Развиваем логическое мышление. Конспекты занятий по логическому мышлению Логика старшая группа по программе венгера

Развиваем логическое мышление. Конспекты занятий по логическому мышлению Логика старшая группа по программе венгера

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пик познавательной активности, словесно-логическое мышление переходит на новый уровень.

Представьте, у вашего ребенка:

  • искренний интерес к логическим и математическим задачам;
  • потрясающие познавательные способности;
  • он умеет быстро работать с информацией, легко выделяет и запоминает самую суть;
  • рассуждает логически правильно;
  • взвешенно принимает решения.

Пик познавательной активности (5-10 лет) - лучшее время, чтобы развивать логику и научить своего ребёнка думать!

Родителям важно помнить: приемы мышления не формируются в голове у ребёнка сами по себе. Нужно целенаправленно обучать ребенка и важно не упустить момент.

Как развивать логическое мышление школьника?

После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы. Но стоит ли рассчитывать на учебную программы и школьных педагогов в вопросах развития логики?

Способный ребёнок приходит в школу и… учится считать и решать типовые задачи.

Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.

Навыки логического анализа, способность правильно рассуждать, находить нестандартные решения - вот что выделяет по-настоящему одаренных, талантливых детей среди примерных отличников.

Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.

Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками . В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос «разминок» сводится к следующему: как бы успеть с упражнениями для глаз и рук?

Делаем выводы!

  • Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
  • Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
  • Развитие логики дома (вне школы) - отличное дополнение к основной школьной программе.

Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?

Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.

Мы придумали, как помочь родителям и учителям, а главное - детям!

Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 общеразвивающего вида»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МДОУ «Детский сад №55»

А.Ю. Луференко

Рабочая программа дополнительного образования

по развитию логического мышления

«Занимательная логика»

Возраст детей 5-7 лет

Срок реализации программы –2 года

Составитель:

Воспитатель

Шуршалина С.Н.

2018

Содержание

1. Пояснительная записка .

1.1. Цель и задачи программы

1.2.Отличительные особенности программы

1.3.Принципы построения программы

1.4. Методы и приёмы работы

1.5.Сроки реализации программы

1.6. Виды, формы и методы работы с детьми

1.7.Режим занятий

1.9. Примерная структура занятия

1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

1.11.Формы подведения итогов реализации программы

2. Учебно- тематический план

2.1. Учебный план

2.2.Тематическое планирование (2 года)

2.3. Задачи методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми в учебной программы (1 год обучения) 2.4.Задачи методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми в учебной программы (2 год обучения)

3. Содержание программы

3.1.Разделы программы 3.1.1. Занимательная математика

3.1.2. Развивающие игры

3.1.3. Логические задачи, лабиринты, головоломки

3.2. Организация работы по программе

4. Методическое обеспечение программы

4.1. Оборудование и материалы

5. Список использованной литературы

  1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Математическое развитие детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника.

Достичь этого можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение.

Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать дошкольникам свои знания и умения.

Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий дошкольникам расширять свои знания в области познавательного развития. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.

В разработанных играх и упражнениях у малы­шей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических операций дети тренируют внимание, память, восприятие.

1. 1.Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие логического мышления, речь и смекалку у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Развивающие:

Развитие логического мышления ребёнка.

Развитие познавательных способностей и мыслительных операций у дошкольников, развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

Активизировать познавательный интерес;

Ф ормирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)

Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи, формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные:

Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе. Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.

Воспитывать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).

1.2.Отличительные особенности данной программы.

Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвитии дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

1.3. Принципы построения программы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип повторения умений и навыков - один из самых важ­нейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обуче­ния с использованием активных форм и методов обучения, спо­собствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, инди­видуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей по­требность в общении,

Принцип результативности предполагает получение положи­тельного результата оздоровительной работы независимо от воз­раста и уровня физического развития

Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения

Принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности

Принцип психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка

Принцип творчества - формирование способности находить нестандартные решения

Принципы взаимодействия с детьми:

сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы; постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

1.4. Методы и приемы работы:

Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)

Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)

Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

Практические (упражнения)

Интегрированный метод (проектная деятельность)

Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи, дидактический материал

1.5. Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 2 года.

1.6. Виды, формы, методы работы.

Занятия, включают различные виды детской деятельности:

    познавательную,

    продуктивную,

    двигательную,

    коммуникативную,

    конструктивную.

В процессе занятий используются различные формы :

    Традиционные

    Комбинированные

    Практические

    Игры, конкурсы

Формы работы с детьми.

    Игра

    Ситуативный разговор

    Беседа

    Рассказ

    Чтение

    Интегративная деятельность

    Проблемная ситуация

Методы работы с детьми

Словесный - обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

Практический - (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

Наглядный - (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, электронных презентаций

Поисковый - (моделирование, опыты, эксперименты)

Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов)

Интегрированный метод (проектная деятельность)

Метод игры (дидактические игры, развивающие игры, ребусы, лабиринты, логические задачи,) на развитие внимания, памяти, блоки Дьенеша, Палочки Кьюзенера, игры-конкурсы, соревнования

    1. Режим занятий.

Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми подгруппами.

Формы проведения занятий: учебное занятие, открытое занятие, беседа, игра, развлечение.

Программа предполагает проведение одного занятий в неделю, во вторую половину дня.

Программа рассчитана на 36 занятия в год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий 25-30 минут.

Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Время занятия

5-6

25 минут

6-7

30 минут

Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).

Первый этап рассчитан на детей 5-6лет, второй этап – на детей 6-7 лет.

1.8. Примерная структура занятия.

Занятия носят развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей.

Примерная структура занятия:

1часть.

Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.

2часть.

Цель: Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью дидактического материала и развивающих игр. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий.

Физкультминутка,

3часть.

Цель: Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.

4часть.

Рефлексия

В занятия включены:

Работа с занимательным материалом

Работа с развивающими, дидактическими играми

Физкультминутки.

Работа с электронными дидактическими пособиями.

Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.

Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

1.9. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:

Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением

Желание заниматься математической деятельностью.

Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

Умение детей работать в парах, микрогруппах;

Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики , которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1. Развитие внимания

2. Развитие памяти.

3. Развитие восприятия.

4. Развитие воображения.

5. Развитие мышления.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень :

Ребенок владеет основными логическими операциями.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

Способен объединять и распределять предметы по группам.

Свободно оперирует обобщающими понятиями.

Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.

Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.

Может при помощи суждений делать умозаключения.

У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.

Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень :

Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.

Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.

Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.

Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).

Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в форме итоговых игровых занятий (конец года).

1.10.Формы подведения итогов реализации программы.

Участие в интеллектуальных конкурсах способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне.

Объём кружковых занятий и виды учебной работы.

КВН

Викторины

Интегрированные занятия

    Тематическое планирование

Раздел

месяц

Темы

1 год обучения

Педагогическая диагностика

сентябрь

Занимательная математика

октябрь-декабрь

1.Загадочная страна – Математика

2.Решение занимательных задач в стихах

3.Игры на эрудицию

4. Путешествие в страну Игралию

5. В царстве смекалки.

6.Весёлый счёт

7.Машина времени

8.Сказочная математика

Развивающие игры

Январь-март

1.Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера

2. Игры и занятия с цветными палочками.

3. Развитие логического мышления с помощью блоки Дьенеша.

4.Подбери и сравни

5.Логические цепочки блоков Дьенеша.

6.Разложи по цвету

7.Змейка палочки Кюизенера

8.Два обруча блоки Дьенеша.

Апрель-май

1.Волшебные ступеньки.

2. «В гости к смешарикам».

3.Путешествие по волшебной стране.

4. Подумай и реши.

5. Математический лабиринт.

6.Математические головоломки.

7. Весёлые фигуры.

8.Итоговое занятие: математический КВН.

Раздел

месяц

Темы

2 год обучения

Педагогическая диагностика

сентябрь

Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей корректировка содержания программы.

Занимательная математика

октябрь-декабрь

1.Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

2. Положительные и отрицательные понятия.

3. Интеллектуальные игры.

4.Решение занимательных задач в загадки

5.Весёлая геометрия

6. Математический КВН

7.Игры с числами. Занимательные задачи

8.Решение проблемных ситуаций по математике

Развивающие игры

Январь-март

1.Собери фигуру.

2.Развитие логического мышления с помощью блоков Дьенеша.

3.Развитию математических представлений блоки Дьенеша.

4.Составь фигуру

палочек Кюизенера

5.Волшебные дорожки палочек Кюизенера

6.Конструктор

палочки Кьюзенера

7. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера

Логические задачи, лабиринты, головоломки.

Апрель-май

1.Образование сложных суждений из простых.

2.Чего на свете не бывает

3.Математическая тропинка

4.Мы всезнайке

5. Космическое путешествие.

6.Загадочный лабиринт

7.В царстве смекалки

8.Итоговое занятие:

Турнир «Знатоков и Эрудитов»

2.1. Задачи, методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми.

1 год обучения.

Ноябрь

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.

Декабрь

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.

Январь

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Февраль

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.

Март

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; освоение цвета, пространственного расположения; формирование первоначальных навыков счета.

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.

Апрель

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности.

Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.

Май

2 год обучения

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.

Ноябрь

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость.

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; формирование конструкторских умений; закрепление представлений о цвете и форме.

Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

Декабрь

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.

Январь

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами.

Февраль

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Развитие познавательных процессов; ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое».

Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных и конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – «прозрачность» и «гибкость».

Март

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.

Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

Апрель

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; развитие конструктивных способностей; развитие смекалки, сообразительности.

Развитие познавательных процессов; развитие математических представлений; развитие координации движений; подготовка руки к письму.

Май

Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей; анализ деятельности за год.

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий

3. Содержание программы .

Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.

3.1.Разделы программы.

Занятия кружка составлены по принципу «от простого к сложному» и построены с использованием ребусов, красочных иллюстраций, индивидуальных заданий, мультимедийного сопровождения. Предполагается не только развитие эрудиции дошкольника, но и создание условий для стимулирования творческого мышления, развития речи. Основной акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.

3.1.1.Занимательная математика.

( Анализ – синтез. Систематизация)

развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

развитие математических способностей и склонностей;

подготовка ребенка к школе;

учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание,

совершенствовать ориентировку в пространстве.

развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;

учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

Игры и упражнения : закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)).

3.1.2. Развивающие игры.

(Сравнение. Классификация. Ограничение.)

Развитие познавательных процессов,мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление и сообразительность.

учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета, развивать мелкую моторику, умения ориентироваться на плоскости, формирование умений в

учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Игры и упражнения : Работа с пазлами различной сложности, палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур и т.д.

3.1.3.Логические задачи, лабиринты, головоломки.

(Умозаключения. Обобщение.)

Развивать самостоятельность, активность, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

учить выявлять закономерности;

расширять словарный запас детей;

учить рассказывать по картинке, пересказывать.

учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам.

Развивать наблюдательность детей.

Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Игры и упражнения : магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.д, «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п., исключение четвертого лишнего. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью).

3.2. Организация работы по программе.

Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы.

Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех дошкольников

Занятие в форме путешествия.

Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому.

Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.

Занятие в форме беседы.

Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу.

Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.

При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно – познавательной линий.

Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия.

Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.

4. Методическое обеспечение программы.

4.1. Оборудование и материалы

Дидактический материал:

Геометрические фигуры и тела.

Наборы разрезных картинок.

Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

Полоски, ленты разной длины и ширины.

Цифры.

Игрушки

Фланелеграф,

мольберт.

Чудесный мешочек.

Знаки-символы.

Пластмассовый и деревянный строительный материал.

Геометрическая мозаика.

Счётные палочки.

Предметные картинки.

Блоки Дьенеша,

Палочки Кьюизенера,

Лото.

Дидактические и развивающие игры.

5. Список использованный литературы.

«Развиваем логику» Александр Лекомцев, изд. «Феникс» Ростов- на- Дону2014г.

«Математическое развитие детей 4-7 лет» Л.В. Колесникова, изд. «Учитель» Волгоград2014г.

«Изучаем фигуры» Т.В. Сорокина, С.В. Пятак, изд. «Эксмо» Москва 2011г.

«Тренажер по математике для детей 6-7 лет» В.Г.Голубь, изд. «Метода» Воронеж 2014г.

«Всё по полочкам» А.В. Горячев, Н.В. Ключ, изд. ООО «Баласс» Москва 2004г.

«Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г.

«Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс» Москва 2013г.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,изд. «Учитель» Волгоград 2010г.

«Чего на свете не бывает?» О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаевой, изд.«Просвещение» Москва 1991г.

«Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г

«Математика в детском саду старший дошкольный возраст». В. П. Новикова. изд. «Мозаика-Синтез» Москва 2009 г.

«Логические задачки» О.А. Реуцкая. изд. «Феникс» Ростов –на-Дону 2012г.

«Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова Москва ООО «Глобус»

«Большая книга заданий и упражнений для детей» изд. ЗАО «ОЛМА МЕДИА ГРУПП» Москва 2011г.

«Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова изд. «Просвещение» Москва 1985г.

Электронные ресурсы:

Rutracker . orq

http:// www.fbr.ru Банк рефератов

Электронные ресурсы:

«Развивающие игры для детей» « Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В. П. Новикова, Л. И. Тихонова

Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кьюзенера

Rutracker . orq

Блоки Дьенеша- методическое пособие для воспитателей детского сада

http:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

Тема: "Овощи"

Цель:

Развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов.

Упражнять детей в составлении целого из частей.

Учить узнавать предмет по деталям.

Учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.

Воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.

Учить рассуждать и обосновывать свой выбор.

Развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.

Развивать внимание, восприятие.

Стимулировать познавательную активность детей.

Материал:

Демонстрационный: картинка с силуэтом зайца, картинка с овощной грядкой, картинка к заданию "Сколько зайцев спряталось за кустом?"

Раздаточный: лабиринт, карточки к игре "Собери урожай", карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображение зайцев с морковкой и без (по числу детей).

Занятие № 1 "На огороде"

1. Ребята посмотрите внимательно на картинку.

Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?

2. Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему.

Игра: "Найди дорожку".

3. Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.

Игра: "Собери урожай".

В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.

4. Зайка наш устал. Давайте вместе с ним с ним отдохнём.

Физкультминутка: "Зайка"

Скок - поскок, скок - поскок
Зайка прыгнул на пенёк,
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок - поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

(движения по тексту стихотворения)

5. А сейчас последнее задание, которое вам приготовил зайка.

Послушайте задачку, подумайте и решите.

"В саду было 4 грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду?"

6. Интересные задания приготовил зайка для вас ребята? Давайте поблагодарим зайчика за это, а в подарок нарисуем морковку для него и его друзей.

Занятие №2 "В гостях у зайчика".

Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему зайчику. Вы согласны. Тогда мы сядем в поезд и поедим по лесной железной дороги (все дети образуют поезд, встав друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, а воспитатель встаёт первым).

Ну, вот мы приехали. А нас с вами встречает наш зайчик и его друзья, но они испугались и спрятались за кустом.

Задание №1: Сколько зайчиков спряталось за кустом.

3. А это задание для вас приготовили друзья нашего зайчика.

Задание №2: Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?

4. А теперь приготовьте ваши пальчики:

Пальчиковая гимнастика: "Зайцы"

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев
Дремали под кустом
И двое вдруг сказали:
"Вон человек с ружьём"
Двое закричали:
"Давайте убежим!",
Двое прошептали:
"Давайте помолчим!",
Двое предложили:
"Мы спрячемся в кустах!",
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать " БАХ"?"

"БАХ" - выстрелил охотник, (хлопаем в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев (бежим пальчиками по столу или коленям)

Пустились на утёк.

5. Наши пальчики отдохнули и теперь готовы к следующему заданию.

Задание №3: Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.

Ребята зайчик благодарит вас за работу!

Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Программное содержание:

Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под прямой диктант. Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории. Развитие умения строить родовидовые понятийные отношения. (ОО «Познание»)

Развитие умения правильно задавать вопросы, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные виды предложений. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Закрепить в речи детей названия общих понятий (мебель, посуда, одежда и т.д.). Развитие умения правильно строить речевые высказывания.(ОО «Коммуникация»)

Развитие умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая их. Развивать желание соревноваться в составлении вопросов о предмете. Развитие внимания, умения самостоятельно давать объективную оценку своей работе. (ОО «Социализация»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 386 г.о.Самара

КОНСПЕКТ НОД

по развитию элементов логического мышления

по программе Л.А.Венгера «Развитие»

в подготовительной группе №2 «Ромашка»

Воспитатель

Шаталова Т.В.

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Программное содержание:

Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под прямой диктант. Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории. Развитие умения строить родовидовые понятийные отношения. (ОО «Познание»)

Развитие умения правильно задавать вопросы, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные виды предложений. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Закрепить в речи детей названия общих понятий (мебель, посуда, одежда и т.д.). Развитие умения правильно строить речевые высказывания.(ОО «Коммуникация»)

Развитие умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая их. Развивать желание соревноваться в составлении вопросов о предмете. Развитие внимания, умения самостоятельно давать объективную оценку своей работе. (ОО «Социализация»)

Материал.

Демонстрационный: модель, с условными и буквенными обозначениями понятий, мяч, куклы-африканцы, картинки с изображением разных видов (по две-три) мебели, птиц, муз.инструментов, одежды.

Раздаточный: листы бумаги, простой и красный карандаши, фишки, перфокарты.

Ход НОД

Часть 1.

Воспитатель вносит кукол-африканцев и говорит о том, что в Африке жарко и люди почти не носят одежды. Предложить детям побеседовать об одежде, для чего она нужна, какая бывает. Дети вычленяют группы и называют конкретные виды одежды, придумывая для них условные обозначения.

Воспитатель последовательно диктует слова, а дети обозначают слова точками, условными обозначениями и буквами, соединяя точки стрелками: (одежда, легкая одежда, теплая одежда, сарафан, шуба, юбка, пальто, тулуп, рубашка) т.е. дети строят модель.

Часть 2.

Игра «Поймай и назови». Воспитатель бросает ребенку мяч и называет общее понятие, ребенок. В ответ называет объект, который входит в него. Затем играют наоборот, т.е. воспитатель называет объекты, входящие в общее понятие, дети - само понятие.

Часть 3.

Упражнение: «Найди закономерность и нарисуй недостающую фигуру». Дети на индивидуальных перфокартах дорисовывают недостающую фигуру, затем меняются перфокартами и проверяют правильность выполнения товарищем задания, исправляют ошибки красным карандашом и рассказывают о причине исправления. (Можно проверить правильность выполнения задания с помощью образца воспитателя).

Часть 4.

Игра «Да-нет». Перед детьми картинки вывешиваются в беспорядке. Воспитатель загадывает одну из картинок. Дети с помощью последовательных вопросов отгадывают ее.

Примечание: дети задают вопросы, на которые водящий может ответить только «да» или «нет» Воспитатель помогает правильно и точно сформулировать вопрос. Отгадавший предмет ребенок, становится водящим. За четкие вопросы детям выдаются фишки. В конце игры их количество подсчитываете и выявляется победитель.

Куклы-африканцы «благодарят» детей за полученные сведения. Дети дарят им свои схемы и перфокарты для показа другим жителям Африки.


Одним из существенных показателей интеллектуального развития ребенка и его соответствия возрасту, является логическое мышление. Оно развивается поэтапно, начиная от самых простых к более сложным. А благодаря современным развивающим технологиям и необычным заданиям, из скучного и однообразного обучения, его можно превратить в увлекательную игру, которая наверняка понравится и родителям и ребенку.

Развитие логики — один из самых важных аспектов интеллектуального развития

Закономерности развития мышления в дошкольном возрасте

В целом, мышление дошкольников проходит три базовых этапа в своем развитии:

  1. Наглядно-действенное мышление позволяет решать возникающие перед ребенком задачи путем манипулирования предметами, находящимися вокруг него.
  2. Наглядно-образное мышление начинает развиваться в дошкольном периоде. Оно уже позволяет ребенку решать некоторые задачи в уме при помощи имеющихся в его памяти образов.
  3. Словесно-логическое мышление дает возможность ребенку размышлять при помощи не самих предметов, а их словесных обозначений. Этот вид мышления проявляется уже в старшем дошкольном возрасте.

Настольные игры — лучший способ развития логического мышления

Логика представляет собой один из высоких этапов развития мышления.

Общие правила развития логики у ребенка

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте у ребенка выступает игра. Однако, несмотря на это логика играет для дошкольников далеко не последнюю роль. Воображение в этот период развито еще недостаточно хорошо и для того, чтобы обучение шло легче и эффективнее, в процессе занятий необходимо использовать максимум наглядного материала: игрушек, картинок, пазлов, счетных палочек и т.д. Яркий дидактический материал превратит любое занятие в увлекательную игру, в которой ребенок с удовольствием будет принимать участие.


Геометрические фигуры — развитие логики в игровой форме

По мере взросления ребенка, он все меньше будет нуждаться в демонстрационном материале. А решение все большего количества задач будет происходить в уме, при помощи подключения уже словесно-логического мышления.

Логическое мышление в раннем дошкольном возрасте

Младший дошкольный возраст охватывает период с 2 до 4 лет. В это время ребенок учится сравнивать предметы, классифицировать по таким элементарным признакам, как цвет, форма, размер.

Развивающие занятия в этом возрасте лучше всего проводить с использованием ярких игрушек, либо дидактических карточек. Желательно, чтобы изображения были максимально простыми и содержали минимум отвлекающих деталей.


Занятия с малышом учит его мыслить логически

Логические задания для младших дошкольников разнообразны. Типичными упражнениями на развитие логики в этом возрасте могут быть:

«Разложи по порядку»

Игра помогает ребенку понимать причинно-следственные связи, а также улучшает его восприятие времени.

Для этого упражнения вам понадобятся карточки с изображением животных и их детенышей. Детям можно предложить подобрать к каждой карточке пару, предварительно разложив перед ним взрослых животных и дав ему детенышей. После того, как все карточки займут свои места, можно будет объяснить ребенку, что из крошечного цыпленка со временем вырастает курица или петух, из щенка – собака и т.д. Со временем это задание можно усложнить, предлагая ребенку картинки с изображением сцен из его любимых сказок. И предложить разложить их по порядку, восстановив сюжет.


Игра на подбор понятий

«Закончи цепочку»

Ребенку предлагаются логические цепочки предметов или картинок, относящихся к определенному классу: это могут быть цветы, деревья, звери или птицы. А рядом – группу разных картинок, среди которых должна быть одна, принадлежащая к предметам цепочки. Задача ребенка – дополнить цепочку подходящим элементом.

Это задание, несмотря на свою простоту, хорошо развивает способности к обобщению и анализу, сравнению и классификации.

«Чей предмет?»

В этой задаче для дошкольников можно предложить ребенку назвать:

  • предметы, которыми пользуются представители различных профессий;
  • детали тех или иных машин, либо устройств;
  • части тела человека, зверей, птиц;
  • элементы домов.

Онлайн игра Найди точно такую кошку — малыш может играть в интернете

«Убери лишнее»

Перед ребенком раскладывается группа картинок, изображающих различные предметы, либо игрушки, среди которых должен быть один лишний, не попадающий под общую категорию. Задача ребенка – отыскать и убрать этот предмет при помощи логического мышления. Очень желательно, чтобы ребенок смог также и объяснить свой выбор, рассказав, почему тот или иной предмет оказался лишним.


Игра Выбери самый маленький предмет

Со временем задание можно несколько усложнить, дополнив конкретные предметы природными явлениями, цветами и т.д. Логические связи между ними несколько сложнее и для того, чтобы справиться с этим заданием ребенку нужно будет очень постараться.

Занятия на развитие логики в старшем дошкольном возрасте

Старший дошкольный период отмечаются интенсивным развитием многих процессов психики. В частности, уже к четырем годам у детей начинает проявляться словесно-логическое мышление, позволяющее не только решать определенные задания, но и достаточно четко аргументировать свою позицию.


Совместные игры развивают логику у старших дошкольников

Ребенок уже не так нуждается в наглядности благодаря довольно хорошо развитому воображению и увеличению объема памяти. И хотя на занятиях все еще желательно использовать всевозможный дидактический материал, уже в 4 года можно предлагать ребенку решать некоторые задачи в уме.

Вот лишь некоторые задания на логику для старших дошкольников.

«Ранжирование»

Развитию мыслительных процессов дошкольников очень хорошо способствует ранжирование (например, по размеру, цвету, а позже – степени выраженности того или иного признака). Необходимо обязательно уточнять ребенку, что именно служит основанием для ранжирования.


Игра Найди отличия — одна из разновидностей игр на ранжирование Логический лабиринт — любимое развлечение дошкольников

Игры на формирование представлений об общем и частном довольно просты. Достаточно лишь разложить перед ребенком предметы, либо карточки с предметами одного типа и предложить ребенку определить логические связи между ними, назвав их одним словом. Также как и в предыдущих играх, здесь нужно двигается от простого к сложному, вначале пользуясь максимально простыми категориями, где общая черта будет лежать на поверхности. И со временем – усложнять задачу, расширяя количество используемых групп.

Если в процессе выполнения заданий у дошкольников будут возникать какие-либо трудности, обязательно следует поговорить с ними об этом. И вместе решить возникшие проблемы.

Мыслительные процессы, в частности, логика, дошкольников развиваются достаточно интенсивными темпами и к моменту поступления в школу находятся уже на неплохом уровне, что позволяет им максимально эффективно усваивать школьную программу.