Свадебный переполох: как менялась мода на платья с XIX по XXI век. Как начиналась свадебная мода, или В каких нарядах шли под венец принцессы в XIX веке Из коллекции Г.В

Свадебный переполох: как менялась мода на платья с XIX по XXI век. Как начиналась свадебная мода, или В каких нарядах шли под венец принцессы в XIX веке Из коллекции Г.В

Испокон веков свадьба для женщины была нечто большим, чем торжество и праздничная дата в календаре. Следовательно, и к выбору свадебного платья подходили с большим усердием, чем к любому другому наряду. Интересно будет узнать, что белый цвет не всегда ассоциировался со свадьбой. Раньше совсем другим цветам отдавали предпочтение невесты. Да и фасоны сильно отличались от тех, которые мы привыкли видеть на невестах. Экскурсия в минувший мир свадебной моды обещает быть интересной, захватывающей и местами даже наполненной удивлением.

Основные модные тенденции

Богатое убранство невесты свидетельствовали про достаток ее семьи, поэтому для создания свадебного платья выбирались самые дорогие ткани. Часто это был шелк или тюль, сатин или вельвет. На ткани присутствовало богатое декорирование из золотых нитей и ценного натурального меха.

Нравы минувших времен были строгими и требовали от невесты выбора настолько закрытого платья, насколько это было возможным. Максимальная длина присутствовала не только на юбке, но и на рукавах также.

Распространенными цветами были природные, поскольку они создавались на основе только натуральных компонентов. Яркое свадебное платье алого, голубого или розового цвета можно было встретить только на очень состоятельной невесте.




Какими только драгоценностями не украшались дорогие свадебные наряды. В ход шел жемчуг, бриллианты, сапфиры и изумруды. Их количество иногда было настолько большим, что сложно было рассмотреть ткань самого платья.

Самым ярким доказательством этого факта служит свадьба графини Маргарет из Фландрии, платье которой было очень тяжелым из-за большого количества драгоценностей. Они исчислялись тысячами. В таком платье было невозможно ходить, поэтому в церковь ее заносили.

17 век

С приходом 17 столетия свадьбы начали носить скорее династическую роль. Но это ничуть не умерило пыл невест, которые всячески старались предстать перед гостями в самых красивых платьях.

Правда не всегда эти старания были по достоинству оцененными. Взять хотя бы свадьбу принцессы Катрины Браганской из Португалии и английского короля. Невеста не изменила модным течениям своей страны и выбрала розовое платье, которое предусматривало наличие внутреннего каркаса. Англичане не поняли такого решения, хотя спустя некоторое время полюбили подобные свадебные платья.

18 век

Этот период обозначился высокой популярностью натурального дорого меха в свадебных платьях. Такую отделку могли позволить себе только очень состоятельные барышни, которые выбирали мех из норки и соболя.

Невесты из не таких богатых семей довольствовались мехом лисы или зайца. Ну а совсем небогатые невесты могли позволить себе выбрать льняную ткань для пошива платья вместо обычного грубого материала, который использовался для создания повседневной одежды.

О статусе невесты можно было судить по длине рукавов и подола на ее платье. Обычным девушкам, чей достаток не был баснословным, свадебное платье в дальнейшем служило праздничной одеждой, которая одевалась на большие праздники.


В то время белый цвет еще не служил основным для свадебного наряда, хоть и считался непорочным.

Ввиду его непрактичности и маркости преимущественными были розовый и голубой. Кстати, именно голубой цвет был связан с непорочностью самой девы Марии. Этот обычай дошел и до современных невест из англоязычных стран, которые обязательно в свой наряд вносят элемент голубого цвета.



Розовый также часто присутствовал в свадебных нарядах. Взять хотя бы платье невесты Джозефа Нолекеса (британский скульптор), которое хоть и было создано из белой ткани, но розовые цветы обильно его украшали. Наряд дополняли очень высокие для того времени туфли (аж 8 см) с такой же розовой вышивкой. Несмотря на свою необычность и экстравагантность такой наряд приглянулся всем поклонникам свадебной моды, а модницы взяли его себе на вооружение.

Что касается красного цвета и всех его ярких оттенков, то в свадебной моде они появились нескоро, поскольку связывались с распутностью. В игноре находился и зеленый цвет, который приписывали лесным мифическим созданиям типа эльфов и фей.


Еще одним категоричным цветом был черный, который нес в себе траурный подтекст. Его старались не одевать даже гости, чтобы не накликать беду на молодых. Желтый цвет только начал появляться в мире свадебной моды, возрождаясь и расцветая с новой силой после того, как в 15 веке был объявлен языческим.

Самым бедным невестам ничего оставалось, как одевать платья серых или коричневых оттенков, которые были самыми практичными и немаркими. Прошло сто лет и серый цвет стал ассоциироваться с прислугой.

19 век

Начало 19 столетия принесло с собой моду на ленточки, которыми обильно украшались свадебные платья. Они были разноцветными и каждый гость старался оторвать себе одну ленточку в память о такой значимом событии.

Прошло немного времени и ленточки заменились цветами. Красивые букеты приносили с собой гости, чтобы поздравить молодых, и не менее красивые цветочные композиции невесты держали в руках. Цветами украшалось платье и волосы невесты.


Самыми популярными элементами, которые использовались в образе невесты, были флердоранж, мирта и розмарин. Это были не просто красивые цветы, им приписывали магические свойства. Эти традиции дошли до нашего времени.

Платье 19 века отличается особой роскошью, женственностью, разнообразием фасонов. Это век перемен различных направлений моды, стилей. Женские платья в начале века были пышными, театрализованными, а в конце - стали более удобными и практичными.

Фасоны

Платья девятнадцатого века откликались на новые направления в искусстве и менялись в зависимости от них.

Повседневное платье 19 века

В начале XIX века платья в стиле рококо, который был популярен в 18 веке, сменились фасонами в стиле ампир. Они были легкими, с завышенной талией, глубоким вырезом, ленточкой под грудью, свободной юбкой со складками. Платье шили длинными, с рукавами-фонариками или без рукавов. Использовались дорогие ткани: шелк, репс, шерсть, атлас, штоф, бархат. Цвета были преимущественно белыми, синими и красными.

В 1820-1825 году юбка перевоплотилась в форму колокола, талию начали «заковывать» в корсет.

Когда на трон взошла английская королева Виктория, в моду вошел романтизм. Образы женщин стали мечтательными, возвышенными. Платья 19 века отличались юбкой с кринолином, для талии создали изящный корсет, рукава стали пышными, широкими, на каркасе. Кринолин был выполнен из металлических прутьев или конского волоса. С ним женщины даже двигались изящнее, как будто гордо плыли по залу.

Ближе к шестидесятым годам мода опять изменилась: платья начали украшать фестонами, лентами, кружевом, каймой, зубцами - лиф платья заканчивался баской. Рукава были узкими, расширяясь ближе книзу, края украшали манжетами из кружева. Кринолин носили до конца 1860 года, его форма также подвергалась изменению, так как платья занимали большое пространство, обручи стали овальными. Изменился и покрой платья. Излишек длины юбки свободно ложился на кринолин, длина перестала закрывать щиколотки. Юбка имела два-три волана.

В 1870-1880 годах появились платья с турнюром - это такое приспособление в виде подушки, с помощью которого дамы делали ягодицы пышнее. В том же месте платье украшалось рюшами, драпировками, складками. Платья были украшены вышивкой, рюшами, кружевом. Пошитые из тафты, они украшались бантами, шнурочками из шелка. Под платье надевали корсет со шнуровкой. Старинные платья восьмидесятых годов символизировали богатство и благополучие.

В конце XIX века турнюр вышел из моды. Платья шили из бархата, иногда из шелка. В моду вошли S-образные силуэты.

Ткань платья в основном зависела от того, куда нужно его надевать. Летние платья отличались легкостью, их шили из светлых тканей - шелка, батиста. Парадные платья шились из тафты, атласа, бархата. Платья для визитов были пошиты из легкой шерсти.

Свадебное платье 19 века

Платья для детей и юных девушек.

В то время в платья одевали и маленьких мальчиков. А когда они взрослели, то «девчачью» одежду меняли на брюки.

Мода детских платьев была полностью скопирована с моды взрослых нарядов. Отличалась только длиной. Чем старше становилась девочка, тем длиннее шилось платье. Девочки четырех лет носили платья длиной до колен, в двенадцать лет длина доходила до середины икры, а вот в шестнадцать шилось платье до щиколотки. В период, когда был в моде кринолин, девочки также должны были его носить. Для детей были популярны расцветки в клеточку или морской стиль.

Подростковая мода в точности подражала одежде старшего поколения. Девочки также носили корсет, но не сильно затянутый. Платья юных красавиц копировало каждые изменения в моде взрослых. В конце XIX века девочкам разрешалось носить платья из мягких и легких тканей.

Платья для различных случаев

Женщина XIX века меняла свой наряд по несколько раз в день, в зависимости от случаев.

Утренние платья.

В утреннем туалете дамы выходили к завтраку, встречались с родными. Это были платья простого покроя, из гладкой ткани. Платье имело длинные рукава, вырез, расцветки были сдержанными. А также дома носили шлафор - просторную одежда с запахом, поясом, иногда с карманами. Женщины занимались в нем домашними делами.

Для утренних визитов женщины надевали изящные, элегантные платья, но не парадные.

Бальные платья.

Бальные платья девятнадцатого века стали настоящими шедеврами. Они отличались роскошью, великолепием, изяществом. Платья для бала шьются из дорогих тканей: шелка, тафты, атласа, поплина, муара, бархата. Отделка платья придавала ему женственность. Платье украшали:

  • рюшами;
  • бахромой;
  • сутажом;
  • драпировкой;
  • бантами;
  • тесьмой;
  • плиссировкой.

Бальные платья 19 века

Цвета бальных платьев были однотонными, матовыми или блестящими. Платья у замужних дам были с глубоким декольте, у незамужних девушек оно не такое глубокое, но с вырезом, который подчеркивает грудь. Платье дополняли длинные перчатки, веер и обувь на каблуках. Девушки носили бальные платья более светлых тонов, дамы постарше могли позволить себе надевать платья разных цветов. Платья отличались роскошью и великолепием.

1) Свадебные платья.

Свадебные платья стиля ампир были неброского цвета, чаще всего белыми с вышивкой или отделкой. Их шили с завышенной талией.

Они были с большим декольте и короткими рукавами. Такой крой позволял подчеркнуть красивую талию, грудь и помогал скрыть недостатки фигуры. Свадебные платья шились из атласа, поверх которого пускалась прозрачная ткань. Они дополнялись длинными перчатками.

В середине XIX века свадебные платья приобретают более пышную юбку, корсет. Их декорировали бантами, кружевами.

Период турнюров не обошел и свадебные платья. Задняя часть платья украшалась воланами, оборками и шлейфами. В конце девятнадцатого века свадебные платья были элегантными, с немного расклешенной юбкой. Банты, турнюр и вышивка полностью вышли из моды. Свадебные платья подчеркивали женственность невесты, невинность, мечтательность, романтичность.

2) Зимние платья.

Зимние платья дамы надевали для прогулок и дома. Их шили из шерстяных тканей, украшали мехом, вышивкой. Шерстяных тканей было множество: меринос, люкзор, драдедам, бареж, кастор.

3) Платья провинциалок.

Платья живших в провинции были пошиты из недорогих тканей и не меньше декорированы, они носили такие же фасоны, как и столичные женщины. Платья шили изо льна, шерсти или хлопка.

4) Платья для поездок в экипаже.

Для путешествий и поездок в экипаже дамы XIX века надевали платья, которые были практичными и свободным, к тому же короче, чем обычно. Такой вариант платья позволял его хозяйке удобно садиться в экипаж и выходить из него и не загрязнить во время путешествий. Расцветки дорожного платья были сдержанными, ткани - мягкими.

Платье для поездок в экипаже

5) Платья купчих.

Платья купчих отличалось от модных тенденций. Они были пышными, но простыми, поэтому купчихи украшали их перьями, бантами, цветами, расшивали стеклярусом, бахромой, чем перегружали образ.

6) Платья учителей и курсисток.

Курсистки и учительницы носили платья строгого кроя, темных цветов с белым воротником. Длина юбки достигала щиколоток, лиф был украшен баской. Платья таких дам шились из шерсти, льна, хлопка.

7) Платья работающих женщин.

Наряды работающих женщин не отличались от общепринятой моды. Но они были без украшений, драпировок и турнюра. Для работы платья шили из хлопка и ситца, для праздников - из шелка, но более дешевого.

Мода XIX века постоянно менялась, привносила что-то новое, неожиданное. При этом все фасоны отличались элегантностью, женственностью, роскошью и изяществом.

Как девушка могла проявить заинтересованность, если общаться с молодым человеком было нельзя? Что она могла оставить избраннику в знак внимания? Почему свадьбу могли отменить, даже если жених был богат и нравился родителям? Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея-заповедника «Коломенское» Ольга Воробьева раскрыла журналу WEDDING все свадебные секреты XIX века.

Знакомство

Обычно знакомство жениха и невесты происходило на балу. В первой половине XIX века законодательницей балов в Москве была Мария Ивановна Римская-Корсакова. Она устраивала вечера чуть ли не каждый день - их посещал каждый уважающий себя дворянин, у нее бывал даже Пушкин. Так Римская-Корсакова старалась найти подходящую партию для своих дочерей.

И, конечно, девушкам нужно было модно одеваться (чтобы выйти замуж поудачнее). На балах были популярны белые платья. Обязательным аксессуаром были перчатки, в основном длинные - подать руку без перчатки считалось неприличным. Разговаривать с молодыми людьми было нельзя, поэтому девушки общались с помощью веера. Полностью раскрытый веер означал, что девушка в восторге от юноши, закрытый - что он ей безразличен. Кроме того, девушка могла оставить на память кавалеру платок, «случайно» его бросив.

Сватовство

После знакомства жених приходил в дом к невесте с подарками - свататься. Обычно это была шкатулка с ювелирными украшениями - золотыми браслетами, серьгами, шляпными булавками. Жених всячески старался показать своё расположение и свой статус.

Браслет : Россия. Последняя четверть XIX - начало XX века, золото, кварц, хризопраз; резьба (Государственный исторический музей) Кольцо : Западная Европа, Россия, Москва. Начало XX века, золото, изумруды, алмазы, бриллианты (Государственный исторический музей) Серьги : Россия. Начало XX века, Золото, бриллианты, жемчуг (Государственный исторический музей)

Еще одна важная часть подготовки к свадьбе - благословение родителей . На это событие приглашали гостей: друзей и родственников. Обычно благословение совершали иконой Спаса, Казанской Божией Матери или другим особо почитаемым в семье образом - считалось, что брак будет счастливым, а потомство здоровым.

«Сейчас родители чаще узнают о решении пожениться как о факте», — говорит Ольга.

Приданое

В день помолвки составляли документ «Роспись приданому», в котором описывали, что есть у невесты - образа, шубы, капоры, сундуки, украшения. Приданое готовили заранее и отправляли в дом жениха несколькими каретами.

Это интересно! Елизавета Ивановна Бенардаки из рода первых миллионеров в России, которые начинали в Таганроге, помогала некоторым невестам с приданым, чтобы они удачно вышли замуж. Историки пишут, что она завещала «внести в Государственный банк 10 тысяч рублей с тем, чтобы проценты с этого капитала выдавались один раз в год пяти бедным девицам-невестам в городе Таганроге, преимущественно из греков».

Россия. 1885 год, апрель. Роспись к приданому

Сватовство не всегда проходило гладко - жених или его статус мог не понравиться родителям. Были случаи, когда свадьба почти состоялась, но в последнюю минуту становилось известно, что жених - родственник невесты или уже женат.

«…первый ей самой не понравился, - другой был не в чинах и не понравился матери, третий было очень понравился и той и другой, уже сделано было и обручение, и день свадьбы был назначен, но накануне, к удивлению узнали, что он им в близкой родне, всё расстроилось…».

Владимир Одоевский, повесть «Княжна Мими»

Подготовка к свадьбе

Девичник

В XIX веке тоже устраивали мальчишники и девичники. Писательница Мария Каменская вспоминает, что накануне девичника девушки ходили с невестой в баню, а потом пели свадебные песни, пили, ели и плясали. Мальчишник проходил более сдержанно - жених собирал друзей, и они вели чинные разговоры. У крестьян девичник проходил по-другому: девушку оплакивали, символизируя её переход в новый статус замужней женщины.

Гравюра «Одевание невесты», Западная Европа. Конец XIX века
Из коллекции Г.В. Новиковой

Платье

До XIX века в Европе венчались в разноцветных платьях - красных, зелёных или голубых. В России для этого выбиралось самое нарядное платье, модное в дворянской среде. Но в 1840 году английская королева Виктория собралась замуж и вдруг решила выбрать для церемонии белое платье и украсить его фатой и кружевами, введя тем самым этот наряд в свадебную моду.

Портрет королевы Виктории в свадебном наряде

Платья заказывали в Западной Европе. Задавали моду царственные персоны, а дворянство, купечество и крестьянство подхватывали.


Свадебное платье, Западная Европа. 1914 год

Тогда не было массового производства, поэтому всё шили на заказ. Одно из платьев, которое можно увидеть на выставке, сшито в 1914 году в Нью-Йорке, туфли сделаны из похожего материала. Кстати, для этого платья сшили и чулки, причем хранились они в специальных конвертах из того же материала.

Туфли к платью, Нью-Йорк. 1914 год (Из коллекции Г.В. Новиковой)

Фата

Это интересно! Традиция укутывать невесту плотным покрывалом появилась в Древней Греции и Риме. Считалось, что фата убережет невесту от недобрых взглядов завистников, сглаза и порчи. В дальнейшем покрывало трансформировалось в длинную фату. Считалось, что будущий супруг мог увидеть лицо избранницы только после свадьбы, а лицо невесты закрывали фатой, чтобы жених не передумал, увидев внешность будущей жены.

Накидка, Бельгия. XVIII век

Кроме фаты, в XIX веке были и другие свадебные аксессуары. Один из них — перламутровый веер, на котором вырезаны скачущие всадники. Подобный находится в собрании Эрмитажа - он был изготовлен к свадьбе великой княжны Марии Александровны с герцогом Эдинбургским, которая состоялась в 1874 году в Петербурге. На выставке в Коломенском представлен практически такой же веер, только на нем изображен один голубь вместо двух. Возможно, аксессуар был сделан к свадьбе кого-то из царственной семьи.

Веер plie` свадебный «Букеты роз». Франция. 1870-е годы

Кружева

В Англии есть примета, что в день свадьбы на невесте должно быть «Что-то старое, что-то новое, что-то взятое взаймы и что-то голубое» («Something old and something new, something borrowed and something blue»).

Что-то старое - это кружева, которые передавались по наследству от бабушек. Они стоили очень дорого - некоторые дороже золота. Свадебное платье американской актрисы Грейс Келли (она вышла замуж в 1956 году) было украшено кружевами, которым было более 100 лет. Кружева хорошо сохраняются, поэтому зачастую в антикварных лавках можно найти целые кружева с несохранившихся платьев.

Новое - это украшения, подаренные женихом. Королева Виктория спустя семь лет после свадьбы заказала портрет, на котором была изображена в свадебном платье и броши, которую ей подарил муж.

Что касается взятого взаймы - хорошей приметой считалось одолжить что-то у подруги, а что-то голубое - это дань прежней моде, когда были популярны платья этого цвета. Считалось, что голубой цвет - небесный, цвет Богородицы, и он обязательно должен принести счастье.

Кружева плели специальными приспособлениями — коклюшками . На портрете «Кружевницы» Тропинина изображены французские коклюшки, поскольку, скорее всего, кружевница работала у дворян. Из российских кружев мы знаем только вологодское, хотя было много центров кружевоплетения. Даже если наши кружевницы делали тонкое красивое кружево, его все равно клали в коробку из-под французского и выдавали за зарубежное — считалось, что оно лучше российского.

Тропинин А.В. «Кружевница»

Костюм жениха

Мужчины надевали на свадьбу черный фрак, белую манишку и галстук-бабочку. Фрак считался допустимым на все случаи, поэтому если молодой человек был небогат, то в первую очередь он покупал фрак.

Фрак с жилетом, начало XX века. Сукно, шёлк (МГОМЗ)

Венчание

Главный предсвадебный момент XIX века - это венчание, то есть соединение двух любящих сердец небесным благословением. В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями - фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками. Получив подарок, тетка невесты начинала одевать молодую к венцу.

Перед вступлением в брак составляли «Брачный обыск» . Собирали свидетельства, которые подтверждали, что жених и невеста не состоят в родстве, в браке и находятся «в добром уме и трезвой памяти». Самыми счастливыми считали свадьбы, которые играли на Покров.

Украшения свадебные. Российская империя. Начало XX века

Свадебный пир

После венчания все ехали на свадебный пир в дом жениха, где родители уже ждали с хлебом-солью. На столе были десерты и свадебный торт, украшенный цветами, лебедем, рогом изобилия и подковой. За здоровье гостей пили в строгой очередности - по родству и старшинству.

Увидеть свадебные наряды XIX века можно на выставке «Узоры свадьбы кружевной» до 23 сентября в музее-заповеднике «Коломенское»

Алена Рангаева


Свадебное платье невесты всегда является предметом широкого обсуждения. И каждая невеста мечтает выглядеть в нем, как принцесса. А в каких нарядах выходят замуж настоящие принцессы или невесты принцев? Уже совсем скоро мы увидим одно из таких платьев на Меган Маркл, невесте принца Гарри, и она наверняка будет выглядеть в нем потрясающе. А пока сделаем экскурс в прошлое и полюбуемся на шикарные наряды невест XIX века.


И начнем, пожалуй, с принцессы Уэльской, Шарлотты...

Шарлотта Августа Уэльская




В 1816 году принцесса вышла замуж за принца Леопольда Саксен-Кобургского. Можно сказать, что вся Британия с нетерпением ждала эту свадьбу. Дело в том, что замуж выходила не просто Шарлотта, принцесса Уэльская. Кроме нее у Георга III не было больше ни внуков, ни внучек. Поэтому именно с Шарлоттой были связаны надежды на продолжение династии. Свадьба отмечалась очень широко – гуляла вся страна.

«…Её платье представляло собой серебряное ламе на тонкой сетке, поверх густо расшитого серебром платья, с подолом, вышитым серебряными раковинами и цветами. Корсаж и рукава гармонировали друг с другом и были элегантно отделаны брюссельскими кружевами. Мантия была из серебряной ткани на подкладке из белого атласа, с вышитым кантом, гармонировавшим с вышивкой на платье, и застёгивалась впереди великолепной бриллиантовой застёжкой. Таким было платье невесты… ».


Но на совместное счастье молодоженам было отведено чуть больше года – Шарлотта скончалась при родах.
Не умри она в 21 год, то правила бы Англией после своего отца и деда (короля Георга III). Однако, история Британии пошла по другому пути - на престол взошла не королева Шарлотта, а королева Виктория…

Королева Англии Виктория

После печального события, смерти Шарлотты в 1817 году, неженатые сыновья Георга III срочно стали создавать семьи, главным образом, для продления рода. И 24 мая 1819 года, у Эдуарда, герцога Кентского, «по заказу» родилась девочка - принцесса Виктория Кентская, будущая королева.

В 1837 году она взошла на престол, а в 1840 вышла замуж за принца Альберта Саксен-Кобург-Готского. Прекрасная история их любви знакома многим.





Отказавшись от традиционной на то время свадебной одежды из серебристой парчи, Виктория появилась на торжестве в эффектном белом платье и белой фате. Наряд будущей королевы был сшит из атласа и украшен изысканным кружевом, над которым в течение полугода трудились более сотни кружевниц. После свадебной церемонии все образцы кружева были уничтожены.


Виктория так описала свой наряд: "Я была одета в белое атласное платье с кружевами, имитирующими старые модели. Драгоценности были минимальными: мое турецкое бриллиантовое ожерелье и серьги, а также красивая сапфировая брошь, которую мне подарил мой дорогой Альберт ".

Это платье решительным образом повлияло на свадебную моду – с тех пор традиционным цветом платья невесты стал белый. Сегодня на это платье можно полюбоваться в Кенсингтонском дворце.


Свадьбы детей королевы Виктории и Альберта

Виктория Аделаида Мария Луиза, она же Викки, старшая дочь Виктории и Альберта


В 1858 году вышла замуж за прусского принца Фридриха, с которым неофициально и весьма романтически обручилась, когда ей было всего 14, а ему 21. Спустя некоторое время стала королевой Пруссии.






Принцесса Алиса Мод Мэри, дочь Виктории и Альберта

Великая герцогиня Гессенская и Рейнская, мать императрицы Александры Федоровны. В 1862 году вышла замуж за принца Людвига, впоследствии ставшего Людвигом IV, герцогом Гессенским и Рейнским.


Повеселиться на свадьбе не пришлось, поскольку при дворе еще соблюдали траур по принцу Альберту, скончавшемуся незадолго до свадьбы.




Сын королевы Виктории Эдуард и Александра Датская, королева Великобритании и Ирландии

Когда в 1863 году принцесса Александра Датская выходила замуж за старшего сына королевы Виктории Эдуарда, будущего Эдуарда VII, ее свадебный наряд поражал воображение своей роскошью. Говорят, невесту наследнику лично подбирала его мать, королева Виктория, и старшая сестра, кронпринцесса Виктория Прусская.


На невесте было атласное платье белого цвета. Оно было украшено «гирляндами из флёрдоранжа и мирта и оборками из тюля и хонитонских кружев ». Так же был украшен и шлейф из «серебряного муара ». Четыре пышных кружевных яруса почти закрывали всю юбку, из кружева была сшита и фата.
И свадьба тоже прошла пышно и помпезно.


Елена Августа Виктория, она же Ленхен

В 1866 году третья дочь королевы Виктории Елена сочеталась браком с обедневшим немецким принцем Кристианом Шлезвинг-Гольштейнским, который был старше ее на 15 лет. В браке они прожили долгую и спокойную жизнь.






Луиза Великобританская, герцогиня Аргайл


Самая красивая из дочерей Виктории. В 1871 году вышла замуж не за принца, а за представителя британской знати Джона Кэмпбелла, маркиза Лорна. Детей у Луизы и Джона не было. Насчет сексуальной ориентации Лорна ходили очень неприятные слухи.


Принцесса Великобритании Беатриса

Когда все старшие сестры вышли замуж и разъехались, с матерью осталась лишь ее младшая дочь Беатриса. Она с матерью была неразучна. Все были уверены, что Беатрисе уготовлена судьба так и остаться в родном доме с матерью. Рассчитывала на это и Виктория. Но в 27 лет Беатриса всех удивила, объявив, что выходит замуж за принца Генриха Баттенберга.


В 1885 году Виктория разрешила дочери надеть на свадьбу свое подвенечное платье.

Евгения Монтихо, последняя императрица Франции, супруга Наполеона III

Наполеон III не побоялся бросить вызов нации, сделав императрицей женщину не королевских кровей. Евгения была очень красива, хорошо одевалась. А после свадьбы она стала законодательницей мод для всех европейских модниц.

29 января 1853 года состоялась гражданская церемония бракосочетания. На Евгении было платье из розового атласа, отделанное драгоценными алансонскими кружевами.


Венчалась же она уже в полностью закрытом наряде. И выглядела при этом прекрасно!


Для венчания было сшито белое бархатное платье с пышной юбкой, украшенной кружевными воланами, и облегающим жакетом с баской и длинными рукавами. Рукава, баска и передняя часть жакета были также украшены кружевом.

И еще несколько свадебных нарядов принцесс:


Какую историю насчитывает свадебное платье? Без малого – десятки столетий. И неважно, какой был главный повод объединения мужчины и женщины, будь то дань уважения богу Гименею, расчет или взаимная любовь – принарядиться в красивое платье белого цвета стремилась каждая представительница прекрасного пола. Другое дело, что из века в век свадебная мода меняла свои настроения. Это сегодня можно выбрать любой подвенечный наряд и попасть в «десятку», ведь уместно все. Раньше же лишь строгие каноны в одежде определяли, правильно одета невеста или нет. В чем заключалась эволюция свадебного платья в последние два века?

В 19 столетии во главе угла морального облика женщин стояла нравственность. Поэтому стоит ли удивляться, что свадебные (и не только) платья отличались закрытостью, длиной подола и рукава.

Не скучно ли выглядел подобный торжественный наряд? Совсем нет, ведь представить невесту в наилучшем свете помогали определенные акценты. Например, очень узкий корсет. Женская фигурка в нем приближалась к заветной форме «рюмочка», правда стоило это огромного труда: туго затянутый, он не давал невесте дышать в полную силу. В качестве материала для создания платья традиционно выступали шелк, кружево и атлас.




Правда, к середине 19 века шнуровка канула в небытие, а на смену ей пришли завышенная линия талии, неглубокое декольте, силуэт сталь более утонченным, изящным в отличие от пышных помпезных нарядов, которые правили балом еще 100 лет назад.









О старых временах, пожалуй, напоминала лишь зрительно увеличенная задняя часть платья. Достигался подобный эффект при помощи специальной подушечки или простейшего каркасного сооружения.






Как украсить достаточно лаконичный крой подвенечного платья в столь торжественный день? Модницы того времени щедро декорировали свои наряды искусственными цветами апельсинового дерева, выполненными из шелка, бархата и ваты. Еще одним непременным атрибутом наряда невесты являлось кружево. Нет, точнее сказать, море кружев. Их называли блондами, а само украшение создавалось из шелка и имело изумительный нежный оттенок светлого янтаря. Правда, сие великолепие было очень и очень хрупким, легко приходило в негодность и не водило дружбы с прямым солнечным светом. Только кто сказал, что преимущество свадебного наряда должно заключаться в его прочности, а не красоте?

Отличительной особенностью торжественного туалета являлась и фата. Причем чем к более знатному и богатому роду принадлежала невеста, тем длиннее был этот непременный элемент любой свадьбы. В отдельных случаях длина фаты могла на несколько метров опережать длину подола.

К концу 19 века свадебная мода совершила дополнительный вираж в сторону упрощения наряда, а новое столетие тогдашние невесты встречали уже в удобных платьях по фигуре, немного расклешенных книзу, белых перчатках, с отсутствием кринолинов.


















Пожалуй, наступившая новая эпоха была самой насыщенной в истории свадебного платья. Она менялась буквально по десятилетиям, привнося свои элементы согласно царившим в обществе настроениям. Так, в 20-х гг. в фаворе были авангардные наряды, немного угловатые и укороченные, а в качестве головного убора невесты все чаще мелькала шляпка «Cloche».






30-е ознаменовались особой женственностью свадебных платьев.






Правда, военное время внесло свои корректировки в торжественный туалет, сделав упор на строгость и четкость линий.




Середина века отметилась началом новой мирной жизни, и в моду вновь вошли романтичность и лаконичность. Они ознаменовалась заметным укорачиванием подола и рукавов, пышной юбкой, исчезновением шлейфов и шляп.





Если до 70-х гг. представительницы 20 века еще отдавали предпочтение универсальным нарядам, в которых можно показаться и на собственной свадьбе, и на ином торжестве, то сейчас подвенечные наряды стали использоваться сугубо по индивидуальному поводу. Все чаще для пошива начинают использовать гипюр, который придает платью дополнительную нежность и романтичность, а в нарядах можно увидеть фольклорные элементы.




В 80-90-е в свадебную моду вновь вернулись шляпы, которые принято величать «джульетками», а появиться на торжестве разрешалось как в традиционных платьях с пышным подолом, так и в белом брючном костюме.


Что принес нам 21 век ? Теперешняя мода на подвенечные наряды стала настолько гибкой, что в ней смешались все стили и направления, и нет какого-то одного единственно верного. Подиумные тенденции уступили место проявлению личной индивидуальности, экстравагантности и эксклюзивности. Хотите предстать перед своим суженым в образе античной богини – пожалуйста, Наташи Ростовой – легко, современной деловой женщины – проще простого.






Но как бы фантазия не била ключом, большинство женщин все же предпочитают выходить замуж в платьях светлых тонов, где лидирующим является все тот же белый цвет. Это универсальный язык, на котором говорят невесты всего мира разных эпох, поэтому он никогда не потеряет актуальности.
Фото: womanadvice.ru, livemaster.ru, the-dress.ru, youmarriage.ru, wtalks.com.