Форма работы "педагогическая гостиная" используется в ДОУ для реализации следующих задач: формирование благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе, повышение самооценки педагогов, изучение характера и психологических особенностей сотрудников, оценка способностей и творческого потенциала, для эффективного осуществления образовательной работы, успешного и конструктивного взаимодействия педагогов. Вашему вниманию предлагается одна из встреч в педагогической гостиной.
Педагогическая гостиная
Тема: «Я – педагог»
Цель:
1.Формирование благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе, повышение самооценки педагогов
2.. Изучение характера и психологических особенностей сотрудников
2. Оценка способностей и творческого потенциала, для эффективного осуществления воспитательной работы и успешного взаимодействия педагогов
Успешное воспитание дошкольника напрямую связано с индивидуальными и профессиональными качествами воспитателя. Однако работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а в тесном взаимодействии с коллегами. Поэтому так важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, поднять самооценку каждого педагога, создать ситуацию успеха, раскрыть творческий потенциал, повысить престиж профессии воспитатель. Отношения в коллективе должны строиться с опорой на такие понятия как нравственность, ответственность, открытость, контактность, коллективизм, организованность, информативность, т.е. хорошее знание коллегами дел в коллективе и знание друг друга Сегодняшнюю встречу мы начнем с представления себя, с презентации. Я предлагаю каждому из вас сформулировать своё жизненное кредо, девиз. (Передавать игрушку)
Задание 2
К. Д. Ушинский сказал, что «В воспитании все дело в том, кто воспитатель»
Я прошу Вас высказать свое мнение по данной проблеме.
Действительно результат воспитания зависит непосредственно от личности самого воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником.
Задание 3
Игра «Хорошо-плохо»
Разделить плакат на 2 части.
Выделить положительные и отрицательные стороны профессии педагог…
Отрезать часть плаката с отрицательными качествами
Обратить внимание педагогов на то, что положительного в профессии больше чем отрицательного. Предлагаю отрезать часть плаката с отрицательными характеристиками. Очень важно, не позволить негативным проявлениям властвовать над нами. Существуют 2 причины разрушающие здоровье педагога мировоззренческие и психические .
Мировоззренческие причины :
Неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;
Неумение жить в данный момент, считая его самым важным;
Наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям;
Неполное осознание того, что каждый из нас очень нужен на своем рабочем месте, нужен людям, стране, истории, вечности.
Психические причины :
Неумение противостоять стрессам,
Неумение вырастить в себе эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной заработной платы;
Неспособность смеяться над жизненными ситуациями.
Предлагаю отдохнуть и провести психологическую зарядку, которая способствует повышению энергетического потенциала
Психологическая зарядка
1.Стоя свести лопатки, улыбнуться, подмигивать правым глазом, потом левым, повторить «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь»
2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача»
3. Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»
4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»
5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо»
6. Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу»
7. Руки на поясе, наклоны вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен и я прекрасна!!!».
8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично!!!».
9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».
Творческий потенциал сотрудника детского сада важен для детей, родителей и коллег.
Предлагаю вашему вниманию предметы: бутылочка из под шампуня, старый зонтик.
Выяснить, кто предложит наибольшее количество вариантов использования этих вещей.
Дано начало стихотворения, продумайте окончание :
Утром настроение плохое,
глаз накрасить не могу никак…
Весной везде повсюду лужи,
В ручьях кораблики плывут….
Все любят послушных, приветливых деток,
Капризных, упрямых не любит никто…
Родители часто сердясь и бранясь,
С ребенком теряют душевную связь
Генетику можно во всем обвинять,
На зеркало даже не стоит пенят…
Если в очереди Вас обидели,
Улыбнитесь и забудьте сей же час…
Чтобы значимость другому показать,
Щеки вовсе и не надо надувать…
В то время как педагоги выполняют задание предлагаю провести тест и определить творческий потенциал наших гостей.
Под небом голубым
Представьте себе чистое голубое небо без единого облачка. Какая из перечисленных картин выглядит для Вас наиболее успокаивающей и расслабляющей:
Белая заснеженная равнина;
Голубой морской простор;
Покрытые зеленью горы;
Поле, поросшее желтыми цветами.
1. Если сотрудник выбирает воображаемую заснеженную равнину, он обладает особой восприимчивостью, воображением, интуицией, способен даже в какой-то степени прогнозировать будущее.
2. Выбор морского простора свидетельствует о том, что у сотрудника наиболее развито воображение в сфере межличностных отношений, он подбадривает коллектив, помогает не терять уверенности и оптимизма.
3. Покрытые зеленью горы выбирает человек, наделенный воображением в сфере ораторского искусства, он способен сделать интересным сухой доклад, помочь подготовить увлекательное родительское собрание и научить воспитанников говорить образно.
4. У сотрудника выбирающего поле, поросшее желтыми цветами, воображение развито практически во всех сферах деятельности, это обладатель большого творческого потенциала, вдохновитель праздников и вечеринок, режиссер спектаклей.
Игра –упражнение «Подарки»
Игра способствует сплочению группы, формированию эмоционально-благоприятной атмосферы.
Раздать участникам по 2 билета. На каждом билете можно записать только одно качество, которое вы цените в людях. Билеты складываем в мешок. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать его и отдать тому, кто обладает данным качеством. Получивший подарок выбирает следующий билет и дарит его следующему игроку.
ИЛИ
Даны слова ДОБРОТА, КРАСОТА, УМ, ЗДОРОВЬЕ. Используя эти слова подписать поздравление коллеге.
Я надеюсь, что сегодняшняя встреча помогла нам взглянуть друг на друга несколько с другой стороны. Психологический климат в коллективе должен быть всегда благоприятным, от этого зависит работа воспитателя, отношения с родителями, с коллективом. Если мы чаще будем понимать душевное состояние других людей, то сами от этого только выиграем. До новых встреч.
МКОУ «Прогимназия №9 «Ручеек»
г. Хасавюрт
Педагогическая гостиная
«Современные формы работы с родителями»
Выполнила: музыкальный руководитель
Батырмурзаева Н.В.
Цель: Распространение опыта работы взаимодействия музыкального руководителя ДОУ с семьями воспитанников.
Задачи:
Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах музыкального развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на музыкальное развитие детей.
Обогатить методическую копилку для родителей «Музыкальная мастерсая».
Подготовительная работа:
Оформление приглашений для родителей в гостиную.
Анкетирование родителей по проблеме «Музыкальное развитие детей» (приложение №1).
Создание презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ».
Оформление выставки музыкально - дидактических игр, направленных на музыкальное развитие дошкольников.
Памятки для родителей «Современные формы работы с детьми»
(приложение №2).
Индивидуальное общение с родителями на тему: «Музыкальный репертуар, направленный на развитие детей».
План проведения мероприятия:
1. Вступительное слово музыкального руководителя по современным технологиям.
2. Знакомство с результатами анкетирования родителей.
4. Обмен опытом родителей «Музыкальный репертуар, направленный на развитие детей».
5. Памятка для родителей «Современные формы работы с детьми»
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово музыкального руководителя по современным технологиям.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи взаимодействия детского сада и семьи.
В своей музыкально-художественной деятельности планируя работу, стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его музыкальное восприятие. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в музыкальной школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
2. Проводится анализ результатов анкетирования родителя «Музыкальное развитие детей» (приложение №1).
3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»
В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией. (слайды 1-2)
С некоторыми из них мы хотим вас познакомить и поиграть.
Круги Луллия.
Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.
Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. «Покажи композитора», «Музыкальные профессии», «Назови нотку» и пиктограмма с настроением.
Пособие «Гусеничка» (слайд 3)
Формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять группы музыкальных инструментов.
4. Обмен опытом родителей «Музыкальный репертуар, направленный на развитие детей».
Игра «По кругу»
Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «бубен», и придумывает какое-нибудь игру, «Громко - тихо». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнюю игру, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Игра «Шкатулка с песнями»
Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.
Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо подумать, какую песню исполнить. После того как первый играющий спел 2 – 3 песни, следующий вынимает другой предмет и продолжает вспоминать песни, про этот предмет. Когда концерт закончился, предметы собирают вместе и начинается новый концерт. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная композиция, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
5. Подведение итога мероприятия.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»
Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.
Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Всем удачи и до скорых встреч!
Приложение№1
Приложение №2.
Многие родители ставят перед собой задачу развивать ребенка, в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей.
Перед данным мероприятием Надия Вагабовна с нами провела анкетирование «Музыкальное развитие ребенка». Там уже были вопросы, которые заставили призадуматься. Потом нам передали приглашения в гостиную. После этого было неудобно проигнорировать мероприятие.
Мы узнали, что занятия по музыке с использованием современных – технологий - это импровизация, игра, мистификация.
Ведь важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому музыкальный руководитель в своей работе особое внимание уделяют музыкальному развитию своих воспитанников.
Потом нам показали презентацию «ТРИЗ - игры и методические пособия, используемые в ДОУ» . Оказывается, дома, я играла с ребенком в игры, использовав элементы ТРИЗ, даже не подозревая об этом.
Во время данного мероприятия я увидела, что ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностям наших детей.
Родительница старшей группы Маматавова Г.Б.
Директор «Прогимназия «Ручеек» Маликова М.Г.
Отзыв на педагогическую гостиную
«Современные работы с родителями»
Надия Вагабовна Батырмурзаева относится к той категории творческих педагогов, которые находятся в постоянном поиске новых форм и идей эстетического воспитания детей.
Надия Вагабовна талантливый педагог и музыкант. На её занятиях дети не просто поют, слушают и двигаются. Она расширяет их кругозор, учит разбираться в таких понятиях, как «ритм», «тембр», «жанр». Учит жить в гармонии с собой, своим внутренним миром и видеть только самое позитивное, яркое и жизнеутверждающее. И все это, конечно, через сказку и игру.
Дети с удовольствием ходят на музыкальные занятия, с большим желанием участвуют в различных праздниках и утренниках. Это говорит о том, что профессиональный уровень педагога очень высок.
Надия Вагабовна часто в своей работе использует компьютерные презентации, которые создает сама. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Ежедневно применяет ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.
Родительница старшей группы Кадимова Л.Д.
Директор «Прогимназия «Ручеек» Маликова М.Г.
Елена Журавлева
Педагогическая гостиная проводится в старшей группе.
Цель мероприятия: Развивать сотрудничество педагогов и родителей воспитанников путем расширения их педагогических, психологических и логопедических знаний.
Задачи: Повышать компетентность родителей в области логопедии; познакомить их с играми и упражнениями, которые можно использовать в домашних условиях; вызвать положительные эмоции от общения с детьми.
План мероприятия.
Подготовка пространства.
Представлен стенд с различными книгами и пособиями для родителей по закреплению правильного произнесения звуков в речи детей.
Помещение группы разделено на зоны.
Зона 1 - стулья расставлены полукругом по количеству присутствующих (для семинара)
Зона 2 – рабочее пространство (для занятия с детьми)
Зона 3 – свободное пространство (для проведения игры «Клубок»)
Зоны 4, 5, 6, 7 – «станции путешествия» – стол со стульями, расставленными вокруг.
Организационный момент.
Родителям предложена анкета, цель которой – выяснить, как они относятся к речевым дефектам своего ребенка, настроены ли на сотрудничество с логопедом ДОУ.
Проведение гостиной.
Гостиную открывает логопед, он приветствует родителей и детей. Предлагает «познакомиться».
Игра «Клубок».
Цель: Познакомить участников гостиной друг с другом, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность.
Материал: Мягкая симпатичная игрушка или мягкий, пушистый клубок.
Ход игры.
Взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя встает его малыш. Логопед отдает одному из детей игрушку со словами: «Здравствуйте, я – клубок-Колобок, очень хочу познакомиться с такими симпатичными, умными детишками и вашими замечательными родителями. Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей (твоего) мамы\папы»
После знакомства логопед проводит для родителей теоретический семинар, тема которого – «Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция». Дети в это время выкладывают из пуговиц или палочек картинки.
Переход к практической части.
Логопед предлагает детям вместе с родителями отправиться в небольшое путешествие. «Мы будем путешествовать на разном транспорте».
Игра «Угадай по звук у».
На каком транспорте мы отравимся в путешествие? (звучит музыкальный сигнал паровоза).
Дети должны угадать и назвать.
Логопед читает стихотворение:
Вдаль несется скорый поезд,
Слышен звонкий стук колес.
За собой вагоны возит
Самый быстрый паровоз.
Дети с родителями встают друг за другом и, изображая поезд, движутся к первой станции.
1 стол - "Веселая обезьянка". На этой станции представлен основной комплекс артикуляционной гимнастики.
Обезьянка очень любит играть с зеркалом, тренирует свой язычок. Мы тоже поиграем вместе с ней».
Цель: Научить родителей правильно выполнять упражнения, которые показывает логопед.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1."Заборчик" - широко улыбнуться и показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних) удерживать - 5-7сек.
2."Слоник" - вытянуть губы "трубочкой" (зубы сжаты). Удерживать 5-7сек.
3."Непослушный язычок" - широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося "пя-пя-пя:". Повторить 3 раза.
4."Блинчик на тарелочке" - широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз "пя". Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать 3-1 О сек.
5."Чистим зубы" - открыть широко рот, улыбнуться показав зубы. Затем кончик языка "чистить зубы" изнутри, двигая им вправо-влево (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Нижняя челюсть не двигается. Повторить 5-6 раз.
6."Вкусное варенье" - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык).
7."Маляр" - широко открыть рот, улыбнуться, показывая зубы. Кончиком языка "красить" потолок, двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться "от потолка" и двигаться влево- вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться.
8."Лошадка" - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно- быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.
9."Качели" - широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык.
10."Шоколадка" - приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторить 2-3 раза.
11."Конфетка" - упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) - "спрятали конфетку за щеку", нажать не сильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию)
12."Больной пальчик" - положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох.
14. "Индюк" - приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к "бл-бл-бл:". Тянуть звук 5-7 сек., сделав сначала глубокий вдох.
Звучит следующий сигнал. Дети угадывают пароход.
Логопед сообщает, что путешествие продолжается на пароходе, читает стихотворение, дети выполняют движения, подражая пароходу.
По морям, по океанам
Этот быстрый пароход
В неизведанные страны
С нами весело плывет.
2 стол. "Поможем капитанам". Где представлен комплекс дыхательных упражнений.
Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи. Оборудование:
"Буря в стакане". Ребенок плавно дует в стакан с водой через трубочку. Можно изменять силу струи: плавно-сильнее-сильнее-плавно.
"Кораблики". Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача детей свой кораблик "отправить" на другой берег (в виде соревнования).
Звучит следующий сигнал. Дети угадывают самолёт.
Логопед читает стихотворение, дети с родителями подражают движению самолета.
Словно сказочная птица,
Ввысь поднялся самолёт.
Он быстрее ветра мчится!
Управляет им пилот.
3 стол «Поиграем с Карлсоном». Знакомство с заданиями на развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук.
Игра «Угадай, что звучало?». За ширмой раздаются звуки различных музыкальных инструментов, а дети их угадывают.
«Отбивание ритма» - взрослый воспроизводит музыкальным инструментом определённую последовательность ритмов, а ребёнок вслед за ним должен повторить (хлопаньем в ладоши).
Использование различных пальчиковых игр с речевым сопровождением (по методике «Расскажи стихи руками»)
Звуковой сигнал «Скорая помощь».
Логопед: «Друзья, доктор Айболит просит нас помочь вылечить слонёнка - слоненок перепутал все звуки»
4 стол - "Поможем доктору Айболиту". Здесь показывается пример работы с картинками на различные группы звуков.
Выбери картинки с определенным звуком;
В какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)
По окончанию "путешествия" взрослые с детьми рассаживаются по своим местам (Зона 1).
Логопед проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения.
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Организация профессионального взаимодействия между студентами различных специальностей внутри колледжа
Организация взаимодействия студентов младших и старших курсов
Привлечение родителей студентов к профессионально-личностному росту своих детей
Оказание помощи в овладении гуманистической направленности педагогической деятельности
Каждое из этих направлений реализуется с помощью разнообразных форм работы, одной из которых являются Педагогические гостиные .
Принципы организации данной формы соответствуют общим принципам организации различных сообществ, в частности:
· добровольное участие педагогов, учащихся, родителей, представителей учреждений науки, культуры;
наличие педагога-лидера, способного привлекать к образовательному процессу других взрослых и · сотрудничать с ними, занимать педагогическую позицию по отношению к учащимся «вместе, но чуть впереди »;
· принятие ценностей и целей сообщества всеми ее членами.
Педагогическая гостиная - это внеучебная, специально организованная форма взаимодействия педагогов колледжа, педагогов других образовательных учреждений, родителей-педагогов и студентов.
Организация данных гостиных предполагает как участие групп одной специальности, так и проведение гостиных с участием студентов различных специальностей.
Названия гостиных «Педагогические династии», «Продолжи мое дело», «Профессия открытий и удивлений», «Петербургский стиль воспитания» отражают содержание данных мероприятий.
Подготовка к ним проходит в тесном взаимодействии и сотрудничестве, оформление, литературно-музыкальные номера предлагаются студентами. В ходе самой гостиной студенты участвуют не как пассивные слушатели, а как активные участники диалога. Они задают вопросы гостям, являются соведущими, высказывают свою точку зрения по вопросам воспитания и развития детей .
Задачами организации педагогических гостиных являются:
Расширение представлений студентов о педагогической профессии;
Повышение заинтересованности ею;
Совершенствование профессиональных навыков и умений;
· Умственные и нравственные способности учащихся.
· Сформированность их творческого воображения как направления личностного и интеллектуального развития.
· Развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками .
Итак, мы видим, что процесс подготовки ребенка к школе, осуществление задач преемственности между дошкольным и школьным образованием - это задача не одного дня и даже не одного года. И если многие из вас пока
об этом знают только со слов преподавателей, и может кто-то из вас помнит, как вы сами готовились к школе, то студентка 522 группы Васильева Наталья знает об этом не только со слов и собственных воспоминаний, ее дочь Катя пошла 1 сентября этого года в школу. И я передаю слово Наталье.
Вот и прозвучала ключевая фраза, как много зависит от первого учителя. На нашей гостиной присутствует та самая Надежда, о которой только что говорила Наташа. Случайно получилось, что выпускница 2008 года, наша студентка Храброва Надежда, стала первым учителем Кати. И я предаю ей слово.
АДАПТАЦИЯ
Школьная адаптация - это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности , режиму жизнедеятельности.
Вопросы к гостям.
Запись интервью с первоклассниками.
Первые дни ребенка в школе, как значимы они, как тяжелы и интересны, как по-разному воспринимаются детьми. А какие они для вас - студентов. Сейчас я хочу предоставить слово студентам 512 группы, которые в первую неделю сентября освоили новый вид практики.
(Вступление, речь, вопросы)
Вот и подошла к концу наша гостиная
И снова в позолоте тополя,
А школа как корабль у причала…
Здесь ждут учеников учителя,
Чтоб новой жизни положить начало!
1.3 Особый ребенок
Сегодня у нас с вами не обычный урок, а Педагогическая гостиная, тема которой тоже необычная! Мы все не похожи друг на друга, мы все разные, мы все особенные, начиная с того, что у нас с вами особое предназначение в жизни: мы - педагоги. Но речь сегодня пойдет не о нас, а об особенных детях!
У нас сегодня в гостях выпускники нашего колледжа 2005 года и 2007 года.
(Представление)
Начнем мы с того, что определим: кто он – особый ребенок! Я предлагаю вам это решить (каждая группа вместе составляет список и называют по очереди).
Итак, вы считаете, что особым ребенком можно назвать …перечисляются положения, составленные студентами). А как говорит об этом наука (слово студентам: международное определение и сущность понятия).
Все наши гости работают в ДОУ с разными детьми и в разных образовательных учреждениях, Катя, Марина и Маша в обычных детских садах, куда родители приводят детей каждый день, а Лена в психоневрологическом доме ребенка.
Слово Лене Швайштейн. (Рассказ о доме ребенка и о детях - ВИЧ, специфика работы, биологический возраст и психический возраст, контингент, особенности воспитания, обучения, усыновления).
Индивидуальный подход необходим для любого ребенка, но есть дети, для которых важен не только индивидуальный подход, а и специальные знания, умения и навыки.
Слово гостям, которые расскажут о специфике работы сурдопедагога.
Вы сейчас слушали, затаив дыхание, восхищаясь тем мастерством, которым должен обладать педагог для работы с такими детьми. Я, конечно же, всем желаю чтобы, в работе было таких детей меньше. Работая в обычных детских садах, зная хорошо норму развития детей, наблюдая за детьми ежеминутно, вы должны, как можно раньше заметить отклонения в развитии, предупредить попадания такого ребенка в группу риска. Вы знаете, что ранняя диагностика, выявление отклонений и своевременное медико-педагогическое сопровождение ребенка - это 80% успеха.
О способах диагностики слуха, кохлеарных имплантантах и работе с особыми детьми расскажет следующий
наш гость!
Вы уже поняли, как важна для особого ребенка социальная ситуация развития, социализация такого ребенка - это самая главная задача всех специалистов, работающих с этими детьми. На данном этапе развития специальной педагогики и психологии ключевым направлением является интеграция! Об этом современном направлении специального образования расскажет Полина Смирнова (521 группа). (см Приложение 2)
Следующий наш гость - студентка факультета специальной педагогики Беккерова Динара, которая также является выпускницей нашего колледжа. Она сама - особый ребенок и яркий представитель того человека, который на себе испытал плюсы и минусы инклюзивного образования. Слово Динаре.
Закончить нашу встречу я хочу словами древнего индийского мудреца:
В чем добродетель? - В сострадании к живому.
В чем счастье? - В нерушимом здоровье,
Что такое любовь? - Отзывчивость души.
Что есть мудрость? - Верное решение.
Я хочу пожелать вам находить в жизни мудрое и верное решение и никогда не оставаться равнодушными к людям!
Подарок всем присутствующим - песня Мамонтенка (312 группа)
1.4 Эстафета поколений
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
(Ю. Левитанский)
Этими поэтическими строчками я позволю себе открыть нашу сегодняшнюю гостиную, которая называется «Эстафета поколений». Мы все с вами сделали свой выбор. Мы выбрали особую дорогу, можно даже сказать - миссию. Мы с вами - педагоги. Кто-то только в начале этого пути, а кто-то уже достиг высот и мастерства в этой профессии. И сегодня мы поговорим об одной из самых важных профессий на земле - профессии учителя.
Сейчас большой интерес к династиям королевским, дворянским, артистическим. В советское время едва ли не в каждой газете можно было прочесть о династиях рабочих. А вот о профессии, с представителями которой каждый из нас непосредственно сталкивается в своей жизни, говорится не так часто. (Приложение 3)
Я представляю вам наших гостей: Татьяна Всеволодовна Ходжаш - учитель высшей категории, стаж работы - 30 лет и ее дочь Елена Александровна Ходжаш - учитель начальных классов, стаж ее работы 4 года. Лена - выпускница нашего колледжа. Их семью можно по праву назвать династией. Я передаю им слово.
Вопросы к гостям.
Преемственность поколений этих замечательных учителей в кропотливом ежедневном труде, в доброте и милосердии. Никакими неожиданными «сверхсекретами» они не обладают. Просто они жили и живут вместе с ребятами по совести, по чести, по душе. Но для того чтобы вот так работать, как вы поняли, надо обладать и знаниями, и талантами.
На уроках педагогики вы говорили о профессиограмме учителя. Я, когда беру в руки эту книгу (Спирин Л. Ф. Общепедагогическая профессиограмма. ), представляю
сколько должен знать и уметь педагог, у меня складывается впечатление, что хороший учитель - это наместник бога на земле.
Профессиограмма педагога - это идеальная модель учителя, преподавателя, воспитателя, эталон, представляющие основные качества личности, которыми он должен обладать; знания, умения и навыки, необходимые для выполнения своих профессиональных функций.
В соответствии с профессиограммой, учитель в процессе работы должен решать задачи формирования знаний, умений и навыков; задачи воспитания и развития личности учащихся, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», а также Программами, утвержденными Министерством Образования Российской Федерации.
В профессиограмме определены субъектно-деятельностные характеристики педагога: наличие дидактических, конструктивных, перцептивных, экспрессивных, коммуникативных, организаторских способностей; гуманистическая направленность, положительное отношение к педагогической деятельности, желание работать с детьми.
Профессиограмма корректируется в соответствии с содержанием подготовки учителя по каждой специальности, а также с учетом изменений требований общества к педагогу. Процесс достижения уровня, соответствующего требованиям профессиограммы, называется профессиональным ростом, который в колледже только начинается и будет продолжаться всю жизнь.
Педагог должен обладать личными качествами, необходимыми для работы: любовь и уважение к детям, умение понять их запросы и интересы, требовательность и справедливость, доброжелательность и терпение. Противопоказаниями к участию в педагогической деятельности
среди прочих является низкий морально-нравственный уровень личности.
В качестве иллюстрации и проявления своих специальных способностей и как подарок нашим гостям я попрошу студентов 312 и 512 группы исполнить нам песню.
Вот таких педагогов, я думаю, обязательно должны любить дети. Но воспитательно-образовательный процесс в школе - это очень емкое понятие и успешность его зависит от всех его субъектов, от их единых взглядов. Сейчас, я предлагаю вам разделиться на команды и попробовать сочинить памятку: Заповеди для молодого учителя от лица
Самого молодого учителя
От учеников
От родителей
От коллег
Вам необходимо продолжить фразы, которые там уже есть. (Студентам предлагаются карточки, гости и присутствующие педагоги присоединяются к работе в подгруппах).
Обсуждение.
Мне кажется, мы добились единения и взаимопонимания , и эстафета поколений не должна прерваться, и сейчас символическую эстафету мы передадим от старших преподавателей тем, кто только в начале этого пути.
(Передача эстафетной палочки со словами напутствия)
Казалось бы, одно и то же
Который день, который год,
И не сдержать с утра волненья,
Как будто в этих буднях ты
Открытья ждешь, и откровенья,
И исполнения мечты!
Любой урок, любая встреча
Всех кладов на земле ценней:
Ведь каждый школьный миг отмечен
Неповторимостью своей.
В поступке, в слове, в строчке смелой
Всегда отрадно подмечать
Начало и судьбы, и дела
И одаренности печать.
И как бы ни был путь мой труден,
Надежда помогает мне:
Я счастлив думать, как о чуде,
О завтрашнем, о школьном дне.
Во имя радостных открытий
Нам быть в походе до конца.
Нельзя иначе: Я - учитель,
И мне доверены сердца.
Вручение цветов гостям.
На этом наша сегодняшняя Педагогическая гостиная «Эстафета поколений» закрывается!
1.5 Петербургский стиль воспитания
Я приветствую всех участников и гостей нашей Педагогической гостиной!
Сегодня мы часто слышим понятие стиль, мы пытаемся и хотим к нему стремиться: в моде, в речи, в обустройстве своего жилья, в воспитании детей! Мы рассуждаем о его соответствии времени и его истоках. Сегодня мы будем говорить об уникальном стиле, единственном в мире - о Петербургском стиле!
Колючего снега морось, воды чрезмерный край,
Мостов растворенные крылья готовы к полёту в рай.
Выстрелит в полдень пушка, блеснёт Петропавловский шпиль.
Размеренность в детстве кипучем - вот Петербургский стиль.
Этими поэтическими строчками мы открываем Педагогическую гостиную «Петербургский стиль воспитания».
Представление гостей
Для всех нас Петербург - это только наш город, неповторимый, родной! Для некоторых из нас, присутствующих здесь, Петербург стал родным совсем недавно! Цель педагогов и родителей: воспитание нового поколения горожан, достойных высокого звания петербуржец.
Готовясь к гостиной, мы попросили ваших родителей ответить на вопросы анкеты (Приложение 4), и, проанализировав результаты, с уверенностью можем сказать, что не только мы - педагоги чувствуем и стремимся к этому неповторимому стилю, но и ваши родители отмечают его в своих ответах. В нашем городе разработан уникальный документ: Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга «Воспитание петербуржца XXI века».
Он является:
1. Нормативно-правовым документом региона.
2. Утвержден приказом Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга № 000 от 26.06.03 г.
3. В концепции определяются базовые подходы педагогического сообщества Санкт-Петербурга к ценностям, целям, содержанию и нормам воспитательной деятельности в различных типах образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Портрет юного петербуржца
Это гражданин своего города, Отечества;
Человек, призванный решать личные и социальные проблемы в XXI веке;
Носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира и Вселенной.
Базовые идеи предлагаемой концепции, которые определяют суть понятия Петербургское воспитание
В основу согласования позиций положены характеристики уникального социокультурного пространства Санкт-Петербурга:
· Поликультурность, определяемая изначальным сосуществованием и взаимовлиянием разнообразных культурно-исторических традиций, национальных и конфессиональных особенностей, архитектурных стилей, многосословностью, определенной демократичностью городского сообщества.
· Инновационный и творческий характер петербургского стиля жизни. Город изначально создавался как уникальный проект и является творческой лабораторией, в которой осуществляются самые разные эксперименты (в том числе и педагогические), рождаются тенденции, определяющие перспективы развития для всей России.
· Устремленность петербуржцев к большим и труднодостижимым целям. Жители города во все века решали сложнейшие (порой, неразрешимые) задачи: построили один из красивейших городов мира, отстояли его в дни блокады, проявляя при этом профессионализм, силу воли и духа.
· Открытость города миру. Направленность на взаимодействие и непрерывную коммуникацию с мировой культурой. Город изначально аккумулировал и взращивал лучшие образцы воспитания, привлекая для этого элиту теоретиков и практиков образования и воспитания.
Сегодня мы будем говорить о Петербургском стиле воспитания, о его содержании и особенностях. В гостях у нас люди, которых можно назвать хранителями традиций города. Им я и передаю слово!
1.Ольга Алексеевна - музейная педагогика в ДОУ
2.Алла Чернышева - Петербургский стиль речи (Приложение 5)
3.Музыкальный подарок (Онучень, Андреева)
4.Ларенков Сергей - лоцман, фотохудожник: Петербург вчера и сегодня!
Итак: Петербургский стиль воспитания – это…(перечисление понятий, предложенных студентами).
Давайте вместе создадим данное определение, и будем следовать ему в своей жизни и деятельности!
Петербуржцы XXI века - это мы! Век будет идти на наших глазах. Так что, во-первых, нам очень важно представить себе, что нас ждет в будущем. А во-вторых, именно нам когда-нибудь придется рассказывать о 20 столетии потомкам.
Вручение Символической медали - Хранитель традиций Санкт-Петербурга и почетных грамот!
Заключение
Определение эффективности использования такой формы внеучебной воспитательной работы как Педагогические гостиные относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.
На первый план выходит задача определения критериев, по которым данный вид работы возможно оценить.
Эффективность характеризует степень успешности функционирования той или иной формы работы в достижении цели.
Исходя из целей, реализуемых с помощью гостиных, показателями эффективности могут выступать:
Степень актуальности темы и содержания мероприятия
Отзыв о Педагогической гостиной «Особый ребенок».
Конференция, посвященная проблемам особых детей, была очень познавательной, интересной.
Я думаю, она помогла всем участникам задуматься, осознать, что рядом с нами живут дети с особыми потребностями. Меня очень заинтересовали рассказы о слабослышащих и глухих детях, об интеграции особых детей. В ходе таких конференций можно лучше изучить предмет. Так как мы слышим примеры из жизни, а не сухие факты.
(Елена Швайштейн – выпускница 2007 года, воспитатель Психо-неврологического дома ребенка, студентка Пушкинского областного педагогического университета – факультет дефектологии).
Отзыв о Педагогической гостиной «Секреты успешного педагога»
Педагогическая гостиная стала для нас открытием. Очень понравился рассказ, который подкреплялся интересной презентацией. Материал преподносился не только ведущей гостиной, но и была возможность принять участие у студентов. Данная гостиная дала возможность многим определиться - кем бы ты хотел быть в будущем. И многие убедились, что хотят быть учителями и социальными педагогами.
На гостиную были приглашены гости, которые доступно и интересно рассказали о своих профессиях, тех трудностях и успехах, которые им встречались на профессиональном пути.
Жанна Владимировна, большое спасибо за проведенную гостиную.
Студенты 512 группы (учебный год).
Также показателем высокой эффективности проведения гостиных служит тот факт, что после окончания колледжа, получив профессиональный опыт, наши выпускники с удовольствием принимают участие в гостиных и делятся своим опытом.
Оценивая положительные стороны Педагогических гостиных, нельзя не сказать и о трудностях, с которыми
мы сталкивались как в их подготовке, так и в проведении. Во многом успех Педагогической гостиной зависит от приглашенных гостей, от их ораторского мастерства, субъективного видения темы гостиной. С другой стороны - круг педагогических интересов наших студентов достаточно широк и предугадать, какие они зададут вопросы также невозможно.
Для ведущего Педагогической гостиной – это всегда прямой эфир, это необходимость импровизации. Данная сложность не всегда позволяет сделать ведущими гостиных студентов, чаще они выступают как партнеры и активные участники диалога.
В заключении позволим себе отметить, что проведение Педагогических гостиных стало традицией нашего колледжа, их темы и содержание постоянно пополняются, отвечая требованиям времени, а также интересам и запросам студентов.
Литература
1. Вербицкая, говорить правильно: Пособия по русскому языку . - М.: Высшая школа, 2003.
2. Гуткина, готовность к школе.- СПБ.: Питер, 2009.
3. Зимняя, компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С.34–42.
4. Колесникова, реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики / . - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 285 с.
5. Кон, и общество: Уч. пос. - М.: Academia, 2003.
6. Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга. «Воспитание петербуржца XXI века» - утверждена приказом Комитета по образовании: администрации Санкт-Петербурга № 000 от 26.06.03 г.
7. Кузьмина, Н. В., Пожарский, С. Д., Паутова, качества профессиональной деятельности специалиста. - СПб., Коломна, Рязань, 2008.
Малофеев, Н. Н. , Гончарова, ИКП
8.. РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. - 2000 - Вып. 1.
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (п. 3.3 Развитие образования) - Распоряжение РФ от 01.01.01 г. N 1662-р.
10. Спирин, общепедагогическая. - М., 1997. - С. 11.
Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи.
Мастер-класс для педагогов «Родительская гостиная»
Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.Здравствуйте, глазки, глазки!
Здравствуйте, ушки, ушки!
Здравствуй, носик, носик!
Здравствуй, ротик, ротик!
Здравствуйте, ручки, ручки!
Здравствуйте, ножки, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Все мы вместе потянулись
И друг другу улыбнулись!
После изготовления угощения, психолог подходит к каждому ребенку, благодарит от имени медведя за угощение, берет малыша за ручки и поет на прощание:
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания, будем вместе мы играть.
Психолог:
Наша встреча в родительской гостиной подошла к концу, и мы все становимся опять педагогами.
Слайд 16. Результат.
Психолог:
«Родительские гостиные» способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.
При проведении регулярных родительских гостиных родители становятся более заинтересованными в воспитании детей, сплоченными с педагогами детского сада, создаются единые установки на формирование у детей ценностных ориентиров.
Заседание семейного клуба в детском саду