Воспитание положительного отношения к труду взрослых. Анализ детского отношения к труду

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Белорусский Государственный университет информатики

и радиоэлектроники"

Контрольная работа

по учебной дисциплине “Социология”

Вариант № 25

Витебск 2011

1. Факторы формирования отношения к труду.

В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют друг с другом, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и человека к труду, служащие определяющими признаками характера труда. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду и друг к другу - определенные социальные качества. Профессиональные способности и навыки в сочетании с физическими возможностями работников образуют главную движущую силу производства. Однако результат трудовой деятельности зависит не столько от уровня развития профессионального мастерства и физических возможностей, а от отношения человека к труду, которое может быть положительным, отрицательным и индифферентным. Оно оказывает огромное воздействие на развитие производства и всю систему производственных отношений. Его суть заключается в реализации трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности.

Отношение к труду характеризует стремление (или отсутствие его) у человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов. Оно проявляется в поведении, мотивации и оценке труда (рис. 1).

Отношение к труду - сложное социальное явление, оно представляет собой единство трех элементов: мотивов и ориентации трудового поведения; реального или фактического трудового поведения; оценку работниками трудовой ситуации - вербального (словесного) поведения.

Первый (мотивационный) элемент связан с трудовыми мотивами и установками, которыми руководствуется работник в трудовой деятельности. Они являются побудителями трудового поведения, трудовых поступков и действий, в совокупности образуют мотивационное ядро.

Второй элемент представляет собой трудовую активность работников и проявляется в таких формах поведения, как степень выполнения норм выработки; качество выполняемой работы; дисциплинированность; инициативность; участие в техническом творчестве; многостаночное обслуживание; овладение передовыми методами и приемами труда; экономное расходование сырья и материалов, топлива, электроэнергии и т.д.

Рис. 1. Отношение работников к труду в зависимости от факторов, оказывающих на него влияние

Третий (оценочный) элемент представляет собой субъективное переживание работников. Он связан с их внутренним состоянием, вызванным выполняемой работой. Без оценки самого субъекта труда любая деятельность предстает неполной, незавершенной.

Социальная активность представляет собой меру социальной преобразующей деятельности работников, основанной на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Она реализуется в социальной деятельности и соответствует трем ее формам проявления: трудовой, общественно-политической и познавательно-творческой.

Трудовая активность - основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности. Уровень трудовой активности определяется по показателям, представленным на рис. 14.1.

Общественно-политическая активность выражается в расширении участия в общественно-политической деятельности, в управлении делами производства. Это участие в работе общественных организаций, в обсуждении различных вопросов, в голосовании и тд.

Познавательно-творческая активность проявляется в повышении образовательного и квалификационного уровня, формировании личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое начало во всех сферах жизни общества.

Как видим, основой в формировании отношения к труду выступает мотивация, которая обусловливает определенное трудовое поведение. Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении. В процессе трудового поведения работник оценивает труд. Оценка труда - это внутреннее состояние работника, вызванное его трудовой деятельностью, его удовлетворенность окружающей обстановкой (условиями, оплатой, нормированием труда и т.д.). Она зависит от соответствия между мотивами, установками, требованиями, предъявляемыми работником к труду, и собственно трудовой деятельностью, конкретной производственной обстановкой.

Цель изучения отношения к труду - это выявление механизма его формирования и управления им. Наиболее значимыми моментами при этом являются изучение факторов, формирующих отношение к труду, и выявление степени его воздействия на производственные показатели работника. На поведение человека в процессе труда, формирование его отношения к труду влияет множество факторов. Они стимулируют или сдерживают увеличение трудовых усилий, использование трудящимися своих знаний и опыта, умственных и физических способностей.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу - формирование нового человека. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе .

Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу практических методов можно отнести организацию труда детей в природе .

В детском саду, как начальной ступени обучения, труду в природе уделяется много внимания, так как это единственный вид производительного труда доступного детям. В этом труде даже маленькие дети получают определенные результаты, нужные и полезные для всех детей. Своеобразием труда в природе является то, что, этот труд направлен на создание материальных ценностей. Это дает возможность воспитывать уважение к труду в природе.

Очень большое значение имеет труд в природе, для умственного воспитания детей. И.П. Павлов указал, что одним из видов деятельности, максимально способствующей развитию детского познания, является труд. В нем участвуют наибольшее число анализаторов, он способен изменять окружающую действительность.

Процесс труда в природе связан чисто мыслительными операциями: это – получение необходимых знаний, осознание цели труда, обдумывание трудовых действий, оценки результатов труда. Труд в природе требует от детей сообразительности, внимания, наблюдательности, формирует умения и навыки, на основе которых возникает сознательное отношение к труду.

Труд в природе – это способ формирования различных умений и навыков. В процессе роста растений изменяются обязанности детей по уходу, что обеспечивает разнообразие трудовых операций и воспитывает у детей трудолюбие .

Для формирования трудолюбия необходимо:

1. Привлекать внимание детей к наблюдению труда взрослых, показывать значение этого труда, подражать труду взрослых.

2. Создавать определенную трудовую атмосферу для обучения детей необходимым навыкам и умениям, без которых не может быть реализовано, стремление трудиться.

3. Воспитывать осознанный интерес к цели и содержанию своего труда в природе.

В труде у детей воспитывается такие положительные черты характера, как целеустремленность, настойчивость воля, добросовестность, ответственность .

В труде по уходу и выращиванию растений и животных дети становятся более организованными, более аккуратными, а иногда преодолевают свой страх перед животными во время ухода за ними. В коллективном труде на огороде, в цветнике рождаются общие радостные переживания, дети проявляют взаимопомощь, возникает дружба детей. Дружеские взаимоотношения детей в труде помогают им активно получать знания и умения, направляют развитие познавательных интересов к жизни растений.

Организованный труд в природе воспитывает эстетические чувства ребёнка. Выращивая с детьми красивые цветы на клумбах, комнатные растения в групповой комнате, делая красивые и ровные грядки, ухаживая за яркими аквариумными рыбками и птицами, мы воспитываем у детей действенное чувство красоты, художественный вкус, умение замечать в окружающей среде красивое, наслаждаться этой красотой и создавать прекрасное собственным трудом.

Очень полезен труд в природе для физического развития ребёнка. Труд проходит в большинстве случаев на свежем воздухе и очень разнообразен по характеру движений. Это копка земли, посев семян, высадка рассады, поливка, прополка и т.д. В процессе работы у ребенка развиваются различные мышцы тела, спины, живота, груди, рук и ног. Физическая работа способствует усилению деятельности сердца, легких и других органов, укрепляет нервную систему, поднимает аппетит. Труд в природе доставляет детям радость, удовольствие, воспитывает положительное отношение к труду, но труд в природе будет полезен только в том, случае, если он правильно организован.

Таким образом, правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах.

При формировании самостоятельности, инициативы, осознанного отношения к труду в природе эффективными являются приемы, которые позволяют детям занимать активную позицию от начала до конца трудового процесса. Это совместное обсуждение предстоящей работы, поддержание детской инициативы, высказывание сомнения взрослого в успехе деятельности, положительная оценка действий ребенка, своевременная помощь и совет взрослого партнера, обсуждение итогов работы и ее оценка, сравнение результатов и т.д.

Список литературы

1. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст]/Н.Ф. Виноградова – М.: Просвещение, 2008. – 103с.

2. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] /Т.А. Маркова - М.: Просвещение, 1991.

3. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Сост. Л.В. Русскова; Под. Ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1984. с.51-55

Воспитание положительного отношения к труду

В системе общественного воспитания маленьких детей посильный труд, связанный с жизнью ребенка в дошкольном учреждении и дома, с его интересами и потребностями, является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством. Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Воспитание у детей положительного отношения к труду в большей мере зависит от того, как этот труд организуется, и какие методы руководства при этом используются.

Ребенок пяти - семи лет стремиться к активному практическому действию, для него характерна повышенная эмоциональная чувствительность, подражательность, искреннее и безграничное доверие взрослому. Вместе с тем, у детей этого возраста наблюдается несоответствие между желаниями трудиться и способностью принять участи в труде. Ведь у ребят еще слаба мускулатура тела, несовершенна координация движений, неустойчиво внимание, отсутствует самоконтроль, неразвита воля. Поэтому, организуя труд старших дошкольников, необходимо принимать во внимание факторы, позволяющие добиться успеха: посильность содержания труда, своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление), правильное чередование труда и отдыха.

Кроме этого, взрослому, организующему трудовую" деятельность старших дошкольников, нужно позаботиться о создании таких условий, которые обеспечат воспитание стремления и умения трудиться постоянно, привычки к постоянному трудовому усилию. На воспитание положительного отношения к труду влияют различные факторы: формирование представлений о труде взрослых, осознание детьми значимости совершаемых действий, общественная мотивация труда, его результативность, усвоение определенных знаний и умений, эмоциональная окраска труда, физическая нагрузка. В семье в естественных условиях дети наблюдают разные виды труда и часто сами включаются в совместную работу с родителями.

Современные условия, особенно в городе, осложнили трудовое воспитание в семье. В наш быт все больше проникает техника, и круг домашних дел значительно сужается, однако в каждой семье можно подумать и предложить детям поручения, которые бы не только приобщали к труду детей, но и вызывали желание трудиться. Необходимо создавать такие условия, которые ставили бы детей перед необходимостью трудиться постоянно, повседневно, воспитывать уважение к труду окружающих, желание самим находить применение Своим силам и умениям, не дожидаясь просьбы или требования.

Очень важно на первых порах, когда идет обучение трудовому навыку или определенному виду труда, использовать конкретные трудовые задания, поручения, например, вымыть сапожки, полить грядку, почистить ботинки младшему братишке или сестренке и прочее. Такие конкретные задания даются до тех пор, пока дети не научатся выполнять их самостоятельно. В дальнейшем взрослый, учитывая знания, умения и опыт детей, побуждает их самих подумать и догадаться, что нужно сделать. Тем самым у детей воспитывается наблюдательность, сообразительность, настойчивость. Ребята сами реализуют на практике свое желание трудиться.

Дети постоянно осознают процесс труда, его значение, пути преодоления трудностей. У них формируется положительное отношение к делу, к близким людям, к окружающим.

Руководство трудовой деятельностью детей не должно быть навязчивым или подчеркнутым. Это нужно для того, чтобы сохранить непринужденность поведения ребенка в процессе труда. Взрослый показывает пример отношения к труду, к людям, к вещам, вызывает у дошкольника при этом большое расположение и доверие к себе.

Например, мать учит дочку пришивать пуговицы. Сначала она объяснила и показала, как это нужно делать. «А теперь будем работать вместе, - говорит мать. - Я пришью пуговицу к пальто, а ты - к наволочке». Работая, мать следит за действиями девочки, помогая ей. Дочка старательно тянет нитку, но она спуталась в узелок и не проходит в отверстие пуговицы. Девочка заволновалась: « У меня не получается». Мать спокойно говорит: «Зачем же так волноваться? Не нужно тянуть с силой нитку, она порвется. Я сейчас попытаюсь развязать узелок. Вот видишь, все в порядке, работай дальше». Через некоторое время мать опять услышала радостный голос дочки: «Смотри, мама, получилось! Я сама пришила пуговицу! Я умею!» Мать смотрит на работу дочки и вместе с ней радуется ее успеху.

Дети обладают величайшей способностью радоваться и получают удовольствие от выполненной работы. Например, ребенок мастерит вертушку. Вначале, когда он берется за дело, то знает только, что вертушка должна вертеться и что ребята делают отличные вертушки. Он и сам не раз играл такой. Но как сделать прорези на бумаге, как завернуть уголок, как прикрепить вертушку к палке, чтобы она закружилась от ветра? Не мало потрачено бумаги, не мало погнулось гвоздей. Наконец вертушка сделана и она вертится. Сколько радости от достигнутого успеха! Успех, вызывая прилив энергии, влечет снова взяться за дело. Тот, кто постоянно испытывает радость успеха, стремиться к труду, чтобы вновь и вновь пережить это чувство.

Ребенок, преодолевая одно затруднение за другим, переходя от одного успеха к другому, на некотором этапе своего развития начинает чувствовать потребность в труде. Это важный переломный момент в жизни человека. Дошкольники, как правило, еще не достигают этого момента. Но, тем не менее, именно в дошкольном детстве закладывается этот фундамент, который обеспечит зарождение этой потребности. Она развивается из стремления к труду, желания трудиться, из любви к нему. Воспитание положительного отношения к труду требует от взрослого гибких методов стимулирования, и прежде всего таких видов поощрения, как одобрение, похвала, показ образцов труда ребенка близким, товарищам. Одобрение трудовой деятельности, ее признания, укрепляют веру ребенка в себя, создают устойчивую основу для положительного отношения к трудовым занятиям. Нужно всемерно поддерживать ребенка, давать ему возможность пережить чувство удовольствия от того, что он добился хорошего результата, вызывать желания повторять такие действия. А поддержка эта состоит в подбадривании, в разумной помощи, в совете. Если ребенок старается, а результаты его труда еще не удовлетворяют взрослого, все равно оценка работы, без захваливания должна быть положительной. Важно, чтобы радость или успех ребенка были замечены, чтобы он мог свой восторг разделить с окружающими. Детская радость и удовольствие от завершенного дела, оценка и самооценка - все это создает основу для возникновения желания трудиться. Если ребенок получил удовольствие от того, что быстро оделся (это его волевое усилие), надо сделать так, чтобы от этого удовольствия был перекинут мостик к другому усилию, ранее не практиковавшемуся,- убрал постель, хорошо умылся, причесался и т.д. Если ребенок помог маме почистить вареный картофель для винегрета, поменял в вазе с цветами воду и пережил подлинную радость, то пусть эта радость станет первым звеном в цепи других дел, которые он еще сможет сделать.

Обстановка в семье ; сложившиеся взаимоотношения между родителями и детьми, так же имеют важное значение для формирования положительного отношения к труду. Это касается и требований, которые предъявляют члены семьи к труду ребенка, и методикой руководства трудовой деятельностью сына или дочери, и личного родителей к своему производительному труду, к домашним обязанностям. Случается, что родители наказывают детей трудом: «Ах, ты не вымыл посуду? Вымоешь ее, а в наказание подметешь еще пол».

Некоторые родители наказывают ребенка лишением труда, любимого ребенком. И та и другая мера не содействуют развитию желания трудиться, и является препятствием на пути воспитания положительного отношения к труду.

Для воспитания правильного отношения к труду большое значение имеет отношение взрослых к своим обязанностям по дому, и особенно к своей основной работе. Если отец и мать постоянно выражают недовольство организацией труда на производстве, рассказывают о трудностях, связанных с несением своих повседневных трудовых обязанностей, то дети накапливают отрицательный опыт. Они начинают бояться труда, отказываются от участия в нем, ибо труд, по словам родителей, не приносит радости.

Важно, чтобы родители показывали примеры коммунистического отношения к труду, вкладывали в свою работу всю душу.

Для воспитания у детей живого эмоционального отношения к труду необходимо обогащать их представления о разных видах труда взрослых, о его общественной направленности, о роли труда в жизни людей, об отношениях, которые складываются в процессе труда, о мотивах, которые движут людьми.

В процессе ознакомления с трудом взрослых дети проникаются чувством уважения к людям, стремятся подражать им, делать свою работу тщательно, добросовестно. У них формируется положительное отношение к труду.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение трудового воспитания для развития детей. Педагогические подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста. Организация трудовой деятельности старших дошкольников, диагностика уровня их трудовых умений и навыков.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2017

    курсовая работа , добавлен 24.04.2017

    Дидактическая игра и развивающая среда как педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Межличностные отношения со сверстниками как психологическое условие. Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста".

    дипломная работа , добавлен 02.03.2014

    Теоретические основы формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. Психолого-педагогические подходы к формированию представлений, экспериментальное изучение процесса формирования представлений посредством занятий.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2011

    Психолого-педагогические и нейропсихологические аспекты пространственных представлений. Исследование особенностей развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормальным развитием.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2017

    Проблема и психолого-педагогические основы формирования начал экологического воспитания у дошкольников. Педагогические условия формирования экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе элементарной поисковой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2011

    Теоретические основы строительно-конструктивной игры как средства формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогические основы формирования положительного отношения к труду посредством игры.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2009

Нина Дырнаева
Трудовое воспитание дошкольников. Формирование положительного отношения к труду

Педагогические условия, способствующие формированию положительного отношения детей к труду в условиях Дошкольного учреждения .

Простого знания того, как выполнит ребёнок задания той или иной методики недостаточно. Чтобы точнее оценить уровень его развития, следует сопоставить его результаты с возрастной нормой в опытно-экспериментальных работах по трудовому воспитанию . И станет понятно, отстаёт от неё или соответствует этой средней норме. Практикум – это очень важное звено в профессиональном росте педагога.

Прикладные материалы по диагностике трудового воспитания детей могут быть использованы : с целью научного исследования, с целью проверки успешности работы воспитателя или конкретной воспитательной программы ; использоваться самим воспитателем для того , чтобы лучше ориентироваться в собственной работе и получить представление об индивидуальном уровне и особенностях каждого ребёнка, что могут делать и родители; наконец, для информации родителей об уровне развитости их ребёнка.

Сущность педагогической диагностики состоит в изучении результативности и выявлении противоречий педагогического процесса. Индивидуальные особенности, самооценка или тревога могут повлиять не только на характер общения, но и на развитие познавательных процессов у детей.

Личность ребёнка надо рассматривать с различных сторон и поставить целостное представление о нём. Надо сделать правильную диагностику

К традиционным методам относятся беседы , анализ детских работ, анкетирования, тесты, изучение документации. Имеются специальные методики педагогической диагностики, позволяющие выявить эмоциональное благополучие ребёнка среди сверстников.

Детям нужно не только хорошее объяснение, но и хорошо организованные упражнения в осуществлении этих норм. На практических занятиях по трудовому воспитанию мы применяем основные методы изучения развития детей :

Никогда не надо пытаться работать с детьми через силу, без его добровольного желания – мы получим неверные результаты. Не надо упоминать, что мы проверяем ребёнка. Это приведёт к напряжённости, скованности и также может исказить объективность полученных данных. Лучше включить обследование в процесс любой совместной деятельности, но при условии, что ребёнок сумеет сосредоточиться, «принять» задание, а не бросить его на полпути, если оно покажется ему скучным или трудным . Мы должны заинтересовать ребёнка и добиться его внимания. Непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы.

Важным моментом является этика проведения диагностики. Диагностика даёт знать, над чем работать в течение года. Неправильная диагностика губительно сказывается на судьбе детей.

Диагностика сформированности положительного отношения детей к труду .

Трудовое воспитание является составной частью нравственного воспитания . Достижение трудовых целей , их результаты доставляют радость детям, вызывает эмоциональный отклик. А. С. Макаренко допускал, что отношение детей к трудовой деятельности может быть различным. Есть так называемые ленивые дети, иногда это слабое физическое состояние ребёнка. «Большей же частью, - писал А. С. Макаренко, - лень у ребёнка развивается благодаря неправильному воспитанию ». Деятельность трудолюбивых детей мы используем в качестве примера для тех, кто не проявляет к трудовой деятельности никакого интереса, уклоняются от любого поручения или не доводят дело до конца, а если и выполняет поручение, то с большим нежеланием. Для трудового воспитания таких детей мы используем такие приёмы : привлечение к совместной работе, показ, пояснение, стараемся найти в ребёнке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать : если ребёнку тяжело, то найти ему такое задание, которое ему по силам; помнить, что ребёнку тогда интересно с нами, когда нам интересно с ним; чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех.

Мы помним, что неудача в жизни бывает двух типов - недостаток любви и заниженная самооценка. Чтобы этого избежать, наш ребёнок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства, внимании и уважении со стороны окружающих. Детям, которые не доводят начатую работу до конца, можно оказать некоторую помощь, чтобы они видели результат своего труда и радовались этому результату. Наблюдая за детьми, нетрудно заметить , что некоторые охотно берутся за дело , умеют быстро и аккуратно работать, проявляют самостоятельность и доводят начатое дело до конца. Однако трудовые умения и интерес детей к труду не всегда являются показателем лучших черт его характера. У некоторых детей замечалось зазнайство, они уверенны, что лучше них никто ничего не сделает. Чтобы преодолеть эту самоуверенность, мы предъявляем к ребёнку более высокие требования, постоянно подчёркивая, что если научились хорошо работать, то нужно научить этому товарищей. Обращаем внимание таких детей на хорошую работу других детей, которые, не хватаясь, тоже хорошо выполнили порученное дело. Взаимопомощь воспитывает у детей доброжелательность, чувство коллективизма, уважение друг к другу. Большое значение уделяем индивидуальному подходу.

Наблюдение за деятельностью детей.

Перед началом уборки воспитатель проводит беседу , в процессе которой обсуждается, что можно сделать для того, чтобы в группе стало чисто. Затем следуют ответы детей. Необходимо одобрить тех, кто внёс предложения по поводу уборки. В конце обсуждения воспитатель обращается к детям , вносит мотивацию значимости предстоящей работы. («В группе всегда должно быть чисто, уютно, т. к. мы здесь и играем, занимаемся, живём целый день. Неприятно находиться в помещении, если в нём пыльно»). Также воспитатель разъясняет содержание предстоящей работы : протирка столов и стульев, подоконников, в уголке природы накормить рыбок, протереть пыль с листьев растений.

Воспитатель ещё раз уточняет : «Каждый из вас должен протереть свой стул и стол, подоконники, а затем поработаем все вместе». Предлагает начать работу.

Мы с детьми учимся присматриваться к многоцветности реального мира. У детей развивается связная речь, разговорная речь, идёт накопление словарного запаса. Мир очень многообразен и красочен. Это лишь часть нашей кропотливой работы с детьми, где мы с ними ищем и познаем, творим и фантазируем, учимся и мечтаем. На практике знакомить детей с природой, развивать их трудовые способности необходимо с учётом индивидуальности каждого ребёнка, мы помним, что как бы это не делали, в нас живёт одна и та же мысль, цель, которую мы можем решать непременно. Исследования ведём так, чтобы дети расставались с исследованием в хорошем настроении и стремились к продолжению занятий в следующий раз.

В начале года нами была проведена диагностика по определению понятий, мышления по отношению к окружающему миру . Далее в течение учебного года мы постепенно усложняли задания, применяя трудовое воспитание . В экспериментальной группе дополнительно занимались, часто проводились беседы, экскурсии (в пожарную часть) просматривались фильм о труде взрослых , читали книги. Постепенно вводились объекты наблюдения, расширялись знания по следующей серии вопросов анкеты.

Проведённые экспериментальные исследования показали значительные отличия работоспособности детей в экспериментальных группах. Вся учебно-воспитательная работа у нас строится на основе единства знаний, умений, убеждений и действия, слова и дела. Очень важно иметь с детьми тесный контакт и взаимопонимание.

Эффективным методом в процессе обучения и воспитания являются анкетирования. При помощи них мы определяем уровень развития детей. Серия вопросов анкеты развивает мышление детей, их отношение к окружающему миру , расширяет и углубляет знания, кругозор. В этом помогают разнообразные пособия с разработанными вопросами анкеты по определённому возрасту детей. По выставленным баллам на каждый вопрос воспитатель может сравнить знания и умения, составить диаграмму развития детей. Эта диаграмма показывает конкретно над чем необходимо работать. Так же важную роль играет этические беседы. Важным методом в процессе обучения и воспитания являются наблюдения .

Руководитель труда продумывает и планирует весь ход предстоящей трудовой деятельности , устанавливает формы и методы контроля , учёта и поведения итогов труда .

Особенно ценно то, что в опытнической работе у детей формируется творческое отношение к труду , которое проявляется в любознательности, наблюдательности, интерес к делу, в стремлении познать неизвестное, применить рациональные приёмы в работе. У детей возникает собственный опыт приобретения и применения знаний на практике.

Подготовка подрастающего поколения к труду на современном этапе представляет сложную комплексную проблему, в которой тесно переплетены социальные, педагогические и психологические аспекты воспитания .

Воспитание положительного отношения к нему предусматривает, прежде всего, воспитание морально-волевых качеств в процессе труда : трудолюбия , привычки к трудовому усилию , ответственности, готовности помочь, умения включаться в труд , не ожидая, напоминая и не избегая неприятной работы.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе , бережное и заботливое отношение к ней . У детей развиваются интерес к трудовой деятельности , сознательное, ответственное отношение к ней . В коллективе дети приучаются трудиться сообща , помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания . Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия . Трудясь в природе , дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе , труд становится осмысленным и целенаправленным.

Проблема трудового воспитания – не очередная скоротечная компания, а большая поистине государственная проблема. Решать её нужно, серьёзно, квалифицированно, но научной основе. Трудовое воспитание не удел отдельных специалистов, это - повседневная педагогическая деятельность каждого воспитателя .