Врожденные особенности психики. Детская психология

Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание.

Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора десятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный образ жизни. Но и современному взрослому человеку для того, чтобы оставаться человеком и развиваться как человек, нужна постоянная поддержка со стороны других людей, общение и взаимодействие с ними. Без этого он быстро деградировал бы как личность.

Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных способностей - инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения, например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов, закодированных в качестве ключевых в программах развития этих движений. При рождении у младенца имеются ощущения всех элементарные формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие. Они представляют собой генетически заданные структуры или блоки сенсорных систем, из которых непосредственно или при незначительной прижизненной модификации строятся более сложные познавательные структуры. В число таких базовых элементов восприятия можно включить, например, механизмы зрительного, слухового и мышечного сосредоточения, слежения за объектами, их сличения, локализации в пространстве, сохранения в памяти, обработки следов их воздействий.

Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня, уже способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов, чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие не координированные движения руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только основные органы чувств, но и головной мозг.

Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и организма ребенка, их превращение в мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких лет после рождения и заканчиваются только с поступлением в школу. Созревание и развитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей среды.

Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы.

Применительно к младенцу важно знать не только врожденные формы психики и поведения, но и процесс естественного развития организма. Особое значение в первые месяцы жизни имеет развитие движений.

Врожденные свойства психики. Выявление основных врожденных качеств психики возможно довольно рано. Существуют устойчивые свойства психической деятельности, которые составляют в дальнейшем основу темперамента. Различают следующие свойства темперамента:

1) скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания);

2) психический темп и ритм;

3) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность волевых действий);

4) направленность психической деятельности на какие-либо объекты, независимо от их содержания (например, постоянное стремление к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям).

В дальнейшем темперамент дополняется соответствующей эмоциональной окраской, находит целую гамму психических выражений, отражается в так называемом «мимическом паспорте».

Психологи, изучающие высшую нервную деятельность детей раннего возраста, выделяют, как правило, четыре основных варианта детской психики. - У живых, приветливых детей обычно сильная уравновешенная, подвижная нервная система.

Спокойные, медлительные, терпеливые дети тоже характеризуются сильной уравновешенной нервной системой, но инертного типа.

Группа детей беспокойных, необузданных, раздражительных и несдержанных. Это пример сильной неуравновешенной нервной системы.

Слабая нервная система у боязливых, замкнутых, заторможенных детей.

Важно помнить, что в процессе повторения психологических состояний и реакций (положительных или отрицательных) формируются устойчивые качества личности. Необходимо поэтому постоянно изучать и анализировать результаты педагогического воздействия по поступкам и особенностям поведения своего ребенка. Развитые эмоции - основа становления нравственных качеств личности. Жизнь детей в решающей степени определяется чувствами и тем больше, чем они младше. Для них характерны быстрая смена эмоций, их избыточность и импульсивность. Мгновенно возникающие сильные эмоциональные вспышки - аффекты - типичны в раннем возрасте. Повторяясь, они приводят к истощению коры головного мозга, нарушают устойчивость нервной системы к внешним воздействиям.

Одни чувства создают бодрое настроение, повышают продуктивность деятельности, другие - вызывают тяжелые переживания, иногда негативные реакции, понижают результативность. У детей с неустойчивыми эмоциями под влиянием даже несильного, но для них чрезмерного внешнего воздействия возможны импульсивность в проявлении чувств, непредсказуемая реакция на поведение взрослых, иногда истерика. Младенцы выражают свое удовольствие не только улыбкой, но бурной радостью; неудача сопровождается плачем, криком, беспорядочными движениями рук и ног.

В зависимости от исходного типа нервной системы и возраста ребенка влияние стрессорных воздействий неодинаково. Конечно, в полной мере исключить подобные воздействия в жизни невозможно. Следует помнить, что чем меньше ребенок, тем категоричнее нужно стараться исключать эмоционально-стрессорные ситуации. Другим важным фактором для снижения неблагоприятного воздействия на психику является воспитание чувств. Смысл его в том, что появление отрицательной эмоции должно стать сигналом для положительной эмоции. Выбрав какой-либо стрессорный раздражитель, желательно показать ребенку, как нужно реагировать на него, и стараться сделать этот способ реагирования предметом частой и последовательной тренировки.

«Психопат» – еще один термин, прочно вошедший в обиходный язык. Мы можем, походя назвать психопатом супруга, начальника, малознакомого человека. При этом не задумываемся, а что же вкладываем в это понятие.

Психопатия

Психопатии (страдания души) это огромный срез науки о психике человека, включающие в себя множество типов. Нужно помнить, что ни один врач или ученый не смогли провести грань между психическим здоровьем и нездоровьем. Что в одной школе медицины считается психопатией, в другой может трактоваться как легкое пограничное расстройство. Наверное, лучше всего ориентироваться по двум моментам:

  • мешает ли человек полноценно жить самому себе,
  • мешает ли он окружающим.

В некотором смысле, любой из нас имеет тяготение к той или иной особенности психики. Все дело в выраженности этого тяготения.

Представить себе абсолютно психически здорового человека практически невозможно.

Давно замечено, что определенная часть людей с раннего детства имеет склонность к какому-либо психическому статусу. Причем изменения психики могут быть малозаметными, человек больше страдает сам, чем доставляет неудобства окружающим. Как правило, медикаменты не нужны. Конечно, иногда эти изменения прогрессируют и проводят к серьезному психическому заболеванию. Но, в этой заметке, мы будем говорить только о врожденных особенностях психики, и о людях ищущих помощи у психолога или психотерапевта.

Классификация

Выделяют несколько групп психопатии и признаки у мужчин, женщин и детей:

Циклоиды

  • конституционно-депрессивные; Это люди с постоянно пониженным настроением, прирожденные пессимисты. Очень чувствительны ко всяким неприятностям. Сторонятся других людей, замыкаются в себе.
  • конституционно-возбужденные; Часто блестящие, но неравномерно одаренные личности. Энергичные, предприимчивые, но поверхностные, с неустойчивостью интересов. Иногда их называют «милыми болтунами», иногда «несносными спорщиками».
  • циклотимики; Характерна волнообразная смена настроения, от возбуждения до депрессии.

Астеники

Их отличительными чертами являются сильная нервно-психическая возбудимость, раздражительность, а с другой стороны истощаемость и утомляемость. Часты функциональные нарушения деятельности сердца, желудочно-кишечного тракта и др.; жалуются на головные боли, сердцебиение, бессонницу ночью и сонливость днем, плохой аппетит, поносы, половую слабость.

Шизоиды

Оторваны от реального мира, нет единства и последовательности в психике, а также причудливая парадоксальность эмоциональной жизни и поведения. Люди странные и непонятные, от которых не знаешь чего ждать. Окружающий мир как будто отражается для них в кривом зеркале: все отдельные его части шизоид видит отчетливо, но отношения и пропорции всегда искажены. Им особенно трудно проникнуть в душевный мир других людей.

Параноики

Склонны к сверхценным идеям, во власти которых и оказываются. Уверены в особом значении собственной личности, эгоистичны, самодовольны. Люди крайне узкие и односторонние, все оценивают через призму собственной личности. К этой группе можно отнести и фанатиков.

Эпилептоиды

Характерна крайняя раздражительность, до приступов неудержимой ярости. Также приступы расстройства настроения (тоска, страх, гнев) и частые моральные дефекты (антисоциальные установки). Эти люди очень нетерпеливы, нетерпимы к мнению окружающих и не выносят противоречий в свой адрес. Чувство симпатии и сострадания, способность понять чужие переживания, им недоступны. Часто имеют проблемы с законом.

Говорить о распространенности той или иной группы не имеет смысла. Слишком много тонов и полутонов, чаще можно говорить о склонности человека к тому или иному типу.

Причины появления

Среди причин подобного развития личности называют:

  • врожденные дефекты обмена гормонов мозга (серотонин, дофамин, норадреналин и др.),
  • некие генетические дефекты,
  • родовые травмы.

В любом случае признается, что человек рождается уже с определенной установкой психологического типа, изменить которую радикально невозможно, или почти невозможно, но можно успешно корректировать психотерапией.

В последнем вопросе иногда обнаруживается противоречие между врачами-психотерапевтами и психологами. Врачи допускают возможность конституционных особенностей психики и признают, что, пока нет эффективных методов лечения, а есть лишь способы, сглаживающие проблемы людей-психопатов. же, в массе своей, слабо разбираясь в биохимии мозга и генетике, уверены, что все беды имеют приобретенный характер. Связывают проблемы либо с психологической травмой, либо с особенностями воспитания.

Правда, следует признать, что и психологическая травма (потеря близкого, развод и др.) и особенности воспитания могут серьезно обострить врожденную психопатию.

К таким людям желательно относиться с максимальным пониманием и участием. Мы все отличаемся особенностями характера и обладаем недостатками характера. Люди с конституционными особенностями психики, как правило, больше страдают сами. Они прекрасно понимают, что отличаются от большинства людей и стараются скрыть свои страдания от окружающих.

Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание.

Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора десятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный образ жизни. Но и современному взрослому человеку для того, чтобы оставаться человеком и развиваться как человек, нужна постоянная поддержка со стороны других людей, общение и взаимодействие с ними. Без этого он быстро деградировал бы как личность.

Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных способностей — инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения, например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов, закодированных в качестве ключевых в программах развития этих движений. При рождении у младенца имеются ощущения всех элементарные формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие. Они представляют собой генетически заданные структуры или блоки сенсорных систем, из которых непосредственно или при незначительной прижизненной модификации строятся более сложные познавательные структуры. В число таких базовых элементов восприятия можно включить, например, механизмы зрительного, слухового и мышечного сосредоточения, слежения за объектами, их сличения, локализации в пространстве, сохранения в памяти, обработки следов их воздействий.

Младенец, которому от рождения всего лишь 1—2 дня, уже способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов, чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие не координированные движения руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только основные органы чувств, но и головной мозг.

Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и организма ребенка, их превращение в мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких лет после рождения и заканчиваются только с поступлением в школу. Созревание и развитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей среды.

Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы.

Применительно к младенцу важно знать не только врожденные формы психики и поведения, но и процесс естественного развития организма. Особое значение в первые месяцы жизни имеет развитие движений.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание.

Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора десятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный образ жизни. Но и современному взрослому человеку для того, чтобы оставаться человеком и развиваться как человек, нужна постоянная поддержка со стороны других людей, общение и взаимодействие с ними. Без этого он быстро деградировал бы как личность.

Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных способностей - инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения, например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов, закодированных в качестве ключевых в программах развития этих движений. При рождении у младенца имеются ощущения всех элементарные формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие. Они представляют собой генетически заданные структуры или блоки сенсорных систем, из которых непосредственно или при незначительной прижизненной модификации строятся более сложные познавательные структуры. В число таких базовых элементов восприятия можно включить, например, механизмы зрительного, слухового и мышечного сосредоточения, слежения за объектами, их сличения, локализации в пространстве, сохранения в памяти, обработки следов их воздействий.

Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня, уже способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов, чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие не координированные движения руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только основные органы чувств, но и головной мозг.

Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и организма ребенка, их превращение в мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких лет после рождения и заканчиваются только с поступлением в школу. Созревание и развитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей среды.

Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы.

Применительно к младенцу важно знать не только врожденные формы психики и поведения, но и процесс естественного развития организма. Особое значение в первые месяцы жизни имеет развитие движений.