Современные проблемы науки и образования. Спортивное воспитание, образование, обучение (в узком смысле) Спортивное воспитание детей

Современные проблемы науки и образования. Спортивное воспитание, образование, обучение (в узком смысле) Спортивное воспитание детей

Основными формами нравственного воспитания являются: урок, лекция, беседа, диспут, спортивные кинофильмы, читательские конференции, рассказы, соревнования и др. Лекции призваны способствовать формированию нравственных чувств и понятий школьников, в доступной и занимательной форме раскрыть основные понятия спортивной этики, способствовать воспитанию у занимающихся чувства гордости за российский спорт и российских спортсменов. Примерная тематика лекций: "Юный спортсмен - пример для подражания", "Александр Карелин - гордость отечественного спорта". Лекции проходят более успешно, если слушатели одного возраста.

Беседа - широко распространенная форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее учеников, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение - эта форма оставляет глубокое впечатление и след в душе и сознании юных спортсменов. Примерная тематика: "Этика юного спортсмена", "О воле и мужестве российских спортсменов", "О спортивной чести".

Диспуты, являясь активной формой нравственного просвещения, позволяет формировать нравственные понятия и убеждения и создают хорошую базу для воспитания убежденности, самостоятельности в суждениях, оценках, принципиальности. Участие в диспутах известных спортсменов, тренеров повышает эффективность его воспитательного воздействия. Важно при этом четко продумать содержание и ход ведения диспута, определить характер обсуждаемых вопросов, вооружиться фактами, примерами достойными подражания. Примерные темы: "Помогает ли спорт в учебе?", "Место спорта в формировании активной жизненной позиции" и т.д.

Спортивные кинофильмы, книги о спорте с последующим обсуждением, в процессе которого школьники горячо и заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, являются полезной формой нравственного воспитания. Они помогают уточнять необходимые в жизни нравственные понятия, обогащают нравственный опыт.

Читательская конференция - интересная форма нравственного просвещения старших школьников. Обычно она посвящается общим вопросам нравственного воспитания и вопросам этики, например: "Спортсмены в литературе и жизни" и т.д.

Встречи с мастерами спорта, выдающимися спортивными деятелями, которые могут интересно и увлекательно рассказать о подготовке и участии в крупных внутрироссийских и международных соревнованиях, общении с высококвалифицированными зарубежными спортсменами и тренерами, привести интересные примеры и факты, в которых сопоставляются взгляды российских и зарубежных спортсменов на многие стороны жизни, представляют большой интерес для школьников.

Соревнования - специфическая форма нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта специфика определяется тем, что соревнования представляют собой форму спортивной деятельности. Соревноваться - значит соперничать с другими людьми в достижении определенного результата. Основным принципом соперничества российских спортсменов является принцип справедливости и честной спортивной борьбы. В командных соревнованиях четко выступает зависимость успеха коллектива от успеха каждого. Эта зависимость легко осознается, что приводит к формированию положительного нравственного опыта. Конкретно поставленная цель, значимость поставленных перед спортсменом задач, установка на проявление ведущих морально-волевых качеств - важные условия, определяющие эффективность этой формы нравственного воспитания. Правила соревнований ставят спортсмена в строго определенные условия спортивной борьбы с соперником. Они требуют не только дисциплины, честности, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям, зрителям, умения проявить твердость характера в борьбе за престиж команды. Поэтому на соревнованиях особое внимание обращается на поведение спортсменов, их взаимоотношения между собой, с тренером и т.д.

Специфическими формами нравственного воспитания школьников являются все формы организации занятий физическими упражнениями: кружки, секции, утренняя гимнастика. Формированию высоких нравственных качеств личности учащихся способствуют такие формы спортивно-массовой деятельности, в которых сами школьники выступают не только в качестве участников, но и как их организаторы. Здесь используются многие общепедагогические методы (убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания и т.д.), а также те специфические факторы и пути взаимодействия на формирование личности, какие представляют физическая культура и спорт. При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Но какими совершенными ни были они, в полной мере решить задачи нравственного просвещения только в рамках самих занятий физическими упражнениями невозможно. Беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.

Физкультурная и спортивная деятельность дает желаемый воспитательный эффект в условиях педагогически нацеленного руководства. Обеспечивая его, специалист физического воспитания пользуется и такими путями, как воспитание через нравственный пример, через упражнения - приучение к этически оправданным нормам поведения и через систему регулируемых этических взаимоотношений в процессе физкультурной, спортивной деятельности.

Большие возможности имеет физическое воспитание для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. В разрыве между словом и делом, между нравственными заповедями и их реальным воплощением кроется одна из распространенных причин недостаточной эффективности воспитания. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы, а, следовательно, вырабатывать соответствующие черты поведения (строго соблюдать установленный режим занятий гимнастикой и общий режим жизни, правила поведения на занятиях, правила соревнований и т.д.). Существенно при этом, что усвоенные навыки и нормы поведения проходят в процессе физкультурной и особенно спортивной деятельности жесткую проверку делом в условиях усложненных межличностных отношений. Так, в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность как навыки поведения, так и связанные с ними черты личности.

По мнению М. И. Станкина (1987), эффективность методов нравственного воспитания повышается при соблюдении следующих требований:

Индивидуальный подход к воспитанию каждого занимающегося;

Учет возраста занимающихся при подборе примеров заданий и условий их выполнения;

Доказательность используемого примера;

Опора на опыт и чувства воспитанников.

Нравственное сознание учеников успешно формируется при постановке общественно значимой цели и путей ее достижения.

Средства нравственного воспитания в спорте

Средствами нравственного воспитания учащихся в спортивной деятельности являются:

физические упражнения;

соревнования;

спортивный режим;

тренировка;

общественная деятельность.

Эффективным средством воспитания дисциплинированности, подчинения своих действий коллективным являются строевые упражнения. Однако без целевой установки воспитание вышеперечисленных качеств само собой не произойдет. Учителю необходимо сообщать цель, конкретные задачи при выполнении каждого задания, их значение и результат, которого они должны достичь.

Cпорт прочно вошел в жизнь каждого современного человека - будь то взрослый или ребенок. Без него невозможно представить себе здоровую личность, уверенную в завтрашнем дне. Спортивное воспитание - это целый комплекс знаний, ориентированный на специфику исполнения всевозможных нагрузок.

Какое бы направление в спорте вы не избрали для своих целей - борьба, легкая атлетика, бег, фигурное катание - все упирается в основы по обучению правилам и нормам, выработанным в соответствии с конкретными методиками. Именноспортивно оздоровительное воспитание стоит во главе угла, когда мы говорим о человеке здоровом, сильном, выносливом и смелом.

Объявлений по Вашим фильтрам не найдено. Измените параметры.

✔ Пол: мужчина, женщина, команда ✔ Возраст: младше 25, от 25 до 40 лет, старше 40 ✔ Цена: 10$-30$ ✔ Вид занятий: в группе, индивидуальные ✔ Расписание занятий: индивидуальное ✔ Ориентированность: для детей, для женщин, для мужчин, для начинающих, для продолжающих ✔ Вид спорта: зимний, летний, конный, спортивный туризм ✔ Тип организации: личный тренер

Конные прогулки для взрослых и детей в поле и лес.

✔ Пол: мужчина, женщина, команда ✔ Возраст: младше 25, от 25 до 40 лет, старше 40 ✔ Цена: 10$-30$ ✔ Вид занятий: индивидуальные ✔ Расписание занятий: индивидуальное ✔ Ориентированность: для детей, для женщин, для мужчин, для начинающих, для продолжающих ✔ Вид спорта: зимний, летний, конный ✔ Тип организации: личный тренер ✔ Возрастная направленность: для младших школьников, для старших школьников, для студентов, для взрослых ✔ Услуги тренера: спортивный тренер, оздоровление, похудение

Обучение верховой езде для взрослых и детей индивидуально с тренером.

✔ Пол: мужчина, женщина, команда ✔ Возраст: младше 25, от 25 до 40 лет, старше 40 ✔ Цена: 30$-50$, 50$-100$, >100$ ✔ Вид занятий: в группе, индивидуальные ✔ Расписание занятий: индивидуальное ✔ Ориентированность: для детей, для женщин, для мужчин, для начинающих, для продолжающих ✔ Вид спорта: зимний, летний, конный ✔ Тип организации: личный тренер ✔ Возрастная направленность: для младших школьников, для старших школьников, для студентов, для взрослых ✔ Услуги тренера: спортивный тренер, оздоровление, коррекция фигуры, похудение

Абонементы на обучение верховой езде и конные прогулки

Близкие по теме:

Вы научитесь: - говорить коротко - держать психологическое давление - распознавать манипуляцию - говорить НЕТ - останавливать нахалов - доминировать в переговорах - отвечать на каверзные вопросы - ...

Украина, Киев

Кожаные беспалые перчатки АЛЬФА.Итальянская перфорированная кожа Анти-пот, с вибро-гасителями на косточках. Прошиты супер-прочной нитью.

Украина, дымер

Украинское отделение «Brasilia Barista Academi»: повышение квалификации профессиональных бариста/барменов; подготовка к чемпионатам по правилам WBC; авторская кофейная карта для HoReCa.

Украина, Г. Киев

Студия танца "Let"s dance" является одной из лучших студий в Одессе. Занимаясь в нашей студии, вы сможете обучиться самым популярным направлениям!

Украина, Одесса

Курс лекций по Истории Искусств - это 30 уютных вечеров, позволяющих Вам окунуться в атмосферу прекрасных шедевров мировой живописи и архитектуры, яркие и увлекательные истории и тайны их создателей.

Украина, Киев

Slimline Eco +24 ERIE/USA. Професійний Пом"якшувач води, економний та дуже сучасний. Пристрій із об"ємом вкладу 24 літри, призначений для помешкань із сім"ями у кількості 5 - 10 осіб.

Украина, Львов

Туристический рюкзак\тактические рюкзаки Украина (находимся в Днепропетровске)

Украина, Днепропетровск

Может быть полезно!

    Спортивные тренировки, танцевальные центры, фитнес - все это помогает чувствовать себя на ином уровне. В здоровом теле - здоровый дух, помните эту избитую на первый взгляд фразу? Однако в ней кроется истина: физически активный человек лучше работает и живет полноценной жизнью. Для него нет преград ни на личном фронте, ни в общественном плане. Этот постулат применим и для такого принципа, как спортивное воспитание детей.

    Если хотите развить в себе силу волю, бодрость и ответственность за принятие решений, записывайтесь на курсы конкретной направленности. Вас могут заинтересовать:

      военно спортивное воспитание для школьников и молодежи;

      обучение конному спорту любых возрастных групп;

      физкультурно спортивное воспитание для мужчин и женщин;

      обучение горнолыжному спорту, парусному, парашютному;

    Спортивное воспитание молодежи - главенствующая тема в национальной программе развития полноценной личности. Кружки, секции, тренировочные базы позволяют освоить элементарные и профессиональные нормы нагрузок, которые пригодятся не только в спорте, но и в жизни.

    Спортивно ориентированное физическое воспитание также имеет важное значение для школьников. Чем больше они получат квалифицированных советов относительно спортивных упражнений, тем лучше будут успевать по учебным дисциплинам.

    Движение - это жизнь. Выбирайте желаемое направление, и осваивайте спортивные нагрузки себе на здоровье и на радость окружающим.

Объективная сторона влияния занятий спортом на интеллект состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем мире и в организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках движений, то есть к представлениям о времени, пространстве, продолжительности выполнения движений, темпе, скорости, ритме, а также о возможностях собственного тела. Занятия спортом оказывают вли­яние на развитие следующих сторон интеллекта старших подростков: внимания (овладение сложнокоординационными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру, результат и т.д.) .

Занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению умственной работоспособности в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения физических нагрузок, которые, даже непродолжительные, ока­зывают позитивное влияние на протекание психических процессов. Ограничение двигательной активности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности.

В процессе учебно–тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера – нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно–тренировочного процесс возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств спортсмена .

Волевые качества на учебно–тренировочных занятиях, как и во всех других случаях жизни, выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, уверенности и сомнения, выдержки и торопливости и т.п. Учитывая индивидуальные особенности старших подростков, необходимо создавать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. При этом необходимо принимать во внимание другие, тесно связанные с волевыми, качества личности: увлеченность и стремление к поставленной цели: непосредственной, близкой, далекой.

Занятия спортом способствуют формированию положительных эмоций. Причины этого явления объясняются тем фактом, что мышечное напряжение (в определенных пределах интенсивности) связано с возникновением приятных ощущений. Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним, – главный фактор, дающий человеку удовлетворение свой деятельностью. В ходе учебно–тренировочного процесса этот эффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники спортивных упражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы на соревнованиях и др. Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Учебно–тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания.

Результаты, которые достигаются в формировании личности на учебно–тренировочных занятиях, зависят и от соблюдения ряда условий. Одно из них – сочетание занятий спортом с другими видами деятельности, имеющими воспитательную направленность и осуществляемыми в семье, школе средствами искусства, печати, телевидения и т.д.

Другое важное условие – постоянный контроль за определенными морально–этическими основами поведения. Согласно мнению многих авторов здесь могут быть выделены три близкие, но несходные стороны:

1) морально–этические положения, характерные для людей, живущих в определенных социально–экономических условиях;

2) мотивы, которыми руководствуется молодой человек в занятиях спортом;

3) этические основы поведения спортсмена .

Кроме названных условий достижения положительных результатов в формировании личности следует указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий. Морально–этические положения, которыми руководствуются занимающиеся, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, в которой юный спортсмен живет, трудится, учится, и интеллектуальной атмосферой в ней.

Воспитательная работа как важнейшая функция педагога приобретает особое значение на учебно–тренировочных занятиях. В первую очередь это обусловлено тем, что популярные спортсмены часто являются образцом для подражания. Поэтому личностные качества тренера, его идейная убежденность, честность и дисциплинированность будут играть немаловажную роль в формировании личности. Весь стиль поведения педагога должен способствовать утверждению атмосферы оптимизма, жизнерадостности, бодрости и неистощимой энергии.

Глубокое влияние на процесс формирования личности оказывает коллектив, в котором молодой человек тренируется. Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность – все это способствует воспитанию членов коллектива.

Совместная коллективная практическая деятельность создает благоприятные возможности и для интеллектуального взаимообогащения. Перенимая знания внутри спортивного коллектива, лучше познается специфика и назначение физического воспитания как в личной, так и в общественной жизни.

Таким образом, важнейшая задача занятий физической культурой и спортом – формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и путем самовоспитания занимающегося. Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности в ходе учебно–тренировочного процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного воспитания. Одним из основных условий успеха в учебно–тренировочных занятиях и, особенно в спортивных соревнованиях, является развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер занимающихся .

Следовательно, решая задачи физического воспитания, преподавателю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. При этом необходимо обучать способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

Непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

Создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

Общественное мнение референтной группы, например, коллектива, личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

Совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

Процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения и др .

Выделяют три группы методов (Г.И. Щукина):

1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

3) использующие поощрения и наказания .

П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

– педагог способствует восприятию мира;

– педагог помогает ребенку осмысливать этот мир;

– педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка .

Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классификации методы воспитания объединяются в четыре группы и составляют такую систему:

а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

Индивидуальные – беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

Групповые – несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

Массовые – несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия .

Выделены также формы работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно–оздоровительной, ценностно–ориентационной.

В свое время Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия: словесные, практические, наглядные .

К специфическим методам физкультуры и спорта относят: методы строго регламентированного упражнения, использование упражнений в игровой форме, соревновательный метод.

В педагогике спорта, в основном, применяют как индивидуальную, так и групповую, массовую формы, и методы стимулирования поведения. При этом вовсе не отвергаются иные методы воспитания личности в спорте.

Как узнать, сможет ли ваш ребенок стать чемпионом? О чем говорить со спортивным ребенком? На развитие каких качеств следует сделать упор? «Ломать» характер или работать с тем, что есть? Как помочь ребенку достигнуть высот и остаться хорошим родителем? Обсудим все эти вопросы в нашей статье.

«Мой ребенок станет чемпионом?». Личные качества

Отдавая ребенка в спорт, многие родители чают вырастить настоящего чемпиона. Часто именно по этой причине ребенка и приводят в , а не потому, что стремятся сохранить его здоровье, научить проводить время с пользой или для чего-то еще.

Но очевидно, что не каждый ребенок вырастет чемпионом, достигнет высот в спорте и принесет домой маме с папой увесистую медаль с престижных соревнований. Для этого нужно обладать не только подходящими для данного вида спорта физическими качествами и финансово-временными возможностями. Для этого нужен характер. Сильная личность.

По сути, развитие в спорте - это постоянное преодоление трудностей. Вот именно на это и стоит обратить внимание, когда вы задаетесь вопросом: «А будет ли мой ребенок чемпионом?». Важно то, как справляется с трудностями ваш ребенок.

Но в любом случае не спешите выносить окончательный вердикт. Помните, что это все же ребенок. И он находится на стадии активного развития и формирования. Просто очень важно на этом этапе честно ответить себе на вопрос, в чем ваш ребенок силен, а в чем нет. И от этого отталкиваться.

Спорт как часть жизни или развлечение

Редкий ребенок не проявляет никакого интереса к двигательной активности, и родители часто не знают, куда деть эту нескончаемую энергию. Но если ваш ребенок совсем не радуется активным играм и с удовольствием заменяет их чтением или вышиванием, то здесь все очевидно. Ему просто неинтересно. Это, конечно, не говорит о том, что спорт в его жизни - штука лишняя. Нет. Но достигнуть высот на этом поприще ему, вероятно, не суждено. И спорт здесь будет выступать в роли обязательной части поддержания здоровья (как, например, чистка зубов).

Если ваш ребенок всюду таскается с футбольным мячом, или если его не вытащить с детской площадки по причине непреодолимой вовлеченности в активную игру, или у него нередко не хватает выдержки высидеть на одном месте или идти спокойно рядом с вами, то для него спорт, скорее всего, будет в радость. Для такого ребенка спорт станет если не частью жизни, то уж любимым развлечением точно.

Всякий интерес в голове ребенка появляется и формируется тем, что его окружает.

У спортивных родителей, которые ни одни выходные не проводят, лежа на диване, не может быть неспортивного ребенка. А все почему? Потому что это часть его жизни с рождения. Жизни без спорта для него не существует. Это не только редкое развлечение (раз в год на каток, в отпуске - бадминтон), а это неотъемлемая «рутина» всех членов его семьи.

Но и у неспортивных родителей бывают дети будущие спортсмены-чемпионы. Важно заметить увлечение вашего ребенка и всячески поддерживать его в этом. А еще лучше - увлечься самому. В идеале - заняться тем же, но можно и просто вгрызаться в теорию и историю развития любимого ребенком спорта (а лучше и всего спорта в целом). Сделайте так, чтобы ребенок был влюблен в спортивный мир, чтобы он мечтал быть его частью. Постоянные походы на интересные спортивные события, сотня секций в первый год спортивных проб, обсуждение мировых спортивных событий, утренняя семейная зарядка - все это должно стать неотъемлемой частью вашей жизни.

И, конечно, интерес обязательно нужно подкреплять развитием характера. И здесь есть немало хитростей для того, чтобы юный спортсмен не бросил все на полпути.

Целеустремленность

Понятие «целеустремленность» подразумевает под собой наличие у человека определенных убеждений, от которых он не отказывается под воздействием любых неудач и препятствий. Иными словами, это качество, которое помогает добиться того, чего еще не добивался никто. А значит - победить всех и стать чемпионом.

Цель - это движущая сила в воспитании спортсмена. Ее должен грамотно сформировать , у которого занимается ребенок. А цель эта складывается из таких факторов, как мотивация, с которой ребенок пришел заниматься спортом. На ранних этапах занятий следует поощрять ребенка, отмечать его успехи и искренне гордиться пока еще скромными достижениями. Это поможет сформировать у ребенка позитивную самооценку и стремление к новым достижениям.

Целеустремленность формируются у юного спортсмена через подкрепление интереса к спортивной деятельности, через оценку достижений, а также через контроль спортивной деятельности. Т.е. не получится просто привести ребенка в секцию и через несколько лет забрать чемпиона. Успехи и неудачи, разбор ошибок и поддержка, ваше участие в жизни ребенка формируют его как личность.

Концентрация внимания - еще одно важное качество для успеха в спорте. Любой спортсмен знает: включенность в ситуацию дает результат. Да что там, это знает не только спортсмен, но и любой из нас. Если вы концентрируетесь на работе, то она получается лучше, нежели если в процессе ее выполнения вы думаете о предстоящем походе в театр или конфликте с коллегой.

Спорт требует постоянной концентрации. Во время спортивных занятий она помогает преодолеть усталость, не расслабляться ни на секунду, доводить свои движения до идеала. А вне тренировочного процесса дисциплинирует личность от соблазнов и излишеств, которые не входят в обыденный режим дня юного спортсмена.

Развитию концентрации внимания уделяется много времени в спортивных тренировках и на занятиях в школе. А ваша задача, как родителя, сократить отвлекающие моменты в жизни вашего ребенка, вовремя решать проблемы в школе или конфликты внутри семьи. И, конечно, отличным помощником здесь выступает сформированный , который убирает из головы ребенка хаос и создает благотворную почву для концентрации на достижении цели.

Сила воли формируется под воздействием неудач и соблазнов. Маленький спортсмен с самого начала своего пути познает, что такое лишать себя многого. Есть надо только правильную пищу, ложиться вовремя, следить за здоровьем, преодолевать боль и травмы. Быть спортсменом сложно. А быть чемпионом сложнее в сто раз.

Даже если у ребенка что-то не получается с первого раза в повседневной жизни, не спешите сделать это за него. Ни в коем случае. Он такой же человек, как и вы, с руками и прочими частями тела. У него просто меньше опыта. И ему очень важно его получить. Поэтому в любой сложной ситуации подбодрите свое чадо, дайте подсказку или просто мотивируйте пробовать снова и снова. И не скупитесь на похвалу, когда ваш маленький спортсмен совершит удачную попытку.

Самоорганизация

Любой спортсмен должен иметь навык самоорганизации. В тот момент, когда рядом не окажется родителей, тренера или друзей по секции, у него должно быть понимание того, что он должен делать. Поэтому крайне важно, чтобы все решения вы принимали совместно со своим будущим чемпионом, объясняли ему почему, как, сколько и зачем он должен тренироваться, спать, есть и пр., чтобы в тот момент, когда он будет предоставлен сам себе, он чувствовал ответственность и понимал последствия своих действий.

Скромность

Успех и победы нередко возносят спортсмена в собственных глазах над другими, и это портит его отношения с окружающими, что может в дальнейшем принести много проблем. Скромность поможет избежать этого.

Ребенка следует учить быть сдержанным, умеренным и спокойным. Он должен уметь держать себя в рамках. Это помогает концентрации и достижению целей. Расскажите своему спортсмену, что скромность победителя украшает и возносит в глазах окружающих выше всяких достижений и формирует уважение к его личности, что ценно и не мимолетно.

Работа над собой

Умение работать над собой - механизм развития любого специалиста, в том числе и спортсмена. Спортивные достижения требуют кропотливого труда над личностью, телом и способностями.

У ребенка должно быть осознание того, что он сможет добиться всего, нужно только стараться и совершать действия для достижения своей цели, развиваться и работать над собой без чьих-либо указаний.

Заключение

Все качества, которые мы обсудили в данной статье, неотъемлемы для личности настоящего чемпиона. Не каждому ребенку и не каждому родителю под силу выдержать все испытания на пути к победе. И не каждый станет спортсменом-чемпионом.

Но спортивное воспитание закалит характер и пригодится в достижении целей в любой области, какую бы ни выбрал ваш ребенок уже будучи взрослым.

Узнать подробнее об .

Для решения разнообразных и сложных задач спортивного воспитания необходим комплекс соответствующих методов [см.: Столяров, 1998ж, 2009а, 2013 г.; Столяров, Баринов, 2009а, б, 2011; Столяров, Козырева, 2002 и др.].

Эти методы можно подразделить на две группы.

Первая группа - методы воспитания общего позитивного отношения индивида к спорту. Эти методы целесообразно использовать, следовательно, во всех разновидностях спортивного воспитания.

Вторая группа - методы воспитания ценностно-избирательного отношения индивида к спорту. Имеются в виду, следовательно, специфические методы спортивного воспитания, которые необходимы для решения особых задач той или иной разновидности этой педагогической деятельности (например, спортивно-гуманистического воспитания, олимпийского воспитания и т.д.).

Для воспитания общего позитивного отношения индивида к спорту могут быть использованы: активные и регулярные занятия спортом, информирование об истории и современном состоянии спорта, о методике спортивной тренировки, обучение основам спортивной тренировки и другие традиционные, общеизвестные методы. Важное значение для решения этой задачи имеют и охарактеризованные в предыдущей главе методы приобщения физкультурно - двигательной активности, внося в них определенную коррекцию с учетом специфики спорта (прежде всего, его соревновательного характера). Заслуживает внимания такая инновационная форма приобщения учащихся к спортивной деятельности, как "парад видов спорта" [см. Панова, Ключникова, 2012].

Широко распространено мнение о том, что указанные традиционные методы спортивного воспитания (активные и регулярные занятия спортом, информирование об истории и современном состоянии спорта, о методике спортивной тренировки, обучение основам спортивной тренировки) позволяют во с - питать у детей и молодежи не только общее позитивное отношение к спорту, но и те качества, способности, поведение, образ жизни, которые характеризуют гуманистическое отношение к спортивной деятельности, - целостное развитие личности, нравственное поведение в спортивном соперничестве в духе принципов "честной игры" и др.

Такая позиция по обсуждаемой проблеме представлена, например, в работах В.Д. Паначева, посвященных спортивной культуре студенческой молодежи [Паначев, 2006, 2007]. По его мнению, спорт "сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально - культурной жизни человека и перехода в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность": "сама природа спорта обладает мощн ым воздействием на личность, спорт для молодежи - это "школа характера, мужества, воли". Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать "удары судьбы". Спорт формирует личность, заставляет бороться со своими слабостями, преодолевая себя. Благодаря спорту человек учится владеть своими эмоциями, понимать красоту. В спорте человек впервые начинает постигать азы правовой культуры, усваивает правила "честной игры". Спорт выступает мощн ым фактором социализации, проявления социальной активности. Через спорт человек нарабатывает опыт межличностных отношений" [Паначев, 2007, с. 55, 58].

В соответствии с этим В.Д. Паначев характеризует спортивное воспитание как "новый вид воспитания средствами спорта, соревнования, трениро - вочных нагрузок, спортивной подготовки, в ходе которой формируется личность спортсмена, способного достигать высокого спортивного результата и быть личностью в самом высоком понимании этого слова" [Паначев, 2007, с. 57]. Он полагает, что развитие спортивной культуры личности - это одновременно и ее гармоничное развитие: "развитие спортивной культуры - это уникальное явление гармоничного развития личности студента в процессе физкультурно-спортивной деятельности, включающее в себя духовное, физическое и спортивное совершенствование студенческой молодежи. освоение ценностей спортивной культуры позволит студентам познать мир спорта, приобщиться к физкультурно-спортивной деятельности, сформировать интерес к своему здоровью" [Паначев, 2007, с. 32]. Помимо указания на то, что гармоничное развитие личности осуществляется посредством ее включения в физкультурно - спортивную деятельность, В.Д. Паначев не указывает каких-то других форм и методов, содействующих достижению этой цели.

В.Д. Паначев для обоснования своей позиции неоднократно ссылается на работы Л.И. Лубышевой, посвященные проблемам спортивной культуры. В этих работах предлагается ввести в учебный процесс общеобразовательной и высшей школы предмет "Спортивная культура". Цель данного учебного предмета - спортивное образование, ключевым моментом которого является формирование спортивной культуры личности, а в содержание входят три раздела теоретический, практический и контрольный. "Теоретический раздел должен содержать знания об истории становления и развития спорта, теории спорта, основах спортивной тренировки, методики медицинского контроля и самоконтроля. Практический раздел должен включать основные разделы спортивной подготовки: общую физическую, специальную, тактическую и техническую. Соревновательная деятельность является неотъемлемой частью данного процесса. Контрольно-нормативный раздел предусматривает оценку знаний, двигательных умений и навыков на уровне требований юношеских спортивных разрядов" [Лубышева, 2005, с. 61; 2008, с. 3; 2009б, С. 209].

Что касается средств формирования спортивной культуры личности в процессе спортивного образования, то, как отмечает Л.И. Лубышева, "системная организация содержания спортивного образования осуществляется посредством:

  • -разработки новых образовательных программ (тренировочных, оздоровительно-тренировочных, кондиционно - тренировочных, разноуровневых, авторских, вариативных);
  • -создания спортивного климата (духа), богатой разносторонней спортивной среды (спортивный клуб, секции по видам спорта и обязательный учебно - тренировочный процесс за пределами расписания);
  • -использования новых форм образовательного процесса (учебно - тренировочные занятия, матчевые встречи, спортивные праздники, соревнования, олимпиады)" [Лубышева, 2009б, С. 210].

Предполагается, что формирование спортивной культуры на основе этих форм и методов "позволяет устранить "болевые точки" традиционно сложившейся системы физического воспитания", в том числе "предоставит возможности для приоритетного освоения этических, нравственных, духовных и здоровьеформирующих ценностей спортивной культуры" [Лубышева, 2005, с. 61; 2009б, С. 210, 211].

Формулируя эти положения, Л.И. Лубышева исходит из того, что "спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и средством успешной социализации" [Лубышева, 2003, с. 26; 2005, с. 56; 2009б, С. 203].

В такого рода взглядах на спорт и спортивную культуру личности допускается две основных теоретико - методологических ошибки.

Первая из них состоит в том, что гуманистический потенциал спорта, активных занятий спортом ошибочно отождествляется с их реальной значимостью, и на основе этого предполагается, что спортивная активность во всех случаях непременно оказывает позитивное влияние на занимающихся спортом, всегда является "мощным социальным феноменом и средством успешной социализации". Реальная практика опровергает такое мнение.

В спортивной деятельности действительно заключены огромные возможности для позитивного влияния на личность и социальные отношения. Некоторые аспекты этого потенциала спорта реализуются и на практике. Спортивная тренировка, как правило, позволяет обеспечить физическое совершенствование детей и молодежи. Многие виды спорта (фигурное катание, спортивные танцы, художественная гимнастика, синхронное плавание, фристайл и др.) позитивно влияют на эстетическую культуру лиц, занимающихся этими видами спорта. Но все же огромный гуманистический потенциал спортивной деятельности нередко реализуется недостаточно полно и эффективно. Весьма незначительной обычно является ее роль в формировании и развитии нравственной культуры, творческих способностей, коммуникативной, экологической культуры, культуры мира детей и молодежи.

Более того, факты свидетельствуют о том, что активные занятия спортом во многих случаях оказывают негативное влияние на занимающихся им. Победа в современном спорте приобретает все более важное значение. Она приносит престиж самому спортсмену, тренеру, клубу и спортивной организации, воспитавшей чемпиона. Чаще всего успех сопровождается не одними дипломами - значительными материальными поощрениями тоже.

Неудивительно поэтому, что среди спортсменов все чаще наблюдается стремление любой ценой - даже за счет здоровья, одностороннего развития и нарушения нравственных норм - добиться победы. Все большее число детей и молодежи спорт привлекает отнюдь не как сфера проявления нравственности, эстетики, культуры, человеческого (неформального) общения, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, не как средство гармоничного развития личности. Они включаются в спорт и спортивные соревнования прежде всего потому, что здесь можно заработать деньги, приобрести иные материальные блага, славу, поднять свой престиж [см.: Детский спорт. 1998; Столяров, 1998б, е, ж, 2011 г.; Хрестоматия по социологии. 2005].

Значит, многочисленные факты свидетельствуют о том, что "спорт, создающий ценности спортивной культуры", не всегда приводит к позитивным (с гуманистической точки зрения) результатам и потому оши бочно полагать, будто он является и "всегда являлся мощн ым социальным феноменом и средством успешной социализации". Гуманистический потенциал спортивной деятельности не реализуется автоматически. Целый ряд факторов определяют степень и характер влияния спорта на личность и социальные отношения [Столяров, 1998б, е, ж, 2004в, 2009а, 2011 г.]. Методологическая ошибка отмеченных выше взглядов на спорт и спортивную культуру состоит в том, что эти факторы не учитываются, не выделяются и не анализируются.

Когда высказывается мнение о том, что включение воспитуемых в активные и регулярные занятия спортом позволяет сформировать у них не только общее, но и гуманистическое отношение к этим занятиям, гуманистически ориентированную спортивную культуру личности, допускается и вторая ошибка. Не учитывается, что привлекательность, значимость, ценность спорта для детей и молодежи, как отмечено выше, может состоять вовсе не в том, что он позволяет укреплять и сохранять их здоровье, содействовать их разностороннему и гармоничному развитию, а, например, в том, что дает возможность проявить склонность к агрессии, насилию, рассматривается как средство достижения материальных благ, славы, демонстрации своего превосходства над другими, решения других задач - экономических, политических, националистических и т.п.

Значит, не принимается во внимание то обстоятельство, что занятия спортом могут приводить к формированию такой спортивной культуры личности, которая имеет не гуманистическую , а иную направленность.

Изложенное выше служит позволяет сделать вывод о том, что для воспитания гуманистически ориентированного ценностно - избирательного отношения к спорту и гуманистического воспитания посредством спорта недостаточно включения воспитуемых в активные и регулярные занятия спортом. Решение этой сложной задачи требует комплекса других методов.

К их числу можно отнести (вновь с некоторым уточнением) охарактеризованные в предыдущей главе методы решения аналогичной задачи применительно к физкультурно-двигательной активности, разумеется, внося в них коррекцию с учетом специфики спортивной деятельности (прежде всего, ее соревновательного характера).

Следует отметить также важное значение физкультурно-спортивных клубов для решения задач физкультурно-двигательного и спортивного воспитания. Анализу различных аспектов деятельности этих клубов посвящены многие научные публикации и диссертации [Антикова, 1990; Арвисто, Труу, 1990; Ах - темзянова, 2010; Ахтемзянова, Пешкова, Кан, Григорьева, 2009; Баландин В.П.,

Никифорова Е.В., 2009; Гостев Р.Г., 2001; Зданович О.С., 2012; Карамышева, 2009; Краюшкин, 1987; Кудрявцева Н.В., 1996; Леонов, Руцкой, 1990; Логинов

В.Ф., 1994; Мацкевич, 1987; Мицкевич, 1985; Низяева, Подливаева, 1998; Никулин А.В., 2008; Семагин, 1992; Скрипник Г.М., Скрипник Я.Ю., 2012; Столяров, Кудрявцева Н.В., 1998; Типовое положение, 1995; Толкачев, 1998; Халтурина, 2004; Хрусталев, 2000; Чедова, 2012; Шукаева, 2006]. Спортклуб является прекрасной школой для детей и молодежи научиться общению друг с другом, жизни в обществе, соблюдая принци пы демократии, коллективной и личной ответственности. Клубная форма объединения позволяет дифференцированно учитывать интересы и потребности занимающихся спортом, вести консультационную работу среди них, осуществлять не только организационную, педагогическую, но и финансовую деятельность.

Наиболее эффективной показала себя модель такого детско - юношеского спортклуба, в котором реализуются следующие принципы организации: членом клуба может стать каждый человек, независимо от способностей, пола, возраста и т.д.; руководство клубом осуществляет Совет, избираемый демократическим путем; члены клуба разрабатывают и реализуют программы деятельности, создают инфраструктуру клуба, готовят спортивную экипировку, атрибутику и т.д.; помимо занятий спортом организуются разнообразные формы социальнокультурной деятельности; имеется штат квалифицированных кадров; родители и школа информируются по всем вопросам своей деятельности. Практика деятельности спортклубов показала нецелесообразность такого подхода, при котором функции руководства клубом берут на себя учителя, методисты, инструктора, а органы детского клубного самоуправления осуществляют только исполнительные функции. Но неправильно предоставление детям и полной самостоятельности. Наиболее рациональным является такой подход, при котором общие направления деятельности клуба определяются инструкторами, а более конкретные вопросы выносятся на обсуждение Совета клуба и его членов.

Важное социально - педагогическое значение физкультурно-спортивных клубов осознается во многих странах. Информация по данной теме содержится в ряде научных публикаций [см.: Башкирова, Гуськов 1994; Виноградов П.А., Дивина, Жолдак, 1997; Земильский, 1981; Клубная жизнь, 1996; Клубы разные. 1996; Кноп, 1993; Спортивные клубы., 1996; Heinila, 1986; Raikkala, 1993; Schlagenhauf, Timm, 1976 и др.].

Во многих стрнанах физкультурно-спортивные клубы приобрели большую популярность. Так, в Финляндии 450 тыс. человек (34% населения), включая детей и молодежь, являются членами различных спортивных клубов рекреационной направленности . Модель массового спорта в Бельгии также реализуется через спортклубы [Движение. 1989]. В спортивной деятельности подростков в Швеции в период двух последних десятилетий отмечается увеличение процента активных членов в спортклубах и снижение активности подростков, не являющихся членами спортклубов [Энгстрем, 1993].

В последнее время наряду с традиционными предлагаются и инновационные формы организации их деятельности. Заслуживает внимания, например, организация "клуба спортсменов-интеллектуалов" как новая форма организации спортивной работы в учебных заведениях [Панова, Разумова, Костюнина, 2012]. Деятельность детско-юношеских спортклубов обычно связана с осуществлением внешкольных программ. Так, "Клуб тысячи миль", созданный в Великобритании в университете Лоуборо в процессе реализации "Проекта по санитарному просвещению и физическому воспитанию", стал формой осуществления внешкольной спортивной программы и объединил школьников - любителей бега [Формирование здорового образа жизни. 1993]. Неординарной формой работы с "трудными" подростками стали возникшие в 1986 г. в некоторых штатах США клубы "Лиги полуночного баскетбола" . Баскетбольные матчи этих клубов, проводимые для подростков ночью, снизили преступность, так как привлекали их к баскетболу, хотя бы в качестве зрителей.

Деятельность многих спортклубов для детей и молодежи связана с новыми видами спорта. Так, в США возник новый вид спорта - прыжки через две веревки с выполнением сложных движений. По данному виду спорта проводятся не только внутришкольные, но также городские и даже международные соревнования. Любители этого вида спорта объединяются в клубы "Дабл-дач", каждый из которых имеет свой устав, эмблему, форму. Члены клуба активно участвуют в показательных выступлениях на стадионах, площадях, в парках. Клубы организуют тренировочные занятия, подготовку к соревнованиям. В Финляндии среди популярны клубы "Хи-хоп" - одно из направлений развития движения "спорт для всех" в виде двухдневных соревнований по аэробике, которые проводятся раз в год Финской Ассоциацией женского физического воспитания [см.: Sports for all. 1993].

Некоторые детско-юношеские спортклубы не ограничивают свою деятельность спортом. Характерны в этом плане созданные в Финляндии клубы, объединенные движением "Новые течения". Цель создания этих клубов - не только вовлечение детей и подростков в занятия спортом, но также предоставление им более широких возможностей в реализации своих способностей. Клубы организуют: различные спортивные соревнования; оздоровительные и развлекательные мероприятия; выставки, отражающие деятельность клубов; спортивные лагеря; группы здоровья в школах. Важное направление их деятельности - курс под названием "Будущее", который предусматривает разъяснение содержания проводимых в Финляндии новых кампаний и программ детско - юношеского спорта. Курс рассчитан на подготовку инструкторов по проведению кампаний на местах и состоит из 4 частей: организация кампании, маркетинг мероприятий, презентация, цели программы. Деятельность клубов координирует Академия "Юность Финляндии", целью которой является создание системы, позволяющей молодым людям раскрыть свои способности не только в спорте, но и в других видах деятельности [см.: Saarikko, 1993].

На социальную деятельность ориентированы и создаваемые в США школьные инициативные клубы, которые служат источником финансирования школьных спортивных программ. Эти клубы организуют соревнования и продажу билетов на них, различные спортивные аукционы, а также занимаются другой деятельностью, направленной на сбор средств, необходимых для финансирования школьных спортивных программ.

В США насчитывается примерно 25 тысяч таких клубов. Клубу одной из школ в штате Айова удалось собрать 70 тыс. долларов. Этот клуб организует на школьных площадках до 150 различных соревнований и турниров в год, приглашая для участия в них команды из всех штатов. В некоторых школах США проводятся Игры бывших учеников школы как платное мероприятие для участников. Такая деятельность клубов позволяет решать сразу несколько задач: привлекает детей и подростков к участию как в спортивной, так и в социальной активности, способствует приобретению опыта коллективной работы, взаимовыручки, дисциплины и других важных качеств [см.: Swift, 1991].

Основными направлениями совершенствования работы спортивных клубов для школьников зарубежные специалисты считают увеличение разнообразия форм спортивной активности, ориентацию на свободное самовыражение занимающихся, культурно - просветительную работу, усиление внимания к процессам социализации детей и подростков .

В нашей стране в новых социально - кономических условиях сложившиеся ранее формы клубной спортивной работы с детьми и молодежью (например, клубы ЦК ВЛКСМ "Кожаный мяч", "Золотая шайба", "Плетеный мяч", "Нептун" и др., объединявшие детские команды различных возрастных групп и организуемые в школах, по месту жительства и т.д.) отчасти утратили свое значение. Проводимые ныне соревнования на призы этих клубов требуют от команд платы за участие, что препятствует их массовости. Идут поиски новых форм спортивных клубов для детей и молодежи [см.: Баландин В.П., Никифорова Е.В., 2009; Гостев Р.Г., 2001; Семагин, 1992; Халтурина, 2004].

Одной из таких форм является клуб Добрыни Никитича . Организационные принци пы этого клуба просты, демократичны, предполагают варианты работы в зависимости от местных условий. Участие в клубе - дело абсолютно добровольное. Клуб создается инициативной группой - в школе, ПТУ, колледже, техникуме и т.д. В группу могут входить не только ребята, но также учителя и представители администрации учебного заведения. Очень важно участие в этой группе учителя физкультуры. Инициативная группа разрабатывает Устав клуба. Мальчики и юноши, желающие стать членами клуба, должны быть честными, справедливыми, преданными Отечеству, а также выдержать испытания, подтверждающие, что они хорошо физически подготовлены. Разработаны зачетные требования клуба Добрыни Никитича, которые включают в себя определенные нормативы по рукопашному бою, в упражнениях на силу, в беге на скорость, в беге на выносливость и в прыжковых упражнениях. Предлагаются и другие варианты нормативов. Зачет имеет два варианта - по обязательным нормативам и по очковой системе. Те, кто выполнил установленные нормативы, становятся членами клуба и получают звание кавалера знака Добрыни Никитича. Устанавливаются три уровня требований для этого знака - III степени,степени и I степени [Должиков, Сергеев В., Шустиков, 1993; Евгеньев, 1994; Мезенев, 1994].

Важное место в программе спортизации физического воспитания, которая реализуется в последнее время, занимает инновационный проект "Школьный спортивный клуб" - идея создания в каждой школе своего спортивного клуба [см.: Алексеев С.В., Гостев Р.Г., Курамшин, Лотоненко Лубышева, Филимонова, 2013, с. 479-482; Бальсевич, 2006; Лубышева, 2006]. Большую популярность среди молодежи получили спортивно-равзлекательные клубы, в основном боулинг-клубы [см.: Беленов, Родионов, Уваров, 2006]. В ряде регионов страны созданы и функционируют спартианские клубы [см.: Столяров, 1997в, г, 1998е, и, 2005в, 2006б, 2008].

Наиболее важное значение для воспитания гуманистически ориентированного ценностно-избирательного отношения к спорту и гуманистического воспитания посредством спорта имеют олимпийские и спартианские методы. Их анализу будут посвящены две другие монографии автора. Но существенную информацию об этих методах читатель может получить в ранее опубликованных работах автора [см., например: Столяров, 1990 г., 1993, 1997в, г, 1998а, в, е,

2003,2005в, 2006б, 2007в, 2008; Столяров, Баринов, Орешкин, 2013; Столяров, Сухинин, Логунов, 2011].

Завершая характеристику спортивного воспитания, следует отметить, что для эффективности этой педагогической деятельности (равно как и других компонентов комплексного физического воспитания - телесного и физкультурнодвигательного воспитанияи) применительно к определенным группам воспитуемых необходим личностно-ориентированный подход , учитывающий их индивидуальные особенности . Это касается не только спортсменов, но и зрителей, болельщиков. В этом плане, в частности, следует учитывать их типологию [см.: Викторов В.А., Пономарчук, Платонов, 1991; Зуев, 2007; Козлова, 2000, 2003а, б, 2005а, б; Столяров, Сараф, 1982].

Важное значение имеют также результаты предварительной диагностики у них спортивной культуры личности и общегуманистической культуры личности. Это - сложная педагогическая процедура как по характеру тех задач, которые при этом должны быть решены, так и по тем средствам, методам, которые должны быть использованы для решения этих задач. Но она необходима, так как позволяет определить уровень сформированности у воспитуемых желаемой формы спортивной культуры личности, а также общегуманистической культуры личности, различных их компонентов и форм, те недостатки ("пробелы") в этом плане, которые требуют педагогической коррекции, и на основе этого выбрать соответствующие формы и методы.

Данная педагогическая процедура должна проводиться с учетом основных компонентов и показателей структуры спортивной культуры личности, ее моделей (форм, разновидностей), а также гуманистической культуры личности. Целостный анализ алгоритма этой педагогической процедуры содержится в работах С.Ю. Баринова [Баринов, 2009б, 2010].