Название дошкольному учреждению детский сад дал. Когда и где появились первые детские сады? Современный детский сад в России

Название дошкольному учреждению детский сад дал. Когда и где появились первые детские сады? Современный детский сад в России

Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852).
Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала над материальным. Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного. Цель воспитания - выявление заложенного в ребенке божественного начала, присущего всем людям. Именно такое толкование Фребель дал и принципу природосообразности. Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в нем качества.
Вместе с тем Фребель пропагандировал ценную и важную мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей жизни. Придавая огромное значение дошкольному воспитанию, он считал игру основным средством развития, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка. Исходя из природных особенностей детей, Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении е другими детьми необходимо воспитывать его в обществе сверстников. Он дал глубокое педагогическое обоснование этой идеи и многое сделал для ее популяризации и широкого распространений.
Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться, высокая оценка значения целенаправленного педагогического воздействия.
Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Он значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом. Фребель детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Много ценного содержалось в предложениях Фребеля о работе детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага).
Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений. Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.

Детский сад – это образовательное учреждение для детей до 6-7 лет, которое призвано осуществлять подготовку детей к школе, а также оказывать помощь родителям по присмотру за детьми в дневное время. Появление данного социального сервиса было связано с целым спектром процессов и трансформаций, которые происходили на рубеже 19-20 вв.

Галина Шубина «Детские сады и ясли - нашим детям!», 1955.

Во-первых, с развитием капитализма,промышленной революцией и массовым распространением женского наемного труда. Социально-экономические изменения в 19 веке сопровождались вовлечением женщин в производство и трудовую сферу. Именно в этот период женщинам в Европе было гарантировано право на труд и самостоятельное управление своим заработком. Их активное участие в этом процессе было возможно при создании условий для совмещения двух видов деятельности – материнства и трудовой деятельности. Эти дополнительные социальные сервисы позволяли производителям использовать потенциал женской рабочей силы.

Во-вторых, с развитием движения за женские права (начиная с «первой волны феминизма») . Вовлечение женщин в сферу производства закономерно вызывало вопросы создания «нормальных» условий труда и социальных гарантии, которые бы поддерживали женскую эмансипацию и позволяли женщинам иметь также свободный доступ к трудовой сфере, а соответственно и материальным ресурсам. В традиционной системе», где мать не работала и занималась преимущественно заботой о доме и ребенке, не было необходимости в детских садах и других учреждениях и сервисах общественного воспитания. Однако движение женщин за свои права предоставило им право на образование и труд и, соответственно, экономическую независимость и доступ к общественной сфере. Актуализировались три проблемы: совмещения материнства и работы; гарантии равного доступа к устройству на работу; а также необходимость перестройки и более равноправного распределения обязанностей по уходу за ребенком в семье.


В-третьих, с развитием социальных движений и идей по преодолению бедности и социально-экономического неравенства. Именно в период с конца 19 и начала 20 века активно внедряются и развиваются доступные общественные учреждения воспитания, которые предоставляют возможность более бедным слоям, а особенно женщинам-работницам, снизить затраты на содержание детей, а также предоставить детям возможности на образование.

Однако при этом важно отметить, что причины появления детских садов, особенности их существования имеют свои «подводные камни», которые я также попытаюсь осветить в данной статье.

История появления детских садов

Первые прототипы детского сада стали появляется в Европе в начале 19 столетия. Хронологически кратко историю появления детских садов можно представить следующим образом:

Создан первый прототип детского сада в шотландском городке Нью-Ланарка. Садик был создан фабрикантом Робертом Оуэном для детей рабочих своей фабрики.

Самуил Уильдерспин открыл похожий детский сад для детей рабочих, ремесленников, крестьян в Лондоне.

В 1923 году С.Уильдерспин, основываясь на своем опыте работы с детьми, написал работу « О важности воспитания детей бедняков».

Данный прототип детского сада положил начало распространению детских садов и учреждений дошкольного типа по всей Великобритании:

в 1904 году в Бирмингеме открылся первый народный детский сад, который в 1917 г. получил название «школа-ясли»;

в 1918 г. английское правительство официально разрешило открывать или поддерживать дошкольные учреждения для детей от 3 до 5 лет.

Немецкий педагог Фридрих Фрёбель придумал само название «детский сад» и организовал «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге. Однако данное учреждение просуществовало всего 7 лет, и было закрыто из-за недостатка средств. При этом к 1847 году уже существовало 7 подобных детских садов на территории Германии. В 1850-х Фрёбель открыл еще один детский сад в Мариентале, однако в 1851 году по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть социалистической системы Фребеля, якобы имеющей целью вести юношество к атеизму.

Детский сад в Дрездене, 1900. Фотограф Gisela Frei .
© DeutschesHistorisches Museum

Формируется система общественного дошкольного воспитания во Франции под влиянием идей и деятельности Полины Кергомар, которая, работая в Министерстве образования, в течение 20 лет руководила дошкольным образованием.

Мария Монтессори открыла свое первое дошкольное учреждение для детей рабочих в Риме. Опыт двухлетней работы, этого учреждения она опубликовала в 1912 г. в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», где изложила свою систему дошкольного воспитания.

Также в этом же году Овидом Декроли в Брюсселе была открыта школа для детей от 3 до 18 лет.

Проекты Монтессори и Декроли продолжают существовать до сегодняшнего дня.

На женской конференции в Бремене Клара Цеткин предложила план реформы школьного дела - план создания единой светской, государственной бесплатной школы от детского сада до высших учебных заведений.

Мария Монтессори

Социально-экономические трансформации, отмена крепостного права в 19 в. в России оказали влияние также на изменение социально-экономического положения женщин. Детские сады особенно были необходимы для работающих женщин в городах.

Первые детские сады появляются в России в 60-е гг. XIX века. Однако, они были частными и дорогостоящими, поэтому были не доступны для простых людей. Первый же бесплатный детский сад создается лишь в 1866 г.благотворительным учреждением при «Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга». Сад был открыт благодаря активной деятельности Аделаиды Семеновны Симонович. Однако в связи с финансовыми трудностями он был вскоре закрыт.

Следующий бесплатный народный детский сад появляется в 1894 г. Он открывается Петербургским фребелевским обществом содействия первоначальному воспитанию на средства фабрикантов для детей фабричных рабочих и беднейшего городского населения. В 1897 г. этим обществом был открыт второй фабричный народный детский сад. В этом же году в Петербурге открылся народный детский сад Е. П. Калачевой.

Важно отметить, что существование всех народных детских садов в досоветский период сталкивалось с постоянными трудностями финансирования. Поэтому их количество было не велико, и находились они преимущественно в крупных городах. Наибольшее развитие детские сады на нашем пространстве получили в Советский период, что было связано с трансформациями в сфере семейно-брачных отношений.

В Советском Союзе женщины также активно использовались как экономическая, политическая и социальная сила. При этом материнство мыслилось в терминах гражданской обязанности по воспроизводству и социализации советских граждан. Соответственно государство проводило политику социальной поддержки материнства и охраны здоровья женщины. Чтобы разгрузить женщин от тяжкого «домашнего рабства», государство стало создавать систему ясель, детских домов и пунктов общественного питания. Детский сад позволял раньше выйти на работу, быть активно включенной в общественную деятельность.

Начиная с самого момента становления Советского государства, принимается ряд важных нормативных документов, которые регламентировали деятельность детских садов: «Декларация по дошкольному воспитанию» (1917), «Инструкции по ведению очага и детского сада» (1919), «Программа работы детского сада» (1932-34), «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детского сада» (1938), «Типовая программа воспитания в детском саду» (1978, 1984). Эти документы определили основные принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

Количество детских садов и детей в них в период с 1925 по 1928 гг.

Сельская местность

Число учреждений

Число детей

Число учреждений

Число детей

Число учреждений

Число детей

В 1937 г.были введены ведомственные детские сады ,в в 1959 г.создается новый вид дошкольного образовательного учрежденияясли-сад , где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет.

Также в связи с проблемами послевоенного периода, большими потерями мужского населения в 1949 г. был принят специальный указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому плата за содержание в детских садах и яслях детей для одиноких матерей снижалась на 50%.

Постепенно все большее внимание стало уделяться развитию сети детских садов в сельской местности: были введены «Положение о колхозном детском саде» (1954) и постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах» (1973).

Размышления и комментарии

Следует отметить, что первоначальное появление детских садов будь то в Европе или Советском Союзе вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны, появление такого рода социальных сервисов позволило женщинам выйти из приватной сферы, получить образование, ходить на работу и получать ресурсы для самостоятельного выживания, ухода от экономической зависимости от мужчины. Важно отметить, однако, что частичное освобождение женщины от заботы о ребенке служило целям экономического использования её как рабочей силы. Детские сады создавались не для того, чтобы помочь женщине, но для того, чтобы помочь государству использовать женщин как трудовой ресурс. Общественное рассматривалось как доминантное по отношению к приватному и частному. Ребенок воспринимался не как личное дело родителей, но дело общественное и государственное. Соответственно материнство представало как гражданская обязанность. В таком случае детские сады, «освобождая» женщину из приватной сферы, по сути, поддерживали систему трудового угнетения и эксплуатации женщин.

Существование детских садов как социального феномена достаточно неоднозначно. Однако мне бы хотелось подчеркнуть их позитивный потенциал.Появление детских садов все же стало элементом «освобождения» женщины, дало возможность совмещать материнство и общественную активность. Также бесплатные общественные детские сады оказывали значимую помощь для женщин из бедных «слоев».

В марте 2013 г. мне удалось побывать на конференции, организованной украинской феминистской инициативой «Феминистическая Оффензива». Особый интерес помимо самой конференции представлял один момент, а именно детский уголок. Так организаторки конференции приняли решение создать детский уголок, где участницы и слушательницы конференции могли оставить детей под присмотром .

Подобный опыт позволяет на практике увидеть важность и необходимость социальных сервисов в усилении общественной активности женщин. Детские сады становятся хорошей помощью и подспорьем для родителей по воспитанию детей. Соответственно возможно детские сады и особенности их функционирования требуют определенного пересмотра и анализа.

При этом речь не идет о некой утопии. Взять хотя бы опыт Швеции, где детские сады также являются важным элементом социальной инфраструктуры .Группы в детских садах состоят из 5-6 детей, а стоимость за детский сад привязана к доходам родителей (и составляет от 1 до 3% от дохода).При этом охват детей составляет около 80% вне зависимости в городах или в сельской местности. Отсутствуют очереди в детские сады, место гарантировано каждому желающему. Сама организация детских садов не вызывает нареканий у родителей и представляет собой пространство, направленной на развитие личности каждого ребенка. Отношение воспитателей к детям носит характер не иерархического отношения – действует принцип переговоров.

Источник http://nmnby.eu/news/analytics/5135.html

Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными.

Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители. Направление воспитательной работы и подбор персонала всецело зависели от лиц, содержавших детские сады.

Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля.

Появилось и несколько детских садов, где на основе принципиальных высказываний выдающихся русских ученых и педагогов велись поиски новых путей дошкольного воспитания. Например, уже в 60-е гг. XIX веке большая экспериментальная работа велась в Петербурге в детском саду супругов Я.М. и А.С. Симонович.

В целом развитие дошкольных учреждений в России шло крайне медленно. Государственные ассигнования на дошкольное воспитание были ничтожны. В государственном бюджете Российской империи на 1913 г. по статье "Занятия с детьми дошкольного возраста" предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 копейки в год. К октябрю 1917 г. в стране имелось всего около 280 детских садов, сосредоточенных в крупных городах, из них 250 - платные.

Такое положение дошкольных учреждений в дореволюционной России вполне закономерно. Перед ними и не ставилась задача организации воспитания детей широких народных масс. Правительство рассматривало детские сады лишь как учреждения для помощи буржуазному семейному воспитанию или для призрения сирот.

В.И. Ленин, говоря о детских садах и яслях в буржуазном обществе, так охарактеризовал причины их жалкого положения: "Эти средства не новы. Они созданы (как и все вообще материальные предпосылки социализма) крупным капитализмом, но они оставались при нем, во-первых, редкостью, во-вторых, - что особенно важно - либо торгашескими предприятиями, со всеми худшими сторонами спекуляции, наживы, обмана, подделки, либо "акробатством буржуазной благотворительности", которую лучшие рабочие по справедливости ненавидели и презирали".

Дошкольное воспитание в России существовало и развивалось лишь благодаря энтузиазму педагогов, среди которых следует выделить А.С. Симонович, Е.Н. Водовозову, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихееву.

У каждого рожденного в Советском Союзе свои воспоминания о детстве. И, пожалуй, одни из самых ярких (причем, не всегда положительных) – воспоминания о детском садике. Кто-то вспоминает детский сад с удовольствием и светлой ностальгией; у кого-то он ассоциируется с ненавистной манной кашей, обязательным дневным сном в самое интересное время суток и хождение строем даже в туалет. Тем не менее, детские сады в СССР запомнились каждому, кто их посещал – ведь они были неотъемлемой частичкой советского детства.

Историческая справка

Детские дошкольные учреждения – ясли и сады – существовали и в царской России. Правда, исторические сведения о первом детском садике в разных источниках расходятся. По одним источникам первый детский сад был открыт в Петербурге в 1816 году. Другие называют более позднюю дату – 15 мая 1837 года: в этот день при Демидовском доме трудолюбия были открыты дневные детские комнаты, где матери-работницы могли оставить детей под присмотром нянечек. Третьи источники называют датой появления детских дошкольных учреждений 1880 год, когда при Раменской текстильной фабрике открылись первые ясли для детей ее сотрудниц. Аналогичное заведение на селе появилось еще позже: в 1896 году в пермском губернском земстве.


В СССР детские ясли и сады открывались по всей стране с первых лет его существования: молодому советскому государству требовались миллионы рабочих рук, в том числе и женских. Поэтому проблемы «с кем оставить ребенка молодой работающей маме» практически не существовало – ее успешно решали повсеместно открываемые детские сады и ясли.Кроме того, дошкольные учреждения были начальной ступенью системы , гарантированного Конституцией каждому советскому гражданину.

Отметим, что до середины прошлого века это были отдельные учреждения: в ясли принимали детей с двухмесячного возраста (когда у мамы заканчивался оплачиваемый декретный отпуск) до 3 лет, в садик – с 3 до 7 лет. И только в 1959 году детские ясли и сады были объединены в одно учреждение, для которых Министерством образования была разработана единая программа воспитания и обучения по принципу «от простого к сложному». Классический ясли-сад состоял из семи групп – трех ясельных и четырех детсадовских: младшей, средней, старшей и подготовительной. Правда, ясли как отдельное учреждение еще оставались до середины 70-х годов в сельской местности.


Частных детских садов в СССР не было, все они были государственными (муниципальными) либо ведомственными (принадлежащими какому-то предприятию: заводу или фабрике). Курировали их местные органы образования и здравоохранения. Причем государство не только повсеместно строило детские дошкольные учреждения, но и несло львиную долю расходов по обеспечению воспитательного процесса. Игрушки, книги, мебель, посуда и все остальное закупалось в необходимом количестве и регулярно обновлялось. О каких-либо поборах «на шторы» или иные «нужды», процветающих в современной России, не было и речи. На плечи родителей ложились лишь частичные расходы на детское питание, которые рассчитывались, исходя из совокупного размера заработной платы мамы и папы. А малообеспеченные и многодетные семьи полностью освобождались от платы за детский сад.

Детсадовские будни


Утро в советском детском садике начиналось с обязательной зарядки под бубен. Размявшись и окончательно проснувшись, малыши садились завтракать. Утреннее меню не отличалось особым разнообразием: молочная каша (чаще всего – манная, которую многие дети терпеть не могли), булка с маслом и сыром и какао. После завтрака воспитатели проводили занятия соответственно возрасту. В числе обязательных занятий, разработанных Министерством образования, были музыка, рисование, лепка, конструирование, счет, изготовление поделок и аппликаций, знакомство с окружающим миром, физкультура. И, конечно же, чтение детских книг воспитателем. Последнее действо выходило далеко за рамки обязательных занятий: воспитатели читали книги и рассказывали сказки в любую свободную минуту. Одни – из искреннего желания привить малышам любовь к книге и народному творчеству, другие таким образом обеспечивали дисциплину в группе. Как бы там ни было, к семи годам советские дошкольники наизусть цитировали длиннющие произведения Чуковского, Михалкова, Маршака, с удовольствием пересказывали и инсценировали сказки, а многие уже самостоятельно читали любимые книги.



После занятий – прогулка. Гуляли детсадовцы на специальных участках возле садика, оборудованных качелями, горками, лесенками, столами, скамеечками и обязательными беседками на случай дождливой погоды. Прогулка, как и занятия, была неотъемлемой частью режима дня, установленного в детских дошкольных учреждениях. Не гуляли малыши только в сильные морозы.

Вернувшись с прогулки, проголодавшиеся дошкольники принимались за обед, который уже ждал их на столах. Состоял детсадовский обед из трех блюд: супа, второго блюда и компота из сухофруктов или киселя. Надо сказать, кормили в детских садах вкусно, готовили качественно. Один из главных советских принципов «Все лучшее – детям!» соблюдался здесь неукоснительно.

Затем начинался самый неприятный момент в жизни воспитанников детского сада: тихий час. Спать днем дети не любили, особенно летом, когда вовсю пекло дневное солнце и хотелось бегать, прыгать и играть, а не валяться в кровати. И чем старше они становились, тем сложнее было воспитателям уложить и усыпить маленьких непосед. Тем не менее, дневной сон в детском саду был обязательным. И здесь тоже приходила на выручку книга: спокойный голос воспитателя, читающего Пришвина или Бианки, в конце концов, усыплял даже самых отъявленных озорников.



После тихого часа следовал полдник, который состоял из молока или кефира с булочкой или печеньем. Затем воспитатели занимали детей играми, разучивали с ними стихи и песни к праздникам, коротая время до ужина. На ужин подавалось горячее второе блюдо: рыба с гарниром, творожная запеканка или омлет и сладкий чай. После ужина детей начинали потихоньку разбирать родители: в теплое время года – с участка, в холодное – из группы.

На лето ведомственные детские сады переезжали на загородную дачу, однако и там режим дня оставался неизменным.


Как видите, жизнь в советском детском саду была подчинена строгому режиму, который нравился далеко не всем детям. Случалось, что малыши бурно протестовали против необходимости есть по утрам манную кашу, пить молоко с противной пенкой и спать, когда не хочется. Иногда доходило и до побегов из детского сада. (Автором этих строк, например, дважды предпринимались попытки сбежать: один раз попытка оказалась неудачной – засекли у ворот детского сада и водворили в группу. Второй раз мне удалось не только выйти за пределы участка, но и самостоятельно доехать на трамвае до дома – родители схватились за сердце) . Но было в садике и то, ради чего стоило забыть обо всех неприятных моментах – это , посвященные тому или иному празднику. Их ждали, к ним тщательно готовились, их вспоминали долгие годы. Многие рожденные в СССР помнят их и по сей день. А вы помните?

Фраза о том, что «дети - цветы жизни», знакома многим. Можно сказать, она зародилась в XIX веке, когда в Германии появился первый Kindergarten - «детский сад», где малыши могли развивать свои навыки под присмотром добрых и мудрых «садовниц». У истоков этой идеи стоял педагог Фридрих Фрёбель. Вскоре его теория стала популярна во многих странах, в том числе и в России. Последовательниц ее в конце XIX — начале XX веков в Российской империи называли «фребеличками». Благодаря одной из них в 1863-м году в Петербурге и был открыт первый в стране детский сад.

Деятельная «фребеличка»

Аделаиде Симонович было 22 года, когда она совершила настоящий переворот в российской системе воспитания детей.

Аделаида Симонович с дочерью, 1864 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Теорией общественного дошкольного воспитания она увлеклась во время своей поездки в Швейцарию. С ранних лет средняя дочь четы Бергман, хозяев небольшой лавки колониальных товаров, тяготела к наукам. Она блестяще сдала экзамен на право работать домашней учительницей, но пылкой целеустремленной натуре этого было мало. Он стала «бредить» об университетском образовании. Воплотить в России свою мечту она не могла: в те годы «особам женского пола не дозволялось посещать университетские лекции». Тогда вместе со своим мужем Яковом Симоновичем она отправилась за границу, где господствовали более демократичные правила в сфере образования.

Молодых людей влекли передовые идеи, они хотели обосноваться в Европе, где могли бы открыть свою «свободную школу», посещать занятия которой могли бы эмигранты. Но судьба распорядилась иначе.

Однажды Аделаида попала на курс лекций, в которых рассказывалось о работе детских садов в Женеве. Организованы они были по фрёбелевской системе, названной так в честь Фридриха Фрёбеля. Знаменитый в те годы педагог был ярым сторонником идеалистической немецкой философии и считал, что педагогика должна основываться на ее принципах. По его мнению, главной задачей дошкольной подготовки является воспитание развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. А достичь этого в 3-4-летнем возрасте проще всего через игру.

От теории Фрёбель перешел к делу и в 1840-м году в Бланкенбурге открыл первое учебное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом». Говоря о необходимости, заботливого «взращивания» молодого поколения, он проводил аналогии с растениями в саду. Поэтому культивированием у детей желательных социальных навыков, по его мнению, должны были заниматься «садовницы». Фактически впервые в истории он создал целостную систему общественного дошкольного воспитания, обогащенную практическими пособиями.

Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Фото: Public Domain

Его «ноу-хау» не оставило равнодушной Аделаиду и ее супруга: Симоновичи приняли решение вернуться в Россию, чтобы воплотить в жизнь смелый в те годы эксперимент и открыть на родине «детский сад».

«Звено между семьей и школой»

Первый детский сад в России был платный, и позволить отдать свое чадо могли состоятельные родители. За детьми присматривали «садовницы», которые, по мнению Аделаиды, должны были быть «образованы, энергичны, строги, но не злопамятны, взыскательны, но не придирчивы». Для малышей были созданы комфортные условия: был двор с садиком для игр и занятий, просторные залы и рекреации.

Детям в процессе игр показывали жизнь крестьян, учили русскому народному творчеству.

«Детский сад есть воспитательное заведение для малолетних детей от трех до семи лет без различия сословий, религии и пола. Он не есть заведение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей, чтобы не шалили, - писала Аделаида. - Цель детского сада - физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет таким образом недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть связывающее звено между семьей и школой».

При этом она подчеркивала, что между занятиями школы и детского сада должна быть строгая черта: «Школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою».

«Школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою», - считала Аделаида Симонович. Фото: Public Domain

Несмотря на популярность заведения, средств на его содержание стало не хватать. В 1869-м году он был закрыт.

Семья Симоновичей перебралась на Кавказ, где в начале 70-х годов открыла детский сад в Тифлисе. Лишь в 1878-м году они вернулись в Петербург.

Первый бесплатный

Стоит отметить, что идею Аделаиды вскоре подхватили представительницы благотворительного «Общества дешевых квартир в Петербурге». В 1866-м году под их патронажем открыли так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения, который был абсолютно бесплатным.

Там детей знакомили со священным писанием, учили молиться, рисовать и лепить. При заведении работала также школа, была прачечная и кухня и швейная мастерская для пошива детского белья.

Содержание таких учреждений было достаточно затратным и поэтому они не могли долго продержаться без поддержки. Кроме того в городе стали появляться противники таких заведений. В числе них были врачи, которые называли детские сады рассадниками болезней. Они отмечали, что в садах воспитанники становятся слишком нервными, так как «садовницы» делают ставку на умственное развитие малышей. Кроме того мелкие работы плохо сказываются на зрении, а пение - на голосе.

В начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады. Фото: Public Domain

В итоге, историки отмечают, что развитие дошкольных учреждений шло крайне медленно. В итоге в начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады и так называемые начальные школы. Эта сфера практически не финансировалась. Так, к примеру, в 1913-м году в государственном бюджете по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 копейки в год.

Все изменилось в 1917 году. Уже в ноябре была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию», гарантировавшая бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста. Осенью 1917 года в России было уже 280 детских садов.