Занятие в мини-музее

Занятие в мини-музее "путешествие в прошлое". Открытое занятие Путешествие в прошлое книги" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему Конспект занятия путешествие в прошлое

Программное содержание.

Материал.

  • ложки из разных материалов,
  • предметы старины,
  • кассета или диск “Ложкари”,
  • диск со слайдами,
  • иллюстрации,
  • угощения.

Предварительная работа

Посещение горенки.

Ход занятия

Дети с воспитателем заходит в музыкальный зал, наряженный под русскую избу. Здороваются, хотя там никого нет.

Воспитатель (В): А сюда ли мы пришли? У нашей бабы Матрены в горнице что было? (печка, а на печке висели лапти и т.д.)

В: Но лаптей здесь нет, вот это чудо!(дети отыскивают)

Ухват у печки стоял и тут он есть. Значит и здешняя хозяйка почему-то не может обойтись без ухвата. Почему? (в печке горячо, в неё нужно ставить посуду, можно обжечься)

В: А какие ещё вещи старины вам показались знакомы, такие же как у бабушки Матрены в горнице. (дети называют)

В: Да где же сама-то хозяйка? (За дверью слышится русская народная песня) Уж не она ли там поет, пойду, посмотрю.

Заходит баба Дуня (переодетый воспитатель)

В: Ой кто это? (ложка)

Ложка (Л):

Спасибо вы меня узнали,
Но скажите-ка, друзья,
Чем горжусь я постоянно,
Для людей я чем важна?
Коль ответ ваш будет верен
Дальше буду говорить,
Как такую вот красавицу
Человек смог сотворить

А что можно делать со мной? (есть суп, кашу, мешать пищу, есть ложки, которые помогают надевать обувь, играть)

А как вы думаете, кто меня сделал? (человек)

А когда сделал? (давно).

Вот этот первобытный человек, который жил в пещере (показ слайда или иллюстрации).

Л: Правильно, когда жили наши предки, меня на земле ещё не было.

А как ели эти люди? Чем? (руками)

Л: А как вы думаете, удобно ли было есть пищу руками? (ответы детей)

Вот у меня в чугунке щи есть ещё с утра сварила, сейчас мы их попробуем – угощайтесь, гости дорогие! (предлагает детям, они отказываются)

Л: Вот так и люди постепенно поняли, что без ложки неудобно и сделали ложку. Но она совершенно не похожа на меня. А почему? А как вы думаете, из чего была сделана первая ложка? (ответы детей) – из камня.

А какой, по вашему мнению, лучше пользоваться (деревянной) А почему?

Давайте сравним.

Детям дается деревянный брусок и продолговатый камень. Дети сравнивают - дерево легче, определяют вес камня и бруска.

Л: А вот пофантазируйте, вы бы, из какого материала сделали ложку... (ответы детей)

Дети, а вас есть Родина? Где ваша родина?

Молодцы, знаете свою Родину. Вот и у меня есть Родина. Это страна Египет. Здесь, когда человек стал жить в хижине, а не в пещере, меня впервые и сделали из дерева. Вот тут я и начала превращаться в красавицу, меня одели а красивую одежду, украсили узорами, ягодами, и мне так захотелось поселиться в таком наряде. А ну, сестренки, бегите к ребяткам, заведем плясовую.

Русский народный танец с ложками на воображение.

Л: А стали бы так веселиться мои каменные подружки? (Нет) А почему?

А где под такую музыку пляшут? (в деревне на праздниках)

Вот мы деревянные ложки и живем больше у бабушек, да у дедушек в деревнях. Вот и бабушки Дуни и Матрены мы тоже поселились.

А где вы живете? (ответы детей)

А вы то, ребятишки, ложками пользуетесь? - вы то городские жители, современные. (дети рассказывают в каких случаях и какими ложками пользуются)

Баба Дуня к Ложке: Это такими ли. Вот внучка мне подарила на 8 Марта (достает набор металлических ложек), а у дочки то в городе, которая живёт, аж серебряные и золотые есть, вот по одной оставила мне на память. Удобно ли ими пользоваться? А какие вам кажутся лучше: деревянные или металлические и почему? (деревянные могут сломаться). Вот и я так думаю. Вон у меня одна уже треснула.

КОНЕЦ (1-й вариант)

Баба Дуня: Ой, извините, ребятки, там ко мне соседка идет, пойду встречу её.

(Уходит, заходит воспитатель)

Воспитатель: Извините, ребятки, я долго отсутствовала, задержалась с медсестрой, а вы то тут чем занимались?

(2-й вариант)

Баба Дуня: Ой, что-то шумит. А так это я самовар поставила и забыла про него. А вот и чаёк вскипел. Милости прошу к моему столу.

(Дети угощаются, подводят итоги)

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги».

Программное содержание:

Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги.

Дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики.

Возбудить интерес к творческой деятельности человека.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Материал к занятию:

Иллюстрации с изображением старинных книг; узелковое письмо, береста, египетский папирус, наскальная живопись.

Иллюстрации этапов изготовления книги, изображение печатного станка. Выставка разных книг.

Иллюстрации с нарисованными на листочках древними заглавными буквами.

Ход занятия.

Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите, что это?

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней!

(Книга).

Правильно, это – книга.

Для чего нужны книги? (Выслушать ответы детей). Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее. Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг.

Обратить внимание детей на выставку современных книг.

Расскажите, какие бывают книги? (словари, энциклопедии, книги для взрослых и детей).

Из чего делают книги? (из бумаги).

Из каких частей состоит книга? (обложка, корешок, страницы).

А всегда ли книги были такими, как вы думаете? (Не всегда).

Правильно. Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы. Но много запомнить было трудно и тогда люди придумали на длинной верёвочке, ленточке завязывать узелки, потом спутывали её в клубок. (Показать иллюстрацию). Чтобы прочитать такое «верёвочное письмо», надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам. Можете себе представить, как неудобны были такие «верёвочные письма». Узелки могли разорваться, запутаться, а слова-узелки забыть.

Потом, люди изобрели рисуночное письмо. (Показать иллюстрацию). Человек изображал в рисунке какие-либо действия. Автор без труда мог рассказать о том, что нарисовал. Такое рисуночное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Нарисовать, например, как ты пошёл гулять с друзьями или родителями, что было во время прогулки, и что было потом.

Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по своему, другой иначе.

Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Человек уже придумал буквы, умел писать. Он записывал то, что хотел запомнить. На чём же он писал? Учёные находят надписи на камне, на скалах. (Показать иллюстрацию). Они хранятся тысячи лет. Это удобно? (Ответы детей).

В разных странах писали на том материале, который находился вокруг. Например на глиняных дощечках. (Показать иллюстрацию). На влажной глиняной дощечке писали острой палочкой.

Как вы думаете, удобно было читать такие книги. (Ответы детей). Нет, неудобно. Они тяжёлые, листать их неудобно.

Пробовали люди писать и на бересте. (Показать иллюстрацию). Береста – это наружная часть берёзовой коры, Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако, и такой способ письма был неудобен.

А вот в Древнем Египте писали на папирусе. Это болотное растение похожее на камыш. Стебли его гладкие разрезали вдоль и укладывали рядами, затем спрессовывали. Получался материал, похожий на бумагу, только тоньше. Большие тексты писали заострёнными палочками на длинных полосах папируса. Их длина иногда достигала до 40 метров, затем сворачивали в свитки. (Показать иллюстрацию). К сожалению, папирус не очень прочный. Ему нужен только сухой воздух. Поэтому человек искал новый материал для письма. Им стал пергамент. Пергамент – это обработанная кожа из шкур телят. Он был прочнее. Из пергамента впервые стали делать книги, очень похожие на наши. Они были очень дорогие, ведь на одну книгу требовалось целое стадо коров! Понятно, что купить книгу мог только богатый человек.

Помогла человеку бумага. Изобрели её в Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов. И только через века они узнали как делать это чудо. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. (Показать иллюстрацию с изображением летописца).

Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. (Показать иллюстрацию старинной книги и нарисованные на листах древние заглавные буквы).

Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную.

Как вы думаете, эти книги были доступны многим людям?

А что придумали люди, чтобы книг было много? (Придумали печатать).

Человек придумал печатный станок. (Показать печатный станок). И ускорил изготовление книг. Машины обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготавливают переплёт, чтобы книга служила дольше.

Как вы думаете, прежде чем напечатать книгу, что необходимо подготовить? (Ответы детей). Материал для книги. Над этим работают поэты, писатели, художники. Они решают, какого размера будет книга, как она будет выглядеть, какие будут рисунки.

Люди, каких профессий трудятся над созданием книги? (писатели, художники, печатники, наборщики). Умные машины разматывают бумагу с барабана, разрезают, печатают, скалывают листы в отдельные тетради, сшивают их и делают переплёт. Вот какой длинный и трудный путь у книги и сколько людей принимает участие в её создании.

И вот писатель Лев Толстой
Рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума,
Но знает она дело.
Листы нарежет вам сама
И сложит их умело.
А переплётчик их сошьёт,
Края обрежет мигом,
Потом оденет в переплёт,
И вот пред вами книга.
Приятно книжки почитать,
А сделать их попробуй
Искусство тонкое -печать,
И требует учёбы.

воспитатель:
- Дети, кто из вас знает, какие правила надо соблюдать, чтобы наши глаза не устали во время чтения?
Правильно, низко не накланяться, свет должен падать с левой стороны, не читать лёжа и во время движения в транспорте.

А сейчас мы выучим гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
Мы читали, рисовали,
Глазки наши так устали,
Дружно встанем по порядку,
Проведём для глаз зарядку.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
(предложить детям проследить глазами за движением, какого либо предмета, двигающегося в разных направлениях.)
воспитатель:
А вы умеете беречь книги?

Итог занятия:

Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем теперь. Человек всё время мыслил, думал, внимательно изучал то, что его окружало. Сейчас бумагу делают из древесины. Она и по сей день остаётся главным материалом для письма и печатания.



Конспект занятия.

Тема: «Путешествие в прошлое книги».

Воспитатель Ряшенцева Р. А.

Задачи.

  1. Познакомить детей с историей создания книги, с ее развитием;
  2. Активизировать познавательную деятельность;
  3. Вызвать интерес к миру книги;
  4. Воспитывать бережное отношение к книгам.
  5. Связная речь: учить отбирать соответственно темы факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, чётко вытраивать композицию рассказа.

Ход занятия.

  1. Дети стоят на ковре.

Воспитатель. Сегодня день у нас особый,

(читает стих) Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя.

А о каком предмете пойдет речь, вы угадайте сами.

2.Загадка. Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Вы догадались? Что это?

(Ответы детей) .

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о книгах.

Для чего нам нужны книги?

А где хранятся книги? (дома, на полках, в

Библиотеке)

Что будет если книги исчезнут?

А вы знаете как нужно обращаться с книгой?

Воспитатель. - Как вы думаете, давно ли появились книги?

А из чего делают книги?

Вы правы, сейчас книги печатают на бумаге.

Но всегда ли было так? Нет.

Никто не знает точно, когда родилась Книга. Давайте, отправимся в путешествие во времени, и постараемся узнать, сколько лет Книге. Приготовились. Отправляемся.

Когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал и изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не прервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые уже когда-то были сделаны.

И вот, давайте вернемся на много веков назад – к началу человеческой цивилизации, когда только появились люди.

Подходим с детьми к изображению наскального письма.

Люди жили в пещерах. Охотились на мамонтов и диких быков. Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость у людей делиться между собою знаниями привела древних людей к тому, что они стали делать рисунки на стенах пещер. Эти рисунки и называют – Каменными книгами. Здесь человек впервые выразил и изобразил свою мысль.

Даже в наши дни мы часто встречаем нарисованные письма, которые дошли до нас через многие века. Как вы думаете, где? (Показывает знаки дорожного движения).

Дети называют знаки дорожного движения.

Ребята, давайте, оставим привет, как это делали пещерные люди.

Раздают детям мелки, для рисования на «наскальных стенах» (на доске).

Молодцы. Но нам пора! Отправляемся в другое время.

Куда это мы попали?

К индейцам. Они придумали другой вид книги, который можно было передавать, переносить, сохранять. Такое письмо называлось – КИПУ- узелковое письмо. Для такого письма требовалась толстая веревка или палка и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел передать кому-то свою

мысль, привязывал к веревке или палке шнурок особым способом. Чтобы прочесть такое письмо, нужно было помнить множество деталей – цвет шнура, его длина, вид узла. Такое письмо было очень тяжело читать. Но, в основном, знания, все так же передавались устно. Старейшины племен, примерно раз в году уводили юношей в джунгли, и там, передавали свой опыт. А чтобы знания запоминались легче, использовали специальные танцы и песни. Поучимся вместе с ними?

Дети встают в круг. И повторяют движения за воспитателем.

Физкультминутка:

Если хочешь научиться, делай так… Хлопать в ладоши в лево-право.

Если хочешь научиться, делай так… Прыжки на месте с высоким подниманием колена (по очереди).

Если хочешь научиться, делай так… Хлопать по рту, «зов индейца».

Если хочешь научиться, делай так… Танец Индейцев по кругу.

Давайте, ребята, оставим индейцам «Привет». Завяжем свои узелки.

Время идет. Несколько тысячелетий тому назад вавилонцы и ассирийцы придумали писать на глиняных табличках - специальной палочкой выдавливали буквы в виде клинышков. Поэтому такая письменность и носит название “ клинопись ”. Каждая табличка нумеровалась, затем сырые глиняные таблички обжигались в печи – они становились не мягкими и хрупкими, а твёрдыми, складывались в корзину. И это тоже была книга!

Ребята, давайте попробуем написать на глиняных дощечках.

В Древнем Египте изобрели папирус. Он был сделан из растения, которое росло по берегам реки Нил. Его стебель расщепляли на ленты, укладывали их в несколько слоев и сверху прижимали тяжелыми камнями. Несколько таких кусков соединяли в длинную полоску и сворачивали в свиток, а чтобы им было удобно пользоваться, к нему прикрепляли палку. Свернутый свиток вставляли в футляр. Так он хранился. Но папирус рос не везде, а папирусный свиток плохо сохранялся: крошился, рассыпался, писать на нём можно было только с одной стороны.

И люди нашли новый материал: пергамент. Это тонкая, как плёнка, специально обработанная кожа овец, коз или телят. Изготавливали его недалеко от города Пергама, вот откуда это название. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Это особенность способствовала появлению новой формы книги. Куски пергамента складывали пополам: из каждого выходило как бы два листа, и так вкладывали их один в другой.

Из пергамента было удобно делать книги. Большие листы складывались в четверо, в виде тетради. Несколько таких тетрадей сшивали вместе, получалась книга. Обложку делали из досок обтянутых кожей.

А бумагу, изобрел китаец Цай Лунь. Сначала бумагу варили из размолотых тряпок, древесного корня, бамбуковой щепы. Позже решили попробовать дерево. И с тех пор бумагу для книги делают из дерева.

А как появилась книга на Руси?

На Руси, для книг долго использовали – Бересту. На ней писали при помощи тонкого стерженька с большим ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и носили на поясе. На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи – писцы. Художник заполнял страницы рисунками. Каждую книгу писали долго – долго.

В 15 веке немец Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Он стал отливать литеры (буквы) из металла. Из отдельных букв составляли слова, строки, страницы. Вскоре мастеров, которые могут работать на таком станке стало много, почти во всех странах.

Русские мастера книгопечатания Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили книгу в 1564 году. Они печатали ее целый год. Это была церковная книга «Апостол». А в 1574 году была издана первая российская «АЗБУКА». Ну, что пора возвращаться домой. Приготовились. Отправляемся домой!

Да, длинный путь прошел человек до первой книги. Вот как много лет Книге. А сколько точно ни кто не знает!

Вот такой длинный путь прошла книга, чтобы стать такой, которая есть в каждом нашем доме, в каждой группе и библиотеке.

Теперь мы с вами читаем вот такие красивые

Книжки которые вы видите на выставке.

Людям помогают машины печатать красочные

Обложки.

Ребята, вы все молодцы! Вместе со своими мамами вы сделали замечательные книги. А сейчас каждый из вас познакомит нас со своей книгой.

(Рассказы детей о своих книгах).

Оценить работы детей.

Предложить детям поиграть в сюжетно - ролевые игры:« Библиотека»,

« Магазин книги» (по выбору детей).


Татьяна Шалаганова
Занятие познавательного цикла для детей подготовительной группы. Конспект НОД «Путешествие в прошлое»

Занятие познавательного цикла

для детей подготовительной группы

Тема : «Путешествие в прошлое »

Конспект составила

Шалаганова Татьяна Владимировна

Тема : «Путешествие в прошлое »

Цель : Дать представление о первобытном человеке. О быте и занятиях древних людей .

Задачи :

Обучающие :

- познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека (с важными достижениями первобытного человека-овладение речью, умение добывать огонь, земледелием, приручением животных, наскальной живописью;

Расширить словарный запас, введение новых слов (вождь, племя, рубило, дротик) ;

Развивающие;

Развитие связной речи, словотворчество (придумывание имен первобытных людей) ;

Развитие воображения, фантазии и логического мышления путем создания проблемной ситуации;

Развитие причинно-следственного мышления, ретроспективного взгляда на развитие человека;

Воспитывающие;

Воспитание экологической культуры;

Воспитание наблюдательности за изменением явлений и событий окружающей жизни.

Предварительная работа. Чтение сказки Р. Киплинга «Кот, который гулял где хотел» , ознакомление с историческим временем.

Мозговой штурм

Морфологический анализ

Игровые методы

Метод проблемных ситуаций

Метод интегрированного подхода к подаче нового материала

Средства обучения;

Морфотаблица

Иллюстрации

Раздаточный материал; черные восковые мелки, белые листы бумаги, 2 емкости под воду, искусственные рыбки, красные круги для имитации ягод.

Ход занятия

Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (Настоящее)

А как будет называться время о прошедших событиях ? (Прошлое )

Ребята, а возможно человеку оказаться в прошлом ? (нет)

Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть нельзя) .

А что нам может помочь вернуться в прошлое ?

(рассуждение детей )

Давайте отправимся в путешествие на Машине времени . А отправимся мы с вами в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад. Нас с вами ждут удивительные приключения.

Чтобы включить нашу машину времени, нам нужно знать код. Кодом будет слово, разгадав которое, мы запустим вход Машину времени и узнаем, кто нас встретит в прошлом .

Игра «Данетка»

Или разгадать загадку (на выбор)

ч е л о в е к

1 буква в этом слове будет та, какой звук слышится на первом месте в слове ЧАСЫ

2 буква будет та, какой звук слышится после звука Р в слове ВРЕМЯ

3 буква та, которая слышится после звука М в слове ЗЕМЛЯ

4 буква- это тот звук, который стоит на последнем месте в слове ЛИЦО

5 буква та, какой звук стоит на первом месте в слове ВОЗРАСТ

6 буква та, какой звук слышится после звука В в слове ВЕК

7 буква в этом слове та, какой звук стоит вторым в слове СКЕЛЕТ

Какое слово у нас получилось? ЧЕЛОВЕК

Значит нас встретит в прошлом – ЧЕЛОВЕК , но это будут наши предки, первые люди

Пора запускать Машину в ход. Занимайте места, закрывайте глаза и представьте, что наша машина отправляется в путь.

(на экране появляется 1 слайд – Путешествие в прошлое )

Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Ног он все-таки появился.

Мы с вами оказались на опушке густого, непроходимого леса. Рядом с нами заросли сладкого тростника. Вдруг из леса выходят странные существа. Посмотрите на них.

Как они выглядят?

(высказывания детей ; тело покрыто шерстью, похоже на обезьяну, передвигается на двух ногах)

У этого существа не было острых зубов, когтей, но он был быстр и ловок.

На кого похоже это существо?

(рассуждение детей – на обезьяну и на человека)

А на кого больше? (на животное)

Значит это все-таки обезьяна, которая похожа на человека. Такую обезьяну ученые назвали ЧЕЛОВЕКОПОДОБНАЯ. Она была тем самым предком, от которого произошел человек.

Они не строили себе жилье, а устраивали ночлег в зарослях кустарников и на ветках деревьев.

Как вы думаете, а одежда им была нужна?

(рассуждение детей )

А чем они могли питаться?

(рассуждение детей )

Питались они тем, что давала им природа – растениями и ягодами, иногда остатками добычи хищных животных.

Орудий труда у них тоже не было. Они жили стадами. И был у них свой вождь, а также старейшины- старые и мудрые, которые обучали молодых, как собирать плоды и другим навыкам.

А как они общались между собой?

(рассуждение детей )

Они общались с помощью разных звуков и жестов.

Давайте заполним нашу сравнительную таблицу.

ж Од Ор. Тр. Р.

Ч. п. об. - - - -

Ч. Умелый + - + -

Ч. Разумн. + + + +

Климат постепенно менялся, изменялся и сам человек. Растительной пищи стало не хватать. Человекоподобные обезьяны стали голодать.

Как вы думаете, что им помогло выжить?

(рассуждение детей )

Человекоподобная обезьяна стала думать, размышлять и сумела с помощью камня расколоть кость, затем другую, а там оказался костный мозг. Затем они стали искать камни поострее.

Зачем они это делали?

(рассуждение детей )

Так ребята и появились первые орудия труда – РУБИЛА - заостренные осколки камня с двух сторон. А человекоподобная обезьяна превратилась в ЧЕЛОВЕКА УМЕЛОГО

Слайд 3-4-5

А раз климат изменился – стал более холодным, то что было необходимо для человека – умелого, чтобы выжить в усложнившихся условиях?

(рассуждение детей )

Да, им стало необходимым жилье. Но огонь они еще не могли добывать.

А жилье из чего они себе могли построить?

(рассуждение детей – из веток и стеблей растений, или устраивали жилье в пещерах). Жили также стадами, общались с помощью звуков и жестов.

Заполняем таблицу

Итак, мы с вами уже познакомились с двумя видами первых людей на Земле.

Как их называли ученые? (ответы детей )

Время шло, на планете становилось еще холоднее.

Как вы думаете, что было необходимо человеку, чтобы сражаться с холодом?

(рассуждения детей )

Правильно им была необходима одежда и огонь.

Человеку пришлось много учиться размышлять и на смену человеку умелому пришел ЧЕЛОВЕК-РАЗУМНЫЙ

Они стали умелыми охотниками, научились делать много новых орудий труда из камня, дерева и костей животных, а также оружие, которое облегчало им охоту (наконечники из камня, костяные иглы, каменный топор) .

А из чего они шили себе одежду?

(рассуждение детей – из шкур животных )

Научились они добывать и огонь. Сначала после грозы они собирали тлеющие угольки, приносили в жилище и с помощью их разводили огонь, подкладывая сухие ветки. Чтобы огонь не погас и день, и ночь дежурили по очереди, подкладывая ветки и сучья в костер.

Однажды после грозы, попробовав обожженные плоды и обгоревшие тела животных, они поняли, что поджаренное мясо намного мягче и вкуснее. Так они узнали еще одно полезное свойство огня – готовить еду.

Как вы думаете, что служило строительным материалом для жилья в то время?

(рассуждение детей – ветки , шкуры, кости животного, или пещеры)

Слайд 12-13-14-15

А чем они питались?

(рассуждение детей – растениями , ягодами, мясом, рыбой) .

Охотились мужчины. А собирательством занимались женщины.

Игра «Собери урожай»

Давайте посмотрим, кто из наших девочек окажется самой быстрой и соберет богатый урожай.

(девочки собирают красные круги, разбросанные по группе , победит та, у которой больше всего кругов. Игра заканчивается, когда все круги будут собраны)

На охоту и на рыбалку ходили самые смелые, сильные, ловкие, быстрые и опытные мужчины. Вот и мы с вами проверим, кто из наших мальчиков окажется таким. Они пойдут на рыбалку. Но пойдут те, кто самый первый отгадает мои загадки. Итак, первая загадка. Отгадывают только мальчики.

Как называлось первое орудие труда. (рубила) выходит первый отгадавший

Сметает на своем пути

Дома, деревья и кусты.

Яркий, рыжий, озорной,

Догадайтесь, кто? (огонь) выходит второй отгадавший

А теперь наши мальчики посоревнуются между собой за звание самого быстрого и ловкого в ловле рыбы.

Игра «Кто быстрее»

(мальчики вылавливают из емкостей рыбок, игра продолжается пока остальные считают до 10, победит тот, у кого в ведерке больше всего рыбок)

Молодцы!

Человек жил не один, а среди других людей.

Что нужно людям, чтобы понимать друг - друга? Как они общались? Собрался один на охоту, как позвать других?

(рассуждение детей )

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают) А можно голосом (дети показывают)

Сначала они общались с помощью звуков, но это было очень не удобно и тогда они придумали свой язык, то есть разные слова. Придумывали себе имена. (н. р «Зоркий глаз» )

Раз мы с вами путешествуем по прошлому , то давайте представим себя в роли человека того времени и придумаем себе имена. Вставайте в круг.

Игра «Придумай имя своё»

(дети по одному выходят в круг, называя свое имя)

Давайте вернемся к нашей таблице и заполним её.

Ребята, древние люди были и первыми художниками. На стенах пещер они рисовали разных животных, а еще человеческие фигурки, сцены охоты и другие события из жизни своего племени. Они еще не научились делать карандаши и краски, поэтому рисовали каменным углем и жидкой глиной, также сочными корешками и стеблями растений, а также острым камнем выцарапывали фигурки на стенах скал и пещер.

А теперь я предлагаю вам попробовать самим создать «наскальные» картины.

Индивидуальная творческая работа детей

(дети рисуют восковым мелком черного цвета на белом листе бумаги, затем каждый показывает свой рисунок и поясняет, что он изобразил).

В те далекие времена на Земле жили очень сильные и опасные звери и человеку приходилось иногда сражаться с ними.

Посмотрите на них.

Слайд 16-22

(по мере переключения слайдов небольшая беседа)

Заключение

Мы с вами познакомились с первыми людьми , живущими на Земле. Поэтому время, в котором они жили, называют ПЕРВОБЫТНЫМ.

На сегодня наше первобытное приключение заканчивается. Закрывайте глаза, наша машина времени отправляется назад в наше время. И мы снова окажемся мальчиками и девочками, живущими в нашем мире.

Итог : Как назывались люди, в которых мы с вами превращались (ПЕРВОБЫТНЫЕ)

Во что они одевались?

Что ели?

На кого охотились?

А где жили?

Как добывали огонь?

Хотели бы вы пожить в те времена?

Понравилось ли вам наше путешествие ?

Что больше всего запомнилось?

В следующий раз мы обязательно посетим людей прошлого и узнаем , чему же они еще научились.

Пояснительная записка к занятию .

Тема : «Путешествие в прошлое »

Занятие проводилось с детьми подготовительной к школе группы общеобразовательной направленности. Уровень психофизического развития детей соответствует возрастным показателям.

Данное занятие познавательного цикла носит обобщающий характер по лексической теме «Человек» . Оно построено в форме игры-путешествия , что соответствует ведущему виду деятельности дошкольников. Структура занятия состоит из трёх частей : вводная, основная и заключительная.

Цели, задачи и содержание занятия соответствуют требованиям программы «Истоки» по образовательной области «Познание » и возрастным возможностям детей .

Во вводной части использовала игровой приём (в виде «разгадывание кода для того чтобы запустить машину времени» ) для настроя детей на эффективную работу в течение занятия . Дети погружаются в прошлое . Они видят мир глазами человека иного времени, представляют себя первобытным человеком и решают проблемные вопросы. Создание игровых ситуаций, игровых проблем и внедрение компьютерных технологий способствовало повышению познавательного интереса и поддержанию активности детей на протяжении всего занятия .

В основной части применила игровые приемы для объяснения предстоящей работы, создание проблемной ситуации. Методика проведения данного занятия была направлена не только на познавательное развитие и развитие мышления, но и на эстетическое развитие, но и для развития мышления. На данном занятии для достижения поставленной цели дети использовали такие умственные операции, как анализ и синтез, мозговой штурм, сравнение и обобщение, а также применялся генетический подход в формировании линии развития объекта. Это позволило детям системно размышлять, выделять особенности рассматриваемого объекта в соответствии с эпохой его развития, а также возможности его преобразования. Для снятия психофизического и умственного напряжения ввела игровые моменты.

Занятие построено на основе личностно-ориентированных и гуманно-личностных подходах, что способствует ощущению каждого себя равноправным субъектом познавательного процесса .

Материал для занятия подобран по принципу от простого к сложному, деятельность детей организована на умении добывать и применять знания. Вопросы, проблемные ситуации требовали развёрнутых ответов и умозаключений. Содержание занятия способствовало осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.

В заключительной части занятия использовала интеграцию : рисование по принципу наскальной живописи, направленное на развитие креативности мышления.

Для придания эмоциональной яркости занятию использовала , музыкальные сопровождения, мультимедийное оборудование. В ходе подведения итогов использовался прием обыгрывания выполненного изображения и обмен впечатлениями. Занятие было построено так , чтобы вызвать у детей желание рассказать о своей работе, обосновать свой выбор.

Таким образом, для достижения цели и решения задач занятия мною были использованы социоигровые подходы, технология ТРИЗ, технология сотрудничества, интеграция видов деятельности, здоровьесберегающие технологии, а также соблюдение принципа психологической комфортности и принципа мини-макса знаний и представлений. Результативность данного занятия можно проследить по ответам детей в течение всего занятия . Это показатель высокого познавательного интереса воспитанников к новому материалу.

Считаю, что поставленные задачи решены, цель занятия достигнута .