Творческие задания на развитие танцевального творчества. Развитие танцевально-игрового творчества

Творческие задания на развитие танцевального творчества. Развитие танцевально-игрового творчества

Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» (в обработке В. Агафонникова), у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у них не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и т. д.

Приведенная ниже последовательность творческих заданий, как показали специальные исследования и опыт работы детских садов, наилучшим образом способствует творческому развитию детей".

На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю. Литовко; танцы смелых кавалеристов, музыка Е. Тиличеевой и т. д.)2- На втором этапе задания усложняют - развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей («Ворон», русская народная прибаутка; «Всем, Надюша, расскажи», белорусская народная песня, обр. А. Полонского; «Сапожник», чешская народная песня, обр. Ан. Александрова и т. д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей («Котик и козлик», музыка Е. Тиличеевой; «К нам гости пришли», музыка Ан. Александрова; «У медведя во бору», русская народная мелодия и т. д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе ребята выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца («На мосточке», музыка А. Филиппенко; «Жили у бабуси», русская народная песня; «Кто построил дом?», музыка Е. Тиличеевой и т. д.).

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в рит¬мике3. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Педагог должен особо позаботиться о создании благоприятных условий для обучения. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами, и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка (песня, инструментальная пьеса, имеющие название, эпиграф) занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально-игровые персонажи, составить элементы или целостную композицию танца. Начинать желательно с инсценировок песен, ярких по содержанию и динамике развития образов. Самые лучшие песни для таких заданий - народные («Где ты был, Иванушка?», обр. М. Иорданского; «Две тетери», русская народная песня; «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия и т. д.). Народные мелодии часто используются для составления танцевальных композиций, например: «Гопак», украинская народная мелодия; «Ходила младешенька по борочку», русская народная мелодия; «Петушок», латышская народная мелодия; «Выйду ль я на реченьку», русская народная мелодия и т. д.

Вместе с тем ребятам предлагают и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.

Музыкальное движение представляет особенный интерес в свя­зи с задачей развития творческих способностей. Он объясняется:

■ во-первых, «двигательной природой» детского воображения
(Л. С. Выготский);


■ во-вторых, максимальной доступностью движения под музыку

для детей па всех возрастных этапах, в том числе на ранних;

■ в-третьих, синтетической природой музыкально-ритмической
деятельности.

Вместе с тем важно отметить, что ребенок начинает импровизи­ровать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, вырази­тельных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками, т. е. если он готов к таким занятиям, обладает опытом осуществления подобной деятельности.

Таким образом, творческие проявления детей в ритмике связаны с их умением импровизировать под музыку на основе имеющегося запаса исполнительских движений.

Кроме того, творческие проявления детей в ритмике во многом обусловлены и рядом других факторов:

■ уровнем развития музыкального восприятия; степенью понима­ния ребенком особенностей развития музыкального образа;

■ качеством педагогического руководства творческими проявле­ниями детей в ритмике;

■ учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их склонностей и интересов.

Важен также подбор музыкального репертуара, поскольку он служит сценарием для творческих проявлений детей в ритмике, ведущее место в музыкально-игровом творчестве занимают про­граммные музыкальные произведения.

Для полноценного творчества ребенка в ритмике необходимо оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым:

■ музыкальным сопровождением;

■ костюмами и атрибутами;

■ музыкальными инструментами;

■ пространством для игр и танцев;

■ возможностью проявить самостоятельность (Г. А. Праслова и др.).

Для развития творчества в ритмике педагогами-музыкантами (М.Л.Палавандишвили и др.) рекомендуется последовательность творческих заданий, предъявляемых детям в несколько эта­пов.

Если в младшем возрасте самые лучшие песни для таких зада­ний - народные, то детям более старшего возраста предлагают и


1-й этап Детям предлагают создать музыкально-игровые образы в движениях отдельных персонажей, отражающие их повадки, особенности, либо имитировать игру на различных музыкальных инструментах и т. п. Педагог при этом дает образец движений, показывая несколько вариантов, из которых ребенок выбирает один, наиболее полно отвечающий, по его мнению, характеру музыки
2-й этап Перед детьми ставятся творческие задания, связанные с передачей динамики развития музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей или передачей характера музыки в различных танцевальных жанрах. Для обогащения творческих проявлений ребенка рекомендуется побуждать его к предварительной словесной характеристике музыкального образа, тогда творческий замысел становится ему более ясным, что помогает практически реализовать опыт усвоенных ранее музыкально-ритмических движений
3-й этап Детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей с контрастными характерами. При этом важно акцентировать их внимание не столько на изобразительной, сколько на выразительной функции движений.
4-й этап Детей побуждают к выполнению более сложных заданий: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца. Переход от подражания к самостоятельности требует от ребенка включения самоконтроля, волевых усилий, психологической раскрепощенности

классическую, и современную музыку. При этом дети должны знать, что сориентироваться в выборе движений для пластической импро­визации им помогут выразительные средства самой музыки: ее интонационно-образный строй, ритм, кульминации, спады, контра­сты и т. д.

Для развития творческих музыкально-двигательных проявлений предлагают также использовать задания на свободное дирижирова­ние (Г. А. Праслова и др.), в ходе которых дети жестами передают характер музыкального произведения, их штрихи, динамику, темп и т. д. Цель этих заданий - воспитание чувства соответствия движе­ний характеру музыки.


Обобщая, следует отметить, что в качестве критериев сфор­мированности творческих навыков детей в области ритмики выде­ляются:

■ самостоятельность в выборе музыкально-ритмических движе­ний, выразительность движений, нестандартность пластических средств выражения;

■ способность двигательно откликаться на переживания, выра­женные в музыке;

■ способность придумывать собственные музыкально-двигатель­ные композиции;

■ увлеченность процессом отражения музыки в движении.

Педагогические условия развития музыкально-игрового и танцевального творчества детей дошкольного возраста

«Самое лучшее, что есть в жизни –

это свободное движение под музыку»

В системе современного происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменением мировоззрения педагога и идеологии образования. Обновление содержания дошкольного образования привело к необходимости поиска новых форм взаимодействия педагога и ребёнка. Один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитания личности посредством музыкального искусства – это музыкально-игровая деятельность. В ней сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей. Музыкально-игровая деятельность дошкольников — это различные способы, игровые приемы, средства познания детьми музыкального искусства через игру, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Развитие музыкально-игрового и танцевального творчества осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Оно заключается в выразительной передаче детьми особенностей образа и во многом зависит от музыки, подсказывающей характерные движения и придающей им своеобразие и выразительность. По мнению, процесс детского музыкально-ритмического творчества может быть представлен схематично: музыка – переживания ребенка – создание им музыкально-игрового образа. В данном случае ребенок сначала выступает «как субъект, который воспринимает музыку, побуждающую его к действию. А затем как создатель новых форм движений, нового художественного образа». От степени увлеченности ребенка и понимания им поставленной задачи будет зависеть качество создаваемого им творческого продукта.


Возникновение и развитие музыкально-игрового и танцевального творчества детей зависит от качества педагогического руководства. Педагог должен создавать условия для приобщения детей к музыкально-игровой и танцевальной деятельности:

    создание эмоционально насыщенной атмосферы на занятиях; обогащение музыкальных впечатлений и музыкального опыта детей; формирование у детей определенных навыков и умений, связанных с музыкально-ритмической деятельностью; активизация интереса детей к созданию творческих замыслов; развитие у детей способности к оценке качества своего творчества и своих сверстников; применение педагогом активных методов, способствующих творческим проявлениям детей.

5 слайд (фото)

Рассмотрим более подробно музыкально-игровое творчество.

Играя, ребенок способен свободно выражать свои интересы, желания. В игре происходит творческая переработка пережитых ребенком впечатлений, на основе которых возникает новая идея, новый образ. Играя, дети сами сочиняют и напевают несложные мелодии, сопровождая ими игровые действия: например, сочиняют колыбельную, убаюкивая куклу, могут подпевать себе, исполняя танец, с удовольствием музицируют на детских музыкальных инструментах, передают разные образы персонажей. Важным педагогическим условием, способствующему самостоятельному созданию детьми музыкально-игровых образов, является ознакомление их с яркими музыкальными произведениями, отражающими жизненные явления, различные ситуации. Музыка – это организующее начало. Дети чувствуют ее выразительность, их движения подчиняются образному содержанию музыкального произведения. Музыка углубляет эмоциональное переживание ребенка в процессе творчества, помогает направлять их действия при поисках средств воплощения.

В целях развития музыкально-игрового творчества музыкальные произведения и связанные с ними игры необходимо постепенно усложнять. Сначала используются игры, состоящие из зафиксированных движений (например, народные хороводные), затем игры, в которых возможна движений и далее – игры различной тематики, в которых детям предлагается самим придумать построение движений. Если сюжет игры захватывает детей, они увлечены образами, то их действия становятся достаточно выразительными и естественными. Старшие дошкольники способны овладеть некоторыми закономерностями сюжетно-композиционного построения и могут выступать одновременно и в роли режиссера, и в роли актера, планируя ход игры, договариваясь о последовательности действий.

Таким образом, творческий характер действий детей выражается в восприятии и переживании музыки, в развитии игрового образа, в построении композиции игры, применении отдельных сюжетных движений. Ребенок находит нужные средства интуитивно, но главное состоит в том, чтобы он не просто изображал движения разных персонажей в определенной последовательности, а стремился выразить чувства музыки. И роль педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку в поиске средств выражения музыкально-игрового образа, адекватных музыкально-поэтическому содержанию произведения.

Использование педагогом творческих заданий придает обучению развивающий характер, это развитие осуществляется поэтапно:

    на первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, танцы веселых лягушат, передача образов скачущих зайчика, играющей кошки и т. д.); на втором этапе задания усложняют – развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей ("Ворон", русская народная прибаутка; "На горе-то калина"и т. д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп); на третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей ("Котик и козлик", муз. Е. Тиличеевой, "К нам гости пришли", муз. А. Александрова, "У медведя во бору", русская народная мелодия и т. д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.). на четвертом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца ("На мосточке", музыка А. Филипенко; "Жили у бабуси", русская народная песня; "Кто построил дом?", музыка Е. Тиличеевой и т. д.).

Развитию музыкально-игрового и танцевального творчества способствуют и специально написанные композиторами детские музыкальные игры-спектакли по мотивам народных сказок, а также произведений поэтов и писателей (, и др.) расев написал музыку к музыкальным играм-спектаклям «Снегурочка», «Теремок», «Три медведя». Ю. Слонов написал музыку на сюжет народной сказки «Аленушка и лиса». иличеева написала музыку к играм-сказкам «Скворцы и воробей», «Котята-поварята» и др.

9 слайд (фото)

Развитие танцевального творчества

В танцевальном творчестве дети опираются на те базовые умения и навыки, которые получили на музыкальных занятиях, поэтому очень важно обучить детей «языку движений». Не менее интересными могут быть детские творческие проявления, воплощенные в разнообразных формах:

    импровизация под музыку разного характера; простейшие танцевальные композиции на основе комбинирования знакомых танцевальных элементов; сочинение новых танцевальных композиций в условиях игровых ситуации.

10 слайд (фото)

Из многолетней практики, я пришла к выводу, что для развития творческих способностей дошкольники, прежде всего, должны накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться, добиваться навыка исполнения. Этот этап работы можно рассматривать как интенсивный тренинг. Поэтому уже с начала учебного года в разминку на каждом занятии включены все ритмические движения, которыми должны овладеть дети данного возраста к концу года. Эта часть занятия проходит разнообразно, с элементами творческих заданий под характерную музыку. («идем, как цапля по болоту, стряхивая воду с лапки», «скачем, как лошадка, зайка, белка», «виляем хвостиком, как лисичка», «идем как мишка», «бежим, как маленькая мышка, не слышно, на носочках» и т. д.) Как правило, творческие задания в танцах начинаются с простых импровизаций, различных переплясов и двигательных игр для детей. Мой опыт показывает, что лучше использовать пьесы, написанные в двухчастной форме с многократным повторением. Для детей старшего возраста я могу предложить и более сложные задания: часть танца придумываю я, вторую часть – дети. Или, например, полька: на первую часть все выполняют галоп, на вторую часть каждая пара (если это пара) придумывает свое движение. И всегда говорю детям: «Главное – очень внимательно слушать музыку, она обязательно подскажет, какое движение выбрать: меняется мелодия – меняется движение, повторяется звучание – можно повторить и движение». Надо помнить всегда о том, что двигательная импровизация возможна только на основе свободного владения своим телом, т. е. тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения.

Как и музыкально-игровое, танцевальное творчество развивается поэтапно:

    первый этап – это упражнения с воображаемыми предметами – мячи, скакалки, снежки, и др. Здесь приемлемы игровые упражнения типа «Зеркало», «Угадай, что мы показываем»; второй этап – это упражнения-пляски (парные перепляски, когда девочки танцуют одно характерное движение, а мальчик, на вторую часть музыки исполняет другое, и так до тех пор, пока у одного из них не иссякнет запас движений. Когда все движения использованы, приходится придумывать свои собственные, чтобы не проиграть соревнование); Третий этап – сочинение детьми собственной композиции танца в разных жанрах (вальс, полька, народная плясовая); Четвертый этап – детей подводят к сочинению различных танцев, используемых в игровых ситуациях, либо при драматизации литературных сюжетов, либо постановке праздничных номеров.

Творческая активность детей во многом зависит от тех условий, которые созданы для обучения. Это:

    отбор соответствующего высокохудожественного музыкального репертуара; обогащение музыкального и жизненного опыта детей; развитие музыкальных способностей.

Творческие проявления могут формироваться не только в условиях обучения на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности на основе применения творческих заданий, стимулирующих возникновение танцевальных и музыкально-игровых ситуаций, совместного участия педагога и детей в творческой деятельности.

При формировании танцевального и музыкально-игрового творчества важным является индивидуальный подход к детям, а также организация и оборудование предметно-пространственной среды, окружающей ребенка. Это применение разнообразных пособий, атрибутов, элементов танцевальных костюмов и др. Необходимо установление связей с семьей, поскольку именно в семье возможно продолжение и реализация творческих замыслов ребенка. Родители и педагоги должны вместе поддерживать стремления и интересы детей проявить свои способности в разных видах музыкальной деятельности.

В процессе танцевально-игрового творчества реализуются многие задачи, которые указаны в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС дошкольного образования: становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений и др., поэтому крайне важно каждому педагогу совершенствовать свои знания и умения в этой области.

Пьянкова Нонна Валентиновна

музыкальный руководитель

МДОУ №7 «Теремок» г. Коряжма

«Развитие творчества детей в процессе игрового танца»

Танцевальная деятельность способствует развитию творческого потенциала детей и в целом содействует их эстетическому воспитанию.

Многие ученые и педагоги анализировали роль танцевальной деятельности в эстетическом воспитании. Анатолий Фомин ввел понятие «игровой танец», который характеризуется ситуативной изменчивостью, импульсивностью, насыщенной импровизацией, в отличие от зрелищного танца, где обычно доминирует заданная форма. В игровом танце у ребенка происходит целостное видение, чувствование образа, в то время как в зрелищном танце педагог передает исполнителю лишь фрагментарное видение образа (роли).

Игра и движение - любимые занятия детей. Именно это и определило тему для работы, которая звучит «Развитие творчества детей дошкольного возраста в процессе игрового танца».

Изучив различные программы по музыкальному воспитанию детей, раздел «Музыка и дети» программы «Детство», литературу и периодические издания по этому вопросу, я остановилась на разделе «Музыкально - ритмические движения», в частности меня привлек- танец. Работа по обучению детей танцу направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость. Основной целью занятий является пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство детей с танцевальной культурой своего народа и народов других стран; развитие образного мышления и воображения.

Перед собой я поставила цель и определила задачи работы.

Цель:Развивать творческие способности дошкольников посредством игрового танца

Задачи:

    Создавать условия для развития способностей детей дошкольного возраста;

    Развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала детей дошкольного возраста;

    Познакомить с историей возникновения и развития танца от истоков до наших дней;

    Организация полноценной культурно – досуговой деятельности;

    Привитие навыков здорового образа жизни, снятие мышечного и психологического торможения за счёт танцевального движения.

Я стала целенаправленно работать в данном направлении:

    Изучила литературу.

    Предлагаемые программы по обучению детей дошкольного возраста искусству хореографии.

    Опыт работы разных педагогов по данному вопросу.

    Провела диагностику с детьми по выявлению уровня развития музыкальных знаний, умений и навыков.

И пришла к выводу, что детей в дошкольных учреждениях учат танцевать только зрелищные танцы, которые необходимы для выступлений на утренниках, тематических праздниках, конкурсах фестивалях. И поэтому продуктом именно такого танца является - форма, а не сам процесс сочинительской и исполнительской деятельности.

Работа по данной теме формирует у дошкольников навыки танцевальной техники, превышающие базовую образовательную программу, поэтому развитие творчества детей в процессе игрового танца было организовано на занятиях кружка «Топотушки». Работа осуществляласьпо трём этапам, соответствующим возрастным периодам дошкольного возраста.

    подготовительный (средняя группа) На пятом году жизни формируется навык ритмического движения в соответствии с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуют танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.

Значительная часть занятий 1-го года обучения посвящена азбуке музыкального движения. Сюда входят различные виды ходьбы, знакомство с некоторыми рисунками танца, упражнения и игры, развивающие гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности. Наряду с этим в план включены сюжетные, игровые и народные танцы, развивающие в детях эмоциональность, воображение, актёрское мастерство.

    основной (старшая группа) На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться более подвижным. Успешно овладевает Основными движениями, у него хорошая координация в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Проявляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

    этап совершенствования (подготовительная группа)

Дети седьмого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходитьи бегать: легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельностроить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами;выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения(выставлять ноги вперёд на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружитьсядвигаться вперёд); способны передавать игровые образы различного характера.

Организация занятий выстраивается согласно методических рекомендаций по проведению музыкальных занятий. Занятия хореографией проводятся со средней группы, 1 раз в неделю, во второй половине дня, после дневного сна. Продолжительность занятий соответствует возрастными особенностями детей 4-7 лет 20 минут, 25 минут,30 минут соответственно.

Структура занятия: I часть - задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.II часть - задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.III часть - музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов, приемов и средств. Формы можно условно разделить на основные, дополнительные. К основным формам относятся: прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей в Доме Культуры, музыкальные представления в Детской Школе Искусств, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время. Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные. Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей дошкольного возраста. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Приемы:показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет; выразительное исполнение движения под музыку; словесное пояснение выполнения движения; внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка; творческие задания.

В своей работе наиболее целесообразно применять методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве.

Хореографическая деятельность во время занятия включает выполнение следующих заданий:

музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

пляски: парные народно-тематические


игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические


хороводы:


построения, перестроения


упражнения с предметам: шарами, мячами, цветами, ложкам и др.

задания на танцевальное и игровое творчество


Об успехах детей свидетельствуют положительные отзывы родителей, высокая посещаемость занятий, активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада, участие в городских конкурсах и фестивалях: открытие малых олимпийских игр в ДОУ; открытии конкурса чтецов в ДОУ; городской фестиваль «Созвездие талантов»; городской фестиваль творчества детей – инвалидов «Зажги звезду»; городской фестиваль близнецов; городской фестиваль «Крылья надежды».

По окончании работы я провела диагностику и сравнила ее с результатами начальной диагностики по тем же критериям.

Двигаться под музыку, в соответствии с её характером, ритмом и темпом;
- начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
- исполнять движения, сохраняя при этом правильную осанку;
- различать различные жанры музыкального сопровождения (хоровод, марш, полька и др.);
- овладеть различными видами танцевальных шагов (бодрый шаг с носка, притопы, танцевальный бег, подскоки и др.);
- овладеть правильными позициями ног и положением рук;
- уметь исполнить движения и танцевальные композиции хоровода, народных плясок.

Полученные результаты имеют положительную динамику. Уменьшился % низкого и среднего уровня развития, появился высокий уровень развития детей.

Подводя итог работы в кружке «Топотушки» можно сказать, что она прошла не зря. Игровые танцы, разученные с детьми могут быть представлены:

1. Самостоятельным занятием и полезны мне как музыкальному руководителю.

2. Танцминутками, включенными в занятия физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического и познавательного цикла, используемые воспитателями для снятия мышечного напряжения детей.

3. Педагогу-психологу на занятиях вербального типа, т.к они направлены на раскрепощение личности ребенка.

Творческих

успехов!!!

Разделы: Работа с дошкольниками

Музыкально-ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть способности детей, развить слух, чувство ритма, научить воспринимать язык музыкальных образов.

Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, повышается жизненный тонус ребенка, улучшается осанка. Всё это создает у детей радостное и бодрое настроение. При выполнении ритмических движений дети проявляют активность, инициативу, находчивость, реализуют свои творческие способности, совершенствуют музыкально-эстетические чувства.

Более 20 лет работая с дошкольниками, углубленно внедряя данную тему, уже с ясельной группы начинаю работать над плавностью рук, учу передавать элементарную ритмичность в основных, образных и танцевальных движениях. На занятиях и в свободной самостоятельной деятельности детей помогаю детям ориентироваться в образных движениях, танцевать с предметами, нацеливаю на творчество, ставлю детей в такие условия, когда они должны проявить активность, находчивость, инициативу, решительность. Любое занятие, выраженное через игровые моменты, становится интересным для детей, будит их воображение и нацеливает на творческое начало. На любом занятии можно «полететь» на ковре-самолете или облаке, встреть какой-то интересный образ (будь то, животное или солнечный зайчик) и передать все это в движении, фантазируя и сочиняя. Иногда такие игры в «Сочинялку» рождают интересные сказки и разные образы. В тесном контакте работаю с воспитателями, специалистами по физвоспитанию, родителями, которые помогают:

  • не тратить на занятиях время на разучивание элементарных движений (поскоков, прыжков, легкого бега и т.д.);
  • более основательно послушать музыкальные фрагменты к данным образам, танцам, сюжетам, движениям;
  • провести беседу о прослушанной музыке (если необходимо, сделать рисунки);
  • выучить необходимые слова, стихи к данному образу;
  • подготовить атрибуты, костюмы.

Согласитесь, что это очень большая помощь! Зато высвобождается время для работы над пением, движениями и другими видами деятельности.

Основное моё требование к качеству движений – это их слитность с музыкой. Чем качественней эта слитность, тем точнее движения передают развитие музыкальной речи, тем музыкальнее, выразительнее ритмические движения. У музыки и движения есть много общего: это темп, динамика, ритм, художественный образ. Поэтому так важно тщательно подбирать музыку для создания образов, которая не только должна нравиться ребенку, побуждая его к движению. Музыка должна быть понятной детям, разнообразна по жанру, стилю исполнения и, конечно, художественно-этична.

Дети узнают, что движения должны соответствовать характеру музыки, а выразительность музыкально-игрового образа зависит от того, в какой степени их движения соответствуют всем особенностям музыки, развитию музыкальных образов. Особое внимание уделяю музыкально-танцевальному творчеству детей. Без этого творчества немыслима работа над эмоциональностью, выразительностью образов в танцах.

Музыкально-танцевальное творчество проявляется в сочетании детьми знакомых элементов танца, в импровизации собственных движений, в сочинении простого танца, в этюдах-придумках. Например, я задаю пресловутое задание: импровизация танца Осенних листочков и эта импровизация может превратиться в сочинении новой сказки в движениях: здесь появляются не только листики, но и ветер, деревья, пеньки и коряги, дождик и лесные обитатели (от знакомых лисичек, медведей до муравьев и букашек). Дети очень любят фантазировать, важно только дать им толчок, давая всякие задания, нацеливая их на этюды. Ребята вначале осваивают элементарный язык жестов («прошу», «не надо», «иди скорей» и др.), характерные движения людей («плаксы» или «веселого клоуна»). Через этюды, творческие задания и игру дети проявляют свои способности, сочиняют и импровизируют, если у них есть багаж музыкально-ритмических движений. Поэтому много внимания уделяю развитию основных движений, упражнений на развитие мышечного чувства, развитию чувства ритма, координации движений. Часто использую на занятиях и в самостоятельной деятельности разминку-игру. В ней сочетаю, как упражнения для различных мышц рук, ног, головы; разные виды ходьбы, прыжков, бега, так и элементы народных и современных танцевальных движений, ориентировку в пространстве. Всё это, конечно, провожу через игру (например, «Веселый поезд» с интересными станциями-остановками, игры-путешествия; игры-приветствия и т.д.). В подготовительных упражнениях дети накапливают опыт связи музыки определенного характера с различными движениями, опыт выразительных жестов и мимики. А без этого невозможно детское творчество. Здесь необходимо помнить о том, что во время творчества детям, на мой взгляд, нельзя делать замечания (кто лучше исполнил, кто не смог придумать и др.). Главное, «не спугнуть» творческое начало ребенка, пусть самое неумелое и «корявое», не устраивать «соревнования» по творческим навыкам. Пусть ребенок получает удовольствие, что он двигается под музыку, сочиняет сам! Можно только помочь выбрать правильный цвет платочка, шарфика, цветочка, который поможет данному образу, полетности мелодии и т.д. Большим подспорьем служат костюмы, добавляя и украшая образ. Люблю использовать в работе не конкретные костюмы («Бабочки», «Клоуны», «Снежинки»), а «собирать» костюм из отдельных элементов (пелерины, юбочки, рукава на резинке, крылья, шляпки и др)., из которых дети сами составят свой образ.

Подготовкой к музыкально-двигательному творчеству признано обучение детей танцам и отдельным движениям. Все детские танцы можно поделить на несколько типов.

На долю первого приходится большая часть репертуара. Это пляски, подобные народным бытовым танцам, которые исполняются, как правило, в круговом построении, часто парами. Главное достоинство этих детских плясок в том, что они построены на движениях народного танца. Своеобразная форма и значения позволяют создавать интересные и содержательные композиции (например, танец «Балалайка», танец «Веселые ребята» и др.). В процессе разучивания народных танцев, я провожу предварительную работу: в так называемую, разминку включаю блок народных движений. Чем больше диапазон движений у детей, тем интереснее творчество свободного танца, которое я даю через 2-3 занятия овладения народными движениями. Дети сами предлагают свои придуманные движения. Затем я разучиваю танец, где использованы уже знакомые движения. Так, ребята с большим вниманием слушают рассказ об эпохе танца (как двигается девочка в танце – показ ее стати, плавности, величавости, и как двигается мальчик – он демонстрирует удалость, гордость), здесь уместно чтение стихов, прибауток, потешек.

Другой тип плясок – это так называемые, образные или характерные танцы (например, Петрушек, Снеговиков и др.). В них, благодаря наличию конкретного образа и преимущественному использованию изобразительных движений, характерных для пластики того или иного персонажа, происходит определенное перевоплощение, которое оживляет исполнение детей и наполняет его некоторым смыслом. В творческих танцах подобного типа для детей и творчества остается лишь сфера индивидуальной манеры воспроизведения того или иного образа. Например, перед разучиванием танца Клоунов, я даю детям задание: показать движения, характеризующие этот образ, его настроение, мимику. Так, при творческом этюде рождается будущий танец из движений, придуманных детьми. Тоже можно сказать и о многих других танцах: «Танец Фонариков», «Фрейлин с веерами», «Воробушков», «Золотых рыбок» и др.

Существует такая разновидность творческих танцев, как танцы с сюжетным построением – это очень яркая форма художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей, как исполнителей, так и зрителей. Привлекательность его обусловлена образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общению между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в танце создается игровая ситуация, которая побуждает детей к музыкально-двигательному творчеству. Сюжетное развитие помогает ребенку увидеть в танце особую форму повествования и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание.

Подготавливая детей к исполнению, например, танца «Чарльстон», я рассказываю о времени этого танца, характерных движениях, которые танцевали наши прабабушки, и выдумываю интересную историю, раскрывающую сюжет танца. Дети живо откликаются на своеобразный «диалог» танца своими движениями. Так появляется интересный и кокетливый танец. Также ребята любят рассказ о плавании моряков в далекие страны, их отдыхе на палубе корабля – в танце «Морячка»; с удовольствием дети изображают «Барышень и гусаров», а также подражать великому комику в танце «Чарли», а танец «Маленькая страна» они готовы танцевать несколько раз подряд, при этом напевая любимую песню.

Следовательно, особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития у детей музыкально-двигательного творчества. И, как результат, танцевально-ритмическая деятельность детей проявляется на вечерах развлечения, утренниках и других формах досуга.

К постановке детского танца стараюсь подходить дифференцированно, согласно возможностям и желанию самих детей, а также исходя из задач педагогического процесса, сезонных требований и обстановки. Так, например, слушая классическую музыку, появляются танцы «Фонариков», «Фей», «Танец феи леса и пажей», «Фрейлин с веерами» и др., дети сами фантазируют свой танец Принцесс на музыку «Менуэта» Боккерини. Играя в оркестре на детских инструментах под русскую народную музыку, ребята готовят ритмический рисунок будущего «Танца с ложками», «Танца с бубнами». В игровой деятельности они используют образные движения, жесты, пантомиму, мимику, этюды, которые затем помогают в создании танцевального сюжета. Многие музыкально-дидактические игры нацелены на развитие ритмического слуха («Ритмическое лото», «Повтори ритм», «Цыплята и петушок», «Веселый кубик» и др.), а также на развитие образного мышления и творчества («Фантазия», «Сочиняйка»), танцевального творчества, логики, мышления, быстроты реакции («Замри», «Покажи сам»), пение помогает раскрыть сюжет танца, его колорит, показывает раскрытие творческого потенциала ребенка. Очевиден творческий характер всех видов музыкальной деятельности.

Следовательно, одно музыкально-двигательное творчество не может решить задачи музыкального воспитания. Это возможно только в комплексе различных форм и видов музыкальной деятельности, тесно связанных между собой: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры. Представленная схема (Рисунок) «Музыкально-ритмические движения» дает полную картину разнообразия форм работы по данной теме.

В процессе организации праздников и развлечений и углубленной работы над темой, мною разработано пособие («Танцевальная карусель»), где представлены более 60 авторских танцев и музыкально-ритмических композиций. Данный материал (1 часть) был представлен на II Всероссийском фестивале дошкольников и младших школьников «Понарошкин мир» в 2002 году и получил диплом и звание лауреата в номинации «Образовательный проект».

В Приложении представлены лишь некоторые танцы из сборника «Танцевальная карусель». Работа над танцами не окончена, она продолжается. Дети, которые приходят и через несколько лет выпускаются в школу, дают мне новый полет фантазии для творчества. Надеюсь, это еще долго продлится, чего и всем желаю.