Рисование способствует раскрытию творческих способностей ребёнка, помогает почувствовать красоту, активизирует развитие мелкой моторики, логического и абстрактного мышления, воображения и фантазии, сенсорного восприятия предметного мира. Важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность старших дошкольников увлекательными заданиями творческого характера. Тема поможет расширить знания о народно-прикладном искусстве, приобрести умение прорисовки узоров для украшения предметов, используя различные декоративные элементы (полоски, геометрические формы, точки), усовершенствует навыки выбора наиболее гармоничного цветового сочетания.
Декоративное рисование - создание абстрактных ритмических узоров и композиций для украшения предметов. Рисование орнаментов оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и фантазии, абстрактного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.
Сюжетная композиция в стиле дымковской традиции Оформление изделия растительным орнаментом (ветка рябины) Золотая хохлома Роспись декоративными элементами (ягоды, завитки, полоски, точки) Роспись растительным орнаментом (ягоды клубнички, травка, листочки) Огненные краски хохломы (ягоды, завитушки, травка) Рисование завитков и травки на высоком изделии Декоративная роспись растительным орнаментом
В подготовительной группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.
Схема занятия:
Цель работы
: приобщение старших дошкольников к основам декоративно-прикладного искусства Оборудование: Предметы декоративно-прикладного искусства (жостовские подносы, палехские шкатулки, филимоновские свистульки, хохломская посуда, матрёшки (семёновские и др.), выставка гжельской посуды и куклы в «гжельских» костюмах (В начале занятия она прикрыта синим и белым шифоном), Разрезные картинки к дидактической игре «Собери картину и угадай роспись», Рисунок гжельской посуды, закрашенный белой краской так, чтобы проступали синие узоры, контурные заготовки гжельской посуды, синяя гуашь, кисти №1 и 2. |
Городецкая роспись - русский народный промысел, появившийся в середине XIX века в районе города Городца, отличается лаконичностью форм (цветочные узоры, фигурки коней, птиц, сюжетные сцены), выполняется свободным мазком.
Стихотворение, посвящённое искусству городецкой росписи Описание особенностей городецкого промысла Этапы выполнения работы В цветовой гамме преобладают ярко-розовые и ярко-жёлтые цвета декоративные элементы (ромашка, листики, купавка, роза, орнамент в полосе) Расположение деревни Гжель Цветочная роспись Мотивы «конь» и «птица» Сюжетная роспись Этапы прорисовки птицы
Инструкция:
Материалы: вырезанные из бумаги заготовки разделочной доски, акварельные и гуашевые краски, средняя и тонкая кисти.
Инструкция:
Материалы: деревянная разделочная доска или тонированная заготовка из бумаги, гуашь, кисти разных размеров.
Инструкция:
Этапы прорисовки:
Травяной орнамент наносится без создания предварительного карандашного рисунка. Особенности нанесения декоративных элементов:
Дети расписывают заготовки, вырезанные из бумаги.
Выставка детских работ.
Инструкция:
Инструкция:
Материалы: заготовка бумажного подноса из чёрной бумаги, гуашь, кисти.
Этапы работы:
Основные элементы: сеточка, капелька, мазок с тенью, декоративные бордюры.
Рисунок строится на смешении белого и синего цветов, это позволяет получить большой диапазон оттенков от насыщенного синего до ослепительно белого. Допускаются контрастные цветовые переходы и плавные, которые получаются благодаря растушёвке.
Дети работают с опорой на образец.
Необходимо нарисовать силуэт снеговика, декорировать его лепестками с тенью, дорисовать посох со спиралевидным концом и завитушками.
Инструкция:
Инструкция:
Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами
Инструкция:
2 110 546
Вы думаете, что об этом цветке знаете все? Да и что может быть проще, чем полевые травы и цветы. Но вот ромашки фото готовы развеять эти ложные представления об этой скромной жительницы полей и садов. Они готовы удивить и подарить вам хорошее настроение.
На нашем сайте можно встретить роскошную коллекцию фото ромашек. Она очень напоминает цветочную галерею, в которой это милое растение представлено в разных образах. У нас вы увидите:
Что это будет, фотография или картинка, нарисовать которую взялся профессионал или любитель, но все работы интересные, нежно-красивые, раскрывают ту или иную идею. Они так ясно визуально передают ваши слова, что и ребенок поймет суть такого сюрприза. Ведь даже фото полевых ромашек способно удивить и поднять настроение!
Эти открытки помогут приблизить нас к нашим любимым людям. Огромным плюсом будет, если дорогой нам человек далеко находится. То такие цветы ромашки сделают нас ближе. Им по силам скрыть расстояние, приблизив любимого человека к нам, и дав возможность сказать ему о наших чувствах.
Красивые ромашки в вазе еще одну проблему могут решить. Представьте, как тяжело порой с таким шустрым темпом жизни все помнить и всегда правильно и вовремя все делать. Легко можно забыть даже о самом важном, например, о дне знакомства с любимым человеком, о празднике Весны и даже о дне рождения. Тогда на выручку придут нарисованные картинки. Всегда, даже в самый последний момент, можно сделать замечательный подарок, нежные цветочки в кувшине.
Теплые, как солнышки, цветочки подарят позитивные эмоции. Будь то или картинки на телефон
ромашки, но нас должны окружать только красивые и добрые вещи, и тогда жизнь наша станет намного прекраснее.
Вы, или тот человек, которому вы хотите отправить изображения, получат букет ромашек на фото таким яркими и сочными, словно держит свежие цветы в руках. Мы готовы предложить вам именно такой высший пилотаж!
И еще одна приятный нюанс, этот букет для вас абсолютно бесплатный! Для всех наших посетителей действует вечная акция прекрасных и роскошных подарков. Заходите к нам на огонек, дарите радость себе и своим родным, будьте всегда в позитивном расположении духа. Это легко, если взять привычку быть нашим частым гостем!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад №9 «Незабудка»
города Дубны Московской области
Конспект занятия
на кружке
«Развитие мелкой моторики
с элементами изодеятельности»
в I младшей группе
Пальчиковое рисование «Ромашки»
Составила:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Пряхина Елена Николаевна
Цель: продолжать развивать у детей пальчиковую моторику руки; продолжать учить детей работать на листе бумаги с печатной основой; учить детей видеть ориентир на листе бумаги и аккуратно и последовательно выполнять задание.
Материал к занятию у каждого ребенка: гуашь желтая, влажная тряпочка, лист бумаги с печатной основой - ромашки.
Демонстрационный материал: сюжетная картинка «Ромашки», лист-задание «Ромашки».
Ход занятия
Воспитатель собирает малышей на ковре, где стоит подставка с сюжетной картинкой «Ромашки», и начинает свой рассказ:
Малыши, посмотрите на эту картинку. Это полянка, на которой растут цветы ромашки. Давайте вместе скажем: «Ро-маш-ки» /дети проговаривают/ . Я расскажу вам сказку про беззаботные ромашки.
Р аспустились на лесной полянке веселые ромашки с белыми нежными лепестками и пушистыми желтыми серединками.
О днажды на лесную полянку пришли дети. Они играли в разные интересные игры, а ромашки с любопытством наблюдали за детьми. Когда дети ушли домой, веселым ромашкам тоже захотелось поиграть. Больше всего им понравилась игра в пятнашки.
К ак весело беззаботные ромашки играли в пятнашки. Играли-играли, и свои желтые пятнышки растеряли. Хитрый ветерок поднял их пятнышки и унес далеко-далеко. А беззаботные ромашки даже не заметили этого.
П оглядел на веселых ромашек взрослый цветок и ахнул: «Где же ваши чудесные желтые серединки? Что вы без них будете делать? Вас теперь никто не назовет ромашками!» О печалились беззаботные ромашки. Стоят грустные-грустные и думают: «Кто же нам поможет?»
Малыши, давайте поможем ромашкам, напечатаем им желтые серединки «умным» указательным пальчиком?!
Воспитатель предлагает малышам сесть за столы:
Садитесь за столы, дети, а я покажу вам, как надо «помочь ромашкам». Я спрячу все пальчики на руке в кулачок, а указательный оставлю, он будет рисовать ромашкам серединки /показ воспитателя/ . Пальчик возьмет из баночки немного краски и начинает ставить серединки каждой ромашке, не пропускает ни одной, чтобы помочь каждому цветочку. Малыши, а какого цвета серединки у ромашек? /ответы детей, воспитатель корректирует их по необходимости/ . Давайте вместе скажем: «Желтые». А теперь вы поворачивайтесь к своим ромашкам, приготовьте свой умный указательный пальчик и начинайте помогать цветочкам.
В процессе выполнения задания воспитатель помогает некоторым детям, напоминает о задании и о правильной осанке. Когда задание выполнено, воспитатель предлагает вытереть пальчик о влажную тряпочку и подводит итог занятия:
Ай, да молодцы, маленькие помощники! Принарядили ромашки, выручили их. Смотрите, какие они довольные, красивые и снова веселые. И мы с вами сделаем из наших рисунков ромашковую поляну. /Дети несут свои рисунки воспитателю, затем идут мыть руки./
НАТАЛЬЯ ПУТИЛОВА
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Украсим платочки ромашками для мамы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 муниципального образования Усть-Лабинский район
КОНСПЕКТ
занятия по рисованию в старшей группе «Украшаем платочек ромашками для мамы »
воспитателя МБДОУ № 24 г. Усть-Лабинска Путиловой Н. В.
Обучающие :
Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середины;
Учить использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки) ;
Продолжать учить рисовать красками ;
Развивающие :
Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции, чувство симметрии;
Воспитательные :
Воспитывать эстетический вкус;
Раздаточный материал : квадраты цветной бумаги размером 15х15 см., краски гуашь (белого и желтого цветов) ; кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка) .
Демонстрационный материал : картинка с изображением ромашки , носовые платочки с разными расположениями рисунка (цветов) .
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель :- Ребята, скажите, к какому празднику мы с вами готовимся?
(Ответы детей) .
Воспитатель :- Правильно, скоро праздник «День матери» . Каждой маме приятно получать в этот день подарки, но самый приятный подарок для мамы это тот , который сделан своими руками.
–Вы хотели бы сделать для своей мамы какой-нибудь подарок?
(Ответы детей) .
Воспитатель :-Сегодня на занятии , я предлагаю вам, украсить платочек для мамы ромашками . –А кто скажет, что обозначает ромашка ?
(Ответы детей) .
Воспитатель :- Ромашка-это символ любви . Поэтому свою любовь к маме мы выразим, с помощью платочка .
Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки .
Воспитатель :-Посмотрите на цветок и скажите, как называется эта часть цветка.
(Ответы детей) .
Воспитатель :-Правильно, это лепестки. Посмотрите у ромашки лепестки белого цвета. –Кто мне скажет, как называется серединка цветка?
(Ответы детей) .
Воспитатель :- Середина цветка называется цветоложе. У ромашки оно желтого цвета . –А как называется нижняя зеленая часть цветка?
(Ответы детей) .
Воспитатель :-Молодцы - это стебель с листочками. –А теперь давайте представим, что мы цветочки.
Физкультминутка «Белые цветочки»
Наши белые цветки Распускают лепестки. -(плавно поднимаем руки вверх) Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. - (качание руками влево-вправо) Наши белые цветки
Закрывают лепестки,- (присели, спрятались) Головой качают,- Тихо засыпают
Воспитатель :- У каждого на столе лежит «платочек » украшать ромашками .
Воспитатель показывает платочки
Воспитатель платочки . –Что изображено на них?
(Ответы детей) .
Воспитатель платочках расположен по разному. (по всему платочку , по углам, по контуру) платочке узор из ромашек
Наши белые цветочки
Распускают лепесточки.
Ветерок немножко дышит,
Лепестки колышет.
Наши белые цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки,
Они тихо засыпают,
И головкою кивают.
Воспитатель ромашку в середине квадрата , затем по углам. Начинаем рисовать ромашки симметрично рисование цветка на доске ).
Закрывают лепестки,- (присели, спрятались) Головой качают,- (движения головой влево-вправо) Тихо засыпают
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Воспитатель :- У каждого на столе лежит «платочек » (квадрат цветной бумаги размером 15х15 см., который мы будем украшать ромашками .
Воспитатель показывает платочки , на которых разное расположение рисунка.
Воспитатель :- Посмотрите на эти красивые платочки . –Что изображено на них?
(Ответы детей) .
Воспитатель :-Обратите внимание, рисунок на платочках расположен по разному. (по всему платочку , по углам, по контуру) . Мы с вами тоже будем выполнять на платочке узор из ромашек . Но сначала, я предлагаю вам размять свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика "Цветы"
Наши белые цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши белые цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают,
И головкою кивают.
Воспитатель :-А теперь можно приступать к работе. Посмотрите, как это буду делать я. Сначала мы нарисуем ромашку в середине квадрата , затем по углам. Начинаем рисовать цветок с цветоложе с помощью кончика кисти. Затем способом примакивания, рисуем лепестки ромашки симметрично : вверху над серединкой, внизу напротив, затем слева и напротив справа, а потом между ними. (параллельно воспитатель демонстрирует рисование цветка на доске ).
Итог занятия .
На доске вывешиваются работы детей.
Воспитатель :-Давайте вспомним с вами, чем мы занимались на занятии ?
(Ответы детей)
Воспитатель :- Для кого мы делали подарки?
(Ответы детей)
Воспитатель :- Как мы составляли узор?
(Ответы детей) .
Воспитатель :- А кто помнит, как называются части цветка?
(Ответы детей)
Воспитатель :-Скажите, какими способами мы с вами рисовали ромашки ?
(Ответы детей) .
Воспитатель :-Посмотрите, какие красивые получились у всех платочки . Ваши мамы будут очень рады такому подарку потому, что вы сделали их своими руками.
Публикации по теме:
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, конспект занятия по рисованию "Украсим платьице кукле" для детей средней групп. По мотивам.
Конспект НОД по рисованию «Украсим Снегурочке шубку» Тема: «Украсим Снегурочке шубку» Программное содержание: способствовать развитию изобразительных навыков: продолжать формировать у детей.
Конспект НОД по рисованию в младшей группе «Украсим зайчатам платья» Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Учить детей украшению платьев мазками, горошинами. 2. Закреплять умение рисовать кистью,.
Портрет любимой мамы. 1 – занятие. Программное содержание: продолжать учить детей рисовать портреты людей, соблюдая приблизительные пропорции.
На сегодняшний день официально выделяют около 25 видов ромашек, принадлежащих к роду Matricaria семейства астровых. При этом как в научной среде, так и в народе ромашками именуют очень много совершенно разных растений, которые не относятся к роду Matricaria, но имеют с ними какую-либо визуальную схожесть.
Несколько декоративных форм римских ромашек
Как итог, в просторечии ромашками называют более 100 видов растений, которые не являются истинными ромашками, то есть не принадлежат к роду Matricaria.
На заметку
Ромашками в народе принято называть цветы, имеющие характерное для видов семейства астровых строение, даже если размеры и цвет из оказываются совсем не ромашковыми. Таких растений насчитывается более 30 тысяч видов - в тысячу раз больше, чем истинных ромашек.
В медицине используют в основном ромашку аптечную Matricaria recutita, так как в ее соцветиях содержится больше всего лекарственных веществ, оказывающих терапевтическое действие на организм человека, и именно её свойства хорошо изучены. В некоторых случаях применяют также ромашку душистую и римскую, однако последняя хоть и относится к семейству астровых, входит в род Chamaemelum. Несмотря на кажущуюся схожесть растений, их свойства несколько различаются.
Для истинных ромашек характерны соцветия с желтым цветоложем и белыми цветками, которые ошибочно называют лепестками. Все другие растения, имеющие иной окрас, не принадлежат к данному роду. Однако внешний вид не является определяющим критерием. Например, многие виды из других родов имеют совершенно идентичную истинным ромашкам расцветку, но отличаются по другим признакам. Некоторые из них больше походят на аптечную ромашку, чем разные виды рода Matricaria.
Истинными ромашками считаются только растения, которые относятся к роду Matricaria. Всего их выделяют 25 видов. Наиболее распространенными среди них являются ромашка аптечная или ободранная, зеленая или душистая, скальная, золотистая и западная. Менее известны такие разновидности, как матрикария Чихачева (Мatricaria tchihatchewii), Гроссгейма (Matricaria grossheimii), севанская, приполярная и некоторые другие.
Характерной особенностью видов этого рода является наличие пустой полости в цветоложе, которой нет у других похожих растений. По этой полости истинные ромашки можно отличить от любых других растений, соцветия которых сходны с ними внешне.
Ниже на фото показано соцветие , рассеченное в вертикальной плоскости:
© Peter M. Dziuk
Внешне эти цветы практически неразличимы, но полость внутри цветоложа позволяет точно идентифицировать их.
Большинство растений одного вида имеют достаточно много общих черт, но если знать их характерные отличия, различить их будет не так сложно:
Ромашка золотистая
Матрикария скальная
Разные виды ромашек могут быть достаточно похожими внешне. Также есть растения, принадлежащие к другим родам, но очень напоминающие представителей Matricaria. Это обязательно нужно учитывать, если планируется использовать растение в медицинских целях - при сборе сырья в природе можно случайно сорвать другое растение вместо ромашки. В фармакологии чаще всего применяют ромашку аптечную и зеленую.
Основным признаком, по которому узнают ромашку, является строение ее соцветий и сочетание цветов. Для большинства видов характерно наличие мелких желтых трубчатых цветков, расположенных по центру, и белых язычковых, окружающих их по внешнему контуру. То есть в действительности ромашка является не одним цветком, а соцветием, состоящим из множества мелких индивидуальных цветков. То, что принято называть «тычинками» у ромашки - в действительности является цветками, а то, что называют «лепестками» — тоже отдельные цветы, но иной формы.
Все это — цветки, а не тычинки и не лепестки.
Ромашка зеленая и золотистая не имеют краевых белых цветков, однако тоже относятся к роду Matricaria. При этом растения, структура соцветий которых очень похожа на таковую у ромашек, но содержит другие сочетания цветов, например, желтого и красного, розового, относятся к другим родам.
Как уже было сказано выше, у всех видов рода Matricaria в цветоложе имеется полость, увеличивающаяся в размерах по мере созревания и отцветания соцветия.
Еще одной важной чертой, позволяющей отличить представительницу рода Matricaria, от других растений, является приподнятая сердцевина, которую в научной среде называют цветоложем. В начале сезона она выгнута несильно, но белые цветки все равно оказываются несколько ниже желтых. Это хорошо видно на фото:
К периоду созревания семян цветоложе обретает практически коническую форму:
На заметку
Собирать ромашку аптечную нужно в период цветения, до того, как она начнет увядать и давать семена. Так как разные кусты в одной и той же местности цветут на протяжении нескольких месяцев, определить наиболее подходящий период для сбора нельзя. Подходит ли растение для заготовки, можно выяснить по его виду. Если белые краевые цветки находятся в горизонтальном положении, значит концентрация эфирного масла и полезных веществ в соцветии максимальная. Опущенные вниз белые цветки свидетельствуют об увядании растения и, соответственно, ослаблении его полезных свойств.
Отличительные черты можно также заметить, присмотревшись к листьям, стеблям и строению кустов ромашек. У большинства видов присутствует несколько стеблей с одиночными цветочными корзинками на каждом, а листья, как правило, мелкие перисторассеченные. Высота стеблей у разных видов может отличаться. Например, у матрикарии зеленой и золотистой она достигает всего 25-30 см, а у аптечной – 60 см. Также у последней кусты не густые, и сквозь них могут прорастать сорняки. При этом у похожей на нее пупавки, или как ее еще называют ромашки римской, листья более крупные, а кусты, соответственно, густые.
Размножаются матрикарии семенами, которые у большинства видов имеют четыре ребра и еле заметный хохолок. В это же время у ромашника непахучего, очень похожего на ромашку лечебную, семена имеют три ребра.
Ромашки относятся к семейству астровых растений, список видов которого достигает почти 30 тысяч. Большинство из них имеет сходное строение соцветия, за счет чего внешне эти соцветия похожи друг на друга, а виды часто называют ромашками, если не знают точное название.
Более того, даже в научной среде некоторые виды других родов традиционно называют ромашками, поскольку так сложилось исторически и название уже стойко закрепилось за растением. Например, таковы и ромашки (представители рода Пиретрум), ромашка собачья и ромашка полевая (представители рода Пупавка), ромашка римская.
Чаще всего ромашку аптечную путают с римской. Ее правильным названием является пупавка благородная (Сhamaemеlum nоbile). Выглядит она так:
У нее более крупные листья и густые, непрозрачные кусты, а в соцветиях отсутствует полость. Также в отличии от Matricaria chamomilla, она является многолетним растением.
Иногда желтой ромашкой называют и пупавку красильную или желтоцветную (Anthemis tinctoria). Отличить ее от представителей рода Мatricaria можно по желтым краевым :
Желтой же ромашкой часто именуют и дороникум восточный:
Очень похож на полевые ромашки и трехреберник непахучий (Tripleurospermum inodorum), который ранее относился к роду Matricaria и был известен под синонимичными названиями названиями Мatricaria inodora и Мatricaria perforata merat. Характерным его отличием является отсутствие запаха у соцветий.
Еще один близкородственный вид – это трехреберник Гукера (Tripleurospermum hookeri, или Matricaria hookeri), однако он чаще всего произрастает на морских побережьях.
К роду Мatricaria некоторые источники относят и пижму девичья или пиретрум девичий (Тanacetum parthеnium). Его можно встретить под названием Мatricaria parthenium. При сравнении пиретрума с матрикариями можно заметить, что соцветия у них похожие, но листья у обоих растений сильно отличаются. У пиретрума они перисторассеченные и глубоко разрезанные. Это отличие хорошо видно на картинке:
На заметку
Пиретрум девичий используют в народной медицине. При этом для приготовления лекарственных средств берут в основном не соцветия, а листья. Его применяют при воспалительных заболеваниях и поражения кожи, в частности, после укуса насекомых.
Пижма, или пиретрум щитковый (Pyrethrum corymbosum), как и пижма девичья, является многолетним растением. Он распространен на европейской части России, в Крыму, Западной Европе и некоторых других регионах. Растет он в основном в лиственных лесах и на лесных полянах. Отличить его от настоящих ромашек можно по характерным особенностям строения куста и листьям. Стебли у него одиночные, разветвленные вверху, и негусто покрытые перисторассеченными листьями с яйцевидно-ланцетными долями. В соцветиях содержится от 3 до 15 цветочных корзинок. Пиретрум щитковый занесен в Красную книгу некоторых областей России и Украины.
Определенная схожесть с матрикариями есть и у других видов пиретрума. Два самых известных из них в народе именуют ромашкой персидской (турецкой) и мясо-красной, которые можно отличить от истинных представителей рода Мatricaria можно по несвойственному им окрасу краевых цветков, который у этих растений бывает розовым и красным. Также персидская и далматская ромашка (последняя сходна с аптечной по окраске) имеют значительно более крупные соцветия.
На аптечную ромашку очень похожа дикорастущая пупавка вонючая, или как ее еще называют ромашка собачья. Отличает ее резкий неприятный запах соцветий.
Внешнее сходство с матрикариями имеют также однолетний и сложнолистный многолепестники (Erigeron annuus и compositus). Растут они в основном на территории Северной Америки.
Спутать с ромашками можно и сорт маргариток, которому свойственны желтый окрас сердцевины и белый лепестков.
Луговыми ромашками называют нивяник, или поповник обыкновенный (Leucanthemum vulgare). Отличают его одиночные соцветия, диаметр которых составляет от 2,5 до 6 см.
Крупные цветочные корзинки характерны и для анациклюсов (Anacyclus). Их диаметр составляет около 5 см, при этом растут они не одиночно, а в щитковидных соцветиях. Встретить это растение можно на Ближнем Востоке, в Турции и странах Средиземноморья.
Американской ромашкой называют эхинацею пурпурную. Высота ее стеблей составляет 90-100 см, а диаметр соцветий – около 15 см. Также ее отличает от ромашковых соцветий пурпурный цвет краевых цветков.
Часто ромашками называют и разные декоративные и комнатные цветы все того же семейства астровых. Отличить их от видов Мatricaria обычно довольно просто. Многие из них имеют большие соцветия или цветки самого разного окраса: желтого, оранжевого, красного, розового, голубого и других. Мы же помним, что у истинных ромашек внутренняя часть цветка может быть только желтой, а краевые цветки - только белыми.
Австралийскими ромашками называют однолетние растения рода Гелиптерум (Helipterum). Они были завезены в страны Европы, как это видно из названия, из Австралии. Соцветия у гелиптерумов, как правило, одиночные, крупные и очень яркие. Вот как выглядят некоторые из них:
Альпийской ромашкой называют одноименный вид астр. Это однолетние растения, которые можно сажать в садах и на приусадебных территориях. Они неприхотливы в уходе, но очень красивы. Густые кусты с одиночными соцветиями сохраняют свою привлекательность до самых морозов.
Называют виды комнатных газаний и остеоспермума. У них крупные соцветия и очень яркие окрасы цветков. Некоторые многолетние виды выращивают дома в вазонах. Так выглядят некоторых из них:
Называют ромашками и хризантемы, особенно виды ромашковидных и Бакарди. Благодаря высоким стеблям и крупным соцветиям их используют для формирования букетов.
Эти желтые хризантемы тоже часто называют ромашками:
Именуют так иногда и герберы:
В общем, говорить, что такое наименование ромашками разных растений - ошибка, было бы слишком опрометчиво. В просторечии термин ромашка не имеет такого строгого значения, как в научной среде, здесь под этим словом обычно понимают соцветие конкретной формы. Поэтому для человека, не погруженного в науку, умение отличать истинные ромашки от остальных цветов семейства астровых может потребоваться только при сборе растения в качестве лекарственного сырья. Чтобы случайно не собрать малополезные соцветия, нужно сначала убедиться, что перед сборщиком именно ромашка аптечная, и именно для этого разницу между видами нужно понимать и уметь обнаруживать.