Казнь сжигание на костре. За что вас могли бы сжечь на костре в средние века

Казнь сжигание на костре. За что вас могли бы сжечь на костре в средние века

Почему ведьм сжигали, а не казнили каким-либо другим способом? Ответ на этот вопрос дает сама история. В статье попробуем разобраться, кого считали ведьмой, и почему именно сожжение было самым радикальным способом избавления от колдовских чар.

Кто же такая ведьма

Ведьм сжигали и преследовали еще во времена Римской империи. Своего апогея борьба с колдовством достигла в XV-XVII веках.

Что же нужно было сделать, чтобы человека обвинили в колдовстве и сожгли на костре? Оказывается, во времена средневековья, для того чтобы получить обвинение в занятиях колдовством, достаточно просто быть красивой девушкой. Обвинить могли любую женщину и на вполне законных основаниях.

Ведьмами считали тех, кто имел на своем теле особую отметку в виде бородавки, огромной родинки или же просто синяка. Если с женщиной проживала кошка, сова или мышь - она тоже считалась ведьмой.

Признаком причастности к колдовскому миру была как красота девушки, так и наличие какого-либо телесного уродства.

Самым главным поводом, чтобы оказаться в застенках святой инквизиции, мог быть обычный донос с обвинением в богохульстве, плохих словах о власти или же в поведении, вызывающем подозрение.

Допросы представители устраивали так мастерски, что люди признавались во всем, что от них требовали.

Сожжение ведьм: география казней

Когда и где происходили казни? В каком веке сжигали ведьм? Лавина бесчинств припадает на средневековье, и задействованы в основном были страны, в которых была католическая вера. Около 300 лет ведьмы активно подвергались уничтожению и преследованию. Историки утверждают, что за колдовство было осуждено около 50 тысяч человек.

Инквизиторские костры горели по всей Европе. Испания, Германия, Франция и Англия - вот страны, где ведьм сжигали массово, тысячами.

К разряду ведьм причисляли даже маленьких девочек, в возрасте до 10 лет. Дети погибали с прокленами на устах: они проклинали родных матерей, которые якобы научили их мастерству колдовства.

Сами же процессы судопроизводства проводили очень быстро. Обвиненных в колдовстве допрашивали скоро, но с применением изощренных пыток. Иногда людей осуждали целыми партиями и массово ведьм сжигали на костре.

Пытки, предшествующие казни

Пытки, применяемые к женщинам, которых обвиняли в колдовстве, были очень жестокими. В истории зафиксированы случаи, когда подозреваемых заставляли сутками восседать на стуле, утыканном острыми шипами. Иногда ведьму обували в обувь большого размера - туда заливали кипяток.

В истории известно и испытание ведьмы водой. Подозреваемую попросту топили, считалось, что ведьму утопить невозможно. Если женщина после пытки водой оказывалась мертвой, ее оправдывали, но кому от этого было легче?

Почему предпочтение отдавалось сожжению?

Казнь через сожжение считалась «христианским видом казни», ведь она происходила без пролития крови. Ведьм считали преступницами, достойными смерти, но, так как они раскаивались, судьи просили быть к ним «милостивыми», то есть убить без кровопролития.

В средневековье сжигали ведьм еще и из-за того, что святая инквизиция боялась воскрешения осужденной женщины. А если тело сожжено, то какое же воскрешение без тела?

Самый первый случай сожжения ведьмы зафиксирован в 1128 году. Событие произошло во Фландрии. Женщина, которую посчитали союзницей дьявола, была обвинена в том, что, после того как она облила водой одного из богачей, тот вскоре заболел и умер.

Сначала случаи казней были редкими, но постепенно приобрели массовый характер.

Процедура казни

Следует отметить, что оправдание жертв тоже было присуще Существует статистика, указывающая на то, что количество оправданий обвиненных соответствовало половине судебных процессов. Пострадавшая от пыток женщина могла даже получить возмещение за свои страдания.

Осужденную женщину ждала казнь. Надо отметить, что казнь всегда была публичным зрелищем, цель которого - устрашить и запугать публику. Горожане спешили на казнь в праздничных одеждах. Это событие привлекало даже тех, кто жил далеко.

Обязательным во время проведения процедуры было присутствие священников и представителей власти.

Когда все были в сборе, появлялась повозка с палачом и будущими жертвами. К ведьме у публики сочувствия не было, над ней смеялись и подтрунивали.

Несчастных приковывали цепями к столбу, обкладывали сухими ветками. После подготовительных процедур обязательной была проповедь, где священник предостерегал публику от связи с дьяволом и занятий колдовством. Роль палача заключалась в том, чтобы поджечь костер. Слуги следили за огнем до тех пор, пока от жертвы не оставалось и следа.

Иногда епископы даже соревновались между собой, кому из них удастся произвести больше которых обвиняют в колдовстве. Этот вид казни по мучениям, которые испытывала жертва, приравнивают к распятию на кресте. Последняя сожженная ведьма зафиксирована в истории в 1860 году. Казнь произошла в Мексике.

Любители фильмов ужасов прекрасно знают, что справиться с нечистью не так-то просто. Кого-то можно остановить исключительно серебряной пулей или крестом, отлитым из этого же металла, кого-то только осиновый кол может угомонить на веки-вечные, не дав возможности всякую ночь выходить из могилы, ну, а ведьму может извести только огонь священного костра. «Ведьма на костре», да, пожалуй, именно такой образ запечатлелся в сознании многих из нас ещё с детства.

В славянской, да и не только в славянской традиции Огню (одной из Первостихий) приписывалась и приписывается масса свойств, часть из них активно используется как в магии, так и против оной. Во времена активности Инквизиции ведьм предавали огню. Почему? Почему их, например, не топили или не обезглавливали? Почему их не вешали или колесовали? Впрочем, даже если подобные казни и случались, то тело ведьмы всё равно предавалось огню.

Почему ведьм сжигали на костре?

Давайте во всём разбираться. В седом Средневековье было много такого от чего у современного человека буквально в жилах стынет кровь. Тут вам и отсутствие элементарной гигиены, и постоянные междоусобицы, и, конечно же, охота на ведьм, которая продолжалась не одно столетие, буквально выкосив в Европе тысячи самых красивых женщин (а порой и вполне себе мужественных мужчин). Тому что современные европейцы (особенно женская половина), прямо скажем, красотой не отличаются, нужно (в том числе) сказать «спасибо» и святым отцам из Инквизиции.

Суды над ведьмами случались так часто, и зафиксированных свидетельств до наших дней дошло так много, что страшное действо можно представить с точностью до минуты. Тут не нужно что-то додумывать, не нужно нагнетать краски. Повторимся – свидетельств осталась масса.

Судили «ведьм» (в массе своей это были обычные женщины, девушки, а порой и девочки) совсем не всегда за то, что они действительно таковыми являлись. Кто-то решил «настучать» на соседку, а порот переселиться в её дом, кто-то хотел избавиться от соперницы, одним словом, причины в всякого были свои. Казалось бы светский суд (зачастую именно там проходили судилища) должен был руководствоваться рассудком, но увы, уповать на это было излишним. Ни о каком рассудке речи в те времена не шло. Да и в наши времена, многие решения вынесенные органами суда, заставляют призадуматься о том, есть ли мозг у представителей судебной системы. Впрочем, мы сейчас не об этом.

Светский суд, где в обязательном порядке присутствовали представители святой церкви, настоятельно просили жертву, чтобы та сама во всём призналась, тем самым смягчив себе долю. Более строптивых приходилось пытать. Жертва понимала, что обрекать себя на излишние муки смысла нет никакого, ведь так и так её признают виновной. Так для чего же продлять агонию?!

Судилища завершались публичным сожжением на костре. Ведь «гуманные» христиане считали жестоким проливать кровь, пусть даже кровь ведьмы или колдуна. А вот предать их огню, причём – живьём – это действительно апофеоз гуманности.

По канонам, установленным приходом христианства, считалось, что только огонь может воспрепятствовать тому, чтобы грешная душа заново воплотилась. Зато в том же язычестве ситуация ровным счётом противоположная! Язычники считали, что «человек пришёл из ниоткуда и после окончания земной жизни, должен уйти в никуда». И чем быстрее от земной телесной оболочки не останется и следа, тем скорее душа сможет воплотиться заново.

Больше всего костров полыхало на территории нынешней Германии, Франции и Испании. Ни одна неделя не обходилась без того, чтобы кого-то не «зажарили» живьём. Виноват-не виноват – какая разница? Есть «свидетели», которые что-то там видели и во всех деталям и подробностях могут рассказать о том, как «ведьма общалась с самим дьяволом», или как «ведьма летала на шабаш», или как «она обращалась в кошку или свинью». Примечательно и то, что очень часто подобными свидетелями являлись близкие родственники осуждённой жертвы.

После «проверки» свидетельств, суд выносил решение о том, что «фактов» скопилось достаточно или же, напротив - что было крайне редко – говорил о том, что чего-то не хватает. На костёр топали даже те, кто баловался картишками.

В году тысяча пятьсот тридцать втором отправка на костёр была закреплена законодательно. Тогдашний свод законов назывался «Каролина». Его автором и идейным вдохновителем стал небезызвестный Карл пятый. В «Каролине» так и значилось: “Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем“.

Огню ведьмы всегда предавались публично. Наверное, не нужно объяснять для чего это делалось. Самый лучший мотиватор – это страх! Вот, мол, смотрите, что будет с тем, кто посмел быть хотя бы на миллиметр не таким, как все! Костёр ждёт всякого, кто…

Для местных жителей, как ни странно, подобные действа были настоящим шоу. Когда в деревне ещё можно сходить? Как ещё себя можно развлечь в период Средневековья? Конечно, на деревенскую площадь, чтобы увидеть собственными глазами, как будет гореть ведьма! Для такого случая не будет лишним даже принарядиться!

Местный «бомонд» в лице всякого рода епископов, святых отцов от церкви, судей и прочих с удовольствием взирали на то, как палач, недрогнувшей рукой отправлял ведьм и колдунов в геенну огненную. Прикованные тяжёлыми цепями к столбам они умирали страшной мучительной смертью, зачастую под громкое улюлюканье толпы. После того, как от жертвы оставалась одна лишь кучка пепла, палачи считали свой долг исполненным. Пепел развеивался и теперь можно было расслабиться, ведь сожжённая ведьма больше уже никогда не сможет воплотиться.

- [жьже], сожжения, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. сжечь сжигать. Предать сожжению. Сожжение на костре (один из видов смертной казни за преступление против религии; ист.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По метод … Википедия

- … Википедия

- … Википедия

Институт Римско католической церкви для розыска и наказания еретиков и других врагов Католической церкви. Хотя эта организация была создана в начале 13 в. для борьбы с альбигойской ересью во Франции, однако ее истоки следует усматривать в более… … Энциклопедия Кольера

Мученичество св. Аполлонии, (Часослов Этьена Шевалье) Виды казней раннехристианских мучеников список видов мучений (смертельных приговоров и пыток), которыми были подвергнуты раннехристианские святые. Ряд казней явл … Википедия

Аутодафе (1475). Святая инквизиция общее название ряда учреждений Римско католической церкви для борьбы с ересью. Содержание 1 Происхождение термина … Википедия

Аутодафе (1475). Святая инквизиция общее название ряда учреждений Римско католической церкви для борьбы с ересью. Содержание 1 Происхождение термина … Википедия

Книги

  • Тяжелые годы. Долина молчаливых призраков. Там, где начинается река , Джеймс Кервуд. Новая Франция, 1760-е годы, война. После нападения индейцев и англичан дома поселенцев разгромлены, главы семейств погибли, защищая свои семьи, а юные Джиме Булэн и Антуанетта Тонтер…
  • Иоганн Кеплер (1571-1630). У истоков современной астрономии , Белый Ю.А.. Книга посвящена жизни и научной деятельности выдающегося ученого конца XVI - первой трети XVII в. Иоганна Кеплера. Ученый прожил сложную жизнь - почти постоянно ему сопутствовали гонения на…

В абсолютном большинстве случаев на костры, по обвинению в колдовстве, отправляли женщин, хотя под горячую руку могли попасть мужчины и даже дети

По разным подсчётам, за время охоты на ведьм, с XV по XVII века, в Европе было казнено от 50 до 200 тысяч человек. Что же могло навести окружающих на мысль, что человек сотрудничает с дьяволом?

Внешность

Существует мнение, что дефицит красивых женщин в Западной Европе является следствием охоты на ведьм. В этом утверждении есть доля истины. В первую очередь в колдовстве обвиняли привлекательных девушек, на которых обращал внимание противоположный пол. Красавицы явно привораживали мужчин при посредничестве дьявола. А значит, если муж заглядывается на соседку, можно просто рассказать об этом инквизиции, и вопрос решён. У рыжеволосых и обладательниц ярких родинок шансов на оправдание не было.

Были опасны для жизни и дефекты внешности: шрамы, шишки, бородавки. Старость тоже могла служить показателем связи с дьяволом: седые волосы, морщины, сгорбленная спина. Ну, чем не ведьма? Самой пожилой сожжённой на костре «колдуньей» стала 70-летняя женщина.

Смертельно опасен в Средние века был лишний вес, хотя и чрезмерная худоба могла свидетельствовать о связи с дьяволом.

Самой известной жертвой борьбы с колдовством стала Жанна Д’Арк . Одним из обвинений, вдвинутых в её адрес, было ношение мужской одежды.

Интеллект

Беда грозила не только красавицам, но и умницам. Женщины, которые слишком много знали, пугали современников. Владение иностранными языками, непонятными соседям, наводило на нехорошие мысли. Хотя за ум могли поплатиться не только дамы. Так, в Бонне, в начале XVII века, по обвинению в колдовстве казнили десятки студентов, университетских профессоров и даже представителей духовенства.


Деньги

На костёр часто отправляли бездомных и нищих, которые ходили по домам и просили милостыню. Но это не означает, что состоятельные граждане были в безопасности. Особенно пугали средневековых обывателей финансово независимые женщины. Не бедствовать без поддержки мужчин могли только ведьмы.

Подруги

Средневековые любительницы девичников рисковали жизнью. Группа женщин, собирающихся без мужчин, наводила на мысль, а не ведьмы ли это, устраивающие тайно обряды или шабаши.

Внебрачные связи

Женщина, родившая ребёнка вне брака, считалась ведьмой. Отцом новорожденного признавался дьявол, раз никто из людей в этом не признался. У ребёнка в этом случае тоже было мало шансов на жизнь.

Домашние животные

Хозяйки чёрных кошек, сов, мышей и других животных с большой вероятностью считались ведьмами. В одном из княжеств Германии женщину сожгли на костре за то, что во время крестин она не испугалась чёрной кошки, забежавшей в комнату.

pixabay.com

Случайность

Все беды и ущерб частных лиц, городов и стран списывались на происки колдуний. Если женщина проходила мимо дома соседей, и у них в этот день скисало пиво или не поднималось тесто, даму ждали большие неприятности.

Наличие испорченных продуктов в погребе могло говорить о том, что хозяйка держит их для приготовления колдовских снадобий.

В распространённых в те годы эпидемиях сифилиса, холеры и чумы тоже были виноваты ведьмы. Среди здоровых жительниц зачумлённых городов находили колдуний и сжигали для улучшения эпидемиологической обстановки.

А в 1586 году в Рейнских провинциях за холода, державшиеся до июня, казнили 118 женщин и 2 мужчин. Жители Венгрии в 1615 году сожгли десятки ведьм, чтобы те перестали вызывать град.

Растет число преступлений, совершаемых террористами так называемого «Исламского государства» на Ближнем Востоке. Растет и степень жестокости, с которой совершаются эти преступления.


Не успела Япония оплакать своего гражданина Харуну Юкаву, казненного исламистами в Сирии, как тут же пришла еще одна печальная . Жертвой террористов стал его напарник, с которым он поехал на Ближний Восток, - журналист Кэндзи Гото. Его обезглавили, как и других заложников, расправа над которыми потрясла весь мир. Еще совсем недавно, в ночь на 29 января, Гото, находящийся в лапах террориста в черной маске, зачитывал на видеокамеру ультиматум «ИГ». Исламисты требовали освобождения террористки Саджиды Ар-Ришави из иорданской тюрьмы, а также еще 26 преступников. В противном случае угрожали казнить не только японца, но и иорданского летчика Муаза Аль-Касасбеха (в декабре прошлого года боевиками «Исламского государства» был сбит самолет созданной США «антитеррористической коалиции», пилот угодил в плен).

Первым испил чашу смерти гражданин Японии. Вслед за ним – и иорданец, гибель которого была более чем страшной. Его заперли в железную клетку, облили горючим и подожгли… Как всегда, свое очередное варварское злодеяние бандиты сняли на видео. Для устрашения «неверных»…

В Иордании после этого трагического известия люди вышли на массовые демонстрации. В некоторых городах вспыхнули беспорядки. В Аммане митингующие дошли до дворца короля и потребовали решительных действий. Король Абдалла II, экстренно вернувшийся из США, пообещал отомстить за сожжение своего подданного. «Аллах примет душу героя, погибшего от рук трусливых террористов, которые называют себя Исламским государством, но не имеют никакого отношения к исламу», - сказал монарх.

В качестве возмездия иорданские власти приняли решение казнить Саджиду Ар-Ришави и еще пятерых террористов «Аль-Каиды». Женщина-преступница, которую требовали боевики «Исламского государства» в обмен на японцев и иорданца, ранее уже была приговорена к смертной казни, теперь приговор ей приведен в исполнение.

Глупо было бы испытывать жалость к террористке, которая пыталась стать смертницей и взорваться в отеле, погубив не только себя, но и других людей. К счастью, бомба тогда не сработала. Саджида Ар-Ришави, в конечном итоге, оказалась там, где хотела – на том свете. Однако нельзя не заметить, что ее решили сделать «козлом отпущения». Ведь, в конце концов, к данному преступлению – сожжению пилота – она не причастна (у нее слишком железное алиби). Зато к нему косвенно причастен сам король Абдалла II.

Да, именно он вместе с другими правящими лицами активно поддерживал так называемую «сирийскую оппозицию» - тех самых "трусливых террористов, не имеющих никакого отношения к исламу", по его же выражению. Иордания была в числе непримиримых противников законной власти Сирии. Именно через иорданскую территорию на юг САР проникали тысячи бандитов, именно Иордании боевики обязаны своими успехами в провинции Дараа. Если посмотреть, как голосовал официальный Амман в Лиге арабских государств, в Генассамблее ООН и на других региональных и международных собраниях, то становится очевидным – Иордания всегда одобряла действия противников Сирии и всячески способствовала разжиганию бойни в соседнем государстве.

Конечно, кто-то может сказать, что Иордания поддерживала не «Исламское государство», а «Сирийскую свободную армию» и другие группировки. Но «ИГ» выросло именно из «Сирийской свободной армии», вскормилось американскими и саудовскими деньгами, стреляло из , поставляемого США, в том числе, и через Иорданию. Затем Амман, следуя в фарватере американской политики, присоединился к «антитеррористической коалиции» и начал проводить бомбардировки исламистов в Сирии. То есть – вместе с США уничтожать совместно созданное и вскормленное детище.

Сирия готова великодушно простить Иорданию (президент Башар Аль-Асад прекрасно понимает, какому давлению со стороны США подвергался король Абдалла II - сам прошел через это). МИД САР призвал Амман сотрудничать в борьбе с террористами «Исламского государства», «Джебхат Ан-Нусры» и других бандформирований. Дамаск резко осудил расправу над Муазом Аль-Касасбехом (несмотря даже на то, что казненный летчик участвовал в военной операции, не согласованной с сирийским правительством).

Сожжение живьем иорданского пилота – не первое столь садистское преступление «сирийской оппозиции». Точно так же расправлялась и «Свободная сирийская армия» со своими противниками. Я лично видела в Хомсе дом, в котором среди пепла были обгоревшие черепа и кости… Примерно 20 человек, обвиняемых в поддержке властей, боевики-«оппозиционеры» загнали в квартиру, привязали к стульям, облили все вокруг горючей жидкостью и подожгли…

Такого рода массовые расправы над людьми велись зачастую не только над теми, кого террористы обвиняли в сотрудничестве с правительством, но и чисто по конфессиональному признаку. И сейчас продолжаются убийства именно на этой почве.

1 февраля в Дамаске был совершен жестокий теракт против ливанских паломников. Они приехали в сирийскую столицу, чтобы посетить шиитскую мечеть Сеида-Раккия, расположенную в Старом городе. Террористу-смертнику удалось проникнуть в их автобус и устроить мощный взрыв. Семь человек погибли, 22 получили ранения.

В тот же день боевики устроили чудовищный минометный обстрел нескольких кварталов города Алеппо. Особенно досталось району Сейф Ад-Доуля. Девять человек убито, десятки пострадавших.

В провинции Хама террористы обстреляли небольшой город Мхарда, где проживают преимущественно христиане. Двое жителей погибли, есть также раненые.

Тем временем, в американской газете «New York Times» появилась более чем странная статья. В ней говорится, будто бы Россия ведет некие секретные переговоры с Королевством Саудовская Аравия. Якобы обсуждается сделка: КСА сокращает объемы нефтедобычи в обмен на отказ РФ поддерживать сирийское руководство.

Глава комитета Государственной думы России по международным делам Алексей Пушков, а вслед за ним пресс-секретарь президента Дмитрий Песков категорически опровергли эту информацию, назвав ее «уткой» и «газетными измышлениями».

Возможно, подобная лживая публикация в популярной американской газете являлась своего рода предложением со стороны США и КСА: чтобы повысились цены на нефть, Россия должна отказаться от поддержки ключевого союзника на Ближнем Востоке. С помощью интриг и завуалированного шантажа эти страны не оставляют попыток вбить клин между Москвой и Дамаском. Однако подобные усилия не принесут плодов: в России понимают, что отказ от поддержки Сирии приведет к гораздо более печальным последствиям, чем даже падение цен на нефть. Ливию мы уже потеряли и до сих пор расхлебываем последствия.

Но в какую опасную игру влезла Саудовская Аравия! Продолжая поддерживать сирийских террористов, Эр-Рияд также может пострадать от них, как и Иордания сегодня. Тем более, что главарь «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади в конце прошлого года называл КСА в числе стран, где следует проводить теракты. Не придется ли следующими плакать саудовцам?

(Специально для «Военного обозрения»)

На фотографии - портрет иорданского летчика, заживо сожженного террористами "сирийской оппозиции".