НОД занятие-развлечение ко Дню Матери "Нет роднее дружка, чем родная матушка" для детей старшего дошкольного возраста ДОУ
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию занятие-развлечение, проводимое в прошлом году на праздник-День матери в старшей логопедической группе с детьми с общим недоразвитием речи.Развлечение прошло в тёплой атмосфере, с мамами и бабушками, очень по-семейному. Буду рада Вашим отзывам.
НОД в старшей логопедической группе по теме:
«Нет милее дружка, чем родная матушка», посвященное празднику Дню матери.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед приглашает детей в группу под мелодию песни о маме.
Читает стихотворение: «Загадка о маме»
Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом поутру прибирает?
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее в детский сад?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинила стихи?
Логопед подводит детей к теме занятия, приглашает пройти на свои места.
Основная часть.
Разминка «Вопросы о маме»
Кто для вас мама?
Кем была мама в детстве?
Как называется цветок, в названии которого есть и родная и неродная мать?
Как звали медвежонка, который потерял свою маму?
Какая мама носит своего ребенка в сумке?
У мамы было 8 детей, половина из них мальчики, сколько остальных?
(Перед детьми фото с мамами)
Логопед: Ребята, а кто хочет рассказать о своей маме.
Рассказы детей (домашнее задание)
2) Подготовка к завтраку. Комплекс утренней гимнастики. Артикуляционная гимнастика «» (картотека артикул. гимнастика).
3) Завтрак. Беседа «Даёт силы нам всегда витаминная еда» (Закрепить знания детей о рациональном питании. Закрепить соблюдение детьми правил питания).
4) Подготовка к прогулке. Беседа с детьми: о том, что делали вчера; какие планы на сегодня, пожелания детей. Картинки, иллюстрации «Помощь маме». Иллюстрации с изображением различных профессий. Д/и «Куриное семейство» (упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, развивать логическое мышление детей) Работа в книжном уголке «Закладка для книги».
5) Прогулка. Наблюдение за снегопадом (формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде) Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые) Труд - уборка участка от снега (учить собирать снег, ссыпать в определенное место) П/и «Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?» (продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; закреплять умение прыгать.
6) Подготовка к обеду. Чтение Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».
7) Обед. Беседа «Для чего мы едим?» (человек питается, чтобы жить) Пища - не только источник энергии, необходимый для деятельности человека, но и материал для роста и развития.
8) Подготовка ко сну. Полоскание рта после приема пищи.
9) Дневной сон.
10) Подъем детей. Босохождение по коврикам. Корригирующая гимнастика «Готовимся к рисованию (с использованием самомассажа рук) Закреплять умение самостоятельно одеваться, помогать друг другу. Дыхательное упражнение «Снежинки» (картотека артикул. гимнастика) Расставлять стулья в определенном порядке.
11) Полдник. Игра «Да, нет» (А чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила питания. Я вам буду сейчас читать правила, и если вы согласны со мной, то показываете мне зеленый сигнал карточки. Если нет – красный.)
12) Подготовка к ужину. Д/и «Какая музыка?» (развивать умение слушать музыку, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки) Мыть и протирать игрушки, строительный материал. Мыть расчески, раскладывать мыло. Конструирование «Постройка башенки и забора для птички, домика для собачки» (научить использовать полученные навыки и умения при постройке башенки и забора для птички, домика для собачки) Театрализация «На приеме у врача».
3) Ужин. Сюжетно - ролевая игра «Салон красоты» - мама собирается на праздник в детский сад. (Расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.)
Лексическая тема «Мамин день»
1. Побеседовать с ребёнком о празднике , спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день.
2. Научить ребёнка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме , бабушке, сестре и т.д.
Дидактические игры и упражнения.
Игра «Кому что нужно для работы»
Образование дательного падежа имён существительных:
Мама (какая?) – добрая, ласковая, заботливая …
Спросить про мамины руки, глаза, волосы.
Подбор родственных слов
Дидактическая игра
«Назови женскую профессию
»
Составь описательный рассказ о маме по плану
(приклейте в тетрадь мамину фотографию):
Упражнение "Назови слова-родственники"
Мама - мамочка, матушка, мамуля и т.д.
Бабушка - ...
Тетя - ...
Сестра - ...
Упражнение "Подбери признак"
Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная , красивая и т.д.
Бабушка (какая?) - ...
Сестра (какая?) - ...
Тетя (какая?) - ...
Упражнение "Посчитай"
Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек , ...
Одна сестра, две сестры, три сестры, четыре сестры, пять сестёр, ...
Одна тётя, две тёти, три тёти, ...
Упражнение "Скажи наоборот"
Бабушка старенькая , а мама - ...
Мама высокая, а ты - ...
Упражнение "Помощник"
Я мою сегодня пол - завтра я пол... (вымою) - вчера я пол... (вымыл).
Я стираю сейчас белье - завтра я белье... - вчера я бельё ...
Развитие мелкой моторики.
Нарисовать портрет мамы, бабушки.
Сделать поздравительную открытку для бабушки (тёти, сестры) в виде аппликации.
Развитие слуховой памяти, выразительности речи.
Выучить стихотворение (не менее 2-3, по выбору ребёнка).
В. Нестеренко
А) Мама, бабушка, сестра - все нарядные с утра.
Принимают поздравления, хоть у них и не день рожденья.
Каждой праздничный подарок и букет - он очень ярок.
А ещё сюрприз их ждёт - испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду , навели порядок всюду.
Мы забыли слово "лень", вот, что значит "Женский день"!
А сестра спросила нас: "Это будет каждый раз?"
Б) Бабушка наша очень добра,
Бабушка наша очень стара.
Много морщинок у бабушки нашей,
С ними она ещё лучше и краше.
Бабушка тёплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать её мы готовы часами ,
Что позабудет, подскажем ей сами.
В) Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю ,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу.
И ни разу,
И ни разу,
Ни словечка не скажу.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Расширение словарного запаса детей:
названия: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, утро, день, вечер, младенец, племянница, тетя, дядя, подарок, сюрприз, праздник, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан;
признаки: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, большие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная;
действия: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, жалеть, поздравить, дарить, мастерить, шить, вязать, вышивать.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»
Мама - (значит, ты чей? чья?) мамин (а),
папа - папин(а),
бабушка - бабушкин (а),
дедушка - дедушкин (а),
дядя - дядин (а),
тетя - тетин (а).
Образование простых причастий и прилагательных «Назови, какой?»
Жить - живущий,
расти - растущий,
любить - любимый,
уважать - уважаемый,
гладить - глаженый,
стараться - старательный,
заботиться - заботливый,
отдыхать - отдыхающий.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Дети - детки - деточки;
семья - семейка;
мама - маменька, мамулечка, матушка;
папа - папочка, папуленька, папулечка;
сын - сыночек, сынуля, сыночка;
дедушка - дедулечка;
бабушка - бабулечка;
дочь - дочка - доченька, дочуленька;
внук - внучек, внучок;
внучка - внученька;
сестра - сестричка, сестреночка;
брат - братик.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один - много»
Семья - семьи - много семей,
ребенок - дети - детей,
работа - работы - много работы (работ),
мама - мамы - мам,
папа - папы - пап,
дедушка - дедушки - дедушек,
бабушка - бабушки - бабушек,
сын - сыны (сыновья) - сынов (сыновей),
дочь - дочери - дочерей,
сестра - сестры - сестер,
брат - братья - братьев,
внук - внуки - внуков,
младенец - младенцы - младенцев,
цветок - цветы - цветов,
подарок - подарки - подарков,
праздник - праздники - праздников.
Склонение существительного «Закончи предложения»
У каждого малыша есть... (мама). Каждый человек любит свою... (маму). На свете очень трудно жить без... (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы... (маме). Я люблю гулять со своей... (мамой). Я очень горжусь своей... (мамой).
Лексический строй речи
Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой), что делает?»
Мама - веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;
бабушка - ... ;
дедушка - ... ;
папа - ... ;
брат - ... ;
сестра - ....
Построение монолога «Расскажи о семье по плану» (детям от 6 лет):
сколько в семье человек;
с кем живет ребенок (если неполная семья);
как зовут родителей (имя, отчество);
кем работают родители;
сколько лет брату (сестре);
в каком классе учится брат (сестра);
какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая..).
Поиск соответствующего понятия «Беседа о семье» (детям от 6 лет)
Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?
В первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
МИНУТКА ОТДЫХА
«Кто кому кто?»
Бабушка, бабушка, я чья дочка?
Ты Федина дочь, моего сыночка.
Мой папа большой, а совсем не сыночек.
Сыночек. Брат моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
Да разве у дочки мы были? У тети!
Тетю твою я в люльке качала...
Бабушка, стой, объясни-ка сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца?
Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!
А ты доводишься... Хитрое дело...
Бабушка, что-то у нас пригорело!
Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.
Я. Аким
Для мамы
Сказал мне папа: - Мила,
А ты не позабыла?
У мамы праздник! -
Знаю! Платочек вышиваю,
С каемкою, с цветами,
Своей любимой маме.
Г. Бойко
Март
Третий месяц у ворот -
Это к солнцу поворот.
Зимний сторож Снеговик
Ежится, мрачнеет.
Старый, к холоду привык,
Он в тепле худеет.
Верба за моим окном
Почки распустила -
Раньше всех в краю родном
Расцвести решила.
Принесу я ветку в дом
И на стол поставлю.
Завтра утром с женским днем
Маму я поздравлю.
Ю. Коринец
Мамин день
Все хожу, все думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?
Может, куклу? Может быть, конфет?»
Нет! Вот тебе, родная, в твой денек
Аленький цветочек-огонек!
Наталья Шулепова
Задание для индивидуальной работы с ребенком по теме «Мамин день»
Лексическая тема «Мамин день » . Звуки «Ж» и «З» .
1. Упражнение "Назови слова-родственники" - учимся подбирать однокоренные слова.
Мама - мамочка, матушка, мамуля и т. д.
Бабушка -.
2. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.
Мама (какая) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая и т. д.
Бабушка (какая) -.
Сестра (какая) -.
Тетя (какая) -.
3. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Одна бабушка, две,пять …
Одна сестра
Одна тетя
Одна мама
4. Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов.
Бабушка старенькая, а мама -.
Мама высокая, а ты -.
Сестра старшая, а брат- …
5. Упражнение "Помощник" на умение изменять глаголы по временам.
Я мою сегодня пол - завтра я пол. (вымою) - вчера я пол. (вымыл) .
Я стираю сейчас белье - завтра я белье. - вчера я бельё.
6. Рассказать ребёнку о том, где и кем работает его мама , чем она
занимается. Пусть ребёнок ответит на вопросы полным предложением, а затем составит рассказ о своей маме :
Как зовут твою маму? Где работает твоя мама ? Что она делает? Почему ты любишь свою маму?
Например : Мою маму зовут (Мария Васильевна) . Моя мама работает в поликлинике . Она детский врач. Мама лечит детей. Я люблю свою маму, потому что она добрая и заботливая.
7. Научите ребенка словам поздравления по плану :
Обращение; (Дорогая бабушка, милая мама, любимая сестричка)
Поздравление с праздником;
Пожелания.
8. Помогите ребенку понять смысл пословиц и поговорок, выучите несколько из них по выбору :
ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО.
НЕТ ЛУЧШЕ ДРУЖКА, ЧЕМ РОДНАЯ МАТУШКА.
МАТЕРИНСКАЯ ЛАСКА КОНЦА НЕ ЗНАЕТ.
БАБУШКЕ ОДИН ТОЛЬКО ДЕДУШКА НЕ ВНУК.
МАТУШКИН ГНЕВ, ЧТО ВЕСЕННИЙ СНЕГ : И МНОГО ЕГО ВЫПАДАЕТ ДА СКОРО РАСТАЕТ.
ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.
9. Нарисуй портрет мамы.
Публикации по теме:
Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В начале учебного года при проверке музыкальных способностей отмечается, что некоторые дети справляются с пропеванием данного звука, плохо.
Домашнее задание для родителей в старшей логопедической группе по лексической теме «Зимующие птицы». Звуки [З, З’]» Лексическая тема «Зимующие птицы» звуки [З, З’]. Задания 1. Подбери признак (не менее трех признаков): синичка (какая) - … голубь (какой).
Домашнее задание к лексической теме «Ходит осень по дорожкам. Овощи» Тема: «Ходит осень по дорожкам. Овощи». Советую дома 1. Прочитайте ребенку стихотворение: Падают, падают листья, В нашем саду листопад, Желтые,.
Домашнее задание к теме «Грибы» Тема: «Грибы». Понятие больше-меньше, поровну. Рекомендую дома: 1. Потренировать ребенка в произнесении названий грибов: съедобные грибы:.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ «НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ» МЫ РЕКОМЕНДУЕМ ВАМ: - вместе с ребёнком понаблюдать на улице.
Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши. Звук [и]» Тема: Домашние животные и их детеныши. Звук И 1. Знакомство с буквой и звуком И Пропись буквы И в тетради 2. Поучить: Буква И наискосок.
Лэпбук «Animals» Цель: обобщение и систематизация английской лексики по теме «Животные». Задачи: 1. Повысить познавательный интерес. 2.