Пенсионный возраст беларусь. Пенсионный возраст в беларуси

Международный валютный фонд считает «весьма целесообразной» дальнейшую реформу в Беларуси пенсионной системы. Такой вывод содержится в докладе Международного валютного фонда о демографической ситуации в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Фото pixabay.com

По мнению экспертов МВФ, население в регионе в ближайшие 30 лет может сократиться, поэтому странам следует принять меры, которые бы способствовали занятости людей предпенсионного и пенсионного возраста.

«Беларусь значительно выиграет, если увеличит участие пожилых работников даже без повышения пенсионного возраста», - считают эксперты МВФ.

В то же время они отмечают, что повышение пенсионного возраста является весьма желательным для Беларуси.

«Реформа пенсионного возраста, скорее всего, понадобиться большинству стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Однако особенно она была бы полезна в Беларуси, Молдове, России, Турции и Украине, как с точки зрения предложения рабочей силы, так и для обеспечения фискальной устойчивости», - говорится в докладе МВФ.

Международный валютный фонд в 2016 году обнародовал отчет, в котором уже рекомендовал Беларуси «постепенное увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 65 лет и последующую его привязку к средней продолжительности жизни».

Согласно оценкам МВФ, отношение количества пенсионеров к трудоспособному населению может в Беларуси увеличиться с 40% в 2015 году до 68% к 2050 году.

В связи с этим эксперты валютного фонда ожидают, что расходы на пенсии в Беларуси возрастут с 9,6% ВВП в 2015 году до 12,4% в 2030 году и до 16,1% ВВП в 2050 году.

Как следствие, если после 2022 года пенсионный возраст не поднимать, то дефицит существующего пенсионного фонда Беларуси в 2030 году будет равен 2,8% ВВП, а в 2050-м - 6,5% ВВП, считают эксперты МВФ.

Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич , отвечая на вопросы депутатов Палаты представителей в июне 2018 года, дала понять, что вопрос о новом повышении пенсионного возраста может быть рассмотрен в Беларуси позднее.

В июне 2018 года в Совете Республики проходило заседание экспертной группы, в работе которой приняли участие руководящие работники министерств и ведомств. Там, по информации БелаПАН , власти предложили ряд мер по обеспечению сбалансированности бюджета Фонда социальной защиты населения. В частности, речь шла о новом увеличении пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет в 2023-2032 годах.

Первое повышение пенсионного возраста в Беларуси было объявлено в 2016 году. Тогда в Беларуси было принято решение повышать пенсионный возраст для женщин и мужчин с 2017 года ежегодно на шесть месяцев. В результате, за 2017-2022 годы пенсионный возраст женщин вырастет с 55 до 58 лет, а мужчин - с 60 до 63 лет.

Пенсионным возрастом юридически называется определяемое государством число лет, прожив которое граждане страны конституционно получают право на регулярные выплаты из бюджета республики, именующимися пенсионными пособиями.

Возрастные пенсии финансируются республиканским бюджетом. Правительство обязывает работодателей, и наёмных подчиненных в течение всей карьеры выплачивать отложения в Фонд соцзащиты. Для наёмных рабочих эта цифра составляет 1% от своего заработка, для руководителей — 28%.

Лидер государства А. Лукашенко в начале апреля 2016 года подписал указ, предусматривающий повышение возрастного порога выхода на пенсию на 6 месяцев ежегодно в период с 01.01.2017 по 01.01.2022 . Из этого следует, что возраст получения пенсионного пособия составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин.

Важно знать, что дата обращения в регулирующее учреждение также определяет дату зачисления на обеспечение государством.


Таблица выхода на персию в РБ, женщины

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1962
01.07 — 31.12.2017
55,5
01.07 — 31.12.1962
01.07 — 31.12.2018
56
01.01 — 30.06.1963
01.07 — 31.12.2019
56,5
01.07 — 31.12.1963
01.07 — 31.12.2020
57
01.01 — 30.06.1964
01.07 — 31.12.2021
57,5
01.07 — 31.12.1964 и младше
01.07 — 31.12.2022
58

Таблица выхода на персию в РБ, мужчины

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1957
01.07 — 31.12.2017
50,5
01.07 — 31.12.1957
01.07 — 31.12.2018
61
01.01 — 30.06.1958
01.07 — 31.12.2019
61,5
01.07 — 31.12.1958
01.07 — 31.12.2020
62
01.01 — 30.06.1959
01.07 — 31.12.2021
62,5
01.07 — 31.12.1959 и младше
01.07 — 31.12.2022
63

Когда пора на пенсию?

Рождённые в:

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.

Пенсионный возраст в мире

Помимо РБ в ближайшей перспективе планируют повышение пенсионного порога такие государства, как:

  • Российская Федерация, где дискутируется повышение возраста для обоих полов до 65 лет;
  • Казахстан, в чьих планах уравнять возраст для женщин с мужским (63 года) с 2018 года;
  • Соединённые Штаты Америки, где порог может повысится с 65 до 69 лет;
  • Эстония, в которой в 2026 году возраст составит 65 лет для всех.

Причиной инициирования реформ для стран бывшего Советского Союза считается демографический кризис 1990-х годов, повлёкший за собой снижение рождаемости.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в

Пенсионный возраст – количество прожитых лет, по истечении которых гражданин обретает право на пенсию и заслуженный отдых. До 2016 года женщины в Беларуси становились пенсионерами в 55 лет, мужчины – в 60 лет – данные показатели были утверждены еще в советские времена и являлись одними из самых низких в мире.

В связи с увеличением продолжительности жизни и ростом количества пенсионеров относительно числа трудоспособного населения, финансовая нагрузка на Пенсионный фонд РБ значительно возросла. Это привело к необходимости повышения возраста выхода на пенсию, что нашло свое отражение в президентском указе «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11.04.2016 г.

Таблица выхода на пенсию

Актуальная таблица пенсионного возраста в Беларуси:

Дата рождения Пенсионный возраст (лет) Период выхода на пенсию
мужчины женщины мужчины женщины
01.01-30.06.1957 01.01-30.06.1962 60,5 55,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1957 01.07-31.12.1962 61 56 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1958 01.01-30.06.1963 61,5 56,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1958 01.07-31.12.1963 62 57 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1959 01.01-30.06.1964 62,5 57,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1959 и младше 01.07-31.12.1964 и младше 63 58 01.07-31.12.2022

Согласно нововведениям, возраст выхода на пенсию для белорусских граждан с 1 января 2017 года и до 31 декабря 2022 года повышается на 6 месяцев ежегодно.

В 2018 году пенсионерами становятся мужчины с датами рождения от с 1 июля по 31 декабря 1957 года, и женщины – с 1 июля по 31 декабря 1962 года. Соответственно, их возраст – 61 и 56 лет.

По окончании реформы пенсионный возраст для женского населения составит 58 лет, для мужского – 63 года. Дальнейшее повышение в данный момент не предусмотрено, однако такая возможность сейчас анализируется специалистами заинтересованных ведомств (особенно в отношении женщин).

Каждый год реформа будет затрагивать интересы примерно 100 000 человек, из которых каждые 50 000 тысяч будут ожидать пенсию дополнительные полгода, а оставшиеся 50 000 – год.

Кто не получит трудовую пенсию?

Следует помнить, что речь идет именно о трудовой пенсии, право на которую имеют не все. Для этого требуется не только достигнуть пенсионного возраста, но и выработать минимальный страховой стаж, продолжительность которого установлена действующим законодательством. Под страховым стажем подразумевается интервал времени, в течение которого из заработной платы гражданина производились отчисления в Пенсионный фонд РБ (либо приравненные к нему периоды деятельности в соответствии с действующим законодательством).

До 2013 года включительно данный показатель составлял 5 лет. С 1 января 2014 года его увеличили до 10 лет, а еще через год – до 15 лет. Сейчас данная планка увеличивается ежегодно на 6 месяцев – это будет происходить до тех пор, пока минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, не составит 20 лет.

Граждане, не выработавшие минимальный страховой стаж, получат только социальную пенсию по возрасту. Она выплачивается мужчинам после 65 лет, женщинам после 60 лет, и равняется 50% прожиточного минимума (в 2018 году это 103 рубля).

А как в других странах?

В большинстве стран Европы, в Японии и США срок выхода на пенсию варьируется в пределах 60-65 лет, причем он является одинаковым для женского и мужского населения.

В России сегодня пенсионерами становятся мужчины и женщины соответственно 60 и 55 лет. Однако уже приняты правительственные документы, предусматривающие доведение пенсионного возраста в течение 2019-2028 года соответственно до 65 и 60 лет.

В Польше показатель был понижен с 1 октября 2017 года: вместо 67 лет для граждан обоих полов он составляет 60 лет для женского, и 65 – для мужского населения.

В Литве, Эстонии и Латвии в настоящее время проходит пенсионная реформа, которая завершится к 2026 году (в Латвии на год раньше). По ее окончании возраст выхода на пенсию мужчин и женщин будет составлять 65 лет.

Во всех странах, где проходит реформа, основными причинами ее проведения называются увеличение количества стареющего населения относительно числа трудоспособных граждан. В странах бывшего СССР это преимущественно обусловлено последствиями демографического кризиса 1990-х годов, приведшего к снижению рождаемости.

Пенсионный возраст в Белоруссии будет повышен на три года — до 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Указ об этом президент Александр намерен подписать на этой неделе.

Повышать возрастную планку будут поэтапно, ежегодно добавляя по полгода. «Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это шесть месяцев», — утверждают в Белоруссии.

Стартует реформа с 1 января 2017 года. Выбран «мягкий вариант» реформирования пенсионной системы, заверяет вице-премьер Белоруссии .

Ранее власти вынесли на обсуждение три варианта реформы.

По первому варианту женщины могли бы выходить на пенсию в 60 лет, мужчины — в 65. Это самый жесткий, но и самый экономически оправданный вариант реформы, считают в правительстве Белоруссии.

Второй вариант предполагал выход женщин на пенсию в 60 лет, мужчин — в 63 года. По третьему варианту женщин предполагалось отправлять на заслуженный отдых в 58 лет, мужчин — в 63 года. При этом варианте в расчет брали нагрузку на женщин по ведению домашнего хозяйства.

Выбранный вариант повышения оставляет властям пространство для маневра. Если потребуется в связи с неблагоприятной демографической ситуацией задрать возрастную планку еще выше, то власти это сделают. Тем более что переход к увеличенному рабочему стажу будет не очень болезненным, заверяют в минтруда и соцзащиты. Уже сегодня около 68% женщин, уходя на пенсию, в первые годы остаются работать. У мужчин этот процент несколько меньше, подсчитали в министерстве. Всего в Белоруссии около 25% пенсионеров продолжают работать после выхода на пенсию.

Дыра на триллион

Кроме того, Качанова заявила, что повышение пенсионного возраста не спровоцирует рост дефицита рабочих мест — «все просчитано». Правительство обещает ежегодно создавать 50 тыс. рабочих мест для несостоявшихся пенсионеров.

В качестве альтернативы повышения пенсионного возраста Белоруссии предлагало снижение размеров пенсии. Но такой вариант не устроил президента Лукашенко. «А где вы видели, чтобы пенсии уменьшали? Нельзя обижать людей», — заявлял Лукашенко в одном из недавних интервью.

Он признал, что пенсионная реформа — мера вынужденная. Денег на содержание пенсионеров не хватает. Соотношение между численностью работников и численностью пенсионеров ухудшается.

Сейчас, по данным минтруда и соцзащиты, на 100 работающих в Белоруссии приходится 61 пенсионер, в 2020 году это соотношение будет 100 к 66, в 2030 году, если ничего не предпринимать, будет 78 пенсионеров на 100 работающих.

Нагрузка на пенсионный фонд растет, дыра в бюджете пенсионного фонда к марту текущего года составила 1 трлн белорусских рублей. По данным экспертов ООН, в 2016-2020 годах дефицит бюджета пенсионного фонда будет увеличиваться и составит 1,7% ВВП.

В Белоруссии до сих пор, с советских времен, действует распределительная пенсионная система, при которой работающие отчисляют средства на содержание пенсионеров. Но теперь «твердое большинство населения» согласны с повышением пенсионного возраста и готовы к реформам, утверждает Лукашенко.

«Я очень доволен, что люди со мной согласились... То есть то, что мы должны решить сегодня, не должны решать наши дети и терпеть потом из-за нашей нерешительности», — говорил ранее Лукашенко.

России придется повысить пенсионный возраст

Пенсионный возраст на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин на постсоветском пространстве сохранился только в Белоруссии, Узбекистане и России.

Российские власти также считают, что повышение пенсионного возраста неизбежно. Но объявлять о реформе целесообразнее после выборов в , намеченных на 18 сентября. «Думаю, разумно объявлять об этом в электорально спокойный период, например в конце 2016 года. А расчеты необходимо завершить уже сейчас», — заявил на прошлой неделе глава .

Как и в Белоруссии, российские власти опасаются, что значительная часть населения не поддержит идею повышения пенсионного возраста, что негативно отразится на итогах голосования для партии власти.

Улюкаев считает логичным повысить возраст выхода на пенсию и мужчин, и женщин до 63 лет, добавляя ежегодно по полгода. Если будет утвержден такой вариант, то на реформу потребуется 16 лет для женщин и 6 лет для мужчин. Еще один вариант — оставить разрыв в пять лет и поднять возрастную планку до 60 и 65 лет соответственно.

Открытым остается и вопрос о дате проведения пенсионной реформы в России. В марте 2018 года россиянам предстоит проголосовать за нового президента. Очевидно, что она начнется не ранее чем через два года. В ноябре 2015 года министр финансов РФ сообщил, что победителю следующих президентских выборов придется так или иначе решать проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. Либо повышать налоги, либо сокращать расходы на социалку, образование и здравоохранение.

Нынешний президент Владимир последовательно возражает против повышения пенсионного возраста. Но в последнее время дает понять, что реформа неизбежна. В ходе большой пресс-конференции в декабре 2015 года он заявил, что «когда-то это придется сделать», чтобы не обрушить пенсионную систему. «Но когда это нужно будет сделать, пока я не хотел бы говорить об этом публично, потому что даже и ответа у нас пока нет, но такая чисто экономическая проблема стоит», — отметил Путин.

Расходы в 2016 году предусматриваются в 7,7 трлн руб. (9,8% к объему ВВП). Трансферт из госбюджета Пенсионному фонду на покрытие его дефицита составит около 3 трлн руб. (примерно 19% всех расходов федерального бюджета).

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в этом году — 13,1 тыс. руб.

Источник «Газеты. Ru» в правительстве отмечает, что решение о повышении пенсионного возраста поддерживают практически все ключевые участники этого процесса. В том числе экспертное сообщество. Экс-министр финансов, глава и председатель совета директоров считает, что без повышения пенсионного возраста размер трансферта будет только возрастать. По его оценке, повышение пенсионного возраста до 63 лет уже на третий год даст дополнительно 500 млрд руб.

Определиться со сроками и параметрами пенсионной реформы правительство должно до 2018 года, это записано в «Основных направлениях деятельности» кабинета министров.

Решение белорусских властей о повышении пенсионного возраста на 3 года назвали в свое время «политически приемлемым». Очевидно, что новая рекомендация экспертов МВФ о повышении трудовой активности до 65 лет не вписывается в рамки этого определения. Пойдет ли на такой шаг белорусское руководство?

Эксперты, к которым обратилась «БГ», единодушны во мнении, что в ближайшие годы повышения пенсионного возраста ждать не стоит. Однако в недалекой перспективе белорусские власти вынуждены будут вернуться к вопросу пенсионной реформы.

«Заключение МВФ по поводу пенсий, скорее, наблюдательное, – считает Евгений Прейгерман , директор по исследованиям ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб». – Они смотрят на состояние государственных финансов. И ни для кого не секрет, что это состояние далеко от хорошего. Пенсионные выплаты – один из слабых моментов системы. Но пока я не слышал, чтобы вопрос о дальнейшей реформе пенсионной системы стоял как краеугольное требование МВФ».

Миссия МВФ начала 21 сентября в Минске очередной раунд переговоров о программе реформ и кредите для Беларуси. Среди вопросов, которые стояли на повестке дня, были и дальнейшие пенсионные реформы. Фонд рекомендовал белорусским властям продолжить их, чтобы устранить пенсионный разрыв после 2022 года. Среди мер, предлагаемых экспертами, – постепенное повышение порога выхода на заслуженный отдых до 65 лет, причем как для мужчин, так и для женщин.

На учете в органах по труду, занятости и соцзащите состоят 2 605,6 тыс. пенсионеров, из них 82% – получатели пенсий по возрасту.

Напомним, Беларусь уже сделала шаг по реформированию пенсионной системы. Указом от 11 апреля 2016 года №137 предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами – 58 лет. Предпринятые действия решили проблему, но не полностью. Отчисления работодателей и взносы работников приблизительно соответствуют пенсионным выплатам, дают эксперты МВФ оценку нынешнему состоянию белорусской пенсионной системы. Среди прочего помогло недавнее увеличение минимального стажа работы для назначения пенсии по старости с 5 до 20 лет.

Сложность в том, что выбранный вариант повышения пенсионного возраста исчерпает себя к концу 2022 года. Эксперты Фонда прогнозируют, что в последующем бюджет пенсионной системы будет ежегодно снижаться приблизительно на 0,15% ВВП. Сейчас на выплату пенсий Беларусь тратит примерно 10% от ВВП.

МВФ предлагает комплекс мер, в числе которых:

– постепенное увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 65 лет и последующую его привязку к средней продолжительности жизни;

– переиндексацию пенсионных пособий с учетом инфляции, а не темпа роста заработной платы в долгосрочной перспективе (при сохранении определенного смешанного варианта для минимальных пенсий);

– дальнейшее ограничение практики досрочного выхода на пенсию;

– меры по стимулированию спроса на работников старшей возрастной группы.

Сегодня ждать повышения пенсионного возраста до 65 лет не стоит, считает Лев Марголин , экономист, заместитель председателя Объединенной гражданской партии. «Это действие, растянутое во времени, – отмечает он. – Никто не мешает Лукашенко, если он надеется дожить до этого времени, подождать шесть лет, пока мы дойдем до 63-х. И плавно, не останавливаясь, провозгласить, что будем и до 65 поднимать».

По мнению эксперта, белорусские власти понимают, что повышение возраста выхода на заслуженный отдых до 58 – 63 лет не спасет пенсионный фонд. Он напомнил, что когда реформа обсуждалась, Александр Лукашенко говорил, что рассматривали три варианта. «Остановились на промежуточном , – уточнил Лев Марголин. – Я считаю, что сейчас никто на повышение не пойдет, потому что это не принесет экономических выгод и вызовет негативную реакцию в обществе. Но когда на практике будет достигнут возраст 58 – 63 года, станет вопрос, что надо поднимать и дальше».

Рекомендация МВФ о стабилизации пенсионной системы не в приоритетах, считает экономист, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук . «МВФ оценивал все элементы: монетарную политику, фискальную, национальную, госуправление , – рассказал он. – Написали, в том числе, и про это. Они похвалили белорусские власти за повышение пенсионного возраста» .

Эксперты «БГ» считают, что данная рекомендация не относится к разряду срочных и необходимых, без которых Беларуси не дадут кредит. «Это далеко не основная претензия со стороны Международного валютного фонда, – поделился Лев Марголин. – Если что-то и станет препятствием, то это вещи, которые более серьезно влияют на общую ситуацию в экономике. Это вопрос государственного сектора, что с ним делать – приватизировать, структурировать, вопросы директивного кредитования и тому подобные. Не хочу сказать, что они более серьезные, но более масштабные и дорогостоящие».

В Беларуси на начало 2016 года на 1 000 пожилых мужчин приходилась 1 841 пожилая женщина.

«МВФ говорит про управление государственными активами, про необходимость снижения инфляции, про независимость Национального банка», – обозначил ключевые направления необходимых реформ Ярослав Романчук.

В этой ситуации пенсионный вопрос едва ли будет главным при рассмотрении возможностей финансово-кредитного сотрудничества Беларуси и МВФ. К нему, вероятно, вернутся через несколько лет. И тогда пенсионный возраст, возможно, будет повышен.