«Родительская гостиная – как форма приобретения педагогического опыта родителей».
Педагог-психолог
Пепелина Ольга Сергеевна
Пояснительная записка.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ; главе 12 Семейного кодекса РФ; ст. 17, 18, 19, 52. Закона РФ «Об образовании».
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и специалистов ДОУ.
Семья –
Важнейшая задача для всех специалистов по работе с семьей в детских садах – найти оптимальный способ гармонизации отношений между семьей и социальным окружением, через поиск позитивных ресурсов внутри семьи.
Практика показывает, что сотрудничество семьи и ДОУ становится все более актуальным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родителями.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей, особую роль призван сыграть родительский всеобуч, цель которого «Повышение педагогической культуры родителей» .
На сегодняшний день в МДОУ детский сад «Сказка» 159 воспитанников, общее количество родителей – 266. (см. Приложение № 1).
По результатам проведенного социологического исследования в детском саду, целью которого было выявить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие темы, касающиеся воспитания детей, определился круг наиболее актуальных вопросов: .(См. Приложение №2)
а) воспитание и поведение дошкольника;
б) нормативно-правовые вопросы, касающиеся прав ребенка.
Исходя, из большого спектра ответов родителей, можно сделать вывод, что они нуждаются в расширении и приобретении педагогических знаний, в получении психолого-педагогической информации, в тоже время наблюдается пассивность со стороны родителей.
Таким образом, возник вопрос о необходимости создания «Родительской гостиной».
Родительская гостиная – это форма приобретения психолого-педагогических знаний и обогащения воспитательного опыта родителей. Она включает в себя: дискуссионные встречи, вечера «Вопросов и ответов», тренинги, проигрывание проблемных ситуаций, анкетирование, тестирование, игровые упражнения, игры - релаксации, игры - драматизации, семинары - практикумы.
«А.Фромм.
Ц е л ь:
З а д а ч и:
1.
2.
3.
Ожидаемый результат:
Родители являются активными участниками в жизни детского сада, а также ориентируются в вопросах, касающихся воспитания и поведения детей.
Адресат:
Работа «Родительской гостиной» направлена на сопровождение семьи, с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска.
На каждой возрастной группе запланировано проводить 3-4 заседания в год. Количество посещающих родителей 14-16 человек.
Формы контроля:
1. Анкетирование «Овладение педагогическими знаниями».
(см. Приложение№ 3)
2. Увеличение количества обращений родителей к специалистам по
вопросам воспитания детей.
3. Увеличение посещаемости и участия в мероприятиях.
Этапы реализации программы:
I. Этап. Диагностический. Социальный опрос родителей детей от 3 до 6 лет. Выявление трудностей родителей в воспитании дошкольника. (См. Приложение №2).
Ответственные:
Социальный педагог – Анкетирование II младшей – подготови -
тельной группы.
Педагог-психолог – анализ анкетирования.
II. Этап. Разработка программы, на основе анализа проведенного опроса родителей.
Ответственные:
III. Этап. Реализация программы, через организацию «Родительской гостиной», которая включает в себя различные формы и методы работы с родителями.
Ответственные:
Педагог-психолог, социальный педагог – организация и проведе -
ние мероприятий.
IV. Этап. Промежуточный. Отслеживание удовлетворенности родителей в полученных психолого-педагогических знаниях.
(см. Приложение №3). Корректировка программы.
Ответственные: Социальный педагог, педагог-психолог.
V. Заключительный. Анализ программы.
Ответственные: Педагог-психолог, социальный педагог.
Ресурсное обеспечение:
Кадровое обеспечение: Подготовка и проведение мероприятий с родителями проводят: педагог-психолог, социальный педагог, с привлечением других специалистов: зам. зав. по ВМР, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, учителей начальных классов, медицинскую сестру.
Перечень оборудования:
1. Приобретение методической литературы.
2. Ксероксная бумага для оформления памяток и анкет.
3. Ватманы для оформления стендов.
4. Фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски.
5. Цветная бумага.
6. Аудиокассеты, видеокассеты.
7. Фланелеграф.
8. Цветные мелки.
11. Папки, файлы.
12. Дискеты.
13. Театральные атрибуты.
14. Фотопленка.
Кабинет социального педагога и педагога-психолога просторный, светлый, рассчитанный на 20 человек. Оборудованный круглым столом, 20 стульями, аудио и видеоаппаратурой, компьютером.
Е.П.Арнаутова.
Тематический план занятий:
Тема | Цель | Формы работы, упражнения | Кол-во час. | Литра (№ ист Стр.) |
|
I младшая группа |
|||||
Ноги и ножки топают по дорожке. | Создание творческого пространства для игрового общения родителей и детей; стимулирование желания родителей поддерживать интерес малыша к рисованию красками дома. | Практикум. Встреча родителей и детей. | |||
II младшая группа |
|||||
Что важно знать о ребенке 3 лет, чтобы понимать его. | Привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком. | Вечер «Вопросов и ответов». Обыгрывание ситуации. | |||
Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком. | Обсуждение причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, поиск удачных способов родительского поведения. | Тренинг, проигрывание проблемных ситуаций. Анкетирование. Памятка. | |||
Использование народных игр с ребенком в жизни вашей семьи. | Ознакомление родителей с детской игрой - как деятельностью, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым. | Практикум. Игра «Угадай, какую игрушку выбрал ваш ребенок». | |||
Средняя группа |
|||||
Какое место в семейном воспитании ребенка принадлежит книге. | Вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу на познание интересов своего ребенка, соучастие в общей деятельности. | Викторина между родителями и детьми. | |||
Старшая группа |
|||||
Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в | Привлечение родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи. | Практикум. | |||
Поведение в экстремальных ситуациях | Ознакомление родителей с правилами поведения в непредвиденных ситуациях ребенка. | Лекция, тест, а) практические б) просмотр видеофильма. | |||
Метод воздействия на ребенка в семье. | Вовлечение родителей в самоанализ воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку. | Практикум. Упражнения: «Найди нужное», «Скульптура». | |||
Творческое развитие ребенка, через театрально-игровую деятельность в семье. | Использование театрально-игровой деятельности для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего. | Семинар-практикум: лекция, игра-релаксация, этюды на развитие воображения. Игра-драматизация по сказке «Репка». | |||
I и II Подготовительная группа. |
|||||
Кризис предшкольного возраста и что побуждает ребенка стремиться к взрослению. | Знакомство родителей с возрастным кризисом 7 лет. Предложить родителям понять, что же побуждает ребенка стремиться к взрослению. | Анкетирование. Обыгрывание пед.ситуации. | |||
на пороге школьной жизни. | Обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей нач.классов на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка. | Дискуссионная встреча: психологический тест, игровое упражнение с мячом «закончить предложение о том, что значит в моем понимании «хорошо учиться»», игра «Таня - неумелочка», видеоинтервью с детьми. | |||
Каков мой ребенок в отношениях со сверстниками. | Обмен родительским опытом, по оказанию ребенку помощи и поддержки в установлении им дружеских отношений со сверстниками. | Практикум. Проигрывание ситуации. Тестирование. | |||
рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка | Привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей -как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего. | Практикум, игровое упражнение «Закончи фразу». Педагогические ситуации, анкетирование. | |||
Библиографический список.
1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г. Ратифицирована Верховным Советом СССР от 13 июня 1990г.
6. Инструктивное письмо от 22.07.2002г. №30-51-547/16.
7. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
8. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
9. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2002г. -192 с.
10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
11. Павлова Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка: Год третий, - М.,
12. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от 3 до 5 лет. – С-Пб., 1996. –
13. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье. – Кишинев,
14. Симановский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада
с семьей. – Ярославль, 1991.
15. «Семья и школа». – 1992.- №7.с.37.
16. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – Екатеринбург, ЛТД, 1991г.
17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Как я расту: Советы психолога
родителям. – М., 1996.-С.36-37.
18. Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. Как ответить на трудные
вопросы жизни.- М., 1996.-С.102,168,169.
19. Фромм А. перевод Константиновой И.Г., - Екатеринбург, АРТ ЛТД,
«Родительская гостиная – как форма приобретения педагогического опыта родителей».
Педагог-психолог
Пепелина Ольга Сергеевна
Пояснительная записка.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ; главе 12 Семейного кодекса РФ; ст. 17, 18, 19, 52. Закона РФ «Об образовании».
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и специалистов ДОУ.
Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.
Важнейшая задача для всех специалистов по работе с семьей в детских садах – найти оптимальный способ гармонизации отношений между семьей и социальным окружением, через поиск позитивных ресурсов внутри семьи.
Практика показывает, что сотрудничество семьи и ДОУ становится все более актуальным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родителями.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей, особую роль призван сыграть родительский всеобуч, цель которого «Повышение педагогической культуры родителей» .
На сегодняшний день в МДОУ детский сад «Сказка» 159 воспитанников, общее количество родителей – 266. (см. Приложение № 1).
По результатам проведенного социологического исследования в детском саду, целью которого было выявить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие темы, касающиеся воспитания детей, определился круг наиболее актуальных вопросов: .(См. Приложение №2)
а) воспитание и поведение дошкольника;
б) нормативно-правовые вопросы, касающиеся прав ребенка.
Исходя, из большого спектра ответов родителей, можно сделать вывод, что они нуждаются в расширении и приобретении педагогических знаний, в получении психолого-педагогической информации, в тоже время наблюдается пассивность со стороны родителей.
Таким образом, возник вопрос о необходимости создания «Родительской гостиной».
Родительская гостиная – это форма приобретения психолого-педагогических знаний и обогащения воспитательного опыта родителей. Она включает в себя: дискуссионные встречи, вечера «Вопросов и ответов», тренинги, проигрывание проблемных ситуаций, анкетирование, тестирование, игровые упражнения, игры - релаксации, игры - драматизации, семинары - практикумы.
« При воспитании детей необходимо спрашивать себя, можем ли мы стать хорошим родителем и воспитать ребенка, не подавляя его личность». А.Фромм.
Ц е л ь:
Приобретение психолого-педагогических знаний и обогащение воспитательного опыта родителей.
З а д а ч и:
Ожидаемый результат:
Родители являются активными участниками в жизни детского сада, а также ориентируются в вопросах, касающихся воспитания и поведения детей.
Адресат:
Работа «Родительской гостиной» направлена на сопровождение семьи, с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска.
На каждой возрастной группе запланировано проводить 3-4 заседания в год. Количество посещающих родителей 14-16 человек.
Формы контроля:
(см. Приложение№ 3)
Вопросам воспитания детей.
Этапы реализации программы:
Ответственные:
Социальный педагог – Анкетирование II младшей – подготови -
Тельной группы.
Педагог-психолог – анализ анкетирования.
Ответственные:
Педагог-психолог, социальный - педагог – разработка системы
Мероприятий.
Ответственные:
Педагог-психолог, социальный педагог – организация и проведе -
Ние мероприятий.
(см. Приложение №3). Корректировка программы.
Ответственные: Социальный педагог, педагог-психолог.
Ответственные: Педагог-психолог, социальный педагог .
Ресурсное обеспечение:
Кадровое обеспечение: Подготовка и проведение мероприятий с родителями проводят: педагог-психолог, социальный педагог, с привлечением других специалистов: зам. зав. по ВМР, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, учителей начальных классов, медицинскую сестру.
Перечень оборудования:
Характеристика функционального помещения:
Кабинет социального педагога и педагога-психолога просторный, светлый, рассчитанный на 20 человек. Оборудованный круглым столом, 20 стульями, аудио и видеоаппаратурой, компьютером.
«Если родителям не навязывать полезные знания,
они вообще могут перестать в них нуждаться»
Е.П.Арнаутова .
Тематический план занятий:
Тема | Цель | Формы Работы, упражнения | Кол-во час. | Литра (№ ист Стр.) |
I младшая группа | ||||
Ноги и ножки топают по дорожке. | Создание творческого пространства для игрового общения родителей и детей; стимулирование желания родителей поддерживать интерес малыша к рисованию красками дома. | Практикум. Встреча родителей и детей. Памятка. | с 117 |
|
II младшая группа | ||||
Что важно знать о ребенке 3 лет, чтобы понимать его. | Привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком. | Вечер «Вопросов и ответов». Обыгрывание ситуации. Памятка. | с 87 |
|
Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком. | Обсуждение причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, поиск удачных способов родительского поведения. | Тренинг, проигрывание проблемных ситуаций. Анкетирование. Памятка. | 54-56 |
|
Использование народных игр с ребенком в жизни вашей семьи. | Ознакомление родителей с детской игрой - как деятельностью, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым. | Практикум. Игра «Угадай, какую игрушку выбрал ваш ребенок». Памятка. | с 56 |
|
Средняя группа | ||||
Какое место в семейном воспитании ребенка принадлежит книге. | Вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу на познание интересов своего ребенка, соучастие в общей деятельности. | Викторина между родителями и детьми. | С 84. |
|
Старшая группа | ||||
Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье. | Привлечение родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи. | Практикум. | с 102. |
|
Поведение в экстремальных ситуациях | Ознакомление родителей с правилами поведения в непредвиденных ситуациях ребенка. | Лекция, тест, а) практические Советы; б) просмотр видеофильма. | с 34 |
|
Метод воздействия на ребенка в семье. | Вовлечение родителей в самоанализ воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку. | Практикум. Упражнения: «Найди нужное», «Скульптура». | с 142. |
|
Творческое развитие ребенка, через театрально-игровую деятельность в семье. | Использование театрально-игровой деятельности для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего. | Семинар-практикум: лекция, игра-релаксация, этюды на развитие воображения. Игра-драматизация по сказке «Репка». | с 135 |
|
I и II Подготовительная группа. | ||||
Кризис предшкольного возраста и что побуждает ребенка стремиться к взрослению. | Знакомство родителей с возрастным кризисом 7 лет. Предложить родителям понять, что же побуждает ребенка стремиться к взрослению. | Лекция. Анкетирование. Обыгрывание пед.ситуации. Памятка. | ||
Семья на пороге школьной жизни. | Обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей нач.классов на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка. | Дискуссионная встреча: психологический тест, игровое упражнение с мячом «закончить предложение о том, что значит в моем понимании «хорошо учиться»», игра «Таня - неумелочка», видеоинтервью с детьми. | с. 154 с. 36-37 |
|
Каков мой ребенок в отношениях со сверстниками. | Обмен родительским опытом, по оказанию ребенку помощи и поддержки в установлении им дружеских отношений со сверстниками. | Практикум. Проигрывание ситуации. Тестирование. | с 174 |
|
Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка | Привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей -как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего. | Практикум, игровое упражнение «Закончи фразу». Педагогические ситуации, анкетирование. | с 185 |
Библиографический список.
1996г.
12. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от 3 до 5 лет. – С-Пб., 1996. –
С.184.
13. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье. – Кишинев,
1991г.
14. Симановский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада
С семьей. – Ярославль, 1991.
15. «Семья и школа». – 1992.- №7.с.37.
16. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – Екатеринбург, ЛТД, 1991г.
17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Как я расту: Советы психолога
Родителям. – М., 1996.-С.36-37.
18. Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. Как ответить на трудные
Вопросы жизни.- М., 1996.-С.102,168,169.
19. Фромм А. перевод Константиновой И.Г., - Екатеринбург, АРТ ЛТД,
Сценарий психолого-педагогической гостиной для родителей
Место проведения : Кабинет психолого-педагогической коррекции Сарыкольского района.
Цель : содействие атмосфере сплочения родителей и педагогов, помощь родителям в овладении навыками семейной педагогики.
Задачи: актуализация психолого-педагогических знаний у родителей;
анализ проблем воспитания детей с ОВ в семье;
выработка стратегии взаимодействия с ребенком с ОВ.
Заведующая. Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Впервые мы решили объединиться и попробовать быть вместе, чтобы лучше узнать друг друга, сообща решать наболевшие вопросы и просто поддерживать друг друга. Мы понимаем: без сотрудничества с вами, без вашей поддержки и помощи коррекция и развитие наших детей невозможны. Так будем же союзниками в вопросах их воспитания и развития. Но прежде чем мы приступим к решению этой задачи, давайте познакомимся!
Презентация КППК, педагогов.
Кабинет коррекции Сарыкольского района был открыт в 2003году. С тех пор очень много детей с теми или иными проблемами в развитии и их родителей нашли у нас помощь и поддержку.
В КППК работают грамотные, интеллигентные и ответственные люди. Я хочу представить их.
Представление каждого педагога: имя и отчество, направления работы, стаж и опыт работы, успехи, личные качества и увлечения /сопровождается презентацией/.
Заведующая. Вы познакомились с нами поближе, сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство с вами.
Упражнение на знакомство /проводит психолог /
“Мини-презентация себя”.
Родители по очереди передают шарик, тот, у кого он окажется должен представиться, рассказать о себе.
Надписи на шаре: - Назовите свое имя;
Несколько слов о себе (где Вы работаете, Ваши увлечения, сильные стороны, достоинства, жизненные принципы).
Несколько слов о том, какой Вы родитель?
Упражнение «Снежинка»
Главное условие: закрыть глаза и слушать инструкцию. У каждого родителя есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Родители слушают и выполняют следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок
3. Опять сложите лист пополам
4. Снова оторвите правый верхний уголок
5. Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна.
6. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу Вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у Вас.
Вывод – дети все разные. Различны их способности, возможности и личные качества.
Заведующая . Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Педагог - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) педагог бессилен. Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и развитии детей.
Мастер-класс педагогов.
К
аждый из педагогов проводит игры и упражнения, демонстрирующие конкретные направления их работы. После игры делается пояснение, для каких целей может использоваться данная игра.
Игра «Волшебный мешочек» /дефектолог/
Ход игры: в непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины. Родителю предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет по описанию-загадке. Ответами служат слова, символизирующие моменты воспитания ребенка в семье.
Загадки:
Ни минуты не сидит,
И куда-то всё бежит,
Озорник с пелёнок
Это маленький …
Ребёнок
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Сердце.
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет - я посвечу.
Свечка.
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый
Зарядка /специалисты ЛФК/
«Найди пару» /дефектолог/
Ход игры: Дефектолог предлагает родителям выйти в круг, раздаёт воздушные шарики, наполненные разной крупой. Задача назвать крупу и найти пару шарику по наполнителю.
«Азбука ласковых слов» / логопед /
Логопед: Как Вы ласково называете своих детей по имени? (Ответы родителей). Сейчас мы с вами поупражняемся в этом.
В коробочке лежат буквы. Каждый из участников игры по очереди вынимает букву и говорит ласковое слово своему ребенку, начинающееся с неё. (Придумать как можно больше ласковых слов)
А – ангел мой, ангелочек.
Д – душенька, детеныш, доченька.
З – золотой мой, зайчик, золотце.
К – котик, котёнок, кнопочка, карапузик.
Л – лапочка, любимый, ласковый.
М – малыш, малютка, медвежонок.
П – птенчик, принцесса, пупсик.
Р – рыбка, радость, родная.
С – солнышко, сладкий, сокровище и т.д.
Собери словосочетание /логопед/
На доске в разброс расположены буквы, родители из этих букв должны составить словосочетание «Права ребенка».
Социальный педагог. Мы не зря предложили вам в последнем задании именно это сочетание слов. Ведь сегодня, 20 ноября, отмечается Всемирный день прав ребенка. Актуальность проблемы соблюдения прав ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на семью, на имя, неприкосновенность личности, на всестороннее развитие - это необходимые условия гармоничного существования современного ребенка. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка.
Социальный педагог. Мы хотим поговорить с вами сегодня о нарушениях прав детей, но не о тех, за выполнение которых отвечает государство, и которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий права, в том числе на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать, а также научить пользоваться своими правами в разнообразных видах детской деятельности.
Видеоролик «Наши дети».
Социальный педагог. В нашей стремительной материализованной жизни есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о своей родительской позиции. Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями? Мы провели анкетирование с целью изучения соблюдения прав детей в семье.
Результаты анкетирования родителей /Социальный педагог/
Д
ля ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он есть. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потому и у родителей объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Какими бы родителями мы не были (а идеальных родителей все-таки не существует), каждый из нас даст положительный ответ на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?». А как мы любим, и тем более умеем ли любить, над этим как-то задумываться не приходится. Сейчас я наглядно продемонстрирую, как родители влияют на своего ребенка, попробуем вместе оценить последствия этого влияния.
Упражнение «Ребенок».
Инструкция: возьмите силуэт человечка. Представьте, что это ребенок, которого ругают за то, что он плохо выполнил работу (загните любую часть (сейчас и далее), которая более всего страдает в настоящий момент). Теперь за то, что он плохо продумал ситуацию (загните соответствующую часть); ходил туда, куда вы ему не разрешали (загиб); ослушался вас (загиб); что-то не выполнил (загиб); получил плохую отметку (загиб); нагрубил (загиб) и т.д….
Посмотрите на этот силуэт. Вы видите «следы» своего воспитания. А если что-то было несправедливо, сгоряча? Пожалейте его (расправьте).
Замечено, что обычно мы гораздо чаще ругаем детей, чем хвалим их. Если наши ребята испытывают трудности в выполнении учебных заданий, им важно реализоваться в чем-то другом. Роль родителей заключается в том, чтобы заметить какие-то достижения, хорошие поступки ребенка, поддержать его, вовремя обнаружить его таланты.
Видеоролик «Мы нуждаемся в вашей любви»
Социальный педагог. Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и обижать детей, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки.
Как вы думаете, у кого в семье больше прав - у родителей, или у ребенка?
Работа по подгруппам: «Права родителей и детей».
У
частники делятся на 2 группы, одна из которых представляет детей, другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждая группа закончила подготовку такого списка, «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу. Каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настоять на его изменении. Социальный педагог регулирует дискуссию и фиксирует на листе ватмана принятые права.
Социальный педагог. Мы убеждены в том, что каждый из нас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания и соблюдения прав ребенка. Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые рекомендации, которые помогут облегчить ваш труд в воспитании ребёнка.
Памятки для родителей
Рефлексия. Обмен впечатлениями.
Упражнение «Связующая нить»
Родители вместе с педагогами садятся в круг. Психолог перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка. Тот, к кому попал клубок, наматывает нитку на палец и передает его следующему. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что участник чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим родителям, коллективу КППК. Когда клубок вернется к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Спросить участников, что, на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен.
Заведующая. Вот и подошла к завершению наша родительская гостиная. Я думаю, сегодняшний опыт взаимодействия педагогов Кабинета коррекции с вами, родителями, удался. Мы всегда открыты для общения, педагоги готовы дать вам квалифицированную консультацию, вы можете получить ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос. В первую очередь, для вас всегда открыты двери моего кабинета, кабинета методиста, всех педагогов. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно на занятиях. Благодарю вас за участие! До новых встреч!
Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи.
Мастер-класс для педагогов «Родительская гостиная»
Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.Здравствуйте, глазки, глазки!
Здравствуйте, ушки, ушки!
Здравствуй, носик, носик!
Здравствуй, ротик, ротик!
Здравствуйте, ручки, ручки!
Здравствуйте, ножки, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Все мы вместе потянулись
И друг другу улыбнулись!
После изготовления угощения, психолог подходит к каждому ребенку, благодарит от имени медведя за угощение, берет малыша за ручки и поет на прощание:
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания, будем вместе мы играть.
Психолог:
Наша встреча в родительской гостиной подошла к концу, и мы все становимся опять педагогами.
Слайд 16. Результат.
Психолог:
«Родительские гостиные» способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.
При проведении регулярных родительских гостиных родители становятся более заинтересованными в воспитании детей, сплоченными с педагогами детского сада, создаются единые установки на формирование у детей ценностных ориентиров.
Заседание семейного клуба в детском саду
МБДОУ «Боханский детский сад №1»
Психолого-педагогическая гостиная
для родителей
дошкольников старшего возраста
Тема: «Игротерапия дома и в детском саду»
подготовила педагог-психолог Иванова А.В.
Бохан, 2018.
Оборудование и материалы:
Мяч, семейные фотографии с мест совместного отдыха, картинки небольшого размера с изображением разных животных, предметов; 4 больших листа ватмана, склеенных между собой; гуашь; кисти; стаканчики-непроливашки с водой; ноутбук, музыкальные записи.
Предварительная работа: Игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми. Домашнее задание: подбор родителями фотографий с мест отдыха.
Ход встречи
ПриветствиеП.: Здравствуйте! У меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его друг другу! Тот, у кого в руках оказывается мячик, будет рассказывать, как он провел зимние каникулы. А родители могут показать фотографии, сделанные во время отдыха.
Рассказывать об отдыхе ребенок и родитель могут вместе.
Игра «Поклон»
П.: Сейчас мы с родителями поиграем в игру «Поклон». Каждый родитель выходит в центр – делает поклон. Поклоны не должны повторяться. Вы можете использовать шляпы, платки и т.д.
Игра «Передай по кругу»
Основная часть
П.: Встаньте, пожалуйста, в круг, сейчас мы будем передавать друг другу тяжелую штангу. Она очень тяжелая! Ручки напрягаем, передаем своему соседу.
Посмотрите, у меня в руках непослушный маленький птенец! Давайте его будем аккуратно передавать друг другу. Он маленький, нежный! Послушайте, как он тихо чирикает. Бережно держа в ладошках, передаем птенца друг другу.
А теперь у меня в руках красивый букет из разноцветных осенних листьев. Мы его тоже передадим соседу. Аккуратно передавайте букет, ведь он может рассыпаться.
сейчас передадим тяжелую штангу: руки напрягаем, передаем своему соседу.
А теперь у меня в руках легкая вата (снежок). Она воздушная, передавать нужно так, чтобы не уронить.
Родители и дети имитируют передачу по кругу тяжелой штанги.
Имитируют передачу маленького птенчика.
Передают по кругу «букет осенних листьев».
Передают тяжелую штангу.
Передают «легкую вату»
Игра «Добрый ангел»
П.: Теперь я прошу вас всех сесть поудобнее. Родители, обнимите своих детей. Я хочу прочитать вам сказку.
В каждой семье есть добрый ангел, который охраняет и радуется, когда видит, что все члены семьи помогают друг другу, берегут своих близких, доставляют им радость. И грустит, когда замечает, что в семье ругаются, ходят хмурые и говорят плохие слова. Давайте порадуем своего Доброго ангела и покажем, как мы бережно и с любовью относимся к своим близким.
Теперь, родители, покажите, как вы любите своего ребенка (можно показать жестами, можно словами). Затем поменяемся ролями, и дети покажут, как они любят своих родителей.
психолог читает сказку под музыку.
Родители и дети по очереди обнимают друг друга и говорят друг другу ласковые слова.
игра «Новая сказка»
П.: Сегодня я предлагаю вам самим сочинить новую сказку. На столе вы видите картинки, положенные изображением вниз. Вам необходимо по ним рассказать сказку.
Понравилось? Какая интересная сказка у нас получилась.
Первый взрослый берет картинку и сразу начинает рассказ, где разворачивается действие с одним героем – животного изображенного на картинке. Другие участники продолжают рассказыватьсказку (равивать сюжет, вплетая в повествование информацию, связанную с изображением на картинках). Если ребенок затрудняется. То взрослый помогает. Если игра проходит в быстром темпе, можно поиграть два раза.
рисование «Любимая сказка»
Продуктивная деятельность детей и родителей
П.: Проходите, пожалуйста, к столам, сейчас мы будем рисовать.
Сегодня у нас должна получиться одна большая картина, которая называется «Любимая сказка». Родители тоже могут рисовать, а могут помогать своим детям. Включаем музыку, начинаем рисование!
Какая красивая получилась картина! Молодцы!
Дети и взрослые вместе рисуют на одном большом ватмане иллюстрации к своим любимым сказкам. После рисования можно провести совместное обсуждение нарисованного. Возможно составление общей сказки.
Домашнее задание
Прощание
П.: Наша встреча подошла к концу. Сегодня мы с вами играли в игры, которые вы также можете устраивать с детьми дома. Игра «Передавай по кругу» способствует снятию психомышечного напряжения, «Добрый ангел» помогает достичь тактильного контакта, который так необходим ребенку. Составление новой сказки развивает речевое общение, умение четко излагать свои мысли и умение слушать.
Какие игры вам сегодня понравились?
Было ли сложно выполнять?
Какие чувства вы испытывали в процессе игры?
П.: Вместе со всей семьей проведите беседу на тему «любимая сказка» и нарисуйте общий рисунок, как мы это делали в группе.
Давайте встанем и скажем: «Спасибо за приятную встречу! До новых встреч!
Родители и дети отвечают на вопросы
Встреча с родителями в форме педагогических гостиных позволяют организовать равноправное участие детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. Помогают научить играть с детьми, понимать их.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
«Педагог –
профессия творческая»
Подготовил и провел:
старший воспитатель
МБДОУ «Тополек» г. Фокино
А.С. Сафронова
Сентябрь 2013 г.
Цель: повышать престиж воспитателя
Задачи:
расширять диапазон профессионального общения;
формировать чувство собственного достоинства, гордости за профессию;
воспитывать интерес к педагогическому поиску
Подготовка :
1. Вопросы:
2. Тест «Какой я воспитатель?»
3. Домашнее задание: высказать мнение по цитатам.
- Старший воспитатель А.С. Сафронова:
Воспитатель – центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех – детей, родителей. Его работа – одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребенка, чем он живет, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен уметь красиво и правильно говорить, быть интересным, внимательным собеседником. Имея достаточно широкий кругозор, ориентируясь в детской субкультуре, разделяя взгляды ребенка, его интересы, легко быть авторитетом в его глазах. Когда найден ключик к сердцу ребенка, воспитатель становится ему другом.
Педагогическая разминка
- Воспитатель детского сада – это талант или набор навыков и умений?
Личность воспитателя детского сада включает в себя те качества, которыми должен обладать педагог. Воспитатель обязательно должен быть близким человеком: как мать, сестра, друг. Быть воспитателем – это талант и высокий профессионализм.
- Что дает вам общение с детьми?
Общение с детьми – это каждый день новое чудо, новые поиски неизведанного и удивительные открытия как для них, так и для меня.
- Насколько важен дошкольный возраст для становления личности ребенка?
Всеми признано, что дошкольное детство самобытно и самоценно. Я полностью с эти согласна! Это период, когда закладывается фундамент личности, его каркас. От того, насколько прочным он будет, зависит появление, становление и развитие многих личностных качеств человека.
- С какими радостями и трудностями вы сталкиваетесь на работе?
Радость – это общение с детьми, их доверчивые, пытливые, веселые и иногда грустные глаза.
Радость – это видеть удачу своего труда в своих воспитанниках. В них мы вкладываем не только свое педагогическое мастерство, но и часть души.
Радость – это когда твой труд ценится коллегами, родителями, обществом.
А трудности есть в любой профессии.
Для меня наибольшей сложностью является «бумажная» действительность. Приходится много писать, заполнять различные документы. Хотелось бы как-то оптимизировать этот процесс, чтобы воспитатель действительно был с детьми, а не при бумагах.
Игра «Хорошо или плохо быть воспитателем»
Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в подтверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.
Предлагаю по очереди высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости (положительная оценка) и профессиональных трудностях (отрицательная оценка).
Воспитателем быть хорошо – это интересная, динамичная работа.
Воспитателем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу.
Воспитателем быть хорошо – работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания.
Воспитателем быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы.
( вариант игры: один и тот же воспитатель формулирует и положительное, и отрицательное высказывания по схеме: хорошо, что…, но плохо, что…)
- Какие профессиональные качества и черты характера воспитателей Вы считаете определяющими для работы с детьми?
Важно быть внимательным и чутким к каждому, приободрить, приласкать, создать такую обстановку, чтобы дети чувствовали себя как дома.
Дети – есть дети. Они могут иногда, и покапризничать и пошалить. Поэтому терпение, выдержка и самообладание, умение с юмором оценить и прокомментировать ситуацию – необходимые качества воспитателя.
- Что бы вы пожелали своим коллегам – педагогам?
Я хочу пожелать вам земного счастья! Желаю вам профессионального полета, ежедневного удовлетворения от работы с детьми! А также хочется пожелать терпения, мудрости и, конечно, достойной заработной платы.
- Какими бы Вы хотели видеть своих воспитанников в будущем?
Воспитатель – не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке.
Это отдельная, специальная профессия – быть соратником, напарником ребенка в его удивительном путешествии по широким просторам детства.
Я предлагаю вам поразмышлять о своей профессии, ее особенностях.
Задание 1
Вам будут предложены высказывания известных людей, педагогов, психологов. Ваша задача – обсудить их в своей группе и высказать мнение по данной цитате. На обсуждение 5 мин.
Высказывания известных людей, педагогов, психологов
«Педагог – не единственный воспитатель ребенка в обществе, поэтому следует помнить о многофакторности влияния на личность воспитанника. Здесь мы видим «соавторство» педагога, семьи и общества в воспитании детей».
«…И сам педагог должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества…».
В.А. Сухомлинский
«…Мы должны стараться относиться к ребенку и вообще к человеку исходя из его природы, его внутренних законов, должны развивать его, воспитывать и образовывать в единении с жизнью и природой…».
Ф. Фребель
«Педагог воздействует на ребенка таким образом, чтобы деятельность исходила от самого ребенка… Он не отнимает у ребенка его собственных заслуг…».
М. Монтесори
«Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механичности…»
А. Дистервег
«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще…отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых…».
К.Д. Ушинский
«Дорожить миром детства – значит оберегать его от рассудочности, равнодушия, а мы иногда оберегаем детей от другого: от вздохов сочувствия, от малейшего душевного волнения».
А. Барто
Многие известные, знаменитые и успешные люди стали такими благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный мир. И в этом им помогали, прежде всего, люди, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути, в том числе и педагоги дошкольного образования.
(слайд-шоу)
С помощью своих воспитателей дети познают окружающий мир, учатся любить, дружить, творить…
Есть люди, даром творчества полны,
И этот дар, с любовью отдавая,
Горят, как маленькие яркие костры,
Своим теплом детей всех согревая!
А.П. Чехов сказал: «Воспитатель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело».
Артистизм воспитателя – это, прежде всего, состояние души. Воспитатель никогда не отделен от собственного детства. Он сознательно должен возвращаться туда, где сам был таким же, как и его малыши-воспитанники. Именно так он может поставить себя на их место.
Вы стараетесь найти подход к каждому ребенку, установить темный контакт с их родителями, пообщаться с коллегами. В течение дня вы как артисты исполняете множество ролей.
Попробуем в этом разобраться.
Задание 2
Нужно подобрать 10 ролей-функций, характеризующих деятельность воспитателя. Подбирать только существительные.
(все по очереди называют роль, которую принимает на себя воспитатель, и объясняют свой выбор; прозвучавшие роли-функции фиксируются на общем листе)
Думаю, что составленный нами набор социальных ролей, исполняемых педагогами детского сада (артист, лидер, рассказчик, организатор, исследователь и т.д.), можно продолжить.
Каждая такая роль – набор взаимоотношений и ценностей, которые несет воспитатель.
Взрослый в системе дошкольного воспитания (воспитатель) является для ребенка образцом для подражания. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) воспитатель оказывает педагогическое воздействие не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами. Значимость педагога во всех сферах жизни и деятельности детей в детском саду усиливает внимание ребенка к его личности.
Уважающий себя воспитатель стремится быть компетентным в глазах детей и их родителей, быть интересным для них. Он всегда внимательно выслушивает детские вопросы, а потом ищет в книгах ответы на них, увлеченно осваивает вместе с детьми новые оригинальные способы художественной деятельности, экспериментирует, проектирует, конструирует, моделирует и т.п.
Воспитатель детского сада – это человек, воплощающий собой мир взрослых.
Тест «Какой я воспитатель?»
(обработка ответов)
Задание 3
- Предлагаю вам собрать «ромашку». На каждом лепестке написано начало фразы, ваша задача ее продолжить, высказав свое мнение.
Продолжите фразу:
В профессии воспитателя мне нравится…
Хороший воспитатель, профессионал – это…
В работе мне лучше всего удается…
В профессии воспитателя мне не нравится…
Работая с детьми дошкольного возраста, я не могу…
Педагогический коллектив моего детского сада…
Работая в детском саду …
Мои воспитанники…
Самое сложное в моей работе…