Как евреи воспитывают своих детей. Еврейское воспитание Система воспитания детей у евреев

Как евреи воспитывают своих детей. Еврейское воспитание Система воспитания детей у евреев

Еврейскую систему воспитания на 100% можно увидеть только в Израиле, хотя некоторые вещи несомненно используют еврейские мамы по всему миру. В Израиле воспитание детей сильно отличается от привычного нам постсоветского подхода к детям. С боку может показаться, что там доминирует полная иерархия, но это только на первый взгляд. В еврейских семьях царит настолько особое отношение к детям, и они считаются главным в жизни родителей, так как об этом говорится в Талмуде.

После того как у ребёнка появляются зубы, родители не кормят его с ложечки а дают в руки еду и малыш учится кушать сам. Не редко в кафе можно заметить родителей с малышом, держащим в руках куриную ножку, шницель или кусок перца и усердно его поедающим.

Можно себе только представить, что будет с одеждой этого карапуза. Но и в этом вопросе израильские мамы придерживаются очень либеральной точки зрения. Замурзанные дети с продранными футболками и штанами, являются нормой для израильского общества. Ведь не могут ребятишки валяться по траве, прыгать, скакать, кувыркаться, и оставаться при этом чистыми и аккуратными. Еврейское воспитание подразумевает нормой семьи с большим количеством детей. Представьте себе, сколько времени потребуется маме, чтобы каждый раз когда ребенок испачкается, начинать его переодевать, а то и хуже — вести ребенка домой для смены одежды. Ведь материнство — это счастье для каждой израильтянки, а не повод для дополнительных переживаний и криков.

Еврейские дети выполняют реальную работу

Еврейские родители ожидают от своих детей, что те будут ответственно выполнять положенную на них работу. Если ребенку поручили купить молоко и муку, позаботиться о младших братьях и сестрах, то он обязательно выполнить задачу не хуже взрослого.

В Израиле старшие дети возят малышей в коляске, отводят и забирают младших из школы. Когда 10-летнему мальчику учителя говорят довести домой несколько ребят по 8 лет из школы, он даже не поведет бровью, так как для него это серьезное и обыденное задание.

Отправить ребенка в магазин, чтобы забрать некоторые вещи, считается рутиной уже в возрасте 4 лет. Но будьте осторожны! В Израиле дети имеют право самостоятельно переходить улицу с 9 лет. Каждый израильский ребенок знает это и относится серьезно к выполнению правила.

Это не значит, что младшие дети не могут ходить и гулять самостоятельно, просто они должны ждать взрослого или старшего ребенка, который поможет им пересечь улицу (может это будете вы!).

Еврейское воспитание и похвала

В еврейском воспитании похвала — это одна из ключевых особенностей общения с детьми. Их надо хвалить по любому, пусть даже мизерному поводу. Таким образом, малыш хочет пробовать что-нибудь новое и при этом не боится совершить ошибку. Ведь, каким бы ни был результат, родители его похвалят как минимум за совершенный труд.

Такое отношение также воспитывает личность, сделает ребенка счастливым. Конечно, при этом не надо доходить до исступления и биться в приступах экстаза, если ребенок нарисовал первого поросенка, который больше походит на енота. Но похвала должна быть, особенно в присутствии других людей.

Похвала - самое сильное средство в воспитании. Каждая мать хвалит свою кровиночку. Она восторгается первыми шагами и словами, рисунками, поделками и вокальными данными своей крохи. Всевозможные словесные похвалы дополняются поцелуями и даже аплодисментами. При этом, про достижения ребенка мать рассказывает всем родственникам и знакомым.

Но дети не всегда ведут себя замечательно. Порой они могут наделать серьезные пакости: подраться, разбить стекло в соседском окне, поломать мамины тени. Даже в таких ситуациях никогда израильская мать не скажет: «Ах, ты, дурёха, что ты натворила…». Она может сделать выговор в таком стиле: «Как могла такая умная девочка, как ты, сделать такую пакость…».

Даже в школах, если поведение ученика начало портится, или успеваемость стала понижаться, его не отчитывают перед всем классом и не отправляют к директору. Такие действия объясняются переутомлением. Единственный способ уменьшить нагрузку на школьника - сократить или отменить домашнее задание (все зависит от степени непослушания). Для учеников младшей школы сделаны специальные уголки с игрушками. Если ученик не слушается или просто не хочет заниматься на уроке, то учитель отправляет его в такой уголок. Там, в одиночестве, среди игрушек, ребёнок и осознает свою ошибку.

Самый ценный пример - родители

В еврейских семьях родители показывают свою любовь не только к малышу, но и друг к другу. Так дети чувствуют себя защищенными в безопасности. Когда они вырастут — будут проецировать отношения родителей в свою новую семью.

В семье главная роль отводится отношениям между мужем и женой. Любовь и уважение отца и матери друг к другу формирует будущие модели поведения у детей. С раннего детства воспитание девочек нацелено не на желании жить только для себя. Девочка создана для дома и семьи, все домашние заботы и хлопоты приносят ей только удовольствие. Мальчики с самого рождения впитывают мысль о большой и дружной семье. В будущем они, как и их отцы будут играть и уделять много свободного времени своим детям.

Широко в обществе распространена мысль, что даже самое незначительное слово или мелкий проступок, может сильно повлиять на ребенка и его будущее. Потому, общаясь с детьми, израильтяне постоянно контролируют свои слова и действия. Они ведут себя с детьми максимальной корректностью и не разрешают себе разные глупости и вольности.

Бить ребенка запрещено

В Израиле существует закон, запрещающий какое бы то ни было насилие над детьми. Даже хлопок по «мягкому месту» будет расценивается, как нарушение прав ребенка. А если прохожие заметят, что мать подняла руку на своё дитя, то это может закончиться вызовом полиции и даже лишением её родительских прав. Не редко на улицах города можно увидеть как родитель спокойно смотрит на истерящего на земле ребёнка. Прохожие к этому относятся спокойно и не спешат к малышу на помощь. Ведь могут еще и виноватыми остаться.

С одной стороны дети максимально оберегаются от физического насилия, но с другой стороны родители боясь заявления в полицию от соседей, стараются даже не повышать голос на свою кровиночку. Дети же, чувствуя свою безнаказанность, начинают не только капризничать и «вить из родителе веревки», но и порой хамят родителям и угрожают самостоятельно пожаловаться в полицию…

Самое жесткое наказание, которое может применить мать к своему разбаловавшемуся в магазине малышу - это фраза: «Сядь на пол». И это будет действительно очень суровое наказания, поскольку ребёнок без движения, как птица без крыльев…

В Израиле детей воспитывают все

Другие люди будут исправлять ваших детей, даже когда вас нет рядом. Ну а если вы оказались рядом, то обязательно исправят вас и подскажут, какой стиль воспитания более правильный. Не переживайте, если по пути домой с ребенком вас остановят несколько человек и посоветуют подстричь девочку.

Недавно я видела, как ребенок упал со скутера на тротуар. Он расцарапал колени до крови и плакал. Слетелись не только все пешеходы, образовалась пробка, так как водители останавливались и предлагали помощь. Одна женщина просто дала маме пачку детских салфеток, чтобы помочь очистить ребенка. Я знаю, что если бы это случилось, когда мамы не было рядом, эта женщина сама бы почистила и помогла ребенку.

Недостатком этого является то, что все будут давать вашим детям конфеты, печенье и прочие сладости. Спросить родителей, прежде чем предлагать сладкое в Израиле не принято. Так что, если у вашего чада аллергия или любые другие обстоятельства, вам придется быть не всегда вежливыми.

Дети гуляют на воздухе

В наше время продвинутых информационных технологий, когда почти каждый родитель задавался вопросом о том, как же заставить играть своего ребенка с другими детьми, а не на улице, актуально взглянуть на израильское воспитание.

Израильские квартиры небольшие, а возле домов зачастую есть небольшие сады (ивр. «гина»). Это означает, что самое лучшее место для игр на улице. Еврейские мамы отправляют играть своих детишек в ту же секунду, как они возвращаются из школы. Все свободное время для игр происходит на свежем воздухе.

Почти в каждом квартале есть очень достойная игровая площадка. В Израиле они созданы для развлечений и рассчитаны на широкий диапазон возрастов.

В летний период, когда на улице слишком жарко, дети играют в ночное время, часто даже до поздней ночи.

Родители невидимы

В Израиле нет гиперопекающих родителей. Если вы видите мать или отца торчащих вместе с детьми в парке, скорее всего они олимы (новые в стране) или туристы.

Где родители? Смотрим выше. Они вокруг, как и каждая другая пара глаз в окрестности. Я искренне считаю, что дети являются в большей безопасности, когда целая страна, полная взрослых, наблюдает за ними, чем просто их родители.

Распределение времени

Детям дают время для себя, чтобы они поработали над своими хобби, или просто поиграли и поспали.

Еврейские мамы не расписывают каждую секунду жизни своего ребенка, но всегда учат их графику. Время для себя, занятия в школе, дополнительные курсы и репетиторы – с детства родители воспитывают успевать делать свои активности.

Здесь соблюдается золотая середина: обязательно подготовить уроки, помочь по дому, игра также важный обязательный элемент ежедневной рутины.

Детям позволено все

Когда я была маленькая, всех дядь, теть и друзей родителей называла просто по имени. Так я чувствовала себя наравне со всеми, легко вступала в диалог со взрослыми. Правда, позже в советском пост-пространстве было неловко обращаться ко всем незнакомым на ты и сопричастность к старшим со временем поубавилась.

В Израиле с этим еще проще. Так как в иврите нет обращения на Вы. Все дети будут обращаться к вам по имени. Это дает чувство свободы и принадлежности к обществу.

В Израиле вы не увидите ни одного едущего стоя в транспорте ребенка. Так как дети – наше все, они наше продолжение и им надо отдавать лучшее.


От осины не родятся апельсины.
- это такое наблюдение

Откуда мы знаем, что Христос был евреем?
1. в тридцать он все еще не был женат
и все еще жил с матерью;
2. он стал заниматься делом своего отца;
3. он считал свою мать девственницей;
4. а мать считала его богом.
- еще одно наблюдение.

Сын, 14 лет, бушуют крики, ссоры.
Психиатр – У Вашего мальчика Эдипов
комплекс. – Эдипов-шмедипов,
лишь бы он мать любил.
- просто анекдот?

«Когда говорят «семья», само собой напрашивается добавить – «еврейская», так же, как при слове «рак» вылетает – «легких» - Герберт Голд, писатель, романист

Как еврейским родителям удается вылепить из ребенка ТО, ЧТО они хотят??? Ведь даже очень серый, безо всяких способностей еврейский ребенок, становится то артистом, то культурным деятелем, то уж ведущим хоть какой-нибудь передачи. Словом, ТВОРЧЕСКОЙ ЭЛИТОЙ!! И масса таких примеров. Масса!!! Больше всего поражает, что еврейские дети СЛУШАЮТ своих родителей!! Ведь и другие родители «вдалбливают» ребенку правильные мысли! Но дети воспринимают их в штыки. Что это за такой СЕКРЕТ ВОСПИТАНИЯ?!

«Только зная все испытания, которые пришлось пережить, можно всем сердцем полюбить свой народ и испытать сочувствие к другим народам рядом с которыми живешь.
…Наши дети - совсем новое поколение. Поколение, которому не знаком горький вкус рабства. Поколение, которое с самого рождения знает, в чем Правда и живет этой Правдой. Поколение, в котором генетически, исторически заложено стремление к свободе
…задача - стремиться к тому, чтобы стать лучше. Усилия, несомненно, принесут плоды, но не сделанного всегда остается больше. Таков удел человека» - Тора

В среде, в которой я вращался всю жизнь, всегда присутствовали евреи. Моя первая и моя последняя Учительницы были еврейками. Мои школьные сотоварищи наполовину принадлежали к этой многоликой древней нации. Среди девушек, с которыми я встречался и даже строил матримониальные планы, добрая треть были еврейки. Кончилось это тем, что я таки женился на одной из них, о чем ни на мгновение не пожалел. Хотя за почти сорок лет было разное.

Еврейство было фактом биографии и никогда не смущало ни моих попутчиков, ни меня. О существовании так называемого «еврейского вопроса» я узнал только во втором институте, (он был юридическим и это понятно). А вот об особом отношении евреев к жизни мне стало известно еще в школе: первая учительница неизвестно зачем выдумывала обо мне различные гадости и озвучивала их отцу, а последняя гордилась мной, невзирая на гадости, которые я действительно вытворял. Именно от нее услышал правило, которое помню до сих пор, хотя далеко не всегда ему следовал – «Если жизнь подложила тебе свинью, постарайся приготовить из этой свиньи холодец и отбивную!» Уже потом я вычитал у Дейла Карнеги – «Судьба вручает тебе лимон, сделай из него лимонад»
Теперь понимаю, что это и было основным правилом еврейского воспитания. Правилом выживания нации, которая на протяжении всей своей истории подвергалась унижениям и холокосту во всех его отвратительных бесчеловечных ипостасях. С древнейших времен, когда Моисей просил у египетского фараона – «Отпусти народ мой!», - до новейшей истории, (эта знаменитая фраза была использована легендарным джазменом Луи Армстронгом для песни «Let my people go!» и с этим же лозунгом евреи выходили на демонстрации во времена советских фараонов)
Контрапункт: Вопрос - «Сколько евреев помещается в немецком «Фольксвагене?» - Ответ – «105! Пять в салоне и сто в пепельнице» Этот анекдот можно было бы отнести к антисемитским, если бы мне его не рассказал...еврей, родителей которого сожгли в Саласпилсе.

Еврей всегда поет среди дерьма, -
таки есть песен у него, и есть ума!

Истории, встреченные в Инете, –

Пожилой еврей – инвалид рассказывает в компании таких же, как он, ветеранов – Вы представляете, сиделка мне вчера опять купила немецкое мыло! – Ну, и что? – Как, что?! А вдруг это мыло – из моего папы! И они – уму непостижимо – хохочут. А один печально – Да, они тогда много мыла наварили. И вдруг, оживляясь, с лукавой искрой в глазах – О, а вы знаете, почему застрелился Гитлер? - И после того, как сделалась пауза, выдает – Он понял, что разорен, - русские прислали ему такие счета за газ!..

Известный еврейский музыкант на своих концертах рассказывает, что у его бабушки наколото два номера – по одному на каждой руке. Так вышло, побывала поочередно в двух лагерях смерти. И сумела чудом выжить. На вопрос друзей ее внука – юнцов - Что это у вас за наколки такие? - бабушка отвечает - Я ужасно забывчивая и решила сделать татуировки. Вот здесь – номер моего мобильника. А это – номер кредитной карточки! - Зал неизменно смеется в этом месте, при этом многие утирают глаза.

В день своего 90-летия старый еврей, узник концлагеря, собрал внуков, поехал в Освенцим, показал им места, где умирал, а потом под песню Глории Гейнор «I will survive! - Я выживу!» сплясал перед печами крематория. Я видел этот ролик в Интернете. На футболке у него написано – «Я выжил!» Мороз по коже! Если вглядеться пристальнее, он танцуя, смеется и плачет одновременно.
Витальная сила, невероятный юмор, тяга ко всему радостному, умение посмеяться над самыми страшными вещами, даже над горем и над собой в этом горе – они таковы и так воспитывают своих детей.
Католики считают зародыш полноценным человеком с момента зачатия, а евреи считают зародыш зародышем до тех пор, пока он не получит высшее образование. Даже антисемиты считают евреев плохими и ничтожными, но никогда не называют глупыми.

Еврей-студент посылает родителям телеграмму – «Отправил вам письмо. Начинайте волноваться»
Есть шутка, в которой, как всегда, - лишь доля шутки. Вопрос – Какая разница между арабским террористом и еврейской мамой? Ответ - С террористом МОЖНО договориться!
Еврейская мама – это легенда. Вот матушка одного моего знакомого. Ему около 50, он был трижды женат, руководит крупной фирмой. Однако мама звонит ему несколько раз на дню, и он послушно отчитывается, хорошо ли спал, как себя чувствует, успел ли позавтракать и не забыл ли взять очки. Однажды прервал для этого, (позвонила мама), на десять минут важные переговоры с осторожными японцами. Когда переводчик сообщил им причину, они немедленно подписали контракт – «Бизнес-партнеру, настолько почитающему своих родителей, можно доверять!» Вот вам результат еврейского воспитания. И маменькиным сынком при этом его никак не назовешь.

Старший брат моей жены однажды крепко поругался со своей супругой. Она, как водится, собрала его вещички и выставила за дверь чемоданы. С коими он и явился к папе с мамой. РОДИТЕЛИ НЕ ВПУСТИЛИ СЫНА В КВАРТИРУ – «Возвращайся домой, к жене! Решай вопрос» Их уже нет, а его семья в порядке до сих пор, внуки уже есть. Воспитание?!

В бытность мою молодым адвокатом мне назначили старшего наставника. Врожденная катаракта обеих глаз не позволяла ему читать, писать. Для этих целей он нанимал ассистентку, хотя передвигался самостоятельно. Собрались мы как-то пообедать, отметить одно из моих первых выигранных дел. На работу в этот день больше не собирались, я взял бутылочку для нас и шампанское для его помощницы, зашли ко мне домой. Наставник отлучился в туалет. Звонок в дверь. Открываю, на пороге – тесть. Шел мимо, заглянул по какой-то надобности. Приглашаю в комнату, заходит…и превращается в соляной столб. Я – тоже, поскольку вижу картину его глазами: жена на работе, стол, закуска, бутылки, а в кресле юная фря в мини, нога на ногу и с сигаретой. Наставник в туалете, его не видно и даже не слышно.
Наконец тесть возвращается из ступора и, ни слова не говоря, вылетает из квартиры. Объяснить ничего не успеваю, да и бесполезно в такой ситуации. Ну, все, думаю, хана! Полина после работы всегда к родителям сначала заходит, (опять же – воспитание), потом домой. Тесть поделится впечатлениями. Развод и девичья фамилия! Начинаю придумывать версии.
Однако вечером жена молчит, как ни в чем не бывало. День, второй, третий. Отношения нормальные. Я вздохнул с облегчением, - пронесло. Хотя разумных объяснений ее молчанию не нашел.
Через неделю-другую в каком-то семейном застолье я решил рассказать об этом казусе, желая похвастаться женой. Вот, мол, какая она у меня: простила, даже не поскандалила! Рассказываю, изображаю в лицах и вдруг понимаю, что жена-то как раз и не в курсе. Тесть ей ничего не рассказал! Плохо о зяте подумал, но дочке своей – ни гу-гу! Хотел поговорить со мной позже, вразумить.
Скажете - мужская солидарность? Нет! Высшая цель – сохранить семью. Можете себе представить, как я его зауважал после этого. Вразумил. Не сказав ни слова. На тот момент у меня самого уже был сын, его внук, и я сам считался «вразумителем».

Со времен еще первой волны эмиграции существует народная мудрость – «Еврейская жена не роскошь, а средство передвижения» Лет двадцать тому у меня был товарищ. Жили по соседству, работали в одной конторе, любили книги, (в частности, исторические), потом оба ушли в бизнес, были директорами и собственниками своих предприятий. Хотя он технарь, а я гуманитарий, между нами было много общего. Еще одно не последнее сходство: оба женаты на еврейках! Благодаря национальности жены, он уже давно живет в Германии, - выехали по программе, когда немцы просили прощения у всех евреев. Он, (украинец), до сих пор учит немецкий, разносит пиццу и иногда надевает на голову кипу при посещении синагоги. Надо ж соответствовать!

Я живу на Украине, литеОраторствую, т. е. могу себе позволить не работать. По крайней мере, в обиходном понимании. Но назвать себя с а м о в ы р о д к о м, selfmademan"ом, - человеком, сделавшим себя самостоятельно, - я тоже не могу, потому что у меня из-за спины тоже выглядывает женщина, которой я в жизни обязан едва ли не всем, кто я и что у меня есть.
Теперь я понимаю, что между мной и товарищем – одна огромная разница: мы оба женаты на еврейках, т. е. обладаем «средствами передвижения». Но, какими бы роскошными эти «средства» не были, каждый едет по-своему и к своей цели.

«Любовь имеет в воспитании б;льшее значение, чем дисциплина. Власть строится только на основе любви» - раби Шимон бен Эльазар. Еврейские родители моделируют для детей здоровое отношение к собственным недостаткам и одновременно, помня о том, что возможности каждого ребенка ограничены, не ставят перед детьми нереальных целей. И, (наверное, это главное), еврейская мать верит сама и всегда внушает своим детям – «Вы евреи – значит вы должны быть лучше всех!» Установка мощная. На всю жизнь. Порождающая саму себя, целая философия. Объяснить которую они и сами, наверно, не смогут. Просто они ТАК ЖИВУТ! Просто НЕ УМЕЮТ по-другому. Вот такие секреты еврейского воспитания.

P.S. Из письма читательницы, - «Мои новые? старые? соотечественники Ваших рассуждений уже, к сожалению не поймут. Когда я приехала в Израиль и увидела, как
ребенок, открыв ящик с мороженым, ковыряется в нем, и никто ему не сделал замечания, ни мама, ни продавец, – я была в шоке. Когда я в школе, увидела, как ученик приятельски-насмешливо показывает учительнице средний палец, а она при этом не реагирует на него, я была в шоке. Когда мамаша в кругу своих подруг сидит и пьет кофе, а ее детеныш валяется поперек тротуара, (так ему захотелось), и все обходят его стороной, я - в шоке. Мой сын преподает в школе. Когда я погладила ребенка по голове, был в шоке уже он. Оказывается, это категорически запрещено».

И тут я вспомнил. Был у нас в гостях бывший соотечественник с сыном, (сын родился уже там, отслужил в израильской армии и теперь приехал поступать в наш мединститут на платное обучение) Папаша не устает гордо повторять, – Я - не воевавший отец воевавшего сына! И еще, – В нашей семье он самый богатый! – имея в виду, конечно же, деньги. Застолье. Сын, брезгливо исследовав кушанья и поборов рвотный спазм, выбрал жаркое и ест, подцепляя на вилку мясо и внимательно осматривая сквозь очки каждый кусочек прежде, чем положить в рот. Некоторые откладывает в сторону. После, покопавшись в вазе с фруктами, достает яблоко, срезает с одной стороны кожуру, и, вырезав фрагмент размером менее 1/4 плода, так же тщательно исследует его и отправляет в рот. Останки кладет..обратно в вазу.
Услышав изумленный стук моей, упавшей в тарелку, нижней челюсти, папа воина гордо говорит – Да, он у нас очень брезгливый! Так воспитан. - Сам при этом усердно очищает от аппетитной корочки запеченную молодую картошку, (пионерско - комсомольская юность, «взвейтесь кострами синие ночи», картошка пополам с золой – остались в прошлом), извлекает ее нежное девственное нутро, а румяную оболочку отбрасывает. На десерт придвигает к себе коробку с рахат-лукумом и...выковыривает из каждой конфетины орешек. Остальное остается остальным.

Мир настолько многолик, что я невольно усвоил истину, - примерами в споре можно доказать все, что угодно. В том числе и в споре с самим собой. Пример, приведенный мною, вовсе не опровергает «секреты еврейского воспитания» Скорее наоборот еще раз доказывает, - в еврейских семьях детишки ходят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой - не повод укоризненно смотреть на ребенка. Любовь еврейских родителей к своим детям не знает границ. Такого культа детей нет, кажется, ни у одного другого народа. Можно говорить как о плюсах, так и о минусах подобного отношения, но в целом, по-моему, для ребёнка лучше переизбыток любви, чем её недостаток. Для родителей-евреев свобода ребенка - не специальное "воспитание", а воздух, которым нельзя не дышать. А вот жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черту недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовую кошку вылить можно, а вот маму нах.. посылать нельзя. И бабушку бить по голове - тоже нельзя. И если вдруг ребенок этого не понимает, мягкость кончится и начнется "воспитание". Ребенку объяснят все и сразу. И порядок будет наведен так, чтобы ему было все раз и навсегда понятно.

P. Р. S. На международном симпозиуме ученые разных стран обсуждая вопросы воспитания, пришли к выводу, что к детям надо относиться как к обыкновенным людям, что ребенок – не Бог. Поднялся старый еврейский профессор и сказал – «Я не знаю, может другие дети и не боги, но один из наших таки пробился!»

Каждый, кто растит ребёнка, творит маленькую Вселенную. Родители, пережившие чудо создания нового сознательного существа, стремятся сделать его жизненный путь прямым и светлым, вырастить счастливого, умного, доброго человека. Но вот то, как эти мечты воплотить в реальность, остаётся предметом споров и беспокойства всех в мире родителей.

Одним из интересных и действенных методов работы с детьми является набор принципов, которых придерживается народы Торы. Еврейское воспитание наполненной любовью к ребёнку и требовательно в первую очередь к самим родителям, которые должны показывать дорогому чаду личный пример во всём. Учиться выстраивать отношения, основанные на добре, взаимопонимании и уважении можно только лишь уже став родителем. Но главная заповедь — любить своих детей.

Гармония в семье — главный принцип воспитания

Всяким родителям, а в особенности молодым, в первые годы жизни ребёнка приходится нелегко. Кроме своих забот и интересов добавляется множество хлопот и даже то время, которое отрывается ото сна или работы на общение с ребёнком, кажется им золотым.

В кутерьме между работой, домашними хлопотами и помощью членам семьи теряется самое необходимое, важное для всех детей — способность к взаимопониманию в семье. Мелкие заботы и конфликты, которые накапливаются словно снежный ком, не решаются родителями сразу — ведь им обычно некогда обращать внимание на такие мелочи. Как следствие — тотальное раздражение, усталость, озлобленность, замкнутость в себе и нежелание идти на компромиссы.

То, что могло решиться всего десятиминутным разговором, скопившись, вызывает фрустрацию. Сама мысль о том, что конфликт необходимо решать, уже порождает раздражение — а это не проходит мимо детей, которые, словно чуткие радары, улавливают все настроения домашних.

Нарушено равновесие и эмоции выплёскиваются через край: не имея доступа друг к другу, родители кричат на детей, либо просто срываются на всех близких и приближённых людях — опять-таки, в том числе на собственных чадах. Как реагируют на это дети? По-разному, но ничего хорошего в результате не выходит. Маленькие дети реагируют на крики взрослых испугом или плачем, замыкаются в себе, в них рождается страх. Дети постарше, подражая родителям, становятся несдержанны и капризны, требуют немедленного исполнения их потребностей, желаний и прихотей, начинают повышать голос на всех, включая родителей.

Эта картина, увы, знакома многим семьям, а причина кроется в самих родителях. Поэтому еврейское воспитание подразумевает, в первую очередь, следование принципам Торы в нахождении гармонии и терпения внутри себя и внутри супружеской пары — это поможет всем членам семьи.

Ошибка — это не приговор

Часто, учась выстраивать отношения с другими людьми, мы делаем множество ошибок. Это касается и взаимоотношений в семьях, когда родители запоздало понимают, в чём недосмотрели, обделили, обидели своих детей, где совершили промах. Осознать свою неправоту можно и через десять минут, и через десять лет — и этот факт собственного несовершенства, неправильного выбора делает больно и заставляет беспокоиться.

Нет в мире такой ошибки, кроме смерти, которую мы не можем хотя бы попытаться исправить. Не нужно бояться извиниться перед ребёнком, супругом, родителем, другом, любым человеком, если были не правы. Не стоит переживать, что не сможете загладить вину — как правило, в последствие оказывается, что мы переживали и тратили внутренний ресурс по пустякам.

Не стремитесь быть идеальными во всём и не учите этому своих детей! Это не повод, конечно, делать ошибки преднамеренно, но сможете ли вы всегда, например, содержать дом в идеальной чистоте, вовремя готовить обед, заниматься работой и при этом всегда доброжелательно относится ко второй половине и детям? В еврейских семьях (а они, как правило, многодетны) воспитывается одновременно 5-6 детей. Думаете, их матери и отцы всегда похожи на улыбающихся актёров из рекламы и никогда не допускают промахов? А, тем не менее, результат, который даёт их воспитание, впечатляет.

Главное, что следует понимать — нельзя за внешними проявлениями любви и заботы (хороший ужин, чистый дом) забывать о проявлениях внутренних: гармонии, тёплых отношениях, доброте и нежности. А если вам случилось всё же допустить ошибку в отношениях — признайте её и идите дальше. Воспринимайте её на всё долгом пути, которое представляет собой воспитание ребёнка, как трамплин для прыжка. И с такой же лёгкостью прощайте ошибки других, в первую очередь — ваших детей. Любой промах — это не приговор, а повод научиться, как действовать правильно.

Сбалансированность — важный принцип взаимодействия

Понятно, что любых, даже самых умных и послушных детей родитель должен направлять, но как? В зависимости от ситуации это следует делать либо мягко, терпеливо с любовью указывая на правильный путь, либо жёстко, настаивая на своём, но не травмируя психику ребёнка.

Еврейское воспитание допускает телесные наказания, но лишь в том случае, если родитель находится в спокойном состоянии, мыслит трезво и переживает наказание вместе с ребёнком. Но также педагогические каноны предполагают, что без телесных наказаний в абсолютном большинстве случаев можно обойтись. Для этого нужно правильно, грамотно и своевременно доносить до ребёнка свою мысль.

Если уставшая мать, придя с работы, вместо выполненной работы увидела горы разбросанных игрушек, разбитую посуду и разбрызганную по кухне воду или сок, какова будет её реакция? Разумеется, хочется накричать на ребёнка, наказать, устроить скандал. Будет ли это иметь эффект, кроме натянутой атмосферы и испуга перед новой тиранией родителя? Нет.

Еврейское воспитание предлагает родителям начинать всегда с себя. Вместо быстрой бурной реакции сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, уйдите в пустую комнату, удалите от себя злость или выплесните её на предмет (например, подушку). Лишь успокоившись, вернитесь к детям и постарайтесь спокойно, но твёрдо донести до них свою точку зрения. Что следует сделать женщине из нашего примера, когда она восстановит внутренний баланс и выйдет к детям?

  • объяснить, какой у неё был тяжёлый рабочий день, как и почему они устала;
  • рассказать, какие её ожидают дела на вечер и чего ей на самом деле бы хотелось (как она могла бы отдохнуть, например);
  • поговорить с детьми о том, почему необходимо поддерживать порядок в доме и спросить, как считают они;
  • рассказать, почему её очень расстраивает беспорядок и что именно следовало и не следовало делать;
  • попросить детей самостоятельно убрать за собой, рассказав им, как это сделать.

Долго? Да. Требует терпения и выдержки? Ещё бы! Но ведь на самом деле ни один ребёнок не хочет расстраивать свою мать, и, получив шанс исправить ситуацию, он не только уберёт за собой, но и навсегда запомнит этот урок, а плохих своих поступков никогда не повторит. Согласитесь, это ведь в разы эффективнее, чем накричать на детей, наказать их и убирать весь беспорядок самостоятельно?

Мириам Леви, автор всемирно известных книг про еврейское воспитание, советует матери или отцу, с чьих уст уже готово сорваться резкое слово в адрес детей, представить себе, что каждое из их слов записывается и будет передано Богу. Захочет ли человек, чтобы Бог услышал столь резкие и неприятные слова? Баланс между твёрдостью и мягкостью в воспитании детей должен быть всегда.

Главные правила

Из всего того большого объёма учений и философии, которые посвящены в иудаизме отношениям в семье и, в частности, повествуют про воспитание детей, можно выделить несколько основных правил, о которых необходимо помнить всегда — и постоянно ими пользоваться.

Родители — это пример для подражания

Ребёнок — зеркало, в котором отражаются родители.
Согласно Торе, характер любого человека легко определить по нескольким критериям, а именно:

  • поведение в гневе;
  • отношение к деньгам;
  • факторы, которые выводят его из себя.

Дети — самые чуткие существа, и они считывают все наши слова, жесты и даже мимику не только тогда, когда мы спокойны, добры и счастливы. Они ещё более тщательно наблюдают нас в гневе, их интересует наше поведение в экстремальных ситуациях, а не только тогда, когда всё идёт своим чередом. Если вы не хотите через полгода, год, а то и 10-15 лет увидеть копию своих негативных черт — пытайтесь показывать лишь позитивные.

К тому же дети безошибочно списывают нашу шкалу оценок. Подумайте, оценка в дневнике ребёнка действительно важнее, чем его плохое поведение с другим человеком или животным? Тогда и ведите себя адекватно этой шкале.

Учитесь преодолевать трудности — только так вы научите тому же детей, ведь они усваивают именно вашу систему, а не чью-либо ещё.

Проводите как можно больше времени с детьми

Их детство никогда не повторится снова, и они должны вырасти с уверенностью, что вы всегда готовы помочь им.И мать, и отец должны максимальное количество времени посвящать общению с ребёнком. Играть с ним, гулять на улице, посещать мероприятия, ездить на пикники, заниматься спортом — так вы создадите настоящую близость, доверительные отношения в семье. Воспитание без близости и доверия невозможно.

Разумеется, современным родителям сложно много сидеть с ребёнком — темпы работы, которых от нас требует общество, не позволяют женщине даже дождаться окончания декретного отпуска, не то что стать домохозяйкой. Но то время, что остаётся у вас после и вне работы — вечерами и на выходных — всегда ли вы используете его с умом? Проведите досуг с детьми. Чтобы ребёнок понял, что он действительно важен для родителей, никогда не показывайте ему, что вам неинтересно или вас тяготят совместные занятия. Он должен знать, что если вы нужны ему, вы сможете бросить всё и прийти на помощь.

Не бойтесь поощрять детей

Еврейские каноны, так много внимания уделяющие примерному поведению родителей, призывают не воспринимать как должное идеальное поведение детей — ребёнок только учится вести себя хорошо, и его следует за это хвалить и поощрять!

Воспитание предполагает не только наказание за проступки, но ещё и стимулы для хороших дел. Если ребёнок заслужил — похвалите его, причём не только наедине, но и перед всеми. Тогда у маленького человека появится понимание, что его любят и ценят. И он постарается быть благодарным и далее соответствовать высокой оценке.

Воспитание наполовину зависит от молитв Богу, а наполовину — от мира в семье

Даже самые верные каноничные евреи понимают, что ни в чём в мире нельзя положиться лишь на Бога, не прилагая собственных усилий. Воспитание ребёнка — это большой труд, и взаимодействие происходит не только между сторонами родители — дети, но и между обоими родителями.

Дети, копируя манеру поведения каждого из членов семьи, запоминают и всю модель вашего брака.

Воспитание самостоятельности ребёнка необходимо начинать с малых лет.

Как бы ни была сильна ваша любовь и готовность прийти на помощь, однажды вашим детям придётся обходиться в мире без вас — и приучать их к самостоятельным решением нужно уже в раннем возрасте.

Как вы собираете ребёнка в школу? Будите, кормите, помогаете одеваться, вечно поторапливаете, вечно раздражаясь и нервничая? Научите его самостоятельно следить за временем. Быть вовремя в школе или на тренировке — его забота, а не ваша. Без страсти напоминайте ему, который час, но не торопите — тогда со временем любой ребёнок приучиться рассчитывать на себя. То же касается и других сфер жизни. Начиная с малого — стремитесь к воспитанию в ребёнке самостоятельно личности, человека.

Видео:

Тора даёт множество предписаний о том, как следует воспитывать детей, а еврейские педагоги и родители дополняют эти теоретические наставления практикой и реальным опытом. Но главное, чего придерживаются в воспитании детей евреи и что необходимо практиковать людям всех конфессий — это любовь к детям, гармония и мир в семье.

Принцессы Иудеи – так называют еврейских девочек. Как к принцессам к ним относятся их родители и настоящими принцессами они ощущают себя в обществе.

Исторически сложилось, что с детства девочек воспитывала вплоть до совершеннолетия. Она обучала девочек работе по дому и женским ремеслам. Девочек готовили к главной роли в жизни – жены и матери, ведь семья и дети – проявление счастья и исполненности, реализованности - главный проект для человека в иудаизме. Идеальная эшет хайл - добродетельная супруга и энергичная хозяйка дома. (Перед вступлением в брак можно закончить курсы родительства, которые работают при некоторых )

В тоже время, отец отвечает за обучение детей Торе и за поведение девочек - насколько оно целомудренное.

Важное правило еврейского воспитания – дети наследуют поведение и традиции, существующие в доме родителей. И если последние хотят научить детей определенным качествам, то сначала должны позаботиться, чтобы эти качества были у них самих. Также для родителей важно было установить такие отношения, чтобы дети относились к ним с любовью, уважением и доверием. Именно взаимная безусловная любовь родителей и детей помогала и помогает донести главные принципы и ценности до детей. Жить по законам Торы, соблюдать еврейские традиции, уважать старших и заботиться о младших, любить и поддерживать друг друга. Родители обращаются к Торе за ответами на вопросы, что поощрять, а за что наказывать детей.

Цниют

Важным в воспитании девочек было воспитание в правилах скромности и строгости. Девочки соблюдают : юбка ниже колен, закрыты локти и ключицы. Аккуратность, уважительность и бережность во всем – не только во внешних проявлениях, но и во внутренних своих качествах. Скромность не только в поведении, но и в мыслях, не только перед другими, но и перед самой собой. Скромность опирается на уважение. Без уважения к себе невозможно нести себя с достоинством и получать уважение от других. А это воспитывается через любовь и уважение к девочке. Если ее с детства безусловно любят родители и бережно относятся к ней, она также будет относиться к себе и не позволит другим не уважать себя. Цниют – о том, чтобы нести себя с достоинством принцессы в любой ситуации.

Обучение Торе

Согласно Талмуду, раньше женщина, в отличие от мужчины, не обязана была изучать Тору и обучать ей своих детей. В тоже время, в еврейской традиции в разные времена были женщины, которые хорошо знали и Письменную, и Устную Тору. И даже обучали в , через стену, так, чтобы женщину не было видно ученикам. Некоторые женщины давали «алахические консультации» мудрецам или участвовали в их спорах. Наиболее известна из них – Брурья, дочь рава Ханины бен Традиона и жена рава Меира.

Очень долго учились дома, чтению и практическим законам, которые им следовало соблюдать. Но с течением времени систематическое образование для девочек просто стало необходимостью. Такое образование в ортодоксальной школе помогало изучать не только формальную сторону заповедей, но и давало понимание, зачем нужно жить по законам Торы и место человека в мире. Эти знания помогают защитить евреев от ассимиляции. В еврейских общинах есть школы для девочек, в которых обязательно изучают Танаху. В некоторых религиозных школах девочки могут изучать Талмуд.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Меня давно занимает вопрос, в чём секрет жизненной успешности евреев. Может быть есть что-то важное и полезное для всех нас в особенностях их традиции и воспитания? Некоторые секретные принципы воспитания евреев мне поведала интересная женщина Хана Ериш – мама 9 детей, ортодоксальная (хабад) еврейка, автор и модератор сайта «Расти хабадником», «Воспитание и образование евреев»

Что является самым ценным для еврейской семьи? Как воспринимаются дети, с точки зрения иудаизма? Что является задачей воспитания?

Х.Е: Самая большая ценность еврейской семьи – это мир, гармония, взаимопонимание. Потому что без этого невозможно ее полноценное функционирование, передача знаний и духовных ценностей из поколения в поколение, нормальное взаимодействие каждого ее члена с внешним миром. Поэтому, например, во время свадебной церемонии жениху и невесте желают, чтобы их союз был «вечным зданием».

С точки зрения иудаизма дети – это Главный проект. Есть предание о том, что, вручая Тору на горе Синай, Всевышний потребовал гарантов: кто поручится, что принимающая сторона достойна такого подарка? Еврейский народ предлагал в качестве поручителей праотцов и праведников, но эти кандидаты «не подошли». Только сказав «наши дети – поручители за нас», евреи удостоились дарования Торы. В человеке есть два начала: доброе и злое. В душе ребенка изначально заложен определенный набор качеств. Задача родителей – научить ребенка отличать хорошее от плохого, укреплять его сильные стороны и работать над исправлением недостатков. При этом, та или иная душа приходит конкретно в эту семью неслучайно. Воспитывая детей, родители и в себе что-то исправляют, совершенствуют. Поэтому можно сказать и то, что дети – это наше продолжение. Ведь человек жив, пока живы его потомки.

Еврейское совершеннолетие начинается у девочек в 12, у мальчиков – в 13 лет. Это означает, что с этого момента они сами несут ответственность за свои поступки перед Высшим Судом. Конечно же, воспитание на этом не заканчивается. Наоборот: новоиспеченный «совершеннолетний» нуждается в большой помощи и поддержке в своем личном взрослом противостоянии злому началу. На эту тему есть известный рассказ о том, как один мальчик накануне своего еврейского совершеннолетия пришел к Любавичскому Ребе за благословением. И Ребе сказал ему: «Ты ведь любишь бейсбол? – Да, конечно. – А какая игра интереснее: когда играют мальчишки во дворе, или настоящие профессионалы? – Конечно, профессионалы. В твоей душе тоже есть две «команды» – доброе и злое начало, которые соревнуются друг с другом. До сих пор все происходившее было детской игрой. С сегодняшнего дня начинается настоящая борьба профессионалов. И запомни: выигрывает тот, кто играет лучше». Научить ребенка «играть лучше» – это и есть конечная цель еврейского воспитания.

Д.О: Какие принципы лежат в основе иудейского воспитания и каким образом они реализовываются?

Х.Е: Важнейший принцип еврейского воспитания: не быть идеальным, а быть настоящим. Ощущая ответственность за доверенную свыше душу (или даже несколько душ!), человек может подумать: кто я такой, чтобы выполнять такую миссию! Я сам несовершенен и полон недостатков – чему я могу научить других? Проблема в том, что совершенство, скорее всего, так и останется недостижимым. Поэтому это совсем не повод откладывать процесс воспитания в долгий ящик. Родители – это не памятники на пьедестале, а живые люди. Они совершают ошибки и имеют на это право. Когда дети видят, как родители работают над собой, исправляют свои недостатки – это для них лучший урок, красноречивее тысячей нравоучений.

«Быть настоящим» подразумевает самокритику, умение дать самому себе объективную оценку, сделать правдивый самоотчет. Прежде чем воспитывать других, человек должен отдавать себе отчет о реальных плюсах и минусах своего характера, не выдумывая себе мнимых достоинств и не скрывая слабых мест.

Следующий принцип – известный «закон зеркала». Если мы замечаем в другом человеке недостаток – это говорит о том, что он есть в нас самих. Прежде чем начать «исправлять» и «воспитывать», очень важно найти это же качество у себя – пусть даже в «гомеопатических дозах». Это поможет понять ребенка лучше, почувствовать на себе то, что чувствует он, и, главное, – помочь ребенку найти выход из ситуации. Есть интересный рассказ на тему. Известно, что Ребе принимал посетителей на аудиенции. Люди приходили к нему за советами, за благословениями, и, часто – с просьбами указать путь исправления. Во время одной из таких личных бесед Ребе вдруг прервался, попросил всех оставить его на несколько часов, и закрылся в кабинете. Это было нетипичным для него поведением. Удивленные хасиды, приникнув к замочной скважине, видели, что Ребе читает Псалмы, сотрясаясь от рыданий. Через несколько часов Ребе, как ни в чем не бывало, продолжил прием. Позже он пояснил: один из посетителей рассказал о таких недостатках, которые Ребе не мог найти в своей душе даже в микроскопических дозах. Это повергло его в ужас: ведь если зло не обнаружено – значит, оно скрыто от его сознания, что во много раз хуже! Ребе потребовалось несколько часов уединения и напряженной работы, чтобы обнаружить этот недостаток в себе и найти путь его исправления!

Еще один важнейший принцип еврейского воспитания – хорошо знать своего воспитанника. Не тот придуманный образ, каким нам бы хотелось его видеть, а реального человека с его набором склонностей качеств, привычек. Только исходя из этого знания, из глубокого понимания того, что именно хорошо для него (а не для удовлетворения своих амбиций и т.д.) можно выбирать, какие методы будут эффективными конкретно для этого ребенка.

Наши мудрецы советуют не пытаться исправить больше одного качества за один раз. Часто бывает, мы делаем замечание за замечанием: и то плохо, и это никуда не годится, а вот это – вообще прекрати немедленно. В итоге ребенок в лучшем случае просто перестает реагировать на нескончаемый поток критики. А в худшем – почувствует агрессию в свой адрес и попытку «сломать» его: ведь в этих привычках и недостатках – его личность, он просто не в состоянии избавиться от всего и сразу, оставаясь при этом собой. Поэтому из всех негативных качеств выбираем то, что, на наш взгляд, больше остальных мешает ребенку расти и продвигаться, и начинаем с него, не ожидая мгновенного результата.

Следующий принцип: четкие границы. После того, как мы узнаём себя, узнаём ребенка, тщательно продумываем, что для него хорошо и как этого достичь, выбранной линии надо придерживаться ЖЕЛЕЗНО. Не должно быть никаких поблажек, отговорок, непоследовательностей. Ребенок должен знать, что таковы правила игры, и по-другому не будет. Что то или иное требование родителей – это не каприз «под настроение», а взвешенное решение, направленное на его благо.

И, наверно, самый важный принцип, без которого невозможно все остальное – принятие и любовь. Детям жизненно необходимо быть любимыми: не за особые достижения, не за хорошее поведение. Просто за то, что они есть, без всяких условий. Эта любовь даст им силы становиться лучше, уверенность в своей нужности и ценности, без которой невозможен рост и максимальное раскрытие потенциала.

Д.О: Нужно ли поощрять и хвалить детей? Нужно ли ругать и наказывать детей? Как это правильнее делать с позиции иудаизма?

Х.Е: О методе «кнута и пряника». Мудрейший из людей, Шломо (Соломон) сказал: «Пусть правая рука приближает, а левая отталкивает». Обычно правая рука сильнее, поэтому правильно, чтобы поощрения, проявления любви в воспитании преобладали над наказаниями. В поощрениях, как мне кажется, важны внимание и искренность: чтобы ни малейшее достижение ребенка не оставалось незамеченным, и чтобы похвала исходила из чистого сердца.

В наказаниях – свои нюансы. Первое и главное – это внутреннее спокойствие. Наказание – это не срыв плохого настроения, в нем не должно быть примеси агрессии и гнева. Второе – это принцип «мера за меру»: наказание должно быть соразмерно проступку и логически вытекать из него. Цель наказания – не «насолить» ребенку, а подтолкнуть его к нужным выводам, помочь исправить проступок. Третье – лучше не наказать вообще, чем «переборщить» и наказать слишком жестко.

В балансировании между похвалой и наказанием не стоит впадать в крайности. В истории еврейского народа были три праотца-праведника. Авраам был воплощением доброты, и один из его сыновей вырос разбойником. Ицхак (Исаак) символизирует строгость и дисциплину. Один из его сыновей стал злодеем. Яаков – это гармония между добротой и строгостью, «средняя линия». В результате все 12 его сыновей стали праведниками. Мы учим из этого, что залог верного воспитания – держаться «золотой середины».

Немного из личного опыта: сделав что-то не так, ребенок внутренне очень ждет, что мы будем на его стороне. Когда я вижу, что мои дети «не справляются с управлением», я предлагаю им: «давайте вместе будем прогонять йецер» (в переводе с иврита – злое начало). Человеку – и маленькому, и взрослому тоже – важно чувствовать, что он – это его чистая святая душа, не ассоциировать себя с нехорошими чертами своего характера. Важно осознавать, что поступки – это не суть его личности, а своего рода одежда, которую можно сменить на чистую, если она испачкалась. Гораздо легче меняться к лучшему так, чем изнемогая под тяжестью вины.

Д.О: Расскажите подробнее о системе воспитания?

Х.Е: В еврейском языке слово воспитание – однокоренное с названием праздника Ханука, и это не случайно. Ханука – это праздник света. И о человеке говорят наши мудрецы, что он – свеча, которая освещает мир. По крайней мере, в идеале нужно к этому стремиться. Мы не закрываемся в своем замкнутом мирке, а стараемся привносить святость во все обыденные дела, которыми нам выпадает заниматься. Святость – это не только ходить в синагогу или не включат свет в субботу. Вернуть потерянную вещь – святость. Помочь младшему братику или сестричке – святость. Уметь прощать и просить прощения – тоже оно. Наши дети воспитываются на основах Торы, они знают, что у нас свои особенности и законы, во многом не похожие на то, что их окружает. Они знают, что у каждой нации, как и у каждой личности, есть свое предназначение и уникальная, только ей одной присущая и только ею выполнимая задача. Думаю, именно в этом кроется залог успеха человека – в понимании своего места в обществе, в доверии к Всевышнему, Который это место дает, в уважении к другим и понимании того, что и их путь – такой непохожий ни на чей другой – тоже дан Свыше.

В нашей традиции принято приучать детей к заповедям с самого нежного возраста. Есть анекдот о том, как родители новорожденного малыша приходят к раввину за советом: как воспитывать сокровище? На что раввин отвечает: вы опоздали на 9 месяцев.

Принято, чтобы будущая мама еще во время беременности ограждала себя от всего, что может негативно сказаться на душе малыша. Новорожденного ребенка с первых минут окружают святостью: ему принято омывать ручки сразу после рождения. Как только ребенок начинает произносить первые слова – родители учат его нескольким отрывкам из Торы. С трех лет начинается «возраст воспитания», когда мы приучаем детей к исполнению заповедей: произносить благословения до и после еды, специальную молитву по утрам и перед сном, скромно одеваться. Параллельно в этом же возрасте приучаем к чистоте, аккуратности, уважению к старшим… Иудаизм не призывает прятаться от материального мира. Наоборот – обязывает освещать каждый его уголок. Как говорят наши мудрецы, Всевышний хочет иметь жилище в нижнем мире, и мы – «строители» этого самого жилища.

Д.О: Какие советы можете дать читателям, чтобы процесс воспитания шёл на благо маленького человечка и общества в целом?

Д.О: Я не чувствую себя настолько мудрой и многоопытной мамой, чтобы быть вправе давать советы. Пользуясь случаем, просто поделюсь с читателями интересными и полезными мыслями, которые почерпнула из Торы, и которые, на мой взгляд, носят общечеловеческий характер.

Воспитание – это определенный талант. Если у вас есть кого воспитывать – значит, и способности к этому имеются. Ведь не бывает такого, чтобы человеку давались непосильные испытания. Более того: способности к воспитанию можно развивать. Спортсмен, регулярно тренируясь, укрепляет свои мышцы и улучшает результаты. Так и родители, уделяя внимание вопросу воспитания, давая ему постоянное место в своем сердце и разуме, в конечном итоге добьются успеха.

Воспитывая детей, учеников, да и самих себя, мы часто сталкиваемся с отрицательными проявлениями характера – грубостью, черствостью, хамством, ленью. Эти трудности не должны нас обескураживать. Есть красивая притча о том, как у человека было два участка земли: плодородный и каменистый. На первом все росло буквально само собой и не требовало особых усилий. Второй же отнимал все силы и время, и только спустя много лет человек увидел плоды своего тяжелого труда. Отгадайте, урожай с какого из двух участков доставил бОльшую радость хозяину?

Все эти (и не только эти) правила по воспитанию – хороши и красивы на бумаге, в теории. На деле же не всегда все так гладко. Кроме того, каждый раз, узнавая что-то новое и интересное по теме, родители испытывают смешанные чувства. С одной стороны – «вау, как здорово, непременно буду впредь это использовать». С другой стороны – чувство вины и понимание того, сколько ошибок по незнанию было сделано. Как лекарство от этого – еще одна цитата напоследок: «Если веришь, что можно испортить – верь, что можно исправить». Пусть воспитание всегда идет рука об руку с радостью – ведь радость ломает все преграды!

Беседу вела — Дарья Орлова