Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «живая и неживая природа весной». план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «живая и неживая природа весной». план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки»

Цели занятия:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Водяная мельница.
Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.

Предварительная работа:

Экскурсия на пищеблок, наблюдение за фильтрами.
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Лаборатории почемучек». (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).

С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда -
Руби хоть топором!
Нагрей ее - и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее - ... (вода).

Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Не соленой - пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька ученая

Капелька вторая - ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

3. Капелька звучащая

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»

На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

С высоты большой срываясь,
Грозно водопад ревёт
И, о камни разбиваясь,
Белой пеною встаёт.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.

Ручей бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой.

Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч - он вождь!
Поливает землю дождь.

4. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).


Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Наблюдение за водяной мельницей

Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.

Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

5. Капелька любопытная

А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

6. Капелька игривая

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

8. Капелька исследовательница

А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.

Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.

9. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Вспомните нашу экскурсию на кухню, как там очищают воду? С помощью больших фильтров. Сколько фильтров вы видели на кухне? Три фильтра - сначала вода попадает в первый фильтр и там очищается, затем очищается еще раз во втором фильтре, еще раз очищается в третьем фильтре и только после этого попадает в кастрюли.
Много в нашем детском саду детей и взрослых? Много. А сколько воды нужно для всех? Нужно много воды. Поэтому фильтры на кухне какого размера? В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие.
А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Опыт «Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

10. Капелька художница

Вы уже рисовали акварелью - водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски - обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.

Рисование водой

Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.

Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Дегустация чистой воды

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.

Соколова Наталья
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе «Живые и неживые предметы»

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим .

Тема : предметы живой и неживой природы .

Задачи :

Дать понятие о живых и неживых предметах , отмечая их признаки;

-познакомить с главным человеческим органом – сердцем, его ролью в жизни человека;

Учить сравнивать живые и неживые предметы , умение искать прямые аналогии к знакомым предметам ;

-формировать зачатки системного подхода к окружающему миру на основе компонентного;

Учить бережно относиться к своему здоровью.

Материал : кукла, фонендоскоп, схемы к определению живого организма (дышит, растёт, двигается, питается, зелёный лук в ящичке, картинки с изображением предметов из живого и неживого мира , по две карточки на каждого ребёнка сосхематичным изображением человека на одной и стула на другой, любая сюжетная картина, где есть изображения как живых , так и неживых предметов ; заводная кукла; учебник биологии, энциклопедия о животном мире.

Ход занятия.

Психогимнастика «Цветок» .

Тёплый луч упал на землю и согрел в земле зёрнышко (дети сидят на корточках) .

Из зёрнышка проклюнулся росток (дети поднимают голову) .

Потом вырос стебелёк (встают, тянут руки вверх) .

А на стебле вырос красивый цветок (руки над головой в форме круга) .

Нежится цветок на солнышке , поворачивает свою голову вслед солнцу (повороты головы)

1. Выявление признаков живых предметов .

Движение.

Воспитатель показывает куклу

Что это? (кукла)

На кого она похожа? (на девочку) .

Вызывает любую девочку и предлагает встать рядом с сидящей куклой.

Похожа ли кукла на девочку? Чем? (есть голова, туловище, руки, ноги и т. д.)

Чем они отличаются? (кукла маленькая, а девочка большая; девочка двигается, а кукла нет)

Воспитатель поднимает руки, ноги кукле.

Кукла двигается сама? (нет)

А девочка? (сама) .

Предлагает потрогать девочку и куклу (девочка тёплая, а кукла нет)

Почему кукла холодная? (она неживая )

Знакомство с сердцем.

У всех людей в груди есть такой орган, который помогает им оставаться всегда тёплыми. Кто знает, что это? (сердце) .

Откуда вы узнали?

Наше сердце всё время работает. Его работу можно услышать, если приложить руку к левой части груди. Давайте послушаем своё сердце (дети прикладывают руку к груди и слушают, воспитатель помогает найти нужное место)

А теперь послушайте сердце друг друга.

Можно ещё лучше услышать, как бьётся сердце, если послушать его с помощью этого предмета (показывает фонендоскоп)

Кто знает, что это? Где вы его видели?

Воспитатель предлагает 2-3 детям послушать сердце через фонендоскоп

Как вы думаете, у куклы есть сердце? Давайте послушаем (1 ребёнок слушает)

Услышал ли ты стук сердца? (нет)

Вот почему кукла не может двигаться. У всех живых организмов есть сердце, оно заставляет их двигаться. Сердце нужно беречь, чтобы быть здоровым и долго жить. Нужно больше гулять, двигаться, заниматься спортом. Но всё время бегать и прыгать нельзя, нужно и отдыхать. Давайте проверим, как будет работать ваше сердце, когда вы будете двигаться. Возьмём с собой куклу.

Физкультурная пауза под музыку (танцевальные движения) .

После физкультурной паузы воспитатель предлагает снова послушать работу сердца.

Как стучит сердце? (сильнее)

Почему? (сердцу пришлось трудиться больше, чтобы двигались ваши руки и ноги)

Воспитатель приглашает детей сесть.

Вы устали?

По чему видно, что вы устали? (часто дышим)

Послушайте, а кукла дышит? (нет)

Почему она не дышит? (она неживая )

Как вы думаете, вы всегда будете такими или изменитесь? (вырастем)

А кукла вырастет? (нет) Почему?

Все живые организмы растут , а неживые – нет .

Вырастут ли шкаф, стол, стул?

Что вам нужно делать, чтобы скорее вырасти? (хорошо есть, много спать, заниматься спортом)

Какие живые предметы вы можете назвать ?

Что могут делать живые предметы ? (показ схем и проговаривание)

Когда вы подрастёте и пойдёте в школу, то много узнаете о живых организмах на уроках биологии, прочитаете вот в таких учебниках и книгах (показ учебника биологии, энциклопедии)

Механизмы.

У меня есть ещё одна кукла (включает механическую куклу)

Эта кукла живая? Но ведь она двигается.

Кто ей помогает двигаться? (механизм, который придумал человек)

Какие ещё предметы с механизмами вы видели и знаете? (дети называют)

Они живые ? (нет)

Почему? (они не растут, не питаются, двигаться им помогают механизмы)

Растение – тоже живой организм.

Скажите, что ещё есть такое, что растёт, питается, дышит, но не умеет ходить и бегать. Эти предметы есть в группе (комнатные цветы)

Цветы, деревья, трава – это растения. Они тоже растут, дышат, питаются, но не могут двигаться. Они тоже живые (показ ростков лука и сравнение, каким он был неделю назад)

У растений нет сердца, но им помогают расти корни, которые находятся в земле, и питание растения получают из земли, когда человек их поливает и удобряет.

Можно ли научить цветок ходить?

Подумайте, как можно сделать так, чтобы цветок подвигался по комнате или оказался на улице (взять его в руки и выйти с ним) .

Некоторые цветы сами передвигаются, когда растут, только это не заметно (показать ползущее комнатное растение)

Д. игра «Живое – неживое »

Воспитатель предлагает детям работу в парах : разложить картинки с изображением разных предметов на соответствующие карточки – на карточку со стулом неживые , а на карточку с человечком живые .

Итог : проверить друг друга.

Работа с картиной.

Воспитатель предлагает вниманию детей картину, где есть живые и неживые предметы .

Объясняет, что когда мы спрашиваем о живых предметах , то говорим : «Кто это» , а если о неживых – «Что это»

Задайте мне и детям правильные вопросы, показывая на предмет .

Правильность постановки вопроса дети оценивают сами.

Итог занятия .

Что нового вы узнали?

Назовите признаки живых предметов и неживых (можно воспользоваться схемами) .

Как нарисовать природу просто и понятно для детей дошкольного и младшего школьного возраста – ответ на этот запрос в данной статье.

Здравствуйте! Я рада всем гостям моего Экологического клуба «Ручеек». Это вторая статья, посвященная занятиям по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Она расскажет о том, как ребенок будет делать первую страничку своей рукотворной книги.

Как нарисовать природу и в процессе рисования познакомить детей с окружающим миром? Как простые техники рисования помогут закрепить детям их познания о живой и неживой природе?

Педагоги, работающие с маленькими детьми дошкольного и младшего школьного возраста, возможно, задавали себе и эти вопросы.

Рисовать природу — простые техники рисования восковыми мелками.

Рисовать маленькие дети очень любят и используют для этого любые материалы, которые им доступны. Поэтому я решила построить занятие о живой и неживой природе, используя эту тягу детей к рисованию. Восковые мелки – это тот инструмент, которым дети с удовольствием рисуют. В процессе рисованияможно легко и наглядно показать значение компонентов неживой природы для живых существ. Об этом второе занятие в программе «Мир вокруг нас».

Как нарисовать природу, видео:

Рисуем неживую природу.

Неживую природу рисуем,используя несколько очень простых техник, хорошо знакомых каждому ребенку:

  • круговые движения мелком;
  • широкие движения боковой поверхностью мелка;
  • прерывистые линии;

Если ребенок больше любит рисовать цветным карандашом или фломастером, пусть использует их. Круговые движения и прерывистые линии получатся хорошо.

Рисуем живую природу.

Представителей живой природы я предлагаю рисовать настолько просто, насколько это возможно. Например, птицу рисуем в полете – две расположенные под широким углом небольших дуги.

Дерево растет из земли, поэтому ствол дерева мы рисуем снизу вверх, а от ствола растут веточки с листочками. Крона дерева изображается круговыми движениями.

Взаимосвязь живой и неживой природы.

С природой живой и неживой ваш ребенок познакомился в первом видео-уроке программы «Мир вокруг нас». Смотрите это занятие

Второе занятие – это закрепление и повторение полученной информации именно в процессе рисования.

Неживая природа на рисунке изображается в первую очередь. Ведь все компоненты неживой природы – почва, вода, воздух и солнце – являются условиями для жизни живых существ.

Итак, живую и неживую природу ребенок легко изобразил восковым мелком, используя простые техники рисования. Ознакомление с окружающим миром состоялось, и ваш ребенок создал первую страничку своей рукотворной книги «Мир вокруг нас». И вновь его сопровождал его новый друг – маленький тигренок Амба.

Вы можете прислать по электронной почте отсканированный рисунок вашего ребенка. Все работы будут размещены в рубрике «Наше творчество», которая будет создана, как только я получу первый рисунок.

До встречи на – «Место Земли во Вселенной».

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе "Когда это бывает?"

Программное содержание:
Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о временах года; учить устанавливать связи между сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе; развивать логическое мышление, внимание, память; учить правильно называть животных и их детёнышей в одном и множественном числе; воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к сезонным явлениям.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, фонограмма с записью мелодии, демонстрационные картинки «Зима – лето» и разрезные картинки к ним для игры, компьютерная презентация «Времена года», корзина, мяч.
Предварительная работа:
Экскурсии по территории детского сада в течение всего года, наблюдения за живой и неживой природой, чтение и заучивание литературных произведений о живой и неживой природе, обучение составлению рассказов – описаний по картинкам.
Словарная работа:
Берлога, нора, дупло, шубка, рыжая, серебристо-серая.

Дети сидят на стульях перед проекционным экраном.
Воспитатель: У меня для вас, ребятки,
Приготовлены загадки
А ответ на них скрывает
Что, когда и где бывает.
Вот вам первая загадка:
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает –
Когда это бывает? (весной)
На экране появляется слайд с изображением весны.

Воспитатель: Правильно, ребята. А как вы думаете, что не так в этой картинке? (Человечек одет не по погоде) Ещё совсем недавно весна только начиналась, а уже совсем скоро она закончится. Но какие перемены мы заметили! Давайте вспомним, как она начиналась(растаял снег, солнце стало светить ярче, появилась травка, прилетели птицы, набухли почки, появились первые насекомые) Перечислите насекомых, которых вы знаете (бабочки, пчёлы, осы, стрекозы, жуки)
Воспитатель: А сейчас, в конце весны, что мы наблюдаем? (Листья стали большими, птицы вьют гнёзда, насекомые опыляют цветы, день стал длинным, люди сняли тёплые вещи) Скажите, какие птицы с нами зимовали? (вороны, голуби, воробьи, синицы, снегири) Как они называются? (зимующие) А назовите перелётных птиц, которые вернулись к нам из тёплых краёв? (скворцы, грачи, ласточки)
Давайте, вспомним стихотворение Плещеева «Сельская песня», которое мы недавно разучили. (Дети хором декламируют стихотворение)
Воспитатель: А теперь отгадайте следующую загадку:
Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает –
Когда это бывает? (Летом)
На экране появляется слайд с изображением лета.
Воспитатель: Конечно, это наше любимое время года – лето. А в той картинке что не правильно (то же Человечек одет не по погоде) А за что вы любите лето? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь ещё одна загадка:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю… (осень)
На экране – слайд с изображением осени.
Воспитатель: Да, ребята, это осень. И здесь есть ошибка, какая? (Человечек) А как мы узнаём, что наступила осень? (часто идут дожди, люди одеваются теплее, солнце реже выглядывает, листопад, птицы улетают в тёплые края, животные запасаются кормом и т.д.)
Воспитатель: И ещё у меня есть последняя загадка, отгадайте:
Снег на полях, лёд на водах, вьюга гуляет –
Когда это бывает? (зимой)
На экране – слайд с изображением зимы.
Воспитатель: Правильно, ребята. А здесь что не правильно? (Человечек) Кто любит это время года? А за что вы его любите? (ответы детей) А что ещё можно рассказать о зиме? (дни становятся короче, люди тепло одеваются, мороз, идёт снег, солнце не греет, растения и животные засыпают) Животные прячутся в домиках. Как называется домик белки? (дупло). Домик лисы? (нора) А у кого ещё так называется домик (у зайца, мышки) А как называется домик медведя? (берлога)
На экране картинки с изображением животных и их домиков.
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Из – под экрана появляется «Чудо – корзина» с сюрпризами.
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы. А за то, что вы отгадали все загадки, вам сюрприз - эта «Чудо – корзинка», давайте посмотрим, что там внутри.
Воспитатель достаёт из корзины мяч и приглашает детей в круг.
Воспитатель: Давайте сначала разомнёмся


Физкультминутка «Солнышко»
Утром солнышко встаёт,
Днём по небу катится,
Вечером вниз упадёт,
Ночью вовсе спрячется.


Воспитатель: Молодцы, а теперь поиграем в игру «Назови детёнышей». Я буду называть животное и бросать мяч, а вы мне будете называть детёнышей и возвращать мне мяч. Например:
- Лиса. А её детёныши – лисята
- Медведь (медвежата)
- Заяц (зайчата)
- Белка (бельчата)
- Ёж (ежата)

Воспитатель: А сейчас я буду называть животное, но назвать надо одного детёныша.
Например:
- Лиса (лисёнок)
- Медведь (медвежонок)
- Заяц (зайчонок)
- Белка (бельчонок)
- Ёж (ежонок)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с очередным заданием. А сейчас я вас приглашаю к столам, чтобы выполнить ещё одно задание. В нашей волшебной «Чудо – корзине» лежат картинки. Они все перемешаны. Девочкам надо будет отобрать все картинки с изображением лета и отнести их на стол слева, а мальчикам – с изображением зимы и отнести на стол справа. На столах лежат картинки – подсказки.


Дидактическая игра «Зима – лето».
Звучит музыка в аудиозаписи.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с работой, картины получились красивые, и вас ждёт сюрприз – на дне корзины лежат для вас конфеты, пойдёмте угощаться.

Презентация на тему: Времена года

Тема: Живая и неживая природа.

1. Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

2.

Цель: Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

3. Опыт. Гром и молния

Цель: С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление - гром и молнию.

Развивающая среда: объекты природы и «неприроды» (например, кусочек гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Два воздушных шарика для опыта.

Содержание

1. Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает? Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделана руками человека; а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, - это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе.)

Природа - это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» - это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».

Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка - на кита... (Дети продолжают этот ряд.)

Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой – неживую природу.

Дети расставляют и объясняют: живая природа - это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

Воспитатель приглашает детей на волшебную поляну:

К нам в гости пришел старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие - нет. Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая). Если неприрода, то почему они так думают (потому что сделано руками человека).

2. Игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее.)

Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой? (Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается – значит, он часть живой природы. А поскольку человек - сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух!)

Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения.)

Воспитатель дополняет ответы детей. Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.

Человеку надо бережно относиться к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

(С. Кирсанов)

Во время прогулки предложить детям найти как можно больше объектов природы и «неприроды», живой и неживой природы, еще раз подчеркнуть, чем они отличаются. Поиграть в игры:

1. Педагог по очереди называет разные объекты. Если объект относится к природе, дети поднимают руки, если нет – не поднимают. Для усложнения игры воспитатель может делать «обманные» движения.

2. Игра с мячом проводится по аналогии с известной игрой «съедобное-несъедобное». Педагог называет объекты живой и неживой природы и бросает детям по очереди мяч. Если назван объект живой природы, ребенок ловит мяч, если неживой – бросает.

3. Игра «Угадай, что в мешочке». Раздать детям мешочки, в которых лежат шишки, камешки, сухие ветки, кусочки кирпича. Предложить каждому ребенку на ощупь определить, что относится к природе, а что к «неприроде».

Закончить прогулку можно стихотворением В. Орлова:

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

3. Воспитатель спрашивает детей, наблюдали ли они интересное природное явление - гром и молнию (грозу), читает стихотворение «Гроза» Ф. Тютчева:

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

А раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Почему бывают грозы? (В одном месте воздух сильно нагрелся, в другом – остыл.) В какое время года чаще бывают грозы? (Чаще летом. ) Бывают ли грозы в пустынях? (Нет сухой воздух.) Где грозы бывают почти каждый день? (В тропиках, где очень жарко, влажно.) Что такое молния? (Электрические разряды.) Что такое гром? (На месте вспышки молнии образуется пустота и тотчас она заполняется воздухом – мы слышим гром.)

3. Опытническая деятельность

Воспитатель предлагает детям на опыте познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Понадобится два надутых продолговатых шарика. Шарики натрите шерстяной варежкой или шарфом. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание – как гром.

В свободное время дети отражают свои впечатления в изодеятельности.