работа продолжается до тех пор, пока лист каждого не пройдет по кругу и не вернется к «хозяину».
Упражнение «Блицтурнир»
Цель: развитие оперативности, умения логически мыслить и излагать свое мнение, развитие чувства юмора.
Описание: Каждый пишет на листке бумаги по одному вопросу, сворачивает листок и кладет в шапку. Затем участники по очереди вытаскивают листки, читают вопросы и пытаются на них ответить. Другие члены группы также могут предложить свои варианты ответов. При этом каждый имеет право не отвечать.
Ритуал прощания.

Занятие № 5

Цель занятия: развитие внимания, воображения, быстроты мышления; осознание участниками применения собственной креативности, умения принимать нестандартные решения в определенных ситуациях.

Упражнение «Назови предмет»
Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты мышления.
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем – называем какой-либо цвет, а когда ловим – объект такого цвета. Будем внимательны: не повторяем те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе».
Упражнение «Ваше впечатление»
Цель: развитие внимания, памяти, формирование умений выражать свои чувства и отношения через образные выражения или явления окружающего мира, предоставление обратной связи.
Инструкция: «Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты».
Когда две минуты прошли, педагог продолжает инструкцию: «Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание».
Упражнение «Первая проба на роль»
Цель: осознание применения собственной креативности, умения принимать нестандартные решения в определенных ситуациях.
Описание: В центр круга ставится стул – «стул презентации». Каждый участник группы по очереди садится на этот стул, а остальные представляют себя кинорежиссерами, которым предстоит снимать некий фильм. Для фильма, разумеется, нужно подобрать актеров, пригодных для исполнения той или иной роли. Нужно определить, какая роль по внешним признакам человека и особенностям его поведения в большей степени ему соответствует. Возможно, это роль героя из известного произведения: кинофильма, сериала, сказки. Можно придумать собственный сценарий. В этом случае, кинорежиссер должен описать, что это за герой, на роль которого способен претендовать человек на «стуле презентации»: его возраст, социальный статус, другие его характеристики, время действия фильма и т.п. Участнику, сидящему на «стуле презентации», не нужно ничего говорить. Он только слушает мнения других. Не обязательно должны высказаться все по каждому сидящему на «стуле презентации». В первую очередь, говорят те, у кого уже появилось четкое представление о возможной роли кандидата.
Рефлексия:
Что Вы чувствовали, сидя на «стуле презентации»?
Какие роли, предложенные вам кинорежиссерами, вызвали недоумение или даже протест?
Какую роль вы бы сыграли с удовольствием?
Трудно ли, будучи кинорежиссером, определить роль, наиболее подходящую для каждого человека?
В каких случаях это удавалось достаточно легко?
Упражнение «Вместе или раздельно?»
Цель: развитие внимательности и логического мышления.
Описание: Один из участников выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Вначале признак этот должен быть только визуальным. Нарпимер, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом – те, у кого очков нет. Или в одной группе – те, у кого на руке есть часы, в другой - участники без часов...
После того, как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать «картинку» и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников по группам.
На «продвинутом» этапе можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов...
Упражнение «Человек из будущего»
Цель: развитие воображения, нестандартного и творческого мышления.
Описание: В течение 5 минут участники должны разделиться на две команды, выбрать 1 члена команды и представить его в образе Человека из Будущего. Для превращения можно использовать набор предметов, который находиться у каждой команды (тарелка, ленточки, скотч, цветные карандаши, пластмассовые пробки, значки). Затем каждая команда представит своего героя, используя в своей защите нестандартные ответы на следующие вопросы:
- Где живет главный герой?
- Что он любит кушать?
- Какая у него профессия?
Защита работ.
Ритуал прощания.

Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста.

Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения. Занятия построены в доступной и интересной форме с применением метода сказкотерапии.

Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи – сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.

Каждая тема сказки прорабатывается на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.

Структура творческих сюжетных игр предполагает использование каждого развивающего занятия 3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:

    фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари);

    изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач);

    психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции;

    сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлова);

    элементы групповой дискуссии.

Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т.п.).

Цель занятий – развитие воображения и творческого потенциала дошкольников; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.

Занятие 1. ПОФАНТАЗИРУЕМ?

Цель: развитие воображения.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.

    «Кляксы»

Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.

В Волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки.

Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.

Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже.

Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных ее частях.

    Упражнение «Составление рассказа с использованием отдельных слов»

Материал: набор слов.

Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.

Упражнение можно проводить с ограничениями, например, придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б и т.д.

    Игра «Цветные сказки».

Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».

Желтая сказка

Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.

Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.

«Ладно, - подумал он, - вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил, то у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, –буду летать высоко».

А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.

До самого горизонта желтели луга – это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.

Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился желтой пыльцой.

Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.

    Игра «Если бы…»

Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?»); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?). В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек».

Дети любят игрушки. Мы ребятам прощаем

Так все говорят! Любую обиду…

Ну а разве игрушки Оттого-то, наверно,

Не любят ребят? Не все замечают,

Очень любят! Как игрушки страдают,

Души в них не чают! Тоскуют,

Жаль, Скучают…

Что это НЕ ВСЕ замечают! Оттого-то не знают

Мы молчим, мы не плачем, (И знать не хотят!),

Когда нас бросают – Как мы верно и преданно

Мы ведь знаем, Любим ребят!..

Что слезы Ах, не так нам обидно,

От беды не спасают… Когда нас ломают,

Не заметишь обиды. Как обидно,

По нашему виду – Что нас не всегда понимают.

    Игра «Изобретатели»

В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» и «книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка – ласковая, пушистая, разноцветная; книга – интересная, приключенческая, толстая.

После этого приступают к основной части игры – придумыванию нового стула: все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и выясняют: что это за стул? Чем он интересен? Где его можно использовать?

Цель: развитие основных мыслительных операций, прогностического, практического, дивергентного видов мышления.

    Игра «На что похоже?»

Материал: на начальном этапе игры необходим образный материал –разнообразные предметы (сосновая шишка, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т.п.). В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность.

Детям предлагается ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?», «Чем?»).

Игра может проводиться в форме соревнования.

Командам ставится условие – кто назовет больше число вариантов ответа, тот побеждает.

    Игра «Что общего?»

Эта игра представляет собой логическое продолжение предыдущей.

Материал: реальные предметы или картинки.

Детям предъявляются (или называются) два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьем и автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжелые предметы и т.п. Или что общего между самолетом и карандашом? Оба оставляют след (карандаш – на бумаге, самолет – на небе), оба сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша и т.д.

    Синектическая вопросно-ответная игра «Волшебный башмачок»

В качестве синектических методов можно использовать обычную игру в мяч, эвристические беседы с поэтапным усложнением вопросно-ответной игры, мозговые атаки и элементы проблемно-модельного диалога. Детям предстоит "«делать изобретение"» Оно должно быть не столько важным и полезным для взрослых, сколько стоять в простых и понятных всем примерах нового использования самых обычных вещей, например, ботинка, карандаша и т.п. «Изобретения» детей должны быть связаны с повседневной жизнью, с предметами быта и разного рода приспособлениями, которые называют маленькими хитростями и полезными мелочами нашей жизни.

Вводя эту игру в процесс занятий, детям предварительно рассказывают историю: « В стародавние времена народных умельцев и мастеров благодарный люд уважительно называл розмыслами. Правда, красиво звучит, поэтично? Розмысел обязан был размыслить задачу со всех сторон, опираясь не только на весь накопленный опыт предшественников, но и на свой ум, смекалку, изобретательность, на мечту и фантазию.

Да, старые люди знали, что именно в практической деятельности мастеров каждая вещь всегда делалась немного по-новому, не совсем так, как раньше. В таком процессе небольшой переделке получалось что-то новое, что в одно прекрасное утро становилось самостоятельным открытием. Даже звездное небо изменила рука человека: сотни искусственных спутников Земли вертятся на орбитах».

Задания могут придумываться по ходу игры. Например, злой волшебник заморозил все дороги в Волшебной Стране, и чтобы ее жителям было удобно ходить, необходимо придумать волшебные башмачки, которые не скользят по льду.

    Игра «Ресурсный анализ»

Поиск нескольких «похожих» предметов осуществляется ребенком в словесной форме на основе выявления соответствия выполняемым функциям. Один и тот же предмет таит в себе множество ресурсов, использование которых будет зависеть от обстоятельств, где именно тот иной потенциал сыграет решающую роль. Например, кирпичик имеет следующие свойства: он твердый, коричневый, пористый, тяжелый. Значит, его можно использовать как строительный материал, вместо пресса, фильтра, им можно рисовать, его можно разделить на части. Но в то же время этими свойствами обладают и другие объекты: рисовать можно углем; фильтром может служить ткань, вата; делить можно яблоко, лист бумаги и пр.

Многочисленные ресурсы содержатся не только в предметном, но и социальном мире. Поиск потенциала в любой жизненной ситуации не менее значим в жизни детей, чем ресурсный анализ. В этой игре участвуют все мыслительные операции: дифференциация, анализ, синтез, понимание, узнавание, оценка, то есть происходит оптимальное развитие прогностического и операционного мышления.

Детям предлагаются разные ситуации, в которых необходимо выявить как можно больше ресурсов: «Маша пролила на пол варенье. Что ей теперь делать? Как поступить лучше всего?», «Ваня пошел гулять и заблудился. Что ему делать? Как найти дорогу домой?», «Аня разбила любимую мамину вазу. Как ей поступить?», «На занятиях в детском саду воспитатель ругает Катю за то, что она не слушала объяснений и не правильно выполнила задание. Что будет делать Катя? О чем она подумает?».

Наше занятие окончено. Всем спасибо!

Занятие 3. ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ!

Цель: развитие творческого воображения.

Достижению этой цели способствуют не только индивидуальные, но и групповые формы работы детей на занятии.

    «Волшебные картинки».

Материал: картинки со схематическими или стилизованными изображениями.

Детям предлагается рассмотреть картинки и придумать названия для них. С каждым разом предъявляемые детям изображения все более абстрагируются, чем собственно, и обеспечивается усложнение заданий. При этом дети могут не только давать названия рисунка, но и сами делать небольшие зарисовки и предлагать их партнерам по игре.

В программу по изодеятельности включаются и другие приемы: отражение своего настроения в цвете, изображение своих цветовых ощущений от прослушанной музыки, конструирование из газет и мокрой бумаги, нетрадиционные приемы живописи (пальцевая живопись, рисунок поролоном и жесткой кистью).

Для развития воображения и умения передавать свой творческий замысел детям зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей («Рамбол», «Велень», «Милея», «Звугр» и др.) и предлагается представить и изобразить их. На следующем занятии дети обыгрывают действия нарисованных героев, вырезают их, придумывают сюжетные сценки.

В рамках работы по обучению творческому рассказыванию дети учатся придумывать сказки по предложенному взрослым началу, изменять заимствованные из сказок ситуации, придумывать новое окончание сказке, сочинять сказки «наоборот».

    Сочинение групповой сказки.

Начинать придумывать лучше всего с известной сказки, изменив ее конец. Постепенно для сказки добавляется по 3-4 дополнительных персонажа и так до тех пор, пока не будет задействован необходимый набор действующих лиц. Когда дети освоили придумывание сказок, можно приступать к сочинению вслепую. Это могут быть:

    Сказки «наизнанку».

Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка – злая («Красная Шапочка»); Колобок будет сделан не из теста, а из смолы («Колобок») и т.п.

    Сказки «задом наперед».

Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Это уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Первоначальное использование приема предполагает опору на картинки-иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.

    Сказки «из собственного опыта».

Детям предлагается пофантазировать на эту тему, используя «историю» своего сказочного героя.

    Сказка со «сменой места действия».

Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Колобок в космосе, козлята и волк на необитаемом острове.

    «Перевирание сказки».

Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в процессе восприятия включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т.п. Например, сказка «Красная шапочка».

Взрослый (начинает): Жила-была Желтая шапочка.

Ребенок: Не желтая, а Красная.

Взрослый: Да, Красная, ее так папа назвал.

Ребенок: Не папа, а мама… и т.д.

    «Салат» из сказок.

Рождение новой сказки происходит за счет объединения двух или нескольких знакомых сказок.

    Сказочная путаница.

Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко – дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.

В конце занятия педагог благодарит за активную работу.

Занятие 4. КТО БЫСТРЕЕ? КТО ИНТЕРЕСНЕЕ?

Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления.

Включенные в это занятие игры и задания активизируют у детей их творческий потенциал и способствуют развитию их креативности в целом.

    «Земля – воздух – вода».

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «воздух», «земля», «вода», а тот кто ловит мяч, говорит, если прозвучит слово «воздух» – название птицы, во втором случае («земля») – животного, если было сказано «вода» - название рыбы. Отвечать нужно как можно быстрее».

Задание можно усложнять, увеличив темп ответов или предлагать в качестве ответов не только названия животных, но, например, транспортных средств и т.д.

    «За и против».

«Каждый из вас по очереди будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, например: представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза».

После того как ситуация предложена, все, в том числе и ребенок, ее предложивший, говорят, какие они видят плюсы и минусы и интересные моменты в этой ситуации.

    «Оптимисты и скептики»

Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетания «не очень».

Например:

    Хорошо, что дома телевизор есть – смотреть можно.

    Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть. Хорошо, если чайник большой – на всех чая хватит.

    Хорошо, да не очень. Долго закипает. Плохо, что мороженое холодное – горло может заболеть.

    Плохо, да не очень – летом холод приятен и т.д.

Используя опорное словосочетание «не очень», можно придумывать рассказы-рассуждения:

    По улице мужчина шел. Хорошо!

    Хорошо, да не очень. Он в грязь упал. Это плохо!

    Плохо, да не очень – грязь-то была лечебная. Он свой радикулит вылечил. Это хорошо!

    Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он стал, как негр. Это плохо!

Можно рассказывать таким образом знакомую сказку, например, «Три поросенка».

    Жили-были три братца-поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Это хорошо!

    Это хорошо, да не очень. Осень наступила, а им жить негде. Это плохо!

    Плохо, да не очень. Решили они себе домик построить. Это хорошо!

    Хорошо, да не очень. Строить-то они не умели. Это плохо! И т.д.

Прием инверсии имеет, помимо развивающей, воспитательную и коррекционную цели. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок детям в силу особенностей их психического развития – ведь они часто любят делать наоборот. Но в некоторых конфликтных ситуациях, в которых ребенок стремится проявить свою самостоятельность, победителем обычно выходит взрослый. Победа последнего нередко дорого обходится ребенку, ибо она достигается за счет подавления еще неокрепшей, незрелой личности. Подлинные воспитательные победы, имеющие решающее значение для будущего детей, возможны только на другом пути – укрепления самостоятельности и инициативности ребенка, его критичности к себе, ситуациям, другим людям.

    «Что упало?»

Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина, упала ложка – придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т.д. То, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее.

В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости мышления и нестандартные интерпретации.

Поскольку это занятие – последнее в программе, то по его завершении педагог вместе с детьми подводит общие итоги, дети делятся своими впечатлениями, говорят об успехах своих и товарищей по группе, отмечают то новое, что они подметили в собственном развитии.