Экологическое нод в средней группе. Конспект НОД по экологии в средней группе «Лес — наш общий дом

Экологическое нод в средней группе. Конспект НОД по экологии в средней группе «Лес — наш общий дом

Светлана Быкова
Конспект НОД по экологии в средней группе «Лес - наш общий дом»

Конспект НОД в средней группе «Лес – наш общий дом »

Цель : расширить представление детей о лесе, совершенствовать навыки рисования.

Задачи :

1. Закрепить знания о деревьях;

2. Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения.

3. Закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста

4. Воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни

Предварительная работа с детьми : разучивание с детьми стихов и загадок.

Оформление группы : пейзажами Шишкина И. И. «Хвойный лес» , «Еловый лес» , «Березовая роща» , «Опушка леса» , «Дуб» ; плакат-рисунок экологических ситуаций ; искусственные ёлочки.

Предварительная работа :

Посещение территории школы для сравнения хвои ели и сосны, рассматривание лиственных деревьев на территории детского сада, рассматривание иллюстраций энциклопедий о значимости и строении деревьев, чтение художественной литературы природоведческого характера, изготовление наглядного пособия родителями.

Оборудование : Картинки : к игре «Назови дерево» , к подвижной игре «Создай лес : хвойный и лиственный» , «Правила поведения в лесу» , саженцы (берёзки, ели, кедра, ведёрки с водой, лопатки, костюм лесовичка, корзина со сладостями.

Ход НОД:

На столе перед воспитателем лежит конверт.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это за конверт у нас лежит? Откуда он взялся!

Давайте откроем конверт и прочитаем :

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лесовичок. Я живу в лесу и приглашаю вас к себе в гости».

Воспитатель : Что ж, ребята, примем приглашение Лесовичка?

Воспитатель : Только мне вот стало интересно, а что вы знаете о лесе?

Ответы детей.

Воспитатель : Действительно, лес – это наше богатство, зелёный наряд нашей Земли. Лес является домом для зверей, птиц и многих растений. Это кладовая, которая отдаёт свои дары : орехи, ягоды, грибы. С ранней весны и до поздней осени в лесах на полянах цветёт много цветов.

В лесу всегда чистый воздух.

Воспитатель : Но прежде, чем нам пойти в гости к Лесовичку, нужно вспомнить правила поведения в лесу :

Не оставлять мусор, а вырыть яму, собрать мусор и закопать его.

Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.

Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

Не рвать большие букеты цветов, особенно тех, которые занесены в «Красную книгу» .

Не разжигать костры, беречь лес от пожаров.

Воспитатель : Теперь я вижу, что вы готовы для прогулки по лесу. Но как же мы пойдем? Ведь в лес нужно что-то с собой взять. А что брать я

не знаю. Давайте спросим у Лесовичка, что можно брать с собой в лес, а что

нужно оставить дома.

Игра «Что возьмем в лес?» Цель : развивать логическое мышление

Перед детьми лежит рюкзак с вещами : игрушки, книжки, шарф, бутылка с водой, цветные карандаши. Необходимо выбрать нужные вещи.

Воспитатель : Посмотрите, здесь в конверте ещё что-то лежит. Это же загадки! Давайте отгадаем одну из них :

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (дерево)

Воспитатель : Деревья очищают воздух от пыли и грязи, лес – это «лёгкие планеты» .

Дерево-это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые

Воспитатель : Ребята, какие деревья растут в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель : Скажите, как называется лес, где растут берёзы, рябины, дуб?

Дети : Лиственный

Воспитатель : Как называется лес, где растут ели, сосны, кедр?

Ответы детей.

Воспитатель : А теперь я предлагаю поиграть в игру «Собери лес» .

Игра «Собери лес» : На доске висят две картинки с изображением сосны и берёзы. Дети делятся на две команды.

Дети картинки с лиственными деревьями приклеивают под изображением берёзы, а картинки с хвойными деревьями- под изображением сосны.

Воспитатель : Давайте прочитаем следующую загадку :

Она под осень умирает,

И вновь весною оживает,

Коровам без нее беда,

Она их главная еда. (Трава) .

Воспитатель : В лесу растёт очень много цветов и лекарственных трав, которые помогают человеку : лечат его. А можно ли рвать в лесу цветы?

Ответы детей.

Воспитатель : Какие цветы и лекарственные растения вы знаете?

Ответы детей : мать- и- мачеха, мята, ромашка, подорожник и т. д.

А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Выпей, и в кровать иди (Ромашка)

Воспитатель : Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

Воспитатель : О каком лекарственном растении говорится в загадке?

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

Воспитатель : Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

Воспитатель : Лес-это сказочный мир. Он полон разнообразием ягод и грибов.

Воспитатель : А какие грибы знаете вы? Все ли грибы можно собирать в корзину?

Ответы детей

Воспитатель показывает гриб-мухомор, объясняет, что это ядовитый гриб, несъедобный. А также картинку гриб- подберёзовик, объясняет, что это съедобный гриб, а называется он так, потому что растет под березой.

Воспитатель : Но самые главные жители леса- это животные, насекомые и птицы. (Воспитатель включает звук пения птиц) .

Воспитатель : Давайте послушаем пение птиц. Каких птиц вы знаете?

Ответы детей

Подвижная игра «Птички в домике»

Воспитатель : А какие звери водятся в лесу?

Игра : «Кто, где живет?» Цель : систематизировать знания детей о обитателях леса.

Воспитатель : Что ж, вот и подошла к концу наша прогулка. Нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось в лесу?

Воспитатель : Что же даёт человеку лес?

Ответы детей.

Воспитатель : А что надо сделать, чтобы воздух в городе стал таким же чистым, как в лесу?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект беседы по экологии в младше средней группе «Буратино знакомится: «живая», «неживая» природа» Цели: дать представление о понятии «живое» (на примере комнатного растения) и «неживое» (на примере искусственных цветов). Задачи: познакомить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе «Лисичкины помощники» Тема: «Лисичкины помощники» Цели: закрепить знания детей о диких животных сибирского леса, способах их подготовки к зиме; способствовать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе «Подарки осени» Цель: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени. Уточнить представления детей о фруктах и овощах, названиях деревьев,.

Конспект НОД по экологии в средней группе «Живая и неживая природа» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №241 «Детский сад комбинированного вида» «Живая и неживая природа».

Тема: «Прогулка в зимний лес» Тип: Интегрированное занятие Программное содержание или задачи Образовательные задачи Учить детей узнавать.

Занятие по экологии в средней группе

Тема: «Как звери к зиме готовились?».

Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие.

Наглядный материал: Буратино, гномик. Магнитная доска. Картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц. Письмо от гномика. Разрезные карточки с изображением пенька.

Ход занятия.

Раздается стук в дверь, заходит Буратино. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Буратино такой грустный. Буратино что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Буратино в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Буратино хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Буратино и читает письмо от Гномика:

«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к ….»

Воспитатель задает детям вопрос:

Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы детей).

Ребята, а вы хотели бы, помочь Буратино узнать, что же случилось у Гномика?

Но прежде чем отправиться в лес нам надо вспомнить как нужно вести себя в лесу?

Дети : Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.

(отправляемся в лес на паровозике). Звучит музыка

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу.

(Выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью. Звучит аудиозапись гомона птиц. Буратино обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.)

Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.

Дидактическая игра «Опиши картину».

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.

Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)

Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)

Ребята, а где же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)

Почему зайка спрятался за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)

Найдите на картине, кто делает запасы на зиму? (белочка)

Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды, шишки)

Буратино сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

Воспитатель задает вопрос детям:

Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?

Послушайте интересную историю про белочку:

Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение, Давайте проведём опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.

Опытническая работа.

Цель: определить, на какой ветке больше шишек.

Материалы: две веточки с разным количеством шишек.

Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)

Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)

Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой больше шишек)

Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)

Дидактическая игра «поможем белочке собрать запасы на зиму»

Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)

Что такое берлога? (это домик для медведя)

Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)

Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме)

Кто догадался, что было написано в письме Гномика?

Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика. (Ответы детей)

Буратино предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:

Где может быть его друг?

Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.

Дети собирают картинки и определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картине.

Гномик приветствует Буратино и ребят:

Буратино, я не смог прийти к тебе в гости, так как спешу приготовить свой домик к зиме. Только вот проказники лиса и волк нам только мешают, поэтому мы их прогнали. Вы их не видели?

Буратино рассказывает, как лиса и волк оторвали от письма кусочек, как он переживал за своего друга и как ребята помогли Буратино найти Гномика. Гномик благодарит ребят, просит лесных друзей угостить ребят тем, что они запасли на зиму. Ребята благодарят лесных друзей и возвращаются в детский сад.

А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад. (на паровозике)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?

Что вам больше всего запомнилось?

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)

Потянулся не спеша

Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)

Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся (дети садятся)

Загадки.

1. Зверь мохнатый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)

2. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (белка)

3. Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (волк)

4. Косоглазый, маленький,

В белой шубке в валенках. (заяц)

Мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».

Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)

У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)

- Ёж маленький, а медведь …….(большой)

Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)

У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)

У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая)

А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).

Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться - за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.

Пояснительная записка . В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Образовательная область : Познание.

Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения : занятие - путешествие.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал : кукла «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, макароны - рыбки.

Предварительная работа : заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка

Начинается река

А игра - начинается с улыбки!»

(дети проговаривают вместе с воспитателем)

2. Игровая ситуация

Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

Это капелька, которую зовут Капитошка.

Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.

Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)

У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.

Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)

У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

4. Физкультминутка

«Рыбки весело плескались

В тёплой, солнечной воде.

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке!»

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

5. Гимнастика для глаз

За - За - За - берегу свои глаза. Прослеживать взглядом движения пальца

Вправо-влево.

Зу - Зу - Зу - я увидела осу. Описать в воздухе рукой большой круг.

Са - Са - Са - на носу сидит оса. Коснуться пальцем кончика носа,

Проследить взглядом.

Ай - Ай - Ай - ты глазами поморгай. Быстро поморгать глазами.

Бай - Бай - Бай - крепко глазки закрывай. Крепко зажмурить глаза.

6. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

7. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым

глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по

щекам.

Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.

8. Совместная деятельность

Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.

Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму.

Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

9. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

10. Практическая деятельность . Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.

Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.

11. Итог.

Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

Для чего нам нужна вода?

Как нужно беречь воду?

Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька)

Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.

Итог : дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Используемая литература:

1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199

2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.

3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.

Занятие по экологии в средней группе.

Тема: «На лесной опушке выросли подружки» (Знакомство с елью и сосной)

Цель : закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия. Учить бережному и доброму отношению к природе, понимать ценность каждого дерева.

Задачи:

    познакомить детей с хвойными деревьями: елью и сосной;

    дать детям новое понятие – хвойные деревья, их значение для человека и животных.

    учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

    расширить кругозор детей;

    содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений;

    воспитывать у детей потребность в общении с природой, благодаря игровой деятельности;

    способствовать расширению и углублению экологических знаний;

    формировать уважительное отношение к собеседнику, умение выслушивать товарища;

    побуждать детей к двигательной активности (физкультминутка), массаж дарами природы (шишками);

    развивать связную речь;

    закреплять умение внимательно слушать и отвечать на вопросы;

    активизировать и обогащать словарный запас по теме.

Оборудование: корзинка с ветками ели и сосны, картинки с изображением сосны и ели, еловые и сосновые шишки, карточки к игре «Найди елочку», коробка, иллюстрации насекомых и животных.

Ход занятия:

Сюрпризный момент «Угадай, что спрятано в корзине под платком?»

Как вы думаете, что там под платком? Потрогайте ручками. Это веточки елочки и сосны.

Какие они на ощупь? Колючие.

А сейчас отгадайте загадку:

На лесной опушке,

Около избушки,

Выросли подружки –

Шишки на макушке,

Острые иголки

Зелены и колки (ёлочка и сосна)

Сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях. Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь? Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (Ответы детей). Ещё эти деревья называют хвойными, потому что вместо листочков у них иголочки, а иголочки всегда одного цвета и зимой, и летом.

Давайте их рассмотрим. Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. Иголки называются хвоинки. Давайте сравним хвоинки у ели и сосны. У ели хвоинки располагаются поодиночке, а у сосны по две – парами. У ели темные хвоинки, а у сосны светлые. Хвоинки ели короткие, а у сосны длинные. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.

Сосна – игла длинна.

Дети повторяют хором, затем по одному 2-3 человека.

Взгляните на эти две картинки. На какой из них изображена сосна? А на какой - ель? Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

Дидактическое упражнение «Ёлочки разные»

Ёлочки бывают разные. Давайте покажем, какие бывают елочки.

Высокие - поднять руки и встать на носочки.
Низкие - присесть на корточки.
Широкие - развести руки в стороны.
Узкие - прижать опущенные руки к туловищу.

Игра «Найди ёлочку»

Посмотрите, перед вами много ёлочек. Все они одинаковые и только одна из ёлочек не похожа на другие. Найдите эту ёлочку. Чем она отличается от других? (Среди изображений ёлочек находится сосна).

Дети, давайте еще посмотрим в корзину, может там еще что-то спрятано? Что же это? Правильно это шишки. Давайте их рассмотрим.

Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками. Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Семена этих деревьев очень похожи. Они мелкие и с крылышками. Ветер разносит их и они летят по всему лесу. Там где упадут семена, вырастут новые сосны и ели. Из семян ели вырастут ёлочки. А из семян сосны сосенки.

Давайте посмотрим, где в шишках ели и сосны находятся семена. Их очень легко достать если шишка созрела и раскрылась, попробуем достать семечко из шишки. (Сложить семена в коробочку)

Физкультминутка по стихотворению «Птичья ёлка»

У серебряной дорожки,

(Руки на поясе, шагаем на месте - прокладываем лесную дорожку)

Лишь наступит Новый год,

На высокой тонкой ножке

Чудо-ёлочка встаёт.

(Поднимаем руки вверх, стаем на носочки)

Эта ёлка не простая,

И она не для ребят.

(Машем указательным пальцем по сторонам)

Возле ёлочки, летая,

Птицы весело свистят.

(Изображаем летающих птичек, машем руками, можно посвистеть)

Тут и дятел, и синицы,

Снегири и воробей -

Все хотят повеселиться

Возле ёлочки своей!

(Кружимся)

Не блестят на ней игрушки

(Останавливаемся, руки на поясе, осторожно крутим головой вправо-влево - показываем, что нет на ёлочке игрушек)

И не светится звезда,

(Машем указательным пальцем)

Но зато для птиц кормушки

Мы повесили туда!

(Руки вытягиваем вверх над головой, поднимаемся на носочках и тянемся как можно выше, пытаясь высоко «повесить» на воображаемую ёлочку кормушку)

Прилетают птичьи стаи

К нам на ёлку в зимний сад,

(Снова машем руками)

И в саду, не умолкая,

Колокольчики звенят.

(Изображаем ручками как звучат колокольчики)

Дети, а вы знаете кто же дружит с елочкой и сосной! Послушайте. (Демонстрация иллюстраций насекомых и животных). Под корой живут мелкие жучки – короеды. Когда их мало, они не страшны. Если много, они приносят нашим деревьям большой вред.

Муравьям сосна даёт “строительный материал” для муравейника – хвою, свои иголочки. А муравьи, как мы знаем, полезные, они уничтожают вредных насекомых.

Медведи часто делают берлоги под корнями упавшей ели.

К ели и сосне полакомиться короедами прилетает дятел. Дятла называют санитаром леса. Он питается короедами, а иногда семенами сосны.

Зимой к сосне приходит лось. Он любит полакомиться молодыми веточками сосны.

Белка живёт в дуплах на ели и сосне. Питается семенами шишек.

Под хвойными деревьями можно встретить лесных грызунов – мышей – полевок. Полевки тоже любят полакомиться семенами шишек.

Зимой хвойный лес спасает зверей и птиц не только от голода, но и от холода. В густых еловых ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов.

Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра и хищников.

Дети, а сейчас давайте поиграем с шишками. Возьмем в ручки шишку сосны и покатаем ее немножко. (Игровой самомассаж шишками сосны с элементами пальчиковой гимнастики)

Перекатывание шишек между ладонями.

Шишки, словно ёжики,

Колются чуть – чуть.

Покатать в ладошках

Шишку не забудь.

Сжимание и разжимание шишек.

Я сильнее всех на свете!

Буду шишки я сжимать.

Буду шишки я сжимать,

Буду руки развивать.

Левую и правую,

Правую и левую

Круговые движения сосновой шишкой между ладонями

Как ёжик колется сосна,

Её мне шишка не страшна.

Сосновую шишку в ладонях катаю.

С сосновою шишкой сейчас я играю

Прокатывание шишки от кончиков пальцев до локтя и обратно.

Перебрасывание шишек друг другу.

Белки с нами шутят,

Шишки в нас кидают.

С белкой поиграем,

Шишки мы поймаем.

А еще, ребята, сосна и ель приносят огромную пользу. Хвойные деревья своим запахом убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. Люди используют бревна из сосны и ели для строительства домов. Из древесины ели и сосны изготовляют мебель. Делают детские игрушки. Музыкальные инструменты. Еще делают бумагу, карандаши. Отвар почек сосны принимают при кашле. Из хвои, иголочек, делают зубную пасту, мыло, крем.

Видите, ребята, что и птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны и ели. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

В наше время многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, на улицах.

А сейчас послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!».

Стихотворение «Живи, елочка!»

Мне елку купили!

Мне елку купили

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной,

И она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

Просто - ветру, метели,

Такой же красивой

Не спиленной ели!

Творческая игра «Сказка о елке»

Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.

«Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.

Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?)

Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»

Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга. Мы дадим ее почитать родителям и детям других групп нашего детского сада.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье

Мы подарим обещанье:

Будем с лесом мы дружить-

Охранять его, любить!

Вот и подошло к завершению наше занятие. Ребята вы большие молодцы, внимательно слушали и отвечали на вопросы, справились с поставленными задачами! А семена ёлочки и сосны, которые мы собрали в коробку, посадим весной и будем наблюдать как из них будут расти деревца. Все могут быть свободными.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

  • Учить детей активно участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы.
  • Формировать интерес и бережное отношение к природе, к животным.
  • Закрепить знание детей геометрических фигур (круг, прямоугольник, треугольник).
  • Вызвать интерес в рисовании на камнях.

Демонстрационный материал: используя кукольный театр, дом круга - колобок, дом прямоугольника - паровозик, дом треугольника - ёжик. Ковёр самолёт, воздушные шары, поляна подснежников, паровозик, ёлочки высокие (2) и низкие (1). Дикие животные (игрушки): зайчиха, медведица, лисонька, белочка. Косынки треугольной формы (4).

Раздаточный материал: картофель разного размера, блюда большое и маленькое, на прямоугольниках - картинки домашних животных, разрезанные на четыре части. Гуашь, кисточки, камни разных размеров.

Ход занятия

Дети стоят около воспитателя. Воспитатель обращает внимание, какие все дети красивые и нарядные. Сегодня дети, мы отправимся в сказочное путешествие, полетим на ковре-самолёте. Все дети садятся на ковёр-самолёт (большие пазлы). Закрывают глаза (звучит музыка).

Мы прилетели, ковёр - самолёт приземлился.

Отгадайте загадку: "Тает снежок, оживает лужок. День пребывает, когда это бывает?" (Весной).

А какое время года на дворе? (Весна).

Мы пришли с вами на лесную поляну, что вы здесь увидели? (Цветы - подснежники).

В какое время года появляются подснежники? (Весной).

Ещё не весь снег растаял, но появились подснежники. Почему этот цветок называют подснежником? (Они растут под снегом).

Подснежники какого цвета? (Белые, голубые по краям).

Сколько выросло подснежников? (пять).

Какая красивая поляна подснежников.

Ребёнок читает стихотворение "Подснежник" (Л. Герасимова).

"На лесной полянке
Море из цветов
Расцвели подснежники
После зимних снов."

Но чтобы цвели подснежники, что для этого нужно? (солнышко, тепло).

Продолжаем наш путь. На пути мы увидели письмо, а в письме загадка:

"Зайка нам рисует сам,
Сколько важного вокруг.
Мячик, солнышко, кольцо.
И арбуз, и колесо". (Дети называют круг)

Мы пришли к домику колобка. Появляется из-за домика колобок (кукольный театр).

Здравствуйте дети, я рад, что вы пришли ко мне в гости. Дети, а колобок какой формы? (Круглой).

Колобок вам загадает загадку, а вы отгадайте:

"Неказиста, шишковато, а придёт на стол она. Скажут весело ребята, ну рассыпчата, вкусна." (Картофель).

Дети, где растёт картофель? (В огороде).

Какой формы картофель? (Круглой).

По величине одинаковые? (Большие, маленькие).

Помогите разложить большой картофель на большое блюдо, маленький на маленькое блюдо. (Ответы детей: 2 больших, 2 маленьких).

Колобку понравилось, как вы выполнили задание. Картофель - очень полезный овощ. Какие блюда из него можно приготовить? (Дети называют).

Много труда люди вкладывают, что бы собрать хороший урожай картофеля. Что для этого необходимо? (Чтоб было тепло, грело солнце, дождик полевал). Колобку понравилось как вы отвечали, работали. Прощаемся с колобком и продолжаем свой путь.

Я предлагаю отправиться на воздушном шаре. К каждому детскому стулу привязан воздушный шар. На одном из них конверт. Почему то наши шары не поднимаются. В конверте задание: назовите пословицы и поговорки о природе. (Ответы детей).

"Лес - богатство и краса, береги свои леса"

"Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте"

"Много леса - не губи, мало леса - береги, не леса - посади".

Кто природу губит, тот свой край не любит.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Вы правильно назвали пословицы и поговорки. Воздушные шара полетели (Музыка).

Ну вот наши воздушные шары опустились на землю около домика. Паровозик встречает детей и загадывает загадку:

"Вот сжали котики квадрат,
Он этому совсем не рад,
И видно всем, как он теперь,
Похож на книгу и на дверь." (Прямоугольник)

Молодцы дети, что отгадали загадку паровозика. А теперь помогите ему пожалуйста. У него разбежались вагонщики с пассажирами, давайте мы их соберём. (Дети собирают прямоугольники, разрезанные на 4 части)

А кто, дети, на прямоугольниках? (кошка, собака, корова, телёнок, лошадь, овца, коза, свинья)

Какие это животные? (Домашние)

А почему мы говорим, что домашние животные? (Они живут рядом с человеком)

Какую пользу приносят человеку животные? (Корова - молоко, кошка - ловит мышей, собака - дом охраняет, коза - шерсть, молоко, свинья - мясо).

Мы помогли паровозику, собрали все его вагончики с домашними животными. Теперь весёлый паровозик отправиться в путешествие. И мы с вами продолжаем свой путь.

Физ.минутка "Лесная лужайка" (Ходьба с высоко поднятыми коленями)

Мы к лесной лужайке вышли.
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто высоко так шагал
Не споткнулся, не упал.

На пути дети увидели письмо. А в нём загадка:

"Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три" (Треугольник)

Молодцы дети, вы правильно отгадали загадку. Мы с вами пришли на лесную лужайку. А вот и домик ёжика. Какой он формы? (Треугольной)

Появляется ёжик (Кукольный театр)

А по высоте они одинаковые? (Разные. 2 - высокие, 1 - низкая)

Какого цвета ёлочки? (Зелёные)

Какие все ёлочки красивые. Под ёлочками сидят зверята. Назовите? (Зайчиха, медведица, белочка, лисонька)

А сколько их всего? (4)

Какие это животные? (Дикие)

А почему дикие? (Живут в лесу)

Они какие-то грустные. Что бы им подарить? Знаете дети, ёжик в своём домике открыл швейное ателье. Давайте попросим ёжика, сшить для зверят косынки. Какой они формы? Треугольной. Дарим зверятам косынки. Теперь животным хорошо в лесу. Можно спрятаться от любой опасности под ёлочкой и примерить красивые косынки. Нам пора возвращаться в д/сад. Мы много с вами путешествовали. Совершили много добрых дел.

(Узнали, что первые цветы появляются подснежники, помогли колобку разобрать картошку, паровозику - собрать домашних животных, диким животным подарили косынки, рассмотрели ёлочки и вы правильно назвали геометрические фигуры)

Но чтобы всё росло, радовались домашние и дикие животные, что для этого необходимо? (Грело и светило солнышко).

Давайте позовём солнышко.

"Солнышко, солнышко
Выгляни в окошечко,
Солнышко, солнышко,
Посвяти немножечко.
Солнышко покажись
Красное нарядись."

Каждый день солнышко выходит, что бы обогреть землю. Какой формы солнышко? (Круглое)

Что дарит нам солнышко? (Лучики)

А сейчас пройдём к столам. Рассмотрите свои камни, потрогайте. (Дети ощупывают камни). Как вы думаете у вас камни одинаковые? (Конечно разные). Какие они по величине? (Большие, маленькие)

Какие ваши камни на ощупь? (Гладкие)

Мы с вами приглашали солнышко в гости. А давайте нарисуем солнышко на камешкам. (Дети рисуют. Играет музыка)

Какое солнышко красивое у всех получилось. Распрямило солнце свои золотые лучики, вдохнуло в себя свежий воздух и всем улыбнулось. Дети вам в подарок солнышко-кулончик. Пусть оно вас согревает и радует.