Как родителям помочь подростку позитивно воспринимать мир. Помощь подросткам при расстройстве настроения

Как родителям помочь подростку позитивно воспринимать мир. Помощь подросткам при расстройстве настроения

Умение позитивно воспринимать окружающий мир и ситуацию — условие преодоления эмоциональных перегрузок и достижения успеха. Рассмотрим несколько способов развития позитивного взгляда на себя, других людей, ситуацию.

1. Как правило, нам легче акцентировать свое внимание на трудных и неприятных сторонах жизни, нежели на приятных. В результате жизнь перестает радовать своими красками и превращается в серое, однообразное, а иногда и очень напряженное существование.

Один из самых простых способов поддержания позитивного состояния заключается в следующем: каждый вечер перед сном надо постараться вспомнить, что нового и хорошего было в вашей жизни за прожитый день, а утром, проснувшись, — подумать, что приятного вас ожидает. Если делать это регулярно, можно скоро заметить, как преобразится жизнь и насколько уменьшится собственное внутреннее напряжение.

2. Мы очень часто расстраиваемся и теряем уверенность в себе под влиянием оценок других людей , и даже безобидный вопрос, заданный либо в не очень корректной форме, либо не вовремя может вывести нас из себя.

Предлагаем выполнить следующее задание. Напишите на листке бумаги один под другим вопросы любого содержания, которые могут быть заданы вам лично. Справа разделите листок на две колонки, в первой напишите позитивный смысл вопроса, во второй — негативный. В каждом вопросе есть и тот и другой смысл в зависимости от ситуации и отношений с человеком, который задает вопрос. Пофантазируйте и постарайтесь найти и тот и другой смысл в каждом вопросе.

Таблица 1. Позитивные и негативные смыслы вопросов

Теперь у вас есть возможность убедиться, что практически любой вопрос (равно как и любое утверждение, обращенное к вам) можно интерпретировать по-разному. А дальше уже вам решать, есть ли смысл принимать все близко к сердцу и расстраиваться в тех случаях, когда можно парировать удар тем, что просто изменить акцент с минуса на плюс. В результате вы поможете человеку, может быть, и ничего не имеющему против вас, выйти достойно из неловкой ситуации; сохраните свое достоинство и уверенность в себе в тех случаях, когда вас действительно хотели обидеть или поставить на место. Вы сможете таким образом регулировать напряжение в разговоре и, может быть, даже спокойно убедить человека, что он был не совсем прав. Самое главное, что в любом случае позитивный взгляд на собеседника поможет сохранить самообладание и добиться своего.

3. Упражнение на самовнушение, укрепление уверенности в себе. Необходимо сесть перед зеркалом и описать, что вы видите перед собой, например: "Я вижу молодую женщину с русыми волосами, карими глазами". Затем повторите процедуру, но акцентируя внимание на том, что вам понравилось, например: "Я вижу, что у этой женщины очень интересный цвет волос, глаза излучают ум и доброту, нос неординарный и т.п.". Если сначала будет трудно, постарайтесь убедить себя, что это только игра, но затем постарайтесь сказать себе как можно больше комплиментов. Вам будет смешно, вас может бросить в жар или вы почувствуете, что стало прохладно. Не бойтесь этих и других эмоциональных и физиологических реакций. Так и должно быть, когда преодолеваются стереотипы. Продолжайте упражнение, и увидите, что через некоторое время вам легче будет принять себя такими, какие вы есть, и смотреть на себя позитивно.

4. Напишите на листке список личностных качеств, какие вы знаете (для этого можно использовать и любые списки из литературы, но лучше сделать свой). Отметьте в этом списке все качества, которые есть лично у вас. Теперь из этих качеств выберите те, которые вы считаете положительными. Выпишите эти качества, повесьте листок где-нибудь на видном месте и иногда читайте их вслух. Через некоторое время опять обратитесь к полному списку, и снова отметьте свои положительные качества и т.д. Всегда полезно знать, за что можно уважать себя. Если другие пока что не видят этого, то скоро у них будет возможность убедиться в том, как много у вас достоинств.

Развитие позитивных отношений с окружающими

Для развития позитивных отношений с окружающими необходимо проделать следующее.

1. Это задание позволяет определить, кто из ваших подчиненных, коллег и т.д. является источником внутреннего напряжения, конфликтов и почему.

Инструкция. Постройте шкалу отношений, на которой отразите эмоциональное отношение к вам подчиненных или коллег от положительного до отрицательного:

+ +
+ +
+ + +
А Б В Г Д Е

Точка Е символизирует тех людей, которые относятся к вам очень хорошо. Точка А — люди с негативным отношением. На середине шкалы располагаются те, кто относится к вам нейтрально.

Очевидно, что среди ваших единомышленников больше будет тех, кого можно отнести к правой части шкалы. Подумайте, что необходимо сделать, чтобы те, кого вы отнесли к левой зоне шкалы отношений, легче принимали ваши позиции и меньше конфликтовали с вами.

Теперь сделайте следующее упражнение. Напишите список положительных качеств тех людей, с кем у вас складываются хорошие отношения. А затем список положительных качеств тех, с кем складываются сложные отношения. Это поможет вам лучше разобраться в своих чувствах, стать более независимыми от ситуативных чувств, опереться в общении с людьми на позитивные чувства и снизить влияние отрицательных. Даже в случае сложного конфликта вы будете больше уважать себя, если будете иметь дело с достойным противником.

2. Сформулируйте личное кредо: Я знаю, что для цивилизованного общения и поддержания уверенности в себе нужно уметь заслужить уважение окружающих. Поэтому при общении с людьми я буду придерживаться следующих правил:

  • часто произносить вслух имя собеседника;
  • буду всегда иметь на лице доброе и приятное выражение, легкую улыбку;
  • всегда буду выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя;
  • буду говорить как можно чаще людям, комплименты, буду вежлив;
  • буду интересоваться увлечениями, заботами и интересами сотрудников.

3. Можно предложить девять правил, которые позволяют высказать неприятное мнение о человеке , не поссорившись с ним и не обижая его. Эти приемы также можно использовать в качестве упражнений для работы над собой:

  1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
  2. Не говорите прямо об ошибках. Предоставьте человеку возможность "сохранить лицо" и одновременно дайте понять, чего вы от него ждете.
  3. Прежде чем критиковать других, начните с собственных ошибок.
  4. Вместо того чтобы критиковать, куда полезнее поинтересоваться: "Не могли бы вы сделать то-то?"
  5. Дайте людям возможность спасти свой престиж.
  6. Хвалите человека за малейшие успехи — искренне и щедро.
  7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
  8. Покажите, что допущенную ошибку можно легко исправить.
  9. Найдите способ сделать так, чтобы вашу просьбу выполнили с желанием.

Самая большая трудность подросткового возраста – это одновременная очень мощная перестройка организма и психики ребенка. Качество взрослой жизни во многом определяется тем, насколько успешно человек прошел через подростковый кризис.

Подростковым возрастом принято называть период от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным, так как в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Происходит изменение самооценки, восприятия себя в социуме. Появляется способность воспринимать окружающее критически, анализировать и делать собственные выводы, сознательно присваивать предлагаемые социумом те или иные моральные ценности.

Кроме того, в этот период подросток переживает серьезнейшие физиологические изменения.

Возрастные особенности подростков

  • Скрытые от глаза физиологические процессы вызывают чувство тревоги, дискомфорта, постоянного напряжения и эмоциональной усталости
  • Психологические изменения в свою очередь приводят к эмоциональному дисбалансу, внутренним и внешним конфликтам, решение которых требует энергии внутренней силы
  • К описанным проблемам подростка добавляется значительное повышение учебной нагрузки в старших классах, усиление давления со стороны родителей.
  • Все это создает у подростка чувство растерянности: старые ориентиры утрачены, новые еще не обретены
  • Естественные процессы взросления вызывают ощущения катастрофы и утраты себя в окружающем мире
  • Социальные навыки подростка еще не сформированы, личный жизненный опыт слишком мал, чтобы самостоятельно находить решения в сложных ситуациях.
  • Постоянная внутренняя дисгармония приводит к повышенной конфликтности и агрессии, что только усиливает негативное восприятие ситуации
  • В результате подросток замыкается, уходит в себя, обрастает ненужными комплексами, вместо решения проблем ищет легкие способы бегства от них
  • В худшем случае подростковые проблемы могут сломать человека как личность



Первые признаки переходного возраста

Внешне начало переходного возраста проявляется в следующем:

  • Ребенок начинает быстро расти, прибавка к росту больше 10-15 см в год
  • Развиваются вторичные половые признаки
  • Появляются подростковые угри и высыпания на коже
  • Ребенок становится чересчур ранимым, обижается на вещи, которых раньше не замечал
  • Стесняется проявлений родительской ласки на людях
  • Спорит и грубит чаще, чем обычно

Физиологические проблемы подросткового возраста.

  • Происходит серьезная перестройка эндокринной системы. Тело подростка в переходный период развивается неравномерно и непропорционально. К моменту окончания полового созревания диспропорции в большинстве случае исчезают
  • Центральная нервная система претерпевает значительные изменения, следствием которых является чрезмерная эмоциональная возбудимость подростков. Процессы, происходящие в коре головного мозга, провоцируют повышенную реакцию нервных окончаний и одновременно снижают реакцию торможения


  • В переходном возрасте происходит окончательное формирование жировых тканей и клетчатки, костей и мышечной ткани. Тело принимает законченные формы. В этот период особенно важно правильное здоровое питание и обмен веществ
  • В области желудочно-кишечного тракта в подростковом возрасте часто возникают проблемы, так как пищеварительная система очень чувствительна к физическим нагрузкам и эмоциональным перепадам
  • Физиологические изменения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания приводят к возникновению расстройств в области сердца, легких, частой слабости, головокружениям и обморокам. Очень важно подобрать для ребенка правильный режим сна и отдыха, а также внимательно отнестись к определению допустимых нагрузок на организм



Основные особенности переходного возраста у девочек

  • Тело постепенно приобретают формы, характерные для женской фигуры: круглые бедра, выпуклые ягодицы, нижняя часть тела становится шире, чем верхняя
  • Происходит рост молочных желез, часто процесс сопровождается болезненными ощущениями и чувством дискомфорта. Грудь может расти неравномерно, молочные железы могут отличаться по размеру одна от другой, но к завершению полового созревания разница практически исчезает
  • В подростковом периоде у девочек начинают расти волосы в области лобка и подмышек, одновременно с этим сальные железы начинают работать интенсивнее, запах тела становится резче. В этом возрасте необходимо пересмотреть вопросы гигиены и выработать индивидуальный режим ухода за телом
  • Завершается формирование половых органов. Часто в этот период возможны нарушения микрофлоры и связанные с этим осложнения (раздражения, грибковые инфекции). Необходимо приучить девочку внимательно относиться к здоровью в области гинекологии и правильно ухаживать за этой частью тела



Основные особенности переходного возраста у мальчиков

  • В подростковом возрасте у мальчиков начинается интенсивный рост костей, а затем и мышечной такни, причем кости обычно растут быстрее, чем мышцы. Отсюда частая излишняя худоба у подростков-мальчиков. Иногда такое отставание мышечной ткани может вызвать болезненные ощущения и временное недомогание
  • Подростковая ломка голоса – это рост гортани, в процессе которого у мальчика появляется «адамово» яблоко, а голос понижается на несколько тонов до характерного взрослым мужчинам тембра. В этот период мальчики подвержены частым осложнениям и болезням горла, так как при росте гортани происходит довольно сильный приток крови в эту область
  • Очень тонкий и деликатный вопрос полового созревания мальчиков – это поллюции (непроизвольное, обычно ночное, семяизвержение, связанное с чрезмерным сексуальным возбуждением)
  • Изменения на лице, вызванные гормональной перестройкой: черты лица становятся более резкими и мужскими, уходит детская округлость. На лице и шее появляется растительность. Юношеские угри у мальчиков обычно выражены сильнее, чем у девочек
  • Рост волос на груди, в подмышках, в паху, изменение запаха пота. Важно приучить мальчика к ежедневной гигиене и использованию косметических средств по уходу за телом (дезодоранты, лосьоны, крема)



Перестройка гормонов. Что делать с проблемной кожей?

Угревая сыпь на лице в подростковом возрасте практически неизбежна из-за глобальной гормональной перестройки организма. Поскольку подростки очень чувствительны к своему внешнему виду и оценке своей внешности в глазах окружающих, прыщи на лице являются не только физиологической, но и психологической проблемой.

При половом созревании сальные железы ребенка начинают работать в усиленном режиме. Выделяемый ими жир создает идеальные условия для развития патогенной флоры на коже, что приводит к закупорке пор и развитию гнойничковых поражений.

При правильном ежедневном уходе можно значительно снизить уровень бактерий в порах и предотвратить излишнее количество угрей на лице.

Что необходимо учесть при лечении угревой сыпи у подростков:

  • Подростковая кожа очень чувствительна и подвержена раздражению, поэтому следует выбирать препараты деликатного действия, разработанные специально для подростков
  • «Взрослые» средства могут привести к серьезному раздражению и аллергическим высыпаниям, что только усугубит физический и психологический дискомфорт ребенка
  • Лучше подойдут средства на основе натуральных компонентов, можно при умывании протирать лицо отварами лечебных трав, обладающих антисептическим действием
  • Не используйте спиртосодержащие препараты, так как спирт пересушивает кожу, что в свою очередь вызывает еще более активную работу сальных желез и выделение жира
  • Угревая сыпь может усиливаться из-за неправильной работы пищеварения, поэтому важно придерживаться здорового и сбалансированного питания
  • Важно помнить, что чистой должна быть не только кожа, но и полотенце, постельное и нижнее белье. Приучите ребенка не прикасаться к лицу без особой необходимости, чаще мыть руки и пользоваться чистыми носовыми платками
  • Подростковая кожа подвержена загрязнениям больше, чем взрослая, поэтому необходимо умывать лицо несколько раз в сутки, как минимум утром и вечером



Социальные проблемы подросткового возраста. Адаптация в социуме

Главной мотивацией ребенка в социуме в подростковом возрасте становится обретение уважения в глазах окружающих, особенно сверстников. Мнение одноклассников начинает превалировать над мнением родителей и учителей. Подростки очень чувствительны к малейшему изменению своего положения в кругу ровесников.

Отсюда часты внезапные поступки, нехарактерные для ребенка, призванные продемонстрировать сверстникам его исключительность и неординарность: хулиганские выходки, необдуманный риск, экстравагантные детали внешности.
Замечено, что вес ребенка в глаза подростка напрямую зависит от его эмоционального благополучия и микроклимата в семье.



Психологические проблемы подросткового возраста

Главные задачи личностного роста, которые ребенок решает для себя в подростковом возрасте:

  • Умение анализировать, сравнивать, делать собственные выводы
    Самостоятельное принятие решений на основе сделанных выводов
    Осознание личной ответственности за свои решения и поступки
    Осознание себя как отдельной личности и субъекта социума
    Его статус и положение в социуме

Важный аспект для подростка – уважение себя как личности. Научившись воспринимать мир критически, дети начинают видеть в себе слишком много недостатков, особенно в сравнении с другими сверстниками. Также болезненно они воспринимают любой намек на неуважение извне.

Часто подавленное состояние подростка либо повышенная агрессивность вызваны именно дисбалансом между внутренней потребностью ребенка в уважении и его недостаточным проявлением со стороны родителей и сверстников.



Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте

  • В плане межличностных отношений в подростковом возрасте происходит снижение значимости взрослых и высокая зависимость от мнения сверстников. То есть подросток из позиции подчиненного переходит в позицию равного по значению
  • Если в отношениях взрослый-ребенок присутствует серьезная дистанция и субординация, то в отношениях ребенок-ребенок подросток в полной мере может реализовать свои главные для этого возраста потребности: чувствовать себя взрослым и обрести уважение в глазах окружающих
  • Главными же проблемами межличностного общения подростка являются неготовность взрослых согласиться со снижением собственной значимости в глазах ребенка, и неумение подростка формировать гармоничные отношения, основанные на равноправии, поскольку навык общения в детском возрасте был основан на подчинении взрослым и выполнении их требований
  • Частые конфликты подростков друг с другом вызваны именно попытками выстраивать новые отношения на основе старых навыков. В раннем подростковом возрасте ребенок не разборчив в друзьях, его интересует общение как таковое и наработка необходимого опыта
  • К старшему подростковому возрасту, дети, как правило, уже определяются с выбором постоянных друзей по интересам, четко определяют свою роль в их компании и имеют достаточные навыки для поддержания ровных отношений на протяжении длительного времени



Проблемы обучения в подростковом возрасте. Как помочь ребенку справиться с учебой?

У большинства подростков помимо всех вышеперечисленных сложностей возникает еще одна – потеря интереса к учебе. У каждого ребенка причина может быть своя, объединяет их одно: подростковый возраст переполнен эмоциональными и физиологическими переживаниями, что неизбежно сказывается на всех аспектах жизни ребенка.

Возможные причины ухудшения успеваемости

  • В раннем подростковом возрасте ребенок переходит в среднюю школу, где организация учебной деятельности существенно отличается от начальной. Вместо одного педагога появляется много, каждый со своими требованиями и установками. Способы подачи материала становятся более академичными, акцент смещается в сторону теории и сложных понятийных конструкций. Ребенку необходима помощь родителей в том, чтобы своевременно и правильно адаптироваться в новых условиях
  • В старшей школе к сложности материала добавляются повышенные требования родителей к качеству оценок и уровню знаний, поскольку стоит вопрос о поступлении в профессиональные учебные заведения. Возрастает давление со стороны педагогов, заинтересованных в качестве сдачи ЕГЭ. Сам подросток переживает естественные страхи по поводу предстоящих экзаменов и поступления в вуз
  • Все это приводит к серьезной психологической нагрузке, которая может сказаться на качестве успеваемости. Помогите ребенку равномерно распределить нагрузку в течение рабочей недели, правильно чередовать режим отдыха и работы. Постарайтесь не нагнетать обстановку, подбодрите ребенка, помогите ему обрести чувство уверенности в себе и своих сила.
  • Конфликты с педагогами и отсутствие мотивации. Подростки очень чувствительны к критике в свой адрес, особенно к публичным ее проявлениям. Самая естественная реакция подростка – агрессия, что только усугубляет конфликт. Неуспеваемость по отдельным предметам может быть связана с негативными взаимоотношениями педагога и ребенка. Попробуйте выяснить причины конфликта и помочь ребенку выстроить контакт
  • Личные проблемы. Для подростка взаимоотношения со сверстниками гораздо важнее успеваемости. На текущий момент это его самая болевая точка. Если подросток не адаптирован в коллективе, испытывает трудности в общении, это может быть причиной общей апатии, в том числе в отношении учебы. Очень важно не отмахиваться от проблем подростка, какой бы несущественной она вам ни казалась
  • Признайте ее значимость, постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор и оказать ему реальную помощь, иначе в следующий раз он вряд ли поделится проблемой. Помните, что для подростка важна самостоятельность, поэтому не пытайтесь решить его проблемы силой, не читайте нотаций его одноклассникам. Помогите подростку найти достойный выход из ситуации или поменять коллектив



Проблема конфликта в подростковом возрасте

В подростковом возрасте особенности развития психики и организма складываются так, что ребенок переживает одновременно несколько серьезных внутренних конфликтов.

  • Желание быть взрослым – отрицание ценностей окружающих взрослых
  • Ощущение себя центром вселенной – самокритика и неприятие себя как личности
  • Желание быть «как все» — глубокая потребность заявить о своей индивидуальности и исключительности
  • Половое созревание – страх и неприятие перемен, происходящих в организме
  • Влечение к противоположному полу – неумение выстраивать отношения

Подростку трудно справиться с таким наплывом эмоций, переживаний и физических ощущений, в этот период. Внутренние конфликты неизбежно находят отражение во внешней жизни.



Отношения с родителями и близкими подростка. Как себя вести старшему поколению и чего ждать?

  • В подростковом возрасте ребенок выходит из-под опеки родителей. Если в детстве он воспринимал родительские оценки и требования как правильные по определению, в подростковом возрасте ребенок начинает оценивать происходящее вокруг с точки зрения своего личного восприятия. Он осознает, что у него есть свои собственные предпочтения, симпатии и стремления, которые не всегда совпадают с мнением взрослых
  • В отношении родителей подросток в этот период стремится дистанцироваться от их опеки и покровительства, продемонстрировать свою взрослость и самостоятельность. Однако это не значит, что подросток готов отказаться от общения с родителями в целом. Просто его общение в этот период выходит на качественно новый уровень
  • Часто родителям кажется, что ребенок проявляет беспричинную агрессию и упрямство, и единственное, что им движет – сделать все назло. Но недопонимание скорее вызвано неумением ребенка в силу возраста выразить свои подлинные эмоции, и нежеланием родителей его понять. В итоге у ребенка возникает чувство одиночества, замкнутость
  • Важно понимать, что от конфликтов ребенок эмоционально страдает не меньше, чем родители. Но, не имея достаточного опыта взрослых отношений, подросток не в состоянии понять причину взаимного недовольства, не знает, что предпринять, чтобы разрешить конфликт

Также необходимо понимать, что гормональная революция подросткового организма вызывает неуправляемые всплески эмоций, которые ребенок физически не способен контролировать.



Личность подростка в период переходного возраста. Новые увлечения и взгляды на мир

Психологи разделяют подростковый период на две фазы: негативную и позитивную.

  • Негативная фаза – это отмирание старой системы ценностей и интересов, активное неприятие происходящих внутри перемен. Ребенок чувствует, что происходят изменения, но психологически к ним еще не готов, отсюда его раздражительность, апатия, постоянное беспокойство и недовольство
  • В позитивной фазе подросток готов принять и осознать происходящие перемены. У него появляются новые друзья, интересы, он способен к коммуникациям на новом качественном уровне, возникает чувство зрелости, эмоции становятся более устойчивыми

Именно в период позитивной фазы у подростка появляются устойчивые увлечения, ярко проявляются творческие таланты. Если в 10-12 лет подростки выбирают друзей по территориальному принципу (вместе учатся, рядом живут), то в старшем подростковом возрасте круг знакомых формируется на базе общих интересов и увлечений.



Когнитивное развитие подростка

Когнитивным развитием называется развитие познавательных навыков.

  • В подростковом возрасте ребенок способен усваивать абстрактные понятия, анализировать гипотезы, строить собственные предположения, обоснованно критиковать чужую точку зрения. Подросток открывает для себя логический способ изучения предметов, в дополнение к механической памяти, которой пользуются дети дошкольного и младшего школьного возраста
  • При механическом запоминании воспроизведение материала происходит в той последовательности, в которой оно было заучено: дословный пересказ текста, строго последовательное выполнение физических действий
  • Логическая память делает акцент не на форме, а на сути изучаемого предмета. Изучаемый предмет анализируется, вычленяются наиболее важные моменты, устанавливается их логическая взаимосвязь, после чего изученный материал закладывается в память
  • В раннем подростковом возрасте ребенку трудно понять, в каких случаях использовать те или иные полученные навыки. Часть школьных предметов хорошо поддается логическому способу заучивания, некоторые предметы можно изучить только при помощи механической памяти (иностранные языки, сложные формулы и определения). В возрасте 10-12 лет дети часто жалуются на ухудшение памяти и неспособность понять тот или иной материал

К старшему подростковому возрасту ребенок обычно свободно владеет приобретенными навыками и их использование не вызывает у него затруднений.



Конфликт поколений: разрешать или не разрешать?

Конфликты, возникающие у родителей с подростком, могут иметь самые разные причины, но если не пытаться управлять конфликтом, любая незначительная мелочь может привести к очень серьезным последствиям для обеих сторон. Что делать, если возник конфликт?

  1. Первый шаг – необходимо выслушать аргументы и доводы обеих сторон. Подростки не воспринимают категорических запретов, им важно понимать, что стоит за вашим «нет». Дайте ребенку возможность высказать свою точку зрения. Во-первых, он научится формулировать объяснения своим поступкам (он не всегда их понимает сам), во-вторых, вы дадите ему понять, что считаете его взрослым и уважаете его мнение. Это существенно снимет накал страстей
  2. После того, как вы взвешенно и уважительно выслушали позицию ребенка и высказали свои аргументы, постарайтесь найти общий компромисс. Обозначьте подростку границы, в которых вы готовы уступить, предложите ему отказаться от части требований. Так вы научите ребенка находить золотую середину в конфликтах с другими людьми
  3. Если вы нашли устраивающее обе стороны решение, не пытайтесь его пересмотреть под воздействием внешних обстоятельств. Будьте логичны и последовательны в своем желании говорить с ребенком с позиции взаимоуважения



Как выстроить отношения с ребенком, чтобы не навредить ему?

Родительская семья является первой и важнейшей в жизни ребенка моделью взаимоотношений между людьми.

Возможные перекосы и дисгармония в семейных отношениях наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте ребенка. Несколько примеров негармоничного поведения родителей и их последствия для подростка.

Недостаток внимания к подростку, его проблемам и интересам, отсутствие общения и привязанности между родителями и детьми Асоциальное поведение подростка: побеги из дома, демонстративное «ничегонеделание», эпатажные выходки и эмоциональные провокации
Чрезмерное внимание к ребенку, большое количество запретов и ограничений, отсутствие личного пространства и поля для принятия самостоятельных решений Инфантильность, неумение дать сдачи, отстоять свою территорию; протесты по отношению к родителям по защите собственного «Я»
Поощрение малейших прихотей и желаний, отсутствие требований и границ, чрезмерная любовь и обожание Неадекватная оценка себя по отношению к окружающим, чрезмерное самомнение, потребность в постоянном внимании к собственной персоне
Диктаторский, спартанский стиль воспитания, завышенные требования, отсутствие похвалы, чрезмерно жесткий стиль общения, невнимание к желаниям и интересам ребенка Либо замкнутость, уход в себя и собственный мир, отстраненность от социума, либо опускание «во все тяжкие» и демонстративное нарушение всех запретов и ограничений, установленных родителями
Завышенные требования, несоответствующие возрасту обязанности и роли в семье: выполнение родительских функций по отношению к младшим детям, возложенное на ребенка «взрослое» чувство долга и ответственности по отношению к семье, непризнание его детства как такового Затяжные депрессивные состояния, бесконтрольная агрессия, вспышки гнева по отношению к объекту ответственности



Как помочь ребенку принять себя как личность?

  • Излишняя критичность, с которой подросток анализирует ми и окружающих, в полной мере относится и к нему самому
  • Все подростки в той или иной степени недовольны собой, своей внешностью, своими достижениями и успехами в среде сверстников. Девочки подвержены низкой самооценке сильнее, чем мальчики
  • Помогите подростку увидеть свои сильные стороны, понять, в чем он привлекателен и уникален. Отмечайте его реальные успехи, постарайтесь поднять его самооценку в собственных глазах
  • Подростки испытывают очень большую потребность в общении со сверстниками. Стать своим, быть полноправным членом социальной группы, компании друзей – главная мечта любого подростка
  • Помогите ребенку выстроить отношения в коллективе. Найдите время для разговора «по душам»; расскажите ребенку о вашем подростковом возрасте, о вашем опыте первой любви, дружбы, первых ссор и ошибок. Анализируя ваши рассказы подростку будет легче принять решение в отношении собственных проблем
  • В поисках собственного «Я» подросток может начать вести себя эпатажно, одеваться в странные одежды, слушать непривычную музыку и так далее. Если поведение ребенка не несет угрозы себе и окружающим, позвольте ему «перебеситься»
  • Не высмеивайте его новые увлечения, не запрещайте самовыражаться. Дайте понять, что он по-прежнему ценен и любим независимо от его внешности
  • Позвольте подростку совершать ошибки. Это отнюдь не означает отсутствие родительского контроля. Наоборот, разрешите ребенку сделать по-своему, но предупредите о возможных, на ваш взгляд, последствиях
  • Уроки из собственного опыта усваиваются гораздо лучше, чем родительские наставления. Конечно, такие эксперименты уместны в тех вопросах, где ошибка ребенка не приведет к критическим последствиям

Видео: Проблемы подростка в переходном возрасте

Одна из причин тревожного расстройства в этом тысячелетии - круглосуточный доступ к новостям. Подростки, так же как и взрослые, имеют смартфоны и не могут быть изолированными от влияния информационного потока. Неограниченный доступ к Интернету, а также повышенная склонность к беспокойству являются частью ежедневной жизни для молодых людей. Как помочь детям справиться с этим непростым этапом и какие методы позволят родителям не допустить подростковую депрессию?

Непосредственное участие в жизни ребенка

Родители играют не последнюю роль в контроле подростковой тревожности. Есть много сфер, которые вам по силам регулировать, например, настроить поисковые фильтры и управлять ими, а также создать позитивную атмосферу в семье. Ваше влияние может быть колоссальным при условии, что вы будете интересоваться жизнью ребенка. Беседуя с сыном или дочерью, вы поймете, какие проблемы их тревожат, и какие страхи их одолевают. Вы можете подсказать выход из сложной ситуации, сославшись на свой опыт, вы можете научить детей справляться с сомнениями и внутренними противоречиями. Беспокойство будет частью жизни ребенка до тех пор, пока вы не предложите свою помощь.

Модель общения, закладывающая завышенные ожидания

Когда дети малы, легко определить их текущие цели. Например, в начальной школе вы можете говорить об аккуратности, таблице умножения, важности чтения и даже выборе будущей профессии. В это время детям все интересно, а свое взрослое будущее они представляют размытым, туманным, но прекрасным. Поэтому и разговоры с родителями проходят в расслабленной непринужденной среде. Однако в этих беседах кроется одна большая опасность. Непреднамеренно вы посылаете ребенку сигнал о том, каким вам хотелось бы видеть его: о том, что он должен быть совершенным и успешным во взрослой жизни. К тому времени как дети перейдут в среднее звено школы, некоторые из них начинают проявлять тревогу и обеспокоенность своими текущими результатами.

Первые опасения

Уже с 11 лет школьники начинают сравнивать свои успехи с успехами одноклассников. Родители, со своими завышенными ожиданиями, надеются на высшие баллы и похвалу от учителей. И если ребенку по какой-то причине не удается порадовать маму, он ощущает разочарование и начинает сомневаться в собственных способностях. Переходя в среднюю школу, дети испытывают сильнейший стресс от новых педагогов, новых требований и новых условий. Фактически на них сваливается двойной страх: боязнь разочаровать семью и неспособность справиться с переменами. Они мучаются от головных болей, непосильных нагрузок и живут со страхом потерпеть неудачу.

Правильная установка

На этом этапе подросток представляет свое будущее более осязаемым и уже не таким безоблачным, как раньше. Он знает что если будет учиться плохо, то не сможет поступить в вуз и не получит престижную специальность. В какой-то момент ребенок понимает, что не идеален, поэтому становится заложником своей тревоги. Вашей задачей является напоминание того, что соревноваться нужно не с ветряными мельницами, не с одноклассниками, а с самим собой.

Независимо от того, какие оценки он имеет в данный промежуток времени, он всегда может прогрессировать. Кроме того, следует помнить, что для конкретного ребенка не существует идеального вуза, и в каждом учебном заведении студенты испытывают определенные сложности. Подумайте о снижении требований и позаботьтесь о личном благополучии собственного чада. Вероятно, не самый престижный университет или колледж в состоянии сделать вашего ребенка счастливым. Снижение планки означает, что подросток сможет дышать свободней и перестанет опасаться страха неудач, который дышит ему в спину.

К чему приводит ставка на высокие оценки?

Когда родители продолжают делать акцент на высокие оценки, это подталкивает некоторых школьников к бунту. Ребенок видит явную нестыковку: "Я не собираюсь быть врачом, зачем мне корпеть над химией и биологией?" Взгляните на примеры из жизни знаменитых предпринимателей, ученых или писателей, далеко не все из них имели высокую академическую успеваемость во время учебы. Они совершали прорыв в разных отраслях за счет гибкости своего ума и нестандартного мышления. Оба этих навыка не преподаются в школе, но оба являются важными во взрослой жизни.

Способность справляться с трудностями

Напомните детям о способности, которая заложена в каждом человеке. Чем больше у подростков полномочий, тем чаще они проявляют свою самостоятельность. Не стремитесь приходить к ним на помощь по первому требованию, дайте время для оценки ситуации. Снять страхи поможет разговор, который уведет подростков в сторону потенциальных проблем. Пока угроза остается надуманной и призрачной (я никогда не поступлю в институт), она не имеет реальной силы.

Вместо этого перенаправьте внимание детей на способность справляться с невзгодами: "Даже если ты не поймешь объяснения учителя с первого раза, ты поймешь материал, когда прослушаешь его снова" или "Не стоит бояться строгого учителя, он создает подходящую для учебы атмосферу". Предложите ребенку поддержку: "Немного отдохни и посмотри телевизор, это понадобится тебе, чтобы набраться сил".

Неудобные ситуации

Каждый раз, когда дети становятся обеспокоенными, родители беспокоятся вместе с ними. Желание помочь на бессознательном уровне проявляется у пап и мам со времен появления в доме новорожденного. Когда младенец плачет, родители не могут спокойно переносить эти звуки. По мере взросления детей меняются поводы для слез и разочарований, однако стремление оградить свое чадо от несчастий никуда не исчезает.

В подростковом возрасте тактика вмешательства оказывает детям медвежью услугу. Это поощряет подростков пасовать перед сложностями и избегать вещей, которые вызывают беспокойство. Поэтому, когда ваш ребенок встревожен и не желает посещать дополнительные занятия или общественные мероприятия, не разрешайте ему делать этого. Он должен понять, каково это, проходить через трудности. В конце пути обязательно отметьте усилия подростка.

Ограничьте время влияния электронных устройств

Когда дети имеют неограниченный доступ к электронным устройствам и Интернету, они сталкиваются с шокирующими новостями или киберзапугиванием. Они могут стать легко управляемыми и зависимыми от Сети. Вы не заметите, как потеряете доверительную связь, а ребенок не будет воспринимать ничего, кроме экрана смартфона. Гипербдительное состояние опасно для неокрепшей психики детей. Онлайн-связь с одноклассниками может включать в себя негативные моменты, поэтому дети становятся такими возбужденными и отчужденными.

Полноценный отдых

Предоставьте ребенку отдых от электронных устройств, дайте его мозгу возможность существовать в реальном пространстве. Не ждите, когда ваше чадо образумится и выпустит гаджет из рук. Этого не случится никогда, поэтому установите режим дня, где будет прописано, сколько минут подросток может находиться в виртуальном мире. Исключите доступ к телефону перед сном, это необходимо для продуктивного восстановления детского организма ночью. Предупредите, что отлучение от мобильного устройства не является наказанием, это всего лишь отдых от влияния электромагнитных волн. Совсем скоро вы заметите, как подросток стал менее раздражительным и зависимым. Ну а хороший сон поможет ему концентрировать внимание на выполнении ежедневных задач.

Рутинная работа, напряжение от общения с большим количеством людей, скрытый стресс от зимы, «пробок» и простуды + вечное противостояние тех, у кого «стакан наполовину пуст» и тех, для кого всегда полны не только стаканы, но и другие стороны жизни — всё это может стать причиной для превращения вас в законченного пессимиста. Если присмотреться, причин для пессимизма и даже депрессии хватает: достаточно только взглянуть на нашу экономику и состояние рынка труда (но не будем вдаваться в эту тему, иначе рискуем от лайфхаков перейти к политике и экономике). Однако есть несколько способов, как настроить себя не только на «фильтрацию» негатива, но и на позитивное восприятие реальности (даже такой непростой, как наша).

В чем кроется настоящий источник оптимизма?

У каждого человека есть свой набор правил и шаблонов для интерпретации тех или иных событий, которые его касаются. Пессимистам гораздо проще найти причины для грусти, а оптимистам — отыскать поводы для радости; и в этом нет ничего странного.

Все дело в первоначальной установке, которую мы применяем даже к самым, казалось бы, элементарным вещам. Понятно, что войны, болезни или смерть не просто огорчают, но и пугают людей, заставляют их переживать не только физические, но и нравственные страдания. Однако почему-то большинство окружающих нас людей предпочитают делать трагедии из того, что они застряли в «пробке» по пути на работу, или радоваться только тогда, когда они в далеком неопределенном будущем накопят денег себе на новую машину. В итоге хроническое ощущение себя «несчастным» занимает у пессимистически настроенного человека большую часть времени.

Оптимисты создают для себя «маленькие правила», благодаря которым они эти же ситуации воспринимают иначе: «любой день, что ты на земле, а не под ней — уже повод для отличного настроения» (как в поговорке).

Создайте для себя «маленькие правила оптимизма»

Чтобы настроить себя на положительное восприятие реальности, вовсе нет нужды прибегать к успокоительным препаратам, нейростимуляторам или зацикливаться на поиске позитива во всем, что бы с вами ни происходило. Достаточно небольших правил поведения и восприятия по отношению к той или иной ситуации в вашей жизни (это — как тренировка, надо приучать себя к ним поначалу, но дальше станет легче):

1. Сядьте и напишите список своих правил

Возьмите ручку и лист бумаги (никаких компьютеров и мониторов) и запишите свои собственные «маленькие правила» в формате следующих утверждений, делящихся на 2-х типа:

  • «Я чувствую себя несчастным, когда происходит следующеее: … (и список в столбик)»
  • «Я чувствую себя счастливым, когда: … (и снова список в столбик)»

Сильно больших списков составлять не надо. Точность и полнота списка здесь менее важна, чем сами ощущения и эмоции, которые передаются через эти «маленькие правила»: важно, что первым приходит вам в голову при формировании понятия «негативная эмоция» и «позитивная эмоция».

2. Обратите внимание на полученные результаты

Составили списки? Теперь сядьте и перечитайте получившиеся результаты так, как будто это писали не вы, а посторонний человек. Какое ощущение возникает? Писал ли это пессимист или оптимист? Такому человеку просто быть счастливым или легче чувствовать себя несчастным?

Доказательством того, что подобный самоанализ работает, служит уже тот факт, что вы добрались до данного этапа. Если бы вы где-то в глубине души не чувствовали, что что-то вас не устраивает в своем отношении к жизни, то не «забрались» бы так далеко в выполнении этого упражнения.

Чаще всего окажется, что часть (или даже значительная часть) ваших ожиданий от жизни существенно занижена, потому что вы уже подсознательно готовы к тому, что ничего не получится, и чтобы не расстраиваться лишний раз, вы просто не делаете никаких шагов по направлению к тому, что вас расстраивает.

3. Переработайте ваши правила в сторону улучшения

А теперь время проявить немного творчества. Возьмите второй лист бумаги, глубоко вдохните и снова спросите себя:

  • Какие повседневные события могут доставить вам ощущения счастья?
  • Какие нестандартные события могут вас заставить вас почувствовать себя несчастным?

Сформулировать ответы на эти вопросы — важная задача. Обдумайте все возможности и дайте ответы на то, что вы хотели бы видеть в своей жизни. На первый вопрос стоит перечислить как можно больше вещей, событий и явлений. А второй список сделайте покороче: включите в него только самые серьезные и действительно грустные события.

Когда закончите составлять списки, свои «правила оптимизма» перепишите в следующем формате:

  • «Я счастлив, когда… [событие]»
  • «Я несчастен только если… [событие]»

Формулировки тут играют важную роль. В итоге у вас получится 2 листа бумаги: на одной «правила пессимиста», по которым вы живете сейчас, на другом — «правила оптимиста», по которым вы бы хотели жить и в которые хотите верить в дальнейшем.

4. А теперь сожгите старые правила

Звучит немного странно и по-детски, но простой «ритуал сожжения» ненужных более правил работает, и вот почему.

За прошедшие более чем 125 тыс лет истории человечества одним из отличительных навыков человека стало умение управляться с огнем. Огонь стал частью ритуалов, религий и обрядов — от туземных идолов и до католических церквей. Важность огня в жизни человека заложена на подсознательном уровне в поколениях людей, и сожжение — это способ перевести нечто материализованное (как слова на бумаге) в нечто нематериальное (сделать так, чтобы всё «ушло и не вернулось»). Сожгите прошлое отношение к жизни — небольшой ритуал, который послужит своего рода эмоциональной разрядкой.

5. Новые правила разместите так, чтобы они попадались вам на глаза ежедневно

Место старых правил должны занять новые. Лист с новыми правилами прикрепите рядом с вашим рабочим столом, возле компьютерного монитора или около зеркала в ванной. Сделайте так, чтобы каждый ваш день начинался с невольного прочтения этих правил, чтобы написанное вами от руки правило вы сами проговаривали / прочитывали каждый день, настраивая свой мозг на восприятие в реальности в первую очередь положительных, а не отрицательных ее сторон.

Ключ к оптимизму, более здоровому образу жизни, новым возможностям в жизни и в работе — в ваших руках, просто попробуйте!

Как родителям помочь подростку позитивно воспринимать мир?

Клинг Е.А.,

педагог-психолог высшей квалификационной категории Куйбышевского филиала ГБУ НСО ОЦДК

Тема отцов и детей бурно обсуждалась на протяжении многих последних столетий. Однако и сегодня ответы на этот вопрос найти ещё довольно сложно. Темпы, расстояния, технологии и ценности современной жизни во многих семьях разрывают или делают более тонкой психологическую связь между родителями и подростками.

Мир в восприятии молодого поколения становится не только привлекательным своим многообразием и возможностями, но и непредсказуемым, несовершенным, а иногда даже враждебным. Подростки стараются защитить себя любой ценой. Но им не хватает знаний, терпения, опыта. Именно поэтому в трудных и неприятных ситуациях они реагируют резкими высказываниями, совершают порой очень опасные для себя и окружающих поступки, либо отказываются что-либо делать.

В суете ежедневных забот взрослым сложно найти время, чтобы разобраться в причинах проблем. И не секрет, что родители прибегают к нравоучениям, наказаниям, убеждают подростков и себя, что всё это скоро пройдёт, а порой, чтобы как-то «сгладить» проблему, покупают дорогие подарки.

А что происходит при этом с самим подростком?

Совсем недавно у меня на консультации была девочка 14 лет, убеждённая в том, что у неё плохой характер, что она плохо поступает с учителями и сверстниками. Ребёнок просил исправить её! Подросток, не имеющий проблем в учёбе и трудностей в общении с родителями и друзьями, хотел изменить себя только потому, что ей было тяжело слушать громкий голос учителя, когда тот объяснял материал, и отказывать друзьям, когда те предлагали ей то, что девочке не нравилось!

Всем подросткам сложно понять, что происходит вокруг них и принять себя такими, какие они есть. В моей практике было довольно много случаев, когда подростки либо старались выполнить все ожидания взрослых, либо не проявляли желание подчиняться окружающим, считая, что их не понимают. Результаты могли быть абсолютно разными: от заикания, отказа разговаривать со всеми (включая общение со сверстниками в социальных сетях) в течение года и больше, до ухода из дома. Каждый случай уникален. В одном, чтобы помочь подростку, достаточно было одной встречи, в другом – несколько. Во всех случаях подтверждается только один факт: несмотря на то, что в этом возрасте значимую роль для подростка играют сверстники, семья всё также для него является положительным или отрицательным ориентиром, образцом будущей взрослой жизни. Подростковый возраст – это период, когда мы, как родители, можем помочь своему, уже почти повзрослевшему, ребёнку стать самостоятельным взрослым человеком.

Во многом эта помощь будет зависеть от того, как мы, родители, воспринимаем сам подростковый возраст и своих подростков:

    с позиции проблемного возраста;

    или с позиции трудного, но очень важного этапа становления личности ребёнка.

Если рассматривать подростковый возраст как проблемный, то возникает риск воспринимать и самого подростка как проблему. И тогда родители стараются изо всех сил решить эту «проблему» или же, наоборот, отстраниться, считая, что всё это временно и само собой пройдёт.

Итак, подростки становятся трудными:

    если взрослые подавляют у них нормальные чувства – неуверенность, страх допустить ошибку, желание быть принятыми сверстниками;

    если родители заботливо не формируют у подростка ответственное поведение;

    если никто с ними не говорит о том, что всё, что они совершают и чувствуют, вполне естественно для подростка, но не всегда понятно взрослому.

При настойчивом, а порой и насильственном решении подростковых проблем родители рискуют потерять с ребёнком доверительные отношения, а при отстранённости – потерять его самого. Не зная и не понимая причин недовольства родителей, подростки думают, что они плохие и никому не нужны. Частая смена настроений, преобладание отрицательных эмоций, ощущение вечности проблем толкают подростков на выбор наиболее лёгкого способа их разрешения. Вот почему кто-то всё время проводит в компьютерных играх, социальных сетях, а кто-то начинает пробовать алкоголь, табак (и другие вещества), либо добровольно уходит из жизни.

А ведь мы с вами очень хотим защитить своего ребёнка, поговорить с ним так, чтобы понять его и быть понятыми. Мы хотим радоваться вместе с ним его успехам, видеть его счастливым, уверенным в себе и знать, что в трудную минуту он, прежде всего, придёт за советом именно к нам. И здесь нам нельзя терять ни минуты драгоценного времени в общении с подростком. Именно в общении и в совместной деятельности, а не в чтении нотаций или в проверке того, чем сейчас он занят. Потому что только через общение можно заслужить доверие подростка, помочь ему поверить, что родители готовы его понять и принять. Именно так мы можем сформировать у подростка стабильное позитивное восприятие мира.

Позитивное мировосприятие предполагает положительное понимание мира, событий и людей без идеализаций, иллюзий и «розовых очков».

Ещё раз отмечу, что позитивное восприятие мира – это не способ видеть мир в «розовых очках», либо жить в мире фантазий и иллюзий. Довольно часто так воспринимают мир избалованные деньгами и статусами родителей подростки из богатых семей. Психолог Международного Центра практической психологии «Интеграция» Татьяна Муха отмечает: «У таких подростков формируется инфантильность, они становятся потребителями, пользователями, не хотят нести ответственность за свои проступки, а какое-либо ограничение или отказ воспринимают как унижение». В своей практике я неоднократно слышала от таких подростков фразы: «А зачем мне учиться? У меня всё есть. Мне не пригодиться то, что вы мне навязываете».

Есть и ещё один риск при формировании мира у подростков – навязанные иллюзии. Иллюзии красивой жизни, созданные средствами массовой информации (фильмы, группы и статусы в социальных сетях), формирующие у подростков ролтон-стратегии (понятие, введённое кандидатом психологических наук Анной Семенович) – стремление получить от жизни всё, быстро и не прилагая усилий. Довольно часто такие ошибки допускают и сами родители, даже не догадываясь, что пытаются повысить самооценку своих детей при помощи материальных вещей.

Я предлагаю рассматривать формирование у подростков позитивного восприятия мира как:

    принятие ими самого себя и окружающих;

    объективное понимание ими добра и зла;

    умение ставить перед собой ту цель, которую они могут достичь.

Научить подростка мыслить и воспринимать мир позитивно важно, для того чтобы:

    • в их жизни преобладали положительные эмоции, было больше радости и счастья без применения опасных для жизни наркотических веществ или опасных, порой формирующих зависимость, развлечений;

      сохранить и укрепить их здоровье, сформировать у них ответственное отношение к своему здоровью и здоровью других людей как к ценности;

      защитить их от неприятностей и серьёзных проблем, которые могут появиться из-за дружбы с подростками с асоциальными наклонностями, из-за слабохарактерности, плохой самодисциплины и несамостоятельности;

      научить подростка достигать желаемые цели, ориентируясь на свои способности и знания.

Человек, позитивно воспринимающий мир, реалистично смотрит на вещи.

Если же родители воспринимают подростковый период не только как сложный, но и очень важный для становления личности ребёнка и его будущего, то при общении с ним они готовы проявлять гибкость и мудрость, ориентироваться на 3 основные цели в формировании позитивного мировосприятия.

Первая цель. Помочь подростку принимать самого себя, как человека хорошего, нужного.

С чего же формируется у подростка отношение к себе? Откуда формируется его принятие самого себя, своей индивидуальности?

Во многом это складывается из взаимоотношений подростков с родителями.

Понаблюдайте за собой. Какие темы вы затрагиваете в разговоре со своим подростком? О ком или о чём и как вы говорите с ним каждый день? Не секрет, что за повседневной занятостью родители забывают, что для подростка очень важно обсудить с вами не только какие-то проблемы, касающиеся учёбы или порядка в доме... В моей школьной практике молодая женщина жаловалась на то, что, когда заболела, не получила от своей 15-ти летней дочери никакой помощи. Девочка не хотела ей принести даже стакан воды. В школе это был обычный подросток. Что же происходило в семье? Они давно жили вдвоём. Мама почти не работала. Но хорошие алименты позволяли жить без нужды. «Как развивалась девочка в детском саду, какие у неё были успехи в начальной школе? Что любит делать, с кем дружила или дружит? Чем занимаетесь вместе?» Мама не смогла ответить ни на один вопрос, а только жаловалась на дочь и на жизнь в целом.

Знаете ли вы, родители, какая музыка сейчас популярна среди молодёжи, какие фильмы они смотрят, чем любят заниматься и кто у них друзья? Довольно часто родители подростков, жалуясь на непослушание и их плохое поведение, не могут ответить на эти вопросы. А смогли ли вы на них ответить? Если нет, то нужно задуматься, интересно ли с вами вашему ребёнку.

Как родители могут изменить своё поведение в трудных ситуациях и быть примером для своего подростка?

Представьте, что вы летите в самолете где-нибудь над Европой, и у него вдруг отваливается один из двигателей. Какая реакция пилота была бы вам больше по душе? Лучше, чтобы он сказал: «Сохраняйте спокойствие и пристегните ремни! Нас сейчас немного потрясет, но до дома мы доберемся в целости и сохранности»? Или чтобы капитан лайнера выскочил из кабины и начал бегать по проходу между креслами с криками: «Катастрофа! Мы сейчас все погибнем!»? У какого из этих пилотов больше шансов удачно посадить самолет?

А теперь задумайтесь о собственной жизни, пилотом которой являетесь вы сами. С каким настроем больше шансов удачно решить любую проблему: «Я найду выход» или «Я пропал»? В этом-то и суть позитивного мышления. Оно не гарантирует положительного исхода, но значительно повышает его вероятность.

Вторая цель. Помочь подростку определиться, кто он в среде сверстников.

С возрастом у ребёнка меняются авторитеты:

    в начальной школе для него является авторитетом учитель;

    в подростковом – сверстники.

Трудности в общении у современных подростков – это актуальная проблема для многих родителей. Живое взаимодействие со сверстниками заменили чаты, боты, социальные сети, видеоигры и приставки. Всё чаще мы стали замечать на праздниках, как дети, сидя на диванчиках, не отрываются от экранов своих телефонов. Для многих подростков характерна замкнутость, скудность круга общения, а при беседе с ним разговор больше похож на обмен смс-сообщениями. А ведь без умения налаживать связи в современном мире очень трудно добиться высот. С развитыми технологиями надо быть на шаг впереди всех, знать чуть больше, чем все, уметь налаживать связи с нужными людьми, чтобы хоть как-то добиться желаемого положения в обществе.

Школа для подростков – это школа взаимоотношений с другими детьми. Если круг общения со сверстниками во дворе или на улице может быть непостоянным, подросток может сам выбирать, с кем ему общаться, то в школе подросток вынужден видеть своих одноклассников и как-то взаимодействовать с ними, нравится ему это или нет. Сменить класс или школу – значит выстраивать новые взаимоотношения. Но как это сделать, если в бывшем классе подросток не научился этому? Родители, чьи дети имели проблемы в общении со сверстниками, отмечали, что чаще всего они появлялись при переходе в новую школу и переезде в другой район. Если подросток говорит вам о проблемах – это уже хорошо. Значит, он доверяет взрослым, понимает, что ему могут помочь. Гораздо хуже, когда ребенок замыкается в себе, и родители даже не знают, что у него возникли какие-то сложные ситуации. Он может не признаваться в том, что ему тяжело, скрывать свои обиды. В первую очередь это тяжело для самого ребёнка. У него нет поддержки ни в коллективе сверстников, ни в семье. И эту ситуацию нужно срочно исправлять. Именно в этот момент нужно быть наиболее внимательными к подростку, очень важно наблюдать за его психологическим состоянием, замечать перепады настроения, чтобы в трудную минуту прийти на помощь. Чтобы диалог стал откровенным, не стоит на него давить, достаточно сказать, что вы его любите таким, какой он есть.

Третья цель. Формирование ценностей и целей.

Стоит немного пояснить, что в данном случае мы не будем обсуждать, какие ценности и цели нужно формировать у подростков. Это во многом зависит от традиций семьи, от вероисповедания или же от уровня образования родителей (ярким примером стали конфликты в европейских странах между жителями страны и переселенцами, да и в семье рабочих или учителей ценности и цели могут сильно различаться).

У подростков сильно выражена потребность в изменении социально-экономической и нравственной ситуации к лучшему. Например, кто-то из них думает, что в их городе просто необходимо открыть сеть популярных супермаркетов. Или же они могут считать, что если учителя требуют от детей ходить в форме, то и сами должны одеваться в единую одежду. Именно из-за этих потребностей они могут проявлять непослушание, вступают в какую-либо общественную молодёжную организацию, устраиваются на временную работу и т.д. Иногда, в силу отсутствия жизненного опыта, подростки могут сделать неправильный выбор, вступив в неформальные, незаконные группы, либо ставят перед собой труднодостижимые цели, или эти цели и ценности идеализируют, а кумирам подражают (например, как совсем недавно некоторые девочки подражали вымышленному персонажу Харли Квинн). Отстаивая свой выбор, свою состоятельность, подростки стараются бороться с взрослыми, вызывая у них негодование. Варианты последствий данных ситуаций легко предсказуемы. Это либо конфликты между родителями и подростком; либо в поведении подростков можно наблюдать безоговорочное выполнение родительских требований, что в будущем может привести к их несамостоятельности, постоянной зависимости от других людей и, как следствие, к несостоятельности.

И опять вернёмся к ориентации подростков на родителей. Подросток уже умеет критично наблюдать за родителями и анализировать, что для них является ценностью. А чаще всего они считают, что для его родителей является более ценным то, чему они больше всего уделяют внимание, на что тратят своё время. Как вы думаете, поверят ли подростки тому, что родители их любят и ценят, когда взрослым не хватает времени и сил поговорить с ними, потому что заняты зарабатыванием денег, а вечером сидят у телевизора или компьютера?

Многие родители не знают, чем заняться вместе со своим подростком. Уроки делать они должны уже самостоятельно, а наводить в доме порядок подросткам некогда, да и не нравится. Что же делать? Очень хорошо, когда в семье есть положительные традиции. В каждой семье они могут быть свои. Например:

    совместный ужин, просмотр и обсуждение фильма (только не нужно соединять ужин и просмотр фильма вместе, а при выборе фильма важно ориентироваться на возраст ребёнка);

    планирование и совместная уборка дома, а может быть и перестановка в комнате, ведь ребёнок растёт, а значит, вкусы и потребности меняются;

    совместный активный отдых в выходные дни;

    подготовка к празднику или покупка новых вещей.

Важно распределить обязанности, запланировать, когда и что нужно будет сделать. А уже потом можно будет совместно планировать и более долгосрочные цели.

Ещё раз хочется напомнить о том, что нет единых ответов на вопросы, как нет и единых рецептов на каждый случай. Родители подростков учатся, ошибаются и взрослеют вместе с ними. Для родителей важно верить в свои силы и верить в своего подростка. В случае успеха родитель получает счастье общения, самого надёжного, самого искреннего друга в лице своего ребёнка и сам становится таким же другом для него.

    Журнал для родителей Программа «Крепкая семья». Тема номера: «Подросток в семье: меняемся вместе».

    Эда Ле Шан «Когда ваш подросток сводит вас с ума. Пособие для родителей, которые не спешат стать бабушками и дедушками»

    Леви Владимир «Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок» (книга из серии «Конкретная психология»).

    Книга Томаса Армстронга «Ты можешь больше, чем ты думаешь» . Книга ориентирована на аудиторию подростков до 14 лет (она будет интересна и более старшим детям).

    Андрей Максимов «Многослов-3. Прочистите ваши уши. Первая философская книга для подростков», «Как не стать врагом своему ребёнку» (книга не только для родителей, но и для подростков). Можно также посмотреть и его видеолекции.

    Эндрю Мэтьюз «Живи легко! Как найти себя и свою работу».

    Эндрю Мэтьюз «Как справиться с обидчиками и преследователями».