Нужно ли делать ребенку. Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя

Нужно ли делать ребенку. Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя

У современных родителей часто имеются сомнения по поводу предлагаемых медиками прививок. Давайте разбираться, так ли нужна вакцинация, какие недостатки прививок и всем ли нужно их ставить.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Доводы «за» и немного статистики

  • Все заболевания, которые стремятся предотвратить с помощью прививок, очень опасны для маленьких детей. Вирус гепатита В, попав в организм крохи в младенчестве, останется там на всю жизнь, вызывая поражение тканей печени. Поставив крохе в роддоме БЦЖ, вы защитите ребенка от тяжелых форм туберкулеза. Такие инфекции, как столбняк, коклюш, корь, полиомиелит, гемофильная инфекция и другие, представляют большую опасность в детском возрасте. К примеру, смертность от столбняка составляет свыше 80%.
  • Отказываясь прививать детей, родители увеличивают риск возникновения эпидемий опасных болезней в будущем.
  • Влияние вакцинации на развитие аутизма было изучено исследованием 2005 года, в котором учли данные около 100 тысяч привитых детей. Оно не выявило связи между прививками и данной болезнью.
  • Процент осложнений после вакцинации во много раз меньше, чем процент осложнений при заболевании, если ребенок не будет привит.

Доводы «против»

Родители, которые выступают против прививок, обычно приводят множество доводов, большинство из которых верны лишь отчасти:

  1. Прививки отрицательно воздействуют на иммунную систему ребенка. Сразу после вакцинации малыш становится более уязвимым для болезней, которые у не привитого ребенка могли и не развиться. Это действительно так, но ослабление лишь временное.
  2. Вакцина не защищает от заболевания, на возбудителя которого направлена, на 100%. Хотя наличие частичной защиты все же лучше, чем отсутствие защиты вообще. Когда привитый ребенок все же заражается, его заболевание протекает легче и практически не дает осложнений.
  3. Ребенок, получающий материнское молоко, защищен от инфекций, поэтому не стоит нагружать его иммунную систему в первый год жизни. Действительно, с маминым молоком антитела передаются к младенцу и в течение первых месяцев являются для малютки хорошей защитой от инфекций, однако уже в 3-месячном возрасте их концентрация уменьшается и ребенок становится беззащитным перед бактериями и вирусами.
  4. В каждой вакцине содержатся токсичные вещества-консерванты, отрицательно воздействующие на организм малыша. Следует отметить, что вакцины постоянно улучшаются и концентрация таких веществ понижается. К тому же, если ребенок заболеет, ему придется принимать лекарственные препараты, которые тоже могут быть токсичными для почек и печени малютки.
  5. Не существует полностью безопасных вакцин, каждая из них может вызвать аллергию, поражение мозга и даже смерть. Это правда, однако заболевания, от которых делают прививки, чаще всего приводят к инвалидизации и гибели, в случае вакцинации это лишь исключения из правил.

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр уверяет, что вакцинация очень важна. Он напоминает, что все заболевания, от которых прививают современного ребенка, продолжают выявляться врачами и угрожать как здоровью детей, так и их жизни. Именно потому родителям нужно хорошо подумать, стоит ли лишать своих детей защиты от тех опасных болезней, на возбудителей которых направлены прививки из национального календаря.

Всем детям нужно делать прививки?

Если ребенок полностью здоров, прививки, несомненно, принесут ему пользу. Тем не менее, существуют ситуации, когда вакцинация либо откладывается, либо отменяется. Поэтому прививку не делают:

  • Ребенку с какой-либо острой болезнью и ухудшенным общим состоянием.
  • Малышу, у которого обострилась хроническая патология.
  • Детям, у которых отмечались выраженные реакции на предыдущее введение вакцины.
  • Младенцам с иммунодефицитами, тяжелой анемией или онкопатологией.

Помимо этого, вакцинацию от гепатита В нельзя проводить детям, у которых имеется аллергия на дрожжи, прививку от кори или гриппа – ребенку с аллергией на белки куриного яйца, а вакцинацию от краснухи и кори – малышам с аллергией на аминогликозиды. Недоношенным малышам не делают БЦЖ, а АКДС-вакцину нельзя вводить малышам с неврологическими заболеваниями.

Поступление в детский сад

Решать, делать прививку своему малышу или нет, могут только родители. Все вакцинации, предусмотренные в национальном календаре, проводятся лишь на добровольной основе, то есть после согласия родителей.

С 1998 года возможность отказаться от вакцинации была закреплена законом, для этого нужно написать отказ от прививок . При этом на практике попасть в сад без прививок очень сложно.

Родители, пытающиеся устроить в детский сад непривитого ребенка, могут столкнуться с отказом подписывать медицинскую карту в поликлинике со стороны медперсонала и принимать карту в детском саду со стороны заведующей. Это нарушение права их ребенка на обучение, поэтому с ним можно бороться. Просите письменное подтверждение отказа ребенку в поступлении в сад. Обычно после этого проблема отпадает.

Тем не менее, если вы собрались отдать в детское учреждение малыша, не сделав ему прививки, следует не забывать, что ответственность за его здоровье вы несете самостоятельно.

Все с самого детства сталкиваются с прививками. Сегодня вакцинация – обычная процедура. Но с каждым днем становится все больше родителей, которые задумываются над вопросом: нужно ли делать прививки детям.

В наше время родители сразу начинают поиски ответа на этот вопрос в мировой паутине, и встречают два ответа, противоречащих друг другу. Один ответ говорит о том, что сделать прививки ребенку надо обязательно, а другой – что прививаться не нужно. Попытаемся выяснить есть ли какой-либо вред от вакцинации для малышей.

Некоторые доктора настаиваются на том, что прививку делать нужно, другие яро отстаивают противоположную позицию, аргументируя тем, что это очень вредно для здоровья детей. Понятно, что каждый считает себя правым, и приводит убедительные доказательства.

Но делать ли прививку ребенку должны решать только родители, потому что в первую очередь именно они ответственны за здоровье их крохи, а не врач, который рекомендует привить малыша, и не соседка, которая причитает из-за того, что у ее малыша появились осложнения.

Для чего прививают детей

Для того чтобы понять, делать ли прививки детям, сначала разберемся с термином «вакцина». Это искусственное введение в кровеносную систему человека ослабленных или уже распавшихся микробов, в результате чего в человеческом организме начинают вырабатываться антитела.

Именно они защищают организм, если в него проникает возбудитель заболевания. Один врач за свою немалую практику (почти 40 лет) лечил больше полутора десятка тысяч малышей. И всего лишь в трех случаях он столкнулся с заболеваниями, которые были вызваны прививанием.

Есть одно большое «но»: прививки сделали малышам, которые не были абсолютно здоровы. Виновата была вовсе не вакцина, а неквалифицированный медицинский персонал.

Следовательно, перед тем, как делать прививки, крохе нужно провести тщательный осмотр, помереть температуру, врач должен узнать о самочувствии малыша у родителей. Малыш не должен получать прививку, если присутствует слабость после острого респираторного заболевания или иной острой болезни.

Необходимо ли делать до одного года

Детки, на протяжении первого годика жизни, переносят такое число вакцин, что часто приводит в ужас их родителей. Но малыши, которым нет годика, являются самой уязвимой частью населения. Поэтому чем раньше их защитить от опасных вирусов, намного больше вероятности у них расти здоровыми людьми.

Нужна или не нужна вакцинация

  • Не нужна. Те, кто против прививок настаивают на том, что у большинства людей есть свой родной иммунитет против разных вирусов, бактерий, а после прививаний он уничтожается.

Нужна. Сначала стоит разобраться в терминах. В данном смысле «иммунитет» используют в качестве синонима к невосприимчивости к разным болезням. Присутствует путаница в понятиях «невосприимчивости к болезням» и «иммунитета», которые для большинства приходятся одним и тем же понятием. А это вовсе не так.

Иммунитет – это сочетание всех клеток, реакции и систем всего организма человека, которые выявляют и уничтожают вредные и опасные микробы, чужеродные и раковые клетки. Невосприимчивость к болезням – присутствие устойчивости к некоторому возбудителю болезни.

Естественно, у человека с рождения есть иммунитет, в смысле, что он имеет те клетки и реакции, которые позволяют уничтожать микробы. Но невосприимчивость к некоторым инфекциям отсутствует всех новорожденных. Эта невосприимчивость может появиться, только если человек переболеет болезнью и вылечиться, или после прививания.

После того, как в человека попал инфекционный возбудитель, он начинает болеть. В этот момент особые клетки иммунитета сближаются с микробом, определяют его «уязвимые места». После этого, клетки иммунитета размножаются, а потом вырабатывают специальные белки, которые называются антителами. Эти антитела начинают взаимодействовать с инфекцией, уничтожает ее.

Вакцинация дает организму возможность создать такие клетки с памятью против такой же инфекции, и болеть ею. С этой целью в кровь вводят ослабленные микробы, которые не могут спровоцировать развитие инфекции, но их достаточно, чтобы клетки иммунитета среагировали и могли создать памятные клетки. Они далее обеспечивают невосприимчивость к подобной инфекции на какое-то время.

  • Не нужна. У малыша присутствует собственный иммунитет, поэтому здоровые детки с самого рождения с легкостью перенесут всевозможные инфекции, даже вовремя вспышек эпидемий.

Нужна. У нашего организма не существует таких мощных сил защиты, которые дадут нам быть абсолютно устойчивыми к вирусам, а если заболеем, то с успехом преодолеем их и пойдем на поправку. Даже у взрослых нет таких возможностей, не говоря уже о маленьких детках.

Самый обычный пример – грипп, которым заболевают многие каждый год. Можно быть совершенно здоровы, но во время эпидемии заболеть до такой степени, что пошевелиться будет довольно трудно. Есть часть людей, которые болеют через время, а некоторые болеют гриппом ежегодно.

  • Не нужна. Если малышу исполнилось пять лет, его иммунитет совершенно сформирован, поэтому сейчас ему точно не понадобятся всякие прививания. Он здоров, и не будет болеть.

Нужна. В этом убеждении спутаны понятия специфического и неспецифического иммунитета. К пятилетнему возрасту у крохи заканчивает формироваться неспецифический иммунитет, но он оберегает малыша от простых микробов (кишечная палочка, стафилококк, который обитает на коже, различных бактерий, которые в норме живут в ротовой полости).

Но этот иммунитет не может защищать ребенка от серьезных инфекций, чьи возбудители должны нейтрализоваться исключительно при помощи антител, то есть специфическим иммунитетом.

  • Не нужна. Намного лучше переболеть распространенными инфекциями в детстве, чем в зрелом возрасте, когда их переносить гораздо сложнее и хуже (корь, краснуха, свинка).

Нужна. Конечно, малышами куда проще переносятся все эти инфекции, в отличии от взрослых. И вакцинация от них не обеспечивает иммунитет на всю оставшуюся жизнь, он действует всего пять лет, после этого прививку следует снова делать. Но все же в пользу вакцинации говорит следующее:

  • шанс стать бесплодным среди мальчиков после заболевания свинкой;
  • большая вероятность возникновения артрита после перенесенной краснухи в детском возрасте;
  • риск развития уродства малыша, если беременная женщина заболеет краснухой на сроке до двух месяцев.

Но после прививания в детском возрасте, ее опять нужно повторить. Поэтому, если кроха себя плохо чувствует или есть другие обстоятельства, которые говорят об отсрочке прививки, нужно их принять во внимание, и отложить профилактику на другое время.

  • Не нужна. Не делать АКДС в трехмесячном возрасте, а поставить АДС-М, содержащая небольшое количество элементов дифтерии, когда ребенку исполнится 6 лет. Чтобы малыш получил меньше «вредного».

Нужна. Вакцину АДС-М делают в 6 лет только, если малышу в три месяца сделали АКДС, потому что в едином экземпляре она не эффективна. В этой ситуации не будет достигнут эффект от единственной дозы АДС-М, поэтому данную прививку делать бесполезно.

Введение ее в шестилетнем возрасте пустая трата времени. Если малыш по некоторым причинам не смог получить прививку в три месяца, то в шесть лет ему делают вакцинацию по особому графику.

  • Не нужна. Изготовители вакцин желают только заработать на этом финансовых средств, по этой причине принуждают людей проводить вакцинацию, невзирая на возможные последствия.

Нужна. Ясно всем, что фармацевтические кампании это благотворительные учреждения, однако они и не обязаны ими являться. Луи Пастер создал вакцину против оспы не чтобы позабавиться, и не для того, чтобы заработать много денег, а других превратить в отсталых. Как видно, прошло больше 100 лет, человечество теперь не гибнет от оспы, и отсталость не сразила никого в нашем мире.

Фармацевтические кампании трудятся, они никого не грабят и не совершают налеты. Никому в голову не приходит злиться на производителей продуктов питания, никто не говорит, что они хотят оставить всех в дураках и получить прибыль с людей, принуждая к покупке своего товара.

Понятно, что они получают не плохую доход, но и население имеет возможность приобрести продукты. То же и с вакциной – фармацевтика хочет получать доход, а потребитель – способ защититься от опасных вирусов.

Обязательно ли это делать

Сегодня родители сами решают, нужно ли делать прививки детям, они вправе отказаться от этого. Вакцину делать не обязательно. Но большинство образовательных учреждений отказывается брать деток, которым не делались прививания. Мамы и папы часто на это отвечают, что бояться им нечего, ведь другие малыши привиты. Это так.

Но не нужно быть таким самоуверенным, не зная эпидеомологии. Когда среди людей есть невосприимчивость к некоторой болезни, то созданная прививкой, то возбудитель этой инфекции не пропадает – он переключается на иные похожие типы.

Это случилось, с вирусом оспы, который сейчас вращается среди обезьян. В данной ситуации может произойти мутация микроорганизма, после этого люди снова будут к нему в определенной мере восприимчивы.

Сразу заболеют люди, которые не были привиты, а потом те, у кого ослабленный иммунитет, или по определенной причине они являются восприимчивыми к этому мутировавшему микробу, хоть и была проведена вакцинация. По этой причине маленькая часть людей без прививок способна оказать «медвежью услугу» другим людям.

Родители должны хорошо обдумать вопрос о прививках и принять решение самостоятельно.

Родители первоклассников в один голос признают, что первого сентября и сами становятся школьниками: садятся за парту с детьми и вместе выполняют домашние задания. Смотрят, правильно ли ребенок держит ручку, умеет ли отсчитывать две клеточки, не пропускает строку, выполняет все по образцу.

Но бывает, что совместная учеба затягивается на долгие годы. И вот уже ребенок учится в третьем классе, в пятом, в седьмом, а вопрос «когда начнешь делать уроки?» остается главным на повестке дня. В иной семье к концу первого класса ученик сам выполняет домашние задания, родителям остается их лишь проверить. А у других без напоминаний и крика не обходится ни один вечер.

Дети 6-7 лет еще не в ладах со временем, не всегда могут себя организовать, им больше хочется поиграть, отвлечься – ведь они и так отсидели на уроках полдня. Но в большинстве школ задания на дом все-таки задают. Проблем не бывает, когда дети изначально заинтересованы в учебе и имеют здоровые амбиции – быть первыми, выполнить задания на отлично. А что, если с мотивацией пока сложно? Как родителям найти золотую середину между «Папа решает, а Вася сдает» и «Уроки – это дело детей, а не взрослых»?

Ушло время гувернеров, готовивших будущих гимназистов к сдаче экзаменов и занимавшихся с ними базовыми предметами в индивидуальном порядке. У современного учителя в классе 25-30 человек, и помогать каждому и проявлять индивидуальный подход он просто не успевает. Поэтому педагоги и психологи рекомендуют родителям на первых порах обязательно помогать детям с уроками. Но для этого вовсе не нужно сидеть за одним столом и контролировать каждую букву.

Родительская помощь состоит в том, чтобы научить детей учиться – сформировать обязательность, выработать ежедневную привычку делать уроки. Несложно объяснить детям, что мы многое делаем каждый день: чистим зубы, заправляем постель, убираем игрушки перед сном, днем взрослые ходят на работу, а дети выполняют домашние задания. Желательно приучать будущих школьников к систематическим занятиям еще в дошкольном возрасте, занимаясь с ними по развивающим пособиям и выполняя дома задания, выданные на подготовительных курсах. Дошкольники способны заниматься одним делом в течение 15-20 минут, и, если обучение проходит в доброжелательной атмосфере, у детей вырабатывается положительное отношение к урокам, и они учатся сохранять концентрацию в течение больших отрезков времени. В этой связи важна и физическая и психологическая готовность детей к школе. Ребенок, которого не отдают в первый класс слишком рано, как правило, может легко научиться делать уроки самостоятельно, без родительского надзора.
Когда в семье относятся к школе как к естественной части жизни, то и домашняя работа воспринимается нормально и дети отлично понимают, что «есть такое слово – надо». В такой семье интересуются делами друг друга. Дети знают, что по вечерам мама готовит ужин, а папа помогает ей мыть посуду. Взрослые в курсе, что сейчас проходят в школе и что задают на дом, а дети понимают, что уроки – их ответственность, но, если возникнет проблема, они всегда могут обратиться к родителям.

Лучшим временем для приготовления уроков считается 15-17 часов дня. Удобно, если эти часы приходятся на группу продленного дня, где ребенок успевает сделать домашнюю работу и вечером может быть свободным. Но если продленка в школе не предусмотрена, стоит закрепить это время как начало приготовления уроков дома, пусть оно станет важным пунктом в режиме дня школьника. Взрослые могут спросить ребенка, что ему задали, в какой очередности он бы хотел приготовить задания, помочь организовать на столе порядок и напомнить, что, если будут какие-то вопросы, он без сомнения может звать на помощь. Родители, бабушка, дедушка или няня могут быть поблизости, но совсем не обязательно стоять у ребенка над душой и следить за написанием каждой палочки. Оптимально, если сделанную работу ребенок дает взрослым лишь для проверки. Конечно, это получится далеко не с первого дня учебы, но все-таки к этому нужно стремиться.

Проверяя чтение текста или решенную задачу, взрослые видят, хорошо ли дети усваивают материал, а также могут повторить или объяснить то, что дети недослышали или не поняли на уроке. Занимаясь своими делами, но находясь рядом и зная, какие задания ребенок сегодня выполняет, родители могут заметить проблемы, из-за которых он отстает в учебе. Может быть, ребенок медлителен, выполняет все тщательно и аккуратно, но позже всех, и, когда учитель начинает объяснять следующую тему, ему приходится бросать то, что не закончено, и ребенок из-за этого расстраивается.

Зная о проблеме, родители могут помочь ускорить темп выполнения уроков. Ребенок отвлекается и задает не относящиеся к учебе вопросы – мягко скажите ему «Сначала закончи упражнение, а потом поговорим», напомните о пословице «Делу время – потехе час», мотивируйте скорым приготовлением его любимого печенья, перед которым нужно собраться и закончить задание. Потренируйте быстроту реакции и умение концентрироваться в играх на скорость и ловкость.

Зная особенности своих детей, родители могут посоветовать им, как лучше готовить уроки. Некоторым ученикам необходимо два-три часа отдыха после школы, чтобы взяться за домашнюю работу с новыми силами. А кому-то важно закончить школьные дела побыстрее, чтобы вечер был полностью свободен. Один ребенок предпочитает начинать со сложных заданий и заканчивать легкими, а другой перемежает простое со сложным.

Хорошо, если с домашними заданиями школьнику помогает взрослый, наименее склонный к раздражительности. Дети теряют интерес к учебе, если их ругают, придираются к мелким помаркам, заставляют по много раз переписывать задание до достижения идеального вида. Когда родитель чувствует, что готов сорваться, лучше объявить перерыв, устроить физкультминутку и выпустить пар в спортивной игре, но не на ребенка. А вот хвалить лучше почаще – спокойно и объективно, за маленькие достижения и большие победы.

Подбадривать: «Ты обязательно справишься!». Уверить в том, что взрослые придут на помощь: «Не получается перевести диалог? Отложи это задание до моего возвращения с работы, и мы попробуем сделать его вместе». Задавать вопросы: «Значит завтра у тебя диктант. Как ты хочешь учить словарные слова? Прочитать их или записать на листок?» Это будет наводить ребенка на принятие оптимальных решений.

К началу средней школы дети, как правило, уже готовы не только к самостоятельному выполнению уроков, но и к самопроверке. Но до того как это произойдет, важно, чтобы взрослые своим участием и интересом к школьной жизни научили их быть самостоятельными. Как говорится в одной пословице: «Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить».

Как будто в этом есть что-то плохое! Ведь уметь делегировать работу тому, кто справится лучше, не менее важно, чем проявление других лидерских качеств и уж точно полезней, чем попытка сделать все самому (от чего многим приходится лечиться уже во взрослом возрасте) Но, шутки в сторону (хотя не очень-то я и шутила!) и попробуем разобраться серьезно — нужно ли помогать нашим детям со всеми этими собачками из еловых шишек, пластилиновыми коровками, спичечными домиками и новогодней стенгазетой.

Ответ простой и однозначный — да. Помогать детям нужно всегда, потому что это важнейшая составляющая доверительных отношений.

Даже не для того, чтобы ваш ребенок когда-нибудь потом смог взять вас за руку и глядя в глаза сказать «Нам надо серьезно поговорить» (нет, такое бывает не всегда и вовсе не обязательно), но для того, чтобы ребенок рос «как за каменной стеной», смелым и уверенным, как ни странно, в себе — он должен быть уверен в своих взрослых. Так что да, да и да, обязательно помогать. Другое дело, как именно.

Итак, допустим вашему ребенку задали изготовить поделку и принести ее в детский сад. Что делать родителям? Рассказываю по пунктам!

Обрадуйтесь или хотя бы изобразите радость. Своим нытьем и проклятиями дурацкого детского сада с их дурацкими заданиями вы только показываете ребенку не самый правильный взгляд на мир - «мир ужасный, сад идиотский, воспитатели козлы, задания плохие». Даже если вы действительно так думаете (и даже если это действительно так) — ребенок еще слишком мал, чтобы смотреть на мир вашими глазами.

Давайте допустим мысль, что его детство будет чуть более счастливым, он вырастет чуть более веселым человеком с чуть более радостным мироощущением.

Не стоит сразу заливать в его детскую голову (чистый мед) свои взрослые проблемы (ложку дегтя) — вы же помните, что так мед только портится.

Если вы хотите быть во всем честны со своим ребенком и не собираетесь ему врать в собственных эмоциях, сделайте это хотя бы весело — хохочите как старый пират, топайте ногами — «Ах, это чертов детский сад, разрази его гром! Где я найду еловые шишки в центре Москвы? И почему ты, юнга, молчал до 9 часов вечера, хромого осьминога тебе в колготки!»

Ваш веселый настрой — это уже поддержка! Показать, что появившаяся задача это не проблема, а приключение — ценная установка на всю оставшуюся жизнь

(Вы обращали внимание, что для кого-то даже самые сложные задачи это увлекательный вызов, а для кого-то элементарное дело типа «выбросить мусор» — это повод для тяжелого вздоха?)

Вы можете пойти собирать шишки вместе, или отправить ребенка одного (ночью, в лес?). Можете начать обзвон знакомых — «Доброй ночи, не спите? Простите, у вас, случайно, нет еловых шишек?» А можете найти другое решение (вместе с ребенком!) показав на своем примере, что даже в безвыходной ситуации (а это именно она) всегда можно что-нибудь придумать (пусть это будут не еловые шишки, а пробки из под вина!) И это будет лучшая помощь — вы были рядом, вы задали бодрый и веселый настрой, вы не спасовали перед проблемой. На этом можно остановиться и идти заниматься своими делами, оставив ребенка один на один с шишками, кисточкой и клеем. Ваш следующий шаг будет заключаться в восхищении проделанной работой и оттирании клея (разрази его гром!) от детских ладошек, дивана и паркета.

Скажу прямо, я против того, чтобы всю домашнюю работу делали родители — какой бы бесполезной и даже вредной она им ни казалась.

Конечно, это круто для экономии времени — каждая мама знает, что она слепит снегурочку минут за 5, в то время, как у ребенка это может занять несколько часов и три литра слез (и вашей выпитой крови), но все-таки лучше, чтобы с заданием справлялись сами дети, а задача родителей сделать это занятие максимально увлекательным. Садитесь рядом и начинайте лепить тоже (но не снегурочку, а Деда Мороза, или Чужого, или Бенедикта Камбербетча, или что там у вас получится), пойте песни, читайте стихи, устройте состязание, ведите прямую трансляцию в инстаграме. Если у вас есть муж — усадите его тоже (это полезно для укрепления семейных связей и пусть тоже помучается, не вам же одной страдать?)

Серьезно, каждую геморройную идею можно превратить в праздник, было бы желание!

Или вот, например, такая больная тема. Задают вашему малютке задание слепить русские танки, или выучить песню про керченский мост, или нарисовать икону. А вы яростный пацифист, атеист и ходите на все митинги Навального. И вот вы приходите домой, немало обалдев, выслушиваете задание, и сначала вливаете в детские уши ребенка про то, какие сады «офигевшие», страна «проклятая», а воспитатели чертовы сталинисты (разрази их гром!), а потом говорите, что вы этого делать не будете и ребенку своему не позволите. Дальше возможно такое неожиданное развитие ситуации, что малыш разрыдается, а на следующий день, когда все будут хвастаться своими танками, а вашему и показать-то нечего, он и вовсе скажет — «Не мама ты мне больше, не хочу с тобой дружить»

. Вам вот казалось, что вы защищаете своего драгоценного малыша от вредной идеологии, а получается, что только обидели несчастного ребенка, потому что он тоже хотел танк (и чтобы его танк был самый лучший и победил на конкурсе).

Нет, слушайте, для изливания желчи есть соцсети, а уши вашего ребенка это худшее место для борьбы с системой. Нет, он не станет запутинцем, если в свои 5 выучит песню про Керченский мост и не пойдет убивать, если слепит танк. Выученный текст дурацкой песни укрепит память, так же, как и великолепные сказки Пушкина, а лепка танка разовьет мелкую моторику не хуже лепки попугая. Ваш ребенок пока ничего не вкладывает в эти действия и, даже если вы опасаетесь, что это насильно «вложат» в саду — просто попытайтесь вспомнить — много ли вы помните маразмов из своего детского сада? (я не про грубость и недопустимое поведение воспитателей, а про идеологические вещи). Потерпите хотя бы до школы, а еще лучше, не отдавайте ребенка в муниципальный сад, где столкновения с системой неизбежны. А если уж отдали — идите лепите танк и пойте громче!

Впрочем, иногда, чтобы не делать это чертово домашнее задание с шишками, танками и блестками, вы можете сесть на корточки, заглянуть малышу в глаза и доверительно сказать —

«Послушай, малыш. Нам нужно серьезно поговорить! Сейчас 9 вечера, мама страшно устала. У нас нет никаких еловых шишек, да и пробок от вина тоже нет (они где-то есть, но я не помню где, у меня нет сил их искать, давай притворимся что их нет?). Завтра утром мы предупредим воспитательницу, что не успели сделать задание, но сделаем его позже…» — и в этом тоже будет ваша поддержка, ведь вы разделите поражение на двоих, только чур потом не ругаться!

А если вы с ребенком действительно настоящие пираты, то можете предложить ему «заболеть» и вообще не ходить в сад и на работу! Это не одобрит ваша мама, ваш начальник и заведующая детского сада. Это не одобрит ваш муж (в смысле — не пошли в детский сад?), не одобрят психологи (тут половина советов были вредными, но это уже вообще!), этого даже не одобрит мой редактор (прости!)

Но послушайте старого пирата — нет, вы не показываете дурной пример, и нет-нет-нет, ваш ребенок не вырастет безответственным олухом, который станет хирургом, а потом притворится больным, чтобы не идти на операцию, и кто-нибудь умрет! Нет!

Но даже когда он вырастет, и, возможно, станет хирургом, он будет вспоминать эти моменты, как в детстве он прогуливал детский сад вместе с мамой, улыбнется и у него на сердце станет тепло. А разве это не самое главное?

Запомни это имя: доктор Эндрю Уэйкфилд. В 1998 году он опубликовал в журнале The Lancet научное исследование о связи вакцинации с аутизмом. Позже эти выводы были опровергнуты десятками других ученых, а самого Уэйкфилда обвинили в подтасовке данных.

Более того, выявилась интересная подробность. За публикацию статьи о связи прививок и аутизма доктор получил значительную сумму от адвоката, который представлял интересы семей, судившихся с фармкомпаниями. Кроме того, он брался лечить детей с якобы постпрививочными расстройствами некими БАДами собственного производства.

Позже в The Lancet опубликовали официальное опровержение статьи. В 2009 году была поставлена официальная точка в этом вопросе, после того как в США состоялся так называемый Объединенный судебный процесс по делам об аутизме (Omnibus Autism Proceeding).

Так что, нужно ли делать прививки и абсолютно ли они безопасны? Было бы неверным это утверждать это категорично. Риск побочной реакции, пусть и микроскопический, существует. Но польза от вакцин многократно превышает риски. Да, самолеты иногда падают, но это не повод отказываться от авиаперелетов.

Противники прививок часто вспоминают, что большинство взрослых в детстве переболели краснухой, корью и другими инфекционными болезнями, и ничего страшного не произошло. На самом деле риск осложнений и летального исхода от этих инфекций слишком высок. Американский педиатр Пол Оффит в книге «Смертельно опасный выбор» приводит такую статистику США:

  • до появления вакцины пневмококковая инфекция ежегодно вызывала до 4 000 000 случаев отита, 120 000 случаев пневмонии, 30 000 случаев сепсиса и 25 000 случаев менингита;
  • до появления прививок из-за кори ежегодно госпитализировали около 100 000 человек, а 5000 из них умирали;
  • до того, как детей стали прививать от гриппа, каждый год фиксировали около 100 смертей (а в 2009 году, во время пандемии H1N1 (свиного гриппа), умерло больше тысячи детей).

Зачем нужны прививки

Принцип работы вакцин прост: в тело человека вводится ослабленный вирус/бактерия или их компоненты. Иммунная система естественным образом реагирует, запоминает агрессора и при следующей встрече быстрее и лучше от него избавляется.

Благодаря всеобщей вакцинации формируется коллективный иммунитет, когда из-за вакцинированного большинства заболевание не распространяется. Так, например, была побеждена страшная болезнь, унесшая миллионы жизней - оспа. С 1979 года в мире нет этого заболевания. Оспу победили с помощью массовой вакцинации.

Но когда число привитых людей сокращается, происходит вспышка заболевания. Так, например, произошло с корью.

Национальный календарь прививок

Календарь вакцинации в разных стран отличается. В отличие от западных стран в нашем национальном календаре нет прививок от менингококковой и ротавирусной инфекции, например. Их можно сделать в частном порядке, но стоят они, к сожалению, недешево.

Ниже приведен национальный (утвержденный Минздравом РФ) календарь профилактических прививок, которые обязательны и проводятся в массовом порядке, согласно возрасту детей.

Категории и возраст граждан, подлежащих обязательной вакцинации Наименование профилактической прививки
Новорожденные в первые 24 часа жизни Первая вакцинация против вирусного гепатита B
Новорожденные на 3 - 7 день жизни Вакцинация против туберкулеза (БЦЖ)
Дети 1 месяц Вторая вакцинация против вирусного гепатита B
Дети 2 месяца Третья вакцинация против вирусного гепатита B (группы риска)
Первая вакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 3 месяца Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Первая вакцинация против полиомиелита
Первая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Дети 4,5 месяца Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Вторая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Вторая вакцинация против полиомиелита
Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 6 месяцев Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Третья вакцинация против вирусного гепатита B
Третья вакцинация против полиомиелита
Третья вакцинация против гемофильной инфекции (группа риска)
Дети 12 месяцев Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита
Четвертая вакцинация против вирусного гепатита B (группы риска)
Дети 15 месяцев Ревакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 18 месяцев Первая ревакцинация против полиомиелита
Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Ревакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Дети 20 месяцев Вторая ревакцинация против полиомиелита
Дети 6 лет Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита
Дети 6 - 7 лет Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка
Ревакцинация против туберкулеза
Дети 14 лет Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка
Третья ревакцинация против полиомиелита
Взрослые от 18 лет Ревакцинация против дифтерии, столбняка - каждые 10 лет от момента последней ревакцинации

Дети с 6 месяцев, учащиеся 1 - 11 классов, некоторые категории взрослых граждан.

Вакцинация против гриппа

Какие еще прививки делают в нашей стране? Помимо национального календаря прививок существуют и региональные. Они дополняются инфекциями, которые особенно распространены в отдельных регионах. Речь о прививке против клещевого энцефалита. Эта инфекция часто встречается на Дальнем Востоке, Урале, Карелии, Псковской, Ярославской, Костромской, Ленинградской области.

Что нужно делать перед прививками

Обязательно посетить врача! Он заглянет в горло, послушает легкие и сердце, проверит температуру, ознакомится с результатами анализов, спросит, давно ли ребенок болел. Если после обострения хронического заболевания, а также с момента последней инфекции (респираторной или кишечной — не важно!) прошло меньше месяца, с прививкой лучше повременить.

Также от вакцинации лучше отказаться во время кишечных и детских инфекций или когда ими болеет кто-то в семье. В этом случае прививки надо делать только после после того, как пройдет инкубационный период и свое согласие даст лечащий врач.

Можно ли делать прививку, если у младенца были фебрильные судороги или после рождения ему ставили диагноз «перинатальная энцефалопатия»? Тогда тогда, когда невролог сочтет это безопасным.

Что нужно знать родителям детей с патологиями

У детей с хронической патологией любая инфекция протекает тяжелее и ведет к обострению основного заболевания. Поэтому прививки им нужны еще больше, чем их здоровым сверстникам. Но только вакцинируют таких малышей с соблюдением ряда предосторожностей.

Например, ребенка с аллергией на пыльцу нельзя прививать весной и летом, когда аллерген присутствует в воздухе, вызывая обострение поллиноза. А бытовая аллергия сильнее всего напоминает о себе осенью и зимой. Поэтому детей с таким диагнозом лучше вакцинировать в теплое время года.

Детям с пищевой непереносимостью, всем аллергикам и астматикам в момент прививки нужно соблюдать гипоаллергенную диету. Юным аллергикам и астматикам все вакцины вводят раздельно. Никаких комбинированных иммунопрепаратов типа АКДС! От коклюша, дифтерии и столбняка прививать придется в разные месяцы, а не в один день. Для профилактики прививочных реакций промежуток между повторным введением вакцины увеличивают.

За три-четыре дня до прививки ребенку, склонному к аллергии, дают лекарства от нее и препараты кальция. При использовании инактивированных (неживых) вакцин такой курс продолжают еще три-четыре дня. Или же продлевают его до трех недель, если ребенка прививали вакциной с живыми ослабленными микроорганизмами.

А каких детей нельзя прививать вообще? С онкологией, иммунодефицитом и тяжелой реакцией на предыдущие прививки. В состав некоторых вакцин входят антибиотики, яичный белок альбумин, желатин, дрожжи и консерванты: ребенок может отреагировать на любой из этих компонентов.

Вводить повторно вакцину, на которую он выдал реакцию, нельзя! Дети с аллергией и астмой должны проходить вакцинацию только в специально оборудованном процедурном кабинете, где есть все необходимое для оказания противошоковой терапии, и оставаться под наблюдением медиков не менее часа после прививки.

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; Burda Media/unsplash.com