Забытые праздники. Революционные праздники страны советов Революционные праздники

Забытые праздники. Революционные праздники страны советов Революционные праздники

Почему у нас Октябрьская революция в ноябре, рождество не со всеми, и есть странный праздник под не менее странным названием «Старый новый год»? А что происходило в России с первого по четырнадцатое февраля 1918 года? Ничего. Потому что этого времени в России не было — ни первого февраля, ни второго, ни далее до четырнадцатого в тот год не случилось. Согласно «Декрету о введении в Российской республике западноевропейского календаря».


Декрет подписан товарищем Лениным и принят, как указано в документе, «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Конечно, решение было политическим. Но и наболевшим, безусловно, тоже. Как говорится, совместили одно с другим, или, опять же, как писал великий Горин: «Сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить». Большевикам не нравились церковные торжества, аресты уже порядком поднадоели, и тут как раз подвернулась идея. Не свежая.


В 1582 году жители славного города Рима легли спать четвертого октября, а проснулись на следующий день, но день этот был уже пятнадцатым. Разница в 10 суток накопилась за долгие годы и решением папы Григория XIII была исправлена. Само собой, после длительных совещаний и переговоров. Осуществляли реформу на основе проекта итальянского доктора, астронома и математика Луиджи Лиллио. К середине XX века григорианским календарем пользовался почти весь мир.


РПЦ реформу 1582 года решительно осудила, отметив, что Римская Церковь слишком уж любит «новшества» и потому совершенно «безрассудно» идет на поводу у астрономов. Да и вообще - «григорианский календарь далек от совершенства».


Астрономы между тем не молчали и, найдя поддержку некоторых ученых российских мужей, уже в 30-е годы XIX века от имени комиссии, созданной по календарному вопросу при Академии наук, высказались в пользу григорианского календаря. Николай I доклад министра просвещения князя Ливена выслушал с интересом и... согласился с князем, что календарная реформа в стране, как заметил Его Величество, «не желательна».

Очередная календарная комиссия собиралась в октябре 1905 года. Время выбрали более чем неудачное. Ясное дело, Николай II называет реформу «нежелательной» и довольно сурово намекает членам комиссии, что надо бы отнестись к вопросу «весьма осторожно», имея в виду политическую ситуацию в стране.


Ситуация между тем накалялась, и в результате случилось то, что теперь все знают как Октябрьскую революцию. В ноябре 1917 года на заседании Совнаркома было решено заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на «прогрессивный».


Противоречия с православными праздниками - не смущают. Напротив, «старорежимные» Морозы и елки должны уйти вон из новой страны. На утренниках и приемах читают стихи поэта Валентина Горянского:


Скоро будет рождество

Гадкий праздник буржуазный,

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный:

В лес придет капиталист,

Косный, верный предрассудку,

Елку срубит топором,

Отпустивши злую шутку...


Горянский, шутит. Он поэт-сатирик. Он не то чтобы не любит революцию, он находится в глубокой депрессии. Бежит в Одессу, потом уезжает в эмиграцию. Но стихи про буржуазный праздник уже опубликованы. Подняты, как знамя, и вовсе без шуток. Прекращается выпуск новогодних открыток, и населению новой страны велено упорно трудиться, а если и праздновать, то новые даты...


С датами выходит путаница. После перехода на «новый стиль» оказывается, что революция в ноябре, Новый год становится старым, в смысле по старому стилю и переезжает на после Рождества, а Рождество, в свою очередь, оказывается 7 января. В справочниках появляются даты в скобочках. Сначала старый стиль - потом в скобках новый.


Но самое интересное то, что страсти не утихают. Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко вносят в 2007 году в Государственную Думу новый законопроект - о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечают, что «мирового календаря не существует» и предлагают установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании принимают только четыре депутата. Трое - против, один - за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование игнорируют.


Так и живем пока. На широкую русскую ногу и с распахнутой русской душой, отмечая католическое Рождество до Нового Года, потом Новый год, потом Православное Рождество, старый Новый год и... далее везде. Уже невзирая на даты. И на лица. Кстати, в феврале Новый год по восточному календарю. И документ у нас есть, если что - декрет 1918 года «о введении в Российской республике западноевропейского календаря».


Анна Трефилова

3 сентября 1945 года в СССР появился новый государственный праздник - День Победы над Японией. Правда, выходным днём он побыл совсем недолго, уже в 1947 году он стал рабочим, а со временем окончательно забылся как праздник.
В настоящее время мало кто знает и помнит о том, что когда-то 3 сентября планировалось отмечать. И это не единственный случай в богатом на изменения календаре праздников ХХ века.

В первое десятилетие после революции состав праздников значительно изменился. Поскольку большевики считали религию «опиумом для народа», религиозные праздники перестали быть государственными, официально они именовались особыми днями отдыха. Тем не менее до 1929 года они не отменялись и считались нерабочими днями. Правда, число их значительно сократилось, отмечались только самые главные праздники: Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха, Успение, Вознесение, Преображение, Троица, Духов день. При этом продолжительность Пасхальной недели сократилась до трёх дней, а позднее до двух.
Все сохранившиеся религиозные праздники не были рабочими днями, но и не оплачивались, тогда как дни государственных праздников оплачивались, даже с учётом того, что никто не работал. Ещё более парадоксальная ситуация сложилась из-за того, что государство перешло с юлианского на григорианский календарь, а церковь не сделала этого. В итоге нерабочие дни в некоторых случаях не совпадали с религиозными праздниками. Например, нерабочими днями были 25 и 26 декабря , а Рождество в связи с переносом календаря праздновалось теперь 7 января , который был рабочим днём.
Новые времена принесли новые праздники, многие из которых теперь основательно позабыты. Например, мало кто помнит, что 22 января отмечалась годовщина первой революции 1905 года, которая была совмещена с Днём памяти Ленина, который умер 21-го числа. Этот праздник продержался достаточно долго, почти 30 лет, и был отменён только в 1951 году. По какой причине этот праздник покинул государственный календарь, никто не объяснил. Вряд ли День памяти Ленина противоречил государственной идеологии.
12 марта стал отмечаться праздник под названием Низвержение самодержавия. Он был приурочен к годовщине начала Февральской революции. Этот праздник в честь «буржуазной революции», как тогда говорили, был установлен в 1918 году и просуществовал недолго. В 1929 году этот день стал обычным рабочим днём. Видимо, Сталин посчитал, что неправильно пролетариату радоваться буржуазным праздникам, и отменил его по идеологическим мотивам.
Ещё один необычный праздник, в настоящее время прочно забытый, отмечался 18 марта . Это был день Парижской коммуны. Вообще-то, эта коммуна не имела ни малейшего отношения ни к России, ни к её истории и просуществовала всего 72 дня в 70-е годы позапрошлого века, запомнившись французам лишь тем, что коммунары устроили террор в захваченном ими районе Парижа и разрушили Вандомскую колонну как «символ варварства и милитаризма».
Однако лично Ленин Парижскую коммуну считал первым в истории примером диктатуры пролетариата, восхищался ею и часто сверял свои действия и поступки с коммунарами. По этой причине вокруг Парижской коммуны в СССР был возведён целый культ, в её честь назывались корабли, школы, заводы и улицы, многотысячными тиражами выходили сотни книг по её истории и т.д. Первый день существования коммуны стал государственным праздником в РСФСР в 1918 году и просуществовал до 1929 года. С началом индустриализации количество нерабочих дней было резко сокращено, и Сталин, вероятно, посчитал, что нет смысла отдыхать целый день в честь такого события.
В 1918 году появился и праздник в честь годовщины Октябрьской революции, правда, из-за перехода с юлианского календаря на григорианский он переместился на ноябрь. День пролетарской революции отмечался 7 ноября и был главным советским праздником. В этот день в обязательном порядке проводились демонстрации трудящихся и военные парады на главных площадях городов страны.
В 1927 году советская власть решила, что праздник столь важен и значим, что его недостаточно праздновать только один день, поэтому праздничным стал и день 8 ноября. Военные парады в этот день проводились с первого и до предпоследнего года существования советской власти, за исключением перерыва на Гражданскую войну и Великую Отечественную (парадов не было с 1941-го по 1944-й). В последние месяцы существования СССР в 1991 году парада также не было.
В 1929 году советскую страну ждали огромные изменения. В 20-е годы она ещё частично жила по инерции с прежним десятилетием. НЭП разрешал частный бизнес в определённых пределах, всё ещё праздновались главные религиозные праздники. Но к концу десятилетия НЭП был свёрнут, началась индустриализация, коллективизация, и всё это вызвало значительные изменения во всех сферах жизни, в том числе и в календаре.
Почти все праздники были отменены и стали простыми рабочими днями. Больше не праздновались не только религиозные праздники, но даже Новый год, который был объявлен буржуазным праздником, по поводу чего в прессе даже была проведена антиновогодняя кампания. Он имел все шансы стать исчезнувшим и позабытым праздником, но через несколько лет его решили вернуть, фактически подменив им Рождество. За весь год было лишь 5 нерабочих дней – День памяти Ленина, Первомай (два дня) и День Революции (два дня). Все остальные дни были рабочими.
В 1936 году к ним добавился ещё один праздничный нерабочий день, ныне уже давно забытый. В честь принятия новой Конституции СССР в 1936 году 5 декабря стали праздновать как День Конституции. День сталинской Конституции просуществовал более 40 лет и перестал быть праздничным и нерабочим только после принятия новой Конституции в 1977 году.
В послевоенное время появилось сразу два новых праздника, не считая восстановленного в 1947 году Нового года.
В 1945 году было решено праздновать 9 Мая как День Победы, а 3 сентября , когда закончилась советско-японская война и вместе с ней Вторая мировая война, – Днём Победы над Японией.
Однако просуществовали праздники совсем недолго. Уже в 1947 году они стали простыми рабочими днями.
После отмены праздника День победы над Японией канул в Лету. Про него больше никто не вспоминал и не праздновал. Правда, с 9 Мая подобной ситуации всё же не случилось. Если советско-японская война была лишь месячным эпизодом, который мало кто заметил, то Великую Отечественную не заметить было нельзя.
Поэтому, несмотря на отказ от официального празднования и объявления 9 Мая рабочим днём, его всё равно праздновали неформально, а в самых крупных советских городах иногда устраивали салюты в честь Победы.
Такой календарь праздников сохранялся полтора десятилетия и изменился только при Леониде Брежневе, когда он приобрёл знакомые нам сейчас черты. В частности, нерабочим днём стало 8 Марта . Вновь начал праздноваться День Победы, именно в те времена были заложены традиции современного празднования – с военными парадами, возложением венков и демонстрациями.
В 1970-е годы появился последний праздник, который можно назвать исчезнувшим и забытым. После принятия новой советской Конституции новым нерабочим днём вместо 5 декабря стало 7 октября . Этот праздник сохранился до распада Советского Союза. В России ему на смену пришёл День Конституции 12 декабря , который более десяти лет был нерабочим днём, до 2005 года.
Из всех дореволюционных праздников до нашего времени сохранились только два - Новый год и Рождество. При этом Новый год имеет 20-летний перерыв в праздновании, а Рождество - с 1929-го по 1992 год. Кроме того, Рождество является единственным из многочисленных религиозных праздников, который сейчас является нерабочим днём. Остальные праздники либо исчезли по политическим причинам, либо сохранились как религиозные, но их празднование – личное дело каждого.
Советские праздники, появившихся ещё в 20-е годы и доживших до наших дней (в России), – 8-е марта, 23 Февраля и 1 Мая.

Как отдыхали наши деды, прадеды и прапрадеды? Праздники, которые были привычны для прежних поколений, а сейчас оказались не нужны или отмечаются уже не на том уровне, как прежде.

3 сентября 1945 года в СССР появился новый государственный праздник - День Победы над Японией. Правда, выходным днём он побыл совсем недолго, уже в 1947 году он стал рабочим, а со временем окончательно забылся как праздник. В настоящее время мало кто знает и помнит о том, что когда-то 3 сентября планировалось отмечать. И это не единственный случай в богатом на изменения календаре праздников ХХ века.

Дореволюционная Россия

В России до революции отдыхали много (правда, надо учесть, что рабочая неделя была шестидневной), а большая часть праздников имела религиозную направленность. Практически все значимые религиозные праздники были нерабочими днями или, как они тогда назывались, неприсутственными.

Дополнительные праздники были связаны с царствующей семьёй. День рождения, а также день тезоименитства (день именин) императора, императрицы и вдовствующей императрицы (т.е. матери действующего императора и супруги прежнего, если она была жива) в обязательном порядке были нерабочими. С рождением наследника престола появилось два новых праздника – день его рождения и тезоименитства. Также отдельными праздниками были восшествие на престол и коронование императора. Таким образом, только благодаря императорской семье в дореволюционной России насчитывалось 10 нерабочих дней.

Новогодних каникул в их современном виде в Российской империи не было, Рождество праздновали три дня в декабре, а в январе были нерабочими лишь два дня – первый день нового года и Крещение. Зато весенние праздники были даже длиннее, чем современные. Два дня Страстной седмицы и шестидневный отдых на Пасху - это уже больше, чем сейчас. А ведь помимо этих праздников на апрель и май ещё приходились тезоименитство императрицы, день рождения императора и императрицы, его коронование, бонусом шли двухдневное празднование дня святой Троицы, день Николая Чудотворца и Вознесение Господне. В целом только на апрель и май приходилось столько праздников, что четверть этого времени была нерабочей, и это не считая воскресений, которые всегда и при любых обстоятельствах были выходным днём, поскольку никаких переносов календарей тогда не практиковалось.

Относительно урожайными на праздники были август и октябрь (по четыре неприсутственных дня). В общей сложности, учитывая религиозные праздники, дни почитания святых и праздники, связанные с императорской семьей, в год получалось чуть более 40 нерабочих дней. Представители других религиозных конфессий в местах своего компактного проживания могли заменять христианские религиозные праздники на священные дни, принятые в их вере. Государственные праздники, связанные с императорской семьёй, были едины для всех.

Нерабочими праздничные дни были только для служащих и рабочих. Что касается крестьян, то их рабочее время вообще не регламентировалось и планировалось ими самостоятельно. При Временном правительстве исчезли 10 праздничных «царских дней», а в остальном всё осталось без изменений.

1920-е годы

В первое десятилетие после революции состав праздников значительно изменился. Поскольку большевики считали религию «опиумом для народа», религиозные праздники перестали быть государственными, официально они именовались особыми днями отдыха. Тем не менее до 1929 года они не отменялись и считались нерабочими днями. Правда, число их значительно сократилось, отмечались только самые главные праздники: Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха, Успение, Вознесение, Преображение, Троица, Духов день. При этом продолжительность Пасхальной недели сократилась до трёх дней, а позднее до двух.

Все сохранившиеся религиозные праздники не были рабочими днями, но и не оплачивались, тогда как дни государственных праздников оплачивались, даже с учётом того, что никто не работал. Ещё более парадоксальная ситуация сложилась из-за того, что государство перешло с юлианского на григорианский календарь, а церковь не сделала этого. В итоге нерабочие дни в некоторых случаях не совпадали с религиозными праздниками. Например, нерабочими днями были 25 и 26 декабря, а Рождество в связи с переносом календаря праздновалось теперь 7 января, который был рабочим днём.

Новые времена принесли новые праздники, многие из которых теперь основательно позабыты. Например, мало кто помнит, что 22 января отмечалась годовщина первой революции 1905 года, которая была совмещена с Днём памяти Ленина, который умер 21-го числа. Этот праздник продержался достаточно долго, почти 30 лет, и был отменён только в 1951 году. По какой причине этот праздник покинул государственный календарь, никто не объяснил. Вряд ли День памяти Ленина противоречил государственной идеологии.

12 марта стал отмечаться праздник под названием Низвержение самодержавия. Он был приурочен к годовщине начала Февральской революции. Этот праздник в честь «буржуазной революции», как тогда говорили, был установлен в 1918 году и просуществовал недолго. В 1929 году этот день стал обычным рабочим днём. Видимо, Сталин посчитал, что неправильно пролетариату радоваться буржуазным праздникам, и отменил его по идеологическим мотивам.

Ещё один необычный праздник, в настоящее время прочно забытый, отмечался 18 марта. Это был день Парижской коммуны. Вообще-то, эта коммуна не имела ни малейшего отношения ни к России, ни к её истории и просуществовала всего 72 дня в 70-е годы позапрошлого века, запомнившись французам лишь тем, что коммунары устроили террор в захваченном ими районе Парижа и разрушили Вандомскую колонну как «символ варварства и милитаризма».

Однако лично Ленин Парижскую коммуну считал первым в истории примером диктатуры пролетариата, восхищался ею и часто сверял свои действия и поступки с коммунарами. По этой причине вокруг Парижской коммуны в СССР был возведён целый культ, в её честь назывались корабли, школы, заводы и улицы, многотысячными тиражами выходили сотни книг по её истории и т.д. Первый день существования коммуны стал государственным праздником в РСФСР в 1918 году и просуществовал до 1929 года. С началом индустриализации количество нерабочих дней было резко сокращено, и Сталин, вероятно, посчитал, что нет смысла отдыхать целый день в честь такого события.

В 1918 году появился и праздник в честь годовщины Октябрьской революции, правда, из-за перехода с юлианского календаря на григорианский он переместился на ноябрь. День пролетарской революции отмечался 7 ноября и был главным советским праздником. В этот день в обязательном порядке проводились демонстрации трудящихся и военные парады на главных площадях городов страны.

В 1927 году советская власть решила, что праздник столь важен и значим, что его недостаточно праздновать только один день, поэтому праздничным стал и день 8 ноября. Военные парады в этот день проводились с первого и до предпоследнего года существования советской власти, за исключением перерыва на Гражданскую войну и Великую Отечественную (парадов не было с 1941-го по 1944-й). В последние месяцы существования СССР в 1991 году парада также не было, поскольку КПСС формально находилась под запретом, а общесоюзной власти уже практически не было.

Тем не менее по инерции он продолжал оставаться праздничным и нерабочим днём и в постсоветской России, правда, 8 ноября уже был рабочим днём. В середине 90-х праздник был переименован и стал называться Днём согласия и примирения, правда, смысл этого праздника оставался не совсем понятным. О каком согласии и примирении могла идти речь, если праздновалась годовщина насильственного и вооружённого захвата власти? Что может быть дальше от согласия и примирения, чем это?

Праздник дожил до 2004 года, когда 7 ноября стал простым рабочим днём, а ему на смену пришёл День народного единства 4 ноября. Хотя день Октябрьской революции и является исчезнувшим праздником, его нельзя назвать забытым. Многие приверженцы коммунистических идей до сих пор сохраняют верность традициям и устраивают различные мероприятия в этот день.
1930-е годы

В 1929 году советскую страну ждали огромные изменения. В 20-е годы она ещё частично жила по инерции с прежним десятилетием. НЭП разрешал частный бизнес в определённых пределах, всё ещё праздновались главные религиозные праздники. Но к концу десятилетия НЭП был свёрнут, началась индустриализация, коллективизация, и всё это вызвало значительные изменения во всех сферах жизни, в том числе и в календаре.

Почти все праздники были отменены и стали простыми рабочими днями. Больше не праздновались не только религиозные праздники, но даже Новый год, который был объявлен буржуазным праздником, по поводу чего в прессе даже была проведена антиновогодняя кампания. Он имел все шансы стать исчезнувшим и позабытым праздником, но через несколько лет его решили вернуть, фактически подменив им Рождество. Если в дореволюционные времена главным праздником было Рождество, то теперь его заменил Новый год с новым персонажем - Дедом Морозом. Частично внешняя форма старого праздника была сохранена (елки, подарки и т.д.), но содержание и смысл праздника изменились с религиозных на светские.

За весь год было лишь 5 нерабочих дней – День памяти Ленина, Первомай (два дня) и День Революции (два дня). Все остальные дни были рабочими.

В 1936 году к ним добавился ещё один праздничный нерабочий день, ныне уже давно забытый. В честь принятия новой Конституции СССР в 1936 году 5 декабря стали праздновать как День Конституции. День сталинской Конституции просуществовал более 40 лет и перестал быть праздничным и нерабочим только после принятия новой Конституции в 1977 году.

1940-е годы

В это десятилетие советским людям было не до праздников, поскольку шла война. Тем не менее в послевоенное время появилось сразу два новых праздника, не считая восстановленного в 1947 году Нового года.

В 1945 году было решено праздновать 9 Мая как День Победы, а 3 сентября, когда закончилась советско-японская война и вместе с ней Вторая мировая война, – Днём Победы над Японией.

Однако просуществовали праздники совсем недолго. Уже в 1947 году они стали простыми рабочими днями. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, что именно побудило Сталина отменить совсем недавно появившиеся по его личной инициативе праздники. На этот счёт существуют различные мнения. Кто-то считает, что Сталин опасался фронтовиков – сплочённых и суровых мужчин, повидавших жизнь и научившихся отстаивать свою правду с оружием в руках. Другие полагают, что Сталин не желал возвышения армии, опасаясь, что праздник будет способствовать её популярности и популярности самых видных военачальников, что станет угрозой для него лично. Так или иначе, подлинные причины столь резкого отказа от совсем недавно учреждённых праздников навсегда остались покрыты завесой тайны.

После отмены праздника День победы над Японией канул в Лету. Про него больше никто не вспоминал и не праздновал. Правда, с 9 Мая подобной ситуации всё же не случилось. Если советско-японская война была лишь месячным эпизодом, который мало кто заметил, то Великую Отечественную не заметить было нельзя.

Поэтому, несмотря на отказ от официального празднования и объявления 9 Мая рабочим днём, его всё равно праздновали неформально, а в самых крупных советских городах иногда устраивали салюты в честь Победы.

1960-70-е годы

Незадолго до смерти Сталина был отменён нерабочий день в память о Ленине. Такой календарь праздников сохранялся полтора десятилетия и изменился только при Леониде Брежневе, когда он приобрёл знакомые нам сейчас черты. В частности, нерабочим днём стало 8 Марта. Вновь начал праздноваться День Победы, именно в те времена были заложены традиции современного празднования – с военными парадами, возложением венков и демонстрациями.

В 1970-е годы появился последний праздник, который можно назвать исчезнувшим и забытым. После принятия новой советской Конституции новым нерабочим днём вместо 5 декабря стало 7 октября. Этот праздник сохранился до распада Советского Союза. В России ему на смену пришёл День Конституции 12 декабря, который более десяти лет был нерабочим днём, однако с 2005 года таким не является. Тем не менее День Конституции РФ нельзя назвать исчезнувшим, поскольку в этот день по-прежнему проводятся различные государственные мероприятия.

Таким образом, из всех дореволюционных праздников до нашего времени сохранились только два - Новый год и Рождество. При этом Новый год имеет 20-летний перерыв в праздновании, а Рождество и вовсе 63-летний (с 1929-го по 1992 год). Кроме того, Рождество является единственным из многочисленных религиозных праздников, который сейчас является нерабочим днём. Остальные праздники либо исчезли по политическим причинам (падение монархии и отсутствующие в связи с этим «императорские дни»), либо сохранились как религиозные, но их празднование – личное дело каждого.

Два старейших советских праздника, появившихся ещё в 20-е годы и доживших до наших дней, – 1 Мая и 23 Февраля - в настоящее время существенно отличаются от оригинала по своему смыслу. 1 Мая больше не день солидарности интернационального пролетариата, а майские каникулы по своей сути и скорее является наследником дореволюционной Пасхальной недели, чем советских маёвок. А 23 Февраля уже не День армии и не столько День защитника Отечества, сколько праздник всех мужчин вообще.

Граждане советской страны, отправившись спать 31 января 1918 года, проснулись 14 февраля. Вступил в силу "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". Большевистская Россия перешла на так называемый новый, или гражданский, стиль исчисления времени, который совпадал с церковным григорианским календарем, которым пользовались в Европе. Эти перемены не коснулись нашей Церкви: она продолжала отмечать свои праздники по старому, юлианскому календарю.

Календарный раскол между западными и восточными христианами (верующие стали праздновать главные праздники в разное время) произошел в XVI веке, когда Папа Римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Одержимым идеей мировой революции и интернационализма большевикам, конечно, не было дела до Папы Римского и его календаря. Как сказано в декрете, переход на западный, григорианский стиль был сделан "в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени"...". На одном из первых заседаний молодого советского правительства в начале 1918 года рассматривали два проекта реформы времени. Первый предполагал постепенный переход к григорианскому календарю, каждый год отбрасывая по 24 часа. На это потребовалось бы 13 лет. Второй предусматривал сделать это одним махом. Именно он понравился вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, превзошедшему нынешнего идеолога мультикультуризма Ангелу Меркель в глобалистских проектах.

Компетентно

Историк религии Алексей Юдин - о том, как христианские церкви празднуют Рождество:

Во-первых, сразу внесем ясность: говорить, что кто-то празднует 25 декабря, а кто-то 7 января - некорректно. Все отмечают Рождество 25-го, но по разным календарям. В ближайшие сто лет, с моей точки зрения, никакого объединения празднования Рождества ждать не приходится.

Старый юлианский календарь, принятый при Юлии Цезаре, отставал от астрономического времени. Реформа папы Григория XIII, которую с самого начала назвали папистской, была крайне негативно воспринята в Европе, особенно в протестантских странах, где уже прочно утвердилась реформация. Протестанты были против прежде всего потому, что "это задумано в Риме". А этот город в XVI веке уже не был центром христианской Европы.

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря (1925 год). Фото: Wikipedia.org

Реформу календаря при желании, конечно, можно назвать расколом, имея в виду, что христианский мир уже раскололся не только по принципу "восток-запад", но и внутри запада.

Поэтому григорианский календарь был воспринят как римский, папистский, а значит, непригодный. Постепенно, правда, протестантские страны его приняли, но процесс перехода занял века. Так обстояли дела на западе. Восток на реформу папы Григория XIII не обратил внимания.

Советская республика перешла на новый стиль, но это, к сожалению, было связано с революционными событиями в России, ни о каком папе Григории XIII большевики, естественно, не думали, просто считали новый стиль наиболее адекватным своему мировоззрению. А у Русской православной церкви появилась дополнительная травма.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором приняли решение об исправлении юлианского календаря.

Представители Русской православной церкви, понятно, не смогли выехать за рубеж. Но патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "новоюлианский" календарь. Впрочем, это вызвало протесты среди верующих, и постановление быстро отменили.

Вы видите, что было несколько этапов поиска совпадения на календарной почве. Но к окончательному результату это не привело. Пока в серьезной церковной дискуссии этот вопрос вообще отсутствует.

Опасается ли Церковь очередного раскола? Безусловно, какие-то ультраконсервативные группы внутри Церкви будут говорить: "Предали священное время". Любая Церковь - очень консервативный институт, особенно что касается обихода и богослужебных практик. А они упираются в календарь. И церковно-административный ресурс в таких вопросах неэффективен.

Каждое Рождество Христово всплывает тема перехода на григорианский календарь. Но это политика, выгодная медийная подача, пиар, что хотите. Сама Церковь в этом не участвует и неохотно эти вопросы комментирует.

Почему Русская православная церковь пользуется юлианским календарем?

Отец Владимир (Вигилянский), настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ:

Православные церкви можно условно разделить на три категории: те, что служат все церковные праздники по новому (григорианскому) календарю, те, что служат только по старому (юлианскому) календарю, и те, которые смешивают стили: к примеру, в Греции Пасха отмечается по старому календарю, а все остальные праздники - по-новому. Наши церкви (Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская и афонские монастыри) никогда не меняли церковный календарь и не смешивали его с григорианским, чтобы не было никакой путаницы в праздниках. У нас единая календарная система, которая привязана к Пасхе. Если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то "съедаются" две недели (помните, как в 1918 году после 31 января настало 14 февраля), каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость.

Церковь живет по своему порядку, и в нем многие значимые вещи могут и не совпадать со светскими приоритетами. К примеру, в церковной жизни есть четкая система поступательности времени, которая привязана к Евангелию. Каждый день читаются отрывки из этой книги, в чем есть логика, связанная с евангельской историей и земной жизнью Иисуса Христа. Это все закладывает определенный духовный ритм жизни православного человека. И те, кто пользуется этим календарем, не хочет и не будет его нарушать.

У верующего человека весьма аскетическая жизнь. Мир может меняться, мы видим, как на наших глазах у сограждан появляется масса возможностей, к примеру, для отдыха во время светских новогодних каникул. Но Церковь, как пел один наш рок-исполнитель, "не будет прогибаться под изменчивый мир". Ставить в зависимость от горнолыжного курорта нашу церковную жизнь мы не будем.

Большевики ввели новый календарь "в целях одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени". Фото: Издательский проект Владимира Лисина "Дни 1917-го 100 лет тому назад"

Когда близко соприкасаешься с эпохой первых лет Октября по документам, периодическим изданиям, воспоминаниям современников, невольно поражаешься тому, как тесно был связан в то переломное время праздник с революцией, праздничное мироощущение с революционно-преобразующим мироощущением, празднично-эмоциональный подъем, охвативший людей, с революционным подъемом, какой колоссальный шаг вперед сделала революционная праздничная эстетика. Слились воедино революционный и праздничный энтузиазм трудящихся масс. При всем том каждый этап в развитии революционных общественно-политических праздников отражал конкретную социально-политическую ситуацию в стране.

1 Мая 1918 г. состоялся первый советский праздник. Молодая социалистическая республика общенародно отмечала День международной солидарности трудящихся. Это было тревожное время военной интервенции и гражданской войны. В стране состоялись многотысячные митинги, на которых выступали видные деятели революции, рабочие, солдаты, матросы. 1 Мая 1918 г. в Петрограде можно было видеть, как идут и идут колонны рабочих, «изможденных, голодных, но торжественно и мужественно настроенных. Веют тысячи знамен, плакаты вещают великие слова, говорящие в каждом из наших сердец».

В майский праздник 1918 г. в Москве появляется одна из первых советских эмблем «Серп и Молот», вскоре ставшая основой Государственного герба СССР. Эта эмблема украсила стяги и полотнища Замоскворецкого района. «Небывалое, невиданное зрелище» представляла собой Москва и в первый Октябрьский праздник 1918 г. Повсюду развевались красные знамена, висели громадные красочные плакаты, гербы Советской республики, портреты вождей революции. Накануне Октябрьского праздника 6 ноября в столице была устроена иллюминация: «По красным, расцвеченным огнями улицам сплошным потоком катятся людские волны. Красные веселые блики мигают на одеждах и лицах, и все кажутся нарядными, разодетыми в фантастические костюмы. Какой энтузиазм, какое ликование на лицах. Идут, взявшись под руки, и смеются, и поют свободные и гордые песни». Сквозь праздничную толпу продвигались украшенные красными флажками и цветами автомобили. На них— дети, рабочие; с них же давались концерты. Демонстрация превзошла «все,— даже самые оптимистические ожидания,— не только массой своих участников, но и их настроением, торжественно праздничным и вместе с тем твердо спокойным и грозно сдержанным...— писала тогда газета „Известия ВЦИК".— Это было настроение не праздно манифестирующих людей, а бойцов, проведших тяжелые битвы и готовящихся к новым боям, но в промежутке между двумя схватками давших себе некоторый роздых, чтобы подсчитать свои силы, укрепить свою энергию общением с братьями и крикнуть на весь мир свой клич торжества и надежды». В первый Октябрьский праздник каждая площадь Москвы представляла собой художественно завершенное зрелище. По отзывам газеты «Правда», «глядя на то, что создал на Советской площади пролетарский гений, глядя на роскошное художественное убранство ее, вы чувствуете, что старый строй погиб безвозвратно и никогда не восстанет из мертвых». В день праздника во многих местах было устроено символическое «сожжение старого режима»: жглись его олицетворения—сохранившиеся эмблемы царской власти, манекены буржуев, кулаков, церковнослужителей и т. п. К этому дню было приурочено открытие памятников великим людям и революционерам. В Москве было открыто 11 памятников: революционерам — К. Марксу, Ф. Энгельсу, С. Халтурину, С. Перовской, Ж. Жоресу, И. П. Каляеву; передовым мыслителям — М. Е. Салтыкову-Щедрину, Ф. М. Достоевскому, Э. Верхарну, Г. Гейне. Кроме того, во время митинга рабочих Сущевско-Марьинского района на Цветном бульваре была открыта работа скульптора С. Д. Меркурова «Человеческая мысль».

Октябрьская революция наполнила праздничным чувством, революционный романтикой процессии, шествия, манифестации, которые были основными композиционными элементами всех революционных празднеств. Праздничные митинги, демонстрации, сопровождавшиеся горячими речами, революционными песнями, лозунгами, агитконцертами, объединяли массы, воодушевляли их на борьбу, революционизировали, оставляли незабываемый след в личных судьбах людей 28.

Неотъемлемой частью революционных праздников становится искусство. Первое революционное знамя, заказанное В. И. Лениным для праздника первой годовщины Октября, расписали талантливые художники А. В. Куприн и А. В. Лентулов. Ныне это знамя хранится в Государственном музее Революции СССР в Москве. В организации революционных празднеств активное участие принимали такие известные режиссеры-новаторы, как К. А. Марджанов, Н. В. Петров, Н. П. Охлопков, С. Э. Рад-лов, В. Н. Соловьев и др. В сложных условиях гражданской войны и послевоенной разрухи тысячи участников из народа под их руководством создавали величественные праздники, служившие революции29. В оформлении их самое деятельное участие принимали такие известные художники, как К. Петров-Водкин, В. Кустодиев, М. Добужинский, В. Шухаев, В. Лебедев, А. Осьмеркин, А. Куприн, П. Кузнецов, П. Корин, Н. Альтман, С. В. Герасимов и др.

Отзвуком тех празднеств для нас, современников, стала серия картин старейшего советского художника Александра Тышлера под названием «Оформление революционных празднеств в годы гражданской войны» (1976— 1977). Образные картины-воспоминания рассказывают о праздничной атмосфере тех лет, о средствах «выражения» праздника. Так, в его работе «Шествие с чучелами» компактной группой движутся юноши и девушки, чуть впереди — комсомолец в красногвардейском шлеме, с алым бантом на груди; в руках у них шесты, на которых прикреплены чучела буржуинов, нэпманш, белогвардейцев... Для праздника первой годовщины Октября, например, Театральная площадь в Москве украшалась художниками П. Кориным, С. Герасимовым и др. Аристарх Лентулов написал панно «Смычка города с деревней». Оно украшало увядающую осеннюю листву деревьев сквера огромными яркими цветами в стиле народного лубка. Панно «Наука и искусство приносят свои дары труду» было написано художником Н. М. Чернышевым. Темой панно Сергея Герасимова, украшавшего здание бывшей Городской думы (ныне музей В. И. Ленина), было «Крестьянин—хозяин земли». Бывший Незлобии театр (ныне Центральный детский) украсили работы А. В. Куприна «Цветы» и «Искусство». По воспоминаниям Сергея


Герасимова, «вся Москва разукрасилась к первой годовщине Великого Октября. Хорошо помню оформление Театральной площади. На здании Метрополя — громадное панно „Рабочий" И. Захарова, на Малом театре — панно „Степан Разин" П. Кузнецова и А. Осьмеркина. Большой театр был украшен портретами К. Маркса и В. И. Ленина, стягами и лозунгами». И дальше: «В первую годовщину Октября Москва была украшена очень смело и красочно и представляла исключительное зрелище по грандиозности масштаба оформления, выражавшего большие чувства народа, рожденные величественными событиями социалистической революции»30. В это время художником А. В. Куприным вводится в панно изображение советского герба как символа народной власти. Введение Государственного герба в композицию панно, оформляющего город, будет впоследствии широко использовано в различных видах монументальной пропаганды.

В Средней Азии в организации первых народных праздников большую роль сыграл основоположник новых социалистических узбекских традиций Хамза Хаким-заде Ниязи. Он был прекрасным знатоком фольклора и народных зрелищ Востока. Это позволяло ему включать в сценарии праздников такие народные формы, как искусство маскарабозов и кизикчи (комедийные импровизации), сафсата (философствования), чанди (состязания в остроумии) и т. д. Широко использовал Хамза в своих постановках зрелищ для народа и русскую агитдраматургию, творчески разрабатывая ее с учетом местных условий жизни.

Хамза был инициатором и организатором первых революционных «тойев» — праздников в честь победы Октября (в Андижане, Ташкенте, Бухаре, Хиве, Ходжейли) и Международного женского дня 8 Марта (в кишлаках Ав-вале и Шахимардане Ферганской долины). Взяв традиционную форму «восточных вечеров», которая до революции ограничивалась показом нескольких спектаклей, он превратил ее в трехдневный массовый театрализованный праздник, включавший народные гулянья, массовые инсценировки, агитспектакли и концерты. В дальнейшем творческий опыт Хамзы был использован при развитии других прогрессивных народных праздников, таких, как навруз байрами (весенний новогодний праздник), гул байрами (праздник роз), кавун сайли (праздник дынь), узум сайли (праздник винограда), хирмон байрами (ныне пахта байрами — праздник хлопка).

В. И. Ленин придавал большое значение формированию новых пролетарских традиций, новым всенародным праздникам, формированию нового быта. Не случаен отпет Ленина на записки, полученные им после выступления 8 марта 1919 г. перед работницами, приехавшими из разных уголков страны на женские курсы. По воспоминаниям С. Т. Любимовой, возглавлявшей в те годы работу Женотдела Среднеазиатского бюро ЦК ВКП(б), Ленин сказал: «Все товарищи хотят ехать на фронт. Это неправильно, неправильно потому, что крепить завоевания революции в тылу, строить новый быт — это не менее важная задача». Несмотря на чрезвычайную занятость, В. И. Ленин принимал самое живое участие в праздничных торжествах. Так, в декабре 1917 г. он встречал Новый год с рабочими Выборгской стороны в актовом зале Михайловского училища; постоянно участвовал в проведении годовщин Великого Октября и праздновании 1 Мая; 14 ноября 1920 г. присутствовал на крестьянском празднике в д. Кашино Волоколамского у., где открылась первая электростанция; 22 октября 1921 г. побывал на торжествах, посвященных прокладке первой борозды первым советским электроплугом; 1 Мая 1922 г. присутствовал на торжествах по случаю пуска Каширской электростанции. В условиях социальных преобразований в стране пропагандистская роль новых праздников и обрядов способствовала формированию нового" мировоззрения, свободного от религиозных взглядов; возникновению новых отношений, освобожденных от религиозных барьеров; лишенной суеверий новой психологии. Перестройка сознания, психологии, всего образа жизни, по сути дела, была задачей, поставленной еще социалистами-утопистами, теперь ее решали коммунисты Советской России во главе с В. И. Лениным. Не случайно ко второй годовщине Октября на первой полосе газеты «Известия ВЦИК» были и такие строки: «Для социалистической России нужна новая народная психология. Эта психология начинает вырабатываться. Трудный момент перелома, когда старая, рабская психология, построенная на угрозе палки или голода, умерла, а новая, основанная на сознании своего долга перед своим классом и обществом, еще не сложилась — этот момент проходит у нас па глазах. Нарождается новая психология свободных людей, господ жизни и участников коллективного творчества, которая даст сильнейший толчок росту производительных сил, когда охватит людей».

Грандиозность и революционность задач по перестройке сознания и всего образа жизни людей требовали соответствующих форм. Задачу создания зримых, «материализованных» символов революции и идей социально-культурного прогресса человечества необходимо было решать средствами монументальной пропаганды, и особенно монументальным искусством. Поэтому с первых лет Советской власти характерной приметой каждого общегосударственного праздника было открытие мемориалов, отражавших «идеи и чувства революционной трудовой России». Декретом о памятниках республики (апрель 1918 г.) особой комиссии поручалось «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции»34.

Праздничные вернисажи были частью ленинской программы развертывания социалистического строительства и преобразования общественного быта средствами монументальной пропаганды.

Пристально следил В. И. Ленин за мероприятиями по установлению первых мемориальных досок и памятников и всегда стремился принять непосредственное участие в церемониях их закладки или открытия. В дни празднования первой годовщины Октября В. И. Ленин выступил на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу. С площади Революции Ленин вместе с манифестантами прошел на Красную площадь, где открыл мемориальную доску, установленную в память борцов Октябрьской революции. На ней изображалась белокрылая фигура с веткой мира в руке и надписью «Павшим в борьбе за мир и братство народов». 1 Мая 1919 г. Ленин принял участие в открытии временного памятника Степану Разину возле Лобного места на Красной площади. В Первомай 1920 г., который IX съезд партии призвал провести как «грандиозный Всероссийский субботник», на Пречистенской набережной реки Москвы Лениным был заложен памятник «Освобожденный труд». Так составной частью массовых революционных торжеств стала монументальная наглядно-зрелищная пропаганда, выраженная средствами искусства, ориентированного на многотысячную аудиторию.

Для эстетики революционной праздничности характерны и черты народных гуляний: массовые выступления актеров, праздничные балаганы, агиттрамваи, агитпоезда, митинги-концерты.

Большую роль в деле идейно-политического воспитания и сплочения масс играли в то время митинги-концерты и митинги-спектакли, составлявшие важную часть программы революционных праздников. Например, в Москве во вторую годовщину Октября в кинотеатре «Колизей» в программе митинга-концерта был доклад, посвященный Советской власти. Собравшиеся единодушно приняли резолюцию с приветствиями Красной Армии и питерским рабочим. Эти приветствия не случайны: под Петроградом были разбиты белогвардейские войска Юденича.