Родительская гостиная в детском саду. Сценарий педагогической гостиной «Старт педагогического мастерства, или Посвящение в садовницы Форма педагогическая гостиная методика проведения

Родительская гостиная в детском саду. Сценарий педагогической гостиной «Старт педагогического мастерства, или Посвящение в садовницы Форма педагогическая гостиная методика проведения

План:

  1. Выступление педагога-психолога по теме «Агрессия ребенка»
  2. Рассмотрение таблицы 1, 2. «Понимание агрессивности старшими дошкольниками» и «Стили родительского воспитания»
  3. Рекомендации родителям по устранению и профилактики агрессивного поведения у детей
  4. Тренинг по избавлению от гнева, игра «Из семечка - в дерево»
  5. Выступление педагога-психолога по теме «Тревожность»
  6. Задание для родителей по теме
  7. Педагог-психолог дает рекомендации родителям, касающиеся общения с тревожными детьми
  8. Игры «Крепость», «Магазин зеркал», «Салют»
  9. Выступление педагога-психолога по теме «СДВГ». Ответы на вопросы родителей по данной теме.
  10. Выступление педагога-психолога по теме «Страхи у детей»
  11. Творческая игра «Заклинание»
  12. Вопросы родителей, подведение итогов.

Ход мероприятия:

Уважаемые родители, будет правильно утверждать, что все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды. Сегодня речь пойдет об агрессивных и тревожных детях, детях с СДВГ, и ещё обсудим детские страхи.

Что такое агрессивность?

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог Маргарет Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Портрет агрессивного ребенка

Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится “грозой” всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. “Как стать любимым и нужным” — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Вот как описывает Надежда ЛеонидовнаКряжева поведение этих детей: “Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ... стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он “не успокаивается” до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое “место под солнцем”. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома ударил Сашу совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома искренне ответил: “У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня”. По словам воспитателя, Саша не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял эту ситуацию как угрожающую.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

В ППМС-центре “Доверие” города Ломоносова был проведен мини-опрос среди старших дошкольников, целью которого было выяснить, как они понимают агрессивность. Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети (табл.1).

Таблица 1. Понимание агрессивности старшими дошкольниками

Ответы агрессивных детей

Ответы неагрессивных детей

1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся (50% опрошенных детей)

Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных (63% мальчиков, 80% девочек)

2. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым?

“Начал (а) драться”, “Ударил(а) бы” (83% мальчиков, 27% девочек), “Обрызгала, испачкала бы” (36 % девочек)

“Просто прошел(ла) мимо, отвернулся(ась)” (83% мальчиков, 40% девочек), “Позвала бы на помощь знакомых” (50% девочек)

3. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным мальчиком (девочкой)?

“Стал(а) бы драться” (92% мальчиков, 54% девочек), “Убежала бы” (36% девочек)

“Ушел(ла) бы, убежал(а)” (83% мальчиков, 50% девочек)

4. Считаешь ли ты себя агрессивным?

“Нет” — 88% мальчиков, 54 % девочек “Да” - 12% мальчиков, 46% девочек

“Нет” 92% мальчиков, 100 % девочек. “Да” — 8% мальчиков

Количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Стоит отметить, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Таблица 2Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)

Стратегия воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

“Прекрати!” “Не смей так говорить” Родители наказывают ребенка

Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другoe время и в другом месте)

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал

Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно)

Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера

Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях

Скорее всего, ребенок научится управлять своим гневом

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей

Полезные рекомендации родителям можно найти на страницах книги Р. Кэмпбелла “Как справляться с гневом ребенка” (М., 1997). Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные и один — нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.).

Модификация поведения — нейтральный способ контроля — предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия, и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохозаниматься, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное — вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

1. Прежде всего, проанализируйте собственное поведение и стиль отношений между членами семьи. Дети копируют поведение своих родителей.

2. Исключите просмотр агрессивных импортных мультфильмов, и тем более взрослых фильмов ужасов или триллеров, за исключением детских мультфильмов с «доброкачественной» агрессией, в которых учат, как постоять за себя.

3. Уделяйте время и внимание своему малышу! Это позволяет почувствовать ребенку, что для вас он самый важный и любимый человечек в мире. Ощущение собственной значимости и ценности для родителей формирует у ребенка здоровую нервную систему, самооценку и дружелюбное настроение. Хотя бы 15-20 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).

Так же необходимо личное дружеское (хотя бы полный час) общение «тет-а-тет» хотя бы раз в неделю, с проведением времени именно так, как хочет ваш ребенок (выбранная им игра, поход в парк, кино, кафе, совместный просмотр детского фильма).

4. Объясните ребенку, почему нельзя драться, кусаться, обзываться, а также бросать в других детей игрушки и книжки. Затем расскажите и покажите малышу, какого поведения вы от него ждете: поцелуйте его, обнимите, поговорите с ним. Объясните ребенку, как чувствует себя тот, кого ударили или укусили. Расскажите, почему нужно вести себя дружелюбно.

5. Пресекайте агрессию, как со стороны своего ребенка, так и со стороны других детей, направленную на вашего малыша.

Если вы видите, что ваш малыш дерется, то наиболее эффективным будет замечание, состоящее из трех частей: приказания прекратить неподобающее поведение («Перестань драться!»), причины, по которой это нужно сделать («Детям больно, когда ты их бьешь»), и альтернативного варианта поведения. Само собой разумеется, что необходимо узнать, какова причина нападения вашего ребенка. Ведь может быть, что он справедливо защищал себя или свою собственность. В таком случае необходимо морально поддержать своего малыша, может быть помочь ему отстоять его интересы, а также объяснить, как можно это делать конструктивным способом.

6. Обучите ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме. В практике психологов при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева используются следующие направления:

Учат детей прямо заявлять о своих чувствах «…Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявить потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения» (Р. Кэмпбелл);

Выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых терапевтических приемов;

Перенос чувств на неопасные объекты (этому рекомендуется обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут оформить в слова свои мысли и тем более чувства). Здесь в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т.д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.

7. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

8. Наказания не должны унижать ребенка.

Научитесь сами освобождаться от гнева конструктивными способами.

Дорогие взрослые, а какие Вы знаете способы освобождения от гнева? Можнонесколько способов сейчас продемонстрировать.

Техника освобождения от гнева

1. Вдох (на 4 счета) + медленно растираем руки, постепенно наращивая темп.

2. Задержка дыхания (на 10 счетов) + сжимаем кулаки + напрягаем тело + втягиваем ягодицы и живот.

3. Выдох - резко выбрасываем вперед руки, произнося на выдохе «ХО».

Мэтью Мак - Кей, Питер Роджерс, Юдис Мак - Кей в книге «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию. Ещё раз напомню, полезные рекомендации родителям можно найти на страницах книги Росс Кэмпбелл «Как справляться с гневом ребенка».

«Из семечка — в дерево»

Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.

Ход: Родители стоят в кругу. Педагог-психолог стоит в центре и предлагает взрослым превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, вобрать голову, зак-рыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно отно-сится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начи-нает медленно расти (взрослые-семечки медленно поднимают-ся). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает ра-достный момент — и бутоны лопаются (резко разжимают-ся кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кон-чиками пальцев дотянуться до соседей).Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цве-ток качается в разные стороны, борется е непогодой рас-качивания руками, головой, телом), сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко те-перь ему тепло и спокойно. Скоро опять весна, и оно оживет.

И уже в конце этой темы хочется рассказать немного о рецептах избавления от гнева.

Шесть рецептов избавления от гнева:

Пути выполнения

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверено

Слушайте своего ребенка

Проводите с ним как можно больше времени

Делитесь с ним своим опытом

Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах

Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно)

Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях

- «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или:

- «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

Примите теплую ванну, душ

Выпейте чаю

Позвоните друзьям

Сделайте успокаивающую маску для лица

Просто расслабьтесь лежа на диване

Послушайте любимую музыку

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите

Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям

Изучайте силы и возможности вашего ребенка

Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя

Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, подумайте, как его накормить во время длительной поездки и т.д.

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Следующая тема, которую мы рассмотрим, это тревожность.

1.Что такое тревожность?

КэроллИзард объясняет различие терминов “страх” и “тревога” таким образом: тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь одна из них (1999).

Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5—7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся “быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают” (А.И.Захаров)

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).

Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит “двойку” в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Совершив какой-либо “неблаговидный” поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку

Портрет тревожного ребенка

Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Это тревожный ребенок. Тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Вопрос родителя? Как предотвратить развитие тревожности у детей?

Прежде чем дать несколько рекомендаций, хотелось бы отметить, что большинство родителей тревожных детей сами не замечают, что их собственное поведение и стало причиной изменения в характере ребенка. Так, узнав о возникновении страхов у ребенка, они либо начинают уговаривать его, чтобы он успокоился, либо высмеивают его проблему. Это очень неверное поведение, которое только поспособствует усилению страха.

Более того, все ваши замечания, окрики, одергивания могут вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, поэтому постарайтесь хотя бы уменьшить количество замечаний в адрес ребенка, а попробуйте с ним спокойно побеседовать. Не угрожайте ребенку, а научитесь с ним договариваться и попробуйте прежде чем озвучить свое недовольство, обдумать, что вы говорите ребенку.

Вопрос родителя. Как помочь тревожному ребенку справиться с этим состоянием?

Очень часто у тревожных деток появляется потребность стать для кого-то опекуном, любить, ласкать, оберегать. Именно поэтому, детские психологи рекомендуют родителям тревожных детей завести домашнее животное: котенка, щенка, хомячка и доверить его малышу, однако конечно же, помогать ребенку ухаживать за питомцем. Такой совместный уход за питомцем поможет выстроить партнерские и доверительные отношения межу родителями и ребенком, что поспособствует снижению уровня тревожности.

Также, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от тревоги, очень полезными будут выполнения релакционных упражнений, например дыхательные упражнения для детей.

Ну и напоследок, если тревожность у вашего ребенка ярко выражена, и вы не можете справиться и помочь ребенку самостоятельно, то обязательно обратитесь к детскому психологу или психотерапевту. Ведь даже незначительная тревожность в детстве может стать причиной серьезных психических заболеваний в будущем.

Задание: запишите все замечания, сделанные в адрес ребенка в течение дня. И посмотрите на них с точки зрения пользы (для ребенка, для вас). Можно ли было не делать их. Также запишите и похвалы. Посмотрите, как часто Вы критикуете ребенка, как часто хвалите его (и за что).

Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

6. Ежедневно отмечайте его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).

7. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

8. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

9. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

В конце хотелось бы сказать, что все особенности поведения во многом зависит от нас самих, от родителей. Перед тем как наказать или сделать замечание ребенку, необходимо оценить свое поведение, свои поступки и слова. Прежде всего, работа над собой и с самим собой.

Игра «Крепость»

Цель: снятие напряжения

Оборудование: стульчики, мячи

Ход игры: Взрослые делятся на 2 команды. Первая команда строит крепость из стульев и защищает её от второй. Вторая используя мячи должна пробить крепость.

Игра «Магазин зеркал»

Цель: снимает напряжение, развитие доверительных отношений

Взрослые делятся на 2 команды. Команда «людей» и команда «зеркал». Инструкция: «Япредлагаю вам побывать в магазине, где продаются различные необычные и волшебные зеркала.

Взрослые смотрятся «волшебные» зеркала» и выполняют различные движения, действия. «Зеркала» всё повторяют.

Игра «Салют»

Цель: снимает напряжение, создает положительные эмоции.

Материал: цветная бумага, салфетки, ножницы

Взрослые рвут или режут бумагу на мелкие кусочки (для нашего салюта). Каждый подбрасывает свой салют, а другие ему аплодируют.

Следующий вопрос, который мы рассмотри с Вами, это «Что такое СДВГ у детей?»

Во-первых, это медицинский диагноз, его ставит врач (не психолог). Психолог может только понаблюдав за ребенком, пообщавшись с педагогами и родителями, порекомендовать вторым сходить к специалисту. Во-вторых, сам термин, СДВГ, появился сравнительно недавно и эта тема на данный момент ещё развивается. Но нам известно, что дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Вопрос родителей. Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при СДВГ делятся на три категории:

1. Симптомы невнимательности . Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности . Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

3. Симптомы импульсивности . Очень часто на занятиях в классе дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь не разнообразные уговоры.

Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

Как выявляют СДВГ?

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

Каковы причины СДВГ?

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
- Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).
- Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения. Дофамин играет немаловажную роль в обеспечении когнитивной деятельности. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ - это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Вопрос родителей. Как лечить СДВГ?

Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.

Вопрос родителей. Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», - попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
- Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
- Ведите список важных дел.
- Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, - что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
- Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
- Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
- При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
- Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
- Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
- Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
- Не вступайте в споры с ребенком.
- Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

И последнее, что мы сегодня успеем рассмотреть. «Детские страхи у детей дошкольного возраста»

Страх вызывается чувством надвигающейся опасности, т.е. срабатывает инстинкт самосохранения. Страхи присущи всем людям, и особенно детям (детские страхи). Ведь дети оказываются в большом, не всегда понятном и небезопасном мире взрослых. Для ребенка страх - это самая сильная и опасная эмоция .

В разные возрастные периоды у детей превалируют различные детские страхи : от 1 года до 3 лет чаще встречаются боязнь темноты, страх оставаться одному, ночные детские страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказываются Волк и Баба-Яга. На 2-ом году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли и связанный с этим детский страх медицинских работников. В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, страхи темноты, страхи замкнутого пространства и детские страхи сказочных персонажей. От 5 —7 лет ведущим становится детский страх смерти.

На возникновение детских страхов у детей дошкольного возраста влияет:

Эмоциональная напряженность в семье;

Отсутствие эмоционального контакта с ребенком, отзывчивости на потребности и чувства ребенка;

Излишние требования к ребенку, строгость;

Использование физических наказаний, жестокость;

Агрессивное поведение родителей, унижение ребенка;

Страхи самих родителей и их тревожность;

Ссоры между родителями;

Травматичный опыт в жизни ребенка;

Внушение страхов самими родителями: «Не ходи туда, там волк!», «Не будешь слушаться, придет злой дядя, который забирает непослушных детей» и т.д.

Очень многое зависит от родителей. Прежде всего, родителям стоит задуматься о том, какой вклад и фундамент они вносят в появление детских страхов у детей. Вот несколько рекомендаций: как в домашних условиях можно помочь вашему ребенку и убрать детские страхи. В спокойной и доверительной обстановке расспросите ребенка о его страхе и предложите ему нарисовать его, а потом вместе с ребенком дорисуйте "страху" смешные детали. Еще можно придумать об этом страхе смешную историю. Другой вариант - нарисовать выдуманного персонажа, который боится того же, что и ребенок. А потом предложить ребенку придумать историю о том, как этот герой мог бы преодолеть свой страх . Все истории (детские страхи) обязательно должны быть с позитивным концом.

Не относитесь к детским страхам вашего ребенка как к ерунде или глупости. Ни в коем случае не смейтесь над его страхами!

Коррекция детских страхов может быть симптоматическая, т.е. направленная на устранение страха, не затрагивающая причины вызвавшие страх у ребенка , и каузальная направленная на устранение причин и источников вызвавших детские страхи. При коррекции детского страха у ребенка дошкольного возраста или школьника используются и применяются терапевтические методы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии.

А теперь, давайте «проиграем» один из способов преодоления страха. Игра называется «Заклинание». Придумываем страх и пишем для его исчезновения заклинание.

Список литературы:

Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учеб.пособие для студентов вузов. - 6-е изд. - М.: Альма Матер, 2006. - 702 с

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст]: Учеб.пособие для пед. институтов и пед. училищ / В.С. Мухина; Под. ред. Л.А. Венгера. - М.: просвещение, 1975. - 239 с.

Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2004. - Кн.2. - 606 с.[Текст]

Оклендер В. Окна в мир ребенка. М., 1997.

Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.

Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой, [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. [Текст] - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998 - 400 с

Елена Журавлева

Педагогическая гостиная проводится в старшей группе.

Цель мероприятия: Развивать сотрудничество педагогов и родителей воспитанников путем расширения их педагогических, психологических и логопедических знаний.

Задачи: Повышать компетентность родителей в области логопедии; познакомить их с играми и упражнениями, которые можно использовать в домашних условиях; вызвать положительные эмоции от общения с детьми.

План мероприятия.

Подготовка пространства.

Представлен стенд с различными книгами и пособиями для родителей по закреплению правильного произнесения звуков в речи детей.

Помещение группы разделено на зоны.

Зона 1 - стулья расставлены полукругом по количеству присутствующих (для семинара)

Зона 2 – рабочее пространство (для занятия с детьми)

Зона 3 – свободное пространство (для проведения игры «Клубок»)

Зоны 4, 5, 6, 7 – «станции путешествия» – стол со стульями, расставленными вокруг.

Организационный момент.

Родителям предложена анкета, цель которой – выяснить, как они относятся к речевым дефектам своего ребенка, настроены ли на сотрудничество с логопедом ДОУ.

Проведение гостиной.

Гостиную открывает логопед, он приветствует родителей и детей. Предлагает «познакомиться».

Игра «Клубок».

Цель: Познакомить участников гостиной друг с другом, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность.

Материал: Мягкая симпатичная игрушка или мягкий, пушистый клубок.

Ход игры.

Взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя встает его малыш. Логопед отдает одному из детей игрушку со словами: «Здравствуйте, я – клубок-Колобок, очень хочу познакомиться с такими симпатичными, умными детишками и вашими замечательными родителями. Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей (твоего) мамы\папы»

После знакомства логопед проводит для родителей теоретический семинар, тема которого – «Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция». Дети в это время выкладывают из пуговиц или палочек картинки.

Переход к практической части.

Логопед предлагает детям вместе с родителями отправиться в небольшое путешествие. «Мы будем путешествовать на разном транспорте».

Игра «Угадай по звук у».

На каком транспорте мы отравимся в путешествие? (звучит музыкальный сигнал паровоза).

Дети должны угадать и назвать.

Логопед читает стихотворение:

Вдаль несется скорый поезд,

Слышен звонкий стук колес.

За собой вагоны возит

Самый быстрый паровоз.

Дети с родителями встают друг за другом и, изображая поезд, движутся к первой станции.

1 стол - "Веселая обезьянка". На этой станции представлен основной комплекс артикуляционной гимнастики.

Обезьянка очень любит играть с зеркалом, тренирует свой язычок. Мы тоже поиграем вместе с ней».

Цель: Научить родителей правильно выполнять упражнения, которые показывает логопед.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

1."Заборчик" - широко улыбнуться и показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних) удерживать - 5-7сек.

2."Слоник" - вытянуть губы "трубочкой" (зубы сжаты). Удерживать 5-7сек.

3."Непослушный язычок" - широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося "пя-пя-пя:". Повторить 3 раза.

4."Блинчик на тарелочке" - широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз "пя". Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать 3-1 О сек.

5."Чистим зубы" - открыть широко рот, улыбнуться показав зубы. Затем кончик языка "чистить зубы" изнутри, двигая им вправо-влево (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Нижняя челюсть не двигается. Повторить 5-6 раз.

6."Вкусное варенье" - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык).

7."Маляр" - широко открыть рот, улыбнуться, показывая зубы. Кончиком языка "красить" потолок, двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться "от потолка" и двигаться влево- вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться.

8."Лошадка" - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно- быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.

9."Качели" - широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык.

10."Шоколадка" - приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторить 2-3 раза.

11."Конфетка" - упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) - "спрятали конфетку за щеку", нажать не сильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию)

12."Больной пальчик" - положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох.

14. "Индюк" - приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к "бл-бл-бл:". Тянуть звук 5-7 сек., сделав сначала глубокий вдох.

Звучит следующий сигнал. Дети угадывают пароход.

Логопед сообщает, что путешествие продолжается на пароходе, читает стихотворение, дети выполняют движения, подражая пароходу.

По морям, по океанам

Этот быстрый пароход

В неизведанные страны

С нами весело плывет.

2 стол. "Поможем капитанам". Где представлен комплекс дыхательных упражнений.

Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи. Оборудование:

"Буря в стакане". Ребенок плавно дует в стакан с водой через трубочку. Можно изменять силу струи: плавно-сильнее-сильнее-плавно.

"Кораблики". Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача детей свой кораблик "отправить" на другой берег (в виде соревнования).

Звучит следующий сигнал. Дети угадывают самолёт.

Логопед читает стихотворение, дети с родителями подражают движению самолета.

Словно сказочная птица,

Ввысь поднялся самолёт.

Он быстрее ветра мчится!

Управляет им пилот.

3 стол «Поиграем с Карлсоном». Знакомство с заданиями на развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук.

Игра «Угадай, что звучало?». За ширмой раздаются звуки различных музыкальных инструментов, а дети их угадывают.

«Отбивание ритма» - взрослый воспроизводит музыкальным инструментом определённую последовательность ритмов, а ребёнок вслед за ним должен повторить (хлопаньем в ладоши).

Использование различных пальчиковых игр с речевым сопровождением (по методике «Расскажи стихи руками»)

Звуковой сигнал «Скорая помощь».

Логопед: «Друзья, доктор Айболит просит нас помочь вылечить слонёнка - слоненок перепутал все звуки»

4 стол - "Поможем доктору Айболиту". Здесь показывается пример работы с картинками на различные группы звуков.

Выбери картинки с определенным звуком;

В какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)

По окончанию "путешествия" взрослые с детьми рассаживаются по своим местам (Зона 1).

Логопед проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения.

Татьяна Пьянкова
Педагогическая гостиная для родителей «На пороге школы»

Задачи :

1. Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе .

2. Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе .

3. Анализ диагностики в целом по группе, и каждому из родителей индивидуально даются результаты диагностики своего ребёнка.

4. Анализ стереотипов родительского поведения .

5. Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе .

Оборудование : индивидуальные карты, буклеты, табличка- обратная связь, цветные полоски, пособия для логопедических игр, карточки с фразами

1. Вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые родители , мы рады встрече! Хотим вас поздравить с переходом в подготовительную к школе группу . Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе , не загружая учебой, а продолжать играть и в игре научить учиться. Именно поэтому эпиграфом к сегодняшней встрече мы берем слова психолога Венгера «Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.»

2. Практикум «Готовность детей и родителей к школе »

"Как пройдет знакомство со школой ?". "Подружится ли с одноклассниками?". "Справится ли с требованиями, правилами школы , со школьным укладом жизни ?". "Не растеряется ли в новой ситуации?"…и еще много вопросов крутятся в вашей голове уже или появятся совсем скоро. Родители переживают не чуть не меньше деток. Для начала предлагаем определить вашу степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением вашего сына или дочери. Для этого выберите на столе цветную полоску, соответствующую вашему уровню беспокойства : черная- сильное беспокойство, синяя- умеренное, красная- ощущение радости, чувство уверенности. После предложить 2-3 родителям обосновать свой выбор

Что должно произойти, что вам поможет нормализовать свою неуверенность? (2-3 ответа) . Общие результаты диагностического обследования по каждому направлению у вас на индивидуальных листах (пункт1) . Высокий уровень- освоил материал в полном объеме, средний – показатель проявляется не в полном объеме, 1- результат ниже возрастных возможностей, несмотря на специально принятые меры (инд. работа) . Жирным шрифтом выделен раздел, на который необходимо обратить внимание –уровень ниже среднего. Индивидуально по результатам можно проконсультироваться после собрания.

2 пункт на ваших картах –это информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе

1. Физическое здоровье ребёнка.

2. Развитый интеллект ребёнка.

3. Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.

4. Выносливость и работоспособность.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7. Хорошая память и внимание

8. Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте по значимости (от 1 до 3 места) . 2 родителям предлагается высказать свое мнение, у кого есть уже школьники и нет . Вовлечь других родителей

Как показывает многолетняя практика, на первом месте у специалистов стоит психологическая готовность ребенка к школе (3,6,8) . Очень важно, чтобы у ребенка сформировались такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родители должны помнить одну простую истину : образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно . В конце нашей встречи вам будут предложены памятки, в которых вам предложены добрые советы для родителей будущих первоклассников, надеемся, что они будут полезны.

Что же думают наши дети о школе , их мысли по этому поводу у вас на листах (пункт 3) . Как вы думаете о чем подсказывают вам эти вопросы и ответы на них? Ответ на 1 вопрос говорит непосредственно о представлениях ребенка о школе , ответ на 2 вопрос –собственно мотивация. Вообще в любой деятельности почаще задавайте ребенку вопрос «Пригодится ли тебе это потом или кому-то? А где ты это сможешь использовать, применить?». Ответ на 3 вопрос говорит, либо о завышенной самооценке ребенка, либо не знании или неумении обращаться за помощью.

Есть очень простой тест, но по мнению психологов очень достоверный. С периодичностью раз в 3 месяца предлагать ребенку ситуацию «Если мы будем играть в школу , кем ты будешь учителем или учеником?». Как только ребенок сказал учеником, можно говорить о принятии им роли ученика. Можно проводить этот тест дома, но не переусердствуйте, чтобы он не запомнил свой ответ.

«Вот пойдёшь в школу , там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу .)

(крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви , а значит уверенности в себе.)

«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется , что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)

«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать , а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям , развиваться комплекс неполноценности т др.)

«Это тебе не детский сад.» . (Зачем вызывать излишнюю ностальгию по детсадовскому времени.)

«Вот пойдёшь в школу , там тебе…» «Не волнуйся, у тебя в школе все получится , там есть к кому обратиться за помощью…»

«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» «Ты у нас самый лучший, чтобы не случилось мы тебя все равно будем любить»

«Это тебе не детский сад.» «Ты уже повзрослел (а, а в детский сад пришли другие ребята-малышки»

«Дай лучше я сделаю, у тебя не получится» «С каждым днем у тебя получается всё лучше!»

«Какую отметку ты сегодня получил?» «Что у тебя сегодня хорошо получилось?»

Смотри, веди себя хорошо, не балуйся, не дерись. "Пусть всё сегодня у тебя будет хорошо"

Вот, я в твои годы старалась (ся, а ты…» «Давай разберемся вместе, я тебе помогу»

«Еще мал, голова у него болит, поработал бы с моё…» "День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Я вижу, что ты устал!»

«Софья Петровна (учительница) наверное тебя просто не услышала, попробуй еще раз обратиться к ней за помощью.» «Эта учительница вообще кого-то слышит. "

"После школы быстро домой » "Увидимся в два часа дома"

«Да какие у тебя еще могут быть проблемы, это все ерунда, пройдет…» «Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует!»

3. Игровой практикум с логопедом

4. Орг. вопросы : сетка ННОД, режим, ЦДТ и экскурсии, план работы с родителями –новые формы , отношение родителей , родительский комитет , вопросы родителей .

5. Обратная связь «Опрос - табличка»

И в заключение очень хочется сказать, что подготовить ребенка к школе может каждый родитель , главное системность, постоянство и терпение. Никто лучше вас не знает ребенка, специалисты ДОУ вам помогут. Желаем всем нам плодотворно поработать этот год и с удовольствием пойти в школу . В помощь вам мы разработали памятки, где есть маленькие подсказки, как это сделать интереснее. Спасибо, всего хорошего!

МБДОУ «Боханский детский сад №1»

Психолого-педагогическая гостиная

для родителей

дошкольников старшего возраста

Тема: «Игротерапия дома и в детском саду»

подготовила педагог-психолог Иванова А.В.

Бохан, 2018.

Оборудование и материалы:

Мяч, семейные фотографии с мест совместного отдыха, картинки небольшого размера с изображением разных животных, предметов; 4 больших листа ватмана, склеенных между собой; гуашь; кисти; стаканчики-непроливашки с водой; ноутбук, музыкальные записи.

Предварительная работа: Игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми. Домашнее задание: подбор родителями фотографий с мест отдыха.

Ход встречи

Приветствие

П.: Здравствуйте! У меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его друг другу! Тот, у кого в руках оказывается мячик, будет рассказывать, как он провел зимние каникулы. А родители могут показать фотографии, сделанные во время отдыха.

Рассказывать об отдыхе ребенок и родитель могут вместе.

Игра «Поклон»

П.: Сейчас мы с родителями поиграем в игру «Поклон». Каждый родитель выходит в центр – делает поклон. Поклоны не должны повторяться. Вы можете использовать шляпы, платки и т.д.

Игра «Передай по кругу»

Основная часть

П.: Встаньте, пожалуйста, в круг, сейчас мы будем передавать друг другу тяжелую штангу. Она очень тяжелая! Ручки напрягаем, передаем своему соседу.

Посмотрите, у меня в руках непослушный маленький птенец! Давайте его будем аккуратно передавать друг другу. Он маленький, нежный! Послушайте, как он тихо чирикает. Бережно держа в ладошках, передаем птенца друг другу.

А теперь у меня в руках красивый букет из разноцветных осенних листьев. Мы его тоже передадим соседу. Аккуратно передавайте букет, ведь он может рассыпаться.

сейчас передадим тяжелую штангу: руки напрягаем, передаем своему соседу.

А теперь у меня в руках легкая вата (снежок). Она воздушная, передавать нужно так, чтобы не уронить.

Родители и дети имитируют передачу по кругу тяжелой штанги.

Имитируют передачу маленького птенчика.

Передают по кругу «букет осенних листьев».

Передают тяжелую штангу.

Передают «легкую вату»

Игра «Добрый ангел»

П.: Теперь я прошу вас всех сесть поудобнее. Родители, обнимите своих детей. Я хочу прочитать вам сказку.

В каждой семье есть добрый ангел, который охраняет и радуется, когда видит, что все члены семьи помогают друг другу, берегут своих близких, доставляют им радость. И грустит, когда замечает, что в семье ругаются, ходят хмурые и говорят плохие слова. Давайте порадуем своего Доброго ангела и покажем, как мы бережно и с любовью относимся к своим близким.

Теперь, родители, покажите, как вы любите своего ребенка (можно показать жестами, можно словами). Затем поменяемся ролями, и дети покажут, как они любят своих родителей.

психолог читает сказку под музыку.

Родители и дети по очереди обнимают друг друга и говорят друг другу ласковые слова.

игра «Новая сказка»

П.: Сегодня я предлагаю вам самим сочинить новую сказку. На столе вы видите картинки, положенные изображением вниз. Вам необходимо по ним рассказать сказку.

Понравилось? Какая интересная сказка у нас получилась.

Первый взрослый берет картинку и сразу начинает рассказ, где разворачивается действие с одним героем – животного изображенного на картинке. Другие участники продолжают рассказыватьсказку (равивать сюжет, вплетая в повествование информацию, связанную с изображением на картинках). Если ребенок затрудняется. То взрослый помогает. Если игра проходит в быстром темпе, можно поиграть два раза.

рисование «Любимая сказка»

Продуктивная деятельность детей и родителей

П.: Проходите, пожалуйста, к столам, сейчас мы будем рисовать.

Сегодня у нас должна получиться одна большая картина, которая называется «Любимая сказка». Родители тоже могут рисовать, а могут помогать своим детям. Включаем музыку, начинаем рисование!

Какая красивая получилась картина! Молодцы!

Дети и взрослые вместе рисуют на одном большом ватмане иллюстрации к своим любимым сказкам. После рисования можно провести совместное обсуждение нарисованного. Возможно составление общей сказки.

Домашнее задание

Прощание

П.: Наша встреча подошла к концу. Сегодня мы с вами играли в игры, которые вы также можете устраивать с детьми дома. Игра «Передавай по кругу» способствует снятию психомышечного напряжения, «Добрый ангел» помогает достичь тактильного контакта, который так необходим ребенку. Составление новой сказки развивает речевое общение, умение четко излагать свои мысли и умение слушать.

Какие игры вам сегодня понравились?

Было ли сложно выполнять?

Какие чувства вы испытывали в процессе игры?

П.: Вместе со всей семьей проведите беседу на тему «любимая сказка» и нарисуйте общий рисунок, как мы это делали в группе.

Давайте встанем и скажем: «Спасибо за приятную встречу! До новых встреч!

Родители и дети отвечают на вопросы

Встреча с родителями в форме педагогических гостиных позволяют организовать равноправное участие детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. Помогают научить играть с детьми, понимать их.

МКОУ «Прогимназия №9 «Ручеек»

г. Хасавюрт

Педагогическая гостиная

«Современные формы работы с родителями»

Выполнила: музыкальный руководитель

Батырмурзаева Н.В.

Цель: Распространение опыта работы взаимодействия музыкального руководителя ДОУ с семьями воспитанников.

Задачи:

    Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах музыкального развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;

    Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на музыкальное развитие детей.

    Обогатить методическую копилку для родителей «Музыкальная мастерсая».

Подготовительная работа:

    Оформление приглашений для родителей в гостиную.

    Анкетирование родителей по проблеме «Музыкальное развитие детей» (приложение №1).

    Создание презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ».

    Оформление выставки музыкально - дидактических игр, направленных на музыкальное развитие дошкольников.

    Памятки для родителей «Современные формы работы с детьми»

    (приложение №2).

    Индивидуальное общение с родителями на тему: «Музыкальный репертуар, направленный на развитие детей».

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово музыкального руководителя по современным технологиям.

2. Знакомство с результатами анкетирования родителей.

4. Обмен опытом родителей «Музыкальный репертуар, направленный на развитие детей».

5. Памятка для родителей «Современные формы работы с детьми»

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово музыкального руководителя по современным технологиям.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи взаимодействия детского сада и семьи.

В своей музыкально-художественной деятельности планируя работу, стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его музыкальное восприятие. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в музыкальной школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.

2. Проводится анализ результатов анкетирования родителя «Музыкальное развитие детей» (приложение №1).

3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»

В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией. (слайды 1-2)

С некоторыми из них мы хотим вас познакомить и поиграть.

  • Круги Луллия.

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.

Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. «Покажи композитора», «Музыкальные профессии», «Назови нотку» и пиктограмма с настроением.

    Пособие «Гусеничка» (слайд 3)

Формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять группы музыкальных инструментов.

4. Обмен опытом родителей «Музыкальный репертуар, направленный на развитие детей».

    Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «бубен», и придумывает какое-нибудь игру, «Громко - тихо». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнюю игру, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

    Игра «Шкатулка с песнями»

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.

Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо подумать, какую песню исполнить. После того как первый играющий спел 2 – 3 песни, следующий вынимает другой предмет и продолжает вспоминать песни, про этот предмет. Когда концерт закончился, предметы собирают вместе и начинается новый концерт. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная композиция, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

5. Подведение итога мероприятия.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Всем удачи и до скорых встреч!

Приложение№1

Приложение №2.

Многие родители ставят перед собой задачу развивать ребенка, в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей.

Перед данным мероприятием Надия Вагабовна с нами провела анкетирование «Музыкальное развитие ребенка». Там уже были вопросы, которые заставили призадуматься. Потом нам передали приглашения в гостиную. После этого было неудобно проигнорировать мероприятие.

Мы узнали, что занятия по музыке с использованием современных – технологий - это импровизация, игра, мистификация.

Ведь важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому музыкальный руководитель в своей работе особое внимание уделяют музыкальному развитию своих воспитанников.

Потом нам показали презентацию «ТРИЗ - игры и методические пособия, используемые в ДОУ» . Оказывается, дома, я играла с ребенком в игры, использовав элементы ТРИЗ, даже не подозревая об этом.

Во время данного мероприятия я увидела, что ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностям наших детей.

Родительница старшей группы Маматавова Г.Б.

Директор «Прогимназия «Ручеек» Маликова М.Г.

Отзыв на педагогическую гостиную

«Современные работы с родителями»

Надия Вагабовна Батырмурзаева относится к той категории творческих педагогов, которые находятся в постоянном поиске новых форм и идей эстетического воспитания детей.

Надия Вагабовна талантливый педагог и музыкант. На её занятиях дети не просто поют, слушают и двигаются. Она расширяет их кругозор, учит разбираться в таких понятиях, как «ритм», «тембр», «жанр». Учит жить в гармонии с собой, своим внутренним миром и видеть только самое позитивное, яркое и жизнеутверждающее. И все это, конечно, через сказку и игру.

Дети с удовольствием ходят на музыкальные занятия, с большим желанием участвуют в различных праздниках и утренниках. Это говорит о том, что профессиональный уровень педагога очень высок.

Надия Вагабовна часто в своей работе использует компьютерные презентации, которые создает сама. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Ежедневно применяет ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Родительница старшей группы Кадимова Л.Д.

Директор «Прогимназия «Ручеек» Маликова М.Г.