Детский аутизм как помочь ребенку. Как помочь ребенку, страдающему аутизмом

Детский аутизм как помочь ребенку. Как помочь ребенку, страдающему аутизмом

Текущая страница: 1 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Шрифт:

100% +

Ольга Сергеевна Рудик
Как помочь аутичному ребенку
(Книга для родителей)

© Рудик О.С., 2014

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014

* * *

Введение

Совсем недавно, 2 апреля 2013 г., отмечался Всемирный день распространения информации об аутизме. В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 62/139 от 21 января 2008 года подчеркивается масштабность проблемы: «…будучи глубоко обеспокоена большой численностью и высокой долей детей, страдающих аутизмом, во всех регионах мира и вытекающими отсюда проблемами в области развития, с которыми сопряжено осуществление долгосрочных программ медицинской помощи, обучения, профессиональной подготовки и терапии правительствами, неправительственными организациями и частным сектором, а также его громадными последствиями для детей, их семей, общин и обществ…»

В настоящее время отечественными демографами и социологами отмечено, что в условиях современной жизни нашего общества более всего страдает семья. Ослабляются сложившиеся этические и нравственные нормы, традиции семьи. Взаимоотношения в семье зачастую напряжены, основной причиной чего специалисты отмечают недостаточную экономическую ее защищенность. И это в свою очередь снижает воспитательный потенциал семьи, а в случае рождения ребенка с особенностями в развитии ее роль в реабилитации и социализации в большинстве случаев становится незначительной. Семейное неблагополучие является важнейшей причиной возросшего количества детских и подростковых эмоциональных отклонений и нарушений в развитии. Это создает значительные проблемы и затрудняет процесс специальной коррекционно-педагогической помощи.

Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250–300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году один случай аутизма приходился на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

По современным данным, детский аутизм и сходные с ним сложности психического и социального развития проявляются примерно у 20 из 10 000 детей. Судьба такого ребенка очень часто зависит от человеческих качеств окружающих его людей, от их доброжелательности, готовности взять на себя лишнюю заботу и, конечно же, от уровня их знаний по данной проблеме. Знание особенностей психологического развития детей с аутизмом помогают заметить таких малышей и своевременно обратиться к специалистам.

В этой книге, которая состоит из трех разделов и приложения, автор рассказывает родителям об особенностях развития и поведения ребенка с аутизмом, как должны специалист и родители дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку – и в образовательном учреждении, и дома. Чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду, в школе (да и в жизни), родители должны работать в тесном контакте со специалистами. Чем более просвещенными в дефектологическом плане будут родители, тем больших положительных сдвигов в развитии ребенка можно ожидать. Для установления более тесного контакта со специалистами, с которыми будут общаться родители, необходимо ориентироваться в проблеме, для чего представляется одна из характеристик групп детей с РДА в РАЗДЕЛЕ I. «Общая характеристика аутизма»

Именно постоянная работа специалистов с аутичным ребенком и его семьей является залогом успешного развития и положительной динамики у детей. При одинаковой тяжести ранних предпосылок судьба ребенка с аутизмом может сложиться совершенно по-разному. Если много лет подряд с ним будут заниматься специалисты различного профиля, если его родители будут осознавать, что, ничего не делая, невозможно надеяться на положительные изменения, и что «сам собой» ребенок не станет другим, то это один вариант. Если же всего вышеперечисленного нет – совсем другой.

Специалисты утверждают, что на формирование личности ребенка оказывают влияние как генетические факторы, так и окружающая его обстановка и люди. Ребенок чаще всего проводит большую часть времени с родителями, поэтому папа и мама иногда единственные взрослые люди, которые обладают полной информацией о развитии и поведении ребенка.

Какими бы разнообразными ни были формы работы с родителями, они проносят пользу только тогда, когда проводятся не от случая к случаю, а планомерно и целенаправленно. Конкретные приемы привлечения внимания ребенка, организации его поведения, обучения навыкам преодо ления нежелательных форм поведения основаны на знании родителей особенностей работы с ребенком с ранним аутизмом. Этому вопросу и посвящен РАЗДЕЛ II. «Работа с детьми с РДА в семье».

Работа родителей аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Так, иногда родители приходят к психологу и спрашивают, почему сын или дочь отреагировали на их слова или действия необъяснимым, с точки зрения взрослого, образом.

Коррекционная работа с аутичным ребенком, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. Поэтому бывает и так, что родители, ожидая быстрого эффекта и не получив его, опускают руки и приходят в отчаяние. Именно поэтому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности его восприятия и поведения и может объяснить маме или папе причину неадекватного поступка.

Очень часто аутичный ребенок ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых. Родителям, вкладывающим много сил в его воспитание и обучение, необходимо получить от него «обратную связь»: доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д. Однако получить эту «обратную связь» родители могут далеко не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок.

Идеальным считается развитие и жизнь в домашних условиях, так как именно семья – «естественная среда существования» для аутичного ребенка. Этот тезис делает работу родителей чрезвычайно важной.

РАЗДЕЛ III. «Диагностика детей с аутизмом». Помочь ребенку с аутизмом может лишь ранняя диагностика и многолетнее квалифицированное педагогическое сопровождение.

Ранняя диагностика необходима для построения системы ранней психолого-педагогической коррекции РДА. Применение специальных методов, направленных на формирование контактов, необходимо уже с первого года жизни аутичного ребенка. Предлагаемый материал может оказать существенную помощь родителям в организации целенаправленных наблюдений в естественных условиях и в условиях предъявления специальных диагностических заданий.

В «ПРИЛОЖЕНИИ» помещен материал, который может использоваться в практической деятельности родителей по социально-бытовой адаптации ребенка с РДА. Это материал (игры, физкультминутки, дыхательная гимнастика, игры на развитие навыков общения детей раннего возраста со взрослыми и др.), который является эффективным средством разнообразного воздействия на личность. Использоваться он может как на коррекционных занятиях, так и в свободное от занятий время.

Материал, предложенный в пособии, родители могут использовать в удобной для них последовательности и нужном объеме в зависимости от уровня нарушения, особенностей развития детей.

Раздел I
Общая характеристика аутизма

1. Характеристика детей с РДА. Причины развития раннего детского аутизма

Аутизм – тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.).

Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Неконтактность, однако, может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда она оказывается просто характерологической чертой ребенка, но бывает вызвана и недостаточностью его зрения или слуха, глубоким интеллектуальным недоразвитием и речевыми трудностями, невротическими расстройствами или тяжелым госпитализмом (хроническим недостатком общения, порожденным социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте). В большинстве этих очень разных случаев нарушения коммуникации оказываются прямым и понятным следствием основной недостаточности: малой потребности в общении, трудностей восприятия информации и понимания ситуации, болезненного невротического опыта, хронического недостатка общения в раннем детстве, невозможности пользоваться речью.

Существует, однако, нарушение общения, при котором все эти трудности связаны в один особый и странный узел, где сложно разделить первопричины и следствия и понять: не хочет или не может ребенок общаться; а если не может, то почему. Такое нарушение может быть связано с синдромом раннего детского аутизма.

Клинико-психолого-педагогическая картина аутистических расстройств личности сложна, многообразна и необычна в сравнении с другими нарушениями психического развития. Основными признаками синдрома РДА, согласно Л. Каннеру, является триада симптомов: 1) аутизм с аутистическими переживаниями; 2) стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости; 3) своеобразные нарушения речевого развития. Аутизм, как отмечают исследователи данной проблемы, проявляется наиболее ярко в возрасте 3–5 лет, и в числе наиболее характерных проявлений в раннем возрасте можно назвать следующие:

аутичный ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;

первая улыбка хотя и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, иными аффективными реакциями других людей;

к окружающим аутичный ребенок относится индифферентно: на руки не просится, часто предпочитая находиться в кроватке, в манеже, в коляске и т. п., на руках не приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается напряженным; позу готовности не проявляет или проявляет ее очень вяло; в то же время иногда легко идет на руки ко всем;

своих близких аутичный ребенок узнает, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет; к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;

отношение к моментам дискомфорта (например, нарушениям режима питания) парадоксальное: аутичный ребенок либо вообще их не переносит, либо безразличен к ним;

потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: в одних случаях ребенок не испытывает такой потребности или быстро пресыщается, стремится избегать контактов; в более тяжелых случаях к контакту (особенно к тактильному) относится безразлично, вяло.

Для поведения аутичного ребенка весьма характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем. Внешне эти реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, страхах, агрессии и самоагрессии, гиперактивности, расстройствах внимания, рассредоточении. Феномен тождества также обнаруживает себя в разнообразных, отличающихся большой стойкостью стереотипиях: многократном повторении одних и тех же движений и действий – от самых простых (раскачивание, потряхивание руками) до сложных ритуалов; стремлении к жесткому постоянству в бытовых привычках (пища, посуда, одежда, прогулки, книги, музыкальные произведения и т. д.); повторении одних и тех же звуков, слов; ритмичном постукивании по окружающим предметам (кубиком по столу и т. п.), обнюхивании и облизывании иногда совершенно неподходящих для этого предметов и т. п.

Стереотипность проявляется и в игре: очень типично однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий (ребенок вертит бутылку из-под сока, перебирает между пальцами веревочку, тесемку от шапочки и т. п.). Игрушки, если и используются, то не по назначению. Дети с аутизмом любят играть с водой: плескаться, брызгаться, переливать воду, играть с сыпучими материалами (песок, крупа, бусинки) но, играя в песочнице, аутичный ребенок не лепит куличи, а просто пересыпает песок.

Неравномерность развития при аутизме отчетливо проявляется в особенностях моторики . Движения аутичных детей угловатые, несоразмерные по силе и амплитуде. Нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие, иногда тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая, а движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.

Очень рано появляются страхи, которые могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, причем перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, всё белое, машины, подземные переходы и многое другое. Страхи различны по своей природе. В одних случаях причина страха – повышенная чувствительность к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям: например звук, не вызывающий у большинства людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта. В других случаях объект страха действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в переживаниях ребенка, опасность как бы переоценивается. Такие страхи называют сверхценными, и они свойственны всем детям, но если при нормальном развитии страх постепенно изживается, занимает соответствующее реальности место, то при аутизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но и усиливают страх, фиксируют его, делают стойким. И наконец, страх тоже может быть связан с реальным пугающим событием (например, в поликлинике сделали укол), но фиксируется только какой-то его элемент (белый цвет халата медсестры), который и становится предметом страха: ребенок боится всего белого. Общей особенностью страхов при РДА, вне зависимости от их содержания и происхождения, являются их сила, стойкость, труднопреодолимость.

Еще одной особенностью внутреннего мира детей с аутизмом являются аутистические фантазии. Их основные черты – оторванность от реальности, слабая, неполная и искаженная связь с окружающим. Эти отличающиеся стойкостью фантазии как бы замещают реальные переживания и впечатления, нередко отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия и сверхценные интересы являются результатом осознания ребенком в той или иной мере своей несостоятельности, а иногда следствием нарушения сферы влечений и инстинктов.

Особенности речевого развития аутичных детей многочисленны, но в основном это:

мутизм (отсутствие речи), наблюдается у определенной части детей;

эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;

большое количество слов-штампов и фраз-штампов, фонографичность («попугайность») речи, что часто при хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;

отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);

автономность речи. А.р. выражается в том, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счёт повторения;

позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», о других иногда «я»);

нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное сужение толкований значений слов);

неологизмы. Слова и словосочетания, созданные для обозначения новых явлений действительности, новых предметов или понятий, называются неологизмами (от греч. nebs – «новый» и logos – «слово»);

нарушения грамматического строя речи;

нарушения звукопроизношения;

нарушения просодических компонентов речи. Просодические элементы: ритмико-интонационные элементы речи (мелодика, относительная сила произнесения слов и их частей, соотношение отрезков речи во длительности, общий темп речи, паузы, общая тембральная окраска и пр.).

Все эти отклонения в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при РДА большинство из них имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что накладывает весьма характерный отпечаток на речевое общение.

Большой интерес представляет интеллектуальное развитие детей с аутизмом (уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства), главная особенность которого – неравномерность, парциальность развития. Следует отметить особый характер этой парциальности: справляясь с заданиями абстрактного характера, ребенок с трудом выполняет такое же по сложности задание с конкретным насыщением.

Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением, которое наступает столь быстро, что аутист как бы выхватывает из окружающего отдельные не связанные между собой, фрагменты; формирование непрерывной, целостной картины окружающего мира становится затрудненным, а часто и невозможным. Такой разорванный, несоединимый мир в целое непонятен и труднообъясним, он легко становится источником страхов.

В сенсорной сфере многие обычные, легко переносимые большинством детей воздействия становятся источниками неприятных ощущений и дискомфорта. Также труднопереносимыми становятся эмоционально насыщенные явления и объекты, и в первую очередь человек, его лицо, его взгляд. В такой ситуации, когда окружающее непонятно и пугающе, когда оно становится постоянным источником неприятных сенсорных впечатлений и эмоционального дискомфорта, аутистический барьер надежно защищает ребенка практически от всех трудностей. По образному выражению К.С. Лебединской, ребенок забирается в аутизм, как улитка в раковину, ему там гораздо спокойнее и приятнее. Но за аутистическим барьером он одновременно оказывается лишенным и столь необходимого для психического развития потока сенсорной, когнитивной, аффективной информации, и, если ребенку вовремя и правильно не помочь, он, вне зависимости от потенциала речевого и интеллектуального развития, становится, как правило, тяжелым психическим инвалидом.

Очень важно отметить, что аутизм – образование вторичное и, следовательно, легче, чем основной и первичный дефекты, поддается коррекционным воздействиям. Аутизм можно в большей или меньшей степени скомпенсировать. Иногда можно добиться очень высокого уровня социальной адаптации, хотя легкие, часто не выходящие за рамки характерологических вариантов, аутистические черты все-таки сохраняются.

Тщательное изучение особенностей психики аутичных детей привело многих зарубежных авторов к выводу, что при аутизме мышление, восприятие и психика в целом организованы совсем иначе, чем в норме: восприятие носит в основном симультанный (одновременный) характер, дети не усваивают или усваивают с большим трудом сукцессивно организованные процессы, у них особый характер мышления. Эти особенности психики затрудняют, а в тяжелых случаях делают невозможной адаптацию к окружающему миру, и, по мнению сторонников ТЕАССН-программы, следует направлять усилия не на адаптацию ребенка к миру, а на создание соответствующих условий для его существования. Усилия направляются на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков. Обучение речи считается целесообразным только при IQ > 50 % и не расценивается как обязательное, так же как и воспитание учебных и профессиональных навыков. В основе конкретных методик – четкое структурирование пространства и времени, опора на визуализацию.

ТЕАССН-программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями аутизма. Цель данной программы – добиться возможности жить «независимо и самостоятельно» достигается, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных, условиях.

Естественно, возникает вопрос: «Откуда, почему, в чем дело Родителей чаще всего тревожат следующие особенности поведения таких детей: стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия, нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении. Характерны сложности в освоении бытовых и социальных навыков.

Вместе с тем близкие, как правило, не сомневаются в том, что их внимание, ласка нужны малышу даже в том случае, когда они не могут успокоить и утешить его. Они не считают, что их ребенок эмоционально холоден и не привязан к ним даже тогда, когда он дарит им мгновения удивительного взаимопонимания.

В большинстве случаев родители не считают своих детей и умственно отсталыми. Прекрасная память, проявляемые в отдельных ситуациях ловкость и сообразительность, внезапно произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувствительность к музыке, стихам, природным явлениям, наконец просто серьезное, умное выражение лица – всё это дает родителям надежду, что ребенок на самом деле все может, только ему нужно немного помочь. Хотя такой ребенок действительно многое может понять сам, привлечь его внимание, научить бывает крайне трудно. Когда малыша оставляют в покое, он доволен и спокоен, но чаще всего не выполняет обращенные к нему просьбы, не откликается даже на собственное имя, его сложно втянуть в игру. И чем больше его тормошат, чем больше с ним стараются заниматься, снова и снова проверяя, действительно ли он может говорить, играть, действительно ли существует его (время от времени проявляемая) сообразительность, тем больше он отказывается от контакта, тем более ожесточенными становятся его странные стереотипные действия, самоагрессия. Почему же все его способности проявляются только случайно? Почему он не хочет пользоваться ими в реальной жизни? В чем и как ему надо помочь, если родители не чувствуют себя способными его успокоить, уберечь от страха, если он не хочет принимать ласку и помощь? Что делать, если усилия организовать жизнь ребенка, научить его оканчиваются тем, что только расстраивают окружающих взрослых и его самого, разрушая немногие, уже существующие, формы контакта? С подобными вопросами сталкиваются родители, воспитатели и учителя таких детей.

Существуют разные взгляды на происхождение и причины развития раннего детского аутизма. Современная наука не может однозначно ответить на этот вопрос. Существуют предположения, что аутизм может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т. д. Имеются сотни тысяч примеров, когда в семьях с обыкновенными детьми рождаются дети с аутизмом. Бывает и наоборот: второй ребенок в семье оказывается обыкновенным, в то время как у первого – РДА. Если в семье первый ребенок с аутизмом, то родителям рекомендуют пройти генетическое обследование и определить наличие фрагильной (ломкой) Х-хромосомы. Ее наличие многократно увеличивает вероятность появления детей с аутизмом в данной конкретной семье.

Как уже было отмечено, причины аутизма недостаточно ясны. Общепризнана большая роль генетических факторов в этиологии РДА, и сейчас практически все известные исследователи биологических основ аутизма согласны, что по крайней мере большая часть случаев РДА наследственно обусловлена. Механизм наследования не ясен, но он заведомо не моногенный, т. е. развитие РДА зависит не от одного гена, а от группы генов. Наиболее вероятным считается так называемый мультифакториальный механизм. Это означает, что генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а предрасположенности к ее развитию и реализуется лишь при наличии неспецифического манифестного (провоцирующего) фактора, который может быть как экзогенным (внешним – травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т. д.), так и эндогенным (возрастной криз, конституциональные особенности и др.). Такая точка зрения очень привлекательна уже тем, что лучше других позволяет объяснить большое клиническое многообразие синдрома РДА, особенно если принять гипотезу В.П. Эф роимсона, что реализация мультифакториального комплекса возможна при наличии хотя бы одного патологического гена, а не всего комплекса или определенной его части. Эта же гипотеза позволяет также объяснить, почему популяция лиц с аутизмом количественно растет, хотя не самовоспроизводится.

Тонкие генетические механизмы наследования РДА изучены очень слабо. Органическое поражение ЦНС рассматривается в связи с этиологией аутизма более 50 лет. Как показывает опыт, у большинства детей с диагнозом РДА при внимательном исследовании обнаруживаются признаки органического поражения ЦНС, однако их происхождение и классификацию устанавить сложно. Попытки связать РДА с определенной локализацией поражения были, но для того, чтобы делать определенные выводы, накопленного материала пока недостаточно. Психогенный фактор рассматривается в США и Западной Европе в рамках психоаналитического подхода. В отечественной литературе есть указания на то, что психогенный аутизм возможен, но четких характеристик этих форм нет.

В последнее время заговорили о росте заболеваемости аутизмом в мире, чуть ли не эпидемии. С одной стороны, диагностика аутизма вышла на более качественный уровень. С другой стороны – немногие родители знают, что делать, столкнувшись с такой проблемой. Об этом мы поговорили с детским психиатром, врачом высшей категории медицинского центра "София" Ольгой Гуленко.

Как помочь ребенку выйти на сцену Помогите ребенку хорошо подготовиться к выступлению. Чем лучше он отрепетирует свою речь или сценку, выучит стихотворение, тем более уверенным будет себя чувствовать на публике. Не критикуйте, а отмечайте особенно удачные моменты выступления. Почаще устраивайте «домашние» выступления: ставьте сценки, вместе читайте пьесы по ролям или стихи. Опыт общения с доброжелательной аудиторией поможет справиться со страхами. Уделите внимание началу и концу выступления: моменту выхода на сцену, поклону, благодарности зрителям.

Стоит ли верить статистике

Мировые статистические данные, касающиеся аутизма, довольно противоречивы. По некоторым данным, каждый 80-й ребенок в Украине и в мире имеет особенности аутистического спектра. Однако сюда можно отнести людей с какими-то особенностями характера (менее общительных, более избирательных в общении), но при этом социально адаптированных. Слухи о тенденции к стремительному росту заболевания аутизмом, возможно, несколько преувеличены. В настоящее время диагностика стала более четкой, в то же время информированность среди населения выросла, и все больше людей стали обращаться к врачам с подозрениями на аутизм. Кроме этого, с некоторых пор дети, больные аутизмом, стали получать пособие по инвалидности, и этот диагноз больше не подменяетсядругими психиатрическими диагнозами.

Причины аутизма у детей

По поводу причин заболевания до сих пор ведутся споры. Самой основной причиной называют наследственность. Например, родители не общительные, замкнутые люди, но при этом вполне социально адаптированные и успешные. На фоне неблагополучных родов у малышей таких родителей может произойти усиление симптомов. Существуют также факторы, которые при наличии определенной наследственной предрасположенности провоцируют развитие заболевания. Одним из таких факторов некоторые называют вакцинацию.

Каков прогноз

Для каждого ребенка диагноз может быть определен только со временем и после нескольких лет вмешательства. Тем не менее, как сказала Дебора Фейн, доктора наук, профессора кафедры психологии и отдела педиатрии в университете Коннектикута в интервью для портала Medscape Medical News, от 10 до 25% детей теряют ASD-диагноз (диагноз аутизма), а ее мнение основано на литературе и ее собственном клиническом опыте,

Данная патология включает в себя очень много других психиатрических синдромов. Это заболевание может сопровождаться разной степенью снижения интеллекта. В некоторых сферах дети с аутизмом могут быть очень способные, в некоторых у них интеллект очень низок. Есть дети с аутизмом, которые говорят, у них присутствует вербальное общение, а некоторые не говорят даже в старшем возрасте. В двигательной сфере онимогут быть как заторможенные, так и гиперактивные. Некоторые аутичные дети боятся всего нового, а некоторые, напротив, способны совершенно бесстрашно выбежать на дорогу или убежать от мамы. То, что симптоматика заболевания настолько полиморфна, иногда усложняет диагностику и формирование какого-либо прогноза. Равно как и успех реабилитации зависит от очень многих факторов.

Важно как можно раньше начать бить тревогу, подключать специальные методики, которые применяются для коррекции. При правильной коррекционной работе есть много случаев в практике, когда дети за 2-3 года делали большой прорыв, и даже некоторые смогли учиться в общеобразовательной школе. Среди аутистов есть люди, которые добились больших успехов в области физики, в сфере искусства, стали успешными учеными.

Кто может поставить диагноз

Поскольку диагноз аутизм находится в компетенции психиатрии, то обращаться следует к детскому психиатру. Эти врачи есть при обычных детских поликлиниках. Обратиться к ним самостоятельно могут родители ребенка. Направить к психиатру может невролог или педиатр.

Методы лечения

Подход к лечению аутизма должен быть комплексным. Он включает в себя и медикаментозное лечение, и реабилитацию. В рамках реабилитации с детьми работают различные специалисты: психологи, логопеды. В комплексное лечение входит также диета. Замечено, что исключение некоторых продуктов (речь идет о безказеиновой и безглютеновой диете) уменьшают симптоматику.

К сожалению, эта патология серьезная и очень тяжело поддается коррекции. Конечно, большую роль играет, какова степень снижения интеллекта и как удается решить проблему речевого дефицита. На первом этапе у психологов стоит задача стимулировать коммуникативные потребности. Это происходит в форме всевозможных психолого-педагогических технологий коррекции расстройств спектра аутизма. Все они способствуют развитию эмоциональных контактов с близкими, развитию внимания, способности к имитации, совместной деятельности. Достаточно эффективным является применение подходов прикладного анализа, при котором поощряются правильные формы поведения и не поощряются неправильные. Таким образом, формируется правильная модель поведения. Этих детей нужно научить тому, чему здоровый ребенок учится сам, впитывает эти навыки с молоком матери: говорить, смотреть в глаза, выполнить инструкцию "дай", сказать "да" или "нет", понять, что "я" - это "я" (аутисты долгое время говорят о себе в третьем лице).

Где помогают справляться с аутизмом

К сожалению, далеко не все дети, получившие диагноз аутизм, могут получить достаточно квалифицированную помощь. В столице больше возможностей для реабилитации. Существует Киевский речевой центр, в который поступают дети преимущественно с речевой патологией. Дети в этом центре могут получить 2 курса в год. Но в промежутке все равно нужны занятия. Выручает сеть детских специализированных логопедических детских садов в Киеве, а также детских садов для детей с различными задержками развития. В регионах у родителей меньше этих возможностей. Тем не менее дети с аутизмом в нашей стране имеют право на пособие по инвалидности, которое оформляется на срок от 3 до 16 лет и не нуждается в подтверждении каждые 2 года. Пособие позволяет частично оплачивать медикаментозное лечение и реабилитацию. Часто родители, чтобы помочь ребенку, ищут возможности обращаться в коммерческие структуры и лечить ребенка у частных врачей.

Татьяна Корякина

— Поделится Новостью в Соц. Сетях

Как помочь ребенку выйти на сцену Помогите ребенку хорошо подготовиться к выступлению. Чем лучше он отрепетирует свою речь или сценку, выучит стихотворение, тем более уверенным будет себя чувствовать на публике. Не критикуйте, а отмечайте особенно удачные моменты выступления. Почаще устраивайте «домашние» выступления: ставьте сценки, вместе читайте пьесы по ролям или стихи. Опыт общения с доброжелательной аудиторией поможет справиться со страхами. Уделите внимание началу и концу выступления: моменту выхода на сцену, поклону, благодарности зрителям.

Время экзаменов: как помочь ребенку?

Чтобы ребенок успешно справился с экзаменами, родителям тоже придется постараться. От вашего поведения многое зависит. Как же помочь ребенку преодолеть очередные испытания в жизни? Во-первых, важно обеспечить чаду правильный режим дня. Его выстраивают так, чтобы ребенок не только готовился к экзаменам, но и имел возможность поиграть и подвигаться (активный отдых дает организму силы бороться со стрессом). Немаловажен и здоровый сон, помогающий быстрее воспринимать и обрабатывать данные.

Как научить ребенка контролировать эмоции

Четыре простых совета помогут объяснить ребенку, как управлять своим настроением и что делать с негативными эмоциями Расскажите ребенку, что не бывает «плохих» и «хороших» чувств – все они одинаково важны. Но вот научиться выражать гнев надо без насилия, то есть словами: «я расстроен» или «я злюсь на тебя». Посоветуйте ребенку делать паузу, прежде чем он закричит или ринется в драку. Научиться останавливать себя можно с помощью выбранного слова-сигнала или, например, посчитав мысленно до трех.

За уроки - с удовольствием!

4 способа помочь ребенку с домашним заданием Поощряйте самостоятельность но держите руку на пульсе: интересуйтесь, много ли задано, что ребенок уже сделал, а к чему собирается приступить, предложите помощь в поиске дополнительного материала. Не стоит часами сидеть над уроками: вместо этого чередуйте простые и сложные задания и не забывайте о перерывах. Даже из лучших побуждений не заставляйте школьника писать задание в черновик, а затем переписывать начисто. В результате двойной работы он лишь устанет - и ошибок будет еще больше./span> Творчество вме

Как вылечить детский кашель

Дети болеют простудами по нескольку раз в год, а осенняя погода повышает вероятность подхватить ОРВИ. Кашель - распространенный симптом простуды у ребенка. Врачи напоминают родителям, что детский кашель нельзя игнорировать, иначе он может перейти в хронический и вызвать серьезные осложнения. Чтобы помочь ребенку быстрее победить вирусы, традиционно назначаются постельный режим, обильное питье, противовирусные препараты, иммуномодуляторы.

Родители в силах многое предпринять, чтобы помочь детям с расстройством аутистического спектра преодолеть свои проблемы. Но не менее важно убедиться, что и вы получаете необходимую поддержку. Когда вы воспитываете ребенка с аутизмом, забота о себе — это не роскошь или проявление эгоизма, а необходимость. Будучи эмоционально сильным, вы с большей вероятностью сможете дать ребенку все необходимое. Следующие советы по воспитанию детей помогут сделать жизнь с аутичным ребенком легче.

Руководство для родителей по лечению и поддержке ребенка с аутизмом

Если вы недавно узнали, что ваш ребенок имеет или может иметь расстройство аутистического спектра, вам, вероятно, не безразлично, что будет дальше, и будущее вызывает тревогу. Ни один родитель не готов к тому, чтобы услышать что-то помимо того, что у них здоровый и счастливый ребенок, а диагноз «расстройство аутистического спектра», несомненно, особенно пугает. Вы, возможно, чувствуете неуверенность в том, как наилучшим образом помочь своему ребенку, или же сталкиваетесь с растерянностью, слушая противоречивые советы по лечению. Возможно, услышав, что аутизм является неизлечимым, «пожизненным» состоянием, вы стали беспокоиться о том, что никакие ваши действия не принесут пользы и будут бессмысленны.

Несмотря на то, аутизм не «проходит» с возрастом, есть много способов лечения, которые помогут детям приобрести новые навыки и преодолеть широкий спектр проблем в области развития. Помощь для удовлетворения особенных потребностей вашего ребенка широко доступна: от бесплатных государственных услуг до поведенческой терапии в домашних условиях и школьных программ. При правильном плане лечения, большой любви и поддержке, ваш ребенок сумеет учиться, расти и процветать.

Не ждите диагноза

Как родитель ребенка с аутизмом или связанных с этим заболеванием проблем в развитии, лучшее, что вы в силах сделать — это начать лечение сразу. Обратитесь за помощью, как только начнете подозревать, что что-то не так. Не ждите, теша себя надеждой, что ребенок «наверстает», или что он просто «вырастет» из проблемы. Даже не ждите официального диагноза. Чем раньше дети с аутизмом получают помощь, тем больше у них шансов на успешное лечение. Раннее вмешательство — наиболее эффективный способ ускорить развитие ребенка и уменьшить симптомы аутизма в течение жизни.

Если ваш ребенок страдает аутизмом

  • Образовывайте себя об аутизме . Чем больше вы знаете о расстройствах аутистического спектра, тем лучше вы будете принимать обоснованные решения в пользу своего ребенка. Изучайте различные вариантах лечения, задавайте вопросы и участвуйте в принятии всех решений по лечению.
  • Станьте экспертом по своему ребенку . Выясните, что вызывает у вашего ребенка деструктивное поведение, а что — положительный отклик. Что для ребенка является стрессовым или пугающим? Успокаивающим? Неудобным? Приятным? Если вы понимаете, что влияет на вашего ребенка, вам будете легче устранять проблемы и предотвращать или сглаживать ситуации, которые вызывают трудности.
  • Принимайте все странности вашего ребенка . Вместо того чтобы думать о том, как ваш аутичный ребенок отличается от других детей, и том, что он «отсутствует», встаньте на сторону принятия. Наслаждайтесь особыми проявлениями вашего ребенка, отмечайте небольшие успехи и перестаньте сравнивать своего ребенка с другими. Чувство безусловной любви и принятия поможет ребенку больше, чем что-либо другое.
  • Не сдавайтесь . Невозможно предсказать ход расстройства аутистического спектра. Не спешите с выводами о том, какая жизнь предстоит вашему ребенку. Как и все остальные, люди с аутизмом имеют целую жизнь, чтобы расти и развивать свои способности.

Изучение всего, что только можно, об аутизме и вовлеченность в процесс лечения займет немало времени, чтобы помочь вашему ребенку. Поэтому, следующие советы помогут сделать повседневную жизнь проще как для вас, так и вашего ребенка:

  • Будьте последовательным . Дети с расстройствами аутистического спектра сталкиваются с трудностями с тем, чтобы научиться применять то, чему они научились в одних условиях (таких, как кабинет терапевта или школа), к другим, в том числе к условиям дома. Например, ваш ребенок может использовать язык жестов в школе, чтобы общаться, но никогда даже не подумает сделать это у себя дома. Создание последовательности в среде ребенка — лучший способ укрепить обучение. Узнайте, что делают врачи (учителя) ребенка и продолжайте практиковать ту же технику в домашних условиях. Найдите возможность проведения терапии в более чем одном месте, чтобы стимулировать ребенка переносить то, что он узнал, из одной среды в другую. Также важно быть последовательным в том, как вы взаимодействуете с ребенком и когда имеете дело с трудностями в его поведении.
  • Придерживайтесь графика . Дети с расстройствами аутистического спектра, как правило, чувствуют себя лучше, когда им предлагается очень структурированный график или привычные повседневные процедуры. Опять же, это вызвано потребностью в последовательности. Составьте расписание для ребенка с определенным временем для приема пищи, терапии, школы, отхода ко сну. Старайтесь свести к минимуму возможные срывы. Если предстоит неизбежное изменение расписания, подготовьте ребенка к нему заранее.
  • Поощряйте хорошее поведение . Положительное подкрепление непросто работает с детьми с расстройствами аутистического спектра, поэтому приложите усилия, чтобы уловить тот момент, когда ребенок делает что-то «хорошее». Хвалите, когда ребенок действует соответствующим образом или осваивают новый навык, обращая особое внимание на то поведение, за которое вы хвалите. Кроме того, ищите разные способы, чтобы вознаградить ребенка за хорошее поведение, например, дав ему наклейку или позволив играть с любимой игрушкой.
  • Создайте дома безопасное пространство . Выделите для ребенка личное пространство в доме, где он сможет расслабиться и чувствовать себя в безопасности. Это включает в себя организацию и установление границ таким образом, чтобы ребенок мог понять особенность этого места. Здесь будут полезны визуальные подсказки (цветные ленты, которые маркируют границы, предметы с надписями или картинками). Вам также следует обезопасить дом, особенно если ребенок склонен к истерикам или к агрессивному поведению, которое направляет на себя.

Общение с ребенком с расстройством аутистического спектра — сложная задача, но вам не обязательно нужно разговаривать или прикасаться, чтобы быть в контакте. Вы передаете множество сигналов с помощью взгляда, тона голоса, языка тела, своими прикосновениями. Ребенок тоже общается с вами, даже если никогда не говорит. Вам просто нужно выучить его язык.

  • Обращайте внимание на невербальные сигналы . Если вы наблюдательны и внимательны, то вы научитесь улавливать и понимать невербальные сигналы, которые ребенок использует для общения. Обратите внимание на разные виды звуков, которые он издает, мимику и жесты, которые использует, когда устал, голоден или хочет что-то.
  • Выясняйте причины истерики . Естественно чувствовать себя расстроенным, когда вас неправильно поняли или игнорируют, и дети с расстройствами аутистического спектра в этом ничем не отличаются от других. Ребенок начинает закатывать истерику чаще всего потому, что вы не реагируете на его невербальные сигналы. Взрыв чувств — его способ сообщить о своем разочаровании и обратить на себя ваше внимание.
  • Отведите время на удовольствия . Ребенок с расстройствами аутистического спектра по-прежнему является просто ребенком. Для обоих — и ребенка и его родителей — в жизни должно быть больше радостей, чем лечения. Отведите в расписании время на игры, когда ваш ребенок наиболее сконцентрирован и отзывчив. Придумайте способы весело провести время вместе, думая о том, что вызывает у ребенка улыбку, смех, и помогает выйти из своей «раковины». Ваш ребенок, вероятней всего, будет получать удовольствие от той деятельности, которая не выглядит терапевтической или образовательной. Вы получите огромные преимущества, которые принесет вам радость от присутствия ребенка и радость ребенка от проведения спокойного времени вместе с вами без какого-либо давления. Игра — неотъемлемая часть обучения для всех детей, и она не должна ощущаться как работа.
  • Обратите внимание на сенсорную чувствительность своего ребенка . Многие дети с расстройствами аутистического спектра имеют повышенную чувствительность к свету, звуку, прикосновениям, вкусу и запаху. Некоторые дети с аутизмом гиперчувствительны к сенсорным стимулам. Выясните какие виды, звуки, запахи, движения и тактильные ощущения вызывают у вашего ребенка «плохое» или разрушительное поведение, а что вызывает положительный отклик. Что вызывает у ребенка напряжении? Успокаивает его? Создает дискомфорт? Приятно? Если вы понимаете, что влияет на вашего ребенка, вы будете более успешно устранять проблемы, предотвращать ситуации, которые вызывают трудности, и создавать успешный опыт.

При таком большом количестве разных видов лечения сложно понять, какой подход наиболее хорош для вашего ребенка. Еще больше усложняет этот процесс множество часто противоречащих друг другу рекомендации от родителей, учителей и врачей. При составлении плана лечения имейте в виду, что не существует единственного метода лечения, который работает для всех. Каждый человек с расстройством аутистического спектра уникален и обладает своими сильными и слабыми сторонами.

Лечение ребенка должно быть приспособлено в соответствии с его индивидуальными потребностями. Вы знаете своего ребенка лучше всего, так что ваша задача — убедиться, какие потребности и каким образом будут удовлетворяться. Вы можете сделать это, задав себе следующие вопросы:

  • Каковы сильные и слабые стороны моего ребенка?
  • Какое поведение вызывает наибольшие проблемы? Каких важных навыков не хватает ребенку?
  • Как мой ребенок лучше всего осваивает материал: через визуальные образы, на слух или через действия?
  • Что нравится моему ребенку и как эти действия могут применяться в комплексном лечении и укреплении обучения?

Наконец, имейте в виду, что независимо от того, какой план лечения выбран, ваше участие имеет ключевое значение для достижения успеха. В ваших силах помочь своему ребенку получить максимальную отдачу от лечения, если будете работать рука об руку с командой (врачи, учителя, члены семьи) и придерживаться терапии дома. (Вот почему ваше благополучие имеет важное значение!)

Выбор лечения аутизма

Когда дело доходит до лечения аутизма, вы сталкиваетесь с огромным разнообразием методов и подходов. Некоторые виды терапии направлены на снижение проблемного поведения и построения коммуникации и социальных навыков, в то время как другие работают с проблемами сенсорной интеграции, двигательными навыками, эмоциональными проблемами, а также пищевой чувствительностью.

Так как вариантов лечения много, будет чрезвычайно важным для вас исследовать этот вопрос, поговорить с экспертами в этой области и задать им интересующие вопросы. Имейте в виду, что вы не обязаны ограничиваться только одним видом терапии. Цель лечения аутизма — лечение уникального комплекса симптомов и удовлетворение потребностей вашего ребенка, а это часто требует комбинированного подхода, который включает в себя несколько различных видов терапии.

Обычные методы лечения аутизма включают в себя поведенческую терапию, развитие речи, игровую терапию, физиотерапию, трудотерапию и пищевую терапию. Но имейте в виду, что распорядок жизни имеет важное значение, и программа должна быть спроектирована таким образом, чтобы была постоянной. Подумайте о том, какие существенные навыки и модели поведения в первую очередь нуждаются в лечении. Невозможно решить все и сразу.

Хороший план лечения подразумевает:

  • Опору на интересы ребенка
  • Предсказуемый график
  • Обучение решению задач путем выполнения серии простых шагов
  • Активное задействование внимания ребенка в высокоструктурированной деятельности
  • Способность
  • Регулярное подкрепление поведения
  • Вовлечение родителей

Говорите о том, что им интересно. Узнав, чем интересуется ребенок, вам будет гораздо проще построить вашу беседу. При обсуждении удобной для них темы такие дети могут раскрыться. Для легкости общения необходимо найти правильную "длину волны", на которой им удобно общаться.

  • Например, ваш сын может обожать автомобили, и эта тема станет отличным началом беседы.
  • Сокращайте предложения в разговоре с маленьким ребенком или человеком, которому сложно осмысливать устную речь. Разговаривая с аутистом короткими предложениями, вы дадите ему возможность более эффективно «переваривать» информацию.

    • Это зависит от ребенка. Некоторые аутисты вполне могут осмысливать длинные предложения. Никогда не показывайте, что вы старше и не обращайтесь с ними как с младенцами.
    • Некоторые дети-аутисты с трудом понимают устную речь. В этом случае можно общаться с ними посредством письменных сообщений, например, “Сейчас мы будем кушать”. Они могут написать ответ или ответить устно благодаря зрительной коммуникации.
    • Письменное общение может стать отличным помощником.
  • Рисуйте. Аутисты имеют образное мышление и хорошо воспринимают рисунки. Пробуйте рисовать схемы, инструкции или простые изображения, чтобы доносить до них свои идеи. Так они смогут точнее понять, что вы пытаетесь им донести, ведь большинство детей-аутистов лучше реагируют на визуальную коммуникацию.

    • Попытайтесь визуализировать распорядок дня ребенка.
      • Нарисуйте повседневные занятия; завтрак, поход в школу, возвращение домой, свободное время, сон. Если ваш ребенок учится читать, тогда можете добавлять слова.
      • Так ребенок сможет проверять свои занятия и правильно планировать свой день.
    • Используйте схематические рисунки для пояснения действий, но добавляйте элемент, который будет персонализировать каждый символ.
      • Например, у вас могут быть рыжие волосы. Добавьте их к рисунку, чтобы при его виде у ребенка возникала ассоциация с мамой.
  • Давайте время на осмысление. Может потребоваться больше пауз, чем в обычном разговоре. Ребенку необходимо время, чтобы обдумать услышанное. Запаситесь терпением и не торопите их; давайте им время подумать и подготовить свой ответ.

    • Если ребенок не ответил на первый вопрос, то не спешите задавать второй. Это сбивает их с толку.
    • Тут дело в способе обработке информации, а не интеллекте. Даже очень умные люди могут иметь сложности с пониманием устной речи, поэтому не следует делать вывод, что ребенок глуп.
  • Соблюдайте языковое постоянство. Всем известно, что в языках существуют различные варианты построения фраз. Для выражения одной мысли могут использоваться разные слова. Дети-аутисты не улавливают таких различий, поэтому говорите одинаковыми фразами, чтобы не сбивать их с толку.

    • Системность и постоянство очень важны.
    • Например, за обеденным столом можно попросить подать горох десятком различных фраз. Но для аутистов лучше придерживаться единого и постоянного варианта.
    • Следует понимать, что у вас не получится всегда повторять слово в слово, поэтому не нужно паниковать, если вы произнесли непривычную фразу.
  • Проявляйте чуткость и не воспринимайте молчание как личное отношение. Ваш ребенок может не говорить со всеми, но старайтесь не воспринимать это лично. Проявляйте чуткость, уважайте их границы и давайте понять, что вы всегда рады ребенку.

    • Вы никогда не можете точно знать, почему ребенок молчит. Возможно, неудачно выбрано время для беседы, не подходит окружающая обстановка или ребенок фантазирует о чем-то другом.
    • Глубокое уважение по отношению к чувствам и границам ребенка это лучший способ убедить их открыться.
    • Пытаясь заговорить с вашим ребенком, другие люди могут подумать, что он асоциален или они ему не нравятся. Вероятнее всего, что эти предположения не являются верными. В любом случае необходимо объяснять людям, что они должны войти в положение.
  • Начинайте разговор с утверждения. Детям-аутистам не всегда легко отвечать на вопросы вроде "Как дела?", которых они могут даже испугаться. Превращение мыслей в предложения для них может требовать времени, поэтому начинайте разговор без подобного давления, чтобы не ставить их в неловкое положение.

    • Можно похвалить игрушку.
    • Просто прокомментируйте что-нибудь и попытайтесь дождаться ответа.
    • Опять же, говорите о том, что им интересно.
    • Более старшие дети могут придумать ответы, которые они будут излагать после наводящего вопроса. В таком случае на вопрос "Как дела?" вы автоматически получите ответ "Хорошо". Вопрос в начале беседы не будет стрессом, если у ребенка есть заготовленные ответы.
  • Дети с аутизмом часто утрачивают навыки, усвоенные в учебных ситуациях, или не могут применить их в повседневной жизни. Существуют стратегии, которые помогают предотвратить подобные проблемы

    Мы все знаем поговорку: «Это как езда на велосипеде. Как только научишься, уже не забудешь». В какой-то степени это верно, но если последний раз вы садились на велосипед 10 лет назад, вам нужно быстренько повторить пройденное, прежде чем проехать десять километров. Это относится и к учебным навыкам. Когда вы научились такому действию как сложение, вы продолжили практиковаться в этом навыке и после окончания школы. Но помните ли вы те математические знания, которые вам не приходится использовать в повседневной жизни, например, как определить площадь круга? Возможно, у вас сохранились какие-то базовые знания, но вам все равно нужно вспомнить пройденное, прежде чем решить задачу или помочь ребенку с домашней работой.

    То же самое относится и ко всем навыкам, которым учатся дети. Когда дети осваивают какие-то навыки, очень важно, чтобы они продолжали практиковать их. Это тем более важно для детей с нарушениями развития, у которых есть сложности в обучении, особенно если это те навыки, которые редко применяются в повседневной жизни. Процесс частой и тщательной практики навыков описывают с помощью терминов «поддержка» и «обобщение».

    Что такое поддержка и обобщение?

    Поддержка — это продолжение практики тех навыков, которые уже усвоены, чтобы ученик сохранил данный навык. Легче всего поддерживать те навыки, которые имеют ценность для ребенка или которые можно использовать в его повседневной жизни. Тем не менее, есть специфические навыки, которые по определению не будут использоваться часто (например, что делать в случае пожара или как позвонить в экстренную службу). Для того, чтобы сохранить эти навыки, их нужно целенаправленно тренировать время от времени, используя ролевую игру или изображая события понарошку.

    Для того, чтобы ребенок стал использовать навык самостоятельно, как правило, недостаточно, чтобы он воспроизводил его в знакомой учебной ситуации. Обобщение означает способность переносить ранее освоенный на навык на новые ситуации, места, предметы или людей. Таким образом, мы можем гарантировать, что ученик сможет использовать этот навык в разных ситуациях.

    У детей с аутизмом часто возникают трудности с поддержкой и обобщением, зачастую они не происходят у них спонтанно. В программе АВА для ребенка с аутизмом обязательно должен быть описан отдельный план по обобщению того или иного навыка. Это может быть практика навыка с разными взрослыми (например, с двумя разными инструкторами, родителями, бабушкой и няней). План по обобщению также может включать практику навыка в разных ситуациях. Например, ребенок может научиться просить маму о помощи, но при этом он не будет просить о помощи старшую сестру или сверстников. В этом случае, вам нужно будет создавать ситуации, в которых ребенок сможет практиковаться в этом навыке с сестрой или ровесником, чтобы добиться обобщения среди разных людей.

    Работу над поддержкой и обобщением лучше всего проводить в естественных ситуациях, во время обычного времяпрепровождения или рутинных событий, в которых ребенок участвует каждый день. Практика в условиях реальной жизни помогает детям стать более самостоятельными и реагировать на те стимулы, которые обычно есть в окружающем мире.

    Кроме того, ребенок сможет увидеть, как применение освоенных навыков может обеспечить его доступом к естественным поощрениям. Если вы не уверены, над обобщением каких навыков вам лучше поработать с ребенком в течение дня — поговорите с его педагогом или терапевтом. Однако, как родителям, вам лучше всего заниматься поддержкой и обобщением тех навыков, которые кажутся наиболее важными для вашей семьи. Как родители, вы сами будете более мотивированы работать над теми навыками, которые непосредственно влияют на вашу жизнь позитивным образом, кроме того, так вам будет проще найти больше ситуаций для практики.

    Почему родителям нужно работать над поддержкой и обобщением?

    Исследования показывают, что когда родители участвуют в обучении своих детей, то эти дети учатся гораздо быстрее и уровень обобщения их навыков намного выше, чем у детей, с которыми занимаются только специалисты. Кроме того, согласно исследованиям, участие родителей в обучении ребенка способствует тому, что родители чаще играют и проводят досуг вместе с ребенком. Что за прекрасная цель!

    Родители находятся в уникальной позиции, чтобы определить, где и с кем их ребенок может потренировать свой новый навык, они также могут предоставлять ребенку инструкции и подсказки для практики. Более того, семьи могут обеспечить поддержку и обобщение навыков в разных ситуациях и местах, в которых специалисты не бывают. Например, это может быть церковь, вечеринка по случаю дня рождения или прогулка в парке.

    Родители ужасно заняты! Тем не менее, если они смогут иногда повторять усвоенные навыки в тех местах, где они бывают вместе с ребенком, это не займет много времени, а пользу принесет весьма ощутимую. Совсем не обязательно тратить на такое повторение пройденного много времени.

    Советы для безболезненной поддержки и обобщения:

    1. Выберите 3-5 задач для этого месяца. Не старайтесь обобщать все, что только знает ребенок. Выберите те навыки, которые важнее всего для вас и полезнее всего для ребенка.

    2. Каждый навык следует отрабатывать 1-5 раз подряд. Не тратьте на это более 5 минут во время какого-то одного события или занятия.

    3. Постарайтесь найти возможность работать над обобщением 5-10 раз в течение дня. Несколько недолгих занятий по повторению пройденного в течение дня сложатся в продолжительную практику в различных условиях.

    4. Будьте добры к себе — выбирайте те ситуации, в которых вас с наибольшей вероятностью ждет успех.

    Как сделать практику навыков частью повседневных занятий

    День родителей часто расписан по минутам и времени ни на что не хватает. Нужно поддерживать порядок в доме, заботиться о детях и других членах семьи и часто многочисленные мелкие дела не дают родителям работать над обучением ребенка с аутизмом, даже если им этого очень хочется. Вот несколько примеров ситуаций, в которых просто отрабатывать новые навыки:

    В магазине: Подумайте обо всех навыках, которые вы можете обобщать в магазине — определение цвета предмета (красный или зеленый виноград), терпимость к незнакомым продуктам (для этого отлично подходят образцы), чтение (попросите ребенка читать пункты из списка покупок и искать на полках нужные товары), совершение покупок (дайте ребенку банкноту, чтобы он сам купил себе какое-нибудь лакомство по своему выбору), следование устным инструкциям (подойди сюда, дай мне яблоко) и многое другое!

    За обеденным столом: За столом вы можете запланировать множество ситуаций для закрепления навыков коммуникации. Это также подходящее время для работы над академическими навыками, такими как счет или называние цвета.

    Во время ухода за собой: Пары дополнительных минут во время приема ванной, одевания или других ежедневных мероприятий для ухода за собой будет достаточно, чтобы ребенок поработал над игровыми, коммуникативными и академическими навыками.

    Домашние дела: Когда работаете по дому, то поручите что-нибудь и ребенку. Например, закрепите совмещение одинаковых предметов, попросив разложить по парам носки после стирки, либо поработайте над навыками понимания речи, попросив ребенка достать какой-то продукт из холодильника.

    Как выглядит такая практика в течение дня

    Вот примерное описания обычного дня Сьюзан и ее четырехлетнего сына Лиама.

    Цели этого месяца

    Сьюзан определила следующие цели для поддержки и обобщения в течение месяца.

    1. Называние цвета предметов.

    2. Счет до 5.

    3. Приветствие других людей.

    4. Просьба о получении желаемого предмета.

    5. Игра с другими детьми по очереди.

    10:00-11:00. Продуктовый магазин

    Когда Сьюзан привела Лиама в магазин, сначала она отвела его в овощной отдел. Во-первых, она попросила Лиама назвать цвет красных яблок. Когда он это сделал, она дала ему кусочек яблока, который был в магазине в качестве образца. Затем она попросила Лиама помочь ей положить 4 яблока в пакет. Перед тем, как положить в пакет яблоко, она делала паузу, чтобы Лиам мог их отсчитывать. По мере их продвижения по овощному отделу она попросила Лиама назвать цвет зеленого винограда, найти и посчитать апельсины, назвать цвет бананов и помидор. После каждого верного ответа она хвалила Лиама, предлагала ему образец из магазина, говорила ему «дать пять» или щекотала.

    Сьюзан продолжила выбирать нужные покупки. Когда она закончила, они остановились у прилавка с выпечкой. Сотрудник поздоровался с ними и мама Лиама подсказала ему поздороваться в ответ, после чего сотрудник дал ему бесплатный образец печенья. Кассир на выходе тоже поздоровался с Лиамом. Когда Лиам верно ответил с подсказкой, Сьюзан поощрила его ответ бурной похвалой и еще одним кусочком печенья!

    11:30-12:00. Обед

    Время обеда, и Лиам голоден. Сьюзан делает ему горячий бутерброд с сыром и разрезает его на четыре части. Она спрашивает Лиама, хочет ли он один или два кусочка. Когда он отвечает, что хочет два кусочка, Сьюзан кладет на его тарелку две четвертинки бутерброда, но просит Лиама сначала сосчитать их. Остальной бутерброд и миску с виноградом она ставит на полку так, чтобы Лиам мог их видеть, но не мог достать.

    Когда Лиам доедает два кусочка бутерброда, Сьюзан подходит поближе и ждет, чтобы он попросил добавки. Лиам забывает, что он может попросить, и пытается сам добраться до полки. Сьюзан подсказывает ему попросить виноград. Когда он успешно делает это, она дает ему три виноградины, и одновременно просит их отсчитывать. Когда Лиам доедает виноград, он говорит: «Еще винограда, пожалуйста». Сьюзан бурно хвалит его за спонтанную и вежливую просьбу и дает ему еще 5 виноградин. До конца обеда Лиам еще несколько раз практикуется в счете и просьбах, в том числе в просьбе выйти из-за стола, сказав: «Все, я наелся».

    14:30-15:30. Игра в парке

    Когда старшая сестра Лиама, Джессика, возвращается из детского сада, они вместе идут в парк. В этом месте Сьюзан трудно работать над поддержкой и обобщением, потому что Лиам может убежать, а ей одновременно нужно приглядывать за Джессикой и уделять ей внимание. По этим причинам Сьюзан выбирает небольшой и полностью огороженный забором парк. Так она может больше сосредоточиться на общении с детьми, а не на риске, что кто-то из них уйдет за территорию парка.

    Обоим детям нравится кататься с горки и Сьюзан предлагает им покататься с горки вместе. Джессика подводит брата к лестнице на горку, в то время как Сьюзан ждет у спуска. Лиам примерно 3 минуты катается с горки по очереди со своей сестрой.

    Позднее Лиам заинтересовался песочницей. Зная, что это его любимое занятие, Сьюзан подготовила совки, ведерки и грузовик. Когда Лиам начинает играть в песочнице, Сьюзан садится неподалеку и наблюдает за обоими детьми. Когда к ним подходит маленький мальчик, она подсказывает Лиаму поздороваться с мальчиком и предложить ему совок. Она предлагает им построить вместе горку для грузовика. Дети насыпают на горку песок по очереди. Когда у них получается большая гора песка, другой ребенок хватает грузовик и начинает скатывать его с горки. Лиам расстраивается, и Сьюзан подсказывает ему сказать «моя очередь», и подсказывает другому ребенку позволить Лиаму тоже поиграть. Сьюзан внимательно наблюдает за игрой детей, но Лиам с другим мальчиком самостоятельно играют по очереди с грузовиком еще 10 минут, после чего Лиам уходит покачаться на качелях.

    17:00. Накрывание на стол

    Сьюзан просит Джессику и Лиама помочь ей накрыть на стол. Лиам достает столовые приборы, а Джессика накрывает на стол. Джессика следит за тем, как ее брат отсчитывает нужное количество вилок, тарелок, салфеток и чашек. Если он ошибается, она поправляет его и помогает отсчитать верное количество.

    19:30-20:00. Время в ванне

    У Сьюзан и Лиама был насыщенный день, и Сьюзан не терпится уложить Лиама спать. Сейчас Сьюзан уже трудно творчески подойти к работе над поддержкой и обобщением. Так что она следует заведенной рутине. Пока наливается ванна, Лиам может попросить до четырех игрушек в ванну (резиновые уточки, подводные лодки, кораблики, самолеты и т. д.) Когда Лиам просит лодку, Сьюзан берет две разные лодки и спрашивает, хочет ли он красную лодку или фиолетовую. Когда в ванне оказывается 3 игрушки, она просит Лиама посчитать их.

    20:30. Спокойной ночи, Лиам! Отличная работа, Сьюзан!

    Во время этих коротких занятий Сьюзан смогла повторить с сыном названия цветов 7 раз, счет 11 раз, приветствия 3 раза, просьбы 9 раз и игру по очереди 6 раз. Она также работала над обобщением этих навыков в 3 различных местах с 5 различными людьми, включая 2 ровесников. Усилия Сьюзан гарантируют, что те навыки, которые усвоил Лиам сохранятся (поддержка), и что он сможет применять их в различных ситуациях (обобщение).

    Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на