Мастер-класс по рисованию ниткой окрашенной гуашью с пошаговыми фото для детей от 6 до 10 лет.
Добрый день! Предлагаю ответить, на несколько вопросов.
1. Какую новую живописно-графическую форму изобрёл Анри Матисс? (Декупаж).
2. Как называется часть света в северном полушарии Земли, где гуашь появилась только в XII веке? (Европа).
3. Основной инструмент для нанесения красящих веществ на холст, бумагу или другую основу в живописи и графике, а также в каллиграфии. (Кисть).
4. Как называется подлинное художественное произведение в отличие от подделки, копии или репродукции в области изобразительного искусства? (Оригинал).
5. Изображение на плоскости, а также вид графики и основа всех видов изобразительного искусства?
(Рисунок).
Соединяем первые буквы отгадок и получаем слово
– ДЕКОР.
Декор на керамике
Декор на гипсе
Скульптурный декор стен
Архитектурный декор фасада
Декор интерьера помещения
Декор на стене - роспись
Декор на стене - фреска
Лепной декор в Древнем Египте
Настенный декор в Древнем Риме
Скульптурный декор в Древнем Риме
Древне Римский Колизей
Декор предметов бывает простой
или сложный
, с применением различных техник и приёмов. Живопись, роспись, орнамент, декупаж, вышивка, создание необычных фактур при помощи необычных материалов (губкой, клеевым пистолетом, манной крупой, макаронами, нитками и др.), аппликация, набойка, литьё, чеканка, выжигание и другие.
Декор подушек
Декор пластинок
Следует отметить, что декор создаёт дополнительную выразительность, связывая воедино в гармоничном ансамбле декорируемые предметы.
Сегодня открою Вам ещё один секрет декора , а также научу создавать удивительные декоративные композиции, которые получаются с помощью, обычных ниточек, окрашенных гуашью. Данный вид декора можно использовать в качестве украшений для интерьера, подарка, сделанного своими руками, а также при украшении упаковок, открыток, блокнотов и т. д.
Необходимые инструменты и материалы:
Белая или цветная бумага формата А4,
- гуашь разных цветов,
- ножницы,
- крышка от коробки,
- нитки,
- блюдце для краски.
Ход работы
Берём крышку от коробки.
Система современного дошкольного образования особое внимание уделяет реализации задач, которые сформулированы в образовательной области «Художественное творчество», а именно составной его частью - изобразительное искусство. Но часто традиционных способов и средств для этого вида деятельности оказывается недостаточно, чтобы малыш смог в полной мере проявить свою фантазию. Тогда в дело вступают нетрадиционные техники, например, ниткография. Рассмотрим все нюансы этого вида творчества, а также методические особенности проведения занятия рисунком с помощью ниток в старшей группе.
Ниткография (сочетание слов «нитка» и «grafo» – пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание картин с помощью ниток.
Ниткография - это вид изобразительного искусства, позволяющий создавать яркие и выразительные образы
Основной целью художественно-эстетического образования дошкольников является пробуждение интереса у детей к изобразительной деятельности. Что касается целей использования нетрадиционных техник рисования, в частности, ниткографии в старшей группе, то к ним можно отнести
Есть 4 разновидности изобразительной деятельности с использованием ниток.
Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток. Обычно это происходит в средней группе.
Что нужно:
Инструкция:
Это интересно. Лист основы можно сложить пополам и накрывать нить половинкой, тогда рисунок получится симметричным.
Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета.
В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы.
Это интересно. Ниткопись можно выполнять на ткани, тогда нитки просто выкладываются на основу. Клей использовать не нужно. Только вот картинки получатся временные - пока ниточки не осыпятся.
Инструкция:
Технику можно усложнять способом выкладывания ниток:
Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания.
Это интересно. Знакомство с ниткописью цельной ниткой обычно происходит в старшей группе, в то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и во второй младшей (только в качестве 1–2 дополнительных элемента композиции).
Эта техника ниткографии применяется не во всех детских садах в виду того, что малышам приходится работать с острыми предметами. Обычно изонить - прерогатива дошкольных учреждений с художественно-эстетической направленностью. Освоение этого вида техники ниткографии начинается в старшей группе.
Для основы рисунка в технике изонить нужно брать картон средней плотности
Что нужно:
Инструкция:
Это интересно. Как более простой вариант, по контуру рисунка прокалываются дырочки, в которые малыши пропускают ниточки с помощью иголки.
Удачный план занятия - это залог успешной деятельности малышей. Начинать работу над конспектом нужно с описания целей и задач урока. Кроме общих целей использования данной техники в старшей группе можно выделить
Задачи формулируются на основании темы занятия. В целом же «скелет» выглядит так:
После того, как обозначены цели и задачи, необходимо чётко распределить время между всеми этапами работы над темой.
Важно, чтобы у детей было достаточно времени на выполнение рисунка нитью
Занятие в детском саду длится 30 минут. За этот промежуток воспитатель должен отработать с малышами 3 этапа.
Муравлёва Дарья «Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему «Цветы для мамы» (техника «Ниткография»)» (фрагмент)
<…Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “ниткография”. (Показывается прием рисования) – Берём нитку, а теперь круговыми движениями от центра по спирали выкладываем нить на лист бумаги. Теперь нитку нужно окунуть в выбранную краску, держась за конец нитки аккуратно помогая кисточкой, сворачиваем нить на листок по спирали, как это делали сухой ниткой. Конец сухой нити направляем вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки, слегка придавливая, медленно вытягиваем нить из -под ладошки. Происходит волшебство! Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для вашего необычного цветка. – Пробуйте, и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу) В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения, а пока они подсыхают, самим превратиться в цветы и немножко поиграть…> |
Перспективный план по нетрадиционным техникам рисования помогает организовать работу детей, скомбинировав тематику занятия с подходящей техникой для её изображения. Форма составления плана является стандартной. Обычно указывается
Отдельно выделяется графа для примечаний, в которой воспитатель делает пометки, касающиеся работы с конкретной группой.
Поскольку при работе в технике ниткографии сюжет рисунка выявляется уже после того, как изображение получено, то и методику сложно встроить в общую тематику занятий. В средней группе ниткография и ниткопись применяютя на тех занятиях, в которых в графе «техника» стоит пометка «различные». Как правило, это темы, связанные с природными явлениями (дождь, снег), созданием узоров, например, для вазы и пр.
В старшей группе нетрадиционной технике с нитками обычно посвящены занятия на свободную тему или уроки, посвященные разговорам о мечтах, фантазиях, другими словами, абстрактные темы.
Елизарова Ольга «Перспективное планирование по рисованию (старшая группа)» (фрагмент)
Что касается ниткописи, то её используют в тех темах, где возможно применение готовых шаблонов для раскрашивания или абстрактных рисунков.
Алексеева Надежда «Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в старшей группе» (фрагмент)
Для этого рисунка дети должны поворачивать нить по определённой схеме
Необычность этого рисунка в том, что дети заранее получают задание: им необходимо нарисовать дымковскую игрушку - козлика.
Инструкция:
Это интересно. Приведённый пример можно прорабатывать с детьми, которые уже хорошо знакомы с техникой выполнения рисунков ниткографией, так как по заданию дети рисуют сюжет как бы «вслепую». Более лёгкие варианты - создание цветов, бабочек и пр., то есть тех сюжетов, которые придумываются на основе готовых узоров, сделанными нитками случайно.
Очень интересно, когда дети сами придумывают названия своим картинкам Для выполнения бабочки можно взять 1–2 цвета для окрашивания ниток, а остальные оттенки дорисовать вместе с туловищем С помощью ниткографии дети получают представления о различных сочетаниях цветов
Приведём пример работы в технике ниткописи с применением цельной нити и кусочков.
Для рисунков нитками на цветной бумаге лучше использовать силикатный клей, чтобы не оставалось следов после высыхания
Инструкция:
Бутон получается двухцветным, если сначала его засыпать тонким слоем ниток одного оттенка, а затем другого Чтобы ёлочки получились пушистыми, их делают из кусочков ниток Для этого рисунка цветы создаются по модели помпонов, а кот листья засыпаются кусочками ниток
Ниткография, а также её разновидность ниткопись относятся к нетрадиционным техникам рисования, которые помогают малышам более полно выразить себя, показать свою индивидуальность. Главная ценность этой техники в том, что для её освоения вовсе не нужно обладать талантом художника, достаточно усидчивости, внимательности и аккуратности. Такая доступность позволяет включать ниткографию в перспективное планирование работы старшей группы детского сада любого типа: от обычных до учреждений, работающих с детьми с особыми потребностями.
Ниткография необычная техника рисования картины (фото)
В нашей стране ниткография стала популярна не так давно, но с каждым днем этот новый вид искусства находит все больше поклонников. Ниткографией увлекаются не только взрослые, но и дети. Даже малыши в детском саду с удовольствием создают свои первые картины. Рассмотрим эту необычную технику рисования при помощи ниток.
Картины, выполненные с помощью ниткографии, всегда получаются очень яркими и красочными. Кроме того им можно придать дополнительный объем использовав «кудрявые» или «мохнатые нити для их создания».
Перед тем как приступать к созданию будущего шедевра вы должны сначала подготовить все необходимые материалы:
Подготовив все необходимые материалы, вы можете смело приступать к работе:
Законченную работу можно вставить в багет и украсить ею свою квартиру. Ваши близкие и родные люди будут удивлены, узнав о том, что вы, изучив, этот небольшой мастер класс, смогли самостоятельно сделать такую прекрасную картину.
Некоторые люди считают, что ниткопись это своеобразное рисование картин с помощью нити. Постоянные попытки художников найти вдохновение и попробовать что-то новое привели к тому, что многие из них стали увлекаться рисованием нитью.
Рисуем картину, используя ниткопись:
У вас получится два одинаковых изображения, которые вы сможете доработать при помощи кисти и краски. Дальше все зависит исключительно от вашей фантазии.
В детском саду занимаясь с воспитателями-педагогами, малыши много времени тратят на развитие мелкой моторики и своих творческих способностей. Кроме того в большинстве садиков для детей проводятся дополнительные занятия на которых они рисуют красками и карандашами, лепят из пластилина, делают поделки, а также изучают ниткопись.
Ниткопись хороша еще и тем, что с ее помощью можно изучать геометрические фигуры, цифры и даже буквы. Для детей младшего дошкольного возраста идеально подойдут занятия, во время которых они должны будут с помощью ниток составлять буквы или геометрические фигуры. Кроме того детям можно вкратце рассказать о том что такое ниткография и провести для них упрощенный мастер класс, во время которого они тоже смогут попробовать свои силы в этом новом направлении искусства.
Для того чтобы в детском саду провести для детей урок по ниткографии вам нужно будет заранее раздать им все необходимые материалы:
Для детей такое занятие будет весьма полезным, ведь во время него они не только развивают мелкую моторику, учатся усидчивости, но и развивают свой художественный вкус.
Ниткография в первую очередь привлекает к себе внимание тем, что она очень проста в исполнении, ее может освоить даже ребенок. Кроме того такой вид искусства как ниткография не требует каких-либо значительных финансовых затрат, а ведь это тоже является существенным плюсом.
В ниткографии есть две основные схемы: окружности и угла. Освоив их, вы сможете самостоятельно вышить ромб, дугу, треугольник, квадрат и овал.
Угол
Заполните окружность по хордам. От того какой длины у вас будут хорды напрямую зависит частота заполнения самой окружности и размер ее внутреннего пустого круга.
Ниткография в основном «построена» на основе этих двух схем. С их помощью вы сможете освоить все остальные геометрические фигуры и легко составите свою уникальную картину.
Какой бы вид ниткографии или ниткописи вы не выбрали, главное помните о том, что любое творчество в первую очередь должно приносить удовольствие. Не бойтесь экспериментировать и «выпустите на волю» свою фантазию.
В наше время очень распространено мнение, что человек, не имеющий хобби, абсолютно несчастный. Именно поэтому так часто вспоминаются уроки бабушек по вязанию, мамочек по вышиванию, дедушек по резьбе по дереву и пап по выжиганию. Все это творчество, которое помогает не только отвлечься от повседневных трудностей. Для некоторых это реальный способ заработать. Неповторимость поделок ручной работы приносит им особую ценность. Сегодня мы рассмотрим одну из техник, которая позволит создавать самые настоящие шедевры.
Ниткография - рисование нитками, это нетрадиционная техника. С ее помощью можно создавать неповторимые поделки, которым не будет конкуренции, так как все будет зависеть только от фантазии автора. Правда, для каждого художника, который будет использовать данную технику, картины будут самыми разнообразными. Ведь образы, которые он будет создавать на бумаге рисованием ниткой с краской, будут абсолютно уникальными не только по исполненному стилю, но и по тому, что смог рассмотреть художник в данном изображении.
Чаще всего такую технику используют на занятиях в детских садах. Рисование нитками помогает детям не только развивать образное мышление, иметь творческий подход к каким-то нетрадиционным ситуациям. Такое искусство требует и усидчивости, помогает юным художникам научиться управлять своими пальчиками. А кроме этого, каждый шедевр, созданный ребенком, становится абсолютно уникальным и неповторимым, ведь включается в работу детская, еще не искушенная фантазия.
Итак, сама техника рисования нитью довольно проста, требует немного навыков и много фантазии. Что нужно для работы? Лист плотной белой бумаги, можно из альбома. Кто-то предпочитает гладкие, так как на них рисунок ложится ровнее, кто-то стремится расширить рамки для возможностей своего воображения и использует шероховатую бумагу. Далее понадобится нитка. Можно взять несколько попробовать на отдельном листе, как ложится краска, оставленная ими, а затем выбрать то, что понравилось. И, естественно, сама краска. Для начала это может быть самая дешевая акварель или гуашь. Когда же техника рисования нитью будет достаточно освоена, можно будет приобретать более дорогие материалы для создания настоящих шедевров. Еще понадобится посуда, в которой будет окрашиваться сама нить.
Для более ровного окрашивания нити лучше не брать одноразовую посуду. Неровная поверхность дна может нарушить структуру нити, отчего рисунок станет неаккуратным. Также пригодится кисть, с помощью которой чудо-ниточка будет впитывать в себя краски. И чтобы не разводить на столе бардак, коробочка для использованных ниточек. Укладывать их стоит, не перемешивая цвета. Выбрасывать их не рекомендуется, дальше будет понятно, почему.
Для работы нарезать нить на небольшие, сантиметров по 30-40, отрезки. Для начала это идеальный размер. Уложить нить в чашу для окрашивания. Кончики ниток обязательно вывести наружу, чтобы они оставались чистыми. Выбрать понравившийся цвет. Можно создать свой оттенок методом смешивания красок. Кистью нанести на нитку краску, стараясь пропитать ее как можно лучше.
Далее лист сложить помолам. За сухие кончики вытащить нитку из емкости с краской и, как подскажет фантазия, разложить на одной стороне листа бумаги. Можно сразу на двух, но для этого требуется хороший навык, ведь при перегибе листа нить может съехать и испортить рисунок. Раскладывать можно кругами, петлями, зигзагами - как сработает воображение. Сухие кончики вывести вниз листа. Другой стороной листа прикрыть часть, на которой разложена нить с краской. Плотно прижать лист, к примеру, книжкой, аккуратно вытянуть за сухие кончики нитку наружу.
В зависимости от того, как будет вытянута нить, получится разный рисунок. Можно тянуть сразу за оба кончика, можно только за один, дергать плавно или резко по очереди. Разложить лист и внимательно посмотреть на то, что получилось. А получается зеркальное отражение фантастических линий.
Дети тут же начинают видеть в них самые невероятные образы. Им остается только дорисовать недостающие детали. Для этого можно использовать те же краски, карандаши, мелки и фломастеры. Глядя на то, как дети широко пользуются своими внутренними возможностями, можно вспомнить, что когда-то давно подобный потенциал был у каждого. Именно поэтому рекомендуется взрослым не только научить детей технике рисования нитью с краской, но и самим присоединяться к ним, чтобы вновь пробудить уснувшее воображение. Кроме того, со временем взрослые привыкают основной вид своей работы выполнять механически, что мешает развитию не только творческого потенциала, но и моторике движений. При использовании данной техники мозгу придется задействовать те свои части, которые давно перестали реагировать на внешний мир - части, отвечающие за радость творчества.
Разнообразить технику рисования нитью можно используя пряжу различной текстуры. К примеру, тонкая и ровная нить типа ирис или мулине даст рисунку нежные и изящные линии. Пряжа из шерсти или акрила придаст объемность и яркость. Только использовать их одновременно не получится из-за разной толщины. Придется делать рисунок в несколько этапов, обязательно дожидаясь, чтобы подсох предыдущий слой. Рисование более удобно для маленьких детей или пожилых людей, чьи пальцы имеют не слишком хорошую чувствительность. Однако не стоит пренебрегать и более тонкой работой. Всегда стоит совершенствоваться в рисовании с помощью ниток и красок.
С красками тоже можно проводить некоторые эксперименты. Очень интересно наблюдать за детьми, которые совершенно ничего не знают о цветовой гармонии, но уверенно красят нитки то одним цветом, то другим, добиваясь нереальных результатов. Просто диву даешься, какие разнообразные иллюстрации получаются в итоге. Человеку взрослому, создавая свое творение, придется задумываться о сочетании цветов, чтобы на личном примере научить ребенка не просто пачкать бумагу разными красками, но делать изображения, приятные для глаз.
Очень популярно рисование цветов нитками. Для этого стоит в голове держать приблизительный вариант картинки, который должен получиться в результате. Техника рисования ниткой предусматривает различные варианты рисования. Можно окрасить нитку в один цвет, можно в два и больше, стоит только учитывать, что при рисовании определенной картины уже имеет смысл подбирать цвета соответственно желаемому результату. Цветы прорисовывают выкладыванием нити петельками. В зависимости от ожидаемого результата нити вытягивают вниз, в стороны или растягивают, а затем выдергивают с одной стороны. Такая техника рисования ниткой помогает воплотить свои фантазии необычным способом. Здесь имеется возможность поэкспериментировать не только с формой, но и с цветом. Накладываясь друг на друга, краски принимают совершенно невероятные оттенки, которые иногда просто невозможно предугадать.
Таким образом, можно нарисовать картину целиком, а затем прорисовать ее, как подскажет фантазия. А можно вырезать отдельными лепестками и сделать из них аппликацию. Такие работы часто применяются на занятиях в младших классах средней школы. Они помогают не только развивать фантазию, но и аккуратность.
Когда рисунок будет совершенно готов, его можно будет украсить, используя нетрадиционную технику рисования нитками. Для этой техники понадобится дополнительно прозрачный клей, тонкая палочка (можно использовать зубочистку или обратную сторону кисточки), ножницы, окрашенные и высушенные ниточки, с помощью которых была нарисована картина. Можно взять просто нити разного цвета.
Разобрать нитки по цветам. Нарезать их на маленькие отрезочки, буквально по несколько миллиметров. Выложить в разные емкости. Далее стоит внимательно присмотреться к рисунку и решить, какую часть стоит украсить таким рисованием с помощью ниток, нарезанных на мелкие отрезки. Эти места с помощью кисточки намазать клеем и высыпать на них отрезки тех оттенков, которые подходят к данному фрагменту рисунка. Зубочисткой или другой стороной кисти поправить ниточки, которые неровно легли или вышли за границу рисунка. Для более крепкой фиксации фрагменты с нарезанными нитками можно покрыть клеем дополнительно сверху. Это придаст аппликации глянец. Но если хочется, чтобы рисунок выглядел более объемно, то стоит оставить его, как есть.
Рисование с помощью ниток может быть не только с использованием краски. Необыкновенные картины можно создать, используя остатки ниток после вязания или вышивания. Ниткография включает в себя еще несколько техник. Для одной из них необходимо: картон или клочок ДВП, карандаш, прозрачный клей, кисти, ножницы, нитки, палочка. На картоне прорисовывается рисунок. Далее на нем рисуется контур клеем, на него выкладывается нить, которая будет выделять рисунок. И вновь все зависит от фантазии - и толщина ниток, и цвет, и рисунок, и орнамент. Кистью наносим клей, на него при помощи палочки выкладываем нить, стараясь не оставлять зазоров, плотно и ровно. В итоге получается неповторимый шедевр, который остается прогладить утюгом и вставить в рамку.
Нетрадиционное рисование нитками возможно также в технике изонити. Эта техника более сложная не только в оборудовании, но и в исполнении. Для нее понадобится не только картон и клей, но также шило, пенопласт, специальная доска с дырками или гвоздями, иголка с широким ушком, пакет или файл для подложки, шило, а также схемы с цифрами, по которым будут создаваться поделки.
Первый способ работы с изонитью очень похож на вышивание. На картон наносится рисунок с помощью карандаша или фломастера. Затем шилом прокалываются дырки, соответственно выбранной схеме. Отверстия обязательно нужно пронумеровать, чтобы получился определенный рисунок. Для большей ясности можно прорисовать его с помощью простого карандаша с обратной стороны. Тогда наглядно будет видно, что должно получиться в результате.
Когда основная подготовка завершена, нужно выбрать иглу с широким ушком, нитки, которые будут использованы для данной поделки, и приступить к работе. С изнанки делаем петельки, с лица вышиваем рисунок. Мастерство всегда постигается от простого к сложному. Эта техника не исключение. Не спешите переходить к сложным процессам. Не стоит перетягивать нить или оставлять ее болтаться свободно. Сила натягивания нити очень влияет на эстетичный вид поделки. Из различных элементов, вышитых подобным образом, можно создать уникальные картины.
Другая техника работы с изонитью предполагает натягивание ее между пронумерованными гвоздиками, вставленными в отверстия специальной доски в виде какой-либо фигурки. Для начала нить опускается в клей и пропитывается им. На доску укладывается файл или целлофановый пакет. В специально проделанные в доске дырочки вставляются гвозди или специальные строительные заклепки по определенной схеме. Строительные заклепки более безопасны и удобны в работе. На них наматывается пропитанная клеем нитка.
Изделие можно сделать объемным, если не прижимать его плотно к доске. Можно не слишком сильно натягивать нить, чтобы внутри фигурки создалось впечатление некоей хаотичной наполненности. Готовую фигурку нужно оставить на гвоздиках до полного высыхания. Когда она высохнет, ее можно снять с гвоздиков и использовать как отдельную игрушку, так и как элемент некоей картины.
Поделки обязательно должны быть вставлены в рамки. Без них любой шедевр выглядит не иначе как кусок бумаги с нитками. В последнее время очень популярны самодельные рамки из багетов. Подобранные по цвету под интерьер и картинку и аккуратно сделанные, они вполне могут конкурировать с настоящими богатыми рамами, а весят гораздо меньше, что делает их намного более удобными в использовании и транспортировке.
Все перечисленные здесь техники имеют возможность для отдельного существования. Их можно прорабатывать и развивать каждую отдельно, доводить до совершенства, создавать шедевры, которые будут отличным украшением для вашего дома или незабываемым подарком для друзей. Можно комбинировать техники между собой. Тогда эти поделки станут еще более оригинальными и неповторимыми.
Если в доме есть дети, для них это будет замечательной тренировкой и для мелкой моторики, и для развития воображения, и для эстетического и трудового воспитания. И самое главное, дети будут чувствовать себя частью чего-то значимого, создавая украшение для своей комнаты вместе с родителями.
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №16»
Семинар-практикум:
«Нетрадиционное рисование: Ниткография»
Воспитатель:
Шевацук Н.Ю.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
В.А.Сухомлинский.
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.
Задачи: -Показать алгоритм выполнения работы по «рисованию» нитками. -Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения воспитателей.
Актуальность
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.
Сообщение «Формы нетрадиционного рисования»
Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!
Каждый ребенок – это личность. Они имеют свое мнение, свои способности, предпочтения и интересы. Но, все они без исключения любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не совсем правильно получается. Именно для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и просто, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества, в детских садах используют нетрадиционное рисование. Наиболее часто применяемые техники – это:
Такое разнообразие в выборе способов и материалов для творчества развивает детскую фантазию, знакомит с свойствами материалов и с тем, как их можно применить на практике, позволяет перенести свое восприятие окружающего мира в рисунках. Сам творческий процесс является интересной игрой, которая дарит детям множество положительных эмоций. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования. Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.
Мастер-класс по технике «ниткография».
Цель мастер-класса: знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ниткографией
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который поможет вам впомнить мощный и, где-то, неоправданно забытом инструменте в изобразительных средствах художника –
«ниткография».
Слово «ниткография» состоит из двух слов:
нитка и графика
(от «grafo» - «пишу») - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».
На этом необычном и очень интересном приёме мы хотим остановиться и рассказать о нём более подробно. Сейчас мы все вместе попробуем нарисовать с помощью нитей.
Ниткография
Хочу предложить вам шедевры создавать -
Обыкновенной ниткой рисовать.
Вот образ волка, кошки или льва,
А может здесь носатая сова?
Мышата зашуршали из-под нитки:
- А где наши нарядные накидки!
Чудная птица встала на крыло -
Всё завертелось, кубарем пошло…
И мысли вдруг зашевелились,
Чудесной песней на листы полились,
Волшебную нам сказку написали,
Иголочку и нитку прославляли.
А те и рады на бумаге танцевать,
Фантазию лихую нам бы обуять
Главная задача художника – ниткографиста:
найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.
Главная цель
таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета.
Задачи:
- учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;
- развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление;
- привить художественные навыки и эстетический вкус.
Форма организации деятельности:
индивидуально-практическая.
Ниткография, доступно детям с 3-х летнего возраста. Чем старше ребенок – тем больше самостоятельности в рисовании, фантазировании, дорисовывании.
Для занятий потребуется: гуашь, кисточка и мисочка, бумага, нитки (лучше № 10), пряжа или веревочка (в зависимости от выбранного способа рисования), карандаши или фломастеры для дорисовки.
Ниткография, применяемая в детском саду поэтапно:
Первый способ.
«Ниткопись», доступный для маленьких детей метод ниткографии.
Возьмите шерстяную или акриловую нить, немного распушите ее. Изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее для детей. Длина нити – 40-45 см.
Второй способ.
Такая ниткография, сделанная детскими ручками, уникальна, несет в себе неповторимую положительную энергетику.
Третий способ
1.Нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу Можно рисунок сделать простым карандашом или взять готовые.
2.Мелко нарежьте толстую пряжу, (дети старшего возраста могут это самостоятельно, а для младших нужно подготовить)
3.Наносим клей частями на рисунок и прикладываем подготовленную нитку.
Четвертый способ
Изонить
(рисование нитью).
Изонить – создание картин из нитей без использования клея. Нити по предварительно сделанной схеме выкладываются при помощи их переплетения и закрепляются декоративными гвоздиками или протягиваются в дырочки. Выполнение простых узоров в технике изонити доступно для старших дошкольников.
Применение в рисовании этой нетрадиционной техники в детском саду, позволит сделать занятия детей увлекательными и интересными.
Ниткография в работе с детьми вознаградит Ваш труд сполна! Дети научатся создавать маленькие шедевры изобразительного искусства, станут более усидчивыми, спокойными, будут стремиться к познанию нового.
Список используемых источников
1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996 - №8.
2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5.
3. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997
5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000.
6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.
7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000.
8.Громов Е. С. Природа художественного творчества. – М., 1986.
9. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание - 1995 - №2.
10. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002
11. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999 - № 1.
12. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.
13. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - №4.
14. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание – 1991 - №12
15. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.
16. Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям // 37 Дошкольное воспитание – 1991 - № 2.
17. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1987
18. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.
19. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание - 1995 - №9-10.
20. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2004.
21. Мелик-Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1995.
22. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии – 1990 - №1.
23.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.
24. Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002 - №3-7.
25. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование – 2000 - №3-4.
26. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание - 1993 - №10.
27. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972.
28. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - № 11
29. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч.