Почему ребенок зеркалит буквы и цифры. Почему ребенок «зеркалит» - пишет в зеркальном отражении

Почему ребенок зеркалит буквы и цифры. Почему ребенок «зеркалит» - пишет в зеркальном отражении

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК «ЗЕРКАЛИТ» - ПИШЕТ В ЗЕРКАЛЬНОМ ОТРАЖЕНИИ. Дети 5-6 летнего возраста, научившись писать, «зеркалят» буквы и цифры - либо пишут с права на лево, либо буквы получаются у них в зеркальном отражении. Почему так, и что с этим делать - частый вопрос. Для начала необходимо ИСКЛЮЧИТЬ такое серьезное нарушение, как ДИСГРАФИЯ, или другие неврологические проблемы. Если нет никаких отклонений, то почему же ребенок «зеркалит»? Наиболее точный и правильный ответ - потому что у ребенка дошкольного возраста еще не сформирована зрелая связь между полушариями головного мозга. Еще со школы нам известен тот факт, что правое и левое полушарие мозга у человека имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности. От того, какое из полушарий наиболее развито у человека (в силу ли врожденных свойств, в силу ли воспитания), зависит его индивидуальность, особенности его восприятия. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА. ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ отвечает за речь, словесный слух, абстрактное (понятия), способность к анализу, детализирование, выстраивание алгоритмов, оперирование фактами, деталями, символами. ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ отвечает за интонационную выразительность, образное слуховое восприятие, творческие возможности, интуицию способность к адаптации. Считается, что к моменту рождения правое полушарие мозга ребенка больше по отношению к левому. Утверждается даже, что до 9-10 лет ребенок является «правополушарным». Созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Действительно, для маленьких детей характерна непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер. Существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам, то есть к началу школьного обучения. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Дети, у которых дольше сохраняется правополушарная специализация мозга не так хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова, им тяжело дается таблица умножения, и такие дети часто «зеркалят» в письме. Нормальная психическая деятельность предполагает совместную работу обоих полушарий головного мозга. То есть между полушариями должны сформироваться стойкие нейронные связи, передающие информацию. Это сложный и поэтапный процесс. У дошкольника эти связи еще очень тонкие. Их нельзя перегружать (раннее чтение и письмо, математика), но им можно помочь развиться. Таким образом, ребенок приходит в этот мир изначально «правополушарным», по мере взросления левое полушарие тоже начинает развиваться, образуя связи с правым полушарием. Эти связи сначала очень слабые, это сказывается на таких умениях малыша, как письмо, чтение, счет, симметричные движения руками или ногами... Из-за этих слабых связей многие малыши (если они еще и левши) «зеркалят» буквы и цифры в письме. Если вы заметили такое у вашего ребенка, не паникуйте. Все нормально. Просто постоянно спокойно указывайте на ошибки, просите исправить. Кроме того, помогите развить и укрепить межполушарные связи. Для этого существуют разные упражнения. Делайте их вместе с ребенком по нескольку раз в день просто так, или как физкультминутки во время занятия с малышом. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «Уши» Цель - энергетизация мозга. Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину. «Фонарики» Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук. Зеркальное рисование. На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку. «Колечко» Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. «Кулак – ребро – ладонь» Показываем ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняете вместе: а) ладонью правой руки; б) ладонью левой руки; в) обеими ладонями одновременно. При этом меняем темп выполнения, то, убыстряя, то, замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. «Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Последние исследования показывают, что феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. И ещё! Помните, что величайший деятель, многогранный итальянский гений Леонардо да Винчи писал свои записные книжки в зеркальном отображении.

Зеркальное письмо или зеркальный почерк - феномен, при котором человек пишет справа налево. Что делать, если ребенку удобней писать не так, как принято в кириллице, и сами буквы выглядят так, будто написаны в зеркальном отражении? Если вы заметили подобное нарушение письма у своего ребенка, помогите ему справиться с этой проблемой.

Что такое зеркальное письмо?

Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо», так как многие записи этого уникального человека были написаны в зеркальном отражении. На протяжении веков многие хотели найти ответ на вопрос, почему же да Винчи сделал свои записи, используя именно зеркальный почерк?

Существуют три основные теории:

  • Гений скрывал свои записи, таким образом, зашифровывая информацию.
  • Предполагают, что ученый был левша, и ему было гораздо удобней и быстрее писать буквы зеркальным способом.
  • Возможно, основной причиной выбора столь странного письма Леонардо было свойственное ему стремление к оригинальности, такой стиль мог подчеркивать его индивидуальность.

Зеркальное письмо у детей: причины его появления

На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.

Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Кроме того, зеркальное письмо букв и цифр является проявлением оптической дисграфии , в основе которой лежат:

  • недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу);
  • недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;
  • недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и дифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

Как можно корректировать привычку к зеркальному письму?

Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур - ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношениях отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений, на фоне которой правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует в рассматриваемом отношении особого внимания.

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап работы - развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке - слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу. Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п.

И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве Ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям.

Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:

  • воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма;
  • обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием);
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели);
  • развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином;
  • развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.);
  • расширение поля зрения ребенка;
  • развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево». Для осуществления этой цели должны проводиться разные игры:

  • выкладывание различных фигур, орнаментов;
  • поиск букв, наложенных друг на друга;
  • выделение буквы, написанные одна на фоне другой.

На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям:

  • письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена - «смотрит»;
  • после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

В русском языке из-за свойств зеркальности 23 буквы вызывают у детей затруднение:

. Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, ь, ъ - пишутся справа.
. З, Л, У, Ч, Э, Я - пишутся слева.

На заключительном этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем - слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно перейти к записи предложений.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.

А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества - тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх - вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Одним словом, научить соблюдать единый орфографический режим. Это первый шаг ребенка к усвоению письменных вычислений в столбик! Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.

Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.

Зеркальное называют «почерк Леонардо» в честь Леонардо да Винчи. Этот человек был художником, ученым, скульптором, архитектором, изобретателем и др. Многие его записи, в том числе и знаменитый , были написаны именно так, справа налево и все изображены наоборот.

На протяжении веков многие пытались ответить на вопрос, для чего да Винчи вел свои записи именно зеркальным почерком? На данный момент сложились две основные теории. Первая заключается в том, что гению необходимо было скрывать свои записи от . Таким образом, да Винчи использовал этот способ для зашифровывания своих записей.

Приверженцы второй теории объясняют эту особенность записей да Винчи ее удобством для самого автора. По некоторым предположениям ученый использовал для письма левую руку. А как доказали последние исследования ученых, если человек левша, то ему гораздо удобнее и быстрее писать буквы в зеркальном отражении.

Феномен зеркального письма не является редким, и у большинства детей, не только леворуких, в возрасте от трех до семи лет можно наблюдать спонтанное появление «почерка Леонардо». По мнению ученых, это необходимый этап освоения навыка письма. Но все же чаще эту особенность можно наблюдать у людей, которые пользуются для письма левой рукой.

Некоторые врачи связывают этот феномен с психическими и физическими заболеваниями головного мозга. Очень часто зеркальное письмо встречается у больных шизофренией, с очаговым поражением мозга, эпилепсией и нервно-психическими расстройствами. Причем чаще всего «почерк Леонардо» встречается у людей с болезнями, поражающими именно левое полушарие мозга.

В настоящий момент не существует единого мнения, с чем именно связан зеркальный почерк. Является ли он признаком психических или физических отклонений в работе головного мозга или он проявляется у гениев? Также не существует точной статистики, насколько леворукость обязательное условие для возникновения зеркального письма. Феномен зеркального письма до сих пор исследуется многими.

Связанная статья

Зеркальное письмо - довольно распространенный вид дисграфии. Эта особенность наблюдается у большинства детей, начавших учиться письму в дошкольном возрасте. К началу обучения в школе это обычно проходит, однако у некоторых может остаться и на всю жизнь. Если человек одинаково хорошо владеет обеими руками и умеет хорошо писать не только в отражении, но и обычным способом, волноваться не стоит. Но в любом случае ребенок, у которого замечена подобная дисграфия, нуждается в родительском внимании.

Вам понадобится

  • - картинки с правильными начертаниями цифр;
  • - прописи;
  • - детские книги;
  • - консультация детского невропатолога;
  • - консультация психолога.

Инструкция

Дошкольник, который только начинает изображать буквы на листе, имеет полное право писать их так, как ему заблагорассудится. Он еще только осваивает навыки, которые понадобятся ему в дальнейшем, а на этом этапе ошибки неизбежны. Если подобная « » наблюдается у пятилетнего, а иной раз и у четырехлетнего ребенка - порадуйтесь за то, что он вообще проявляет интерес . Вы можете ему немного помочь. Предложите ему книжки с крупными и отчетливо напечатанными буквами. Малыш еще просто не запомнил, как они выглядят. На первом этапе он не может контролировать и свою мелкую моторику. Он просто счастлив от того, что у него что-то получается. В зеркальном отражении могут писать на начальном этапе как левши, так и правши.

Пятилетнему ребенку помогут и сделанные вами . Их можно сделать из обычного альбомного листа, поскольку работа в школьной тетрадке малышу еще не по силам. К тому же пишет он пока, скорее всего, . Просто несколько крупных букв и предложите ребенку посмотреть, как вы это делаете, а потом повторить. Если он ошибется, не ругайте и даже не обращайте на это внимания, а через некоторое время повторите это же упражнение. За правильно выполненное задание не забудьте похвалить.

На начальном этапе обучения письму ребенок должен как можно чаще видеть правильные начертания букв. Предлагайте ему читать, если он уже это более или менее хорошо умеет. На стенку можно повесить алфавит. Это активизирует зрительную память вашего ученика и поможет ему себя контролировать.

У большинства дошколят, пишущих зеркально на начальном этапе обучения, обычно никаких других отклонений нет. Умственное их развитие соответствует возрасту, все остальные виды деятельности они осваивают точно так же, как их сверстники. Все же понаблюдайте за малышом, в особенности если он, несмотря на упражнения, продолжает писать зеркально. Обратитесь к детскому психологу. Он протестирует вашего ребенка и определит, нет ли у него и других особенностей развития. Известны случаи, когда неумение переучиться на обычное письмо сопровождалось недюжинным талантом к изобразительному искусству.

Очень часто родители замечают, что их ребенок старшего дошкольного или младшего школьного возраста пишет буквы или цифры, а зачастую и то и другое, не в ту сторону. В случае, если ребенок пяти-шести лет только учится печатать (писать) и зеркально пишет буквы или цифры, то, по мнению известного нейрофизиолога Т.Г. Визель, в течение трех месяцев эти ошибки являются нормой. Если же по истечению указанного срока ребенок продолжает печатать зеркально, то ему требуется помощь. По данной методике помощь ребенку может оказать не только логопед, но и родитель. Методика очень проста в применении, очень нравится детям, так как они воспринимают занятие как игру.

Прежде всего, опираясь на традиционные методы коррекции оптической дисграфии, мы учим ребенка ориентироваться на листе бумаги (верх-низ; право-лево; середина, верхний правый угол и т.д.) Для этого мы делим лист А4 на 4 части (получаем четыре прямоугольника), просим ребенка показать верхнюю и нижнюю половинку; правую и левую половинку. После этого мы предлагаем ребенку показать правый верхний и левый верхний прямоугольник; правый нижний и левый нижний прямоугольник.

Далее мы начинаем работу над русским алфавитом. Прежде всего, необходимо убедиться, что ребенок безошибочно называет все буквы без опоры на картинку-подсказку. Далее, рассматривая с ребенком буквы русского алфавита на отдельном плакате, висящем на стене, мы обращаем внимание ребенка на то, что все буквы пишутся прямо (А, Ж), либо вправо (Г, С). Далее, выбираем с ним буквы-хулиганки, которые пишутся влево, обводя их в кружок. Проанализировав последовательно все буквы, мы делаем вывод, что у нас есть «банда левых букв», состоящая из 7 букв, которые пишутся влево (З, И, Й, У, Ч, Э, Я) . Ребенку необходимо запомнить эти буквы, но, как показывает наш опыт, дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста очень редко запоминают эти буквы-исключения, опираясь на слуховую память. Для лучшего запоминания мы подключаем зрительную память. Берем лист бумаги, делим его на 7 частей, в каждом квадратике мы пишем печатную букву (если мы работаем со школьником, то под печатной записываем письменную букву) и схематично рисуем рисунок, название которого начинается с данной буквы. Опираясь на зрительную память, ребенок запоминает эти 7 картинок, при возникновении сомнения в написании буквы он вспоминает, относится ли данная буква к «банде левых букв» или нет (рисовал ли он что-нибудь на эту букву). Когда ребенок до автоматизма заучивает «банду левых букв», зеркальное письмо постепенно корригируется.

Еще легче корригируется зеркальное написание цифр. Подводим ребенка к числовой прямой и обращаем его внимание на то, что все цифры пишутся прямо (0, 8) или влево (1, 2). Но есть только одна «хулиганка» - цифра 6, которая пишется вправо. Запоминаем ее. Постепенно зеркальное написание цифр исчезает.

6

Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное письмо - то есть, справа налево для большинства европейских народов - связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Однако, последние исследования показали, что так называемый "почерк Леонардо", названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. В журнале Journal of Educational Psychology недавно была опубликована статья французских психологов Жан-Поля Фишера и Юссефа Тазути, посвященная тому, какими причинами вызвано зеркальное письмо у пятилетних детей.

Авторы поставили перед собой два основных вопроса. Первый заключался в том, чтобы выяснить характер связи между зеркальным копированием букв и цифр с образца и написанием их по памяти, а второй - как зеркальное написане отдельных символов приводит к зеркальному написанию целых слов, в частности, собственного имени.

Ученые провели три серии экспериментальных исследований в школах Франции, чтобы ответить на эти вопросы. Оказалось, что копируя с образца, дети совершают гораздо меьнше зеркаьлных ошибок, чем при письме по памяти. Слабая, но значимая корреляция, была выявлена между зеркальным написанием символов и своего имени. Удивительно, что уровень школьной успеваемости также положительно коррелировал с зеркальным написанием, хотя сила этой корреляции были намного меньше, чем в случае правильной ориентации букв. При этом другие ошибки - например, орфографические, но совершаемые в правильной ориентации слева направо - отрицательно коррелировали с успеваемостью.

В результате исследований авторы пришли к выводу, что феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль могут играть не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркаьлное написание букв и цифр оказывало то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать.