Оригами. Как появилось оригами и действительно ли это искусство? Оригами в культуре японии Основы оригами

Оригами. Как появилось оригами и действительно ли это искусство? Оригами в культуре японии Основы оригами

История оригами насчитывает многие века. Сегодня это даже стало символом особой философии, а также пожелания мира и веры в чудо. Но откуда и когда к нам пришло искусство складывания бумаги? Что сами японцы - люди, развившие оригами в искусство - вкладывают в него?

Удивительная вещь - умение складывать бумагу в узнаваемые фигурки без помощи вспомогательных средств (клей, ножницы). Киригами (поделки из бумаги с использованием ножниц) - конечно, тоже искусство, с этим никто не спорит. Но согласитесь, разрезая лист, мы в некотором роде упрощаем «путь» создания поделки. В классическом оригами это недопустимо.

Ты не должен искать простого пути, ты должен искать решение, гармонию, красоту, смысл. Одновременно с этим ты решаешь геометрическую и математическую задачу, даже если не обучен этим наукам. Во время сложения ты - медитирующий философ, терпеливый искатель, целостная личность, способная создавать и подарить творению часть своей души. Ты вплотную приближаешься к пониманию хрупкости всего сущего, а через это постигаешь вечность, суть жизни.

Вот сколько всего видят за оригами японцы. Однако далекие от этих исканий европейцы и арабы тоже с удовольствием восприняли оригами еще в VIII веке. Просто потому, что это красиво, интересно и на то время – .

История оригами

Совершенно естественно, что возникло оригами в Китае, в древности, когда изобрели бумагу. Но развитие этого искусства произошло в Японии. Поначалу бумажные фигурки делали исключительно для религиозных обрядов. Постепенно эта традиция перешла и в светскую культуру, хотя могли позволить себе это занятие только очень состоятельные люди.

По некоторым данным, первыми фигурками оригами были бабочки. Их делали на свадьбу молодоженам, они символизировали любовь и покровительство духов.

Тем не менее, в Европу оригами пришло не с Востока (Японии или Китая). Его в XI веке привезли в Испанию богатые мавры, а к XV веку это стало традиционным и в германских землях. Стало традицией делать из свидетельства о крещении особую оригами-фигурку на счастье ребенка, а в Испании к XVII веку появилась устойчивая традиция делать простейшие формы в виде шапочки или шляпки, лодочки, домов, где могли жить нарисованные куклы.

С той поры стали появляться оригами-мастера и в западной части света. Одним из ключевых моментов в развитии оригами стало предложение Фридриха Фребеля ввести это искусство как курс для развития в детских садах в начале XIX века.

В 1960-х мастер Ёсидзава-Рандлетта разработал единую систему условных обозначений, которые сейчас помогают всем желающим заниматься оригами.

Кстати, если вам интересно, как работают настоящие профессионалы, то, конечно, лучше ехать в Японию. Но для постижения всех нюансов и хитростей этого искусства нужно знать язык. Если вы его еще не освоили, у вас есть отличная возможность прямо сейчас!

Виды и «дети» оригами

Современным достижением считается модульное оригами. В нем тоже не используют ножниц и клея, но из нескольких целостных фигурок (модулей) собирают большую композицию или «скульптуру».

Виды оригами:

  • Классическое оригами.
  • Простое оригами - изобретено британским мастером Джоном Смитом.
  • Паттерн-оригами – с него начинают новички, поскольку на листе бумаги уже нанесен чертеж всех складок. Человеку остается только, следуя разметке, все сложить.
  • Мокрое складывание – разработка Акиры Ёсидзавы, который смачивал бумагу, чтобы придать формам плавность. Это особенно помогает, если вы хотите делать цветы или животных.

Бумага для оригами

Для оригами годится практически любая бумага, но многие мастера и начинающие работают со специальной бумагой «ками» в форме квадрата от 2,5 до 25 см и больше. Она бывает как абсолютно белая, так и односторонне цветная.

Для более графичных фигурок, например, журавлика, подходит обычная писчая бумага. А вот более тяжелые виды бумаги годятся для мокрого оригами, и они считаются более долговечными. Фольгированная бумага (сэндвич) отлично поддерживает форму фигурки и смотрится нарядно.

В самой Японии оригами делают из жесткой бумаги «васи». Ее изготавливают из Edgeworthia papyrifera («бумажное дерево», используется кора), волокна которой придают древесной массе особую устойчивость и жесткость. Фигурки из нее выглядят, как игрушки.

Оригами и наука

Трудно не заметить в оригами строгость геометрической формы, но профессионалы и исследователи видят в этом искусстве не только взаимодействие автор-зритель, но и синтез науки и творчества. Во-первых, оригами – это разминка для ума. Во-вторых, люди, умеющие хоть немножко делать оригами, способны к нетривиальным решениям, у них развивается способность нестандартного взгляда на проблему.

Это то, что касается позитивного воздействия на человека, а что же с более точными науками? Предметом очень серьезных исследований математиков была дилемма «плоского изгиба». Вопрос состоял вот в чем: можно ли образец складки сложить в модель в двухмерном измерении? Барри Хайес и Маршалл Берном доказали, что «составление плоской модели является NP-полным». Это доказывалось не простым сложением бумаги, а математическими формулами и расчетами.

Основы оригами. Правила и обозначения

Как мы уже упоминали, существует общепринятая схема знаков сгибания (складывания), но как ни странно, не все сходу могут ею овладеть. Очень часто начинающего оригамиста правила путают. Есть, конечно, умельцы, которые умудряются складывать и без схем, но уверяем вас, это не перерастает в искусство, а остается на начальном уровне.

Азы и правила – это основа основ, без них мастер безграмотен. Приоритетными являются сгиб «долина» - уголок направлен на себя, и, в зависимости от «движения» сгиба, «гора» - угол идет от себя. «Долина» обозначается штриховкой, а «гора» пунктиром.

Кончик стрелки указывает направление сгиба. Иногда разметка разноцветная, в таком случае, еще необходимо знать последовательность цветов (сгибов). На схемах часто обозначаются и невидимые стороны (пунктирами).

В исходном положении на листе появляется очень много складок. Эти складки тоже имеют обозначение, как и сгибы. Отличие в том, что стрелки для их обозначения двунаправленные, и они обозначаются только один раз.

Замкнутые стрелки предлагают повернуть лист в плоскость рабочей стороны, или попросту говоря, перевернуть.

Спиральная стрелка значит, что нужно повернуть лист по вертикальной оси другой стороной.

Прямая стрелка со штрихами обозначает повторение действия по количеству штрихов на стрелке. И производить эти сгибы нужно с симметричными друг другу элементами.

Набор форм

Конечно же, существует набор-база форм, из которых состоят многие фигуры. В целом, можно выделить 15 форм и поделить на: простые, средние, сложные, блинчатые.

  • в виде книги;
  • в виде треугольника;
  • в виде воздушного змея;
  • в виде двери.
  • в виде двойного треугольника;
  • в виде двойного квадрата;
  • в виде рыбы;
  • в виде блина.
  • в виде катамарана;
  • в виде лягушки;
  • в виде дома;
  • в виде птицы.

Блинчатые:

  • в виде блинчатой лягушки;
  • в виде блинчатого двойного квадрата;
  • в виде водяной блинчатой бомбочки.

Схема «Журавлик»

Для примера рассмотрим форму классической птицы, потому что она является основой для многих красивых фигур.

Вначале сложите двойной квадрат и на каждом из углов сделайте складки, они необходимы, чтобы уголки оказались внутри. Получится фигура, отдаленно напоминающая птицу, она служит толчком для фантазии и предлагает некий ребус, в котором предстоит решить, что делать дальше.

Выделите шею, сделав ее тоненькой, затем приступите к хвосту. Голова выделяется загибанием шеи, крыльев и хвоста. Можно браться за места, помеченные точками, слегка растянуть - и журавлик взмахнет крыльями.


Слова «бог» и «бумага» на японском созвучны

Кто не знает миф о 1000 журавликов: если вы с любовью в сердце и со всей ответственностью свернете тысячу журавликов из бумаги, а потом подарите их окружающим вас людям и получите от них в ответ тысячу улыбок – исполнятся все ваши желания.

С некоторых пор бумажный журавлик стал символом избавления от ядерной войны и борьбы с лучевой болезнью. Но в самом начале, до всех форм, когда их только предстояло открыть, изобрести, познать, оригами в его простейшей форме служило для того, чтобы отпугивать злых духов.

Амулеты гофу служили для привлечения удачи. Богам приносили подношения в бумажных коробочках ноши, и чем замысловатее коробочка, тем боги и духи будут благосклоннее.

И в одной, самой главной легенде о Богине Солнца – Аматэрасу, от которой происходят все императоры, сказано так:

Аматэрасу чем-то огорчилась и скрылась в пещере, тем самым скрыв свет солнца от всего живого. Чтобы выманить богиню, другие боги развесили на дереве амулеты гохэй и положили там же будущие регалии императоров. Также там были такие подношения: ожерелье из яшмы Ясакани-но-магатама, зеркало Ята-но-кагами, петухи и многое другое. А для большей убедительности богиня Амэ-но-удзумэ принялась танцевать под общий хохот других богов танец кагура. Аматэрасу заинтересовалась и выглянула из пещеры. Ее схватили за руку и вытащили, быстро закрыв вход в пещеру.

Вот эти амулеты гохэй – это и были первые фигурки из бумаги – оригами.


Когда оригами перешло в светские круги, оно стало частью образования, и каждый уважаемый аристократ обязан был знать хотя бы азы.

Очень часто влюбленные посылали любимым любовные записки в виде цветка оригами или журавлика. А бабочки оригами символизировали преображение, трансформации, поэтому их и дарили на свадьбы. Свадебные бабочки символизировали жениха и невесту, которым суждено стать мужем и женой.

Но классическое оригами приобрело свои основы только после того, как бумага стала более или менее дешевой. Именно простые люди установили традиции и возвели складывание бумаги в ранг искусства. Мастерство передавалось по женской линии и приобрело свои отличительные моменты. По, казалось бы, одинаковым фигуркам можно было понять, из какой они провинции.

Мастерство

Гибкость ума, которая есть в раннем детстве, теряется по мере взросления. Для того чтобы она не терялась, существует множество практик. Но оригами - одна из древнейших и одна из самых доступнейших. Здесь нужен внутренний «измеритель», помогающий за раз согнуть именно такой кусочек бумаги, который нужен.

Каждый из нас хоть раз в жизни складывал самолетик и знает, что одного глазомера мало. Необходимо внутреннее чувство, схожее с тактильным виденьем, мудростью.

Задумайтесь только, сложно делать то, что уже известно, а какими же были те, ? Открытия в оригами появлялись вместе с познанием нового. Например, жирафа из бумаги не сделаешь, ни разу не увидев животное. Модульную копию молекулы не сотворишь, не зная о том, что она такое.

Современность и новые символы

Новая символика – это просто современная трактовка забытого старого. Не всем понятна японская философия, мифология, но всем понятно оригами, которое всякий раз трансформируется под свое время, однако остается неизменным в основе.

Это одно из самых честных искусств, в котором нет места для притворства. Если ты где-то подмазал клеем или воспользовался ножницами – это не оригами, и ты это знаешь. Это может быть скрыто от других, но ты не мастер, если лжешь самому себе.

А главное в оригами - ничто не окончательно. Один и тот же лист бумаги может быть и лягушкой, и , и собачкой, и портретом, и деревом… Форма только тогда окончательна, когда фигурка становится подарком.

После Хиросимы и Нагасаки знаменитый журавлик приобрел новое значение. Лучевая болезнь сравняла человека по хрупкости с фигуркой оригами, которая не может спастись от огня. И даже тысячи тысяч журавликов никого не спасли, но они укрепили веру в человечность. А она может очень многое. Поэтому занимайтесь оригами, развивайтесь, верьте в лучшее!

А какую роль в вашей жизни играет оригами? Много ли среди наших читателей мастеров или новичков? Как вы относитесь к этому искусству, и что оно значит для вас? Будет интересно почитать ваши комментарии.

Оригами - одно из известных культурных явлений Японии, однако для знакомства с остальными аспектами, а также с японским языком, рекомендуем вам пройти наш .

Ольга Курамшина

Это древнейшее японское искусство складывания фигурок из бумаги.

Для изготовления оригами нужно приготовить офисную бумагу,клей,скрепки,ножницы. Бумагу можно выбирать разного цвета,какая вам нравится. Можно приготовить пряжу для верёвочки.

Сначала делаем квадрат,лишнее отрезаем


Сгибаем с 2-х сторон,чтобы получились трёхугольники,не забываем хорошо проглаживать сгибы.


Затем сгибаем пополам


После этого сгибаем половинки пополам


Получается квадрат


Сгибаем вовнутрь,чтобы получились квадраты


Затем квадраты Сгибаем в треугольники со всех сторон и хорошо проглаживаем все сгибы


Оставшиеся части сгибаем назад,чтобы потом их склеить


Сгибаем со всех сторон


Расправляем треугольники и делаем из них цветы со всех сторон не забывая хорошо проглаживать на сгибах


Таких фигур надо сделать шесть штук


После этого склеить между собой. Можно склеенные фигуры прижимать скрепками. Получаются вот такие красивые шарики,которые можно делать с детьми старшей,подготовительной группы и украшать группу к празднику. Можно протянуть между модулями верёвку сделанную из пряжи,чтобы было на что подвесить.

Дети с удовольствием занимаются конструированием из бумаги. С детьми своей группы я всегда стараюсь украшать группу вещами сделанными своими руками.

Публикации по теме:

"Весенняя кусудама" Кусудама – это модель из бумаги в виде шара, которая формируется склеиванием вместе множества одинаковых модулей. В.

Кусудама – это поделка из бумаги в форме шара, склеенная из нескольких деталей. Ее называют «лекарственным шаром». Сегодня я представляю.

Цель: изготовить игрушки для праздничного украшения новогодней ёлки; познакомить родителей с различными технологиями изготовления новогодних.

Мастер-класс «Барабанщицы» старший дошкольный возраст. Дорогие коллеги, я уже познакомила Вас с проектом «Музыкальные инструменты своими.

Мастер- класс «Цветы» Весна-это время года, когда всё оживает, распускается, расцветает. Уже заканчивается апрель и наступает май, когда.

Пасха, или Воскресение Христово, - главный церковный праздник. Он не имеет постоянной даты, но всегда выпадает на воскресенье в апреле или.

Это захватывающая возможность попробовать себя в качестве настоящего часового мастера и декоратора. А чтобы вдохнуть жизнь в свои новые.

Оригами (яп. 折り紙,"сложенная бумага") - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага.

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911-2005).

Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.

История оригами

Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка - по большей части это искусство развивалось в Японии. Однако, независимые традиции складывания из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали среди прочего в Китае, Корее, Германии и Испании.

Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу периода Хэйан. Самураи обменивались подарками, украшенными носи, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб синто и представляли жениха и невесту.

В 1960-х искусство оригами стало распространяться по всему миру, первым получило распространение модульное оригами, а затем и многочисленные течения, включая киригами. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.

Бумага и другие материалы

Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели. Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомбочка, подходит обычная бумага для принтера 70-90 г/м². Более тяжёлые сорта бумаги (более 100 г/м²) могут быть использованы для мокрого складывания.

Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая "ками" (бумага по-японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне меняются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая - цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает её подходящей для широкого класса фигурок.
Фольгированная бумага, или как её часто называют "сэндвич", представляет тонкий лист фольги склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.

В самой Японии в качестве материала для оригами господствует тип бумаги под названием васи (和紙). Васи жёстче обыкновенной бумаги, сделанной из древесной массы и используется во многих традиционных искусствах. Васи обычно делается из волокон коры Edgeworthia papyrifera, но также может производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.

Формат бумаги

Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (формата А), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники.

Виды и техники оригами

Модульное оригами

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.

Кусудама (яп. 薬玉, "лекарственный шар") - бумажная модель, которая обычно формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе. Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка. В древней Японии кусудамы использовались для целебных сборов и благовоний.

Простое оригами

Простое оригами - стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом. При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки. Также одним из отступлений относительно традиционного оригами является необязательность однозначного задания новых складок уже существующими элементами - многие складки проводятся на глаз. Однако это не есть недостаток,где каждая складка обладает максимальной выразительностью, невозможность сложить две одинаковые модели выливается в огромные возможности для детского творчества.

Складывание по развёртке

Развёртка (англ. crease pattern) - один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки базовой формы модели, и далее остается только придать ей вид, согласно модели фотографии автора. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана - дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.

Мокрое складывание

Мокрое складывание - техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости.
Особенно актуален данный метод для таких не геометричных объектов, как фигурки животных и цветов - в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу. Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Видеоуроки складывания оригами

Доброго времени суток, дорогие читатели моего сайта. За окошком у нас весна, расцветают весенние сады, а девушки одевают все более ласкающие глаз наряды. Красота, да и только. Но красоту можно найти не только в девичьих фигурах. Она повсюду вокруг нас. Красота живого мира: природа, растения и животные - все они носители неповторимой и весьма своеобразной красоты.

Оригами - вид декоративно-прикладного искусства пришедший к нам из Японии. Отличительная особенность поделок оригами от других изделий, изготовленных из бумаги, заключается в применении одного цельного листа бумаги. Лист нельзя резать и склеивать. Это правило одно из самых строгих в этом искусстве. В редких случаях из правила делают исключения, но они скорее подтверждают общее положение и говорят о весьма специфическом взгляде японцев на «целое». Из цельного листа появляется единая форма, представляющая символ, смысл которого автор пытается донести при помощи своей работы. Вероятно, подобное определение может показаться слишком заумным и вычурным, но оно лишь поверхностно отражает истиное отношение японцев к искусству сложения листа бумаги.

Искусствоведы видят в оригами не только чистое искусство в формате автор - зритель, но скорее своеобразный синтез из научной деятельности и творчества. И правда, ни в каком другом искусстве Вам не удастся найти подобного сочетания визуальной красоты и строгости геометрических форм. Геометрия играет в оригами важнейшую роль, без нее невозможно создать мало-мальски гармоничную фигуру. Геометрия сделала из складывания листа бумаги отличное упражнение для интеллекта, а заодно и породила источник нестандартных конструкторских идей и решений. По этим и по многим другим причинам оригами завоевало популярность в нашем материалистическом мире.

История искусства сложения листа бумаги на самом деле достаточно коротка. Если сравнивать ее с остальным историко-культурным наследием Японии, то выходит оригами достаточно молодой вид искусства. Бумага в Японию пришла из Китая и на ту пору была очень дорогой вещью. Следует также отметить, что грамотность была уделом исключительно правящей аристократии и служителей религиозных заведений. Поэтому не удивительно, что наука о складывании листа бумаги зародилась и начала активно развиваться именно в этих сословиях. На первых порах фигурки из бумаги, наряду с икебаной, применялись в основном при службах в храмах. В этих исторических корнях и кроется основа философии оригами.

Оригами. Традиционные японские искусства.

Некоторые исследователи предполагают, что искусство сложения листа получило широкое распространение благодаря сильному воздействию религии на высшие сословия древне-японского общества. В конце XVI в. начале XVII искусство оригами проникает из религиозной в светскую жизнь общества и постепенно становится все более популярно. Благодаря творчеству Акиры Йошизавы искусство сложения листа бумаги приобрело его сегодняшний вид. Работы этого мастера стали классикой жанра. Он предложил способ создания инструкций по сложению фигур, записи процесса создания оригами. Благодаря его технике существенно облегчился процесс обучения и распространение оригами стало происходить с большей скоростью.

Взаимопроникновение культур, которое произошло вместе с окончанием изоляции Японии от остального мира, нанесло серьезный удар по традиционному быту жителей Японии. Однако оно имело и положительные стороны. Одним из таких плюсов, было распространение культуры страны за ее пределы. Оригами не стало в данном случае исключением и начиная с ХХ века становится известным во многих странах мира. Благодаря культурному обмену в списках мастеров стали появляться итальянские, французские и американские фамилии. В СССР и России до последнего времени данная тенденция игнорировалась.

Оригами. Традиционные искусства Японии.

Основы искусства оригами.

Для начинающих, не смотря на кажущуюся простоту, складывание сложных геометрических фигур, может оказаться задачей достаточно сложной. Если человек думает, что система подсказок должна ему все разъяснить, то он ошибается. Иной раз они только запутывают еще больше. Необходимо научиться читать подсказки. Конечно, если Ваше желание ограничивается навыками складывания всего нескольких фигур, то можно использовать достаточно подробные инструкции и добиться некоторого успеха. В случае, если Ваша цель серьезное освоение навыков создания оригами, то необходимо изучать азы.

Каждое движение над листом бумаги имеет свое особое назначение. Основное из них обозначает сгиб и носит название гори или долина в зависимости от направления.

Если уголок листа загибается на смотрящего, то он обозначается сплошной линией и носит название долина. Наконечник стрелки, указывающий направление сгиба всегда закрашен. В случае, когда уголок загибается от наблюдателя, он обозначается штрих-пунктирной линией, наконечник стрелки в этом случае всегда полый. Такой тип загиба называется гора. Дополнительная подсказка - невидимые стороны листа принято обозначать пунктирной линией.

Если лист, который был сложен, вернуть в изначальное состояние, то на нем будут видны складки. Любая сложная фигура имеет большое количество складок. Тип складок определяется аналогично типу сгиба, но есть и некоторые отличительные черты. Стрелка, обозначающая складку, двунаправленная, линии обозначающие складки, обычно, отображаются один раз.

Две замкнутые стрелки говорят о том, что лист необходимо перевернуть в плоскости. Вертикально закрученная стрелка указывает на то, что лист необходимо повернуть другим боком относительно вертикальной оси. Если на схеме имеется прямая стрелка с штрихами, то необходимо повторить действие с другими симметричными элементами такое количество раз, сколько штрихов изображено на стрелке.

Давайте попробуем чуть-чуть сложнее.

Если внимательно изучить процесс создания оригами, то становится понятно, что есть некий набор базовых форм. Считается, что существует всего 15 форм. Их можно условно подразделить на простые, средние, сложные и совсем сложные. К простым формам можно отнести воздушный змей, треугольник, дверь и книга. Формы средней сложности - это рыба, блин, двойной квадрат, двойной треугольник. К сложным формам в оригами относятся лягушка, дом, катамаран, птица. Самый сложный вид форм - блинчатые. К ним относятся блинчатая лягушка, блинчатая водяная бомбочка, блинчатый двойной квадрат.

Рассказ обо всех применяемый в оригами формах и операциях с ними займет много времени, поэтому в данной статье речь пойдет только о форме птица.

Для начала необходимо сложить двойной квадрат. Затем на каждом уголке листа надо сделать по двойной складке. Складки будут использоваться для того, чтобы спрятать внутрь фигуры уголки. Мы получили фигуру отдаленно похожую на птицу, однако при наличии хорошей фантазии вы легко увидите крылья и голову с клювом.

Подготовьте лист бумаги!

С чего начать свой творческий путь молодому мастеру оригами? Одним из классических образов в оригами является «журавлик». Существует старая легенда, согласно которой исполниться самое заветное желание того, кто сделает тысячу таких фигурок. Правда это или нет - мне кажется не знает никто. Давайте же научимся складывать «журавлика». Для начала нам необходимо подготовить стандартную форму «птица». Эту форму сразу же модифицируем - сделаем шею тоньше, выделим ее. Далее при помощи складок выделим хвост. Затем загнем хвост, крылья и шею, более явно выделим голову. Вот и все. Наш журавлик завершен! Теперь возьмитесь пальцами за точки, указанные на рисунке и потяните. Журавлик замахал крыльями! Скорее всего именно благодаря этой особенности журавлик и стал одной из самых популярных фигур.

Хочется надеяться, что наше краткое путешествие в мир оригами не прошло для Вас даром. Если Вас заинтересовали ручные поделки подобного вида, то в интернете вы легко найдете схемы десятков различных оригами. Тренируйтесь и оттачивайте свои навыки.

30 марта 2018 года в рамках «Дней Японии», посвященных году Японии в России, состоялся финальный этап конкурса оригами, участниками которого стали студенты ОмГУ им. Достоевского. Организаторами этого масштабного мероприятия стали Омское отделение Общества «Россия-Япония» и Кафедра Иностранных языков ОмГУ им. Достоевского (1 корпус ОмГУ).

Оригами – это вид японского декоративно-прикладного искусства, которое заключается в создании бумажных фигурок без использования ножниц и клея. В древней Японии оригами носило ритуальный характер, а также являлось народной традицией, которая передавалась из поколения в поколение. Сейчас оригами помогает украсить интерьер, а для кого-то становится просто увлечением, так же, как утверждают специалисты, техника складывания фигурок из бумаги помогает развитию детской моторики. Чтобы достичь хорошего результата при изготовлении фигурки оригами, нужно грамотно подобрать цвет и толщину бумаги. На самом деле существует превеликое множество схем фигурок, которые, несмотря на кажущуюся сложность, можно легко понять, изучив единую систему условных знаков.

По правилам конкурса участникам предстояло сделать три фигурки оригами и придумать для каждой легенду. Я также решила поучаствовать в этом конкурсе…

Первой фигуркой для конкурса я выбрала классического журавлика. Он является символом счастья в Японии. А еще японский журавлик связан с трагичной судьбой Садако Сасаки – девочки из Хиросимы, которая была поражена лучевой болезнью. Она верила в легенду о 1000 бумажных журавликах, но успела сделать лишь 644. Узнав об этой истории, дети со всего мира стали отправлять бумажных журавликов к памятнику Сасаки Садако. Это история о протесте против войны, о мире. Для своего журавлика я выбрала плотную бумагу, чтобы фигурка имела четкие изгибы. Я нарисовала историю в стиле манги – японских комиксов, так как посчитала, что именно таким образом моя работа будет ассоциативно связана с Японией. (В Японии мангу читают люди всех возрастов, она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика, бизнес и другие).

Второй моей фигуркой стал карп Кои (koi – по-японски «карп»). Он был завезен в Японию переселенцами из Китая и долгое время был символом силы и движения против течения. Для карпа мною была выбрана плотная бумага, но тут уже чтобы показать плавность и обтекаемость его форм.

Третья фигурка – японский дракон. Дракон – один из главных персонажей японских легенд. Считается, что первый дракон появился в Японии, а на его лапах было всего по три пальца. Для дракона я выбрала более тонкую бумагу, потому что фигурка имеет множество изгибов, и я не хотела, чтобы она «утяжелялась» за счет плотности самой бумаги.

Анастасия Егорина – студентка физического факультета, участвовавшая в конкурсе, как и я, подготовила три замечательные фигурки – Голубя мира, дракона Ямата-но-Ороти и Золотую рыбку. Она рассказала мне более подробно о своих оригами следующее:

«В конкурсе решила участвовать потому, что хотелось попробовать себя в творческом плане. К созданию именно «Голубя мира» меня побудило желание напомнить людям о том, что даже в наше время нельзя забывать о доброте и понимании, о необходимости диалога между странами. Необходимо постараться сохранить этот хрупкий мир. А на создание дракона меня вдохновила японская легенда о страшном чудище Ямата-но Ороти. И к созданию Золотой рыбки меня также подтолкнуло желание рассказать о том, что, не смотря на небольшую площадь самой Японии, на ее территории находится такая разнообразная и прекрасная флора и фауна.

Хочу рассказать вам свою любимую легенду, в честь которой я сделала своего дракона Ямата-но-Ороти. По легенде он семь лет подряд наводил ужас на страну Идзумо, пожирая дочерей земного бога Асинадзути и его жены Тэнадзути. Явившийся на восьмой год бог Сусаноо-но-Микото договорился с родителями убить дракона, попросив в награду последнюю их дочь - Кусинада-Химэ. Сам Ямата-но-Ороти описан так: «Его глаза подобны ягодам вишни, он имеет тело с восемью головами, на нём растут мох и деревья. Тело дракона покрывает собою восемь долин и восемь холмов, а брюхо его кроваво и охвачено пламенем». Сусаноо-но Микото напоил дракона сакэ из восьми бочек и когда тот, опьянев, уснул, разрубил его на мелкие кусочки. В одном из хвостов Сусаноо нашёл меч Кусанаги, который преподнёс своей сестре — Богине Солнца Аматэрасу. Цвета я выбирала, исходя из своих эстетических желаний. Я новичок в создании оригами, поэтому мне казалось, что наиболее тонкая бумага поможет мне сделать все более аккуратно и эффектно»

Еще один студент физического факультета – Денис Сидоренко подготовил три фигурки, используя технику модульного оригами, а также рассказал легенду, которая объединила всех его персонажей – дракона, ведьму и воина:

«Я решил участвовать в конкурсе, потому что мне нравится делать различные поделки, в том числе и оригами. Мне захотелось сделать что-то интересное, поэтому для дракона я выбрал технику модульного оригами, воина собрал из 3 частей (шлема, меча и плаща), а ведьму — из модульной основы и 3 дополнительных частей (шляпы, накидки и метлы). Сначала я придумал легенду, а потом сделал такие фигурки. Моя легенда рассказывает о ведьме, желающей заполучить могущественный амулет, который охранял дракон, и о воине, который был обманут ведьмой. Но в результате воин победил и ведьму, и дракона. Для создания модулей я купил специальную плотную бумагу для оригами, а для остальных частей взял обычную, более тонкую, чтобы элементы одежды ведьмы и воина выглядели более натурально. Для дракона я выбрал яркие цвета (красный, белый и зелёный), а для воина и ведьмы — более тёмные (чёрный, синий и фиолетовый), чтобы фигурки выглядели более эффектно».

Студентка факультета ИМИТ – София Торубара, которая и стала победительницей конкурса, удивила необычной легендой о двух драконах, а также сложностью своих фигурок:

«Япония привлекает особое внимание тем, что отличается от всего мира, чем и вызван особый интерес к этой стране. Я хотела попробовать себя в оригами, а конкурс еще и вдохновил придумывать легенду к своей поделке – а это вдвойне творческая работа. Это был именно тот момент, когда говоришь себе: да, это самое подходящее время, чтобы попробовать свои силы. Мне очень нравятся драконы, о них слагают легенды во всём мире. Не обошло это стороной и Японию. Схемы были непростыми, но, в самом деле, работа с ними была весьма увлекательна. Каждый ровный изгиб по-своему воодушевлял, ты словно оживляешь бумагу своими руками и это не может не радовать. В японской культуре рыба упоминается очень часто, как символ чистоты, спокойствия, именно поэтому я выбрала третьей фигуркой именно рыбку. С историями было интересно работать. Это был повод заглянуть в Интернет и почитать японские легенды. Оказалось, у них очень необычный, особенно для нас, способ повествования: в детских сказках можно встретить чью-то героическую, самурайскую смерть или познакомиться с невиданными легендарными существами и богами, о которых прежде даже не слышал. Мне удалось найти одну не совсем известную сказку, которая зацепила своей мудростью. Вторую же сказку я придумала сама, опираясь на знания о японской культуре. Смысл был передан кратко, почти как в хокку J А вот с качеством бумаги было непросто — в России небольшой выбор бумаги для подобных работ, так что мне было достаточно найти менее плотную бумагу, отличную от обычной, плотной (офисной).

Цвет каждой фигурки выбирала не я… А я бы сказала, скорее они сами выбрали себя, сами истории подразумевали в символике именно тот или иной цвет. Карп издавна считается золотистым, цветом солнца, власти, долголетия и честолюбия. Драконы же по своему характеру в легенде сопоставимы именно как два противоположных, но гармонирующих цвета: черный-белый, инь-янь, красный-синий».

На конкурсе среди членов жюри, была Круглова Ирина Алексеевна – к. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой методики преподавания математики ИМИТ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, мастер оригами. Она и возглавила работу жюри именно в этом конкурсе.

Ирина Алексеевна немного рассказала нам, как началось ее знакомство с миром оригами:

«Сознательно и увлеченно занимаюсь оригами с 1993 года. Участвовала и выступала с докладами на Санкт-Петербургских и Омских конференциях по оригами. Много лет вела межфакультетский спецкурс «Работа со схемами оригами» для студентов ОмГУ. Являюсь одним из организаторов омского Центра оригами. Омский центр оригами проводит уникальные очные и заочные фестивали и олимпиады по оригами, в котором участвуют не только российские, но и зарубежные участники».

Так же мы узнали от Ирины Алексеевны то, как оценивались работы, о критериях и, конкретно, о фигурках каждого участника. Основные критерии при проверке работ оригами:· правильность сложения модели по схеме;· четкость и аккуратность сложения сгибов;· оригинальность модели;· техническая сложность модели;· мастерство воплощения (выбор бумаги и т.д.).

Ведь искусство оригами это нечто большее, чем просто складывание интересных фигурок из бумажного листа. Название «оригами» произошло японских слов «ори» - складывание и «гами (ками)» - бумага. Занятие оригами всегда органично вписывалось в систему восточных взглядов на мир, присущих философии дзен-буддизма. Квадрат как основа для складывания фигурок был выбран не случайно, на Востоке он является не просто геометрической фигурой, а важным мировоззренческим символом, олицетворяя смыкающуюся с космосом землю, пределы которой были необозримы. Таким образом, в дзен-буддизме квадрат является воплощением Вселенной с ее пустотой космоса и в то же время бесконечными возможностями созидания.

По мнению И.А. Кругловой, студенты, участвующие в конкурсе, подобрали удачные модели, демонстрирующие философию и важные моменты истории. Она отметила, что выбор моделей – голубь мира, карп, дракон и т.д. – весьма удачен и фигурки были хорошо описаны студентами в легендах, которые они сами и озвучили в финале конкурса. Так Сидоренко Д. (ФФБ 701) порадовал оригинальностью. Для воплощения своих идей он комбинировал различные модели, комплектуя их друг с другом. Минькова А. (ФПБ-703) хорошо поработала с фактурой бумаги, ее «Карп» является технически сложно моделью, которая именно в таком исполнении выглядит наиболее эффектно.

Есть более простые модели, а есть очень сложные, описание которых занимает не одну страницу и требует технического мастерства. Именно такую модель дракона выбрала и очень хорошо выполнила С. Торубара.

Текст: Минькова Александра
ФПБ-703, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
[email protected]

Фото: Короткевич Богдан
[email protected]

Омское отделение Общества «Россия-Япония»