Как постичь технику быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Скоростное чтение и запоминание - как читать быстрее и запоминать больше Скорочтение и запоминание прочитанного какую систему выбрать

Как постичь технику быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Скоростное чтение и запоминание - как читать быстрее и запоминать больше Скорочтение и запоминание прочитанного какую систему выбрать

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста «на секундомер», а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение «по диагонали» — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

«Расфокусированный взгляд» . Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

«Активизация обоих полушарий» . Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

«Выделение главного» . Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — «!» или «NB», согласны — ставим «+», не согласны — «-» и т.п.

«Называем цвет» . Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

«Найди слово» . Варианты выполнения упражнения:

  • Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  • Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок - простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Для этой цели хорошо подходят загадки обманки или вопросы на логику с подвохом .

Избавляемся от регрессии

«Режем пол строки» . Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

«Указка» . Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

«Чтение на скорость» . Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

«Альтернативный текст» . Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни («ля-ля-ля, тру-лал-ла») или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

«С закрытым ртом!» Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

«Барабанная дробь» . Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

«Чтение под отвлекающую музыку» . Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

«Нестандартное чтение» . Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

«Восстанови пропущенные буквы». Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для «отгадывания» очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • повысить способность мыслить логически правильно;
  • и в результате существенно повысить скорость чтения и запоминания важной информации.

20-30 минут занятий на ЛогикЛайк каждый день - проверенный способ развить логику и скорость мышления, внимание и память.

Техника скорочтения помогает усваивать большой объем новых знаний. Она пригодится в процессе учебы старательным студентам и тем сотрудникам, у которых работа связана с изучением новой информации.

Так, редактору литературного издательства приходится прочитывать множество книг молодых авторов перед приемом их в печать. Чтобы читать с большой скоростью и работать продуктивно, надо изучить методы скорочтения.

Скорочтение: как научиться быстро читать

О том, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное, мечтают все, кому просто необходимо изучать много книг, учебников. В наши дни время летит стремительно. Успешная учеба, работа, карьера часто зависят от скорости, с которой человек способен изучать, усваивать текстовый материал, принимать решение на основе полученных знаний, делать выводы.

Специалисты, которые углубленно занимаются этим вопросом, отмечают, что обычно скорость чтения зависит от нескольких «тормозящих» аспектов:

  • регрессия;
  • диапазон зрения;
  • угол обзора;
  • траектория движения глаз;
  • проговаривание про себя и вслух, прочитанного;
  • время осмысления;
  • не избирательность.

Что же такое регрессия? Чтобы читать учебник и запоминать прочитанное, наши глаза просматривают каждую напечатанную строчку текста слева направо, а потом возвращаются и пересматривает еще раз. Такие возвратные скачки, которые служат для лучшего запоминания и осознания смысла, называют регрессией.

Набор упражнений для скорочтения на повышение скорости чтения начинается с того, чтобы обходиться без регрессий. Стараться просматривать строчки рассказа, любой информации, без возврата к предыдущим словам. То есть, необходимо тренировать глаза двигаться только в одном направлении, независимо от того, успели вы понять смысл написанного или нет.

Поймите, что в этот момент вы тренируетесь просматривать читаемую строчку в направлении слева направо. Для осмысления прочитанного, вернетесь к этому второй раз. Это будет не регрессия, а повторение пройденного, так как вы опять будете стараться читать, двигая глаза в одном направлении.

Диапазон и угол зрения у всех разный. Один человек отчетливо видит всего одно длинное или два коротких слова на строчке одновременно. Лучшие чтецы видят несколько слов рядом и несколько строчек вверх и вниз. Кто-то способен даже целый абзац, длиной в 5-6 предложений, разглядеть сразу.

Эту способность вырабатывают специальными упражнениями и тренировками. Асы, освоившие метод чтения с расширенным углом обзора, читают целыми блоками. Прочитывать таким способом можно несколько книг за неделю.

Траектория движения взгляда по вертикали тоже бывает разная. Есть люди, которые постепенно опускают взгляд сверху вниз, пробегая строчку за строчкой. Другие двигают взгляд сверху вниз, придерживаясь середины страницы.

Читать по диагонали удобнее третьим. Писатель Горький читал, рисуя глазами сверху вниз по странице зигзаг. Этим людям читать быстро и правильно помогает способность видеть строчку под расширенным углом зрения. Обычный угол – всего два градуса.

Еще один нюанс, мешающий быстро прочитывать печатные книги, это необходимость произносить про себя текст. Одним людям достаточно воспроизводить текст в уме, другим надо прошептать, шевеля губами и языком, а третьи, пока не проговорят вслух, не понимают, о чем читают.

Это зависит от опыта. Тем, кто читает больше, достаточно произносить текст про себя, в своем сознании. Но те, кто читают мало, обычно проговаривают вслух прочитанное. Эта привычка, естественно, очень замедляет скорость чтения.

Люди с ограниченным кругозором, с трудом могут освоить смысл сложного текста. Взрослому, мало начитанному человеку, трудно читать без ошибок и понимать прочитанное. Малограмотные, деградировавшие люди очень медленно понимают даже простую информацию. Разная способность усваивать информацию существенно влияет на скорость и запоминание текста.

В каждом печатном тексте есть слова ключевые, в которых содержится основной смысл и слова несущие полезную информацию. Но достаточно и слов связок, предлогов, частиц. Существуют даже стоп-слова и предложения, которые называют водой.

Их пишут для перехода от одного абзаца к другому, а также для создания красивого изложения. Если внимательно прочитывать все слова и делать остановки на каждой запятой и точке, чтение будет очень медленным.

Набор упражнений для повышения скорости чтения

Первое упражнение полезно для расширения угла зрения. Не выполняя тренинги, человек легко различает знаки, расположенные на площади сотни пикселей от точки направления взгляда.

Натренированные способности позволяют достаточно хорошо видеть группы печатных знаков. Тренировка, развивающая периферический обзор, пригодится, когда взгляд скользит зигзагом или от верхнего угла страницы к противоположному нижнему.

Отличное периферическое зрение увеличивает скорочтение, позволяя охватывать одним взглядом сразу нескольких слов. Если еще вычленять полезную информацию и «воду» пропускать мимо, скорость освоения текста увеличится.

Интернет предлагает специальный тренинг, когда человек концентрирует взгляд на экране с цифрами, буквами, после чего считает одинаковые знаки, видимые боковым, рассеянным взглядом. На клавиатуре надо набрать полученный результат.

Если вы правильно посчитали, круг для тренинга окрасится в зеленый цвет и увеличится. При отрицательном ответе круг становится красным и сужается. Так можно самостоятельно учиться читать быстро и правильно.

Уроки скорочтения советуют начинать с простейшего. Следите за движением своих глаз, не позволяйте взгляду возвращаться к предыдущим словам. Самостоятельно выбирайте для тренировки интересный или знакомый текст. Навык скорочтения приобретается, когда вы стараетесь обходиться без регрессии.

Не расстраивайтесь, если без повторного прочтения предыдущих слов на строчке, вы не все запомните и чего-то не поймете. Если информация не важна, в этом нет никакой потери. Но, когда вам эта информация интересна и нужна для работы, учебы, повторите прочтение этого абзаца, блока еще раз.

Но при этом взгляд пусть опять продвигается по строчке без регрессии, не нарушая плавное поступательное движение слева направо. Эти приемы скорочтения будут успешно усвоены, если вы уделите тренингу достаточно длительное время и повторите работу много раз.

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания

Открывая секреты скорочтения, Павел Багрянцев на своем виртуальном канале современного мужчины раскрывает вопрос с несколько неожиданной стороны. Он предлагает научиться прочитывать целую книгу всего за 20 минут и запоминать прочитанное.

Его методика скорочтения основана на знании основных принципов написания книг. Если взрослому человеку вспомнить уроки русского языка и литературы, ему многое станет понятно. Любой учебник литературы советует начинать сочинение с составления плана. В плане всегда есть вступление, перечисление основных глав сочинения и заключение.

Также и в каждой книге есть оглавление. Для того, чтобы успешно усваивать информацию, Павел предлагает рассмотреть обложку книги, с двух сторон. Прочитать все, что там написано. Обычно в заглавие и короткую аннотацию на задней обложке автор вкладывает основную идею книги.

Теперь просмотрите первые страницы. Найдите полезную информацию. Иногда здесь бывает предисловие и короткое сообщение об авторе. На второй странице уже можно увидеть оглавление. Внимательно почитайте его. Вы сразу сможете определиться, какая глава вас интересует больше всего.

Откройте страницу заинтересовавшей вас главы. Прочитайте первые два предложения или первый абзац главы. Обычно в этих предложениях раскрывается информация всей главы.

В последнем абзаце подводится итог главы и короткое ее содержание, резюме. Чтобы быстро понять, о чем пишется в главе, достаточно прочесть первые и последние абзацы.

В принципе, вы уже и прочитали книгу. Если какая-то тема зацепила, вы можете спокойно насладиться подробным прочтением, покачиваясь на гамаке, теплым летним вечером. Задача скорого чтения выполнена полностью: информация, которой посвящено произведение вам понятна. На это ушло всего несколько минут.

Конечно, так нельзя читать учебники. Их изучают подробно и вдумчиво. Но обычное развлекательное чтиво, вроде рассказов о том, как разбогатеть, можно просмотреть, что-то запомнить, на чем-то заострить внимание и смело отложить в сторону.

Так изучают множество книг, расширяют свой кругозор, выуживая из большого количества информации то, что полезно и важно для деятельности человека, что необходимо запомнить.

Самые эффективные методики скорочтения

Виртуальная Школа скорочтения для взрослых Олега Андреева предлагает начать работу над собой с определения личной скорости чтения.

Для этого количество знаков текста следует разделить на время чтения и умножить на коэффициент понимания прочитанной информации. Необходимо взять в руки незнакомую книгу, прочитать одну страницу, с известным количеством знаков. Секундомером измеряют время чтения. При этом 45 секунд равны 0,75.

После этого надо ответить на десять вопросов по тексту. Если вам удалось ответить на 4 вопроса, коэффициент понимания будет равен 0,4. Если ответите на 7 вопросов, коэффициент равен 0,7.

Не стоит огорчаться, если скорость ваша получится не очень высокая. Двести знаков в минуту или 300-400, считается нормой для обычного человека.

Если вы читаете мало и редко, вам нет надобности изучать много учебников, этой скорости вам вполне достаточно. В мире много специальностей – швеи, повара, столяра, кузнеца, которые бывают успешными, счастливыми и без многочисленных книг.

Полезно составить график, на одной оси откладывать скорость чтения, а на другой – номер занятия.

После того, как вы научитесь просматривать текст, не возвращаясь к предыдущим знакам, с целью повторного прочтения, то есть избавитесь от регрессии, перейдем к исправлению темпа.

Обычные обыватели в одном темпе знакомятся с текстом о расходе стирального порошка, работе микроволновки и романом Толстого. Однако каждый текст требует индивидуального подхода. Темп для информации на этикетке мыла и художественного произведения выбирают разный.

Понаблюдайте за собой. Если у вас наблюдается артикуляция, то есть непредвиденная работа языком, ртом, губами, от этого надо учиться избавляться. Это сильно замедляет чтение, как и отсутствие концентрации на процессе.

Итак, следите за собой, старайтесь не бормотать, не шевелить губами, не двигать глазами в противоположном направлении и стараться охватывать сразу несколько слов.

Теперь составьте для себя новый алгоритм чтения незнакомой статьи. Составьте блоки алгоритма чтения:

  • Название текста;
  • Автор;
  • Источник;
  • Какой проблеме посвящена статья;
  • Факты, названия, параметры, приведенные в тексте;
  • Особенности, критика;
  • Новизна.

Заполнив, записав или запомнив эти блоки вы уже получите достаточно много информации о статье. Выделяя особенности и критичные места текста, вы их лучше запоминаете и осознаете. Отмечайте для себя, что нового вы получили от прочтения этой статьи.

Заполняя на занятиях ячейки блоков интегрального алгоритма чтения, вы приучаете себя смотреть на текст обдуманно и по-новому.

В лингвистике существует понятие избыточности текста. Дело в том, что каждый текст содержит слова, несущие полезную информацию и так называемую «Воду». Хорошо научиться отсеивать бесполезные слова от полезных.

Необычный способ чтения отвечает на этот вопрос. Если для себя найти ответы на запросы, прописанные выше, вы получите правильный алгоритм. Затратите энергию мозга при этом лишь на смысловую долю статьи.

Постарайтесь все части нового алгоритма как следует закрепить в своем сознании и подсознании, глубокой памяти. Повторите не меньше 5 раз.

Сформируйте у себя установку, как читать по-новому. Создайте образ в голове, в виде человечка, с названием на шапочке, автором в лице, источником в верхней части корпуса, проблемами в нижней. Человечек твердо опирается ногами на факты и в руках держит два чемодана с особенностями и новизной.

Нарисуйте своей рукой такой простой рисунок, подпишите все части. Один экземпляр такого рисунка поместите у себя на рабочем столе, чтобы он находился постоянно у вас перед глазами. Второй носите всегда с собой, просматривая в свободные минуты, по дороге на работу, в метро, автобусе.

Запомнив новый алгоритм прочно, читайте новые тексты, укладывая его части в знакомые вам блоки. Прочитав статью, надо подумать о ней, прикрыв глаза. Вы увидите в мыслях, все что вы прочли, уже расположилось в нужных клетках образа.

Путем многократного повторения у вас выработается прочная установка о правильном и быстром чтении, с выделением полезной информации. Этот рисунок сотрется из памяти, но останется новая программа умственных действий, более эффективная и полезная для вашей деятельности.

Рисунок для рабочего образа можете выбирать любой, важно, чтобы он был вам понятен и нарисован собственноручно. Упражняясь в новом алгоритме чтения, обводите в книге блоки разноцветными карандашами. Вы увидите, сколько информации полезной, на которую вы обратили внимание и сколько лишней, воды. Понятие избыточности – важный практический нюанс.

Как научиться скорочтению в домашних условиях

Чтобы не перезагружать свой мозг лишней информацией, заведите будильник минут на 20-30. И в это время только читайте, без регрессий, помня об избыточности текста, стараясь увидеть сразу несколько слов и передвигая взгляд быстрее вниз, по диагонали, по прямой, как вам удобнее.

Можно вести по краю книги кончиком карандаша или прижимая указательный палец.

Не отвлекайтесь в это время на телевизор, телефон, электронную почту, пейзаж за окном. Концентрируйте свое внимание на одном чтении. Погружение в содержание книги, сконцентрированное внимание играет важную роль в развитии высокой скорости усвоения информации.

Старайтесь запоминать основные моменты, полезные мысли, новые, особенные факты. Если читать очень быстро, но ничего не запоминать, в таком чтении нет никакого смысла.

Для тренировки памяти, повторяйте по пять раз упражнения, заучивайте стихотворения, которые вам нравятся. Концентрация, развитие периферийного зрения и память – важные моменты, на которые следует обратить внимание, когда вы тренируете скорочтение в домашних условиях.

Лучшие книги по скорочтению

Полезных книг для тренировки быстрого чтения много. Но каждый человек, зная свои ошибки и способности, самостоятельно должен выбрать понравившуюся методичку. Рекомендуемый список литературы, известных авторов, приводится ниже.

Питер Камп «Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее» ()

Оригинальный сборник, в нем размещены специфичные задачки, технические советы, развивающие способности скорочтения.

Peter Kump

Breakthrough Rapid Reading

Издано с разрешения Prentice Hall Press, a division of Penguin Group (USA) Inc. и Andrew Nurnberg Literary Agency

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Penguin Group (USA) Inc., 1999

All rights reserved including the right of reproduction in whole or in part in any form. This edition is published by arrangement with the Prentice Hall Press, a member of Penguin Group LLC, A Penguin Random House Company

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

Эту книгу хорошо дополняют:

Павел Палагин

Роджер Сайп

Джон Медина

Эвелин Нильсен Вуд,

которая, благодаря неустанным усилиям перед лицом невообразимых препятствий, смогла совершить революцию в скорочтении и донести свои потрясающие идеи до миллионов людей,

и Дугласу Вуду,

человеку, который всегда ее поддерживал и без которого никогда не стал бы возможным ни один из этапов этого длинного пути

Чем инновационный курс скорочтения будет вам полезен?

Несложно пробежать полтора километра за восемь минут, однако даже самый быстрый в мире бегун с трудом может сделать это в два раза быстрее. Посмотрите на плывущего стометровку чемпиона, и вы легко заметите, что он не может сделать это в два раза быстрее вас (при условии, что вы неплохо плаваете).

Тем не менее есть люди, которые читают в три, пять и даже в десять раз быстрее, чем вы. На самом деле с тех пор, как книги стали печатать, всегда находилось некоторое количество людей – очень небольшая, ограниченная группа, – которые могли читать невероятно быстро, проглатывая книги с головокружительной скоростью.

Возможно, вы слышали, что в числе таких людей был Джон Кеннеди. Теодор Рузвельт во время своего президентского срока обычно читал по одной книге в день перед завтраком . Оливер Уэнделл Холмс по дороге в Верховный суд бегло проглядывал страницы своих материалов, после чего мог подробно ответить на все вопросы по просмотренному. Это лишь несколько примеров известных персон. В действительности всегда существовало и множество самых обычных людей, которые легко и быстро читали журналы и книги.

Прорыв в скорочтении

Лишь в 1940-х годах был сделан первый серьезный прорыв в скорочтении. Школьный учитель из Солт-Лейк-Сити понял, как превратить среднестатистических читателей в сверхбыстрых. С тех пор тысячи людей смогли увеличить скорость чтения не менее чем в три раза и улучшить понимание прочитанного. Однако этому можно было научиться только на аудиторных занятиях, и студентам приходилось платить сотни долларов за обучение.

А теперь все эти революционные методы доступны для вас в новом формате – инновационном самоучителе с простыми упражнениями. Потребовалось четыре года скрупулезных исследований и тестирования, чтобы разработать эти методы самообучения, которые позволят вам заниматься дома в свободное время. Все, что когда-то было написано на эту тему, целый мир знаний из этой области – к вашим услугам. И научиться скорочтению вы можете всего за несколько недель.

Каждый день нашей жизни мы практически погребены под лавиной в буквальном смысле более чем из миллиона слов: журналы и газеты, учебные материалы, деловая переписка, отчеты… а главное – книги, которые вы бы хотели прочесть, когда у вас будет на это время. Вы буквально тонете в океане слов!.. Все потому, что количество печатных материалов ежегодно растет и за последние десять лет их было издано больше, чем за все предшествующие столетия. Причем объемы ежедневно увеличиваются. Однако благодаря новым методам, изложенным в этой книге, вы узнаете, как стать одним из быстрейших в мире читателей в этом бескрайнем море слов.

Некоторые из новаторских методов, которым вы научитесь

Вы узнаете, как читать быстрее и лучше. Быстрее означает освоение любого текста со скоростью мысли. Вы поймете, когда нужно ускориться, а когда – замедлиться. Вы научитесь всем хитростям эффективного чтения. Вы будете поглощать информацию со скоростью, которую раньше считали невероятной. И к тому же вы получите огромные дополнительные преимущества, например те, что перечислены ниже.

Вы узнаете, как запоминать то, что вы прочли, а концентрация войдет в ваши привычки. Вы начнете мыслить более ясно и систематизировать свое ежедневное чтение. Это позволит вам высвободить больше времени для других занятий. Скоро вы станете гораздо интереснее для ваших друзей, родственников и даже для самого себя, по мере того как будете осваивать все больше новых материалов.

Действуя в соответствии с проверенными методами, описанными в этой книге, вы обнаружите, что ваше мышление достигло максимально возможного потенциала. Очень важно, что в книге есть несколько текстов для тренировочного чтения. На них вы сразу же начнете отрабатывать изучаемые методы чтения.

Начните сегодня, и уже через неделю вы сможете читать как минимум на 30 % быстрее, а это означает, что теперь вы справитесь с 40 страницами за то же время, за которое раньше прочитали бы 30. Вам не понадобятся какие-либо механизмы и приспособления – вы научитесь использовать собственный встроенный «ускоритель чтения». Затем вы начнете делать инновационные упражнения, которые помогли сотням тысяч людей увеличить скорость своего чтения в два-три раза всего за несколько дней.

Вы освоите писательские приемы, с помощью которых они выстраивают структуру произведений, и это позволит вам работать с текстами еще быстрее. Вы с легкостью будете справляться с самыми трудными для понимания материалами. Более того, вы откроете для себя много новых способов чтения – да, есть и другие, кроме того единственного, который вам знаком.

Даже ваше отношение может повлиять на скорость чтения, и вы узнаете, что с этим можно поделать. Учебному чтению посвящены четыре главы, из которых вы узнаете, как постигать любую науку быстрее и лучше, используя все современные методы, которые позволяют некоторым студентам получать наивысшие баллы, потратив на учебу в два раза меньше времени, чем остальные. Вы сможете читать гораздо больше одной газеты в день или двух журналов в неделю, научившись делать это мгновенно . Приобретение потрясающей, но при этом вполне реальной способности читать по книге в день также включено в этот курс. И вы найдете в нем еще очень и очень многое.

Позвольте мне рассказать вам, как я начал быстро читать. В 1966 году меня очень беспокоили списки литературы для изучения, которые я получал в аспирантуре. Затем я увидел по телевизору рекламный ролик, где молодой человек скользил пальцем по странице, пробегая тысячи слов в минуту. Я сразу же позвонил, чтобы зарезервировать оказавшееся последним место на курсе «Движущие силы чтения по Эвелин Вуд» (Evelyn Wood Reading Dynamics), занятия которого проводились в субботу утром. Благодаря этому замечательному курсу всего через несколько недель я смог читать более чем в пять раз быстрее. Учебные материалы стали даваться мне невероятно легко. На самом деле учиться стало теперь настолько просто, что я смог устроиться работать на полную ставку (меня пригласили стать сотрудником организации Reading Dynamics). И при этом у меня даже оставалось свободное время!

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.

В жизни каждого из нас бывали ситуации, когда нужно было в течение небольшого промежутка времени изучить определенный материал. Лучшим решением такой проблемы является освоение Причем ее с успехом можно применить не только для научной, но и для художественной литературы. При этом для любого человека особенно актуальной и значимой является техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Каким образом добиться необходимого эффекта? Для этого необходимо изучить 7 основных правил быстрого чтения. В чем же они заключаются?

Чтение без регрессии

Нередко человек, изучающий нужный для него материал, делает возвратные движения глазами. Это и есть регрессия, цель которой - повторение уже прочитанных строчек. Это самый распространенный недостаток, приводящий к медленному изучению материала.

Незаметно для себя многие читатели дважды просматривают текст. При этом не имеет значения, является он легким для восприятия или нет. Регрессия осуществляется для верности, приводя к резкому снижению скорости чтения.

Однако существуют возвраты, которые считаются обоснованными. Эти движения глазами человек производит при появлении новой мысли. Их, в отличие от регрессии, называют реципацией. Такие повторы являются вполне обоснованными, так как позволяют максимально глубоко осмыслить уже прочитанное. Методы быстрого запоминания текста не рекомендуют таких возвратных движений. Повторное чтение при этом возможно только после того, как текст будет полностью пройден.

Помните, что отказ от реципаций и регрессий очень важен. Он способен вдвое увеличить и в три - качество его понимания.

Чтение без артикуляций

Порой при изучении материала про себя человек делает непроизвольные движения языком, губами и элементами гортани. Это и есть артикуляция. Ее интенсивность находится в прямой зависимости от сложности текста и развития навыка чтения. Причем наблюдается артикуляция у всех, даже у быстро читающих людей. Это подтверждают специальные измерения и рентгеносъемки глоточных модуляций, произведенные в процессе изучения текста про себя.

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания исключает внутреннее проговаривание слов. Это связано с тем, что артикуляция является немаловажным препятствием для быстрого изучения материала. Такие должны быть исключены, если осваивается техника скорочтения. Упражнения для скорочтения при этом должны быть направлены на ликвидацию дефекта проговаривания и зависят от его вида. Так, если артикуляция представляет собой механическое движение языка, губ, бубнение и т. д., то необходимо осуществлять постоянный контроль над этим процессом. Каким образом? Взять что-либо в рот или крепко удерживать язык зубами. Болевые ощущения явятся наиболее ощутимым тормозящим фактором.

Сложней будет искоренить проговаривание слов в речевом центре мозга. Основным методом при этом является вышибание клина клином. Он использует то, что центры речи и контроля над движениями находятся рядом друг с другом. Рекомендуется сделать запись какого-либо немузыкального ритма (метронома), производимого с разной частотой и их комбинацией. Под этот стук и следует читать.

Интегральный алгоритм

Для людей, изучающих большие объемы информации, крайне важна техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания необходимого материала. Как добиться этого? Необходимо разработать интегральный алгоритм запоминания при чтении. Ведь многие просто не задумываются над тем, каким образом им изучать текст. В результате они читают крайне медленно. Та скорость и техника чтения, которая применяется при изучении материала, зависит от целей и задач, поставленных читателем. Человек должен выработать соответствующие программы, а также гибко и умело их использовать в нужный момент. Это в значительной степени определит его способность скорочтения.

Вертикальное движение глаз

Это четвертое правило техники быстрого усвоения материала. Оно предполагает восприятие большего, чем при обычном чтении, участка текста. Расширение поля зрения позволяет в значительной мере увеличить эффективность усвоения материала. Быстро читающий человек в течение одной фиксации взгляда способен воспринять не какие-нибудь 2-3 слова. Он улавливает смысл целой строки, предложения или даже абзаца.

Восприятие текста фразами - это техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Почему так происходит? Дело в том, что, окидывая взором большие фрагменты текста, человек создает для себя наглядно-образные представления изложенного материала. Они-то и являются ярким пояснением смысла прочитанного. При этой технике глаза совершают движение вертикально, в направлении сверху по центру текста.

Выделение доминанты

Что же сопутствует максимально эффективному восприятию материала? Прежде всего, его следует понять. Это означает не что иное, как установку логических связей между предметами с использованием уже имеющихся у человека знаний.

Скоростное чтение и понимание текста - это проблема, которую уже достаточно давно и успешно исследуют психологи. Порой воспринимаемый нами материал бывает совсем несложным. В этом случае его понимание идет рядом с восприятием. Человек тут же вспоминает полученные им ранее знания и связывает их с читаемыми фразами. Однако текст может быть незнакомым и трудным. В таком случае его осмысление - это сложный и длительный процесс. Как же ускорить его? Для этого следует быть внимательным во время чтения, а также владеть немалым багажом знаний, умея их применять в той или иной ситуации. Понадобится также использование некоторых приемов. Один из них заключается в выделении опорных смысловых пунктов текста. В чем его смысл? Для увеличения восприятия текста его делят на две части, производя смысловую группировку. При этом выделяется доминанта, углубляющая понимание материала и способствующая его более эффективному запоминанию. Также благодаря этому развивает скорочтение память.

Быстрое чтение в таком случае становится возможным при восприятии текста в виде коротких и одновременно существенных логических формул. Каждая из таких структурных единиц имеет основное по своему смыслу понятие, которое ассоциируется с определенным образом. Чтение же всего текста представляет собой создание единой логической цепочки идей. В этом и состоит сущность методика выделения опорных смысловых пунктов.

Для осмысления материала может быть использован и другой прием. Он носит название антиципации, или предвосхищения. Это смысловая догадка, являющаяся психологическим процессом ориентации на будущее, находящееся в рамках предвиденного. В основе антиципации лежит знание логики развивающихся событий, а также анализ существующих признаков явления и усвоение его результатов. Этот прием скорочтения возможен при наличии скрытой реакции ожидания, когда читатель настроен на определенные действия, возникающие по ходу текста. При этом мышление человека должно работать весьма продуктивно, осмысливая идею содержания и выявляя основной замысел автора. Таким образом, антиципация при скорочтении - это формирование своеобразного чутья к стереотипным фразам и накопление обширного словаря текстовых штампов. Она же является и предпосылкой для выработки доведенной до автоматизма смысловой обработки изучаемого материала.

Развитие внимания и памяти

Скоростное чтение и запоминание требуют избирательной направленности сознания на выполнение определенной работы. Эта функция и представляет собой внимание. Зачастую люди не способны к самоорганизации. Именно поэтому управлять своим вниманием при чтении они не в состоянии. Так, у человека, медленно воспринимающего необходимый ему материал, внимание часто переключается на всякие посторонние предметы и мысли. Это приводит к потере интереса к тексту и непонимания его смысла. Тот же, кто читает быстро, может управлять своим вниманием.

Одной из составляющих эффективного умственного труда является и способность концентрироваться на рассматриваемом вопросе. Тренировать такую способность лучше всего, мысленно читая слова задом наперед. Делать это можно везде, например, во время поездки в общественном транспорте. Любое слово нужно представить в виде букв и прочитать их задом наперед. К примеру, «вода» - «адов». Сначала можно взять слова, состоящие из четырех букв, а затем подбирать их подлиннее. Такое упражнение великолепно тренирует внимание.

Выполнение обязательной нормы

Седьмое правило быстрого чтения подразумевает ежедневное прочтение двух газет, одного научно-популярного или научно-технического журнала, а также книжного объема в 50-100 страниц. Почему это важно? Дело в том, что для освоения техники быстрого чтения необходимо произвести комплексное воздействие на разнообразные стороны психической деятельности индивида.

Это приводит к реализации программы технического перевооружения мозга, что перестраивает сознание и ломает сложившиеся стереотипы мышления.

Помощь в освоении скорочтения

Обучиться быстрому и эффективному восприятию материала можно самостоятельно. В помощь желающим освоить технику скорочтения предлагаются различные книжные издания. Их авторы описывают методику эффективного восприятия и запоминания материала. Здесь же можно ознакомиться и с упражнениями для освоения быстрого чтения.

Изучать основные правила скоростного восприятия материала можно на специально организуемых групповых занятиях и тренингах. Этот вариант обучения является самым эффективным.

Темп быстрого чтения

Тот, кто освоил технику скоростного восприятия текста, обрабатывает информацию с различной скоростью, выбирая ее в зависимости от рода литературы. Так, новости и газеты читаются с быстротой, позволяющей уловить их смысл. Художественная литература требует особой скорости, включающей воображение. Для научных изданий требуется не только быстрота, но и тщательность проработки материала.

Важность скорочтения

Зачем человеку осваивать технику быстрого восприятия текста? Это нужно для:

Раскрытия его внутреннего потенциала;

Осуществления контроля над своими знаниями и умениями;

Обработки большого объема информации;