Диагностика депрессивных состояний у подростков. Особенности протекания депрессии у подростков

Диагностика депрессивных состояний у подростков. Особенности протекания депрессии у подростков

В подростковом возрасте физиологические, психологические и социальные изменения соседствуют с высокими требованиями во всех сферах жизни. Особенно тяжело детьми переносятся ситуации, в которых интересы родственников, учителей и друзей не совпадают.

Повторные эпизоды плохого настроения, приводящие к ухудшению результатов учёбы и социальной дезадаптации, требуют особого внимания. Зачастую депрессию у подростков принимают за проблемы с характером, свойственные переходному возрасту, или капризы. По данным разных источников, от 5 до 11% подростков страдает от депрессии. Больше подвержены депрессии девочки вследствие своей высокой эмоциональности и социальной ориентированности. Далеко не все подростки в состоянии депрессии получают полноценную психологическую и врачебную помощь. В результате депрессия – одна из самых частых причин детской смертности.

Особенности депрессии у подростков

Механизмы развития депрессии у подростков сходны с таковыми у взрослых. При этом подросткам свойственна большая подвижность и недостаточная зрелость психики, что меняет картину заболевания. Для депрессии в подростковом возрасте характерны следующие черты:

  • Как позитивные, так и негативные эмоции у детей ярче и сильнее, чем у взрослых, их проявления намного заметнее.
  • Не всегда врач или психолог может распознать депрессию.
  • Подростки предпочитают умалчивать своё состояние, отказываются рассказывать о своих чувствах, и практически никогда не обращаются за помощью.
  • Плохая успеваемость и различные неприятности в школе – один из признаков, которыми проявляется подростковая депрессия. Симптомы сходного характера могут появляться и у младших детей, вплоть до отказа посещать школу.
  • Патологическая привязанность к родителям – ещё один возможный симптом депрессии. Ребёнок постоянно находится рядом с родителем, держит его за руку. При осторожных расспросах можно выяснить, что причиной такого поведения является страх, что родители могут оставить ребёнка или умереть.
  • Чувства покинутости, одиночества и непонятости очень характерны для депрессивных состояний у подростков.
  • Склонность к одиночеству, избегание социальных контактов – очень характерный симптом подростковой депрессии. Ранее активные дети, у которых было множество друзей и интересов внезапно становятся замкнутыми, разрывают социальные связи и стремятся максимум времени проводить наедине с собой.
  • Потеря интереса к хобби, развлечениям и другим видам активности, интересовавшим подростка ранее.
  • Возрастает критичность к результатам своей деятельности и внешности. Подростки в состоянии депрессии склонны во всех бедах винить себя. Они кажутся себе уродливыми и неудачливыми. Более того, у них появляется убеждение, что окружающие их осуждают.
  • Раздражительность, и так свойственная подросткам, перерастает в агрессивность.
  • Снижается концентрация внимания и мотивированность, появляются признаки апатии. Она может быть настолько выраженной, что подросток перестаёт следить за собой, становится неряшливым и перестаёт соблюдать элементарные нормы личной гигиены.
  • Продуктивная симптоматика тоже может быть проявлением подростковой депрессии. Симптомы её могут включать слуховые галлюцинации и бредовые идеи.
  • Страхи, которые развиваются как сами по себе, так и в результате галлюцинаторных эпизодов.
  • Соматические проявления – разнообразные боли, головокружения, чувство тяжести. Самые распространённые жалобы этого рода – боли в животе, спине, головные боли, тошнота, рвота. Девушки могут жаловаться на менструальные боли и нарушение цикла.
  • Утомляемость, астенизация, жалобы на усталость, обессиленность.
  • Нарушение сна – позднее засыпание, трудности с пробуждением.
  • Нарушение аппетита может проявляться как анорексией, так и патологической прожорливостью. Периодическое обжорство – тревожный признак, это может быть первым проявлением употребления подростком наркотиков.
  • Негативизация мышления. Очень характерный признак, свойственный детям старшего возраста. Он может проявляться очень разнообразно – плаксивостью, написанием стихотворений, выбором одежды мрачных тонов, прослушиванием меланхоличной музыки и пением соответствующих песен, немотивированными приступами грусти. Хорошим показателем негативизации может быть информация со страниц соцсетей.
  • Бунтарское поведение. Подросток может примыкать к сомнительным компаниям, вступать в беспорядочные половые связи, начать курить, употреблять алкоголь или наркотики.
  • Разговоры на тему бегства из дома и попытки ухода из дома – это фактически «крик о помощи» со стороны ребёнка, знак для родителей о необходимости срочного принятия мер.

Опасность суицида

Следствием негативизации часто становится убеждённость подростка в низкой ценности жизни и попытки суицида. Суицидальные склонности подростков с депрессией очень опасны – самоубийство является одной из ведущих причин смертности в молодом возрасте. Они могут проявляться также частыми и продолжительными разговорами о смерти, о своём желании умереть. Любые упоминания суицидальной тематики требуют крайне внимательного отношения и обсуждения с ребёнком. Не стоит избегать разговоров на эту тему – подросток в состоянии депрессии без внешней помощи будет только углубляться в свои негативные переживания. Вполне возможно, что подростку с депрессией понадобится помощь психолога или психиатра. Квалифицированный специалист поможет ребёнку высказаться, найти причины его проблем и разрешить их, а при необходимости подберёт медикаментозное лечение.

Диагностика депрессии у подростка

Не существует специфических методов обследования, которые позволили бы поставить диагноз «депрессия». Психиатр ориентируется на данные опроса, жалобы ребёнка и родителей, ответы ребёнка в специальных опросниках на наличие депрессии. Изучается взаимосвязь депрессии и изменений гормонального фона. У взрослых доказано повышение концентрации гормонов надпочечников при наличии депрессии. У подростков исследования данной связи пока проводятся, но повышенная концентрация кортизола может служить косвенным признаком депрессии и у них.

Дифференциальная диагностика

Существует ряд заболеваний, при которых депрессия является одним из симптомов или ранних проявлений. При диагностике депрессии важно исключить эти болезни для правильного выбора лечения.

Признаком начальной стадии депрессии или самостоятельным заболеванием может быть стойкое снижение настроения – . Этот диагноз выставляют при наличии сниженного настроения в течение большей части дня в течение нескольких месяцев и при отсутствии соматических признаков депрессии. Дистимия может длиться годами и стать для ребёнка привычным состоянием, поэтому он может не предъявлять жалобы на снижение настроения.

Продолжительность симптомов подростковой депрессии обычно составляет от полугода до 9 месяцев. При более длительном сохранении жалоб следует исключить наличие психического заболевания, в первую очередь . Также депрессия может быть одним из ранних признаков начинающейся шизофрении.

Подростки, как и взрослые, могут быть подвержены сезонной депрессии, особенно выраженной в наших широтах. Обычно её проявления начинаются в середине осени и продолжаются большую часть зимы, уменьшаясь к весне. Такое состояние достаточно физиологично и специального лечения не требует.

Могут быть первыми признаками биполярного расстройства, причём депрессивный эпизод может длиться много месяцев, прежде чем появятся первые признаки маниакального нарушения.

Раннее выявление депрессии – главный компонент её успешного излечения. Особенно важно вовремя распознать и вылечить депрессию у детей раннего возраста. Это значительно уменьшает вероятность повторных эпизодов депрессии и суицидальных попыток в дальнейшем.

Шкала М. Ковач

Данный опросник, разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Опросник представляет собой самооценочную шкалу для детей и подростков от 7 до 17 лет (дети 3-7 лет отвечали на соответствующие вопросы врача). Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

Ключ:

№ выбор балл

1,3,4,6,9,12,14,17,19,20,22,23,26,27 1 0

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25 1 2

Интерпретация:

0-10 – состояние без депрессии;

11-16 – легкое снижение настроения;

17-19 – субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 – критическое число, рассматривается в качестве показателя для

углубленного изучения ребенка или подростка на предмет

Идентификации депрессивного заболевания.

Предъявление

Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.

Шкала А (негативное настроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В (межличностные проблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание.

Шкала С (неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала D (ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества.

Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.

Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

Стимульный материал

Инструкция: « Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1. 1) У меня редко бывает грустное настроение.

2) У меня часто бывает грустное настроение.

3) У меня все время грустное настроение.

2. 1) У меня никогда ничего не получится.

2) Я не уверен, что у меня все получится.

3) У меня все получится.

3. 1) В основном я все делаю правильно.

2) Я многое делаю не так.

3) Я все делаю неправильно.

4 . 1) Многое для меня является забавным.

2) Некоторые вещи меня забавляют.

3) Ничто меня не забавляет.

5. 1) Я все время себя плохо чувствую.

2) Я часто себя плохо чувствую.

3) Я редко себя плохо чувствую.

6. 1) Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от

2) Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.

3) Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.

7. 1) Я себя ненавижу.

2) Я себе не нравлюсь.

3) Я доволен собой.

8. 1) Все плохое происходит по моей вине.

2)Многие плохие вещи происходят из-за меня.

3) Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.

9. 1) Я не думаю о самоубийстве.

2) Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.

3) Я хочу покончить с собой.

10.1) Желание заплакать я испытываю каждый день.

2) Желание плакать появляется у меня довольно часто.

3) Желание заплакать я испытываю редко.

11. 1) Меня все время что-то беспокоит.

2) Меня часто что-то беспокоит.

3) Меня редко что-то беспокоит.

12. 1) Я люблю находиться среди людей.

2) Я не люблю часто бывать с людьми.

3) Я вообще не хочу быть с людьми.

13. 1) Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.

2) Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.

3) Я легко изменяю свое мнение

14. 1) Я выгляжу хорошо.

2)В моей внешности есть недостатки.

3)Я выгляжу безобразно.

15. 1)Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.

2) Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.

3) У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.

16. 1) Я плохо сплю каждую ночь.

2) Я часто плохо сплю.

3) У меня нормальный сон.

17. 1)Я редко чувствую себя усталым.

2) Я часто чувствую себя усталым.

3) Я все время чувствую себя усталым.

18. 1) У меня часто нет аппетита.

2) Иногда у меня нет аппетита.

3) Я всегда ем с удовольствием.

19. 1) Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.

2) Меня часто беспокоят боль или недомогание.

3) Я все время испытываю боль или недомогание.

20. 1) Я не чувствую себя одиноким.

2) Я часто чувствую себя одиноким.

3) Я все время чувствую себя одиноким.

21. 1) В школе ничто не доставляет мне радости.

2) В школе мне бывает приятно только время от времени.

3) Мне часто радостно в школе.

22. 1) У меня много друзей.

2) У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.

3) У меня совсем нет друзей.

23. 1) С учебой у меня все хорошо.

2) Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.

3) Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались

Легко.

24. 1) Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как

Другие.

2) Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие.

3) Я такой же благополучный, как и остальные люди.

25. 1)Меня никто не любит.

2) Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.

3) Я уверен, что меня кто-то любит.

26. 1) Я часто делаю то, что мне говорят.

2) В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.

3) Я никогда не делаю то, что мне говорят.

27. 1) Я хорошо лажу с людьми.

2) Я часто ссорюсь.

3) Я постоянно ввязываюсь в ссоры.


Является серьезной медицинской проблемой и проявляется стойким чувством печали и потери интереса к какой-либо деятельности. Это отражается на мыслях, чувствах и поведении подростка и может вызывать эмоциональные, функциональные и физические проблемы. Течение депрессии в разные периоды жизни ввиду различий в работе головного мозга значительно отличается, симптомы подростковой депрессии значительно отличаются от симптомов депрессии взрослых.

Проблемы общения со сверстниками, проблемы в учебе и изменения растущих внутренних органов могут доставлять много неприятностей для подростков. У некоторых подростков они не ограничиваются кратковременными перепадами настроения и переходят в депрессию.

Подростковая депрессия - это не временная лень, это не то, что можно преодолеть усилием воли. Ее не следует недооценивать и приписывать «слабости» или «дурному воспитанию» подростка. Она может иметь серьезные последствия и требует длительного лечения. У большинства подростков депрессия протекает в нетяжелой форме и хорошо поддается лечению с помощью медикаментозных препаратов и психотерапии.

Симптомы депрессии у подростков

Главными симптомами подростковой депрессии являются эмоциональные и поведенческие изменения.

Эмоциональные изменения

  • Частое проявление чувства печали или тоски, в том числе - плач без видимой причины
  • Раздражительность, огорчение или гнев по самым незначительным поводам
  • Потеря интереса или удовольствия от привычных занятий подростка
  • Потеря интереса к семье и друзьям или постоянные конфликты с ними
  • Ощущение собственной бесполезности, вины, фиксация на прошлых неудачах, чрезмерная самокритика
  • Слишком болезненная реакция на неудачи
  • Затруднения в мышлении, концентрации внимания, принятии решений и запоминании событий
  • Постоянное ощущение, что настоящая и будущая жизнь мрачная и безрадостная
  • Частые мысли о смерти, мысли о самоубийстве.

Поведенческие изменения

Депрессия у подростков. Патология или физиологический кризис?

Бывает очень сложно определить границу между нормальным подростковым поведением, вызванным физиологическим кризисом, или объективными проблемами, и истинными симптомами подростковой депрессии. Если Вы подозреваете неладное - прежде всего, поговорите с Вашим подростком. Попробуйте определить, насколько хорошо он или она справляется со своими чувствами.

Если симптомы депрессии начинают вмешиваться в жизнь вашего ребенка, поговорите со школьным врачом или психологом. Вы можете также обратиться к семейному врачу или педиатру.

Когда обращаться к врачу

Если Вы подозреваете, что у Вашего ребенка есть депрессия, обратитесь к врачу немедленно. Не следует ждать, что симптомы депрессии пройдут самостоятельно - при отсутствии лечения они могут резко ухудшиться или привести к другим проблемам. Подавленные депрессией подростки подвержены риску самоубийства, даже если симптомы не кажутся тяжелыми.

Если Вы подросток и подозреваете у себя депрессию, или у вас есть друг с депрессией - не откладывайте возможность обратиться за помощью. Обратитесь к профессионалам (врачу или психологу), поделитесь своими переживаниями с родителями, близким другом, духовным лидером, учителем или с кем-то еще, кому Вы доверяете.

Подростковая депрессия и суицидальные мысли

Если Ваш ребенок высказывает мысли о самоубийстве - обратитесь за помощью немедленно. Отнеситесь к таким разговорам со всей серьезностью. Если Вы считаете, что подросток в ближайшее время может навредить окружающим или себе: нанести себе увечья или предпринять попытку суицида - вызывайте скорую медицинскую помощь. Если Ваш психиатр видит необходимость в госпитализации, не отказывайтесь от нее.

Причины депрессии у подростков

Достоверно неизвестно, что является причиной депрессии. В развитие депрессии могут быть вовлечены различные факторы, например:

  • Нарушение баланса нейромедиаторов. Медиаторы являются естественными химическими веществами в мозге, которые, вероятно, играют роль в развитии депрессии. Когда баланс этих химических веществ в головном мозге нарушается - появляются симптомы депрессии.
  • Гормоны . Изменения в организме подростка, связанные с его созреванием, приводят к нарушению баланса гормонов. Это косвенно может влиять на запуск или усиление депрессии.
  • Наследственные факторы. Депрессия чаще встречается у людей, чьи биологические (кровные) родственники также имеют это заболевание.
  • Травмы раннего детства. Травматические события в детском возрасте, такие как физическое или эмоциональное насилие, или потеря родителя, могут вызвать изменения в мозге, которые делают человека более восприимчивым к депрессии.

Факторы риска подростковой депрессии

  • Наличие проблем, негативно влияющих на самооценку подростка, таких как ожирение , проблемы со сверстниками, долгосрочные издевательства или проблемы в учебе
  • Если пациент был жертвой или свидетелем насилия (как физического, так и сексуального)
  • Наличие других психических заболеваний, таких как тревожное расстройство, анорексия или булимия , синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) или др.
  • Наличие хронического физического заболевания - злокачественная опухоль, сахарный диабет или астма
  • Определенные черты личности, такие, как низкая самооценка, чрезмерная зависимость от другого человека, избыточная самокритичность или упорный пессимизм
  • Злоупотребление алкоголем, никотином или наркотическими препаратами
  • Женский пол: депрессия чаще возникает у женщин, чем у мужчин
  • Принадлежность к сексуальным меньшинствам: если пациент гей, лесбиянка, бисексуал или транссексуал - он нередко становится социально изолированным или испытывает издевательства, что может увеличить риск депрессии
  • Наличие в кровном родстве людей с депрессией, биполярным расстройством или алкоголизмом
  • Наличие в семейном анамнезе человека, который покончил жизнь самоубийством
  • Наличие факторов неблагополучия и конфликтов в семье
  • Переживание недавних стрессовых жизненных событий, таких как развод родителей, участие родителей в военных действиях или смерть близкого человека.

Осложнения подростковой депрессии

Нелеченная депрессия может привести к эмоциональным, поведенческим и физическим проблемам, которые влияют на все сферы жизни вашего ребенка. Осложнения, связанные с подростковой депрессией, могут включать в себя:

  • Низкую самооценку
  • Злоупотребление алкоголем и наркотиками
  • Проблемы с учебой
  • Семейные конфликты и трудности общения
  • Социальную изоляцию
  • Опасное и противоправное поведение
  • Самоубийство.

Подготовка к визиту врача

Сначала Вам следует обратиться к семейному врачу или педиатру, для этого запишитесь на прием. Можете обратиться напрямую к психиатру.

  • Опишите все симптомы, беспокоящие подростка, в том числе те, которые кажутся Вам не имеющими отношения к делу
  • Укажите ключевую личную информацию, в том числе недавние стрессы и перемены в жизни Вашего ребенка
  • Укажите все лекарственные препараты, витамины и биологически-активные добавки, которые принимает или недавно принимал Ваш ребенок
  • Запишите все вопросы, которые Вы и Ваш ребенок хотите задать врачу.

Например, вы можете спросить:

  • Эти симптомы указывают на депрессию у моего ребенка?
  • Каковы другие возможные диагнозы?
  • Потребуется ли дополнительное обследование?
  • Какое лечение будет оптимально в этой ситуации?
  • Есть ли побочные эффекты от лекарств, которые Вы назначаете?
  • Как нужно отслеживать прогресс и эффективность лечения?
  • Мой ребенок имеет другие заболевания, как это повлияет на тактику лечения? Могут ли эти диагнозы быть связаны с депрессией?
  • Есть ли какие-либо ограничения, которым должен следовать ребенок?
  • Как часто нужно посещать психиатра?
  • Могут ли изменения в диете, физические упражнения или другие занятия облегчить депрессию?
  • Есть ли у Вас печатные материалы, которые мы могли бы изучить дома? Какие сайты Вы рекомендуете нам посетить?

Не стесняйтесь задавать вопросы, возникающие во время разговора с врачом.

Ваш врач, скорее всего, задаст подростку и вам следующие вопросы:

  • Когда члены семьи или друзья впервые заметили симптомы депрессии?
  • Как давно ты сам ощущаешь симптомы депрессии? Подавленное настроение преследует тебя постоянно, или случается время от времени?
  • Бывают ли у тебя резкие перепады настроения? Скажем, когда в последний раз ты ощущал(а) переполняющее тебя счастье и прилив энергии?
  • Когда-нибудь тебя посещали мысли о самоубийстве в момент пика дурного настроения?
  • Насколько тяжелы твои симптомы? Они мешают занятиям в школе, отношениям с друзьями или другим ежедневным мероприятиям?
  • Есть ли у вас какие-либо биологические (кровные) родственники с депрессией или другим психическим расстройством?
  • Есть ли у подростка какие-то еще заболевания?
  • Принимал ли подросток алкоголь, марихуану или уличные наркотики?
  • Сколько подросток спит по ночам? Изменилась ли продолжительность сна в последнее время?
  • Что, по-Вашему, облегчает симптомы у подростка?
  • Что, по-Вашему, их ухудшает?
  • Не изменился ли рацион питания ребенка, его пищевые привычки и предпочтения? Не замечали ли вы резкое изменение веса ребенка: увеличение или похудение?

Диагностика депрессии у подростков

Когда врач подозревает подростковую депрессию, он, как правило, проводит следующие обследования и тесты:

Осмотр. Врач проведет физикальный осмотр, задаст ряд вопросов о здоровье Вашего ребенка, чтобы исключить физические причины депрессии. В некоторых случаях депрессия может быть вторичной, то есть вызванной другим заболеванием.

Лабораторные тесты. Врач может назначить общий анализ крови , или анализ на гормоны щитовидной железы вашего подростка, чтобы убедиться в отсутствии иных заболеваний.

Психологическая оценка. Эта оценка заключается в обсуждении с вашим подростком его/ее мыслей, чувств и поведения, и может включать в себя анкетирование. Это поможет точно определить диагноз и измерить риск осложнений.

Диагностические критерии депрессии

Для постановки диагноза депрессии состояние вашего подростка должно соответствовать критериям Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM), опубликованным Американской психиатрической ассоциацией. Это руководство используется психиатрами для диагностики психических состояний.

Симптомы могут быть основаны на ощущениях вашего подростка или на наблюдениях людей, находящихся рядом с ним. Для диагностики депрессии симптомы должны отмечаться большую часть дня, почти каждый день, в течение, по крайней мере, двух недель, и вызывать изменения в обычном поведении подростка.

Для постановки диагноза "депрессия" у подростка должен быть выявлен хотя бы один из следующих симптомов:

  • Подавленное настроение, например, грусть, опустошенность или плаксивость (в подростковом возрасте подавленное настроение может проявляться хронической раздражительностью)
  • Уменьшение интереса или утрата удовольствия от всех или большинства видов деятельности, ранее приносивших радость и удовольствие.

Кроме того, у подростка должны быть отмечены четыре или более симптома из следующего списка:

  • Значительная потеря веса без целенаправленной диеты, или напротив - резкое увеличение веса; уменьшение или увеличение аппетита
  • Бессонница или чрезмерная сонливость
  • Тревожность или замедленное поведение, которое бросается в глаза близким людям
  • Хроническая усталость, разбитость и безынициативность
  • Чувство бесполезности, или чрезмерной или беспричинной вины
  • Проблемы с принятием решений, с концентрацией внимания
  • Повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве, составление плана самоубийства, или попытки самоубийства.

При этом:

  • Симптомы не должны являться следствием прямого воздействия психотропных препаратов (алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов) или гипотиреоза
  • Симптомы не должны быть вызваны свежей скорбью, такой например, какая бывает при смерти близкого человека.

Другие типы депрессии

Атипичная депрессия. При этом типе депрессии ключевыми симптомами являются хроническое чувство голода, увеличение веса, сонливость, ощущение избыточной тяжести рук и ног, и трудности поддержания межличностных отношений.

Послеродовая депрессия. Этот тип депрессии может встретиться у молодых матерей. Послеродовая депрессия может начаться как сразу после родов, так и несколько недель спустя. Ее симптомы являются более интенсивными и более стойкими, чем при подростковой депрессии, и резко затрудняют способность матери заботиться о ребенке и выполнять другие повседневные задачи.

Психотическая депрессия. Это тяжелая депрессия сопровождается психотическими симптомами, такими как бред или галлюцинации.

Дистимия . Это менее тяжелая, но более долгосрочная форма депрессии. Не вызывая грубых симптомов депрессии, это расстройство все же может мешать подростку нормально функционировать в повседневной жизни, и снижает качество жизни.

Другие расстройства, способные вызывать симптомы депрессии у подростков

Есть несколько других заболеваний, проявляющихся, среди прочего, депрессией. Важно четко установить эти заболевания, чтобы подросток получал оптимальное лечение. Во время обследования врач будет держать в голове эти заболевания, чтобы исключить или вовремя распознать их:

  • Сезонное аффективное расстройство. Это тип депрессии, связанный с изменениями времен года и снижением воздействия солнечных лучей.
  • Расстройство адаптации. Это чрезмерно выраженная эмоциональная реакция, возникшая в ответ на травмирующее событие в жизни подростка. Это отдельное психическое заболевание, способное повлиять на чувства, мысли и поведение.
  • Биполярное расстройство. Биполярное расстройство характеризуется перепадами настроения, которые варьируются от мании до депрессии. Иногда бывает очень сложно отличить биполярное расстройство от истинной депрессии, однако это очень важно, поскольку лечение депрессии отличается от лечения биполярного расстройства.
  • Циклотимия или циклотимическое расстройство. Это легкая форма биполярного расстройства.
  • Шизоаффективное расстройство. Это состояние, при котором человек отвечает критериям как шизофрении, так и депрессии.

Лечение подростковой депрессии

В настоящее время для лечения этого заболевания доступны многие виды терапии. В некоторых случаях врач может прописать лекарства, которые снимают симптомы депрессии. Другим подросткам бывает достаточно сеансов психотерапии. Сочетание лекарственной терапии и психологического консультирования (психотерапии) является наиболее эффективным подходом для большинства подростков с депрессией.

Если ваш подросток имеет тяжелую депрессию или у него имеется серьезный риск членовредительства и суицида - ему/ей, возможно, потребуется пребывание в стационаре или жесткая программа амбулаторного лечения, пока симптомы не начнут стихать.

Лекарственные препараты

Поскольку исследования по воздействию антидепрессантов в подростковом возрасте немногочисленны, врачи полагаются в основном на исследования, проведенные на взрослых пациентах, при назначении лекарств. FDA одобрило два препарата для лечения подростковой депрессии - флуоксетин и эсциталопрам. Однако врач может назначить и другие препараты, если того потребует клиническая ситуация.

Обсудите с вашим врачом возможные побочные эффекты лекарственной терапии, взвешивая все преимущества и риски.

Антидепрессанты и увеличение риска самоубийства

Все антидепрессанты являются рецептурными препаратами. Эти препараты вполне безопасны, но в некоторых случаях способны значительно увеличивать интенсивность суицидальных мыслей и намерений, особенно в первые несколько недель после начала их приема, или после изменения дозы. Поэтому за такими пациентами должны внимательно следить родственники и близкие, а также медицинские работники.

Если ваш подросток имеет суицидальные мысли во время приема антидепрессантов - немедленно обратитесь к врачу.

Для большинства подростков польза от приема антидепрессантов заметно превышает любые возможные риски . В долгосрочной перспективе антидепрессанты уменьшают интенсивность суицидальных мыслей и намерений.

Тщательно контролируйте прием препаратов Вашим подростком. Для достижения надлежащего эффекта антидепрессанты должны приниматься строго в предписанных дозах. Из-за риска передозировки при попытке суицида у подростков с депрессией - врач может прописать только небольшое количество антидепрессантов на один прием.

Иногда чтобы подобрать оптимальный препарат для вашего ребенка - потребуется время и метод проб и ошибок. Это потребует от вас терпения, поскольку некоторые препараты нужно принимать восемь недель или даже дольше, чтобы от них развился полный эффект, а также чтобы ослабли их побочные эффекты.

Если вы заметили у вашего подростка побочные эффекты от лечения - вам не следует тут же отменять препарат - нужно сначала посоветоваться с врачом. Некоторые антидепрессанты могут вызывать синдром отмены (абстиненции), потому их курс нельзя прерывать резко - это может спровоцировать значительное усиление депрессии. Поощряйте подростка не сдаваться, подбадривайте и поддерживайте его/ее.

Если лечение антидепрессантами не оказывает никакого эффекта, врач может рекомендовать провести анализ крови на цитохром Р450 (CYP450) для проверки конкретных генов, которые влияют на способность организма реагировать на антидепрессанты. Это поможет определить, какие антидепрессанты являются оптимальными для вашего ребенка. Тем не менее, эти генетические тесты имеют ряд ограничений и не должны применяться рутинно.

Антидепрессанты и беременность

Если ваша дочь-подросток беременна, или кормит грудью , некоторые антидепрессанты могут представлять повышенный риск для здоровья ее будущего ребенка. Если ваша дочь беременна или планирует забеременеть - убедитесь, что она обсудила со своим врачом тактику лечения депрессии во время беременности.

Психотерапия

Психотерапия, также называемая психологическим консультированием или "терапией разговорами", это способ лечения депрессии через обсуждение проблем с психотерапевтом в приватной беседе. Психотерапия может проводиться как наедине, так и совместно с другими членами семьи или коллектива.

Во время этих регулярных встреч ваш подросток может узнать о причинах депрессии, научиться распознавать и вносить изменения в нездоровый образ жизни или мыслей, сможет лучше понять свои переживания, найти лучшие способы уживаться с окружающими и решать проблемы, а также научится ставить перед собой реалистичные цели. Психотерапия может помочь вашему подростку вновь обрести чувство счастья и контроля над своей жизнью, помочь облегчить симптомы депрессии, такие как чувство безысходности и гнева. Она также способна помочь подростку пережить кризис или другие текущие сложности.

Госпитализация и другие программы лечения

У некоторых подростков, депрессия является настолько серьезной, что им требуется пребывание в стационаре, особенно если подросток имеет высокий риск членовредительства, или опасен для другого человека. Психиатрическое лечение в больнице поможет сохранить вашего подростка в безопасности, пока симптомы не будут взяты под контроль. Существуют также амбулаторные методы лечения типа «дневного стационара», когда подросток должен приезжать в отделение ежедневно, но большую часть дня все же проводит у себя дома.

Изменения образа жизни и домашние средства в лечении подростковой депрессии

Вы (родители) являетесь лучшими защитниками и помощниками своему ребенку в борьбе с депрессией. Вот некоторые шаги, которые помогут вам и вашему ребенку справиться с его/ее болезнью:

  1. Придерживайтесь плана лечения. Следите за тем, чтобы подросток посещал назначенные встречи с врачом или психотерапевтом. Даже если подросток чувствует себя хорошо - убедитесь, что он или она продолжает принимать лекарства так, как предписано врачом. Если ваш подросток прекратит принимать лекарства - симптомы депрессии могут вернуться. Резкая отмена лекарств может вызвать синдром отмены. Никогда не прекращайте прием препарата против депрессии, не посоветовавшись с врачом.
  2. Узнайте побольше о депрессии , совместно с подростком читайте книги и сайты, рекомендованные вашим врачом. Самообразование может лучше мотивировать вашего подростка придерживаться плана лечения.
  3. Уделите особое внимание общению с подростком. Поговорите с ним/ней о тревогах, подчеркните свою безоговорочную поддержку. Создайте среду, в которой ребенок сможет делиться с вами своими проблемами, и будет уверен, что его выслушают и поймут.
  4. Обращайте внимание на предупреждающие знаки. Обсудите с врачом или психотерапевтом предполагаемую динамику симптомов и отслеживайте ее. Составьте план, чтобы вы и ваш ребенок знали, что делать в случае ухудшения симптомов. Попросите членов семьи или друзей также следить за предупреждающими знаками.
  5. Способствуйте формированию у подростка здоровых привычек. Даже легкая регулярная физическая активность может уменьшить симптомы депрессии. Сон также имеет важное значение для всех подростков, и особенно важен у подростков с депрессией. Если ваш подросток имеет проблемы со сном - обратитесь к врачу за консультацией.
  6. Помогите подростку избегать алкоголя и наркотиков. Ваш подросток может считать, что алкоголь или наркотики уменьшают симптомы депрессии, но в долгосрочной перспективе они лишь ухудшают их, и потом депрессию будет намного труднее лечить.

Поддержка пациента

Проявляйте искренний интерес, заботу и желание понять чувства вашего ребенка. Прислушивайтесь к своему подростку, не осуждая, и попробуйте ставить себя на его/ее положение. Поднимайте самооценку вашего ребенка, отмечая каждые, даже небольшие успехи.

Следующие простые советы помогут вам оказать ребенку серьезную поддержку:

  1. Поощряйте подростка создавать и сохранять здоровые дружеские отношения со сверстниками и другими людьми. Позитивные отношения способствуют повышению доверия к людям у вашего подростка. Поощряйте подростка избегать отношений с людьми, чье поведение может усугублять симптомы депрессии.
  2. Поощряйте физическую активность. Участие в спортивных, школьных мероприятиях или занятия в кружках - помогут подростку сосредоточиться на позитивных вещах, и прервать негативные чувства или поведение.
  3. Учите ребенка обращаться за помощью. Подростки неохотно обращаются за поддержкой, находясь в депрессии. Поощряйте подростка к искренним разговорам с членом семьи или другим доверенным взрослым, когда это необходимо.
  4. Имейте реалистичные ожидания. Многие подростки склонны к самобичеванию, если они не в состоянии жить по выдуманным ими нереалистичным стандартам - в учебе, в спорте и тд. Пусть ваш подросток знает, что это нормально - быть несовершенным.
  5. Упростите жизнь подростка. научите его/ее тщательно выбирать обязательства, и ставить перед собой разумные цели. Пусть ваш подросток знает, что это нормально - делать меньше, если симптомы депрессии нарастают.
  6. Структурируйте время. Помогите подростку составлять письменные планы дня или недели, чтобы оставаться организованным и продуктивным.
  7. Поощряйте также желание подростка вести личный дневник: он может помочь улучшить настроение, позволяя вашему ребенку выразить боль, гнев, страх или другие эмоции, которые он не сможет выразить другим способом.
  8. Свяжитесь с другими подростками, которые борются с депрессией. Общение с другими подростками, испытывающими схожие проблемы - может помочь вашему ребенку справиться с депрессией. Во многих городах доступны группы поддержки подростков с депрессией, спросите своего врача - не знает ли он о таких группах в вашем городе. Также подобные группы поддержки доступны и в Интернете, однако вам следует сперва убедиться в том, что сайт заслуживает доверия.
  9. Научите ребенка следить за своим здоровьем. Убедитесь, что ваш подросток регулярно и правильно питается, регулярно занимается физическими упражнениями и достаточно спит.

Профилактика подростковой депрессии

Не существует надежного способа предотвратить депрессию. Тем не менее, некоторые советы могут помочь снизить риск.

Поощряйте подростка:

  • Соблюдать меры по контролю стресса - например, не брать на себя слишком много обязательств одновременно
  • Повышать низкую самооценку, позволяя себе радоваться даже маленьким успехам
  • Принимать дружбу и социальную поддержку, особенно во времена кризиса
  • Получать лечение на ранних этапах возникновения проблем, чтобы не дать депрессии развиться до больших размеров
  • Строго соблюдать назначенное врачом лечение даже после стихания симптомов, чтобы помочь предотвратить рецидив депрессии.
Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин Валерий Павлович

Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний»

Применяется для обследования подростков и взрослых с целью дифференциальной диагностики депрессивных состояний, состояний, близких к депрессии, и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Цель: определение уровня депрессии.

Описание. Полное тестирование с обработкой занимает 20–50 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Опросник

Продолжение таблицы

Интерпретация данных. Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

УД = ? пр. + ? обр. ,

где? пр. – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываням № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;

Обр. – сумма цифр «обратных», зачеркнутыми высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16,17,18, 20.

Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму 1 балл и т. д. В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

автора Соломин Валерий Павлович

Методика «Шкала самооценки тревожности» Данный тест – надежный и информативный способ самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Применяется для

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени депрессивного состояния.Инструкция. Читайте каждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа, каждый из

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика диагностики психических состояний С помощью этой методики можно определить уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Применяется для обследования подростков и взрослых. Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических

Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

Приложение 2 Методика «Шкала состояний» (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой, 1984) Инструкция: «Прочтите каждую из представленных ниже пар полярных утверждений и на оценочной шкале отметьте, в какой степени ваши ощущения в данный момент времени ближе к тому или иному

автора Копытин Александр Иванович

4.1. Рисуночные тесты Сильвер как средство диагностики депрессивных состояний и агрессивности среди детей и подростков Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала несколько диагностических, коррекционных и развивающих методик, в том числе: Рисуночный тест Сильвер

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

4.3. Методы арт-терапевтической коррекции депрессивных состояний и агрессивности у детей и подростков При наличии в рисунках детей и подростков признаков депрессивного состояния и агрессивности применению методов арт-терапевтической профилактики и коррекции должно

Из книги Развитие личности [Психология и психотерапия] автора Курпатов Андрей Владимирович

Критерии дифференциальной диагностики кризисов развития личности и пограничной психопатологии Практически все психотерапевтические направления можно условно разделить на две группы: представители первой уверены (нас интересует только практическая сторона вопроса)

Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Шкала совестливости» Приводимая ниже шкала взята из «Психодиагностического теста», разработанного В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла)."Шкала совестливости" предназначена для измерения

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Шкала: робость, стеснительность» Инструкция. Прочитайте утверждения вопросника и в случае согласия с ними поставьте рядом знак «+», при несогласии - знак «-».Текст опросника:1. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.2. В компании я

Из книги Техники психотерапии при ПТСР автора Дзеружинская Наталия Александровна

Шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinical-Administered PTSD Scale – Caps) Пациент____________________Дата______________Интервьюер____________A. ТРАВМАТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ____________________B. ПОСТОЯННО ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ(1) Повторяющиеся навязчивые воспоминания о событии,

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

3.5.3. Шкалы для диагностики депрессивных расстройств Для изучения психического состояния больных с депрессивными нарушениями разработаны многочисленные оценочные шкалы, позволяющие констатировать не только сам факт наличия депрессии, но и ее выраженность. При

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Из книги Измени свой биологический возраст. Back to 25 автора Лавриненко Семен Валерьевич

Приложение 2. Опросник Бека. Диагностика депрессивных состояний Несмотря на простоту выполнения, опросник Бека показал высокую клиническую эффективность при предварительных обследованиях.Инструкция: Перед вами находится опросник, содержащий 13 групп (А-Н) из 4-х

автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков

Исследование наличия депрессивных состояний у подростков проводилось в МОУ СОШ №7 города Тюмени. Испытуемыми были учащиеся 8-9 классов, в количестве 62 человек, в возрасте 13-15 лет.

Этапы исследования:

1. Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросников CDI и СПА.

2. Проведение индивидуальной стандартизированной беседы среди подростков с высокими показателями депрессии и дезадаптации.

3. Применение теста Люшера, с целью уточнения психологического диагноза.

Опросник CDI ("Описание детской депрессии") в изучении депрессивных состояний у подростков.

Данная методика была выбрана, поскольку позволяет выявить состояние депрессии у подростков.

Цель: выявить депрессию у подростков и детей в возрасте от 13 до 15 лет.

Данный опросник специально разработан М. Ковач для диагностики депрессии у детей и подростков. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Данный опросник состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Бланк опросника представлен в Приложении 1.

При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

1,3,4,6,9,12,14,17, 19, 20,22,23,26,27

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25

Интерпретация:

0-10 - состояние без депрессии;

11-16 - легкое снижение настроения;

17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.

В таблице №1 представлены результаты по методике CDI М. Ковач. Данные свидетельствуют о том, что депрессивное состояние присутствует у трех испытуемых, что соответствует пяти процентам от общей группы испытуемых. Это подтверждает данные ученых о том, что в подростковом возрасте встречаемость депрессивных состояний составляет пять-семь процентов.

На диаграмме № 1 в процентном соотношении представлены результаты данного диагностического исследования. Это свидетельствует о том, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.

Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания.

Таблица 1. Данные по опроснику CDI

Для наглядности представим данные опросника на рисунке 1.

Рис.1 Данные опросника CDI

Диагностика и развитие творческих способностей подростков

Основными методами исследования творческих способностей являлись: метод психометрического тестирования, метод корреляционного анализа. Метод психометрического тестирования - стандартизированные методики психодиагностики...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Подростковый период - такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Трудности диагностики депрессивных явлений привели к осознанию специалистами необходимости учета психологических аспектов возникновения и развития данных явлений у подростков...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Когнитивная модель депрессии основывается на том положении, что ведущие симптомы депрессии, такие как печаль, слабость или полная утрата мотивации, суицидальные желания, находятся в зависимости от нарушения познавательных процессов...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Задача семейной психокоррекции - ознакомить членов семьи подростка с его проблемой и показать им, как они могут помочь. Семья служит мощным источником сил для подростка с депрессивным расстройством. Разногласия членов семьи...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Особенности взаимосвязей агрессивности и психического состояния подростков

О переходном периоде обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п...

Особенности психических состояний студентов в период сессии

Исследование проходило на базе ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишима. В эксперименте участвовали 20 студентов 3 курса, 901 группы, педагогического факультета специальности «Педагогика и психология», из них 1 юноша и 19 девушек...

Особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

Цель исследования: выявить особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе Объект исследования: психические состояния студентов Предмет исследования: особенности психического состояния Гипотеза исследования:...

Подходы к изучению и классификации депрессивных расстройств

Этапу диагностики депрессивных состояний предшествует период распознавания заболевания, что связано с большим количеством затруднений...

Профилактика суицидального поведения у подростков в групповых формах внеурочного взаимодействия

Речь при депрессии

депрессивный эмоциональный психология речь Депрессия - это синдром, характеризующийся пониженным настроением (гипотимией), торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением витальных побуждений...

Работа по стимулированию самовоспитания учащихся начинается с диагностирования готовности к самовоспитанию. Это позволяет выяснить, знаком ли подросток со способами самопознания и саморегулирования. Хочет ли он больше знать о себе...

Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей

Работая над курсовой, я подумала, что без рассмотрения вопроса об акцентуации характера подростков и педагогической помощи им в самовоспитании, моя тема не будет раскрыта достаточно полно...