«Психологический климат в семье как основа формирования личности ребёнка» - презентация. Родительское собрание «Погода в доме или микроклимат в семье О том, как встретились их бабушки и дедушки

«Психологический климат в семье как основа формирования личности ребёнка» - презентация. Родительское собрание «Погода в доме или микроклимат в семье О том, как встретились их бабушки и дедушки

1 слайд

Психологический климат в семье и стили семейного воспитания. ФГКОУ «СОШ№ 3» Искакова В.И.

2 слайд

3 слайд

4 слайд

ДОБРЫЙ ЩЕДРЫЙ БЛАГОРОДНЫЙ ЗДОРОВЫЙ УМНЫЙ ЛЮБЯЩИЙ СПРАВЕДЛИВЫЙ СИЛЬНЫЙ ЗАБОТЛИВЫЙ ИСКРЕННИЙ

5 слайд

6 слайд

0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся семьи, признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной". (0%)

7 слайд

8 слайд

16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение. (20%)

9 слайд

10 слайд

11 слайд

Демократические родители - инициативные, добрые дети. РОДИТЕЛИ ЛЮБЯТ И ПОНИМАЮТ ДЕТЕЙ, ЧАСТО ХВАЛЯТ, А ЗА ПРОМАХИ, КАК ПРАВИЛО, НЕ НАКАЗЫВАЮТ, ОБЪЯСНЯЮТ, ПОЧЕМУ ТАК ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ. НА КАПРИЗЫ РЕАГИРУЮТ СПОКОЙНО, ТВЁРДО ОТКАЗЫВАЮТСЯ ИМ ПОДЧИНЯТЬСЯ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕТИ ВЫРАСТАЮТ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМИ, УВЕРЕННЫМИ В СЕБЕ, КОНТАКТНЫМИ И ОБЛАДАЮЩИМИ ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА.

12 слайд

Либеральные родители - импульсивные, агрессивные дети. РОДИТЕЛИ ПОЧТИ НЕ КОНТРОЛИРУЮТ ДЕТЕЙ, РАЗРЕШАЯ ИМ ДЕЛАТЬ ВСЁ, ЧТО ЗАХОЧЕТСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕ ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОНО СТАНОВИТСЯ НЕУПРАВЛЯЕМЫМ.

13 слайд

Авторитарные родители - раздражительные, конфликтные дети. РОДИТЕЛИ УСТАНАВЛИВАЮТ ЖЁСТКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ, СЧИТАЯ, ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ ВО ВСЁМ ПОДЧИНЯТЬСЯ ИХ ВОЛЕ. В КАЧЕСТВЕ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЮТ НАКАЗАНИЕ, А ТАКЖЕ ЗАПУГИВАНИЕ, УГРОЗЫ. ДЕТИ ОТЛИЧАЮТСЯ УГРЮМОСТЬЮ, ЧАСТО БЫВАЮТ ТРЕВОЖНЫ, А ПОТОМУ НЕСЧАСТНЫ.

14 слайд

«Кумир семьи» Твердая вера в свою исключительность. Капризный, своевольный эго ист. Не способен себя обслужить. Родители освобождают ребенка от всех обязанностей.

15 слайд

«Гиперопека». Лишен самостоя-тельности. Привык повино-ваться и следовать советам взрослых. Родители контро-лируют его во всём. Часто гиперопека приводит к бурной реакции про теста.

16 слайд

«Гипоопека». Ребёнок предоставлен сам себе. Его потребности никто не хочет удовлетворить. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям. Со време нем начинает ощущать себя неполноценным и это останется на всю жизнь.

17 слайд

«Воспитание в культе болезни» Родители трясутся над ним,предупреж-дая все его желания. Он, воспринимает всякую болезнь как свою привилегию. Ждет от всех сочувствия и сострадания. Из таких детей вырастают приспособленцы и подхалимы.

18 слайд

«Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». Л.Н.Толстой.

19 слайд

Проблемная ситуация 1. Дочь прогуливает школу, объясняя учителю, что ухаживает за больной бабушкой.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26

с углубленным изучением отдельных предметов»

Нравственный микроклимат семьи –

основа

(родительское собрание в 1 классе)

Подготовила:

учитель начальных классов

Нуруллина Гульнара Гильфановна

г. Нижнекамск 2012

Нравственный микроклимат семьи – основа

формирования личности ребёнка

Живите так, чтобы вам

не было стыдно продать домашнего попугая

главной сплетнице города.

У. Роджерс

Форма проведения: круглый стол.

Задачи собрания:

    Привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей воспитанности.

    Познакомить с основными составляющим воспитанности.

    Здоровый психологический микроклимат.

    Решение семейных проблем.

    «Добрые советы».

    «День рождения только раз в году».

Вопросы для обсуждения:

    Как решать семейные проблемы.

    Какими должны быть семейные взаимоотношения.

    Каковыми являются семейные праздники.

Оборудование: мультимедиа система; для родителей – индивидуальные пакеты с дидактическим материалом (ситуации для обсуждения, рекомендации, памятки).

Подготовительная работа: подбор материала по теме; подготовка презентации “Микроклимат семьи»”; подготовка памятки; выполнение рисунков детьми “Моя семья”.

Ход собрания

    Сообщение классного руководителя по теме собрания (слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, дорогие коллеги-родители! Добро пожаловать на очередное заседание родительского клуба. Вот сейчас, глядя на вас, я вспоминаю нашу первую встречу…. Помните ли вы ваши первые впечатления друг о друге? С чего начиналась для вас встреча-знакомство с новым человеком?

Думаю, что часто новый человек начинается для других не с эрудиции, интеллекта, вкусов, деловых и нравственных качеств и всего, чем богат его внутренний мир (слайд 2). Это будет потом. А пока – внешность, манеры, стиль, поведения. Срабатывает, как говорят психологи, феномен первого впечатления: «Сначала одобряет глаз, потом сердце».

Как же привить ребёнку хорошие манеры? Как помочь ему влиться в общество, не быть отторгнутым из-за невоспитанности? Об этом наш разговор (слайд 3).

Здоровый психологический микроклимат определяется всей нравственной атмосферой домашнего очага.

А это зависит от взаимоотношений между членами семьи, от того, чем и как живёт семья, какие проблемы и интересы возникают в семейной жизни (слайд 4), каков семейный уклад традиции, как разрешаются семейные конфликты (слайд 5).

Всё это является школой жизни для вашего ребёнка, ведь пример родительского дома будет продолжаться в семьях, которые будут создавать ваши повзрослевшие дети (слайд 6).

Главное, чтобы в семье была взаимная любовь, доверие. Внимание и забота друг к другу.

Сегодня мы попытаемся решить несколько типичных ситуаций, проблем, от которых зависит микроклимат семьи (слайд 7).

    Первый этап работы. Решение семейных проблем

Примеры ситуаций

    Ваш ребёнок нечаянно разбил чашку из сервиза (слайд 8).

    Вчера купили новую курточку, а сегодня он приходит в ней с оторванным рукавом.

    Вы, уставшие, пришли с работы, а дома полный «развал» - идёт шумная игра вашего ребёнка с друзьями (слайд 9).

    Вы ссоритесь с мужем (женою). Ссора в самом разгаре, но в это время совершенно неожиданно в дверях квартиры появляется ваш ребёнок.

    Ребёнок просит купить настольную игру, такую же, как у его друга, но в данный момент на неё нет средств.

При решении этих задач родители не просто дают решение, а мотивируют свои действия и приводят примеры из своей семьи.

    Второй этап «Составляющие воспитанности»

Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем (слайд 10). Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже стали взрослыми, когда уже забываются отдельные случаи, происходившие с нами в этот период? (слайд 11). Очевидно, в памяти остается что-то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Сегодня мы знаем, что характер этой семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом (слайд 12). Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. В семье царит атмосфера эмоционального тепла, здесь делятся друг с другом мыслями и переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а пытаются их разрешить. Говорить в семье, принято, открыто: здесь что говорят, то и думают, ничто не скрывается, никому не надо изворачиваться и лгать. Каждый здесь говорит не только о своих собственных переживаниях, но, умеет, и выслушать. В таких семьях любят смех и юмор, нет злого колючего сарказма, не услышать огульного осуждения всего и всех. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. И что важно - в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих переживаниях вне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

Само собой разумеется, что семейный климат меняется; (слайд 13) на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в природе, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера - один день может быть ясным и солнечным, а другой - пасмурным, иногда может разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

    Третий этап «Добрые советы» (слайд 14)

(Памятка “Родительские истины” выдаётся каждому присутствующему на собрании)

    Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

    Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

    Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

    Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

    Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

    Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

    Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие.

    Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он просто их не слышит!

    Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих “да” и “нет”.

    Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и во взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!(Слайд 15)

    Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благородных детей!

    Четвёртый этап «День рождения только раз в году» (слайд 16)

Микроклимат семьи зависит от семейных традиций, каковыми являются семейные праздники, такие, например, как дни рождения.

Придумывание программы семейного праздника .

    Подведение общих итогов.

Очень важно не спешить с принятием решений в различных ситуациях, проявлять больше доверия и доброжелательности, не стремиться наказывать детей (слайд 17).

Одна притча гласит: «Наши дети, сейчас, находятся у нас в гостях. И от того, как мы их встретим, зависит то, как будете встречены Вы в Вашей старости».

А в заключение хочется показать несколько слайдов из жизни животных, но поучиться нам есть чему! (слайд 18, 19)

Индивидуальные консультации после собрания по вопросам семейного воспитания.

Список используемых источников

    Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.

    Журнал «Начальная школа» Ольга Петрова «Мудрость родительской любви» (N17/2011). Павлов А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж. “Воспитание школьников”, 2001, № 5. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: “Первое сентября”, 2000. Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.

Интернет-ресурсы

  1. Фото «Счастливая семья», «Провинности и шалости детей», «Наши дети» из интернета. Автор и источник заимствования не известен.

Родительское собрание «Погода в доме или микроклимат в семье».

Продолжительность мероприятия : 60 мин.

Участники собрания : классный руководитель, школьный психолог, родители обучающихся или лица, их заменяющие.

Тип мероприятия : родительское собрание.

Цель: показать родителям важность сохранения здорового микроклимата семьи для формирования личности ребёнка.

Задачи:

1. Совместно с родителями обсудить значение семейного микроклимата в жизни и развитии ребенка.

2. Провести изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.

3. Продолжить формирование у родителей установок на сотрудничество со своими детьми.

4. Содействовать процессу активного участия родителей в личностном развитии ребенка.

Форма проведения собрания: информационно-аналитический лекторий с элементами практикума.

Ожидаемые результаты: родительское собрание поможет родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.

Время проведения: вторая четверть.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, ручки, бумага для заметок, бланки для проведения теста, два рисунка «Идеальный ребенок», «Строим дом», рисунки детей «Наш дом», песни «Погода в доме», «Родительский дом».

Подготовительная работа к собранию:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания.

2. В течение четверти провести тестирование детей и родителей. Обработать результаты тестов.

3. Подготовить презентацию и оформление к собранию.

Структура собрания.

Звучит песня «Погода в доме» Лариса Долина

Учитель: Добрый день, дорогие родители! Я очень рада видеть вас. Говорят, если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Так давайте, и наше собрание начнем с хорошего настроения и улыбки.

Мини - практикум. Уважаемые родители, на столе у вас бумага для заметок и ручки. Я предлагаю вам продолжить предложение «Идеальный ребёнок - тот, который…» Подумайте и запишите свой ответ. Высказывают свое мнение. Учитель прикрепляет листочки с ответами на доску, к изображению ребенка.

А теперь посмотрите, какой у нас получился замечательный портрет. Я уверена в том, что многие из вас в этот момент задумались, а что от портрета идеального ребёнка есть в моих собственных детях? Что необходимо сделать, чтобы воспитать доброго, честного, трудолюбивого, отзывчивого, здорового человека? Пути решения этой задачи, прежде всего, стоит искать внутри, в нас самих, в нашей семье.

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему!

Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб, пусть помнит,

Что с лихвой получит от них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети: мы за дела свои в ответе!

И за слова… Легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.

Это строчки из стихотворения Себастьяна Бранта. Немецкий сатирик написал его еще в 15 веке. И хотя произведению уже несколько столетий, смысл и значение этих строк волнуют нас и в настоящее время. Я предлагаю вам подумать, и посмотреть какая атмосфера царит в вашем доме, как общаются между собой близкие люди? Может быть, в вашей семье все не так благополучно, как вам кажется? И может быть, что - то ещё можно изменить, а значит помочь своему ребенку?

Лекция «Микроклимат семьи».

Семья играет особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей. Для успешного воспитания и полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, то есть общий микроклимат. От него зависят и прочность семьи, и душевные качества ребенка, и даже наше долголетие. Такой микроклимат не создается сам собой: о нем нужно думать специально, думать основательно и постоянно. Микроклимат в семье, своеобразная атмосфера отношений, сложившихся между её членами. Что же лежит в основе благополучного семейного микроклимата? Попробуем в этом разобраться.

1. В основе семейного микроклимата лежат, прежде всего, отношения между супругами , иногда супругами и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др.). Путь семьи - это путь компромиссов. Очень редко два человека подходят друг другу во всех отношениях, чаще всего приходиться сглаживать острые углы своего характера. Это нелегко, и многим просто не удается. Неспособность к взаимопониманию - бич современности. Большая часть разводов происходит именно потому, что люди не могут относиться друг к другу со вниманием и заботливостью. И не только не хотят, а именно не могут, не способны, так как их не научили ни в детстве, ни в юности, ни в зрелом возрасте. Не научили сопереживать, прислушиваться к чужому мнению, прощать. Все это заменяет эгоизм, расцветающий полным цветом, как только человека покидает любовь.

В одной школе девятиклассницы, перечисляя по степени важность мужские и женские качества, на первое место поставили уважение к женщине и на четырнадцатое - уважение к мужчине. Выбор мальчиков был соответственно таким же. Откуда же взяться крепкой семье, когда заранее свое «Я» ставится намного выше другого.

Семья похожа на музыкальное произведение, в котором каждый играет свою партию; надо лишь стараться, чтобы вышла гармония, а не требовать, чтобы играли только вашу мелодию. «Связать две жизни - вовсе не значит покончить с одной из них», - писал Ромен Роллан.

2. В семье должно быть спокойно и дружно - вот главное условие для воспитания ребенка. Такие качества супругов, как доброта, сострадание, терпимость, внимательность создают благоприятный фон для доброжелательных отношений в семье. И наоборот, высокомерие, злоба, нетерпимость и равнодушие становятся причиной различных семейных конфликтов. Ссоры, как правило, покоятся на столбе прежних обид и, в конце концов, они как любое повторяющееся действие, образует условный рефлекс, после чего достаточно толчка, чтобы она разгорелась. Так что, «не будите спящую собаку», как говорят англичане. К тому же гнев наш выражает чувства, а не истину; проходит время, и причина ссоры кажется пустой и никчемной. Поэтому не стоит выходить из себя только потому, что вам не сразу открыли дверь в дом, не так приготовили обед, не так погладили рубашку. Полезно знать от чего вы приходите в раздражительное состояние: от громкой музыки, от беспорядка в доме, от разговоров, от нехватки денег или вспышек на Солнце. Еще в древности считали, что кротостью можно успокоить печень и желудок. Возможно, они были правы, ведь болезни порой вызваны раздражительностью. Бороться со своим темпераментом трудно, но что делать, без этого не обойтись. Если для вас главное - счастье ребенка, можно и сдержать себя, можно и промолчать на замечания старших, помня, что всякая перепалка бессмысленна и вредна. Но для того чтобы сдерживать себя в угоду другому, нужна большая любовь или большая культура. Следует всегда помнить, что мы для ребенка камертон: как прозвучим мы, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей. В одной притче говорится: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Внук побежал за ним. «Зачем?»- спросил отец. «Чтоб узнать дорогу, по которой тебя придется тащить…» Старшему поколению требуется, прежде всего, уважение, чтобы к ним относились с любовью, не грубили, вовремя сказали спасибо, поздравили с днем рождения. А молодые часто об этом забывают. А между тем, кто бегает по магазинам и варит обед на всю семью? Бабушки. Кто встречает и провожает внуков в школу? Бабушки.

2. Задача домашнего очага - снять отрицательные эмоции. В семье, которая испытывает житейские сложности, родители раздражены, и это раздражение, как волна, накрывает душу ребёнка. Закручивается некая пружина, и в какой-то момент раскручивается, ударяет. Этот удар может прийтись по отношению к сверстникам и по самим родителям - так ребёнок протестует против негатива, его окружающего. В семье должен быть обязательный перевес положительных эмоций над отрицательными. А эмоции столь тонкая вещь и так быстро и неуловимо изменяются, что лишь постоянное внимание к ним может создать устойчивый микроклимат. Моряки говорят: «Корабль перевернулся оттого, что спички лежали не на том борту». Так что следите внимательно за качкой своего семейного корабля, ненароком можно и перевернуться…

3. Если жизнь бедна впечатлениями, то наступает скука, которая часто и является основной причиной ссор. Однообразие убивает душу, разнообразие оживляет и обогащает её. И это даже не психологическая особенность человека, а физиологическая, то есть такая, с которой бороться невозможно. Многие, выйдя замуж или женившись, бросают любимые увлечения целиком посвящают себя семье. Не стоит этого делать. Ведь вскоре вы поймете, что все ваши жертвы напрасны. Каждый должен жить богатой, разнообразной общественной жизнью (разумеется, всё в меру), и только соединив эту жизнь (а, не обрезав её) с любовью, можно надеяться на счастье.

4. Снижает вероятность ссор и правильная организация жизни в семье. Дома, как и на работе, должна быть научная организация труда. Домашние дела, например, должны быть распределены не только в соответствии с занятостью, но и с желаниями и склонностями каждого члена семьи. Иной мужчина лучше 10 раз картошку почистит, чем в магазин за продуктами сходит. Но все объективные причины не имеют силы в семье с хорошим микроклиматом, всё зависит от нас. Доброжелательные отношения в семье в сочетании с уютом создают ту особую атмосферу, которая рождает чувство домашнего очага. Чтобы оно проявилось, нужно совместное усилие всех членов семьи, их коллективный душевный и физический труд.

Мини - практикум.

Все ли благополучно в вашей семье? Возможно, что-то вас беспокоит и вызывает опасения? Я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Он поможет определить уровень вашей напряженности и неудовлетворенности, а так же семейной тревожности. Помните, что излишняя тревожность не содействует успешному воспитанию детей. Тест №1. Методика «Типовое семейное состояние». Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений. (Приложение)

Мини - дискуссия.

Обсуждение результатов тестирования родителей и детей. Тест №1, №2, №3, №4 (Приложение).

Советы родителям.

Способы улучшения эмоционального микроклимата в семье.

1. От родителей не должна исходить агрессия. Провожая ребенка в школу, смотрите на него с любовью. Вечером перед сном проявляйте к ребенку безусловную любовь. Ухаживайте за ребенком во время его болезни.

2. Применяйте следующие принципы в общении с ребенком: контакт «глаза в глаза»; пристальное внимание; физический контакт; активное слушание. Никогда не упрекайте ребенка.

3. Придумайте совместно занятие для всех членов семьи. Пусть это будет обычный просмотр фильма или поездка на катамаране, да пусть даже поход в магазин. Главное, чтобы вы были на позитивной волне, и вам нравилось, то, что вы делаете вместе.

Рефлексия. «Строим дом». Строительство дома из основных понятий.

Дом, родительский дом… Как только к слову «дом» добавят местоимения - мой, наш, свой - это слово воспринимается уже совсем по-другому. Ты вдруг начинаешь, понимать, что это не просто стены и крыша, а отдельный, принадлежащий конкретной семье, мир. И этот мир создает не отдельный человек, а вся семья, причем день за днем, долгие годы. Это удивительное творчество, и оно делает нашу жизнь яркой и счастливой. Уважаемые родители, я предлагаю Вам построить дом, в котором детям будет комфортно, безопасно и радостно. Напишите на листочках бумаги, какой должна быть семейная атмосфера в доме, где все будут счастливы.

Рисунок на доске.

Тихо звучит песня «Родительский дом». Родительский Дом http //muz-vk.ru

Родители пишут основные понятия, характеристики и прикрепляют листы к изображению дома на доске. Учитель показывает дом, который они построили.

А вот эти дома построили ваши дети. Так они представляют свою будущую семейную жизнь, такими они рисуют свои дома. Показ и обсуждение рисунков детей.

Рисунки детей.

Ну вот, построили мы дом,

Основу заложили в нём:

Любовь, радушье и добро.

В нём будет радостно, светло.

Наше собрание подошло к концу. В заключение я бы хотела сказать еще несколько слов. Уважаемые родители, вы не сможете повлиять на погоду за окном, а вот погода в вашем доме полностью зависит от стараний всех членов семьи. Мы учимся быть родителями точно так же, как когда-то учились читать и писать, как когда-то впервые, придя на свое рабочее место, познавали секреты профессионального мастерства. Поэтому в родительском труде, как во всяком другом возможны ошибки и сомнения. Но если вы умеете любить и прощать, ждать и терпеть, то временные неудачи в семье обязательно завершатся победой. Помните «Хорошее воспитание детей - это ваша счастливая старость. Плохое - это ваше горе, ваши слёзы». (А.С.Макаренко) Так что, уважаемые родители, хотите иметь хороших детей - будьте счастливы!

Приложение.

Тест№1

Методика «Типовое семейное состояние». Цель. Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений. Инструкция. Мысленно вернитесь в свою семью! Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете дом. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте на каждой шкале свое состояние. В каждом из вопросов будет предложен вариант оценки в баллах от 0 до 7. Баллы соответствуют степени выраженности качества на условной шкале. На одном полюсе этой шкалы — 0 баллов, соответствующий первому варианту ответа, на противоположном — 7 баллом, соответствующих второму варианту. Промежуточные баллы — для оценки, к какому варианту и в какой степени вы более склонны.

Бланк к методике «Типовое семейное состояние».

Состояние.

Шкала оценок.

Состояние.

Индекс.

Довольным

Недовольным

Спокойным

Встревоженным

Расслабленным

Напряженным

Радостным

Огорченным

Отдохнувшим

Здоровым

Беззаботным

Озабоченным

Неуклюжим

Свободным

Обработка результатов: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Чем выше индекс, тем хуже чувствует себя родитель в семье.

У - общая неудовлетворенность,

Т - семейная тревожность,

Н - нервно-психическое напряжение.

Повышенный уровень тревоги проявляется сомнениями, страхами, опасениями, которые касаются, прежде всего, семьи. Может отмечаться чувство беспомощности, ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Эмоциональная неустойчивость и беспокойство, озабоченность и напряженность, высокая чувствительность в отношении тех негативных событий или неудач, которые только предположительно могут случиться или произойти.

Тест№2

«День рождения в моей семье». Предложите родителям и учащимся построить ассоциативный ряд на выражение «день рождение». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях учащихся.

Тест№3. «Выходной день в моей семье». На листах бумаги нарисованы круги, в которые нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день. Члены семьи должны что-либо выполнять. Это может выглядеть так:

Мама Папа Я
Магазин Машина Уроки
Кухня Диван Друзья

Сравнительный анализ теста позволит классному руководителю выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание. Тест №4. Методика «Семейная социограмма». Цель: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникаций в семье.

Принадлежности: лист бумаги с нарисованным кругом диаметром 110 мм, карандаши.

Инструкция : «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами».

Критерии, по которым производится оценка результатов:

число членов семьи, попавших в площадь круга;

величина кружков;

расположение кружков относительно друг друга;

дистанция между ними.

1. Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

2. Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший - о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

3. Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи - на переживание эмоциональной отверженности.

Цель: Предотвратить жестокое обращение с детьми в семье.

Задачи:

  • Выявить особенности взаимоотношений между ребёнком и родителями.
  • Дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.
  • Обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Участники: Классный руководитель, воспитатель, родителиучащихся.

Оформление, оборудование, инвентарь: памятки для родителей “10 шагов, чтобы стать хорошим родителем”, тест “Достаточно ли вы контактны с детьми”, музыкальное сопровождение- спокойная лирическая музыка, плакат с высказыванием А. С. Макаренко

Подготовка:

  • Детям незадолго до собрания предлагается “нарисовать” свою автобиографию в цвете.
  • И слова, и фрагменты рисунков выполняются цветными карандашами или фломастерами.

Схема автобиографии

Ход собрания

I. Вступительное слово педагога

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра.

Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаетесь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Семейные взаимоотношения- самые первые и самые прочные социальные взаимоотношения, которые в значительной мере влияют на самооценку ребенка, его способности к адаптации и ощущение благополучия. Для большинства из нас семейные влияния позитивны и благотворны и являются основным источником воспитания, в процессе которого формируются принципы социального взаимодействия, сохраняющееся затем в течение всей жизни. На других, однако, семейные события и переживания оказывают негативное воздействие. Неблагоприятная атмосфера в семье создает почву для самых жестоких форм насилия в обществе.

Жестокое обращение с детьми - общий термин, относящийся к четырем видам воздействия:физическому, сексуальному, эмоциональному, а также к отсутствию родительской заботы. Жестокое обращение с детьми может принимать разнообразные формы, в том числе включать действия, которые испытывают на себе большинство детей, например, телесное наказание, агрессивное отношение со стороны братьев, сестер, сверстников и,реже, физическое насилие.

Жестокое обращение с детьми это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательство, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями(другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка- это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Статистические данные по жестокому обращению с детьми:

  • спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2000 детей и подростков, 50000 уходят из семьи, 6000 - из детских домов и интернатов;
  • в общей сложности 25000- 26000 несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2000 погибают, 8000- 9000 получают телесные повреждения;
  • в России регистрируется свыше 2500 сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей; с каждым годом совершается все больше изнасилований несовершеннолетних.

Нельзя рассуждать о жестоком обращении с ребенком и отсутствии родительской заботы без учета семейного микроклимата.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

II. Экспресс-диагностика “Достаточно лы вы контактны с детьми?”

Для того чтобы воспитывать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности ребенка, уметь пользоваться различными педагогическими приемами; но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания с ними.(Проводится тестирование родителей, после которого они сразу же могут определить уровень своей контактности в общении с детьми).

Тест “Достаточно лы вы контактны с детьми”

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание между взрослыми и детьми?
  2. Говорят ли свами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?
  3. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  4. Бывают ли они у вас дома?
  5. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
  6. Проверяете ли вы, результат выполненных дел?
  7. Есть ли у вас общие с детьми увлечения и занятия?
  8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
  9. Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи и фильмы?
  11. Интересуются ли дети вашими делами?

Обработка результатов теста: утвердительный ответ оценивается 2 баллами. Ответ, выраженный словами “отчасти”, “иногда”- 1 баллом, “никогда”- нулем.

А теперь подсчитайте.

Ели вы набрали 14 баллов , ваши отношения с детьми можно назвать благополучными.

От 8 до 14 баллов - удовлетворительными, но недостаточно многосторонними. Подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Если менее 8 баллов - ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить?

III. Знакомство родителей с автобиографиями их детей.

    Классный руководитель сообщает родителям, что их дети “нарисовали” свои автобиографии, и предлагает им предположить, каково сокровенное желание их ребенка. Затем он раздает родителям эти автобиографии, и они сверяют свои предположения с ответом ребенка. (Под тихую музыку родители продолжают знакомиться с автобиографиями своих детей)

IV. Ролевая игра “Наоборот”

    Цель игры заключается в том, чтобы дать родителям почувствовать, насколько часто в общении с ребенком мы забываем, что он тоже личность. Суть игры состоит в том, что роль ребенка выполняет родитель, а учитель берет на себя роль строгого родителя, предпочитающего в общении авторитарный стиль. После игры родители высказывают мнения, что такое общение, углубляет разногласие между ребенком и взрослым, способствует накоплению противоречий и проблем. Родители делают вывод о том, что надо менять формы и стиль общения, чтобы добиться положительного эффекта.

V. Заключительное слово учителя.

    Все родители стремятся к тому, чтобы их ребенок был счастлив. Считают, что жизнь удалась, если у детей все прекрасно. Хотелось бы закончить собрание словами: “Наши дети - это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”(А. С. Макаренко)

VI. В качестве решения родительского собрания родителям предлагается памятка “10 шаговчтобы стать хорошим родителем”.

  1. Любовь это самая важная потребность всех детей. Чем больше вы проявляете свою любовь к детям, обнимая, целуя их и говоря “Я тебя люблю”, тем больше они хотят доказать вам, что заслуживают ее. Любовь взрослого укрепляет уверенность ребенка в себе и уважения к своей личности.
  2. Слушайте внимательно, что вам говорят дети.
  3. Даже при самых любящих внимательных отношениях с ребенком необходимо четко установить ограничения (или запреты). Но помните, что для детей естественно и нормально испытывать эти границы на прочность. Это не каприз - это часть процесса обучения.
  4. Смех помогает разрядить напряженную ситуацию. Старайтесь видеть забавные стороны и разрешите себе посмеяться, когда это возможно.
  5. Видение событий с точки зрения ваших детей и представление о том, что они чувствуют- это ключ к пониманию их поведения. Попробуйте вспомнить, что вы чувствовали, когда были детьми и взрослые несправедливо обращались с вами, и вы станете лучше понимать своего ребенка.
  6. Хвалите и одобряйте своих детей. Ожидайте, что они будут хорошо себя вести, поощряйте их усилия, хвалите за хорошее поведение и старайтесь игнорировать плохие поступки. Чем больше вы придираетесь, тем меньше дети будут вас слушать.
  7. Уважайте своего ребенка так же, как вы уважали бы взрослого человека. Если вы поддались искушению сказать что - нибудь, что ранит вашего ребенка, то подумайте, как бы это выглядело, если вы сказали то же самое взрослому. Извинитесь перед своими детьми, если вы чем- то обидели их.
  8. Установите определенный распорядок дня. Дети(особенно маленькие) чувствуют себя гораздо счастливее и в большей безопасности, если они едят, спят, играют, гуляют в одно и то же постоянное время. Многих конфликтов вы можете избежать, если у ребенка будет четкое время для его дел.
  9. Некоторые правила необходимо соблюдать в каждой семье, но старайтесь быть гибкими. Однажды установив в своей семье правило, будьте последовательны в их исполнении. Если вы устанавливаете правило, а на следующий день заменяете его на другое, то вашим детям будет трудно понять, какое из этих правил действует сейчас.
  10. Не забывайте о своих собственных потребностях. Если вы чувствуете, что устали и вашему терпению вот-вот придет конец, выделите некоторое время для своего отдыха. Занимайтесь чем-нибудь, отчего вам будет лучше. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой или готовы закричать на своего ребенка, оскорбить его или ударить, лучше выйдите, успокойтесь и сосчитайте до 10.