Логопедические домашние задания моя семья. Конспект логопедического занятия на лексическую тему

Логопедические домашние задания моя семья. Конспект логопедического занятия на лексическую тему "семья"

Моя семья

1. Вспомните, что называется семьей. Кто может быть членом семьи. Сосчитайте членов своей семьи

2. Выясните, как ребенок понимает родственные отношения. Знает ли он своих родственников.

3. Назовите фамилию, имя, отчество каждого члена семьи.

4. Кто из родственников самый старший, самый младший.

5. Вспомните профессии родственников, чем они называются.

6. Расскажите, что делают члены семьи.

7. Подберите слова, которыми можно характеризовать семью.

8. Назовите правильно предметы:

9. Подберите слова, которыми можно описать маму, папу, бабушку, сестру… Скажи, какая мама.

10. Составьте рассказ об одном из членов семьи по плану.

11. Объясните ребенку смысл поговорки. «Мой дом – моя крепость».



Кто старше всех(младше)?

2. Д/игра «Назови ласково»


дети - … ,
семья - … ,
папа - … ,
сын - … ,
дедушка - … ,
бабушка - …
дочь - … ,
внук - … ,
внучка - … ,
сестра - … ,
брат - … .

3. «Опиши, какая (какой), что делает?»


бабушка - ... ;
дедушка - ... ;
папа - ... ;
брат - ... ;
сестра - ....

4. Игра «Сравни»

Младший,
старший,
ласковый,
сердечный,
дорогой,
трудолюбивый.

Мой? - брат, …
Моя? - …
Мои? -…

1) как зовут?
2) сколько в семье человек;
3) с кем живет ребенок;



6) какая у тебя семья.

7. «Семейная зарядка».

Дети произносят слова и делают соответствующие движения:

Бабушка и дедушка,
Мама, папа, брат и я -
Вместе дружная семья!
Осенью, весною,
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружно всей семьею.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

8. Игра с мячом «Подбери пару».

Дети стоят в кругу. Педагог бросает по порядку каждому ребенку мяч и произносит слова; ребенок ловит мяч и называет парное слово.

Дочь - сын Дедушка - бабушка

Брат - сестра Папа - мама

Внук - внучка Дядя - тетя

Отец - мать Племянник - племянница

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1. На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?

2. По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить)

o – литература, интересующая всех членов семьи или ее части;

o – обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью:

o – чтение вслух для всех членов семьи;

o – книги для каждого члена семьи отдельно;

o – когда все члены семьи заняты чтением;

4. Внимательно ли и с удовольствием слушает ваш ребенок, когда ему читают вслух?

5. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении?

6. В состоянии ли он рассказать историю, описать какой- либо случай, произошедший с ним?

7. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?

8. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление.

9. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему почитать?

10. Какие детские книги, вызывают у Вас протест и негодование, недоумение, которые читает ваш ребенок?

11. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)

12. Сколько поколений собирает эту библиотеку?

14. Последняя книга, купленная Вами

Благодарим Вас за помощь. Ваши ответы помогут в педагогической работе по приобщению детей к чтению.

Анкета для родителей

"Определение взаимоотношений в семье".

1. Считаете ли вы, что в вашей семье существует взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются по личным делам?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуют ли ваши дети в решении хозяйственных дел?

7. Проверяете ли вы, как дети выполняют домашнее задание?

8. Есть ли у вас общие с детьми увлечения, занятия, интересы?

9. Участвуют ли ваши дети в подготовке к праздникам?

10. Обсуждаете ли вы прочитанные книги?

11. Обсуждаете ли в семье телепередачи, кинофильмы?

12. Участвуете ли вы с детьми в походах, прогулках?

13. Предпочитаете проводить отпуск вместе с детьми?

  1. Какие традиции существуют в вашей семье? (перечислить)
  2. Какие традиционные праздники существуют в вашей семье?
  3. Как вы готовитесь к встрече праздников?
  4. Какое участие в подготовке к праздникам принимают ваши дети?
  5. Готовите ли вы друг другу подарки к праздникам?
  6. Принято ли в вашей семье собираться за большим столом?
  7. Ходите ли вы по выходным или праздникам в гости к родным или знакомым?
  8. Рассказываете ли вы своим детям сказки на ночь?
  9. Укладываете ли вы своих детей спать?
  10. Существуют ли в вашей семье разграничение обязанностей между членами семьи?
  11. Как и где Вы предпочитаете отдыхать?
  12. Берёте ли Вы с собой на отдых своих детей?
  13. Уделяете ли Вы внимание своим детям во время совместного отдыха?
  14. Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время?
  15. Занимаетесь ли Вы и Ваш ребёнок каким-либо видом спорта?
  16. Какие телепередачи предпочитаете смотреть Вы и Ваш ребёнок?
  17. Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком после просмотра любимые телепередачи?
  18. Намечаете ли Вы в ближайшее время посетить совместно с ребёнком какие-либо культурно - досуговые места?

19. Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком посещённые культурно-досуговые места?

Родители, помните!

· Чаще целуйте и обнимайте ребенка.

· Смотрите при разговоре в глаза нежно, ласково.

· Встречайте и провожайте детей. Давайте наказы.

· Искренне интересуйтесь делами ребенка.

· Зайдите к ребенку перед сном и побеседуйте и т.д.

Эти "мелочи" определяют отношение ребенка к себе, к вам, к окружающему миру, а следовательно, становятся "моделью" его будущей жизни.

Помните:

· Ребенка хвалят - он учится быть благородным.

· Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.

· Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.

· Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире.

· Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.

· Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины.

· Ребенка высмеивают - он становится замкнутым.

· Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ»

На своём многолетнем опыте убедилась, что для установления взаимоотношения между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы такие формы сотрудничества как составление семейных праздников, альбомов.

Как показало обследование, такая форма работы была очень современной. Мало кто из детей и родителей знал свою родословную. Чтобы помочь воспитателям и семье психолог дошкольного учреждения разработал вопросы по проведению бесед с детьми, с целью составления истории своей семьи.


Кто входит в твою семью?


Какие праздники проводятся в твоей семье?

В результате ребёнок мог не только пересказать всё, что он узнал от взрослых, но и «прочувствовать» особенность того времени, когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой. Познакомиться с играми, в которые они играли и самому поиграть в них. Нарисовать одежду, в которой они ходили и т. д. Ребёнок с удовольствием рассказал в группе о жизни семьи, и внимательно слушал аналогичные рассказы товарищей. История каждой семьи оформляется в виде самодельной книжки, которые по отзывам родителей стали семейными реликвиями. Мы разрабатываем также и тематические рекомендации для родителей «Путешествие в прошлое семьи». Их цель - помочь ребенку лучше узнать историю своей семьи, её традиции.

Наш семейный альбом

Расскажите детям о своём детстве. Возьмитесь рассматривать вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках.

Дом и комнаты родителей

Расскажите ребёнку в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.

Семейные реликвии

Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, иконе, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазе, старых открытках. Можно отдать ребёнку какую-нибудь не особо ценную безделушку - весточку из далёкого (для ребёнка) прошлого.

История нашего рода

Дети должны знать происхождение своего рода. Желательно познакомить их со значением их имён и историей происхождения фамилии.

История нашей семьи

Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились и как получилось так, что ваша семья оказалась в вашем городе.

Интересные истории из жизни

Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни в первые год-два, вместе посмотрите его первые фотографии. Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.

Под руководством взрослых дети собирали фотографии своих близких, внимательно слушали и запоминали воспоминания мам и пап, даже составляли генеалогическое древо. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми старались проводить семейные праздники. Во время таких праздников изготавливались совместные работы родителей и детей.

Мы продолжаем работать с семьёй и это помогает нам добиваться согласованности и единства действий в системе «воспитатель - ребёнок - семья».

Подготовила: Филатова О.Б.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя семья

1. Вспомните, что называется семьей. Кто может быть членом семьи. Сосчитайте членов своей семьи (мама, папа, брат – нас четверо).

2. Выясните, как ребенок понимает родственные отношения. Знает ли он своих родственников. (Назовите дедушку, бабушку, тетю, дядю, внука, сына, дочь)

3. Назовите фамилию, имя, отчество каждого члена семьи.

4. Кто из родственников самый старший, самый младший.

5. Вспомните профессии родственников, чем они называются.

6. Расскажите, что делают члены семьи.

Мама печет, варит, жарит, убирает… Папа чинит, пилит …

7. Подберите слова, которыми можно характеризовать семью. (Крепкая, большая, дружная, спортивная, гостеприимная)

8. Назовите правильно предметы: очки дедушки – дедушкины, кофта бабушки – бабушкина… (тети, дяди, братишки, сестрички, Кати, Пети, Васи)

9. Подберите слова, которыми можно описать маму, папу, бабушку, сестру… Скажи, какая мама. (добрая, ласковая, веселая, красивая, приветливая, трудолюбивая, заботливая…)

10. Составьте рассказ об одном из членов семьи по плану.

Как зовут. Кем работает. Какой он. Что умеет делать. Чем любит заниматься. За что ты его любишь.

11. Объясните ребенку смысл поговорки. «Мой дом – моя крепость».

Лексическая тема: «Моя семья»

Побеседовать с ребенком о семье.
Сколько человек в твоей семье?
Назови всех членов твоей семьи.
Кто самый младший, кто самый старший в семье?
Кто старше всех(младше)?
Предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена
семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

2. Д/игра «Назови ласково»

мама - маменька, мамулечка, матушка;
дети - … ,
семья - … ,
папа - … ,
сын - … ,
дедушка - … ,
бабушка - …
дочь - … ,
внук - … ,
внучка - … ,
сестра - … ,
брат - … .


3. «Опиши, какая (какой), что делает?»

Мама - веселая, любимая, заботливая;… готовит, стирает,…;
бабушка - ... ;
дедушка - ... ;
папа - ... ;
брат - ... ;
сестра - ....

4. Игра «Сравни»

Родной – роднее – самый родной.

Младший,
старший,
ласковый,
сердечный,
дорогой,
трудолюбивый.

5. Игра «О ком можно сказать?»

Мой? - брат, …
Моя? - …
Мои? -…

6. «Расскажи о семье по плану»:

1) как зовут?
2) сколько в семье человек;
3) с кем живет ребенок;
3) как зовут родителей (имя, отчество);
4) кем работают родители, что делают на работе;
5) сколько лет брату (сестре);
6) какая у тебя семья.

7. «Семейная зарядка».

Дети произносят слова и делают соответствующие движения:

Бабушка и дедушка,
Мама, папа, брат и я -
Вместе дружная семья!
Осенью, весною,
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружно всей семьею.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

8. Игра с мячом «Подбери пару».

Дети стоят в кругу. Педагог бросает по порядку каждому ребенку мяч и произносит слова; ребенок ловит мяч и называет парное слово.

Дочь - сын Дедушка - бабушка

Брат - сестра Папа - мама

Внук - внучка Дядя - тетя

Отец - мать Племянник - племянница

Анкета для родителей. «Традиции семейного чтения»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1. На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?

2. По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить)

o – литература, интересующая всех членов семьи или ее части;

o – обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью:

o – чтение вслух для всех членов семьи;

o – книги для каждого члена семьи отдельно;

o – когда все члены семьи заняты чтением;

4. Внимательно ли и с удовольствием слушает ваш ребенок, когда ему читают вслух?

5. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении?

6. В состоянии ли он рассказать историю, описать какой- либо случай, произошедший с ним?

7. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?

8. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление.

9. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему почитать?

10. Какие детские книги, вызывают у Вас протест и негодование, недоумение, которые читает ваш ребенок?

11. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)

12. Сколько поколений собирает эту библиотеку?

14. Последняя книга, купленная Вами

Благодарим Вас за помощь. Ваши ответы помогут в педагогической работе по приобщению детей к чтению.


Анкета для родителей

"Определение взаимоотношений в семье".

1 . Считаете ли вы, что в вашей семье существует взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются по личным делам?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуют ли ваши дети в решении хозяйственных дел?

7. Проверяете ли вы, как дети выполняют домашнее задание?

8. Есть ли у вас общие с детьми увлечения, занятия, интересы?

9. Участвуют ли ваши дети в подготовке к праздникам?

10. Обсуждаете ли вы прочитанные книги?

11. Обсуждаете ли в семье телепередачи, кинофильмы?

12. Участвуете ли вы с детьми в походах, прогулках?

13. Предпочитаете проводить отпуск вместе с детьми?

Анкета для родителей «Традиции в нашей семье»

  1. Какие традиции существуют в вашей семье? (перечислить)
  2. Какие традиционные праздники существуют в вашей семье?
  3. Как вы готовитесь к встрече праздников?
  4. Какое участие в подготовке к праздникам принимают ваши дети?
  5. Готовите ли вы друг другу подарки к праздникам?
  6. Принято ли в вашей семье собираться за большим столом?
  7. Ходите ли вы по выходным или праздникам в гости к родным или знакомым?
  8. Рассказываете ли вы своим детям сказки на ночь?
  9. Укладываете ли вы своих детей спать?
  10. Существуют ли в вашей семье разграничение обязанностей между членами семьи?
  11. Как и где Вы предпочитаете отдыхать?
  12. Берёте ли Вы с собой на отдых своих детей?
  13. Уделяете ли Вы внимание своим детям во время совместного отдыха?
  14. Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время?
  15. Занимаетесь ли Вы и Ваш ребёнок каким-либо видом спорта?
  16. Какие телепередачи предпочитаете смотреть Вы и Ваш ребёнок?
  17. Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком после просмотра любимые телепередачи?
  18. Намечаете ли Вы в ближайшее время посетить совместно с ребёнком какие-либо культурно - досуговые места?
  19. Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком посещённые культурно-досуговые места?

Родители, помните!

  • Чаще целуйте и обнимайте ребенка.
  • Смотрите при разговоре в глаза нежно, ласково.
  • Встречайте и провожайте детей. Давайте наказы.
  • Искренне интересуйтесь делами ребенка.
  • Зайдите к ребенку перед сном и побеседуйте и т.д.

Эти "мелочи" определяют отношение ребенка к себе, к вам, к окружающему миру, а следовательно, становятся "моделью" его будущей жизни.

Помните:

  • Ребенка хвалят - он учится быть благородным.
  • Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.
  • Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире.
  • Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.
  • Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины.
  • Ребенка высмеивают - он становится замкнутым.
  • Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ»

На своём многолетнем опыте убедилась, что для установления взаимоотношения между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы такие формы сотрудничества как составление семейных праздников, альбомов.

Как показало обследование, такая форма работы была очень современной. Мало кто из детей и родителей знал свою родословную. Чтобы помочь воспитателям и семье психолог дошкольного учреждения разработал вопросы по проведению бесед с детьми, с целью составления истории своей семьи.

Что ты можешь рассказать о себе?
Кто входит в твою семью?
Что ты знаешь о своём брате, сестре?
Назови имена своих родственников?
Какие праздники проводятся в твоей семье?

В результате ребёнок мог не только пересказать всё, что он узнал от взрослых, но и «прочувствовать» особенность того времени, когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой. Познакомиться с играми, в которые они играли и самому поиграть в них. Нарисовать одежду, в которой они ходили и т. д. Ребёнок с удовольствием рассказал в группе о жизни семьи, и внимательно слушал аналогичные рассказы товарищей. История каждой семьи оформляется в виде самодельной книжки, которые по отзывам родителей стали семейными реликвиями. Мы разрабатываем также и тематические рекомендации для родителей «Путешествие в прошлое семьи». Их цель - помочь ребенку лучше узнать историю своей семьи, её традиции.

Наш семейный альбом

Расскажите детям о своём детстве. Возьмитесь рассматривать вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках.

Дом и комнаты родителей

Расскажите ребёнку в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.

Семейные реликвии

Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, иконе, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазе, старых открытках. Можно отдать ребёнку какую-нибудь не особо ценную безделушку - весточку из далёкого (для ребёнка) прошлого.

История нашего рода

Дети должны знать происхождение своего рода. Желательно познакомить их со значением их имён и историей происхождения фамилии.

История нашей семьи

Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились и как получилось так, что ваша семья оказалась в вашем городе.

Интересные истории из жизни

Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни в первые год-два, вместе посмотрите его первые фотографии. Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.

Под руководством взрослых дети собирали фотографии своих близких, внимательно слушали и запоминали воспоминания мам и пап, даже составляли генеалогическое древо. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми старались проводить семейные праздники. Во время таких праздников изготавливались совместные работы родителей и детей.

Мы продолжаем работать с семьёй и это помогает нам добиваться согласованности и единства действий в системе «воспитатель - ребёнок - семья».


Логопедический уголок играет важную роль в работе с семьей. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Семья» может быть использован при оформления уголка логопеда в средней группе. Данный материал включает игры на развитие мелкой моторики, игры на формирование лексико-грамматических категорий, советы и рекомендации родителям по проведению бесед с ребенком по изучаемой теме.

Проверьте, знает ли Ваш ребёнок:

  • Что такое семья (родственники, родные люди)?
  • Состав своей семьи?
  • Названия ближайших родственников (сестра, брат, дядя, бабушка и т.д.)?
  • Имя и отчество мамы и папы, их профессии?
  • Кто он для бабушки с дедушкой (внук, внучка), для родителей (сын, дочка), для брата и сестры?

Выполняйте вместе с ребёнком упражнение для пальцев «Семья»:

Этот пальчик — дедушка, (загибаем пальцы по одному, начиная с большого на одной руке)
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — мама,
Это пальчик — я,
Вместе — дружная семья. (сцепляем и сжимаем пальцы рук)
Эти пальцы — дедушки, (загибаем пальцы на обеих руках)
Эти пальцы — бабушки…
Эти пальчики — девочки и мальчики.

Вместе с Вами учим детей.

Объясните ребёнку, что такое семья (родные люди). Назовите всех членов своей семьи (мама, папа, сын, дочка), рассмотрите фотографии ближайших родственников (дедушка, бабушка, тётя, дядя).

Объясните малышу, что его можно назвать просто по имени (например, Маша), а можно назвать ласково (Машенька). И всех членов семьи тоже можно назвать ласково: мама – мамочка, мамуля, бабушка – бабуля, бабулечка.

Придумайте как можно больше ласковых слов.

Называем членов семьи в единственном и множественном числе.

1. Игра «Один-несколько»

Инструкция: у тебя есть бабушка, а у ребят есть… кто? (бабушки) У тебя есть сестра, а у других ребят есть… (сестры)

2. Игра «Один-много»

Инструкция: одна дочка, а много… кого? (дочек)

Используем в речи прилагательные.

Предложите малыш придумать о каждом члене своей семьи по два-три красивых слова:

  • Мама (какая?) – хорошая, добрая, красивая.
  • Папа (какой?) – высокий, сильный и т.д.

Используем в речи глаголы.

Предложите ребенку ответить, что делает мама/папа/сестра/бабушка и т.д.

  • Мама (что делает?) – заботится, любит, обнимает, готовит
  • Папа (что делает?) – чинит, играет, работает, помогает и т.д.

Подберите картинки лото или найдите картину с изображением семьи. Пусть малыш отвечает, глядя на картинки – это поможет ему быстрее найти правильный ответ и усвоить полученные знания по лексической теме «Семья».

Жураковская Янина Викторовна,
учитель-логопед высшей категории,
ГБОУ детский сад № 864, г.Москва

Надежда Аникина

Логопедическое занятие на лексическую тему «Семья»

Цель: активизация и актуализация словаря по теме, уточнение понимания детей родственных отношений.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире;

Актуализация и активизация словаря по теме "Моя семья" (семья, родители, родственники, забота, мама. папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра);

Совершенствование навыка составления рассказа по картинке;

Формирование целостного впечатления об изображении на серии картинок;

Совершенствовать грамматический строй речи (формирование образование прилагательного от существительного, употребление простых и сложных предлогов, местоимений).

Коррекционно - развивающие:

Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, тонкой и моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные:

Прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам;

Воспитывать культуру речевых высказываний.

Оборудование: ребус /цифра 7 и буква Я/, мяч, сюжетная картинка «Семья»

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. (На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я).

Какая это цифра?

Какая буква?

А теперь скажите, какое слово получилось? («семья»)

Показ сюжетной картинки «Семья» (отгадка)

2. Д/и: «Назови свое имя»

Л. называю своё Имя - громко. Каждый из детей называет своё Имя громко. Позови кого- нибудь громко!

Л. называю своё Имя - тихо. Каждый из детей называет своё Имя тихо. Позови кого- нибудь тихо!

3. Пальчиковая гимнастика

"Дружная семейка"

Раз уселась на скамейке/

Наша дружная семейка:

(пальцы сжаты в кулак)

Самой первой села мама,

(разогнуть большой палец)

Рядом - строгий наш отец.

(разогнуть указательный)

Следом братец и сестрица.

(разогнуть средний и безымянный)

Ну а мне где поместиться

(разогнуть мизинец)

4. Д/и: «Я и моя семья»

Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

Как ты называешь маму папы?

Ребенок: Бабушка, бабуля!

Как ты называешь папу мамы?

Ребенок: Дедушка, дедуля!

Как называешь сестру папы?

Ребенок: Тетя, тетушка!

Как ты называешь брата мамы?

Ребенок: Дядя, дядюшка!

А кем ты являешься маме, папе своей мамы?

Ребенок: Внуком, внучком.

Ребенок: Внучка, внученька


Логопед: А какие традиции есть в вашей семье?

Дети рассказывают про традиции в своей семье.




5. Мимические упражнения "Настроение"

Логопед: Ребята! Настроение - какое оно бывает?

Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное!

Изобразить добродушную маму;

Строгого дедушку;

Рассердившегося папу;


Провинившегося ребенка


Родители ушли в гости, а ребенка оставили одного (изобразить состояние тоски и одиночества)

Изобразить непослушного и капризного ребенка;

Жадную сестренку;

Добрую бабушку.

6. Рассматривание сюжетной картины "Семья"

Логопед: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине!

Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат.

Логопед: Что делает бабушка?

Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки.

Логопед: Что делает дедушка?

Ребенок: Дедушка читает газету.

Логопед: Чем занимается мама и папа?

Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки.

Логопед: Чем занимаются брат и сестра?

Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки.

Логопед: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово?

Дети: Семья!

7. Игра с мячом "Мой, моя, мои"

Логопед называет члена семьи, бросает мяч, ребенок должен использовать в правильном назначении предлог.

Логопед: Семья.

Ребенок: Моя семья.

Логопед: Братья.

Ребенок: Мои братья.

Логопед: Брат.

Ребенок: Мой брат.

Логопед: Сестра.

Ребенок: Моя сестра.

Логопед: Сестры.

Ребенок: Мои сестры.

Логопед: Бабушка.

Ребенок: Моя бабушка.

Логопед: Дедушка.

Ребенок: Мой дедушка

Логопед: Родственники.

Ребенок: Мои родственники.

Логопед: Мама, папа.

Ребенок: Мои мама и папа, мои родители.

10. Итог занятия

Логопед: Ребята о чем мы сегодня с вами разговаривали!

Дети: Мы говорили сегодня о семье!

Логопед: Давайте вспомним стихи о семье!


Дети читают стихи о семье и рассматривают свои семейные альбомы.

1. Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресение,

И за окошком – не солнце,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

2. Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

3. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

4. Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!©

5. Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

6. Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

7. Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

В рамках недели по сказкам К. И. Чуковского, которому исполнилось 135 лет, 31 марта 2017, была проделана большая работа с детьми и как итог.

Групповое логопедическое занятие с обучающимися 3 класса с системным недоразвитием речи Тема занятия: Выделение гласных из слов. Лексическая.

Итоговое подгрупповое логопедическое занятие «Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые» Цели занятия: 1) Обобщить знания и обогатить словарь по данной теме. 2) Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строения. 3).

Итоговое подгрупповое логопедическое занятие по закреплению знаний по лексической теме «Перелетные птицы» . I - подгр Цели занятия: 1) Обобщить знания и обогатить словарь по данной теме. 2) Уточнить названия перелетных птиц, внешние признаки,.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы ТЕМА: “ФРУКТЫ”. Цель: -развивать внимание, мышление. Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей; - учить образовывать.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы «Овощи» Цель: закрепить знания учащихся об овощах. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово. - Какое сейчас время года? - В.

Конспект занятия для логогруппы по лексической теме «Осень». Коррекционно-образовательная задача: систематизировать знания детей об осени.

Логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме: «Победный май»! с использованием ИКТ. Конспект логопедического занятия в старшей группе

Краткое описание

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей старшего дошкольного возраста в рамках лексической темы "Семья"

Описание

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №26

Конспект занятия для детей старшей группы
Тема «Семья»

Подготовила и провела:
учитель-логопед
Урюпина Е.А.


Программное содержание:
1. Активизировать словарь по теме «Семья».
2. Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом от имён собственных; образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; согласовывать числительные с существительными в роде и падеже.
3. Формировать умение использовать в речи предложно-падежные конструкции, составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.
4. Развивать связную речь (пересказ текста).
5. Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, конструктивного праксиса.
6. Развивать познавательные процессы.
7. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед: К нам на занятие пришёл мальчик.
СЛАЙД 2 Ваня : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ваня. Я хочу познакомить вас со своей семьёй.
СЛАЙД 3
Логопед: Слава, кого ты видишь на картинке? (Я вижу Ванину маму) и тп. (папу, дедушку, бабушку, сестру, брата).
Логопед : Кирилл, сколько человек в этой семье?
Ребята, посмотрите на картинку и скажите, сколько здесь мам? (На картинке две мамы).
Сколько пап?
Сколько сыновей?
Сколько дочерей?
Кем Ваня приходится маме и папе? (сыном), бабушке и дедушке? (внуком), сестре и брату (братом)?
Логопед: Дети как вы думаете, кто самый старший в семье? (Я думаю дедушка самый старший в семье).
Кто может сказать, какая это семья? (Дружная, большая, крепкая).
2. Д\и «Предлоги»
Логопед: Ильмира: Где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване).
Логопед: Кирилл, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном).
Логопед: Юра, папа стоит перед диваном? (Нет, папа стоит за диваном).
Логопед: Слава, собака лежит перед диваном? (Да, собака лежит перед диваном).
Логопед : Ваня, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном).
Логопед: Саша, тапки стоят на диване? (Нет, тапки стоят под диваном).
Логопед: Лёша, где стоит Ваня? (Ваня стоит около дивана).
Логопед: Ваня, очень любит свою семью. Он помогает родителям в уборке квартиры. Давайте ему поможем.
3. СЛАЙД 4 Д\и «Чьи это вещи?»
Логопед: Ильмира, платок чей? (Бабушкин платок).
И т.п.
СЛАЙД 5 Логопед : Слава, куда уберём одежду? (Одежду уберём в шкаф).
Логопед: Юра, куда поставим игрушки? (Игрушки поставим на полку).
Логопед: Кирилл, куда поставим обувь? (Обувь поставим на полку в прихожей).
4. СЛАЙД 6 Развитие общей моторики.
Логопед : Ребята, мы свами хорошо потрудились, давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста.
Друг весёлый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки на поясе.
Всюду, всюду он со мной.
Один, два, три, четыре, пять. Прыжки на носочках, руки на поясе.
Хорошо мячом играть. Взмахи правой и левой рукой, как бы удары по мячу.
5. Логопед: Послушайте загадку:
Свяжет носочки и сварит обед,
Знает варенья старинный рецепт,
Часто печет пироги и оладушки,
Наша хорошая, добрая… (бабушка).
Логопед: Бабушка какая? (Дети: Бабушка добрая, весёлая…).
6. СЛАЙД 7 и 8
Логопед: Посмотрите на картинку и составьте предложение.
(Бабушка связала голубой тёплый шарф.
Дедушка смастерил деревянную скамейку).
СЛАЙД 9
Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, что делает бабушка, а что делает дедушка.
Логопед: Лёша, бабушка что делает? (Бабушка готовит обед. Бабушка вяжет. Бабушка варит варенье. Бабушка печёт пироги).
Логопед: Саша, дедушка что делает? (Дедушка собирает грибы. Дедушка ремонтирует, чинит, мастерит. Дедушка читает газеты).
СЛАЙД10
Д/и «Да -нетка»
Логопед : Ребята, у Вани сегодня день рождения. Вся семья пришла его поздравить. Посмотрите на картинку.
Логопед : Бабушка стоит между дедушкой и мамой? (Да, бабушка стоит между дедушкой и мамой).
Логопед: Дедушка стоит за бабушкой? (Нет, дедушка стоит перед бабушкой).
Логопед: Папа стоит перед мамой? (Нет, папа стоит за мамой)
Логопед: Девочка стоит перед мальчиком /Сестра стоит перед братом?
Логопед: Мама стоит между бабушкой и папой?
Логопед: Брат стоит перед сестрой?
Логопед: Дедушка стоит за бабушкой?
Логопед : Вся семья приготовила для Вани подарки. Послушайте об этом рассказ.
СЛАЙД 11
7. Пересказ текста «День рождение»
У Вани сегодня день рождения. Мама испекла для Вани вкусный торт. Папа подарил сыну резиновый мяч. Сестра Маша и брат Миша нарисовали красивую картину. Бабушка и дедушка подарили внуку большую машину. Ваня был очень рад подаркам!
Вопросы к тексту:
1. О ком рассказ?
2. У Вани сегодня какой праздник?
3. Что испекла мама?
4. Что папа подарил сыну?
5. Кто подарил Ване картину?
6. Что подарили Ване бабушка и дедушка?
Логопед: Я прочитаю рассказ ещё раз. Вы внимательно слушайте и смотрите на картинки. Потом вы будете его рассказывать.
Повторный рассказ логопеда. СЛАЙД 12
Пересказ текста детьми.
8. Д\и «Подарки для Вани» (Развитие мышления, конструктивного праксиса). Собрать картинку из 6 частей.
Логопед : Мы тоже сделаем подарки для Вани. Соберите картинку из частей.
Логопед: Что ты подаришь Ване?
Ваня : Спасибо, ребята! Мне очень понравились подарки!
Давайте попрощаемся с Ваней.
Итог занятия:
Логопед : Ребята, вы все молодцы, хорошо занимались.














Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Занятие.doc

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида №26

Конспект занятия для детей старшей группы

Тема «Семья»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Урюпина Е.А.

Программное содержание:

    Активизировать словарь по теме «Семья».

    Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом от имён собственных; образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; согласовывать числительные с существительными в роде и падеже.

    Формировать умение использовать в речи предложно-падежные конструкции, составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.

    Развивать связную речь (пересказ текста).

    Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, конструктивного праксиса.

    Развивать познавательные процессы.

    Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Ход занятия:

    Организационный момент:

Логопед: К нам на занятие пришёл мальчик.

СЛАЙД 2 Ваня : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ваня. Я хочу познакомить вас со своей семьёй.

СЛАЙД 3

Логопед: Слава, кого ты видишь на картинке? (Я вижу Ванину маму) и тп. (папу, дедушку, бабушку, сестру, брата).

Логопед : Кирилл, сколько человек в этой семье?

Ребята, посмотрите на картинку и скажите, сколько здесь мам? (На картинке две мамы).

Сколько пап?

Сколько сыновей?

Сколько дочерей?

Кем Ваня приходится маме и папе? (сыном), бабушке и дедушке? (внуком), сестре и брату (братом)?

Логопед: Дети как вы думаете, кто самый старший в семье? (Я думаю дедушка самый старший в семье).

Кто может сказать, какая это семья? (Дружная, большая, крепкая).

    Д\и «Предлоги»

Логопед: Ильмира: Где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване).

Логопед: Кирилл, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном).

Логопед: Юра, папа стоит перед диваном? (Нет, папа стоит за диваном).

Логопед: Слава, собака лежит перед диваном? (Да, собака лежит перед диваном).

Логопед : Ваня, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном).

Логопед: Саша, тапки стоят на диване? (Нет, тапки стоят под диваном).

Логопед: Лёша, где стоит Ваня? (Ваня стоит около дивана).

Логопед: Ваня, очень любит свою семью. Он помогает родителям в уборке квартиры. Давайте ему поможем.

    СЛАЙД 4 Д\и «Чьи это вещи?»

Логопед: Ильмира, платок чей? (Бабушкин платок).

И т.п.

СЛАЙД 5 Логопед : Слава, куда уберём одежду? (Одежду уберём в шкаф).

Логопед: Юра, куда поставим игрушки? (Игрушки поставим на полку).

Логопед: Кирилл, куда поставим обувь? (Обувь поставим на полку в прихожей).

    СЛАЙД 6 Развитие общей моторики.

Логопед : Ребята, мы свами хорошо потрудились, давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста.

Друг весёлый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки на поясе.

Всюду, всюду он со мной.

Один, два, три, четыре, пять. Прыжки на носочках, руки на поясе.

Хорошо мячом играть. Взмахи правой и левой рукой, как бы удары по мячу.

    Логопед: Послушайте загадку:

Свяжет носочки и сварит обед,

Знает варенья старинный рецепт,

Часто печет пироги и оладушки,

Наша хорошая, добрая… (бабушка).

Логопед: Бабушка какая? (Дети: Бабушка добрая, весёлая…).

    СЛАЙД 7 и 8

Логопед: Посмотрите на картинку и составьте предложение.

(Бабушка связала голубой тёплый шарф.

Дедушка смастерил деревянную скамейку).

СЛАЙД 9

Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, что делает бабушка, а что делает дедушка.

Логопед: Лёша, бабушка что делает? (Бабушка готовит обед. Бабушка вяжет. Бабушка варит варенье. Бабушка печёт пироги).

Логопед: Саша, дедушка что делает? (Дедушка собирает грибы. Дедушка ремонтирует, чинит, мастерит. Дедушка читает газеты).

СЛАЙД10

Д/и «Да -нетка»

Логопед : Ребята, у Вани сегодня день рождения. Вся семья пришла его поздравить. Посмотрите на картинку.

Логопед : Бабушка стоит между дедушкой и мамой? (Да, бабушка стоит между дедушкой и мамой).

Логопед: Дедушка стоит за бабушкой? (Нет, дедушка стоит перед бабушкой).

Логопед: Папа стоит перед мамой? (Нет, папа стоит за мамой)

Логопед: Девочка стоит перед мальчиком /Сестра стоит перед братом?

Логопед: Мама стоит между бабушкой и папой?

Логопед: Брат стоит перед сестрой?

Логопед: Дедушка стоит за бабушкой?

Логопед : Вся семья приготовила для Вани подарки. Послушайте об этом рассказ.

СЛАЙД 11

    Пересказ текста «День рождение»

У Вани сегодня день рождения. Мама испекла для Вани вкусный торт. Папа подарил сыну резиновый мяч. Сестра Маша и брат Миша нарисовали красивую картину. Бабушка и дедушка подарили внуку большую машину. Ваня был очень рад подаркам!

Вопросы к тексту:

1. О ком рассказ?

2. У Вани сегодня какой праздник?

3. Что испекла мама?

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
У моей прабабушки была традиция - каждый день в шесть часов вечера садиться пить чай.
И не важно, что творилось за окном: зима или лето, дождь или снег, путч или похороны очередного партийного лидера. Шестичасовой чай на одной отдельно взятой кухне - это святое.
Из-за этого каждый вечер превращался в небольшой праздник, которого можно было радостно ждать, как лис в "Маленьком принце" Экзюпери:
" Лучше приходи всегда в один, и тот же час, - попросил лис Маленького принца. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью. А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды."

Психологи утверждают, что традиции сплачивают семью. Если это, конечно, полезные традиции, а не вредные:)

А какие традиции есть в вашей семье?






Демонстрационный материал "Моя семья" с множеством заданий
Замечательная сказка "Солёные ножки"
Как пересочинить сказку, например "Красную шапочку"
Как устроить выставку семейных портретов дома

содержание лексической темы
серия конспектов занятий
Игры с матрёшками для малышей
дид. игра "Семья"
пазлы "Папа, мама и малыш"
пазлы "Семья"
книжка "Зайкин день" про День рождения

Семейная игра "К СОЖАЛЕНИЮ - К СЧАСТЬЮ.."
Кто-то начинает историю, а потом она может длиться до бесконечности:
"Однажды семья отправилась в поход. К сожалению... начался дождь.
К счастью... младшая дочка захватила с собой зонтик.
К сожалению... зонтик сломался, а дождь всё сильнее.
К счастью... её брат умел чинить зонтики.
К сожалению... он оставил дома все необходимые инструменты.
К счастью... и т.д."
По очереди предлагайте различные выдуманные проблемы и ищите возможности их решения. В эту игру можно играть всей семьёй. Она особенно к месту во время долгих поездок.

грамматический практикум"Моя семья":

Цель: - Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин -;

Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Мамина помощница


Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки. В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными.«А что же ты свои вещи не убрала?» - спросила мама.«Я уже очень устала» - ответила мамина помощница.

Вопросы к тексту:

Кто решил навести порядок?

Чью кружку вымыла Маша?

А чью чашку?

Чьи очки она протёрла?

Чей был зонтик?

Чей фартук Маша повесила на кухне?

Чьи были газеты?

Чью обувь она поставила в ряд?

Чьи игрушки остались не убранными?


«Дедушка сапожник» подвижная игра.

Цель: развивать внимание.

Дети стоят в кругу, в центре «дедушка сапожник». После каждого слова дети на шаг подходят к водящему.

Дети: Дедушка сапожник, сшей нам сапоги. Дед: Подождите, дети, потерял очки! Дети: Дедушка сапожник, сколько с нас возьмешь? Дед: Два рубля с полтиной, пятачок и грош. Дети: Дедушка сапожник, ты с ума сошел? Дед: Подождите, дети, я очки нашел! Дед догоняет детей, кого поймает, то и водит.

«Дедушка Мазай» подвижная игра.

Цель: развивать воображение, смекалку.

Дети идут в хороводе, водящий в центре.

Дети: Здравствуйте, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Мазай: Здравствуйте, дети, где вы были, что делали? Дети: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!

Дети показывают действия, Мазай должен отгадать их.
Игра «Бабушка, распутай нас!»
Эта игра рассчитана не только на подвижность, но и на смекалку. Интересней она становится тогда, когда в ней принимает участие как можно больше детей. Условие: Все становятся в круг, взявшись за руки, и пока судья (в игре – бабушка) отворачивается, все участники должны переплестись между собой так, чтобы их сложно было распутать, но по правилам руки расцеплять нельзя. Если бабушке удается распутать всех детей так, чтобы вновь образовался круг в первозданном своем виде, то игра считается завершенной.

"Бабушка Маланья"
Задачи: учить становиться в круг, выполнять движения в соответствии с текстом, показом. Описание игры: дети берутся за руки, образуют круг, взрослый произносит слова:

У Маланьи, у старушки


Жили в маленькой избушке


Семь сыновей, все без бровей,


Вот с такими глазами,


Вот с такими ушами,


Вот с такими носами,


С такой головой,


С такой бородой…


Ничего не ели,


Целый день сидели,


На неё глядели,


Делали вот так…


Под эти слова дети сначала идут в одну сторону по кругу, держась за руки. Потом останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «Круглые глаза». «Большой нос», большую голову, бороду и т.п. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. В конце они повторяют за ведущим любое движение: сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, покружиться, поклониться, покачаться из стороны в сторону и т.д.

Игра: «Чья это вещь?»

Для этой игры Вам потребуется по одной вещи каждого членов семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, спрашивайте: «Чья это вещь?»

Аналогично можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.

Игра с мячом: «Назови ласково»

Взрослый бросает ребёнку мяч и предлагает назвать ласково все членов семьи.

Мама – мамочка

Папа – папочка

Бабушка – бабулечка

Дедушка – дедулечка

Брат – братишка

Сестра – сестричка

(Можно рассмотреть семейный альбом, называя ласково членов семьи.)

Подвижная игра «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья»
Цель: Научить детей бегу, держась за руки, точно повторяя движения водящего. Развивать ловкость, быстроту, координацию движений.
подвижная игра "Дедушка- рожок"
подвижная игра "Раю-раю"
супер идея для семейной игры

Пальчиковые гимнастики:
"Моя семья " (Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

Этот пальчик ДЕДУШКА.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА.
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Вот и вся моя семья .
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

"Мальчик-пальчик"
(Пальцы сжаты в кулачок)
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)

«Как у нас семья большая»

«Неделька»

В понедельник мы стирали,
А во вторник — подметали.
В среду мы пекли калач,
А в четверг играли в мяч.
В пятницу полы мы мыли,
А в субботу торт купили.
В воскресенье, в воскресенье
Мы пойдём на день рожденья.





2 коллекция идей
варианты семейного дерева: