Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности.
Создание эмоционально-положительного настроя детей.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся,
Все в сборе-дети, взрослые
Мы можем начинать
Но прежде надо дружно
Всем здравствуйте сказать.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты - это опыты, кото рые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовыва ют все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить экспе рименты и будем все записывать в свои научные тетради. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и ос трыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
1. Внимательно слушать старшего лаборанта.
2. Точно выполнять указания
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. В конце опытов делать выводы
Сейчас я повешу картинки, чтобы не забывать.
Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица».
Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.
Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.
«Растворение веществ»
Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.
В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом. Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.
"Звенящая вода"
Воспитатель: -Ребята, посмотрите что у меня на столе бокалы с водой.
Воспитатель: - Могут ли эти бокалы звучать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Бокалы могут звучать. Как заставить бокалы звучать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -Давайте постучим пальчиком, предметами, которые находятся у вас на столе. Какой звук?
Дети: Глухой.
Воспитатель: - как сделать звук звонче?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -Давайте попробуем услышать звук, используя палочки с шариком на конце
Дети: звонкий.
Воспитатель: -Одинаковый ли получается звук?
Дети: одинаковый
Воспитатель: - Потому что в бокалах одинаковое количество воды. А сейчас мы отольём и дольём воды в стаканы. Проверим звучание.
Дети: разное.
Воспитатель: -Что влияет на звон?
Дети: На звон влияет количество воды.
«ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»
Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем приседать.
Влево-вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
Наклонились вперёд,
А теперь наоборот.
И ещё разок вперёд
И опять наоборот.
Потянулись, удивились
И на место возвратились
Я приглашаю вас ко второму столу «Невидимка – воздух».
Предлагаю отгадать загадку
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это? (воздух)
Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Что мы с вами вдохнули? (воздух)
А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
Какой вывод можно сделать?
Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
Опыт с водой и трубочкой.
Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
Что происходит? (выходят пузырьки)
Как они появились?
Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Ребята, а на этом опытном столе находится какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).
Правильно, это магнит. У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? (Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый).
Всё ли притягивает магнит? У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит. Как мы это проверим? (Ответы детей).
Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!
Магниты – это кусочки железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.
«Достань без помощи рук»
Действует ли магнит через другие материалы? (Ответы детей).
Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? (Версии детей).
Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют)
Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).
Что же двигало скрепку? (Дети отвечают)
Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)
Вывод: Магнитная сила проходит через пластик, стекло
«Противоположности притягиваются»
Воспитатель дает в руки два магнита.
Дети берут два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.
Что произошло? (Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу)
Поднесите магниты друг к другу одинаковыми полюсами. Что видим? (Магниты «убегают» друг от друга).
Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.
А теперь ребята, я хочу пригласить вас в секретную лабораторию, где происходят удивительные превращения. Вы верите в то что на молоке можно рисовать? Если нет тогда давайте проведем опыт и посмотрим что произойдет.
«Рисуем на молоке»
Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.
Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.
Вывод: при добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.
Ребята, а вы знаете что такое вулкан?
Ответы детей.
Вулкан - это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород - магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории?
«Вулкан»
Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и конечно же сами макеты вулканов.
А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, потом окрашиваем её, т.е. наливаем краски, всю смесь перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – уксус, а так как это очень опасная жидкость, я попрошу вас надеть маски и добавлю его в наши вулканы и посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются и начинают извергать лаву.
Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет. Вспомните все проведенные опыты, и нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось. Удачи!
Последний год в детском саду является переходным этапом к школьному обучению. У детей 6–7 лет происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, появляется интерес к сложным играм с распределением ролей и выполнением правил. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании.
Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации - цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду согласно ФГОС. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.
Познавательно-исследовательская деятельность воспитанников подготовительной группы становится более самостоятельной
Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Л. С. Выготский
«Воображение и творчество в детском возрасте»
Разрабатывая систему занятий по исследовательской деятельности в подготовительной группе, воспитатель учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:
Старшие дошкольники уже имеют успешный опыт выступлений перед аудиторией
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в детском саду направлена на решение ряда задач:
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира (НОД), формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных занятиях.
Например, изучение различий гласных и согласных звуков можно начать с проведения исследования: «Произнесите звуки [а], [о], [у], [и]. Открыт ли рот? Где находится язык? Как проходит голос?» (Свободно). «Теперь произнесите звук [б]. Рот был открыт? Произнесём звук [р]. Где находится язык? Как проходит голос?» (Встречается препятствие - губы, зубы). Формулируется вывод исследования: при произнесении согласных звуков голос встречает на пути какую-либо преграду, при произнесении гласных - проходит свободно.
Ребята получают новые знания также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники участвуют в длительных исследованиях, наблюдая за изменениями объекта: рост растений, изменение осадков в зависимости от температурных условий, движение светил в течение года, фазы Луны.
Результаты экспериментов удивляют дошкольников, поэтому они стремятся проводить опыты снова и снова
Воспитателю необходимо создать условия, в которых дети смогут проявить свои исследовательские способности:
Интерес поддерживается успехом, к успеху ведёт интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания.
В. А. Сухомлинский
Внимание и интерес детей поддерживаются посредством различных форм организации исследовательской деятельности. Воспитанников подготовительной группы увлекают такие формы работы, как:
Проведение наблюдений за солнцем потребует наличия у воспитанников солнцезащитных очков
Старших дошкольников интересуют модели и макеты реальных объектов
Изготовление коллекции семян поможет ребятам закрепить знания об овощных культурах
Опыты с водой - одни из самых любимых у дошкольников
Дошкольники с удовольствием включаются в работу по созданию макетов объектов исследования
Победителям конкурса исследовательских проектов вручаются грамоты и призы
Для проведения экспериментов с некоторыми материалами дошкольникам могут потребоваться фартуки и маски
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ находит своё воплощение в следующих видах активности дошкольников:
Например, на занятии «Что такое воздух?» в подготовительной группе раскрытие образовательных областей реализуется в проведении эвристической беседы и опытов («Познание»), физкультминутки «Надувные игрушки» («Физическое»), проговаривании плана исследования и обсуждении результатов («Речевое»), создании аппликации «Ветер колышет деревья» («Художественно-эстетическое»).
Участие в экологических акциях учит дошкольников заботиться о родной природе
Согласно нормам СанПиН занятие НОД в подготовительной группе проводится в первой половине дня (лучше в середине недели, когда умственные способности находятся на пике активности) и длится не более получаса. Проводить наблюдения с исследовательской направленностью можно во время утренней или вечерней прогулки в течение 7–15 минут.
Формы детской деятельности должны быть разнообразными. В подготовительной группе достаточно одного задания на физическую активность (зарядка, танцевальная разминка или подвижная игра). В качестве смены деятельности проводятся музыкальные паузы, просмотр мультипликационного эпизода по теме занятия, коллективное заучивание поговорок, стихотворных отрывков.
Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания.
В. А. Сухомлинский
«О воспитании»
Проведение опытов с надувными шарами наглядно демонстрирует дошкольникам, что воздух имеет вес
В подготовительной группе воспитатель даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. Старшим дошкольником предлагаются задания на прогнозирование результатов исследования и фиксирование полученной информации. Ребята работают над созданием гербариев и коллекций, ведут дневники погоды и опытных наблюдений, заполняют карточку эксперимента, дополняют символами пустой шаблон схемы опыта.
Этап исследования | Пример хода детского экспериментирования |
Постановка вопроса | Мотивационное начало занятия. Дети получили видеописьмо от сказочного персонажа, в котором он говорит, что видел, как ребята проводили опыты на плавучесть различных материалов. Дошкольниками было установлено, что железо тонет. Персонаж интересуется, а все ли предметы из металла, тонут, например, корабли. Воспитанники формулируют вопрос: «Почему не все железные предметы тонут в воде?». |
Целеполагание | Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что за плавучестью различных предметов из металла нужно понаблюдать в лаборатории. |
Выдвижение гипотез | Ребята размышляют, каким образом можно определить условия плавучести железных предметов (провести эксперимент с опусканием на поверхность воды различных по объёму и форме объектов, сделанных из одного материала). |
Проверка гипотезы | Экспериментирование в лаборатории с железной пластиной, кубиком, бруском, шариков, миской, корабликом. |
Анализ полученных результатов | Дети увидели, что одинаковые по весу металлические предметы по-разному ведут себя при погружении в воду (меньшие по объёму тонут, с большим размером плавают на поверхности, обладают плавучестью). |
Подведение итогов исследования, формулирование выводов | Не тонут в воде те металлические предметы, общая плотность которых меньше плотности воды. |
Дошкольники на практике ищут ответ на вопрос, почему одни металлические предметы тонут в воде, а другие плавают
От того, в какой мере ребёнок заинтересован темой занятия, зависит его инициативность в непосредственно исследовательской работе. Воспитатель увлекает ребят наводящими вопросами, рассматриванием необычного наглядного материала. Стимулируют заинтересованность проблемные ситуации, элементы игры, сюрпризные моменты. Прогнозируя положительное восприятие начального этапа, педагог выстраивает занятие в общей направленности (помощь сказочному персонажу, путешествие по неизведанному миру, поиск ответа на важный вопрос).
Необычный наглядный материал можно использовать в начале занятия, что активизирует познавательную деятельность дошкольников
От мотивации и эмоционального настроя дошкольников в начале занятия во многом зависит итоговый результат исследовательской деятельности.
Тема познавательного исследования | Вариант мотивирующего начала занятия |
Формирование представлений о природном явлении - извержении вулкана (занятие «Огнедышащая гора - вулкан»). |
|
Расширение представлений о свойствах твёрдых материалов: древесина, пластмасса, пенопласт, металл, бумага, ткань, резина (занятие «Путешествие на остров»). |
|
Знакомство с экологической проблемой загрязнения воздуха и её возможными последствиями для природы и человеческого организма (занятие «Мы исследователи»). | Проведение эвристической беседы:
|
Тема занятия | Задачи исследования |
| Расширение представлений о свойствах воды, её формах (жидкой, твёрдой, газообразной) и условиях перехода от одной формы к другой. |
| Формирование представлений об условиях роста растений. |
«Невидимый и близкий» | Расширение представлений о свойствах воздуха, его значении для жизни на Земле. |
«Откуда берётся звук?» | Формирование представлений о колебании предметов. |
|
|
«Зеркало, зеркало» | Расширение представлений о свойствах зеркал и их использовании. |
«Почему двигаются предметы?» | Знакомство с понятиями «тяга» и «сила трения». |
«Почему не тонет корабль?» | Знакомство с зависимостью плавучести предметов от формы, размера, веса. |
«Сахар» | Расширение представлений о свойствах сахара, способах его получения и использования. |
«Соль» | Расширение представлений о свойствах соли, способах её добывания и применения. |
«Клей» | Знакомство с различными видами клея (ПВА, силиконовый, моментальный) и их свойствами. |
«Цемент» | Знакомство со свойствами цемента и способами его использования. |
| Знакомство с понятием «экологическая проблема». |
«Измерение длины предметов» |
|
| Знакомство с природными объектами при помощи изучения макетов. |
|
|
Воспитанникам подготовительной группы вполне можно доверить работу с микроскопом
Конспект занятия НОД и интегрированного занятия с исследовательской направленностью разрабатывается педагогом с учётом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов. Занятие с исследовательской направленностью в подготовительной группе длится 30 минут и состоит из следующих компонентов:
Тема занятия | Организационный момент | Мотивирующее начало | Проговаривание этапов исследования (планирование) | Физическая активность | Практическая работа | Фиксирование результатов | Подведение итогов |
«Путешествие в Эру динозавров» | 1 минута. |
| 2 минуты. | Подвижная игра «Динозаврики». 3 минуты. | Изучение различных видов динозавров (по фигуркам и материалам иллюстрированной энциклопедии). 13–15 минут. | Распределение (классифицирование) картинок с динозаврами на карточке по подгруппам: травоядные и хищные; плавающие, сухопутные, летающие. 1–2 минуты. | 1 минута. |
«Листья жёлтые над городом кружатся» | 1 минута. | Сюрпризный момент. В группу приходит белочка (роль исполняет воспитанница старшей группы) и просит помочь ей в ответе на вопрос: «Почему листья на деревьях в лесу стали желтеть и опадать?». 3 минуты. | 2 минуты. | Физкультминутка «Дерево всё выше». 2 минуты. | Исследование листьев деревьев при помощи микроскопа (наличие и отсутствие хлорофилла). 14 минут. | Оформление страницы гербария. 2 минуты. | 1 минута. |
«Берегите воду!» | 1 минута. |
| 3 минуты. | Зарядка «Капельки - бух! Капельки - прыг!». 2 минуты. | Опытная деятельность по очистке воды. 15 минут. | Заполнение карточки исследования. 1 минута. | 1 минута. |
Изучение видов динозавров перенесёт дошкольников в удивительный мир доисторической природы
Автор | Ковалевская Н. Н., воспитатель МБДОУ Д/с «Радуга», г. Исилькуль, Омская область. |
Название | «Гербарий. Деревья на участке детского сада» |
Цель | Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы и деревьях на участке детского сада. |
Задачи |
|
Предварительная работа |
|
Формы организации деятельности |
|
Материалы |
|
Ход занятия | Мотивационный этап. В.: Мы с вами в течение месяца очень хорошо потрудились. Мы изучили строение листа, узнали, почему осенью листопад. Что ещё мы с вами сделали? (Собрали листья для гербария). Мы потрудились как настоящие учёные-исследователи. Как вы думаете, мы всё сделали? (Нет, не всё, учёные свои исследования записывают в специальные книги - энциклопедии). А мы можем создать небольшую энциклопедию о деревьях нашего участка? Что нам для этого понадобится? (Ответы детей). Основной этап. В.: Прежде чем приступить к работе, повторим, что мы знаем о деревьях и листопаде.
Итоговый этап.
|
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий в ДОУ по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 6–7 лет.
Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:
Педагог оценивает степень самостоятельности воспитанника при проведении опытов, умение формулировать выводы
О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором фиксируются результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.
Диагностика может проводиться и в форме индивидуальной беседы с использованием специальных заданий
Педагог ДОУ постоянно совершенствует своё профессиональное мастерство, повышает квалификацию и развивается. Занимаясь самообразованием по теме развития познавательной деятельности старших дошкольников, воспитатель изучает методы и подходы по созданию условий для формирования у детей основ познавательного, интеллектуально-личностного и творческого развития.
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.
К. Чуковский
Большое внимание педагог должен уделить созданию условий для детского экспериментирования. В помещении группы организуется исследовательский уголок или центр науки. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).
При возникновении у ребят затруднений при проведении опытов педагог всегда приходит на помощь
Этап работы по самообразованию | Содержание деятельности |
Теоретический этап |
|
Практический этап | Осуществляется внедрение в практику подготовленной теоретической базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. В течение учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремится привлекать детей к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и круглых столах для коллег. |
В исследовательском уголке размещаются различные материалы для проведения опытов Материалы исследовательского уголка должны находиться в свободном доступе детей При работе в мини-лаборатории обязательно соблюдение техники безопасности При организации исследовательского уголка важно предусмотреть пространство, где дети будут работать с материалами Работа с микроскопом требует аккуратности, но оставляет у детей незабываемые впечатления В опытной лаборатории могут заниматься не все дети, а только наиболее мотивированные Педагог обязательно знакомит воспитанников с оборудованием исследовательского кружка
Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Инна Мордик
План познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Сентябрь
Занятие №1 : «Наши помощники»
Опыт : «Слушай во все уши»
Цель : Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т. д.) . Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.
Материал : Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка, д/и «Определи по звуку» , гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т. д.
Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 55
Занятие№2 : «Знакомство со свойствами воздуха»
Цель : Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Материал : Надувные резиновые игрушки, тазик с водой, картинки : водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма.
Цель : Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление.
Материал : Два термометра, посуда с горячей водой. 2) Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. 3) Пипетки, шприц, подкрашенная вода. 4) Два листа бумаги
Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 43
Занятие №3 : «Может ли растение дышать?»
Цель : выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материал : Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Опыты : Нужен ли корешкам воздух? Есть ли у растений органы дыхания?
Литература : Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» с. 28
Занятие №4 : «Почему листья осенью опадают?»
Цель : Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений.
Материал : Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья.
Опыт : Вверх к листочкам, Как увидеть движение воды через корешки?
Литература : Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» с. 33-34
Занятие№1 : «Вода в природе и в быту» .
Цель : Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды : прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес , наблюдательность, мыслительную деятельность .
Материал : Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.
Опыт : «Вода – помощница»
Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с. 41-42.
Занятие №2 : «Вода и температура»
Цель : Учить определять температуру воздуха и воды опытно-экспериментальным путём.
Закрепить полученные знания о температуре.
Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.
Материал : Учебный модуль «температура» , холодная, горячая вода, кубики льда. 3-х литровая банка с водой,
Литнратура : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 22 урок 2
Занятие №3 : «Вода – растворитель»
Цель : Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.
Материал : Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие, сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.
Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 41-42.
Занятие №4 : «Путешествие капельки»
Цель : познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека.
Материал : эл. чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода» ,схема «Круговорот воды в природе» , глобус.
Опыт : «Откуда берется вода?»
Литература : Тугушешева Г. П. «Экспериментальная деятельность » стр. 70-73
Занятие № 1 : «Магнит – фокусник»
Цель : Познакомить детей с магнитом . Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.
Материал : Магнит, датчик, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,
Опыты : «Магнитные силы» , «Мы – фокусники» , «Притягиваются – не притягиваются»
Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 48-49.,
Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 42 урок 1
Занятие №2 : «Сила тяготения»
Цель : дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Материал : датчик, глобус, небьющиеся, разные по весу предметы : листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические, мячи.
Опыт : «Почему все падает на землю» Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» ,стр. 51
Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 42 урок 2
Занятие №3 «Что мы знаем о звуке»
Цель : Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении; знакомить детей с органом слуха; познакомить с понятиями «звук» , «звуковая волна» , «высокие и низкие, громкие и тихие звуки» .
Литература
Занятие №4 : «Что мы знаем о времени»
Цель : Дать понятие «время» , объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней) . Закрепить понятие «беречь время» .
Материал : глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами» (Тугушева, стр. 80) .
Литература : электронная презентация «Детям о времени» .
Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ » . Тема «Мы исследователи» стр. 244
Занятие№1 : «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»
Цель : Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый) . Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Материал : Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка.
Литература : О. А. Зыкова с. 47.
Занятие №2 : «Живые камни»
Цель : Познакомить с камнями , происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
Материал : Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.
Литература : Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.
Опыт : «Что есть в почве?» Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 38
Занятие№ 3 : «Как появляются горы?» «Извержение вулкана» .
Цель : Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор : движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.
Материал : иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка.
Литература : О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.» с. 50.
Занятие №4 : «В пустыне»
Цель : Познакомить детей с песчаной пустыней, особенностями живой и неживой природы пустыни. Познакомить детей со свойствами песка. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Материал : Большие пробирки, вода в мерном стаканчике, Иллюстрация пустыни и ее обитателей, фен и сухой песок.
Литература : О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.» с. 56, 60.
Занятие №1 : «Если зимушка пришла, много снега принесла»
Цель : Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар) . Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.
Материал : емкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка.
Опыты : «Какие свойства» , «Твердые - жидкие»
Литература : Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» стр. 42, 54.
Занятие№2 : «Огонь – друг или враг»
Цель : Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.
Материал : Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка.
Опыты : 1. Как первобытные люди добывали огонь?
2. Человек подчинил себе огонь.
3. Чем тушить огонь? Свеча в баке.
Литература : Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников » стр. 70.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 145.
Занятие №3 : «Кто как видит»
Цель : Путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные, проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни.
Материал : повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных.
Эксперимент : 1. Одинаково ли видят оба глаза.
2. Как видят заяц и птица.
3. Какие глаза видят лучше : большие или маленькие?
4. Как видит крот?
Литература : А. И. Иванова «Естественно – научные эксперименты в ДОУ» Занятие №42, стр. 169.
Занятие №1 : «Как увидеть и услышать электричество»
Цель : Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток» . Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.
Материал : Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик. Опыты : «Чудо прическа» , «Волшебные шары» , «Вертушка»
Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 98 - 100.
Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 33 урок 1
Занятие №2 : «Почему горит фонарик?»
Цель : Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
Материал : Датчик освещённости, фонарик, батарейки, батарейный блок, лампочка на подставке, 6-8 лимонов.
Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 33 урок 1
Занятие№3 : «Электроприборы»
Цель : Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.) . Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа) . Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.
Материал : Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы. Батарейка, батарейный блок с тремя батарейками, динамо-машина.
Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 34 урок 2
Занятие № 4 : «Свет вокруг нас
Цель : Познакомить детей со свойствами света. Формировать элементарные представления о том, что такое «свет» , «фотоны» . Учить сравнивать освещённость различных объектов.
Развивать любознательность и внимание.
Материал : Датчик освещённости, фонарик, батарейки, батарейный блок, лампочка на подставке.
Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 26 урок 1
Занятие №1 : «Первоцветы. Как растут растения?»
Цель : Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.
Опыт : «Что внутри?» ; «Вверх к листочкам»
Цель : установить, почему стебель может проводить воду к листьям.
Материал : стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 34.
Занятие №2 : «Где растения любят жить?»
Цель : углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
Материал : горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа.
Опыт : «Где растения быстрее получат воду» , «Хватает ли света?»
Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 38.
Занятие №3 : «О чем поют весной птицы?»
Цель : уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Материал : перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет; эл. презентация.
Опыт : «Как утроены перья у птиц?» , «Как с гуся вода»
Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 40
Занятие №4 : «Кто как гнездо вьет?»
Цель : развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.
Материал : плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки.
Соломинки, веточки, комки глины, сахарный сироп.
Опыт : «У кого какие клювы» , «Без рук, без топора, построена изба»
Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 32, 40
Занятие№1 : «Солнце, Земля и другие планеты »
Цель : Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета . Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет . Чем дальше планеты от Солнца , тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.
Материал : Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы.
Литература : Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ » стр. 208
Гризик Т. И. Познаю мир . – М., 2001 г., с. 136.
Занятие№2 : «Этот загадочный космос»
Цель : Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас : космос, космонавт, космическая невесомость.
Материал : Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю. Гагарина, космических кораблей.
Опыт : «Темный космос» , «На орбите»
Материал : фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка.
Литература : Гризик Т. И. Познаю мир . – М., 2001 г., с. 112.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 55-56
Занятие №3 : «Рукотворный мир»
Цель : учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.
Материал : предметы из различных материалов, эл. презентация.
Опыт : «Родственники стекла» , «Мир вещей» .
Литература : Гризик Т. И. Познаю мир . – с.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 59.
Занятие №4 : «Кто такие насекомые»
Цель : Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных других классов; развивать знания детей в процессе наблюдений з животными.
Материал : лупа «Любопытный глаз» , мини лаборатория.
Литература : О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.» с. 71.
Занятие №1 : «Свет и цвет»
Занятие : «Откуда радуга берется?» .
Цель : Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей , существующих в неживой природе.
Материал : Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.
Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 150.
Занятие №2 : «Сила»
Цель : Познакомить детей с понятием силы. Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Материал : Датчик давления, резиновая груша, пластиковая пластина,поршень, воздушные шарики.
Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 52 урок 1
Занятие №3 : «Звук»
Цель : Знакомить детей с органом слуха. Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении. Объяснить детям вред громких звуков. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Материал : Датчик звука, ксилофон, свистки, флейта, карточка со схемой строения органов слуха.
Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 57 урок 1
Редькина Татьяна Павловна
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад №65", Сыктывкар, Республика Коми
Редькина Т.П. Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе НОД (экология) // Совушка. 2017. N3(9)..12.2019).
Заказ № 36491
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, O.Л Князева).
Реализуя программу «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др), я столкнулась с противоречием. Одной из задач является задача формирование самостоятельности, целеустремленности у детей, умение ставить перед собой задачу и добиться ее решения. Но задача не связана с исследовательскими методами обучения. Ее реализация основана на репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методах обучения. В программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» тоже, по моему мнению, не хватает исследовательской деятельности. Большинство рекомендованных занятий построены на основе беседы.
Поэтому в своей работе я активно использую исследовательский метод. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия. Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
Уметь видеть проблему и ставить вопросы;
Уметь доказывать;
Делать выводы;
Высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который помогает дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Поэтому я разработала систему опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии.
Система опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии. подготовительная группа
Тема |
Тема деятельности |
Цель деятельности |
Описание |
|
«Планета Земля в опасности» |
«Глобус своими руками» |
Создать с детьми глобус для работы с ним в течение года. |
Моделирование планеты (папье-маше), с частями суши, рельефом. Описание в методике работы с детьми (2,с. 10) |
|
«Обитатели нашего уголка природы». |
«Растения пьют» |
Показать детям жизнедеятельность растений (потребление воды). |
В стаканчик с подкрашенной водой ставится черенок цветущего растения (с белыми цветами, лучше бальзамин - у него быстрое всасывание жидкости). Цветок растения окрасится в цвет красителя воды. Почему цветок окрасился? (растение «пьет», разносит воду по всем частям) |
|
«Влаголюбивые и засухоустойчи- вые комнатные растения». |
«Влаголюбивые и засухоустойчи- |
Показать приспособленность растений к условиям обитания в местах с повышенной и пониженной влажностью; способы накапливания, сбережения влаги и наоборот. |
Обломить несколько черенков или отдельных листьев (засухоустойчивых: толстянка, алоэ, влаголюбивых: бальзамин, лист бегонии) и проследить изменения. Влаголюбивые подвянут. Почему? У них широкие листья с тонкой покрывающей кожицей, которые активно испаряют влагу. А засухоустойчивые остались неизменны. Они накапливают воду в стеблях и листьях, листья покрыты толстой кожицей, чтоб снизить испарение влаги, а кактусы редуцировали листья в иглы, чтоб сохранить накопленную в стволе влагу. |
|
«Почему белые медведи не живут в лесу?» |
«А белый ли белый медведь? И почему белый медведь не мерзнет» |
Показать как прозрачные волоски шерсти образуют белый мех медведя. |
Накануне занятия следует провести опыт «Какая поверхность сильнее нагревается: белая или черная?». Рассмотреть через мультимедийный пректор фото кожи медведя - она черного цвета. Чтоб лучше нагревалась. Но ведь она под белым мехом, а белый цвет отталкивает солнечные лучи. Рассмотреть фото шерстинок белого медведя - они прозрачные. Так почему шкура медведя белая? Проследить как меняется цвет силуэта «чернокожего» медведя при накладывании на него несколько слоев прозрачной полиэтиленовой пленки. Медведь стал белым и незаметным на снегу, а прозрачные шерстинки пропускают солнечные лучи к темной коже медведя, и согревают его в лютые морозы. |
|
«Беседа об осени» |
«Почему листья осенью желтеют» |
Показать детям зависимость выработки хлорофилла растениями от продолжительности светового дня. |
Этот опыт надо начинать примерно за неделю. Чтоб на занятии был уже результат. Растение поставить в темный шкаф и выставлять на постоянное место на пару часов, или прикрыть фотопленкой один лист и никуда растение не убирать (это более гуманно к живому объекту). Хлорофилл вырабатывается только на свету. Нет света - лист желтеет (желтый пигмент в растениях есть всегда). |
|
«Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях» |
«Почему глаза и ноздри лягушки находятся на одном уровне» |
Показать приспособленность лягушки находиться в двух средах обитания одновременно. |
Предложить детям погрузить резиновые игрушки-лягушки в воду, чтоб на поверхности были только ноздри и глаза. Показать на мультимедийном проекторе фото такой позы лягушки. Зачем лягушке такая особенность? Чтоб их кожа не пересыхала на солнце, чтоб их не было видно сухопутным хищникам, а сами лягушки видели все вокруг и могли бы дышать воздухом. Предложить то же проделать с игрушкой зайца, волка… У каких животных есть такая особенность? (бегемот, крокодил) Почему? |
|
«Как видит лягушка» |
Показать особенности зрения лягушек. |
Привязать к указке леску к концу лески привязать пластмассовую муху, но детям не показывать, что на конце лески. Махнуть перед детьми указкой с мухой. Увидели, что было на конце лески? (нет). Посадить «муху» на стол. - Разглядели кто это? Лягушка видит все наоборот. Движущие предметы хорошо, а неподвижные вообще не видит. Неподвижные предметы она не видит, потому что те не опасны и не съедобны |
||
«Сравнение рыб и лягушек». |
«Как видят рыбы» |
Показать особенности зрения рыб, приспособленность к среде обитания; зависимость развития разных органов чувств от глубины обитания и степени прозрачности воды. |
Небольшими группами сесть вокруг прозрачных емкостей (можно 3-литровые банки), наполненных прозрачной водой. Посмотреть друг на друга, приблизившись близко к емкостям. Хорошо видно друг друга? (да). Потом посмотреть отодвинувшись на расстоянии. Хорошо видно друг друга? (плохо) Так и рыбы видят - они близоруки. Влить молоко в емкости с водой и посмотреть через мутную воду. Хорошо видно? (ничего невидно). Как же рыбы ориентируются в мутной, темной, придонной воде? Показать на мультимедийном проекторе боковую линию рыб и донных рыб с усиками (сомы, налимы) |
|
«Беседа о кроте» |
«Как видит крот» |
Показать приспособленность крота к подземному образу жизни. |
Рассмотреть на фотографии глаза крота. Глаза есть, но срослись веки. Предложить детям одеть очки с непрозрачной пленкой (превратиться в крота). Посмотрите друг на друга, хорошо видите? (ничего не видно) А теперь посмотрите на лампы и поводите рукой перед глазами. Что видите? (тени от руки). Почему крот так видит? (зрение под землей, в полной темноте не нужно). |
|
«Почему мех крота ложится в разных направлениях» |
Взять кусочек натурального меха (крот) и просунуть его сквозь трубочку (туннель норы) по росту шерсти и против. Как легче «кроту» было проходить по туннелю? (по росту шерсти) Почему у крота шерсть ложится в разных направлениях? (чтоб крот не застревал в норе, мог легко передвигаться как вперед, так и назад). |
|||
«Слепые землекопы» |
Проект «Слепые землекопы» |
Показать разнообразие животных, приспособленных к жизни под землей. |
Презентация «Слепые землекопы» |
|
«Что мы знаем о птицах?» |
«Как видят птицы» |
Показать зависимость расположения глаз от типа питания. |
Предложить детям встать, ведь голубь летает высоко. -Где расположены глаза? (по бокам) - Поверните голову вправо, как можно дальше, поводите глазами посмотрите. Запомните, что вы видите. Вот сколько голубь видит правым глазом. А теперь поверните голову влево. Левый глаз оказался на боку. Посмотрите, сколько птица видит левым глазом. Много видит голубь? (все вокруг себя) А теперь посмотрите на сову. У нее так же расположены глаза? (прямо) Почему у голубя по бокам, а у совы прямо? (голубю надо видеть хищника, дорогу для спасения, а сова нацелена на жертву перед собой). Предложить определить по фотографиям птиц хищных и жертв.(беркут, синица или др, с четко выраженным направлением взгляда). Примечание: у зверей четко выражено направление глаз (кошки - мыши, тигры - антилопы, волки - зайцы). |
|
«Полет листа бумаги» |
Показать важность площади опоры о воздух для полета. |
Предложить детям взять два листа бумаги, один скомкать в шарик и опустить их одновременно с высоты поднятых рук. Какой лист упал раньше? (скомканный) - Почему? Расправленный лист легкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного планировать. Провести аналогию с расправленным крылом птицы. |
||
«Сохраним елку - красавицу!»» |
«Елочки - школьницы» |
Показать сколько елок вырубается на праздник. |
Для начала провести аналогию с человеческим возрастом. Елочки до 10 лет называются школьницами. Предложить посчитать сколько елочек срубят для семей детей, посещающих группу, две группы, весь детский сад, 3 детских сада поселка? Число огромно и очень поражает детей. |
|
«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» |
«Маскировка» |
Уточнить приспособительные особенности животных. |
Моделирование маскировки. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64) |
|
«Этажи леса» |
Показать, что все животные занимают свою пищевую нишу в лесу. И никто никому не мешает. |
Моделирование этажей леса. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64) |
||
«Волк и лиса - лесные хищники» |
«Чьи ноги быстрее» |
Показать, как особенность внешнего вида влияет на способ добычи пищи. |
Моделирование при помощи «ног - циркулей». Описание в методике работы с детьми (2 . с. 72) Лучше приготовить на каждого ребенка или комплект на двоих. |
|
Подвижная игра «Поймаем зайца» |
Объяснить, почему волки зимой сбиваются в стаи. |
Лето - один ребенок «волк» догоняет ребенка «зайца». Зима - этот же ребенок, но с одетой резинкой на уровне икр (моделирование затрудненного бега по снегу) догоняет зайца (заяц гораздо легче волка и не проваливается глубоко в снег, поэтому ноги свободные). Догнать не получается. На помощь позвать еще несколько детей. «Стая» зайца загоняет в кольцо. Вывод: одному волку в лесу не выжить, а стае проще прокормиться. |
||
«Лес в жизни человека» |
«Как появился рисунок на поверхности деревянной мебели» |
Показать как образуется текстурный рисунок на деревянных поверхностях. |
Раскатать два разных по цвету пласта пластилина, наложить друг на друга и закатать в рулет. Стекой, смоченной водой разрезать рулет под разными углами. Целесообразно перед этой работой показать детям прямые срезы деревьев, с четким рисунком годовых колец. |
|
«Заповедные места и памятники природы» |
Сюжетная игра «Некультурные туристы» |
Показать, как активно исчезают экземпляры флоры и фауны из природы из-за экологической неграмотности людей. |
Разложить фотографии цветов и пригласить на «экскурсию» детей - «некультурных туристов», которые «сорвали» всего по одному цветочку. Сколько исчезло и не дало потомство цветов? Такую же игру можно провести и с насекомыми, раковинами и др. объектами природы. |
|
«Кому нужна вода?» |
«Капля за каплей» |
Показать сколько воды теряется из-за подтекания кранов. |
Начать занятие в умывальной, обратив внимание на капающий кран. - Много в капельке воды? Много воды уходит в канализацию из капающего крана? Предложить поставить емкость под капающий кран и проверить в конце занятия, сколько воды накапало. Можно для убедительности сделать несколько отметок в течение дня. |
|
«Обитатели водоёма» |
Фото-загадки «Животное водоема» |
Закрепление умений определять по внешнему виду представителей различных экосистем. |
Посмотрев на фотографии незнакомых животных определить по внешнему виду и выбрать тех, которые приспособлены к обитанию в воде (выхухоль, утконос, калан, болотная черепаха, тритон и др.все зависит от знаний детей). |
|
«Что живет в воде, что растет в воде» |
«Почему завяла валлиснерия» |
Показать детям полную зависимость от воды водных растений. |
Отщипнуть лист валлиснерии (можно любого водного растения). Она буквально на глазах начинает вянуть. |
|
«Почему ива плачет» |
Показать детям гуттацию (от лат. gutta — капля, выделение листьями растений капельножидкой воды) ивы |
В емкость с водой положить шерстяные мокрые и отжатые нитки «стебли ивы», так чтоб нитки свисали из емкости. Через несколько секунд с них начинает капать вода. Ива - одно из немногих древесных растений, способных к гуттации, Происходит, когда корнями поглощается воды больше, чем испаряется листьями. |
||
Праздник «Земля, с днём рождения тебя!» |
В рамках праздника проведение различных акций: «Вторая жизнь бутылки»; «Чистый двор»; «Чистая группа» и др. |
|||
«Зелёная служба Айболита - весенний уход за комнатными растениями» |
Показать способы размножения растений, виды корневой системы. |
Посадка и пересадка комнатных растений. |
Литература:
Любопытство и тяга к познанию окружающего мира свойственна всем детям. Важно вовремя это заметить и мотивировать ребенка на дальнейшее изучение. Посещение дошкольного учреждения поможет ребенку подготовиться к следующему жизненному этапу - школе.
Современные условия постоянного развития системы образования и непрекращающийся информативный поток диктуют свои правила к организации обучения детей в дошкольном возрасте. Предъявляемые требования подробно изложены в ФГОС, согласно которому функционирует исследовательская деятельность в подготовительной группе.
Детские исследования всегда нравятся малышам
В первых дней жизни малыш получает опыт путем исследований. Родители не всегда поощряют это любопытство, зачастую обучая ребенка тому, что сами считают важным.
Обратите внимание! Такой подход со временем отобьет потребность узнавать новое, и образовательный процесс превратиться в скучную рутину.
Этого допускать нельзя. Поэтому необходимо не только самим участвовать в процессе, но и отдать чадо в ДОУ для всестороннего развития мыслительных способностей.
Стимулирование детей к изучению нового с обязательным поощрением и формирование соответствующего мышления является целью воспитателя.
Экспериментальные уроки должны быть в каждом саду
Все ДОУ обязаны следовать федеральному государственному образовательному стандарту, который включает в себя свод правил и НОД, необходимых для качественного функционирования подготовительной группы. Одним из основополагающих требований является развитие любознательности и активности ребенка.
Важно сформировать самостоятельный сбор и последующий анализ информации. Воспитателю следует проявлять внимательность и удовлетворять разумным ответом любой вопрос ребенка.
Коллективные занятия эффективнее
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе может быть организована двумя способами:
Методы, используемые в исследовании:
Организация учебного процесса может быть представлена, как:
По мере роста ребенка, углубляются мыслительные процессы и способы изучения окружающего мира.
Если в младшем и среднем дошкольном возрасте экспериментирование является главным источником познания, то в старшем одного его уже недостаточно. Появляется наглядно-образное мышление, осознанность, воображение расширяется.
Благодаря новым навыкам, формируется логическое мышление, основанное на приобретенном опыте. Развивается способность предугадывать результат исходя из похожих ситуаций.
Заключительным пунктом является исследование заинтересовавшего объекта исходя из личной мотивации. То есть, наличие результата не представляет ценности, важен сам процесс.
Обратите внимание! Знание вышеперечисленных стадий необходимо учитывать при работе в группе со старшими дошкольниками.
Существует множество занятий для развития малышей.
Выполнение: детям предлагается использовать скрепки или другие металлические предметы для замера производимой силы и последующего сравнения свойств.
Необходимы две пустые пластиковые бутылки, песок, шило, скотч.
Обратите внимание! В результате получились песочные часы, время которых устанавливается самостоятельно.
Опыты с водой развивают знания
В емкости разных форм и размеров разливают воду, и наблюдают, какую форму она примет, констатируя отсутствие цвета и запаха.
1/2 листа бумаги скручивается в трубочку диаметром 1 см. В нее вставляется карандаш, конструкция засыпается песком до основания трубки. Карандаш убирается, и ребенок наблюдает целостность свернутой бумаги и отсутствие деформаций. Просто и познавательно!
Берется два листа бумаги, накладываются друг на друга. Ребенку предлагается сдвинуть их. После чего листы пропитываются водой, и сдвинуть их уже не так просто. Таким образом, приходит понимание о склеивающей способности мокрой бумаги.
Необходимо предоставить несколько образцов различных тканей. Дети должны сравнить и проанализировать материал, его толщины, гладкость, прочность, степень намокания.
Полиэтиленовый пакет надувается и затягивается. Воспитатель показывает - пакет держит форму. Затем воздух выпускают, и пакет опадает. Вывод: в пакете был прозрачный воздух.
Важно определить место будущего уголка:
Паспорт, это документ, в котором воспитатель указывает название уголка, номер группы и возрастную категорию, количество и название всех веществ и предметов для опытов, в том числе мебель, методические указания по проводимым экспериментам, правила пользования уголком и плакаты по технике безопасности.
Важно фиксировать результаты практических исследований. Для этих целей дети ведут дневники опытов и экспериментов, куда схематично вносят свои зарисовки, схемы и пометки.
Обратите внимание! Для этих же целей используют стенды с фотографиями, планами и диаграммами, возможно изготовление тематических книжек-раскладушек, на тему проведенных исследований.
Цель занятия: определение характеристик камня практическим путем.
Задача: экспериментирование в подготовительной группе.
Выполнение:
Результаты опытов и наблюдений заносятся в дневник.
Опыты с магнитом увлекательны
Цель - знакомство детей со свойствами магнита, создание с ним игрушек.
Задачи - стимулировать познавательную активность, любопытство, мелкую моторику, сформулировать представление о свойствах магнита.
Ход занятия:
Участие родителей - неотъемлемая часть в развитии детей. Важно отвечать на все вопросы юного незнайки. Следует помогать ребенку открывать окружающий мир можно и в домашних условиях. Достаточно будет немного фантазии и времени.
В заключении стоит отметить, что во время рисования фломастерами, желательно продемонстрировать получения новых цветов, путем смешения уже имеющихся. Такой комплексный подход сформирует в ребенке тягу к знаниям и мотивацию учится.