Что делать, если ребенок категорически отказывается читать? Кто-то использует насильственные методы, кто-то быстро отступает и решает, что их чадо обойдется в жизни и без чтения. Оба пути нельзя назвать правильными. Проблема решается гораздо легче. Понять, как приучить ребенка читать книги, как правильно действовать родителям, поможет наша статья.
Из этой статьи вы узнаете
Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»
Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.
На заметку! Россия остается в топе стран по количеству читающих людей. Мы занимаем 7-е место после Китая, Таиланда, Египта, Филиппин, Чехии. По статистике, читающими себя признают 46% грамотного населения, 61% из них - студенты.
Прежде чем решать, как заставить ребенка читать книги самостоятельно без слез и истерик, выясните причину нежелания это делать. Разгадывать эту загадку самим не нужно, спросите школьника напрямую: что ему мешает каждый день уделять книге 1–2 часа или хотя бы минут 30?
Обычно дети отвечают так:
Маленький ребенок ленится или вы предлагаете ему «неправильные» книги. Используйте такую хитрость: заинтересуйте отпрыска сказкой или повестью по просмотренному фильму. Например, «Красавицу и чудовище» - девочкам, «Шрек», «Гарри Поттер» - мальчикам. Не нужно излишне напрягать фантазию для представления места действия, можно вспоминать картинки из фильмов.
Ребенок может уставать от скучного сюжета. Убеждать и уговаривать его прочесть хотя бы страницу неинтересной книги бесполезно. Пересмотрите детскую библиотеку дома. Если в ней ничего, кроме классики, нет, а эти книги, по мнению родителей, самые лучшие для развития мозга и грамотности, то ситуация становится более понятной.
Предложите школьнику самостоятельно определиться с выбором книги. Учитывайте его возраст, интересы. Например, в начальных классах школьники с удовольствием читают «Приключения Дяди Федора…», а не «Алису в Стране чудес».
Лежать с романом на диване после работы - идеальный вариант отдыха для взрослых. А детям нужно сменить сидячую позу на бег, игры во дворе, так их организм избавляется от умственных нагрузок, набирается сил.
Важно! Обращайте внимание на объем произведения. Если ребенок не хочет читать, выбирайте рассказы в 1–2 страницы. Скоро школьник поймет, что читать легко и не отнимает много времени.
Как много читает ваш ребенок литературы?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
Вообще не читает, кроме уроков 69%, 223 голоса
Читает пару раз в неделю по 15-30 минут 17%, 56 голосов
Читает примерно по 30 минут почти каждый день 8%, 27 голосов
Читает больше 1 часа каждый день 5%, 16 голосов
26.03.2019
Современные дети развиваются быстро, многие малыши знают азбуку и начинают читать в 2–4 года. Но это не их желание, а стремление взрослых не отстать от соседей, показать, что их сын или дочь самые способные.
Если метод обучения чтению в раннем возрасте используется в домашних условиях неправильно, дошкольников заставляют проглатывать массу томов неинтересной литературы, то события начнут развиваться по опасному пути.
Расскажем о трех распространенных ситуациях. Если узнаете в них себя, срочно обратитесь за консультацией для родителей к педагогу детского сада или учителю начальных классов.
Образованная интеллигентная мама решила, что ее сынок не будет похож на современных детей, книги станут его постоянными спутниками. Чтобы малыш быстро полюбил читать, будем проводить с книгой целые дни. Если до школы он прочитает всю домашнюю библиотеку, будет самым умным в классе.
Семья направила все силы на обучение сына чтению. В 2 года Коля знал азбуку, в 3 , к 4 годам - самостоятельно осваивал простые сказки.
Тогда перед детсадовцем выстроили ряд нужных книг, которые он должен прочитать до первого класса. Это были не сказки и стишки, а мифы разных народов мира, детские энциклопедии и другая полезная литература. Мама и папа помогали, как могли, убеждали, контролировали объем прочитанного.
Скоро Коля действительно стал самым осведомленным среди одногруппников в детском саду. Но замкнулся в себе, перестал общаться со сверстниками, родителями. После похода к психологу родители узнали, что Коля истощен. Он совсем не хотел читать тома неинтересных повестей и былин, но боялся наказания.
Это яркий пример нестандартного семейного насилия. Ребенок выполняет роль игрушки в руках мамы и папы. Взрослым нужно понять, что чтение не основной источник информации, для получения опыта в жизни необходимо общение с окружающими.
Нельзя растить малыша в изоляции, ставить перед ним невыполнимые задачи, даже если вы их бесконечно любите и желаете только лучшего. У ребенка, оказавшегося в подобной ситуации, нелюбовь к чтению разовьется очень быстро.
Полина в 4 года не знала букв и очень расстраивала этим маму. Родители не смогли без скандалов познакомить ее с букварем, поэтому решили сделать это с помощью компьютерных упражнений. Девочке очень понравилась игра, она быстро усвоила все буквы, но одновременно увлеклась и другими интересными играми.
Она по-прежнему не хотела читать книги, но требовала компьютер ежедневно. Родители поставили условие, если Полина прочитает 1–2 страницы, то получит доступ к гаджету. Девочка читала со слезами на глазах, а потом бежала играть онлайн.
Проблема этой семьи в том, что они не поняли, чем поощрить дочь и как заинтересовать чтением. То есть заменили себя компьютерной игрой. Девочка получила знания, но не применяла их в реальности.
Компьютерные игры мешают развитию фантазии, силы воли, интуиции. Графика, интерактив делают за дошкольника половину работы. Использовать их нужно в минимальном количестве.
Чтение книг - тяжелый труд. Чтобы вообразить картинку леса, где потерялась Маша из сказки «Три медведя», нужно постараться. Но это развивает мозг и интеллект гораздо эффективнее.
Миша в 4 года научился быстро читать. В шесть лет книги поглощались одна за одной. Родители были рады успехам сына. Они похвастались знакомым его достижениями. Ребенка спросили, какая книга у него любимая. Умный парень не смог ответить. Его попросили рассказать, какую книгу он прочел сегодня, вчера? Ответа у ребенка не было.
Оказалось, что Миша не понимает прочитанного, а просто тщательно выговаривает звуки, складывает слова в предложения на радость маме. О содержании сказки не задумывается.
Такое чтение называется механическим. Дети не погружаются в информативное поле произведения. Так читать их учат родители. Ведь мама просит просто прочитать, а не спрашивает, что ему понравилось, что запомнилось. Дети выполняют поставленную задачу полностью.
Механическое чтение свойственно дошкольникам и взрослым детям, которые отмахиваются от учителей, родителей, делают уроки по принуждению, в уставшем состоянии. Чтобы избежать синдрома, нужно следить не только за скоростью речи ребенка при чтении, но разговаривать о сюжете, фантазировать о его продолжении, постоянно заинтересовывать новыми произведениями.
На заметку! В начальной школе у учеников проверяют технику чтения. Многие родители думают, что самое важное - это читать быстро. На самом деле учитывается несколько параметров: скорость чтения, чистота (отсутствие ошибок), соблюдение логических пауз, понимание сюжета текста.
Приучение к книге начинается не в первом–втором классе или детском саду, а еще в младенчестве. Если родители декламируют грудничкам стихи, показывают после 6 месяцев красивые иллюстрации из сборников прибауток и потешек, то взрослый ребенок привыкает к ежедневному чтению быстрее.
Часто родители путают понятия «любовь к книге» и «необходимость ежедневного чтения». Запугиваниями, истериками привить восторженное отношение к литературе нельзя. Дайте малышу понять, что книга - источник таких знаний и ощущений, которые нельзя получить из телевизора, компьютера. Любите чтение сами, тогда ваше чадо последует примеру взрослых.
Важно! В раннем возрасте и начальных классах не давайте ребенку читать электронный вариант книг. Чтение не только зрительный процесс, но и тактильный. Любовь к книгам начинается с прикосновения к шуршащим страницам, ощущения запаха типографской краски.
А вот, что советует детский психолог Марина Романенко.
Способов приучить ребенка к чтению много, выберите один или несколько сразу. Памятка с рекомендациями поможет не запутаться.
Еще один интересный вариант приучения к чтению подойдет общительным семьям. Заинтересуйте литературой друзей подростка. Создайте домашний клуб книголюбов. Приглашайте школьников в гости 1–2 раза в неделю, обеспечьте их хорошей библиотекой, подталкивайте к выбору произведений обсуждением литературных новинок.
ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво
Взрослым кажется, что читать - это само собой разумеющееся. Что это легко. Но для малыша чтение - это трудный процесс, и дети легко утомляются. Ребёнку нужно узнать букву, вспомнить звукопроизношение, соединить буквы в слоги, слоги в слова. Нужно удерживать внимание на тексте, понимать прочитанное, держать в голове сюжет.
Чтение, как и любой навык, требует тренировки. Для того, чтобы процесс чтения стал лёгким и приятным, нужно время.
«А как заставить читать?» - в корне неправильный вопрос! Ни в коем случае ребёнка нельзя «заставлять». Принуждение навсегда вызывает негативное отношение к любому делу. И чтение здесь не исключение. Если родители будут превращать чтение в унылую «обязаловку», то от этого у малыша сформируется убеждение, что чтение – это ужасно, плохо и трудно.
Как правило, с травмой от чтения живут сами родители. Они вспоминают, как в детстве заставляли читать их – и передают привычку к мучительному чтению-наказанию своим детям. Как же разорвать этот замкнутый круг?
Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам, регулярно и с удовольствием?
Обратимся с этим вопросом к нейропсихологу, руководителю школы «Супермозг» Гюзель Абдуловой.
Очень важно научить ребёнка читать правильно, заложить прочный фундамент эффективного чтения и скорости мышления. Ваш ребёнок научился читать по слогам. Он хорошо знает все буквы, складывает их в слоги, слоги в слова. Но читает медленно, пересказать текст и ответить на вопросы не может. Что делать?
В первую очередь важно понять, что на каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения.
Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа!
При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Часто ребёнку просто не хватает времени для достижения уверенного уровня. Материал усложняется, ребёнок начинает отставать от других и попадает в группу неуспевающих. Неудачи множатся и перерастают в неразрешимый конфликт. Конечно, такая ситуация отбивает всякое желание читать.
Проблемы возникают не потому, что ребёнок не может понять и научиться, а потому что не успевает развиваться в некомфортном для себя темпе.
Что делать?
Предлагаю несколько интересных игр, чтобы чтение быстрее из скучного занятия превратилось в удовольствие!
Система игр и тренировочных упражнений вы найдёте в моей книге-тренажёре «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение». Всего за 10 недель регулярных занятий вы ликвидируете все трудности в чтении у вашего ребёнка. Программа подробно расписана по шагам: дыхание, артикуляция, игры на отработку навыков чтения и подробные методические рекомендации помогут создать атмосферу увлекательного, занимательного и полезного общения.
Превратить чтение в удовольствие – легко!опубликовано .
По книге Гюзель Абдуловой «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение»
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Большинство с грустью констатируют, что современные школьники книгам предпочитают смартфон и телевизор. А , неизменно популярны в мамской среде.
У редактора сайт Натальи Ковтун, мамы 9-летнего Саши, альтернативный взгляд на детское чтение. Ребенок не хочет читать — и не надо. Найдется, чем занять его кроме книг.
Мой девятилетний сын не читает книг. Вообще.
Имеет запойно читающих маму и папу, но сам по доброй воле не прочтет ни строчки сверх школьной программы.
Мне говорят: как же так? Ведь чтение — это развитие всего: речи, интеллекта, воображения! Вот вам стотыщ статей о том, как приучить (мотивировать, заставить, нужное подчеркнуть).
Спасибо, отвечаю, но не нужно.
Все, что эти статьи советуют, мы давно применяем. Телевизора в доме нет, книги есть. Родители читают. Совместное чтение перед сном — вообще фетиш и инструмент для обоюдных манипуляций: «Если в 10 ты еще не в кровати, я не читаю». «Если ты мне не почитаешь, я не буду спать».
Сын любит истории в книгах. А буквы в книгах — нет.
Он родился и вырос в эпоху компьютерного интерактива. Заставлять его полюбить черные буквы на белом листе - это, примерно, как загонять назад в океан того динозавра, который первым отрастил себе легкие и вышел жить на сушу. Загонять и бубнеть, что все предки дышали, как положено, жабрами. А у него, видите ли, легкие, ему, видите ли, на воздух.
Возьмите те же компьютерные игры: тут вам и интеллект, и воображение, и творческий подход. (Компьютер? Как же так! Вот вам стотыщ статей, как отвлечь, запретить, отучить)
Давайте честно. Вы в детстве не мечтали о книжке, чтобы картинки в ней не мертво на листе лежали, а двигались, как в мультике? И показывали бы все, что на странице написано?
А еще лучше — чтобы сидишь ты, читаешь. А потом захотел — хоп — и ты в книге, в самой истории. Как герой в кино. И не просто делаешь, что там для тебя автор придумал, а сам решаешь, как поступать. Кому помогать, с кем бороться. Кого спасти, чтобы там, где все заканчивалось плохо, теперь закончилось хорошо.
Наши дети получили все это просто так, по праву рождения в цифровую эпоху. Их не удовлетворяют буквы на бумаге — их истории и сказки живут в совершенно других пространствах и масштабах. Они вольны сами выбирать себе роли и поведение. Они не потребители истории, а соавторы.
А мы пытаемся отобрать у них это право и вернуть к буквам на листе. Почему?
Потому что эти буквы написал кто-то, кого мы считаем умным и важным? Потому что мы сами когда-то читали эти буквы, и нам нравилось?
Или потому, что развитие интеллекта у нас ассоциируется с тягостной необходимостью, а никак не с развлечениями?
Возможно, мой ребенок перерастет свое отрицание книг, и поймет вкус чтения. А возможно и нет. Я не вижу в этом проблемы.
Зато вижу, что аудио-визуальную информацию он воспринимает не в пример легче текста. И что видео от ВВС дает ему больше, чем учебник природоведения. И что в своем Майнкрафте он усвоил больше английских слов, чем на уроках в школе.
Сюда же добавим прокачанное пространственное мышление и способность к логическим построениям, на которых держится Майнкрафт. И умение удерживать в голове подробные картины, и способность оперировать сложными процессами.
В голове — потому что планшет по расписанию, а планы на игру в голове крутятся нон-стоп. Приходится визуализировать и просчитывать действия чисто умозрительно.
Виртуальная реальность — это то, в чем мой ребенок уже круче меня. Еще несколько лет, и в некоторых вещах он безнадежно меня обгонит. Ваши дети обгонят вас тоже, независимо от того, сколько книг мы с вами прочли.
Незачем держать их за хвост и не пускать к новому, только потому, что они умеют больше, чем умели в их возрасте мы.
Поэтому я позволяю иногда подольше посидеть в игре, когда очень надо что-то срочно достроить. И сдерживаю себя, когда хочется упрекнуть: «Лучше бы полезным чем-то занялся».
Фото: Наталья Бурухина
Читать я люблю. Точнее, это не совсем подходящий глагол: дочитав книгу, я просто на физическом уровне страдаю, если долго не могу найти что-то новенькое и интересное. Погрузиться в мир драмы или детектива, интриг или странствий. Но так было не всегда.
Меня окружали читающие люди: родители, бабушки и дедушки, их друзья… Но я хорошо помню, как чахла над «Томом Сойером» и «Кондуитом и Швамбранией», еле-еле домучивая отмеренные 10–20 страниц. Но потом что-то щелкнуло… и я стала читать взахлеб. Я не знаю, что случилось, как и не знаю, произойдет ли это в жизни моих детей (в душе очень на это надеюсь, врать не буду).
Став мамой, я, как и миллионы родителей, столкнулась с тем, что дети далеко не всегда берут пример с родителей. Так что сразу вспоминаю шутку моего университетского преподавателя психологии о том, что человека формирует не только среда, но и четверг и пятница… Более того, если старший сын читает и даже проявляет инициативу, то дочь приходится реально заставлять сесть за книгу, хотя бы из школьного списка. Печаль и боль, которые не дают мне покоя.
Да, у нас дома много книг. Да, мы покупаем много новинок с красивыми иллюстрациями и всем-всем-всем. Да, я читала детям вслух. Да, я объясняла, что чтение развивает нас, как ничто другое. Да, я объясняла, что это повлияет на кругозор и успеваемость. Да, я ругалась.
Теперь я затаилась и жду. Хотя иногда заставляю, и даже, как мать-ехидна, требую пересказать прочитанное. Я ведь не настолько наивна, чтобы не знать, как легко сделать вид, что ты читаешь… 25 страниц за 3 минуты во втором классе.
А теперь к главному, к тому, что меня взволновало. Я, конечно, сталкивалась с такими идеями и раньше, но на прошлой неделе один молодой человек огорошил меня тем, что я занимаюсь бредом:
Зачем нужно любить читать в современном мире?! Всю нужную информацию можно найти за долю секунды. Запомнил - отлично, нет - нашел вновь. Какая мне разница что думал Толстой, Достоевский или Ремарк? Я сам все решаю в своей жизни, и те проблемы от нас очень далеки. Зачем этот лишний багаж? Это же просто мусор в голове.
Далеки?! Мусор?! Правда?! Я могу много что сказать по этому поводу, но почему-то все это не выходит из моей головы. Ведь все просто и цинично. Только рациональная составляющая нашего мира. Надо - нашел, получил, не надо - не заморачивайся.
Может и правда наша озабоченность расширением детского кругозора, фантазии, мышления никому уже не нужна. А мы просто старые дурачки?
Что думаете вы? Заставлять или нет, воспитывать любовь и вкус или нет?